Святополк Окаянный — основные события правления
Плюсы и минусы > История > Святополк Окаянный — основные события правления
Святополк Владимирович родился в 979 году в Киеве. Его родителями были Ярополк Святославович и плененная гречанка. Воспитанием Святополка занимался его дядя Владимир, который взял гречанку в наложницы и назвал племянника своим истинным сыном. Однако Святополк считал своим отцом Ярополка и поэтому невзлюбил Владимира, потому что тот жестоко расправился с братом.
Свое прозвище Святополк получил из-за жестокой расправы над братьями: ради престола приказал умертвить Бориса, Глеба и Святослава.
Внешняя политика
Киевская Русь была занята междоусобицами и построением могущественной русской державы, поэтому внешняя политика почни не проводилась. Однако Святополком было предпринято следующее: В 1013 году он женился на дочери польского князя.
Повесть временных лет не сохранила ее имени. Удачный брак позволил ему участвовать в международной политике западноевропейских стран. Также этот союз повлиял и на внутреннюю политику государства: именно жена подговорила Святополка свергнуть Владимира Красное Солнышко с престола. В этом ей помогал католический епископ Рейнберн.
Русские князья были слишком заняты борьбой за власть, поэтому внешней политике внимание не уделялось. Если и заключались династические браки с представителями других народов, то это было лишь с точки зрения выгоды для будущих войн.
Внутренняя политика
К событиям, повлиявшим на историю государства, можно отнести:
- С 988 по 990 год правил в Турове, а позже и в Волынских землях. Владимир был справедливым отцом, поэтому распределил каждому сыну по наделу. Благодаря тому, что земля князя Туровского граничила с Польшей, стал возможен будущий союз с дочерью Болеслава Первого Храброго.

- В 1015 году Окаянный объявил себя великим князем Киевским. Несмотря на то, что после попытки свержения Владимира он попал в заточение и был отстранен от наследования киевского престола, бояре и народ поддержали его.
- С 1015 по 1019 годы длилась борьба сыновей Владимира Святославовича за киевский стол. Особое рвение проявляли Святополк Ярополкович и Ярослав Владимирович.
- 1015-1016, 1018-1019 годы — Княжение в Киеве Святополка Окаянного. Первое время он скрывал смерть Владимира, поэтому тот был тайно похоронен в церкви Святой Богородицы.
- В 1015 году было совершено убийство князя Ростовского Бориса Владимировича, возглавлявшего киевскую княжескую дружину. Это произошло на реке Альте по поручению Святополка. Именно Борису Владимир хотел передать правление. Князь Ростовский был предупрежден о надвигающейся опасности. Дружина предложила отобрать престол силой, но он не хотел проливать кровь, поэтому воины отказались от него и ушли служить в Киев.
Когда он остался один и молился подле реки, его настигли наемники брата. - В 1015 году вблизи Смоленска был убит князь Муромский Глеб Владимирович. Стоит отметить, что Святополк решил выманить Глеба обманным путем: сообщил, что отец болен и ждет его приезда. Ярослав пытался предупредить брата об опасности, но было поздно. Борис и Глеб отличались особым христианским благочестием и поэтому стали первыми русскими, которых впоследствии причислили к лику святых.
- Осенью 1015 года князь Древлянской земли Святослав Владимирович был убит наемниками князя Киевского в Карпатах, когда он пытался бежать в Венгрию.
- В 1016 году старший сын Владимира князь Ярослав предпринял попытку свержения Святополка. Собрав Новгородцев и поведав им о злодеяниях брата, он выступил в поход. Битва под Любечем была успешна: Святополк бежал в Польшу, а Ярослав принял великое княжение на Руси.
- В 1018 году Святополк решает совершить поход против Ярослава.
В этом ему помогал польский князь Болеслав Храбрый с войском, состоявшим из немецких и венгерских наемников. Во время сражения на реке Буге Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород. - 14 августа 1018 года войско Окаянного и Болеслава взяло Киев. Болеслав Храбрый начал вести себя как единоличный правитель Киева: пленил мать, сестер и жену Ярослава. Святополку это не понравилось и, боясь предательства Болеслава, он приказал уничтожить все польское войско. Болеславу удалось сбежать, а вместе с ним и большей части киевских бояр.
- В 1019 году состоялась битва на реке Альте, где некогда был убит Борис, между войсками Ярослава и князя Киевского. Ярослав одержал победу благодаря помощи новгородских бояр, которые убедили его дать отпор и собрали деньги и войско ради свержения братоубийцы. Святополк был вынужден бежать в Богемские горы, ставшие ему могилой. Виной этому послужил разорванный союз Святополка с польским князем.

