Святой алексей московский: АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ — Древо

Краткое житие — Святитель Алексий Митрополит, Московский и всея России чудотворец

Краткое житие святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца.

празднование святому 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября

Великий светильник земли Русской святитель Алексий, митрополит Московский, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда вся Русская земля уже 150 лет стонала в порабощений, постоянно подвергаясь хищническим набегам завоевателей, избивавших русских людей, уводивших их в тяжкий плен, оставлявших после своих набегов одни развалины и пожарища.

Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей. Русская земля была раздроблена на отдельные враждующие княжества, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага.

В это тяжелое время единственная сила, скреплявшая русский народ в одно целое, была Святая Православная Церковь. Из недр ее возникли великие светильники, которые своим высоким духом и примером жизни подавали соотечественникам надежду на возможность освобождения и воодушевляли их на борьбу с жестокими поработителями. Такими светильниками были и святитель Петр, первый Московский митрополит, и его преемник — святитель Алексий, и «Игумен земли Русской»—преподобный Сергий Радонежский.

Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Родители его Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был князь (сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича) Иоанн, будущий великий князь Московский (1328—1340), прозванный за щедрую раздачу милостыни Калита (т. е. «мешок с деньгами»).

Предание повествует, что еще в отрочестве Господь открыл будущему Святителю его высокое предназначение. Стремясь к уединению, отрок Елевферий любил ловить сетями птиц в окрестностях города. Однажды, подстерегая их, он задремал и в тонком сне услышал голос: «Алексие, что трудишься напрасно? Ты будешь ловцом человеков». Голос был столь явственным, что отрок тотчас пробудился. Но вокруг никого не было.

С того времени отрок Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания. Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.

В 1320 году Елевферий принял монашеский постриг в Московском Богоявленском монастыре с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий.

Более 20 лет святой Алексий подвизался в той обители, смиренно проходя иноческие послушания под руководством опытного в духовной жизни старца Геронтия.

В Богоявленском монастыре святой Алексий был связан глубокой духовной дружбой с иноком Стефаном, старшим братом Преподобного Сергия Радонежского.

Как сын знатного боярина, святой Алексий получил лучшее по тому времени образование. В монастыре он занялся изучением греческого языка, а затем сличил и исправил славянский перевод Новозаветных книг по греческим подлинникам.

Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского (+1359; память 14 марта). Он поручил святому Алексию заведывание судебными делами Церкви, и тот в течение 12 лет исполнял эту должность со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года святитель Феогност рукоположил святого Алексия во епископа Владимирского, предполагая впоследствии назначить его своим преемником. Так как святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах, то великий князь вместе со святителем Феогностом стал ходатайствовать об этом у Константинопольского Патриарха.

Весной 1353 года от моровой язвы умерли митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый. Но ходатайство их было удовлетворено. Святой Алексий стал преемником святителя Феогноста на Московской митрополичьей кафедре.

В 1354 году он совершил путешествие в Константинополь и получил там от Патриарха Филофея благословение и утверждение на кафедру митрополита Киевского (фактически Московского) и всея Руси.

На обратном пути из Константинополя корабль, на котором возвращался святитель Алексий, попал в сильную бурю, но, по молитвам святителя, плавание прошло благополучно. Святитель дал обет построить храм во имя того святого, память которого придется в день благополучного возвращения. Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 году был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия— преподобный Андроник.

Возвратившись в Москву, которая со времени святителя Петра была резиденцией Всероссийских митрополитов, святитель Алексий принял на себя управление Русской Церковью и неустанно трудился на этом поприще 24 года: поставлял епископов, заботился об упорядочении иноческой жизни, устройстве общежительных монастырей, примером для которых была обитель Святой Живоначальной Троицы, основанная Преподобным Сергием.

Слава о мудром святителе и молитвеннике далеко распространилась за пределы России. В 1357 году хан Джанибек прислал великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу (1353 —1359) требование, чтобы тот отпустил в Орду святителя Алексия для исцеления его ослепшей жены, ханши Тайдулы, угрожая, в случае отказа, разорением всей Русской земли. «Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мной мир. Если же не пошлешь его мне — я разорю огнем и мечом твою землю»,— передал хан великому князю.

Смиренный святитель не считал себя достойным совершить чудо исцеления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возможно,— он не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Родины и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих,— сказал святитель Алексий,— но я верю Тому, Который дал прозреть слепому,— не презрит Он молитвы веры».

