Святой Себастьян в живописи: lovers_of_art — LiveJournal
?- Религия
- Cancel
Хосе де Рибера — Спасение Святого Себастьяна Святой Ириной
Святой Себастьян — один из самых знаменитых католических святых. Всемирной известностью он обязан не только подвигами, совершенными во имя веры, но и художникам. Живописцы всех времен, народов и конфессий рисовали его столь часто, что превратили в один из самых узнаваемых образов в истории. Интересна биография Святого Себастьяна, а также причины, по которым этот святой в наше время столь почитаем гей-сообществом.
Сандро Ботичелли — Святой Себастьян — 1474
Согласно «Золотой легенде» доминиканского богослова Иакова Ворагинского, Себастьян родился в провинции Нарбонская Галлия (сейчас это территория Франции) приблизительно в 256 году.
Тайное стало явным после того как двоих друзей Себастьяна — братьев Марка и Маркеллина — приговорили к казни за их веру. Под давлением близких братья уже были готовы отречься, но Себастьян убедил их не делать этого. Тотчас его плащ «воссиял чистейшей белизной», святого окружили семь ангелов, и все присутствующие увидели Прекрасного юношу, который сказал Себастьяну: «Ты всегда будешь со мной».
Тут же Себастьян исцелил Зою, немую жену Никострата — хозяина дома, в котором содержали заключенных. Никострат тоже уверовал — он снял с узников оковы и умолял их бежать, но те отказались. Родители Марка и Маркеллина тоже уверовали, приняли крещение и излечились от недугов.
Узнав об удивительном исцелении, тяжко болевший префект Рима Хроматий, тоже уверовал, был крещен и исцелен. Уверовал также его сын Тибурций, а с ним уверовали и его солдаты. К вечеру количество новообращенных достигло полутора тысяч. Всех их, разумеется, казнили.Пьетро Перуджино — Святой Себастьян
Святого Себастьяна император повелел пронзить стрелами. И хотя, по словам Иакова Ворагинского, он был столь густо утыкан стрелами, что «был подобен ежу», Себастьян не умер. Чудесным образом освободившись от уз, он пришел в императорский дворец, чтобы Диоклетиан лично удостоверился в мощи его веры. Но Диоклетиан был скептиком. На этот раз он приказал забить Себастьяна камнями и палками.
Лодовико Карраччи — Святой Себастьян, брошенный в Клоаку Максиму — 1612
Само собой, в биографии святого Себастьяна есть спорные моменты. К примеру, богослов святой Амвросий настаивал на том, что Себастьян родился и вырос в Милане. Другие утверждают, что после первой казни он освободился от пут не сам, а с помощью Ирины — вдовы святого мученика Кастула, которая пришла на место казни, чтобы похоронить Себастьяна, и обнаружила его живым. Ирина ухаживала за ним несколько дней, и впоследствии сама была причислена к лику святых.
В той или иной трактовке этот сюжет стал одним из самых востребованных среди живописцев — первые известные изображения святого Себастьяна датируются серединой VI века.
Ханс Бальдунг — Алтарь святого Себастьяна — центральная часть — Мученическая смерть святого Себастьяна
Что можно узнать из большинства иконографических «Мученичеств святого Себастьяна»? Что он был хорош собой. Что лучники Диоклетиана (по крайней мере, многие из них) не отличались меткостью. Что казнь Себастьяна не вызвала особых эмоций ни у горожан, ни у него самого — должно быть, во времена Диоклетиана подобные мероприятия были делом обыденным. Более того, на фоне других казней (соратников Себастьяна закапывали живьем, бросали на раскаленные угли, прибивали гвоздями к пням и деревьям) расстрел выглядит едва ли не актом милосердия. Возможно, свою роль сыграли годы безупречной службы, ведь, по свидетельству Иакова Ворагинского, Диоклетиан любил Себастьяна и «… всегда отличал его среди первых своих придворных».