Правление Святополка Окаянного лишь продолжило эпоху междоусобиц на Руси. В истории России он выступает в роли отрицательного персонажа, братоубийцы. Однако благодаря ему правителем Киевской Руси стал Ярослав Мудрый, который повлиял на развитие культуры и образованности населения. Еще Владимир хотел совершить поход против Ярослава, отказавшегося платить дань Киеву. Из-за этого Ярослав начал
Малоизвестные факты о Святополке Окаянном
Главным источником знаний того времени являются летописи. Однако многие факты из истории известны из мифов, легенд и слухов. Определенные источники дают такие сведения о Святополке:
- Историки предполагают, что смерть Бориса и Глеба была выгодна Ярославу. Борис многократно говорил о преданности Святославу, поэтому убивать его не было причин.

- По обычаям Рюриков из родовых имен вычеркивались те, что запятнали честь рода. Однако имя Святополка продолжили использовать.
- Могилой ему стала дикая пустыня. Очевидцы говорили, будто после захоронения над его могилой клубился зловонный дым.
- Когда Святослав Древлянский бежал в Венгрию, Святополк приказал убить всю его семью. После убийства Святослава и 7 его сыновей образовался город Сколе.
- Пока сыновья Владимира были заняты междоусобными войнами, вражеские народы активно разоряли пограничные земли Руси. Именно поэтому народ запомнил период правления Окаянного лишь с отрицательной стороны.
Историки считают, что официальная версия правления Святополка является ложной. В некоторых скандинавских легендах говорится, что убийцей Бориса и Глеба был Ярослав. Из-за недостаточности источников трудно узнать, что же происходило на самом деле. Повесть временных лет, являющаяся единственным источником, обвиняет в братоубийстве Святополка.
история, правление, конфликты, личная жизнь, как умер
Святополк Владимирович – брат Ярослава Мудрого, получивший прозвище «Окаянный». Святополк I Киевский является отрицательной личностью в истории Киевской Руси – князь послал наемников для убийства братьев Бориса и Глеба, замешан в тесных отношениях с поляками.
Происхождение
Святополк Владимирович – родный сын или племянник-пасынок Владимира Красное Солнышко. Точная дата рождения неизвестна – примерно около 979 г. После смерти Ярополка Святославича, в 978 г., Владимир взял жену киевского князя в наложницы. «Неизвестная гречанка» позднее родила сына, который не считал себя ребенком Владимира Святославича и при жизни князя строил заговоры и плел интриги.
У Владимира Святого было 5 сыновей (помимо Святополка), которые оставили след в истории Киевской Руси:
- Ярослав Мудрый. Второй по старшинству сын, правивший в Новгороде.
- Борис. Княжил в Ростове.
- Глеб. Занимал Муромский престол.
- Всеволод. Княжил во Владимире-Волынском, умер в 1013 г.
- Мстислав. Правил в Тмутаракани.
Между братьями завязалась вторая междоусобная война на Руси, которая продолжалась с 1015 по 1019 гг.
Личная жизнь
О личной жизни князя известно немного. Туровский правитель состоял в браке с полячкой, дочерью польского князя Болеслава. В 1025 г. Болеслав стал первым королем в Польше.
Династические браки являются одним из методов управления государством. Заключение союзов позволяет улучшить отношения между странами, предотвратить или стать причиной для развития войны. При этом должны соблюдаться основные принципы династического брака:
- Равное положение будущих супругов в обществе, материальное благосостояние.
- Вероисповедание. Если невеста исповедует другую религию, для вступления в брак требуется принять вероисповедание жениха.
Для заключения династического брака Святополк был выбран Владимиром Святославичем.
После смерти младших сыновей Владимира, земли Святополка стали граничить с Польшей. Сохранить мир между государствами можно было путем заключения союза между княжичем и дочерью польского правителя.
Период княжения
Святополк Владимирович Окаянный с 988 г. правил в Турове (территории современной Беларуси). После смерти братьев, присвоил территории Волыни, граничившие с Польшей.
С 1015 г. объявил себя киевским князем. Борьба за престол разгорелась в связи со смертью отца, Владимира Крестителя.
Междоусобная война
Весной 1015 г. Святополк Владимирович со старшим братом начали подготовку к походу на Киев. Киевский князь узнает о заговоре сыновей – заговорщика с женой сажает в темницу, собирает ответный карательный поход на Ярослава.