Перед отъездом в Орду святитель Алексий вместе с духовенством совершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра и Господь дал ему знамение, укрепившее его дух: свеча у гроба святителя Петра возгорелась сама собой. Святитель взял часть этой свечи и отправился в Орду.

Еще до прибытия святителя Алексия Тайдула видела его во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вышел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную от раки святого митрополита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой Тайдулу, и та тотчас прозрела. Хан и все бывшие при славном исцелении изумились и восславили Бога. Хан Джанибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воздвиг в 1365 году Чудов монастырь, в память чуда архистратига Божия Михаила в Хонех. В этом монастыре святитель завещал себя похоронить.

После смерти Джанибека святителю Алексию вновь пришлось ехать в Орду для ходатайства о Русской земле перед свирепым ханом Бердибеком, убившим своих 12 братьев и грозившим полным опустошением Русской земле.

Великий печальник Русской земли святитель Алексий не побоялся идти в Орду на угрожавшую ему смерть. Нося в сердце слова Господа Иисуса Христа: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11), он отправился к грозному хану и с Божией помощью сумел своей Богодухновенной беседой укротить его ярость и получить от хана заверение о мире для христиан.

После смерти великого князя Иоанна Иоанновича (+1359) святитель Алексий был духовным наставником десятилетнего благоверного князя Димитрия — наследника великокняжеского престола.

Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык (грамоту) на великое княжение. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств. Объединение их легло в основу великой победы русского народа на Куликовом поле в 1380 году.

В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении Российской паствы и духовном ее просвещении. С этой целью он восстановил в Москве прежние обители и создал новые, в том числе женские обители Алексеевскую и Зачатьевскую (где подвизались две его сестры — игумения Иулиания и монахиня Евпраксия). Им также были основаны обители — Благовещенская в Нижнем Новгороде и в честь святых равноапостольных Константина и Елены во Владимире.

Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть преемником на Всероссийском Митрополичьем престоле своего давнего духовного друга Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви Преподобного Сергия как «Игумена всей Русской земли».

Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года и был погребен, согласно завещанию, в Чудовом монастыре.

Выдающийся Первосвятитель Русской Церкви оставил потомкам великое сокровище — собственноручно написанное Евангелие, переведенное им с греческого языка. Это Евангелие благоговейно хранилось в Чудовом монастыре несколько столетий.

Более чем через 50 лет честные мощи святителя Алексия были обретены нетленными, когда крыша деревянного храма, в котором был погребен святитель Алексий, во время Божественной литургии обрушилась. Никто из молившихся и служивших не пострадал. Когда стали возводить фундамент нового, каменного храма, то обнаружили его нетленные мощи, которые положили в Благовещенском приделе нового храма.

Прославление святителя Алексия совершилось 20 мая 1431 года.

В течение всей истории России святитель Алексий почитался как великий заступник и молитвенник Земли Русской. Благодарные потомки заботились об украшении его раки. В Чудовом монастыре был построен храм в честь святителя Алексия. В этот храм святые мощи были торжественно перенесены в 1485 году.

В настоящее время мощи святителя Алексия почивают в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве, где еженедельно по воскресеньям читается акафист Святителю.

В конце XVI века при царе Феодоре Иоанновиче было установлено празднование в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы (5/18 октября). Позднее, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского, перед Святейшим Синодом в число поминаемых в этот день Московских святителей вошел святитель Филипп, а с 1913 года священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

Святитель Алексий, митрополит Московский


 Дорогие братья и сестры!


В сонме московских святителей, память которых Русская Церковь отмечает 5 (18) октября, особое место занимает святитель Алексей, при святом крещении нареченный именем Елевферий.

Московские святители своей жизнью явили пример истинного христианства, проявляя неустанное попечение о церковном и государственном устроении. Власть, которой по роду своего служения они обладали, послужила им не в осуждение, а в прославление: они заботились не о своих интересах, а о вечном спасении вверенной им паствы. Бремя огромной ответственности за судьбу Родины не только не сломило их, а наоборот, мобилизовало на борьбу за правду Христову.

Духовный писатель и историк Русской Церкви А. Н. Муравьев писал: «Величественно лицо святителя Алексия, в сонме прославленных иерархов наших Петра, Ионы и Филиппа, по церковной и государственной важности его деяний; так светло сияет лик его, из глубины XIV века, рука об руку со смиренным лицом преподобного Сергия, осеняя своим духовным союзом царствующий град. Если святитель Петр положил основание его величию перенесением своей кафедры в новую столицу всея Руси и прозрел ее будущую славу, …то святитель Алексий довершил благое начало, упрочив за славным внуком Иоанновым княжение Московское, ибо он был опекуном его детства, умиротворителем князей и священным щитом их от насилия Орды» (Предисловие к Житию святителя Алексея, митрополита Киевского и всей Руси чудотворца).

