Краткий курс истории. День Конституции РФ
12 декабря – памятная дата отечественной истории, День Конституции Российской Федерации. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием был принят принципиально новый свод основных законов России. Конституция впервые декларировала основные и неотъемлемые права и свободы граждан Российской Федерации.
История российских законов
История основных законов нашей страны насчитывает не одно столетие. Безусловно, нельзя говорить о том, что «Русская правда» Ярослава Мудрого или Судебник 1497 года в полной мере соответствуют современному восприятию понятия «основной закон». Однако наши предки всегда находили удобную для своего времени форму общественного регулирования. И современная Конституция РФ продолжает эту традицию.
А. Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава
Впервые абсолютная власть монарха в России подверглась регулированию, в период царствования Василия Шуйского. Он был обязан подтвердить своё право на престол так называемой «Крестоцеловальной записью», хотя это не сильно ущемляло его власть.
Следующей попыткой ограничить абсолютную власть монарха, были так называемые «кондиции» (условия), навязанные высшими государственными чиновниками Российской империи, во главе с князем Голицыным, императрице Анне Иоанновне. Она оставалась формальной фигурой и не могла действовать без согласования с Голицыным и его приближенными, однако императрица смогла с помощью армии утвердить свою абсолютную власть, и «кондиции» больше не имели значения.
Разговоры о конституции и конституционной монархии шли в период правления всех последующих императриц и императоров. Некоторые из них даже приближались к осуществлению этого замысла: проекты Сперанского при Александре I, и Лорис-Меликова при Александре II… А декабристы при Николае I так грезили конституцией, что даже пытались добиться её введения путем восстания. Так или иначе, к XX веку Россия подходит в статусе самодержавной монархии.
Конституционный проект Н.М. Муравьева
Революционные перемены
XX век стал наиболее динамичным и насыщенным в плане событий и изменений, произошедших с нашей страной. Не избежал этих изменений и свод основных законов России. Но о конституции и ограничении власти императора по-прежнему не могло быть и речи, пока не грянула Первая русская революция 1905 года. Сейчас, обладая послезнанием, мы можем иметь диаметрально противоположные мнения по поводу её предпосылок и необходимости, а также последствий и других оказанных на страну влияний. Но, тем не менее, впервые кодифицированные в 1832 году под руководством М. М. Сперанского постулаты, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены, и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России. Безусловно, конституцией эти изменения можно назвать с большой оговоркой, но прологом к её введению эти усовершенствования, несомненно, явились.
И. Репин. 17 Октября 1905
Дальнейший ход событий широко известен. Несколько роспусков Госдумы, Первая Мировая война, Февральская, а за ней и Октябрьская революции 1917 года, Гражданская война…В этих условиях V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года была принята первая Конституция Российской Федерации (РСФСР). Она подверглась редакции в 1925 году – необходимо было привести её в соответствие со всесоюзными законами и подтвердить вхождение РСФСР в СССР.
Следующим этапом стали знаменитые «Сталинские» конституции СССР от 1936 года и затем – опять приведение к соответствию со всесоюзной конституцией РСФСР 1937 года.
Последним этапом в развитии советской конституции стала смена «Сталинской» на «Брежневскую» Конституцию: всесоюзная от 1977 года, российская – от 1978. Следует отметить, что несмотря на фактический распад страны, советские законы продолжали действовать до декабря 1993 года, пока не была принята новая, действующая и по сей день Конституция Российской Федерации. Над ее составлением трудились свыше тысячи авторов в течение более чем трех лет.
Основной закон современной России
Конституция – это высший нормативно-правовой акт, который закрепляет государственное устройство нашей страны, регулирует образование всех органов власти и систему госуправления, а также определяет права и свободы человека и гражданина РФ. Документ имеет высшую юридическую силу. Это означает, что все законы, которые принимаются в стране, не могут противоречить Конституции. При этом она применяется на всей территории и во всех субъектах РФ. Гарантом Конституции России является Президент РФ. При вступлении в должность он приносит присягу на верность отечеству, держа руку на Конституции, в знак того, что он клянется её защищать и следовать её законам.
Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов заключительных и переходных положений. Интересно, что в Конституции РФ нет ни одного заимствованного из иностранных языков слова, все формулировки и трактовки даются исключительно без неологизмов, простым и понятным русским языком.
