И аристотель и пифагор – ( -) / .

Пифагор | Наука | FANDOM powered by Wikia

Файл:Kapitolinischer Pythagoras.jpg

Пифаго́р Са́мосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570 — 490 гг.до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

    Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих Пифагора в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и великого посвященного во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом» (4.95). Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются дошедшие до нас работы: философа-неоплатоника Ямвлиха (242-306 гг.), «О Пифагоровой жизни»; Порфирия (234-305 гг.), «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского (200-250 гг.), кн. 8, «Пифагор». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена (370-300 гг. до н. э.), родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев. Таким образом самые ранние известные источники писали о Пифагоре 200 лет спустя после его смерти, причем сам Пифагор не оставил собственных письменных трудов, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его учеников, не всегда беспристрастных.

    Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с Самоса. Мнесарх был камнерезом; по словам же Порфирия он был богатым купцом из Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год. Партенида, позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе. Рождение ребенка будто бы предсказала пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия». Партенида сопровождала мужа в его поездках, и Пифагор родился в Сидоне Финикийском (по Ямвлиху) примерно в 570 до н. э.

    По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя всё накопленное человечеством знание. В популярной литературе иногда приписывают Пифагору Олимпийскую победу в боксе, путая Пифагора-философа с его тёзкой (Пифагором, сыном Кратета с Самоса), который одержал свою победу на 48-х Играх за 18 лет до рождения знаменитого философа.

    В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящен в таинства, запретные для прочих чужеземцев.

    Ямвлих пишет, что Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увел в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.

    По Порфирию Пифагор покинул Самос из-за несогласия с тиранической властью Поликрата в 40-летнем возрасте. Так как эти сведения основываются на словах Аристоксена, источника IV в. до н. э., то считаются относительно достоверными. Поликрат пришел к власти в 535 до н. э., отсюда дата рождения Пифагора оценивается в 570 до н. э., если допустить, что он уехал в Италию в 530 до н. э. Ямвлих сообщает, что Пифагор переехал в Италию в 62-ю Олимпиаду, то есть в 532-529 гг. до н. э. Эти сведения хорошо согласуются с Порфирием, но полностью противоречат легенде самого Ямвлиха (вернее одного из его источников) o вавилонском пленении Пифагора. Точно неизвестно, посещал ли Пифагор Египет, Вавилон или Финикию, где набрался по легендам восточной мудрости. Диоген Лаэртский цитирует Аристоксена, который говорил, что учение своё, по крайней мере что касается наставлений по образу жизни, Пифагор воспринял от жрицы Фемистоклеи Дельфийской, то есть в местах не столь отдалённых для греков.

    Разногласия с тираном Поликратом вряд ли могли послужить причиной отъезда Пифагора, скорее ему требовалось возможность проповедовать свои идеи и, более того, претворять с

    science.wikia.org

    Древнегреческая натурфилософия (Аристотель, Демокрит, Пифагор и др.).

    Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. - natura — природа), или философия природы. Древнегреческая натурфилософия подразделяется на 3 периода.

    1. Ионийский период (VI-V века до н.э.).

    Господствует учение о первоначалах мира (огонь, вода, воздух, земля). Фалес Милетский

    (640-564 до н.э.) – древнегреческий философ, считал, что первоначалом всех вещей является вода, и всё произошедшее от неё наделено свойствами жизни, одушевлено. Анаксимандр (640-547 до н.э.) – ученик Фалеса, представлял себе первовещество более абстрактным, более неопределенным, бесконечным, или «апейроном», породившим и воздух и воду, в которой возникла жизнь.

    Первая научная программа древности – математическая программа Пифагора (580-500 до н.э.). Помимо известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, введение понятия иррациональности. Превыше всего ставил Число. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Пифагор заложил основы развития естествознания, опираясь на числовые закономерности, на законы бытия.

    2. Афинский период (V-IV века до н.э.).

    Автором второй научной программы древности – физической программы был Демокрит

    (ок. 460-370 до н.э.). Его атомистическое учение объясняло целое как сумму отдельно составляющих его идей. Основные принципы атомизма Демокрита:

    • вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц — атомов и незаполненного пространства — пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве;
    • атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно;
    • атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы — последние, образно говоря, «кирпичики мироздания»;
    • атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве;
    • различаются атомы по форме и величине;
    • все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний.

    Третьей научной программой древности было учение Аристотеля (384-322 до н.э.). Он представил мир как целое, естественно возникшее образование, имеющее причины развития в себе самом. В истории науки Аристотель известен также как автор космологического учения, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих столетий. Космология Аристотеля — геоцентристическое воззрение. Аристотель рассматривает Бога как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигатель».