Святитель Алексий, митрополит Московский (празднование святому 12/25 февраля, 20 мая/2 июня — обретение мощей, 5/18 октября), неустанно заботился об усмирении распрей, терзавших русских князей и народ. Святому неоднократно приходилось ездить в Золотую Орду с ходатайством о защите Руси от истребляющих все на своем пути татарских набегов. Московскому княжеству и святителю лично противостояло крепкое Литовское княжество во главе с воинствующим князем Ольгердом, Тевтонский орден и Польша. Усиливавшиеся Тверское и Суздальское княжества также не давали покоя Москве.

Иными словами, время служения святого отличалось особой сложностью и драматичностью происходящих событий, сменяющих друг друга с каледоскопической скоростью. Было место всему: молитвенному подвигу, чудотворениям, политике, конфликтам, войнам. Нередко жизнь святителя подвергалась смертельной опасности со стороны недоброжелателей укрепляющегося государства российского и Христовой Церкви. В лице святого мы видим не только образец монашеской подвижнической жизни, но и верного Отечеству дипломата, труженика на благо своего государства и народа.

В тяжелых политических условиях святой Алексий принимает на себя управление Церковью. Святитель становится защитником державы, покровителем правящей династии. Ему удавалось умело сочетать церковное и государственное служение. Его святость освящала все московское княжество, а полученные от Бога дары приносились на пользу не только конкретному человеку, но и всему государству, обществу. Известна история с ослепшей княжной Тайдулой: татарский хан Джанибек обратился с просьбой об ее исцелении. Отказать в ее исполнении значило вынести смертный приговор московскому княжеству. Джанибек так говорил князю Димитрию Иоанновичу: «Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».

Святой на это ответил: «Прошение и дело превышает меру сил моих, но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры».

По молитвам святителя женщина была исцелена. Свершившееся чудо уберегло русский народ от гибели, а московскую землю от разорения. И в последующем митрополит Алексий умело выстраивал дипломатические отношения с Ордой, благодаря его политики московское княжество продолжало укрепляться.

Отметим следующее обстоятельство: княжна Тайдула не простая фигура в судьбе Москвы. Ее слепота, а затем чудесное исцеление, вне всяких сомнений, произошли по особому Промыслу Божиему. Существует даже предание, согласно которому по своему происхождению княжна была русской, взятой в плен после разорения татарами рязанской губернии и подаренной хану. Исцеление Тайдулы произошло 6 сентября 1357 г., в Михайлов день, когда Православная церковь вспоминает чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех (в Колоссах). В память чуда, совершившегося над ордынской царицей, Алексий решил построить на пожалованном ордынской царицей посольском участке земли в Кремле святую обитель, которую впоследствии назовут Чудов монастырь.

Жизнь святого постоянно находилась в опасности, но Господь хранил своего служителя. Одна из поездок в Константинополь чуть не стоила митрополиту Алексию жизни: на обратном пути его корабль попал в бурю, святитель чудом уцелел, дав обет выстроить монастырь в честь того праздника, в который он ступит на землю. Во исполнение этого обета святителем Алексием в 1361 г. был сооружен храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя, память которого празднуется 16 августа. При храме был основан Новоспасский монастырь, игуменом которого был поставлен ученик Преподобного Сергия — преподобный Андроник. Такова история основания Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1359 г. во время смоленско-московско-литовских военных действий, митрополит Алексий отправившись в Киев, был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен. Милостью Божией святителю тогда удалось бежать в Москву.

Не менее важным делом в жизни святого стала его опека над осиротевшим малолетним великим князем Димитрием Иоанновичем. Митрополиту удалось примирить его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Димитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Димитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Димитрия Константиновича. Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных многодетных семей в нашей истории. Благодаря мудрым действиям святителя Алексия ордынский хан передал малолетнему Димитрию ярлык на великое княжение.

Святитель Алексий заложил основы русского государства, сформировав из малолетнего Димитрия могучего патриота Руси — князя Димитрия Донского, выигравшего впоследствии Куликовскую битву, ставшим собирателем русских земель, положившим начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Святитель Алексий был первым руководителем, первым вдохновителем, первым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, какими были святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский и благоверный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств. Святитель усмирил противников московского князя, погасил княжеские конфликты.