15 июля 1015 г. Владимир Святой умирает. Святополк свободно выходит из темницы и провозглашает себя киевским князем, чем вызывает недовольство Ярослава.
Убийство братьев
Борис и Глеб – старшие сыновья Владимира Святославича, рожденные еще до крещения Руси.
Считается, что святых братьев убил Святополк в 1015 г. в ходе второй междоусобной войны.
Убийство Бориса
Борис – один из старших сыновей Владимира Крестителя. Матерью князя была «неизвестная болгарыня», первая жена Владимира.
При разделе земель Борису досталось Ростовское княжество. Позднее, по данным историка В. М. Татищева, князь получил во владения Муром.
После смерти Владимира, отца Бориса, на княжение в Киеве «пришел» Святополк. Приближенные Бориса предупреждали об угрозе со стороны брата, но князь отказался от противостояния.
Хронология событий:
- В 1015 г. Владимир Креститель заболевает и приглашает Бориса в Киев.
- Прибывший Борис узнает о вторжении печенегов. Владимир отсылает сына с целью отразить атаку.
- Борис не обнаружил печенегов. Князь с дружиной возвращается в Киев, по пути останавливается на р. Альт.
- Святополк освобождается из темницы, в которую его заточил Владимир за попытку свержения князя.
Бояре выдвигают его на престол. - Борис получает письмо, в котором сказано о смерти отца.
- Святополк Владимирович также присылает брату письмо, в котором пишет о «любви и дружбе». Одновременно с письмом были посланы наемники для убийства Бориса.
- Дружина Владимира предлагает свергнуть Святополка – Борис отказывается. Войско бывшего киевского князя оставляет Бориса, рядом остаются только ближайшие.
- Наемники обнаружили шатер князя ночью, 24 июля. Борис окончил петь молитвы и заснул.
- Наемники ворвались в шатер и убили копьями князя и верного слугу-венгра.
- Тело Бориса завернули в полотно и привезли в Киев. В дороге князь поднял голову.
- В Киеве Святополку доложили о том, что брат еще жив. Князь отправил варягов, чтобы убить Бориса. Варяги пронзили князя мечом в сердце.
- Тело Бориса тайно перевезли в Вышгород. Князь был погребен в церкви св. Василия.
Убийство Глеба
Глеб Владимирович – один из старших наследников Владимира Красное Солнышко и «неизвестной болгарыни».
Княжич был убит Святополком, который желал единолично управлять Киевской Русью.
Ход событий:
- Святополк посылает письмо Глебу, в котором пишет о тяжелой болезни отца. К тому моменту Владимир и Борис были мертвы, смерть князя скрывалась от Глеба.
- Муромский правитель собрал небольшую дружину и отправился в Киев.
- Глеб получает послание от Ярослава. Черниговский княжич пишет о том, что отец мертв, а Святополк убил Бориса.
- 5 сентября 1015 г. Глеб молился об отце и брате, когда к нему поспешил отряд убийц.
- Тело Глеба похоронили на пустыре, в простом гробу.
В 1019 г., когда Святополк был свержен Ярославом, князь приказал отыскать погребальню Глеба. Тело брата перевезли в Вышгород и похоронили рядом с Борисом.
Конфликт с Ярославом
Правление Святополка в Киеве было непродолжительным, чему способствовал конфликт с Ярославом. Междоусобная война длилась в течение 3 лет, с 1016 по 1019 гг.
Предпосылки и причины междоусобной войны:
- До крещения Руси Владимир проповедовал язычество, которое допускало многоженство.
Братья от разных матерей испытывали неприязнь друг к другу. - Внешнее влияние. Считается, что княжич попал под воздействие польской стороны.
- Правила наследования. Князь Владимир желал обойти сложившуюся систему и передать власть одному из младших сыновей.
В большинстве случаев, все феодальные государства распадаются на мелкие княжества. Родственники умершего правителя начинают активную борьбу за власть.
Битва под Любечем
Первая схватка наследников Владимира Крестителя состоялась в 1016 г. Дружины княжичей сошлись на левом берегу Днепра, неподалеку от города Любеч.
Со стороны Ярослава – новгородские и варяжские мужи. Со стороны Святополка – киевско-печенежская дружина. Армия каждого княжича насчитывала почти 4 тыс. человек.
Противостояния длились около 3 месяцев. Ярослав приказал атаковать дружину противника ночью. Часть печенегов были порублены, другие – бежали.
После победы, Ярослав вошел в Киев. «Окаянный» бежал в Польшу, к Болеславу.