    3. Эллинистский период (330 г. до н.э. – 30 г. н.э.).

    Одним из крупнейших ученых-математиков этого периода был Евклид (III век до н.э.). В своём труде «Начала» систематизировал все математические достижения того времени. В «Началах» были заложены основы античной математики. Созданный Евклидом метод аксиом позволил ему построить здание геометрии, носящей по сей день его имя. В этот период были также немалые достижения в области механики. Архимед (287-212 до н.э.) – первоклассный ученый, математик и механик эллинистского периода, решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа π (пи), ввёл понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага. Широчайшую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Согласно этому закону, на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема.

    В этот период получили своё развитие идеи атомистики в учении Эпикура (341-270 до н.э.). Он внёс в описание атомов, сделанное Демокритом, некоторые поправки:

    • атомы не могут превышать известной величины;
    • число форм атомов ограничено;
    • атомы обладают тяжестью и т. д.

    Но самое главное в атомистическом учении Эпикура – это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов. Он высказал мысль, что изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов.

     

     

    cyberpedia.su

    Лекция 5. Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель

    Количество просмотров публикации Лекция 5. Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель - 429

    Пифагор(6 в. до н.э.) вместе с учениками разработал концепцию числа как основы всœего в мире. Различные сочетания чисел создают гармонию космоса (или небесных сфер) – каждое небесное тело: Солнце или планета͵ вращаясь, издаёт свой звук. Эти звуки составляют мелодию, которую можно представить в виде числового соотношения. Знание данного числового соотношения – ключ к пониманию сущности мира.

    ДоСократа(469 – 399 до н.э.) любая идея в философии просто утверждалась. Сократ стал рассматривать различные варианты ответов на философские вопросы. Стоит сказать, что для него основным методом нахождения истины стал диалоᴦ. Мастерство диалога Сократ называл майевтикой – определœением понятия с помощью искусно задаваемых вопросов. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, муд­рость, справедливость, красота и т.д.), он выделял ложные определœения и находил правильные. Сократ первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной при­знак их истинности. В диалектических спорах Сократ стремился доказать целœесо­образность и разумность как мира, так и человека. Он впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоре­чия его души. Благодаря этому познание переходит от сомнения ʼʼя знаю, что я ничего не знаюʼʼ к рождению истины посредством самопознания. Сократ ут­верждал, что добродетель проистекает из знания, лучшей формой правления в государстве будет власть мудрецов, ᴛ.ᴇ. опытных, честных, справедливых, порядочных, об­ладающих искусством государственного управления людей.

    Платон (427-347 или 420-348 до н.э.) – основатель идеалистической философии. Материальный мир, который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и в связи с этим не бывают подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определœенные образцы - идеи. Все вещи в мире состоят из активных идей и подчинённой им материи, они подвержены изменениям и развитию. Развиваясь, всœе стремится к цели своего развития, отсюда еще один аспект понятия "идея" - это цель развития, идея как идеал. Выше всœего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит всœе реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (аналогично тому, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются

    правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники.

    Аристотель(384 – 322 до н.э.) рассматривая отдельные вещи: камень, растение, животное, человека, выделяет в каждой из них материю (субстрат) и форму. Форма нематериальна, но она не является (в отличие от платоновской идеи) и потусторонней сущностью. В бронзовой статуе материя - ϶ᴛᴏ бронза, а форма – очертания статуи. Форма есть глав­ная причина бытия. Всего причин четыре: формальная – сущ­ность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целœе­вая – во имя чего совершается действие. По Аристотелю существует т.н. чистая фор­ма, освобожденная от материи – Боᴦ. Это не физическая, а целœевая, фи­нальная причина, неподвижный перводвигатель. Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов внешнего мира. Источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия.

    Аристотель создал Логику – на­уку о законах мышления. Он сумел выделить эти зако­ны в четкой и ясной постановке. Одним из ключевых элементов логики является учение о силлогизме (букваль­но: о считывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе – особенное, третье – вывод. Силлогизмом является, к примеру, такое рассуж­дение: (1) В случае если всœе люди смертны (2) И всœе греки–люди (3) То всœе греки смертны. Аристотель считал лучшими формами правления те, при которых власть принадлежит разумным, бескорыстным людям – аристократам или просвещенному монарху. Тиранию или демократия мыслитель не принимал.

    referatwork.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о