Святителя Алексея по-праву можно признать выдающимся государственным деятелем, созидателем и защитником земли Русской, дипломатом, реформатором, переводчиком. Его перу принадлежит уникальный перевод текста Нового Завета с греческого на славяно-русский язык. Бесценный труд святителя Алексия являлся образцом для всей дальнейшей справы славяно-русского текста Новозаветных Писаний.

Получивший в дар фотокопию собственноручного перевода святителя Алексия, святой праведный Иоанн Кронштадтский писал:
«Сердечно благодарю Вас за великий и священный дар — Евангелие от Иоанна, Св. Алексием, митрополитом Московским, списанное и воспроизведенное способом фототипии. Дивный памятник трудов великого Святителя, который нашел время заняться этим трудом (переписки) среди многих других святительских занятий. Да воздаст он Вам за этот дар неоцененный!».


После своей кончины святитель был захоронен в основанном им Чудовом монастыре. Вплоть до 1920-х гг. мощи святителя Алексия покоились в Алексиевском храме Чудова монастыря, разрушенного в 1929 г. большевиками. Петру Барановскому, известному архитектору и реставратору древнерусского зодчества, удалось перед сносом храма перевезти мощи святого на телеге в Успенский собор Кремля. По ходатайству святейшего патриарха Алексия I в. октябре 1947 г. мощи святителя были перенесены в Елоховский собор, где они почивают и до настоящего времени.

По молитвам у мощей святителя Алексия со времени их открытия совершались многочисленные чудеса, отмеченные в летописи. В 1522 г., во время нашествия крымского войска хана Мехмед-Гирея, святитель Алексий вместе с другими российскими чудотворцами явился жителям Москвы в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, знаменуя небесное заступничество от врагов.

Святителя Алексия особо почитал патриарх Московский и всея Руси Алексий II: он желал быть погребен в Елоховском соборе, чтобы находиться ближе к мощам своего небесного покровителя. Воля святейшего была исполнена. Напомним, что в 1961 г. протоиерей Алексий Ридигер, будущий патриарх, принял иноческий чин: 3 марта в Троице-Сергиевой лавре был совершен его монашеский постриг с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского.

Отметим и другой интересный факт: 1 марта 2014 г. на встрече с руководством и сотрудниками ГУП «Московский метрополитен» патриарх Кирилл благословил коллектив предприятия иконой митрополита Алексия; при этом святитель Алексий был объявлен небесным покровителем столичного метрополитена.

Завершим наше небольшое повествование цитатой из Православной Энциклопедии:


«Святитель Московский Алексий, всея России чудотворец — Великий Гражданин России, всех более потрудившейся для собирания ее земель, иерарх, вошедший в историю Русской Православной Церкви как Великий печальник земли Русской, „земной ангел и небесный человек“, целитель и чудотворец, государственный деятель и дипломат, писатель и переводчик…».

Что стало бы с русской землей, если бы не труды святителя?! Нас бы могли либо полностью уничтожить либо оставшихся в живых обратить в инославную веру. А это привело бы к полной потери самостоятельности и, как следствие, невозможности создания одного из самых могущественных государств в истории человечества, явившего миру стольких великих святых.

За стойкую веру и любовь к Отечеству жизнь святителя постоянно подвергалась опасности, его ненавидели и преследовали. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей говорил: «Горе вам, если о вас все говорят хорошо. Эти слова из глубочайшей древности с Божественной силой врываются и в нашу жизнь, и в нашу действительность. И ничего не изменилось со времен святителя Алексия. Как он боролся за духовное единство Руси и подвергался нападкам и угрозам физического уничтожения, так и сегодня все те, кто молится и трудится для духовного сохранения единой Святой Руси, подвергаются тем же нападкам».


Не будем же бояться людей, их мнения и преследований от них.

Будем, по примеру святителя, более любить Бога, Его Святую Церковь и родную Отчизну. И Господь сохранит нас, как сохранил Он своего верного служителя — святителя Алексия — для Царствия Небесного.

 

 

 

Величаем тя, святителю отче Алексие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!