Осада Киева
Весной 1017 г. печенеги, разбитые Ярославом под Любечем, решили совершить набег на Киев. Племя, лишенное обещанной поддержки от «Окаянного», подошло к крепости со значительными силами. Ярослав едва успел собрать остатки дружины, воинов с Новгорода и Киева.
Печенегам удалось зайти в город, но контратакой захватчики были отброшены. Осада была кровопролитной. В результате уцелевшие печенеги бежали.
Киевский поход
Король Болеслав, зать Святополка, в 1018 г. двинулся на Киев. Война на западе завершилась Будишинским миром, что позволило поляку отправиться в сторону Волынского княжества.
Армия Болеслава состояла из поляков, венгров, печенегов и немцев. Ярослав собрал русь и варягов, двинулся навстречу польскому королю. Дружины встретились на р. Западный Буг.
Болеслав со Святополком разбили Ярослава. Княжич бежал в Новгород.
Польский король вошел в Киев и предпринял попытки управлять государством самостоятельно. Киевляне восстали и прогнали Болеслава.
Поляки ушли, забрав казну и сестер Ярослава. Святополк остался княжить в Киеве. Спустя 25 лет после киевского похода, польский князь Казимир вернул на родину более 800 русичей, захваченных в плен.
Битва на реке Альте
Междоусобная война завершилась битвой на реке Альте в 1019 г. Ярослав, бежавший в Новгород, вновь собрал дружину и двинулся походом на Киев.
Святополк, оставшийся без поддержки поляков, был разбит. Княжич бежал в Польшу. 24 июля 1019 г. умер на польской земле.
Образ князя в кино
Фигура «Окаянного» встречается в современном кинематографе:
- «Ярослав Мудрый». Режиссер Григорий Кохан, в роли князя – Николай Бабенко.
- «Владимир Святой». Режиссер Юрий Тимошевский, Святополк – Олег Мельник.
- «Сага древних булгар. Владимир Красное Солнышко». Режиссер Булат Мансуров, Святополк – Александр Филиппенко.
Святополк Окаянный – один из крайне отрицательных персонажей в истории Древней Руси. Но малоизученная личность. Неизвестно точное происхождение, особенности личной жизни киевского князя.
В «Повести временных лет» Святополк характеризуется как отрицательные персонаж, который не оставил следа во внутренней политике государства.
А какие интересные факты из жизни загадочного князя знаете вы? Поделитесь в комментариях. Сохраните статью в закладках, чтобы полезная информация была доступной в любое время.
глеб
глебСТРАСТИ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИС И ГЛЕБ
По смерти Владимира (1015 г.) власть споры между его сыновьями привели к поражению старшего (Святополка), который тем временем приказал убить двух своих младших братья Борис и Глеб. История рассказана в повествовании и Страсти и панегирик святым мученикам Борису и Глебу, написанные в середине XI века, более чем через 50 лет после событий. Победитель в борьбе за власть после Смертью Владимира был Ярослав Мудрый, и он получает очень хорошую прессу в повествовании и страстях.
Автор текста
неизвестно, но
он, кажется, работал на Ярослава, возможно, во время его правления
(1036-1054), ибо он очень старался изобразить князя как
законный мститель за смерть своих братьев. скандинав
сага, Эймундар Тхаттр Хрингссонар
(который сохранился в рукописи конца четырнадцатого века из Исландии)
предлагает другое решение. Говорят, что Эймундар бежал из родного
Норвегию и отправился на Русь в надежде быть нанятым кем-нибудь в качестве наемника.
из трех враждующих князей, все трое сыновей короля Вальдимара (Владимира).
Его взял на себя Ярислав (Ярослав), и он помог князю победить
брат его Бурислав (Борис?), правивший в Киеве. Сага
специально возлагает на Эймундара и его людей ответственность за убийство
Бурислафр. Какова бы ни была истинная история убийства Бориса и Глеба,
автор Повествования и Страстей
по-видимому, был знаком по крайней мере с одним из произведений, посвященных
со святым Вацлавом и, возможно, с житием Константина и
Житие Мефодия.
Согласно Рассказу и Страстям, после
смерти Бориса и Глеба, их останки были помещены в деревянные
на месте могилы воздвигли гробы и небольшую часовню.
Род праведных благословится, сказал пророк, и
их семя будет благословлено. Таким образом, все это произошло до
время, когда самодержцем всей Русской земли был Володимир
[Владимир], сын Святослава и внук Игоря, просветивший
всю эту землю святым крещением. […] Теперь у этого Володимира было двенадцать
сыновей не от одной жены, а от нескольких матерей.