Антонелло да Мессина — Святой Себастьян
В конце XV века святой Себастьян пережил очередной всплеск популярности. В Европе свирепствовала чума, и Себастьяна считали защитником от этой напасти. Первый случай заступничества святого Себастьяна описан в труде бенедиктинского монаха Павла Диакона «История лангобардов»: в конце VII века он спас от чумы Павию. По божественному откровению было возвещено, что мор не прекратится, пока в Павии (в этом городе чума свирепствовала особо) не будет воздвигнуть алтарь святому Себастьяну. Алтарь поставили в храме святого Петра, туда же перевезли мощи святого, «моровое поветрие» стало стихать.
Эта история снова обрела актуальность в 1460-е, когда эпидемия чумы вспыхнула во Франции после почти векового отсутствия.
Легенда о волшебном исцелении Себастьяна обрела новое звучание — люди верили, что покровительство святого отведет от них черные стрелы смертельной болезни. В этом полузабытом качестве святой Себастьян был весьма востребован и художниками, и обывателями: охваченные паникой горожане почитали святого с утроенным рвением.
Йюссе Лиферинкс — Заступничество святого Себастьяна — 1499
С годами в живописных изображениях святого Себастьяна стало появляться все то, чего так не хватало изначальному канону: драма, нерв, авторское сопереживание.
Тициан Вечеллио — Алтарь Аверольди (фрагмент — Святой Себастьян) — 1522
В современном обществе святой Себастьян занял новую и, на первый взгляд, неожиданную «нишу»: своим покровителем его считает гей-сообщество. Впрочем, только на первый взгляд. Какие бы чувства (от христианского смирения до по-своему вполне праведного гнева) не взывал этот факт у верующих всего мира, выбор может показаться логичным.
Немалый вклад в развитие отношений между Себастьяном и гомосексуалистами внесли все те же художники, удобрявшие почву для этого союза еще в XVI веке. Взгляните на Себастьяна в исполнении Аньоло Бронзино — святой ангелоподобен, игрив и излучает лукавство: довольно неожиданное сочетание качеств (особенно для человека, в боку которого торчит стрела).
Аньоло Бронзино — Святой Себастьян — 1533
У Святого Себастьян Эль Греко отчетливо просматривается почти женская грудь и сам он не отличается слишком мужественным брюшным прессом; труднообъяснимое эротическое напряжение пронизывает эту картину, словно радиация. Все это слишком бросается в глаза, чтобы не искать здесь подтекст.
Эль Греко (Доменико Теотокопули) — Мученичество святого Себастьяна — 1579
Что касается современных трактовок, тут зачастую играют в открытую. Экстаз на лице Себастьяна (который раньше проходил по ведомству религиозного) становится все более чувственным. Стрелы — реальные или метафорические — нередко остаются «за кадром».
Роберто Ферри — Святой Себастьян — 1978
Другая ветвь эволюции образа святого Себастьяна — провокационные трактовки: его не обошли своим вниманием ни легенда поп-арта Кит Харинг, ни гений эпатажа Дэмиен Херст.
Кит Харинг — Святой Себастьян — 1984
Дэмиен Херст — Святой Себастьян. Изысканная боль — 2007
Впрочем, гримасы современного искусства доставляют Себастьяну не больше вреда, чем стрелы императорских гвардейцев. История его жизни и, особенно, смерти легко отделяется от любого контекста. Она способна спровоцировать эмпатию даже у атеиста, поскольку символизирует преданность своим убеждениям и готовность отстаивать их до конца.
Эгон Шиле — Автопортрет в образе святого Себастьяна — 1914
Жития святых в искусстве: Святой Себастьян
Tags: живопись, история
Subscribe
Новый год настает !
С Новым годом, с Новым счастьем ! С Наступающим Новым годом! Пусть наступающий Новый 2023 год принесет только хорошее! Радость , Здоровье,…
Выставка «Грани XX века»
На выставке в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре до конца января можно увидеть произведения классиков отечественного…
Шурик и Шарик ).
..Открытки для детей Лениздат, 1970 год, тираж 200 000, цена 3 коп. Художник Б.Семенов Стихи А.Лосева
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Образ святого Себастьяна в творчестве художников Возрождения
Цель: изучение художественных поисков различных художников эпохи Возрождения в изображении образа Святого Себастьяна.
Святой Себастьян
Будто лежа он стоит, высок,
Мощной волею уравновешен,
Словно мать кормящая нездешен,
И в себе замкнувшись, как венок.Стрелы же охотятся за ним,
И концами мелкой дрожью бьются,
Словно вспять из этих бедер рвутся.