Трощинский Павел

Алексий Мечев, протоиерей Московский, праведный

не ищу своей выгоды, но пользы многих, чтобы они спаслись (1 Кор. 10:33)

Эти слова были сказаны на похоронах Протоиерей Алексий Мечев, который в годы, предшествовавшие своей кончине в 1923 году, пользовался всеобщим уважением среди выдающихся московских пастырей. Он был редким образцом женатого священника, наделенного прозорливостью, даром, позволившим ему исцелить бесчисленное количество израненных душ, в традиции великих оптинских старцев, чьим духовным потомком он был. И подобно св. Иоанну Кронштадтскому, еще одному из его наставников, этот искусный врач действовал посреди большого мегаполиса со всеми сложностями, которые это привносит в жизнь.

 

Хотя официальной биографии не существует, воспоминания, оставленные его духовными чадами, раскрывают богатый пастырский опыт и советы, которые можно эффективно применять даже сейчас к душам, угнетаемым многочисленными отвлечениями и требованиями современного мира.

«Жить для других»

Фр. Алексей родился в 1860 году в семье регента на службе у великого митрополита Московского Филарета (+1867). Семья жила в скромных условиях. «У меня никогда не было своей комнаты, — говорит о. — напомнил Алексей. «Всю свою жизнь я жил среди людей!» Судя по единственному дошедшему до нас письму к жене Анне, он был счастлив в браке; у них было несколько детей до ее трагически преждевременной смерти. Похоже, никто из детей не остался близок со своим отцом, за исключением сына Сергия, который стал преемником о. Алексия в сане священника Никольского храма на Маросейке, до вступления в ряды Новомучеников Российских в 19 г.41.

Фр. Успех Алексея не расцвел в одночасье.

Описывая первые годы своего пастырства, он сказал:

«Восемь лет я ежедневно служил литургию в пустом храме. Один протоиерей сказал мне: «Когда я прохожу мимо вашего храма, всегда звонят колокола. зашел — никто. Ничего не выйдет. Напрасно звонишь. Но о. Алексей упорно продолжал служить — и стал приходить народ, много людей. Он рассказывал эту историю, когда его спрашивали, как основать приход. Ответ всегда был один и тот же: «Молись».

«В своей домашней жизни, — пишет один из его духовных чад, — батюшка был чрезвычайно прост и смирен. стол, сложенная епитрахиль, лежащая вместе с крестом и Евангелием, иконочки… Общий хаос говорил о том, что батюшка всегда занят, что у него никогда не бывает свободного времени, что его всегда ждут — дома, на улице , в церкви — какое-то великое дело, требующее его любви и самопожертвования».

«Живи для других, и сам будешь спасен.» Это был о. Девиз Алексея. «Быть ​​с людьми, — говорил он, — жить их жизнью, радоваться их радостям, печалиться об их несчастьях. .. в этом смысл и образ жизни христианина, и особенно пастыря».

Фр. Собственная жизнь Алексея ушла на служение другим. Тот же духовный сын пишет: «Во дворе его квартиры с раннего утра стояла вереница трудящихся и обремененных. И с каждым из них батюшка успел поговорить, приласкать, консоль…» «Никогда, кажется, — вспоминает другой, — он никогда не был один. Он всегда был с людьми, и на виду у людей; точно стены его комнаты были стеклянными — все было видно.. Он сказал мне два или три раза под конец, что хотел бы побыть один, что люди берут над ним верх. Но это было всего два или три раза — не больше. в монастырь!» — говорил он полушутя. — Ты, я — все вместе!0005

Многие люди, особенно представители интеллигенции, с трудом понимали и принимали о. Алексея потому, что они попросту не понимали сути христианства. Это хорошо видно на примере Владимира С.:

Знание надмевает, а благотворительность назидает

«С батюшкой я познакомился вскоре после Февральской революции 1917 года. Маросейка, меня там многое смущало, это был, по сути, настоящий конфликт между разумом и сердцем, между законопослушностью с одной стороны, и глубокой любовью — прикрывающей и исполняющей закон — с другой стороны… меня беспокоило то, что моя любовь к Богу была слабой, потому что я видел религию просто как путь к удовлетворению жаждущего и любопытного ума.Мне нравилась строгая, стройная и стройная система догматов, в красоте и всеобщем соответствии церковных обрядов. Я верил в Бога, был предан Церкви, но мало любил Господа. И это холодное, рациональное отношение к религии впоследствии погубило меня и даже привело к тому, что я оставил Батюшка…