[…]
И пришел к нему [к Борису] гонец, известив его о
смерти: как его отец Василий — ибо так звали его в
святое крещение — прошло, и как Святополк скрыл
смерти отца, а ночью в Берестово [имение под Киевом,
которая принадлежала Владимиру], подняв пол и завернув его
в коврике, спустили его на землю на веревках, взяли за
сани и поставили его в храме Пресвятой Богородицы.
И когда
услыхал это святой Борис, он ослабел телом и всем своим
лицо было покрыто слезами. И задыхаясь от слез, он не мог
говорить, но в сердце своем он начал говорить так: «Горе мне, свет
очей моих, сияние и рассвет лица моего, уздечка юности моей,
вразумление моей глупости! Горе мне, мой отец и господин! Кому
обращусь, на кого взгляну, где усядусь с
хорошие наставления и наставления вашего понимания? Горе мне,
горе мне! […] Мое сердце горит, моя душа смущает мой разум, и я знаю
не к кому обратиться, и кому показать эту горькую печаль. К
брат, которого я хотел бы вместо отца? Но у него, мне кажется, есть
познал мирские суеты и созерцает мое убийство. Если он сбросит мой
кровь и попытки убить меня, то я буду мучеником для моего Господа.
Ибо не противлюсь, написано: «Бог гордым противится, а
дает благодать смиренным» [Иакова 4:6] […] Итак, что мне
сказать или что мне делать? Вот, не пойти ли мне к брату моему и сказать: «Будь
отец мне. Ты мой брат и старший. Какова твоя команда, мой
господин?» И, размышляя так в уме своем, он отправился к своему брату, и тот
сказал в сердце своем: «Увижу ли я хотя бы лицо моего младшего
брат Глеб, как Иосиф Вениамина».
0009
[…]
Теперь, после смерти отца, Святополк поселился в Киеве. На созвав киевлян и дав им много даров, он отпустил их. Тогда он послал к Борису, говоря: «Брат, я хочу, чтобы была любовь между нами и прибавит к твоей доле имущества отца». говорил лживо и неправду. Он пришел тайком ночью Вышегород [Вышгород, город к северу от Киева], позовите Путьшу и вышегородцев и сказал им: «Скажите мне правду, неужели вы верны мне?» И Путьша сказал: «Мы все готовы положить наши жизни для вас»
Но Дьявол, этот ненавидящий человеческую доброту от начала времен,
увидев, что святой Борис возложил всю свою надежду на Господа, начал
быть еще более активным. И, как однажды, он нашел Каина пылающим
братоубийство, так теперь нашел он во Святополке воистину второго Каина, и
ловила его мысль, что он должен убить всех наследников своего отца и
захватить всю власть для себя в одиночку. Тогда трижды окаянный Святополк
созвал к себе советников всякого зла и начальников всех
неправду, и, разинув гнуснейшие губы, издал злобный голос,
говоря народу Пути: «Поскольку вы обещали положить свои души
для меня идите тайно, друзья мои, и где вы найдете моего брата Бориса,
выжди случая и убей его.
» И они пообещали сделать это.
[…]
Теперь, по возвращении, блаженный Борис ставит свои шатры на Л’то
[Река Альта, приток реки Трубеж, к юго-востоку от
Киев]. И сказала ему свита его: «Иди, поселись в Киеве на твоем
престол отца, ибо все войско в твоих руках». Но он ответил
им: «Не мое дело поднять руку на брата моего и
особенно против старшего, которого я хотел бы иметь в качестве отца».
Услышав это, войска отошли от него, а он остался
только с его слугами. В день субботний он был в беде и
горе, и сердце его стеснено. И он вошел в свою палатку и заплакал
с разбитым сердцем, но радостной душой, горестно возвысив голос:
«Не презри слез моих, Господи. Ибо, как я уповаю на Тебя, так и
Я, вместе с Твоими рабами, принимаю свою долю и жребий со всеми Твоими
святые, ибо Ты Бог милосердый, и Тебе воздадим
хвалить вечно. Аминь.» Он подумал о мученичестве и страстях
святого мученика Никиты [готского мученика четвертого века] и св.
Вячеслав [Вацлав, князь чехов], убийства которого были
похоже на это [.
..].