Он стоит – улыбчив, нераним.Лишь на миг в его глазах тоска
Болью обозначилась слегка,
Чтоб он смог презрительней и резче
Выдворить из каждого зрачка
Осквернителя прекрасной вещи.Райнер Мария Рильке
– Как мы уже знаем, Возрождение – это
«восстановление» реалистического и
высокопрофессионального изобразительного
искусства, начавшегося в Италии под впечатлением
от античных памятников, или, как сказал
французский историк XIX века Жюль Мишеле, –
«Открытие мира и человека». Но, следует сказать,
что итальянские мастера Возрождения в реализме
своего творчества пошли гораздо дальше своих
древних учителей.
Каким же видели художники Возрождения человека. Обратимся к их произведениям и попробуем разобраться, в чём ценность человека и его назначение в этом мире через образ Святого Себастьяна.
Итак, кто же этот человек, Святой Себастьян? В истории его знают как римского воина, принявшего христианство и почитающегося как защитника от чумы.
Давайте вместе посмотрим, как различные художники показывают своё отношение к этому человеку.
Антонелло да Мессина. Итальянский
художник Раннего Возрождения показал трагизм
сюжета, но при этом окружил радостным светом,
который пропитал все её объёмы.
Мы видим фигуру расстреливаемого мученика и
безмятежный городской вид, что принадлежит двум
разным пространствам и временам. И Антонелло да
Мессина представил на фоне мирного современного
города незримого его хранителя.
Нужно отметить, что автор впервые заменил
обычное ранее профильное изображение фасовым и
овладел искусством передавать выразительность
взгляда, а тем самым – цельность душевного мира
своих героев.
Эта работа помогла Антонелло овладеть секретами
приготовления масляных красок. Новая техника
позволила покончить с жёсткостью линий, и
телесные формы впервые стали подлинно живой
плоскостью, поэтому сейчас мы можем видеть, как
виртуозно художник работал над картиной,
используя различные оттенки, изображая объёмы,
пространство и перспективу. И, при этом, сам образ
проникнут страданием и верой. Здесь мы можем
сравнивать с картинами с изображением Христа,
который имел глубокую веру и стойкость в тяжёлом
испытании.
Вторая работа с изображением Святого
Себастьяна принадлежит кисти Антонио
Поллайоло, флорентийского художника
Раннего Возрождения.
Проследите внимательно отличие образов Святого
Себастьяна разных художников.
Его картину также можно назвать примером
экспериментирующей живописи.
Действительно, мифическая история о Себастьяне,
юноше, осыпанном градом стрел и впоследствии
сожжённом на костре за свою веру, была необычайно
популярна в искусстве Возрождения: чуть ли не
каждый художник создавал своего собственного
Себастьяна. Привлекала тема стойкости духа, но не
последнюю роль играло и то, что Себастьяна можно
было написать обнажённым: нагое юношеское тело,
содрогающееся от жалящих стрел, – сущий клад для
изобразительных поисков. Поллайоло одержим
страстью исследования человеческой фигуры в
различных положениях. Палачей, стреляющих в
Себастьяна, он располагает попарно, причём оба
персонажа каждой пары находятся в одинаковой
позе, но, видимо, с противоположных точек, то есть
как бы зеркально удвоенной. Два наклонившихся
человека на первом плане – это, в сущности, один и
тот же человек, только в одном случае он показан
со спины, в другом спереди. Из-за различия точек
зрения кажется, что и позы разнообразные. Не так
откровенно, но так очевидно, но подобный
подробный подход наблюдается у большинства
современников Поллайоло. Но эти, так называемые,
«формальные задачи» связаны с содержательными.
Может, где-то мы заметим, что задача
«одухотворённого выражения лица» ставится чисто
формально. В другом случае – поиски выражения
объёма на плоскости могут иметь большой
содержательный смысл, как и было в Возрождении. И
художники, включая и Поллайоло, усердно и
страстно работали над проблемами
выразительности образов, что и говорит о том, что
Возрождение является исследователем мира.
– Каким изобразил Поллайоло Святого
Себастьяна?