«Когда я пришел на Маросейку… Я увидел следующее: батюшка небольшого роста, с морщинистым лицом и спутанной бородой, служил вместе со старым дьяконом. На батюшке была линялая лиловая камилавка, служил он как-то торопливо и, казалось, небрежно: он вечно выходил из алтаря, чтобы исповедоваться у клироса; иногда говорил или искал кого-нибудь глазами; сам выносил и раздавал просфоры. и особенно исповедь за литургией — действовала на меня раздражающе. И то, что Послание читала женщина, и то, что причащающихся было слишком много, и непрошеное освящение воды [после литургии]… Все это не согласовывалось с моим убеждением, что соответствие в церковных обрядах абсолютно необходимо. /…/

«[Но постепенно] я невольно привязался к Маросейке; я привык к церковным службам, и их отклонения от Типикона меня уже не беспокоили. Наоборот, нигде я не мог так усердно молиться, как на Маросейке. Здесь чувствовалось что стены были пронизаны молитвой, ощущалась заразительная молитвенная атмосфера, которой не было в других церквях. пришел по одной причине — помолиться…

«Бывало, приходишь к отцу Алексею с какой-нибудь сложной догматической проблемой. Он с улыбкой говорит: «Что ты меня спрашиваешь, я невежда»… «Ты вечно хочешь пережить ваш ум, вы должны попытаться жить, как я, — через сердце. Эта «жизнь сердцем» объясняла многие уклонения в церковном служении, которые допускал батюшка, когда разум говорил, что нужно соблюдать предписания Типикона — не исповедоваться во время Литургии, не выносить просфор после Херувимской песни. , не причащать опоздавших у северной двери после литургии и т. д. и т. д. — сердце батюшки, горящее и переполненное любовью, заставило его не считаться с разумом.0005

«Как я могу отказать кому-то в признании», — говорил он. «Может быть, эта исповедь — последняя надежда человека, может быть, отвергнув его, я могу погубить его душу. Христос никому не отказывал. Он сказал всем: «Придите ко Мне…» Вы скажете: «А как же закон?» А где нет любви, закон не действует ко спасению; истинная же любовь есть исполнение закона (Рим. 13:8-10)».

Из комментариев Владимира может сложиться впечатление, что о. правила обслуживания Это неправда:

«Первоклассный знаток Типикона и службы, он все замечал, все видел, все ошибки и упущения в службе, особенно у тех молодых людей, с которыми служил в последние годы (а службу любил с Но он оставил впечатление, что ничего не видел, ничего не замечал. По прошествии некоторого времени, в удобный и подходящий момент, он поднимал вопрос и исправлял его.

имел какое-то отношение к службе — поправлялся так осторожно, что это проходило незамеченным для ошибавшегося служителя, а тем более для прихожан: он сам начинал петь как следует или делал что-нибудь что должен был сделать кто-то другой. Это очень редкое качество среди духовенства».

Пр. Алексей часто говорил, что «у каждого человека свой особый путь к спасению. Нельзя ставить общий путь для всех, нельзя пытаться выработать формулу спасения, которая была бы применима ко всем людям. Люди рождаются с разной природой. , разные способности, умы и конституции, — так и идут каждый ко Христу своим темпом, каждый своей дорогой, потому христианство и считает одинаково душеспасительными целомудренную монашескую и супружескую жизнь, священство и мирян, чин воина и чин судьи, — пока в сердце живет Христос… И задача старца или духовника — раскрыть призвание человека и указать ему путь, которым он должен обратиться к Господу».

Обладая даром ясновидения, о. Алексею не нужно было разговаривать со своими «пациентами», чтобы диагностировать их болезни. И его «лечения» показывали, что этот искусный врач был человеком «не слова, а духа, силы»:

«Казалось, что батюшка толком и не говорил; , лилась такая кротость, такое понимание, что это само по себе утешало и ободряло человека без всяких слов… Он действительно, как он сам выражался, «разгружал» людские грехи, превращал людей из отчаявшихся, угнетенных пессимистов в христиан постоянно стоило только заглянуть в его памятную книгу, испещренную сотнями имен живых и умерших, книгу, которую он всегда имел при себе, и можно было понять слова, которые он говорил, указывая на свое сердце: «Я несите вас всех сюда».

 

Область применения о. О пастырском влиянии Алексея можно судить по десяткам тысяч, собравшихся на его похороны. Литургию служил епископ Феодор Поздеев (впоследствии архиепископ и новомученик) в присутствии 80 священнослужителей — архиереев, священников и диаконов. Заключенный Патриарх Тихон, освобожденный на несколько часов, встретил кортеж на Лазаревском кладбище, где отслужил литию по усопшему.