Затем наступил вечер. И повелел он петь вечерню, и он
сам вошел в свою палатку и начал читать вечернюю молитву с
горькие слезы, частые вздохи и много стенаний. После этого он лег
спать. […] Проснувшись рано, он увидел, что пришло время
утро: было святое воскресенье. Он сказал своему пресвитеру: «Встань, начни
Утреня.» И, обув ноги Его и омыв лицо,
он сам стал молиться Господу Богу. Но посланные Святополком
прибыли на Л’то ночью и, приблизившись, услышали
голос блаженной мученицы, поющей утреннюю псалтирь.[…] И
в этот момент он увидел бегущих к палатке, вспышку
оружие и обнажение мечей. И почтенное тело
премилостивый Борис, святой и блаженный мученик Христов, был пронзен
без жалости. Те, кто пронзил его копьями, были прокляты
Путьша, Тальц, Елович и Ляшко. […] Затем, глядя на них с
нежные глаза и поникшее лицо, и залитый слезами, он сказал:
«Братья, окончите начатое вами служение, и мир моему
брат, а вам, братья мои». […] И в этот момент он прошел
прочь и предал свою душу в руки живого Бога, в
месяца июля, числа двадцать четвертого, за девятый день до
августовские календы [24 июля 1015 г.
].
И они убили многих вассалов. Но так как они не могли удалить ожерелье от Джорджа, они отрезали ему голову и отбросили в сторону, а по этой причине его тело можно было узнать позже. После обертывания благословили Бориса в полог шатра и, положив его в телегу, поехали. И когда они были в сосновом лесу, он начал поднимать свою святую голову. Узнав об этом, Святополк послал двух варягов, и они пронзили его мечом в сердце. Таким образом, он истек и получил корону вечный. Привезя его в Вышгород, тело положили в землю и погребен возле церкви св. Василия.
[…]
Подумав об этом, злой советник Дьявол созвал
благословил Глеба, говоря: «Приходи скорее, отец твой зовет тебя и
очень болен.» Он быстро сел на лошадь и отправился с небольшим
свита. И когда он пришел к Волге, лошадь под ним споткнулась
через колею в поле и легко поранил ногу. И он пришел к
Смоленска, и шли дальше от Смоленска, и в пределах видимости
оттуда он сел на маленькое судно на Смядине [река в
Смоленская область].
В это время до нас дошла весть о смерти отца.
Ярослава из Предславы [сестра Ярослава]. И Ярослав послал
послание Глебу: «Не уходи, брат, отец твой умер, а твой
брат убит Святополком».
блаженная воскликнула с горьким плачем и сердечной скорбью: «О горе
ко мне, мой Господь! Двойным плачем я плачу и стону, двойным
горе я скорблю и стенаю. Горе мне, горе мне! Сильно плачу о
мой отец, но я плачу еще больше и отчаиваюсь за тебя, мой брат
и господин Борис. […] И так, когда он стонал и плакал, и
смачивая землю своими слезами и призывая Бога с частыми
вздохи, вдруг явились посланные Святополком — эти злые слуги
его, беспощадных кровопийц, свирепейших из братоубийц, имеющих
души диких зверей. Святой имел набор в маленьком сосуде,
и они встретили его в устье Смиадина. И когда он увидел их, он
возрадовался в душе своей; но они, увидев его, покрылись
мрак и гребли к нему. И он ожидал получить привет от
их. Но когда они приблизились, злые начали прыгать в
его лодку с обнаженными мечами в руках, сверкающими, как
вода.
И тотчас выпали весла у всех из рук, и все онемели
со страхом. Увидев это, блаженный понял, что они желают
убей его. Он смотрел на них нежными глазами, его лицо было залито слезами,
разбитое сердце, смиренный разум, часто вздыхающий, задыхающийся от
слезы, и ослабел телом, и возвысил голос свой от печали: «Позволь мне
будьте, мои драгоценные и дорогие братья, ибо я не сделал вам никакого зла! Оставлять
меня одного, братья и господа, оставьте меня в покое! Что плохого я сделал
брат и вы, мои братья и лорды? Если что-то не так, возьми меня
вашему князю, моему брату и господину. Помилуй мою юность, помилуй
милосердие, господа! Вы мои господа, я ваш раб. Пожинай меня не из
жизнь незрелая; не жни колос еще незрелый, но несущий
молоко невинности. […]» Но ни одно слово этого не пристыдило их в
так или иначе, и, как дикие звери, они схватили его. […] Затем, глядя на
их, он сказал унылым голосом и сдавливая горло: «Вы
уже сделали это в своих мыслях; теперь, когда вы пришли, делайте то, что вы
посланы.
» Тогда проклятый Гориазер приказал им так положить его
быстро. Повар Глеба, по имени Торчин, вынул нож и, схватив
блаженный, заколол его, как кроткого и невинного агнца. Это было в
месяц сентябрь, в пятый день, в понедельник.
[…]
После того, как Глеб был убит, его бросили в безлюдное место между двумя
выдолбленные стволы деревьев. […] И хотя святой лежал там
долгое время он оставался совершенно невредимым, ибо Он не оставил его в
забвение и пренебрежение, но подавало знаки: то виден был столп огненный, то
горящие свечи. Более того, проходящие мимо торговцы слышали бы
пение ангелов; и другие, охотники и пастухи, тоже видели и
слышал эти вещи. Никому не приходило в голову искать тело
святого до Ярослава, не в силах вынести этого злого убийства,
выступил против этого братоубийцы, окаянного Святополка, и воевал со многими
сражался с ним и всегда побеждал, с помощью Бога и
помощь святых. И сколько битв он ни вел, проклятый
всегда возвращались пристыженными и побежденными.
Наконец, этот трижды проклятый
один напал с ордой печенегов. И собрав войска,
Ярослав выступил против него, к реке Льто, и остановился у
место убиения святого Бориса. […] Они продвинулись
друг против друга, и поле Л’то было покрыто
множество войск. […] К вечеру Ярослав торжествовал, и
окаянный Святополк бежал. […] И он не мог вынести пребывания в одном
место, и бежал через землю ляхов [Польша], преследуемый
гнев Господний. Он бежал в пустыню между землями
Чехи и ляхи и там злом образом лишились жизни.
[…] Его могила существует и по сей день, и из нее исходит злой
смрад в назидание мужчинам.
[…]
И с тех пор прекратились раздоры в земле Русской; и Ярослав
взял на себя всю власть над ним. И он стал расспрашивать о телах
святые, как и где они были размещены. И о святом
Борису сообщили, что он помещен в Вышегороде; но о
святого Глеба ничего не знали, так как он был убит в Смоленске. Затем
они рассказали ему, что слышали от пришедших оттуда, что они
видел свет и свечи в безлюдном месте.
И, услышав
этого, он послал пресвитеров в Смоленск на обыск, говоря: «Это моя
брат». И они нашли его там, где все это видели. И они
пришли с крестами и многими свечами и кадильницами, и с большим
благоговение поместило его в сосуд. И по прибытии его положили в
Вышегород, где и лежало тело блаженнейшего Бориса. […]
Ибо вот, самым чудесным и чудесным и достойным памяти было то, что
хотя тело святого пролежало много лет, оно было
ни один хищный зверь не причинил ему вреда, и он не почернел, как тела
мертвые обычно делают. Наоборот, оно было сияющим, и прекрасным, и цельным, и
у него был приятный аромат. Так сохранил Бог тело Своего
мученик.
[…]
Но могу ли я все рассказать или рассказать о чудесах, которые происходят? В
правда, вся земля не может вместить самых дивных чудес, которые
иметь место, ибо их больше, чем песка морского. И
не только там, но и во всех странах и во всех землях через
которые они проходят, они изгоняют болезнь и немощь и посещают находящихся в
тюрьме и в кандалах.
и в том месте, где они были сделаны достойными
мученические венцы, в их имена строились храмы, и там
они тоже творят добро и творят много чудес.
Владимир Счастливчик — Фонд Карнеги за Международный Мир
История России и Центральной и Восточной Европы полна ярких лидеров и броских титулов. Был Владимир «Апостол», принесший христианство в Киевскую Русь в конце X века. В свои досвятые языческие дни он был известен своими 800 наложницами и тем, что, по общему мнению, ввел институт человеческих жертвоприношений на берегах Днепра. Был Святополк «Окаянный», который заслужил свой титул, приказав убить трех своих братьев во время борьбы за престолонаследие в 11 веке. Самым колоритным социопатом Средневековья, возможно, был Влад Цепеш, чьи зловещие вкусы вдохновили графа Дракулу Брэма Стокера. Иван IV был «ужасным» по многим причинам, включая убийство сына и наследника, ускорившее династический кризис в России в конце XVI века.
Нынешний Владимир в Кремле не страшный и не святой.
Хотя он недавно сказал нам, что точно помнит, когда в последний раз занимался сексом, я сомневаюсь, что он достигает числа Уилта Чемберлина своего тезки Владимира Апостола. Нет также никаких доказательств того, что у г-на Путина есть фетиш, заключающийся в том, чтобы пронзать своих врагов и пить их кровь, как это было с другим его однофамильцем. Г-н Путин предпочитает более стандартное для России обращение — ссылку в Сибирь. И у нас нет оснований делать вывод, что Владимир Путин проклят.
Напротив, Владимир Путин сегодня — один из самых счастливых людей в мире, и я назначаю его «Владимиром Счастливчиком». История его восхождения от кишащего крысами детства на жестоких улицах Ленинграда до председательства в «Большой восьмерке», которую он недавно принимал в роскошно отреставрированном Константиновском дворце своего родного города, должно быть, связана с некоторой удачей на этом пути. Хотя обычно лучше быть удачливым, чем хорошим, г-н Путин, несомненно, яркий, жесткий и одаренный политик.
Рональд Рейган был также одаренным политиком и удачливым человеком. Отчасти ему повезло благодаря падению цен на нефть в 1986 году, которое побудило г-на Горбачева провести реформы в России. В конечном итоге реформы Горбачева привели к распаду Советского Союза и окончанию холодной войны. Владимиру Путину повезло, потому что он стал президентом России в условиях стремительного роста цен на нефть. Цена на нефть была главным фактором макроэкономического чуда России и ее возрождения в качестве крупной державы, отмеченной в минувшие выходные великолепием Санкт-Петербурга.
Всего восемь лет назад, в августе 1998 года, курс рубля рухнул, и Россия объявила дефолт по большей части своего долга. Россия была фактически банкротом и экономической бедой в то время, когда нефть стоила менее 15 долларов за баррель, а большую часть 1990-х годов нефть стоила около 25 долларов за баррель. В этом отношении ни г-ну Горбачеву, ни г-ну Ельцину не повезло. В 1998 году Россия получила менее 40 миллиардов долларов дохода от продажи нефти и газа, что является самым важным источником ее экономического роста.
В 2000 году, когда г-н Путин пришел к власти в Кремле, средняя цена на нефть составляла около 28 долларов за баррель, а Россия принесла около 75 миллиардов долларов. В этом году Управление энергетической информации США прогнозирует среднюю цену на нефть на уровне 61 доллара за баррель, и вполне вероятно, что доходы России от продажи нефти и газа превысят 200 миллиардов долларов! Цены на природный газ также примерно удвоились с 2000 года. Если в 2000 году у России было менее 30 миллиардов долларов валютных резервов, то сегодня у России есть более 250 миллиардов долларов плюс стабилизационный фонд, который, по прогнозам, достигнет 100 миллиардов долларов к концу года. Владимир — счастливчик.
Но удача Владимира не ограничивается его нефтяной удачей. Буквально накануне встречи «большой восьмерки» враг России номер один Шамиль Басаев (что-то вроде Усамы бен Ладена для Джорджа Буша) был взорван, готовясь к теракту, который испортил бы выход Влада в свет. Хотя у нас нет подтверждения подробностей, вполне вероятно, что Путин создал себе некоторую удачу, когда его старые приятели из тайной полиции, наконец, устранили неуловимого Басаева как раз вовремя, чтобы отполировать его репутацию партнера в войне с террором.
Несчастные случаи в этой части мира редко случаются случайно.
Удача Влада продолжилась позже на этой неделе, когда в Ливане вспыхнули боевые действия. Ближневосточный кризис помог отвлечь внимание от вопроса о пригодности России принять у себя G-8, а не о том, что путинские коллеги Джордж, Тони, Жак и остальные планировали выпытать у Владимира до глубины души недостатки российской демократии. Но ближневосточный кризис гарантировал, что Путин будет гораздо менее изолирован от своих участников саммита, чем если бы иранская ядерная программа доминировала в повестке дня, как многие ожидали. В Иране Владимир сталкивается с общим фронтом между американцами и европейцами, тогда как в Ливане позицию Путина, безусловно, поддерживает Жак Ширак и он ближе к другим европейцам. Г-н Буш и американцы чувствуют себя более одинокими в своей безоговорочной поддержке Израиля.
О, быть сильным, подтянутым и удачливым, как Владимир. О чем вы еще хотите попросить? Ах да, легендарное богатство и 800 наложниц, я полагаю.


Когда он остался один и молился подле реки, его настигли наемники брата.
В этом ему помогал польский князь Болеслав Храбрый с войском, состоявшим из немецких и венгерских наемников. Во время сражения на реке Буге Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород.

Бояре выдвигают его на престол.
Братья от разных матерей испытывали неприязнь друг к другу.