– Чем отличается Святой Себастьян Антонио
Поллайоло от Святого Себастьяна Антонелло да
Мессина?
Работы следующих художников относятся к Высокому Возрождению, где складываются определённые традиции, продолжается пора открытий в живописи, и произведения этого периода богаты воплощением человеческой природы, художественного совершенства для западного искусства будущих времён.
Обратим внимание на образ Святого Себастьяна
итальянского художника Тициана Вечеллио.
Это произведение относится к позднему периоду
творчества Тициана. В то время его мироощущение
переменилось: нет и следа прежней безмятежности.
Во II половине XVI века страну постигает бедствие:
её опустошает бедствие чумы, это грозный бич
средних веков (от чумы, кстати, и умирает позднее
сам художник). Это бедствие отражается и на
творчестве художника. Он пишет такие картины, как
«Кающаяся Магдалина», «Несение креста».
В «Святом Себастьяне» эти настроения выражены
ещё сильнее – выражены самой живописью,
колоритом, стихия его живописности почти выходит
из берегов. Герой стоек и мужественен до конца, но
его окутывает и затопляет мрак. Какое-то грозовое
марево плывёт, клубится, вспыхивает красными
проблесками и сгущается в тёмную тучу.
Здесь нет прежней мажорной спокойной цветовой
гаммы Тициана, сияющие краски уже заменяются
монохромными.
Если верить традиционным данным, художнику,
когда он работал над «Себастьяном», было около
ста лет. Не удивительно, если его зрение тускнело,
но удивительно то, что он, подобно глухому
Бетховену, именно в это время взял новый рубеж
своего искусства. Его живопись, при сближённых
тонах, становится, как никогда, динамичной по
мазку, трепетной по фактуре. Тёмный фон не глухой,
а живой, он весь пронизан какими-то тонами,
кажется, что в нём всё время происходит некое
движение. Если вглядеться, вблизи видна огромная
сложность и смелость живописной кладки. Кое-где
ясно прослеживается подмалёвок, в некоторых
местах видны даже нити холста, а рядом – сгустки
краски, как застывшая лава.
И Себастьян смотрится на этом фоне единым
светлым пятном, как надежда, неувядающая жизнь,
стойкость и мужество в перевес мраку, злу в этом
мире, чуме, уносящей многие жизни людей.
Немецкий живописец Матиас Грюневальд,
чьё настоящее имя Матис Готхардт (Нитхардт), так
же изображает Святого Себастьяна.
Посмотрите внимательно, как своеобразно
художник решает композицию, изображая античную
колонну и Себастьяна, расстреливаемого из луков.
Даже изображение драпировки здесь использовано
как необычный ход.
Но, уцелев в этом испытании, Себастьян вновь стал
отстаивать перед императором свою веру, что
говорит о том, что вера человека может спасти его.
Но за это Святой Себастьян был предан сожжению,
что говорит о бесстрашии перед смертью, о жертве
во имя правды и величии души человека.
Скульптурные формы его фигуры характерны для
итальянской живописи. Следовательно, художнику
были известны достижения итальянских мастеров, и
он сознательно избрал для данного произведения
собственный стиль, разительно отличавшийся от
стиля итальянцев.
– Какие выводы мы можем заключить, исходя из произведений различных мастеров эпохи Возрождения.
Ответы учащихся.
Человек имеет великую силу, он стоек и мужественен, и способен противостоять даже смерти, и вера его не должна покидать его, а спасать, выживать в самых тяжёлых ситуациях и вселять надежду в сердца людей.
Мученичество святого Себастьяна, в порядке возрастания сексуальности и убывания истинного мученичества — Тост
Позвольте мне раскрыть вам один великий маленький секрет о картинах святых и мучеников: это давний предлог рисовать младенцев. Вы знаете, как художники эпохи Возрождения всегда говорили: «Это ОЧЕНЬ исторически важно, что я рисую этого голого младенца с лебедем, который выглядит как член, растущий из сугроба, чтобы потомки никогда не забывали о важности Леды для… для 9».0003 Илиада причины»? То же самое с мучениками, часто, и то же самое, только в большей степени, и особенно для нашего приятеля Святого Себастьяна.
Себастьян принял мученическую смерть во время гонений Диоклетиана в конце третьего века. Как ни странно, несмотря на то, что он, вероятно, был забит до смерти, его почти всегда изображают застреленным стрелами. Его также почти всегда изображают терминальным младенцем, часто за счет того, что он выглядит так, как будто он на самом деле умирает.
Но самое лучшее в Святом Себастьяне то, что он стал иконой геев-невидимок в 1800-х благодаря своей а) красоте и б) стрелам .
Самой ранней гей-иконой, возможно, был святой Себастьян, христианский святой и мученик, чье сочетание сильного телосложения без рубашки, символической пронзенной стрелой плоти и восторженного взгляда боли интриговало художников, как гомосексуалистов, так и гетеросексуалов, на протяжении веков и с самого начала. первый явно гей-культ в девятнадцатом веке. Журналист Ричард А. Кэй писал: «Современные геи увидели в Себастьяне одновременно ошеломляющую рекламу гомосексуального влечения (действительно, гомоэротического идеала) и прототипический портрет замученного шкафа».
Я не возражаю против этого. Меня устраивает. Но задолго до того, как уранийцы сделали его своим любимым мальчиком с красными губами, художники по всей Европе подчеркивали красоту почти выброшенной тоги Святого Себастьяна, а не ужасную смерть, которую они якобы изображали. Чем милее святой, тем мягче смерть.
Это то, что я ожидаю увидеть, когда смотрю на картину под названием «Мученичество святого Себастьяна», понимаете? Я знаю, во что ввязываюсь, если что-то называется «Сад плотских наслаждений», или «Полдень с пожирателями лотоса», или «Венера и буквально кто угодно», но я вижу слово «мученичество» и ожидаю увидеть суровый, полностью одетый святой сердито указывает на небо. И эта картина выполняет это обещание.
Тоже хорошо! Люди на самом деле стреляют в него стрелами, и он выглядит недовольным этим. Или, по крайней мере, как-то потушить.
«Мэллори, кажется, это очень низкая планка для оценки этих картин?» ПОДОЖДИТЕ И ПОСМОТРИТЕ, МОЙ ДРУГ.
Не говоря уже о том, что у этого Святого Себастьяна ровно одна стрела, и она в ноге, это неплохо. Большая часть его таза прикрыта, у него в целом «мертвое» качество, которое я нашел особенно эффективным, и его лицо не сияет, как будто он только что отсосал тюбик коралловой помады.
«Они не могут быть более диковинными, он в надутом подгузнике…» ЖДИТЕ ЭТОГО.
Здесь мы переходим в одну из моих любимых поз «Танцующий Себастьян». Его немного потрепали, но он также явно собирается начать аккуратный маленький двухшаговый бросок.
Есть обнаженные и есть обнаженные , вы знаете? Есть «этот человек оказался голым» и есть «ПОСМОТРИТЕ, КАК ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ОБНАЖЕН». Небрежно, но точно накинутый на его член комочек ткани однозначно относится к категории «ПОСМОТРИТЕ, КАК ОН ГОЛЫЙ».
ПОЧЕМУ ТЫ НАКРАСИЛ ЛИЦО РЕБЁНКА НА САМОМ ПЯТОМ ТЕЛЕ НА ЭТОЙ КАРТИНКЕ
Этот святой Себастьян не истекает кровью, но у него невероятное определение теленка, и он удобно привязан к дереву именно в этом месте мужчины, которые гордятся своими бицепсами, делают татуировки в виде колючей проволоки.
В этом даже стрел нет, стрел нет даже на картинке , он просто падает и не-надел красивое малиновое одеяние, он просто умирает от НАДО КРАСИВЫЙ ПРЕРАФАЭЛИТСКИЙ РОТ
Это обложка альбома Smiths
он сосет живот и выпячивает бедра, я обожаю, как он не кровоточит из двух неглубоких ран на теле и как тщательно он это делает подстригал зону бикини
ТЕПЕРЬ ОН САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕРЖИТ СТРЕЛЫ И КРАТИТ ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ
он ПРОВЕРЯЕТ ЗВУК 0 его собственная СТРЕЛА развратна0004 и я ЛЮБЛЮ ЭТО
спокойной ночи, ребята
[Изображения через]
Мэллори — редактор The Toast.
Крестный ход Святого Себастьяна хоругви от Sodoma | Ortworks
Giovanni Antonio Bazzi, известный как Sodoma
Museum
The Uffizi
Коллекция
Живопись
Техника
Масло на холсте
206 x 154 CM
206 x 154 CM
9559502. 1899502 899502
0215502 8990215502 8990215502 899502
206 x 154 CM
955206 x 154 CM
206 x 154.0
Окрашенный с обеих сторон, в связи с назначением, для которого предназначалось произведение, которое требовало, чтобы оно было видно как спереди, так и сзади, процессионный хоругвь был заказан в Содоме в 1525 году членами компании Святого Себастьяна, одна из многих ассоциаций сострадания и помощи больным, образовавшихся в районе Порта Камоллиа в Сиене. Традиционно роль защитника от эпидемических болезней отводилась Себастьяну, преторианцу римской армии, человеку христианской веры, приговоренному Диоклетианом к смерти. На протяжении многих веков, а в особенности между 14 и 18 веками, эти болезни неоднократно бичевали земли Европы. Страсти святого, которого привели на Палатинский холм, привязали к дереву и пронзили стрелами, определяются в иконографии эпохи Возрождения. В этом контексте Себастьян олицетворяет собой идеал сильной, юношеской красоты, побеждающей даже перед лицом самых жестоких мук, таких, как болезни, неизвестные и смертельные в те века, но с которыми человек научился сосуществовать, окружить себя сетью социальной солидарности, такой как братства. Содома помещает главного героя на передний план, рисуя его при ярком свете тонкой светотенью на фоне пейзажа, усеянного древними руинами, о котором он узнал в Риме, наблюдая за примером, подаваемым Рафаэлем и его учениками. Легенда о святом, определяемом агиографами как «атлета Кристи», совпадала — особенно в ренессансной чувствительности — с указанием на совершенное, атлетическое тело, искривленное болью и повторяющее форму ствола дерева, к которому он привязан. Содома, как и его сверстники, имел доступ к огромному количеству древнегреческих и римских статуй, нескончаемому запасу моделей и форм, которые он использовал, чтобы определить правильный уровень формального совершенства и в то же время олицетворить выражение драма. Его наибольшее вдохновение исходило от самой знаменитой и копируемой скульптуры в Риме 16 века: Лаокоона и его сыновей, группы мраморных статуй, найденных на Оппиевом холме и сразу же обретших огромную и длительную иконографическую популярность. Икона святого, немощного и страдающего, со слезами, струящимися по его прекрасному лику, принимая от ангела мученический венец, первой являлась верующим во время крестных ходов, возбуждая самые душевные чувства сострадания и веры. Но функция штандарта и его сообщение завершаются в сцене, изображенной на обороте, более торжественном и официальном изображении, прославляющем Богородицу, защитницу Сиены, чей взгляд останавливается на группе преданных, преклонивших колени внизу картины. В центре их находятся церкви Святого Сиджизмондо и Святого Рокко. Совместные руководители компании, они тоже были в числе первых христианских мучеников. В частности, Сан-Рокко (Монтепелье 1345/1350-Анжера?, Варезе 1376/79) — еще одна фигура, традиционно связанная с контекстом исцелений из-за его роли защитника от чумы. Легенда гласит, что Рокко во время паломничества в Рим, пожертвовав все свое имущество бедным, остановился в Аквапенденте, недалеко от Витербо, посвятив себя помощи больным и совершению чудесных исцелений, которые распространили его славу повсюду. Сам он заболел чумой и заболел, но выздоровел и вскоре снова отправился в путь, продолжая свою благотворительную деятельность. Говорят, что Рокко умер в тюрьме после того, как солдаты арестовали его недалеко от Анджеры как подозрительного человека. Его культ получил чрезвычайно широкое распространение по всей северной Италии, особенно в Ломбардии. Содома изображает святого с посохом пилигрима и ангела с традиционными атрибутами, при этом указывая на его правой ноге «фурункул» — одутловатое опухшее пятно, оставленное страшной черной чумой.