В Конституцию могут быть внесены и поправки. К примеру, в последнее время существенными поправками стали увеличение президентского срока с четырех до шести лет и принятие Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.
Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина |
Предыдущий
период
Следующий
период
Русское Средневековье X-XV
Ярослав Мудрый
(ок. 978 — 1054) сын крестителя Руси Владимира Святославича. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь. При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».
Русская правда
Важнейшим законодательным памятником русского Средневековья является Русская правда, связанная с Ярославом Мудрым, – первый свод законов Руси, сохранявший силу на протяжении нескольких столетий. В северных русских землях, отличавшихся
наиболее развитыми товарно-денежными отношениями, нуждающимися в законодательном регулировании, был издан ряд судных грамот, дополняющих и развивающих положения Русской правды.
Русское средневековье
В IX-X вв возникла Киевская Русь, в 988 г. её официальной религией стало христианство. В XI-XII вв. имел место распад Русского государства на отдельные княжества. В 1237-1241 гг. они были завоёваны татарами и Русь временно утратила независимость. Во второй половине XIII – начале XV вв. западные и южные русские земли были захвачены Литвой, Польшей и Венгрией. Оставшиеся княжества с середины XIV в. начали объединяться под главенством Москвы.
Реформы
Московское Государство XVI-XVII
Московское государство
Одно из названий Русского централизованного государства конца XV — начала XVIII веков, встречающееся как в исторических документах и сочинениях XVI — начала XVIII веков, так и в научной исторической литературе (историографии) XIX—XXI веков.
Соборное уложение 1649 г.
В 1497 и 1550 г. на Руси издавались Судебники, посвящённые главным образом вопросам судопроизводства и уголовного права. При царе Алексее Михайловиче было составлено Соборное Уложение 1649 года — полный свод законов России, охватывающий все стороны общественной жизни. Оно было написано на очень высоком для того времени юридическом уровне и не имело аналогов в других странах.
Период роста и развития
XVI в. для Московского государства стал периодом территориального роста и становления абсолютной монархии в форме самодержавия. Население Московии в начале XVI в. составило около 9 млн жителей, а самой Москвы — около 50 тыс. При правлении Василия III (1505-1533 гг.) Московское царство стало крупнейшим государством Европы того времени.
Реформы
Российская Империя XVIII
Реформы Петра Великого
В начале века имели место реформы Петра Великого. Они довели до логического конца тенденции развития России в XVII в., но при этом проводились насильственными методами, оказались очень радикальными и изменили все стороны жизни государства и господствующего класса.
Екатерина II
Наиболее яркой правительницей эпохи дворцовых переворотов была Екатерина II. Она, как подобает образованной немецкой принцессе XVIII в. , разделяла идеи Просвещения, стремилась действовать убеждением, а не насилием, учитывать желания подданных и предоставить им возможно широкие права.
Армия и военный флот
В результате военных реформ Россия получила одну из лучших в Европе (и мире) регулярную армию и военный флот. Это позволило добиться выхода к Балтийскому морю и статуса великой державы. Для обеспечения армии и флота была создана (в основном на казённые деньги) промышленность.
Реформы
Российская Империя. Первая половина XIX
Начало XIX века
Российская империя вступила в XIX в. с блестящим фасадом великодержавного могущества и тяжелым грузом нарастающих социально-экономических и внутриполитических проблем.
Александр I — российский император
Годы правления 1801-1825 гг. Старший сын российского императора Павла I.
В начале правления Александр I провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией.
Курс реформ
В I половине XIX в. российские реформы были направлены на упорядочивание государственного управления, сословного строя и законодательства без внесения принципиальных изменений. В истории российских реформ I половина XIX в. началась с царствования императора Павла. В царствование Александра I было реформировано центральное управление. При вступлении на престол Николая I были подавлены последние попытки вмешательства гвардии в престолонаследие, что окончательно устранило угрозу дворцовых переворотов.
Реформы
Российская Империя. Великие Реформы (1861-1904)
Александр II
Император всероссийский (1855—1881). Вошёл в историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета — Освободитель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».
Отмена крепостного права
Реформа, начатая в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 года.