В целом, это была достойная дань уважения этому замечательному пастору, который для многих был ступенькой к Богу.

(Цитаты из Отца Алексея Мечева; YMCA Press, Paris, 1970)

Источник:

http://www.pravoslavie.ru/english/82529.htm Из «Православия и мира» www.pravmir.com

Новомученики Российские
Отец и сын. История двух святых
Анастасия
5 марта 2007 г., 17:40

Отец Алексей Мечев

о. Алексей родился в 1860 г. в семье регента на службе у великого митрополита Московского Филарета (1867 г.). Семья жила в скромных условиях. «У меня никогда не было своей комнаты, — говорит о. — напомнил Алексей. «Всю свою жизнь я жил среди людей!» Судя по единственному дошедшему до нас письму к жене Анне, он был счастлив в браке; у них было несколько детей до ее трагически преждевременной смерти. Похоже, никто из детей не остался близок со своим отцом, за исключением сына Сергия, который стал преемником о. Алексия в сане священника Никольского храма на Маросейке, до вступления в ряды Новомучеников Российских в 19 г.41.

Фр. Успех Алексея не расцвел в одночасье. Описывая первые годы своего пастырства, он сказал: «Восемь лет я ежедневно служил Литургию в пустом храме. Один протоиерей сказал мне: «Когда я прохожу мимо вашего храма, всегда звонят колокола. — никто. Ничего не выйдет. Зря звонишь. Но о. Алексей упорно продолжал служить, и стал приходить народ, много народа. Он рассказывал эту историю, когда его спрашивали, как основать приход. Ответ всегда был один и тот же: «Молись».

В быту своем батюшка был чрезвычайно прост и скромен. В его кабинете, в его комнатке, лежали стопки книг, некоторые лежали раскрытыми, письма, множество просфор на столе, сложенная епитрахиль лежала вместе с крестом и Евангелием, иконочки. Общий хаос указывал на то, что батюшка всегда занят, что у него никогда не бывает свободного времени, что дома, на улице, в церкви его всегда ждет какое-то великое дело, требующее его любви и самопожертвования.

«Живи для других, и ты сам спасешься». Это был о. Девиз Алексея. «Быть ​​с людьми, — говорил он, — жить их жизнью, радоваться их радостям, скорбеть об их несчастьях… вот в чем смысл и образ жизни христианина, и особенно пастыря».
о. Собственная жизнь Алексея была поглощена служением другим. Возле его квартиры с раннего утра стояла очередь рабочих и тяжелонагруженных. И с каждым из них батюшке удалось поговорить, приласкать, утешить. Он никогда не был один. Он всегда был с людьми и на виду у людей; как будто стены его комнаты были стеклянными — все было видно.


Пр. Алексей часто говорил, что «у каждого человека свой особый путь к спасению. Нельзя ставить общий путь для всех, нельзя пытаться выработать формулу спасения, которая была бы применима ко всем людям. Люди рождаются с разной природой. , разные способности, умы и конституции — так и идут каждый ко Христу своим темпом, каждый своим путем. жизнь и супружеская жизнь, священство и миряне, чин воина и чин судьи, — пока Христос живет в сердце. И задача старца или духовника — раскрыть призвание человека и указать на ему путь, которым он должен идти к Господу».


Обладая даром ясновидения, о. Алексею не нужно было разговаривать со своими «пациентами», чтобы диагностировать их болезни. И его «лечения» показали, что этот искусный врач был человеком «не слова, а духа, силы»: «Кажется, батюшка толком и не говорил; лилась такая кротость, такое понимание, что это само по себе утешало и ободряло человека без всяких слов… Он действительно, как он сам выражался, «разгружал» людские грехи, превращал людей из отчаявшихся, угнетенных пессимистов в постоянно радующихся христиан. Стоило только взглянуть на его поминальную книгу, испещренную сотнями имен живых и умерших, книгу, которую он всегда имел при себе, и можно было понять слова, которые он говорил, указывая на свое сердце: я несу тебя все здесь


Объем о. О пастырском влиянии Алексея можно судить по десяткам тысяч, собравшихся на его похороны. Литургию возглавил епископ Феодор Поздеев (впоследствии архиепископ и новомученик), на котором присутствовало 80 священнослужителей архиереев, священников и диаконов. Заключенный Патриарх Тихон, освобожденный на несколько часов, встретил кортеж на Лазаревском кладбище, где отслужил литию по усопшему. В целом, это была достойная дань уважения этому замечательному пастору, который для многих был ступенькой к Богу.