Период радикальных реформ
Вторая половина XIX в. вошла в историю России как период радикальных реформ, затронувших все стороны жизни страны. Поражение в Крымской войне показало невозможность сохранения прежних порядков, ведущих к отсталости (в т.ч. военной) страны. Поэтому император Александр II принял решение об отмене крепостного права, тормозившего развитие России. Между тем оно лежало в основе социально-политического строя империи, поэтому освобождение крестьян повлекло дальнейшие преобразования.
Реформы
Российская Империя. Конституционный эксперимент (1904-1917)
Российская империя начало XX в.
К началу ХХ в. социально-политический строй Российской империи вызывал почти всеобщее недовольство. Крестьяне, владевшие землёй на общинном праве, не считали частную земельную собственность помещиков законной. За II половину XIX в. крестьянское население России практически удвоилось. В начале ХХ в. усилилась борьба крестьян за безвозмездный захват всех помещичьих земель.
Николай II (1868-1918)
Последний российский император (1894-1917), старший сын императора Александра III. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904-05, что явилось одной из причин Революции 1905-1907, в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905, разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу.
Пётр Аркадьевич Столыпин
Государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, Гродненского и Саратовского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра. Возглавив правительство Российской империи, Столыпин имел смелость взять на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны. Избранный курс Столыпину приходилось защищать в упорной борьбе, преодолевая сопротивление дворцовой камарильи, право-консервативных и лево-радикальных сил, а также непонимание либеральных общественных кругов.
Реформы
Революция и Гражданская Война (1917-1922)
Октябрьская революция
Одно из крупнейших политических событий XX века, произошедшее в России в октябре 1917 года и повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории. В результате началась Гражданская война в России, было свергнуто Временное правительство, и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов.
Владимир Ильич Ульянов
Российский и советский политический и государственный деятель, революционер, создатель Российской социал- демократической рабочей партии (большевиков), один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Гражданская война в России (1917−1922/1923)
Гражданская война явилась закономерным итогом революционного кризиса, поразившего Россию в начале XX века, начавшегося с революции 1905—1907 г. усугубившегося в ходе мировой войны и приведшего к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества. Апогеем этого раскола и стала ожесточённая война в масштабах всей страны между вооружёнными силами советской власти и антибольшевистских властей.
Реформы
Советский Союз (1922-1986)
Советский Союз
СССР, Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 -1991 год на территории Восточной Европы, северной, части центральной и восточной Азии. СССР занимал почти 1/6 часть обитаемой суши Земли; на момент распада был самой крупной по площади страной мира.Согласно Конституции 1977 года, СССР провозглашался единым союзным многонациональным и социалистическим государством.
Леонид Ильич Брежнев
Советский государственный и партийный деятель, занимавший высшие руководящие посты в советской государственной иерархии в течение 18 лет: с 1964 года и до своей смерти в 1982 год. Первый секретарь ЦК КПСС в 1964—1966 годах, с 1966 по 1982 год — генеральный секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960—1964 и 1977—1982 годах. Маршал Советского Союза (1976).
Иосиф Виссарионович Сталин
Российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. На протяжении четверти века, единолично руководил Советским государством. Правление Сталина характеризовалось наличием автократического режима личной власти, господством авторитарно-бюрократических методов управления, усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, жёстким контролем государства за всеми сторонами жизни общества, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан, массовой гибелью людей в результате голода и репрессий.
Реформы
Становление современной России
Владимир Владимирович Путин
Российский государственный и политический деятель, президент Российской Федерации (с 7 мая 2000 года
по 7 мая 2008 года и с 7 мая 2012 года). При участии В. В. Путина в России были проведены масштабные реформы в налоговой, судебной, военной, земельной, финансовой, пенсионной, таможенной, политической и других сферах.
Борис Николаевич Ельцин
Советский и российский политический и государственный деятель, первый президент Российской Федерации. Избирался президентом два раза — 12 июня 1991 г. и 3 июля 1996 г. занимал эту должность с 10 июля 1991 г. по 31 декабря 1999 г. Вошёл в историю как первый всенародно избранный глава России, один из организаторов сопротивления действиям ГКЧП, радикальный реформатор общественно-политического и экономического устройства России.
Россия
Федеративная республика президентского типа. Основным законом государства является конституция, принятая в 1993 году. В настоящее время конституция России действует с рядом поправок, основные из которых были приняты в 2008 году. Основные институты российской государственности были сформированы в первые годы независимого развития страны, но в ходе масштабных преобразований начала 2000-х годов были внесены значительные изменения в правовую основу их функционирования.
Реформы
Россия: Эксперты ООН встревожены «удушающим» информационным запретом Об этом сегодня заявили эксперты ООН по правам человека*.
4 марта российский парламент принял поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие лишение свободы до 15 лет для осужденных за распространение «заведомо ложной информации» о военных действиях. Этим же законом вводятся наказания за «дискредитацию» и «призыв к воспрепятствованию» использованию вооруженных сил России. Максимальное наказание — пять лет лишения свободы.
«В то время как правительство утверждает, что целью нового законодательства является защита «правды» о том, что оно эвфемистически называет «специальной военной операцией» на Украине, на самом деле закон помещает Россию в полное закрытие информации о войне и тем самым дает официальную печать одобрения дезинформации и дезинформации», — заявили независимые эксперты, назначенные Советом по правам человека.
Этот закон является еще одним радикальным шагом в длинной череде мер, которые на протяжении многих лет ограничивали свободу слова и свободу СМИ и еще больше сужали гражданское пространство в Российской Федерации, заявили они.
Закон оказал сдерживающее воздействие, заставив некоторые СМИ подвергать самоцензуре свои репортажи о войне в Украине. Менее чем за неделю несколько национальных СМИ закрылись или приостановили свою деятельность из-за ужесточения ограничений на освещение событий.
Опасаясь за безопасность своих сотрудников, несколько международных СМИ также заявили о намерении приостановить репортажи из Москвы. На прошлой неделе российские власти заблокировали или ограничили доступ к различным новостным сайтам, включая BBC, Deutsche Welle и RFE, а также к Facebook и Twitter для пользователей в стране.
«Ограничивая репортажи и блокируя доступ к информации в сети, власти не только душит последние остатки независимых, плюралистических СМИ в России, но и лишают население права на доступ к разнообразным новостям и взглядам в это критическое время, когда миллионы россиян на законных основаниях хотят больше узнать о ситуации в Украине», — заявили эксперты.
Эти ограничения на СМИ и доступ к информации в Интернете происходят на фоне подавления тысяч антивоенных демонстрантов и правозащитников. «Широко распространенные утверждения о неизбирательном применении силы и массовых арестах протестующих властями вызывают глубокую тревогу. Основная обязанность властей при охране порядка на собраниях — защищать мирных демонстрантов и способствовать реализации права на свободу мирных собраний», — добавили эксперты.
Эксперты также выразили серьезную озабоченность в связи с обстрелом российскими военными работников СМИ и объектов СМИ в Украине, что поставило под угрозу безопасность журналистов, привело к различным нападениям на работников СМИ и повреждению инфраструктуры вещания.
Они призвали независимую международную комиссию по расследованию, недавно созданную Советом по правам человека ООН, полностью расследовать и обеспечить привлечение к ответственности за нарушения и злоупотребления правом на информацию и свободу выражения мнений, а также все нападения и угрозы безопасности журналисты в Украине.
ENDS
*Эксперты: г-жа Ирен Хан, Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мнений и их свободное выражение, г-н Клеман Вуле , Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций, и г-жа Мэри Лоулор, Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников.
Специальные докладчики являются частью так называемых специальных процедур Совета по правам человека. Специальные процедуры, крупнейший орган независимых экспертов в системе ООН по правам человека, — это общее название независимых механизмов Совета по установлению фактов и мониторингу, которые рассматривают ситуации в конкретных странах или тематические вопросы во всех частях мира. Эксперты специальных процедур работают на общественных началах; они не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату за свою работу. Они независимы от любого правительства или организации и действуют в своем личном качестве.
Для получения дополнительной информации
Для получения дополнительной информации и запросов СМИ, пожалуйста, обращайтесь
OHCHR-freedex@un.org
Для запросов СМИ, связанных с другими независимыми экспертами ООН, пожалуйста, обращайтесь
Джереми Лоуренс (+ 41 79 444 7578 /
Джереми. laurens@un.org).
Следите за новостями, связанными с независимыми экспертами ООН по правам человека, в Твиттере
: @UN_SPExperts.
Беспокоитесь о мире, в котором мы живем?
Тогда ВСТУПАЙТЕ сегодня за чьи-то права.
#Standup4humanrights
и посетите веб-страницу http://www.standup4humanrights.org
Россия: эксперт ООН встревожен продолжающимися преследованиями правозащитников
ЖЕНЕВА (14 сентября 2022 г.) – Специальный докладчик ООН по ситуации правозащитников Мэри Лоулор сегодня повторила свой призыв к российскому правительству прекратить преследование правозащитников. В своем заявлении она сказала:
«В последние годы я видела много случаев, когда российских правозащитников привлекали к уголовной ответственности за их законную деятельность и осуществление свободы слова. Поэтому я по-прежнему обеспокоен использованием уголовных положений, введенных вскоре после вторжения в Украину, для подавления критических голосов. По закону о фейковых новостях о войне с момента его принятия 4 марта 2022 года к уголовной ответственности уже привлечено 114 человек.
14 июля российский парламент принял поправки в Уголовный кодекс , вводящие лишение свободы на срок до восьми лет для осужденных за «конфиденциальное сотрудничество» с иностранным государством, международной или иностранной организацией. Предполагается, что «сотрудничество» наказуемо только в том случае, если его целью является содействие «действиям, заведомо направленным против государственной безопасности». Однако на практике нет никаких гарантий, что правозащитная деятельность не будет рассматриваться как угроза государственной безопасности. Тот же закон криминализирует широко определяемые «публичные призывы к действиям, направленным против государственной безопасности» с максимальным наказанием в виде семи лет лишения свободы.
Дальнейшее расширение законов об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях» также вызывает беспокойство. Правительство годами прибегало к ним для ограничения правозащитной деятельности, стигматизации правозащитников и их дискриминации.
С 2015 года 65 иностранных и международных неправительственных организаций признаны «нежелательными» и запрещены в России без обращения в суд. У некоторых из них были правозащитные и гуманитарные программы. Людям, продолжающим участвовать в этих организациях, финансировать или организовывать их деятельность, грозит до шести лет лишения свободы. Закон, принятый парламентом 14 июля, распространил эту ответственность на действия, совершенные за границей, фактически направленные против правозащитников в изгнании.
В общей сложности 276 человек, многие из которых защищают и продвигают права человека, в настоящее время числятся в различных реестрах «иностранных агентов», введенных десять лет назад и с тех пор постоянно расширяемых и дополняющихся. Новый закон, вступающий в силу 1 декабря, закрепит и еще больше расширит регулирование. Власти смогут назначать «иностранными агентами» любого, кого они считают находящимся под смутным «иностранным влиянием» и занимающимся широким спектром деятельности, в том числе связанной с правами человека. Помимо обременительных требований по маркировке и отчетности, «иностранные агенты» столкнутся с 18 ограничениями своей деятельности. Кроме того, действующие и бывшие участники, сотрудники, учредители, руководители и члены органов управления группировок «иностранных агентов» будут внесены в единый реестр «аффилированных лиц иностранных агентов».
Российские правозащитники рассказали мне, как этот стигматизирующий ярлык отпугивает некоторых партнеров и даже людей, чьи права они защищают. Новые расплывчатые и широкие положения закона еще больше маргинализируют правозащитное сообщество, что совершенно недопустимо.
Еще одна дискриминационная законодательная инициатива касается защитников прав ЛГБТ+. Более девяти лет их законная деятельность была ограничена, и теперь любое публичное обсуждение вопросов сексуальной ориентации и гендерной идентичности может быть полностью запрещено законом.
В широком смысле «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» является административным правонарушением, введенным в 2013 году. Оно может наказываться штрафом до одного миллиона рублей (16 476 евро) и административным арестом на срок до 15 суток, выдворение из страны для неграждан и временное приостановление деятельности юридического лица.
Как минимум три новых законопроекта, один из которых находится на рассмотрении в парламенте, а еще два проходят предварительные процедуры согласования, предлагают запретить распространение информации о «нетрадиционных сексуальных отношениях» среди людей любого возраста. Если парламент примет один из них, штрафы могут возрасти до десяти раз, а власти могут заблокировать эту информацию в сети без обращения в суд, а также запретить ее распространение в СМИ и фильмах.
При принятии любых новых законов Российская Федерация должна помнить о своих обязательствах по созданию благоприятных условий для правозащитников и гарантировать свободу объединения и выражения мнений. Эти законы и законопроекты, наоборот, представляются дискриминационными и не соответствуют строгим критериям допустимых ограничений.
Я также с сожалением отмечаю, что правительство продолжает широкомасштабные усилия по подавлению критических голосов и демонтажу гражданского общества.
Количество задержаний в связи с антивоенными протестами, по сообщениям, превысило 16 400 человек. Еще больше правозащитников были вынуждены покинуть страну из-за профессиональных рисков. По данным Генпрокуратуры, доступ к Twitter, Facebook и Instagram остается ограниченным, а количество веб-сайтов, заблокированных после вторжения в Украину, достигло ошеломляющих 138 000. Работа большинства независимых СМИ по-прежнему приостановлена или остановлена.
5 сентября Басманный районный суд Москвы лишил «Новую газету» , лауреата Нобелевской премии мира и одно из старейших российских СМИ, пишущих о правах человека, лицензии на печать. Основанием послужило сообщение о незначительных нарушениях, якобы совершенных 16 лет назад. 15 сентября Верховный суд рассмотрит вопрос о том, следует ли отозвать лицензию у сайта

14 сентября Мосгорсуд примет решение о роспуске Союза журналистов и работников СМИ. Союз — общественная организация, защищающая права работников СМИ по всей России. Прокуратура Москвы потребовала его роспуска за несколько «грубых нарушений закона». Нарушения, как сообщается, включали агитацию в поддержку преследуемых журналистов, сбор средств для независимого СМИ и правозащитного проекта, неуказанные публикации, «дискредитирующие» российскую армию, неуказанные нарушения устава, публикацию предполагаемых «фейковых военных новостей» членом Союза. , а также предполагаемая неуплата членских взносов некоторыми журналистами. Сообщается, что работа Союза приостановлена по решению суда с 4 июля.
Призываю российские власти немедленно прекратить репрессии против правозащитников и отменить ограничительные и дискриминационные законы.
Я вновь призываю международное сообщество поддержать правозащитников в России и за рубежом.
В отношении визовых и въездных ограничений, рассматриваемых некоторыми государствами, я хотел бы подчеркнуть, что любые меры, затрагивающие российских граждан за рубежом, должны учитывать риск для правозащитников и не подвергать их дальнейшей опасности.
Российское правительство изо дня в день разрушает гражданское общество, и если мир не протянет руку помощи российским правозащитникам сейчас, он столкнется с последствиями для прав человека в ближайшие десятилетия».
Специальный докладчик связывается с соответствующими органами по этим вопросам.
КОНЕЦ
Г-жа Мэри Лоулор (Ирландия) Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников . В настоящее время она является адъюнкт-профессором бизнеса и прав человека в Дублинском Тринити-колледже. Она была основателем Front Line Defenders — Международного фонда защиты правозащитников. В качестве исполнительного директора с 2001 по 2016 год она представляла компанию Front Line Defenders и играла ключевую роль в ее развитии. Г-жа Лоулор ранее была директором ирландского офиса Amnesty International с 1988 по 2000 год, после того как стала членом совета директоров в 1975 году и была избрана его президентом с 1983 по 1987 год.
Специальные докладчики являются частью так называемых специальных процедур Совета по правам человека. Специальные процедуры, крупнейший орган независимых экспертов в системе ООН по правам человека, — это общее название независимых механизмов Совета по установлению фактов и мониторингу, которые рассматривают ситуации в конкретных странах или тематические вопросы во всех частях мира. Эксперты специальных процедур работают на общественных началах; они не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату за свою работу. Они независимы от любого правительства или организации и действуют в своем личном качестве.
Для получения дополнительной информации и запросов СМИ , пожалуйста, свяжитесь с Орсолей Тот (+41 229179913 / ototh@ohchr.org ) или напишите по телефону Defenders@ohchr.org
89 9 9 9 9 9 9 9 9
По вопросам СМИ, связанным с другими независимыми экспертами ООН, обращайтесь к Ренато де Соузе (renato.