Отец Алексей, моли Бога о нас!

Отец Сергий Мечев  

Тысячи оплакивали кончину в 1923 году популярного, ясновидящего московского мирянина протоиерея Алексия Мечева. Но Господь не оставил своих духовных чад сиротами. Многие уже открыли в его сыне, еще юном священнике Сергии, достойного и столь же одаренного преемника.
Никольский приход на Маросейке, где служил его отец, был еще мал, когда 17 сентября 189 года родился будущий священник и новомученик Сергий. 2. Он был четвертым ребенком и прибыл в семью, которая уже была стесненной в пространстве и стеснена в финансах.

Частые недоедания были причиной слабого телосложения мальчика, но волевого характера, унаследованного от матери Анны Петровны. Ее смерть в 1901 году была тяжелым испытанием для него, но, к счастью, у него была тесная связь с отцом, который был нежно ласков и даже годы спустя в своих письмах продолжал ласково обращаться к сыну «Сергунчик», подписывая их «с много поцелуев от твоего папы, который любит тебя». о. Алексей видел в сыне своего преемника, но считал, что мальчик должен сам выбрать свой путь, и по этой причине отказался отдать его в епархиальное училище, где ученики должны были стать священниками.

Вместо этого Сергий получил светское образование в обычной школе, а религиозное образование получил дома и в церкви, в основном наблюдая за отцом в алтаре. Окончив его, он осуществил мечту, отправившись в путешествие за границу, в Швейцарию и Италию, а затем поступил на медицинский факультет Московского университета. Хотя позже он перевелся на филфак, он приобрел достаточно знаний, чтобы работать санитаром на фронте, когда пришла война.

Там он познакомился со своей будущей женой Евфросинией Николаевной. Они поженились в 1918 году. В то время как о. Сергий еще не решился вступить в сан священника, он был активен в Церкви; он участвовал в студенческом богословском кружке и усердно изучал патристику. Как член комиссии, созданной для переговоров об отношениях с новой властью, он часто встречался с патриархом Тихоном, который очень полюбил его и уговаривал стать священником. Его решение сделать это было вдохновлено беседой со старцем Анатолием Оптиным осенью 19 г.18. В апреле следующего года, в Великий Четверг, был рукоположен епископом Феодором Поздеевым в Даниловом монастыре.

Фр. Сергий служил в Маросейской церкви до своего ареста в ноябре 1929 года. Как и многие священнослужители, он не признал Декларацию митрополита Сергия 1927 года, которая, по сути, поставила Церковь под контроль государства. Его обвинили в руководстве контрреволюционной подпольной церковью и приговорили к трем годам ссылки на Крайний Север, под Архангельск. Его матушка успела навестить его с тремя детьми (другой умер в младенчестве), и он поддерживал связь со своими духовными чадами, переписываясь с ними индивидуально и адресовав им пять писем, которые сохранились. Через несколько месяцев после истечения срока его полномочий о. Наконец Сергия освободили; он больше никогда не был свободен.

О.Сергий в тюрьме
Второй арест последовал в марте 1934 года, приговорен к пяти годам заключения. Несколько лет он скрывался, скитаясь с места на место, прежде чем его снова арестовали. Духовная дочь, с которой он находился в заключении, сообщила, что он почти наверняка был расстрелян в начале ноября 1941 года; в других местах память его мученической кончины отмечается 9 декабря. Сергий вошел в число Новомучеников Российских за свою бескомпромиссную позицию в церковных делах. Однако его главная известность основывается на его пастырских способностях. Маросейский приход был единственным в Москве по воспитанию внутренне монашеской направленности. о. Алексей часто говорил, что его задачей является создание «монастыря в мире», под которым он имел в виду приходскую семью, стремящуюся к той же цели освящения и обожения, что и монашеская.

Пр. Сергий придерживался того же принципа, хотя позже он перестал говорить о нем как о «монастыре в миру», потому что другие приняли этот термин как означающий некую общину тайных монахов или монахинь, которые жили в миру, соблюдая монашеские обеты. . Вместо этого о. Сергий взял из древнерусской церковной практики термин «покаянная семья». Свой приход он также называл «покаянно-богослужебной семьей». Это было очень кстати. Как духовник, он стремился воспитывать в своей пастве дух покаяния и поощрял частое посещение церковных служб, которые считал лучшей школой развития духовной жизни. Выдержки, которые следуют, иллюстрируют его эффективный подход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *