Св митрополит петр московский: Святитель Петр Московский, всея Руси чудотворец, митрополит

Святитель Петр Московский, всея Руси чудотворец, митрополит

Краткое житие святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Свя­той мит­ро­по­лит Петр ро­дил­ся на Во­лы­ни от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Две­на­дца­ти лет по­сту­пил в мо­на­стырь. До­стиг­нув свя­щен­ства, он по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го на­став­ни­ка уда­лил­ся из мо­на­сты­ря и ос­но­вал оби­тель в уеди­нен­ном ме­сте на бе­ре­гу ре­ки Ра­ти. Здесь он так про­сла­вил­ся по­дви­га­ми бла­го­че­стия, что сде­лал­ся из­вест­ным всей Во­лы­ни. В 1308 го­ду пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Афа­на­сий воз­вел св. Пет­ра на Рус­скую мит­ро­по­лию. Мно­го труд­но­стей ис­пы­тал пер­во­свя­ти­тель в го­ды управ­ле­ния. В стра­дав­шей под та­тар­ским игом Рус­ской Зем­ле утвер­ждал ис­тин­ную ве­ру, при­зы­вал враж­до­вав­ших кня­зей к ми­ро­лю­бию и един­ству.

В 1325 го­ду свт. Петр по прось­бе Иоан­на Ка­ли­ты пе­ре­нес мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву, что име­ло важ­ное зна­че­ние для всей Рус­ской Зем­ли. Свт. Петр про­ро­че­ски пред­ска­зал осво­бож­де­ние от та­тар­ско­го ига и бу­ду­щее воз­вы­ше­ние Моск­вы как цен­тра всей Рос­сии.

Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, скон­чал­ся 21 де­каб­ря 1326 го­да. (Све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 21 де­каб­ря.) Пер­вое пе­ре­не­се­ние его мо­щей бы­ло 1 июля 1472 го­да, то­гда же уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние. Вто­рое пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра бы­ло по­сле освя­ще­ния вновь по­стро­ен­но­го Успен­ско­го со­бо­ра, 24 ав­гу­ста 1479 го­да, а празд­но­ва­ние 1 июля бы­ло от­ме­не­но. Из­вест­но так­же празд­но­ва­ние про­яв­ле­ния мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра (4 ав­гу­ста) по слу­чаю яв­ле­ния су­пру­ге Иоан­на Гроз­но­го (1533–1584) ца­ри­це Ана­ста­сии (1547–1560). Свя­ти­тель Петр явил­ся ца­ри­це Ана­ста­сии и не раз­ре­шил ни­ко­му рас­кры­вать свой гроб. Он по­ве­лел за­пе­ча­тать гроб пе­ча­тью и уста­но­вить празд­ник.

От свя­ти­те­ля Пет­ра со­хра­ни­лось три по­сла­ния. Пер­вое – к свя­щен­ни­кам с уве­ща­ни­ем до­стой­но про­хо­дить пас­тыр­ское слу­же­ние, усерд­но па­сти ду­хов­ных чад. Оно за­кан­чи­ва­ет­ся из­ло­же­ни­ем цер­ков­но­го за­ко­но­по­ло­же­ния о вдо­вых свя­щен­ни­ках: с це­лью ограж­де­ния их от на­ре­ка­ния и со­блаз­нов им пред­ла­га­лось по­се­лять­ся в мо­на­сты­рях, а де­ти долж­ны бы­ли опре­де­лять­ся на вос­пи­та­ние и обу­че­ние в мо­на­стыр­ские шко­лы. Во вто­ром по­сла­нии свя­ти­тель при­зы­ва­ет свя­щен­ни­ков быть ис­тин­ны­ми пас­ты­ря­ми, а не на­ем­ни­ка­ми, за­бо­тить­ся об укра­ше­нии се­бя хри­сти­ан­ски­ми и пас­тыр­ски­ми доб­ро­де­те­ля­ми. В тре­тьем по­сла­нии свя­ти­тель Петр сно­ва да­ет на­став­ле­ния свя­щен­ни­кам об их пас­тыр­ских обя­зан­но­стях, а ми­рян уве­ща­ет ис­пол­нять за­по­ве­ди Хри­сто­вы.

Вы­да­ю­ща­я­ся цер­ков­но-го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность свя­ти­те­ля Пет­ра уже совре­мен­ни­кам да­ва­ла ос­но­ва­ние срав­ни­вать его со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Иоан­ном Зла­то­устом. Глав­ный по­двиг свя­ти­те­ля Пет­ра – борь­ба за един­ство Рус­ско­го го­су­дар­ства и бла­го­сло­ве­ние Моск­вы как со­би­ра­тель­ни­цы Рус­ской зем­ли[1].

Полное житие святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси

Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, ро­дил­ся на Во­лы­ни от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Фе­о­до­ра и Ев­прак­сии. Еще до рож­де­ния сы­на в сон­ном ви­де­нии Гос­подь от­крыл Ев­прак­сии бла­го­дат­ную пре­ды­з­бран­ность ее сы­на. В 12 лет юный Петр по­сту­пил в мо­на­стырь. К то­му вре­ме­ни он успеш­но изу­чил книж­ные на­у­ки и с осо­бой рев­но­стью стал ис­пол­нять мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния. Мно­го вре­ме­ни уде­лял бу­ду­щий свя­ти­тель вни­ма­тель­но­му изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и обу­чил­ся ико­но­пи­са­нию. Ико­ны, на­пи­сан­ные ино­ком Пет­ром, раз­да­ва­лись бра­тии и по­се­щав­шим мо­на­стырь хри­сти­а­нам. За доб­ро­де­тель­ную по­движ­ни­че­скую жизнь игу­мен оби­те­ли ру­ко­по­ло­жил ино­ка Пет­ра в сан иеро­мо­на­ха. По­сле мно­го­лет­них по­дви­гов в мо­на­сты­ре иеро­мо­нах Петр, ис­про­сив бла­го­сло­ве­ние игу­ме­на, оста­вил оби­тель в по­ис­ках уеди­нен­но­го ме­ста.

На ре­ке Рате он по­ста­вил кел­лию и стал под­ви­зать­ся в без­мол­вии. Впо­след­ствии на ме­сте по­дви­гов об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, на­зван­ный Но­во­двор­ским. Для при­хо­див­ших ино­ков был вы­стро­ен храм во Имя Спа­са. Из­бран­ный игу­ме­ном, свя­той Петр крот­ко на­став­лял ду­хов­ных чад, ни­ко­гда не гне­вал­ся на про­ви­нив­ше­го­ся ино­ка, сло­вом и при­ме­ром по­учал бра­тию. О доб­ро­де­тель­ном игу­мене-по­движ­ни­ке ста­ло из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми оби­те­ли. Неред­ко в мо­на­стырь при­хо­дил Га­лиц­кий князь Юрий Льво­вич, чтобы услы­шать ду­хов­ные на­став­ле­ния свя­то­го по­движ­ни­ка.

Од­на­жды оби­тель по­се­тил Вла­ди­мир­ский мит­ро­по­лит Мак­сим, об­хо­див­ший Рус­скую зем­лю со сло­вом по­уче­ния и на­зи­да­ния. При­ни­мая свя­ти­тель­ское бла­го­сло­ве­ние, игу­мен Петр при­нес в дар на­пи­сан­ный им об­раз Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пе­ред ко­то­рым свя­ти­тель Мак­сим до кон­ца сво­ей жиз­ни мо­лил­ся о спа­се­нии вве­рен­ной ему Бо­гом Рус­ской зем­ли.

Ко­гда мит­ро­по­лит Мак­сим скон­чал­ся, Вла­ди­мир­ская ка­фед­ра неко­то­рое вре­мя оста­ва­лась неза­ня­той. Ве­ли­кий князь Вла­ди­мир­ский, а им был в это вре­мя свя­той Ми­ха­ил Твер­ской (па­мять 22 но­яб­ря), на­пра­вил к пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му сво­е­го спо­движ­ни­ка и еди­но­мыш­лен­ни­ка игу­ме­на Ге­рон­тия с прось­бой о по­став­ле­нии его на Рус­скую мит­ро­по­лию.

По со­ве­ту Га­лиц­ко­го кня­зя Юрия игу­мен Петр так­же от­пра­вил­ся к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху для при­ня­тия свя­ти­тель­ской ка­фед­ры. Бог из­брал для окорм­ле­ния Рус­ской Церк­ви свя­то­го Пет­ра. Плыв­ше­му Чер­ным мо­рем Ге­рон­тию но­чью во вре­мя бу­ри яви­лась Бо­жия Ма­терь и ска­за­ла: «На­прас­но тру­дишь­ся, сан свя­ти­тель­ский не до­ста­нет­ся те­бе. Тот, кто на­пи­сал Ме­ня, Рат­ский игу­мен Петр, воз­ве­ден бу­дет на пре­стол Рус­ской мит­ро­по­лии». Сло­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри в точ­но­сти ис­пол­ни­лись: пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Афа­на­сий (1289–1293) с со­бо­ром воз­вел на Рус­скую мит­ро­по­лию свя­ти­те­ля Пет­ра, пе­ре­дав ему свя­ти­тель­ские об­ла­че­ния, жезл и ико­ну, при­ве­зен­ные Ге­рон­ти­ем.

По воз­вра­ще­нии в Рос­сию в 1308 го­ду мит­ро­по­лит Петр в те­че­ние го­да пре­бы­вал в Ки­е­ве, а за­тем пе­ре­ехал во Вла­ди­мир.

Мно­го труд­но­стей ис­пы­тал пер­во­свя­ти­тель в пер­вые го­ды управ­ле­ния Рус­ской мит­ро­по­ли­ей. В стра­дав­шей под та­тар­ским игом Рус­ской зем­ле не бы­ло твер­до­го по­ряд­ка, и свя­ти­те­лю Пет­ру при­хо­ди­лось ча­сто ме­нять ме­ста сво­е­го пре­бы­ва­ния. В этот пе­ри­од осо­бен­но важ­ны бы­ли тру­ды и за­бо­ты свя­ти­те­ля об утвер­жде­нии в го­су­дар­стве ис­тин­ной ве­ры и нрав­ствен­но­сти. Во вре­мя по­сто­ян­ных объ­ез­дов епар­хий он неустан­но по­учал на­род и ду­хо­вен­ство о стро­гом хра­не­нии хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. Враж­до­вав­ших кня­зей он при­зы­вал к ми­ро­лю­бию и един­ству.

В 1312 го­ду свя­ти­тель со­вер­шил по­езд­ку в Ор­ду, где по­лу­чил от ха­на Уз­бе­ка гра­мо­ту, охра­няв­шую пра­ва рус­ско­го ду­хо­вен­ства.

В 1325 го­ду свя­ти­тель Петр по прось­бе ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на Да­ни­ло­ви­ча Ка­ли­ты (1328–1340) пе­ре­нес мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. Это со­бы­тие име­ло важ­ное зна­че­ние для всей Рус­ской зем­ли. Свя­ти­тель Петр про­ро­че­ски пред­ска­зал осво­бож­де­ние от та­тар­ско­го ига и бу­ду­щее воз­вы­ше­ние Моск­вы как цен­тра всей Рос­сии.

По его бла­го­сло­ве­нию в Мос­ков­ском Крем­ле в ав­гу­сте 1326 го­да был за­ло­жен со­бор в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Это бы­ло глу­бо­ко зна­ме­на­тель­ное бла­го­сло­ве­ние ве­ли­ко­го Пер­во­свя­ти­те­ля Рус­ской зем­ли. 21 де­каб­ря 1326 го­да свя­ти­тель Петр ото­шел к Бо­гу. Свя­тое те­ло пер­во­свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в Успен­ском со­бо­ре в ка­мен­ном гро­бу, ко­то­рый он сам при­го­то­вил. Мно­же­ство чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам угод­ни­ка Бо­жия. Мно­гие ис­це­ле­ния со­вер­ша­лись тай­но, что сви­де­тель­ству­ет о глу­бо­ком сми­ре­нии свя­ти­те­ля да­же по­сле смер­ти. Глу­бо­кое по­чи­та­ние пер­во­свя­ти­те­ля Рус­ской Церк­ви со дня его пре­став­ле­ния утвер­жда­лось и рас­про­стра­ня­лось по всей Рус­ской зем­ле. Через 13 лет, в 1339 го­ду, при свя­ти­те­ле Фе­о­гно­сте, он был при­чтен к ли­ку свя­тых.

У гро­ба свя­ти­те­ля кня­зья це­ло­ва­ли крест в знак вер­но­сти ве­ли­ко­му кня­зю Мос­ков­ско­му. Как осо­бо чти­мый по­кро­ви­тель Моск­вы свя­ти­тель при­зы­вал­ся в сви­де­те­ли при со­став­ле­нии го­судар­ствен­ных до­го­во­ров. Нов­го­род­цы, имев­шие пра­во из­би­рать се­бе вла­дык у Свя­той Со­фии, по­сле при­со­еди­не­ния к Москве при Иоанне III клят­вен­но обе­ща­ли ста­вить сво­их ар­хи­епи­ско­пов толь­ко у гро­ба свя­ти­те­ля Пет­ра чу­до­твор­ца. При гро­бе свя­ти­те­ля на­ре­ка­лись и из­би­ра­лись рус­ские пер­во­свя­ти­те­ли.

О нем по­сто­ян­но упо­ми­на­ют рус­ские ле­то­пи­си, ни од­но зна­чи­тель­ное го­судар­ствен­ное на­чи­на­ние не об­хо­ди­лось без мо­лит­вы у гро­ба свя­ти­те­ля Пет­ра. В 1472 и 1479 го­дах со­вер­ша­лось пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра. В па­мять этих со­бы­тий уста­нов­ле­ны празд­но­ва­ния 5 ок­тяб­ря и 24 ав­гу­ста.

Празд­но­ва­ние в один день в честь все­рос­сий­ских свя­ти­те­лей Пет­ра, Алек­сия и Ио­ны уста­нов­ле­но пат­ри­ар­хом Иовом 5 ок­тяб­ря 1596 го­да.

Свя­ти­тель Филипп при­чис­лен к ним в 1875 го­ду по хо­да­тай­ству свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го (па­мять 31 мар­та и 23 сен­тяб­ря), а свя­ти­тель Ер­мо­ген – в 1913 го­ду.

Празд­нуя па­мять свя­ти­те­лей в один день, Цер­ковь воз­да­ет каж­до­му из них рав­ную честь как небес­ным по­кро­ви­те­лям го­ро­да Моск­вы и мо­лит­вен­ни­кам за на­ше Оте­че­ство.


См. так­же:

  • «Жи­тие свя­то­го Пет­ра, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Рос­сии» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.
  • «Празд­но­ва­ние свя­ти­те­лям мос­ков­ским Пет­ру, Алек­сию, Ионе и Филип­пу» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.
  • Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец († 1326)


Примечания

[1] О свя­ти­те­ле Пет­ре – «Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1959, N 8, с. 54-59; 1966, N 9, с. 54-61; 1976, N 12, с. 61-66.

святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси

Дни памяти: 24 августа (6 сентября) (перенесение мощей), 5(18) октября (Московских святителей), 21 декабря (3 января)

На пути к подвижничеству

Святитель Петр Московский родился в благочестивой семье, на Волынской земле. Его отца звали Феодором, а мать (по некоторым сведениям) — Евпраксией.

О том, что сын будет избран Всеведущим Богом на особое служение, прославит Его и сам будет прославлен, родители узнали из Откровения ещё до его появления на свет.

Как-то раз на рассвете, мать увидела во сне необыкновенного агнца (согласно сюжету видения, она заботливо держала его на своих руках). Меж рогов агнца росло чудное дерево, изобиловавшее множеством плодов и цветов. Среди пышной листвы пылали свечи. При всём этом дерево источало несказанное благоухание. Проснувшись, Евпраксия не могла себе объяснить, что бы значило это видение. И лишь потом стало ясно, что содержание сна указывало на духовные дарования её сына (который тогда находился в материнской утробе).

До семилетнего возраста Петр обучался и воспитывался в родительском доме. А затем его отдали для обучения грамоте и книжным наукам. Учился он с усердием, однако учение не поддавалось ему. Это печалило отрока, огорчало родителей. Но вот, однажды ему явился во сне некий муж в святительском облачении. От него изливалось сияние. По слову явившегося, Петр открыл свои уста и тот, благословив, влил в них сладость. После этого случая Петр стал учиться успешнее и со временем превзошёл своих сверстников.

Ещё в юности всем возможным путям своей жизни он предпочёл трудный, но верный — монашеский, и поступил в монастырь.

Монашеский путь

Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это христианское искусство и стал подлинным мастером. Созданные его творчеством образы распределялись среди братий монастыря и посетителей-богомольцев.

Шаг за шагом Петр возрастал возрастом духовным. Видя в иноке образец нравственности, чистоты и способности к пастырской деятельности, настоятель обители посвятил его в иеродиакона, а затем и в иеромонаха.

Осуществляя это ответственное служение, отец Петр со свойственной ему искренностью стремился принести больше пользы вверенным его окормлению братиям, но со временем, по примеру многих великих подвижников, стал искать уединения, чтобы всецело предаться глубокой христианской молитве и созерцанию.

Получив на этот счёт благословение от игумена, отец Петр, оставив монастырь, отправился на поиски подходящего безлюдного места. Найдя его с помощью Божьей при речке Рате, он заложил и построил себе скромную, маленькую келью. Здесь он провёл множество дней и ночей в общении с Богом.

Образование обители

Когда молва о подвигах святого отшельника распространилась по окрестностям, к нему стали стекаться верующие, ищущие духовного окормления. Со временем на том самом месте образовался монастырь.

Игуменом обители братия избрали отца Петра. Известно, что на этом ответственном посту он проявил себя не только как любящий пастырь, наставляющий словом и личным примером, но и как превосходный организатор.

Слава новой обители росла день ото дня. Многие люди, даже и именитые, даже князь Галицкий Юрий Львович, приезжали туда, желая выслушать наставления игумена, испросить у него пастырского благословения и сердечных молитв.

Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, совершавший обход русских земель. Отец Петр, получив святительское благословение, смиренно поднёс ему в дар изготовленную собственноручно икону Успения Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, владыка Максим молился перед сим образом до конца земной жизни.

Деятельность святого Петра как митрополита

К концу тринадцатого века разбой и насилие, чинимые татарскими завоевателями, достигли такого размаха, что из Киева стали массово бежать люди. В 1299 году митрополит Максим, руководствуясь соображениями церковной икономии, перебрался из Киева во Владимир.

Князь Галицкий этот шаг не одобрил. Он желал, чтобы митрополит был ближе к нему. С этой целью он решил поставить на митрополичью кафедру игумена Петра, и отправил его в Константинополь. В это время преставился митрополит Максим.

Михаил Тверской, занимавший тогда великокняжеский престол, руководствуясь собственными интересами, попытался провести на митрополичью кафедру игумена Геронтия, для чего тоже направил его к Константинопольскому Патриарху. При этом Геронтий не преминул захватить с собой святительский жезл, утварь и даже икону, написанную и подаренную митрополиту Петром.

Из двух претендентов достойного выбрал Сам Бог. Когда Геронтий плыл на корабле по Чёрному морю, ночью, во время шторма, ему явилась Небесная Царица и недвусмысленно возвестила, что митрополичий престол достанется Ратскому игумену. Так и произошло: Константинопольский Патриарх Афанасий поставил митрополитом Петра, причём, возвёл его в достоинство митрополита всея Руси.

Возвратившись на Родину в 1308 году, святитель около года жил в Киеве, после чего перебрался во Владимир: туда, где его предшественник и утвердил кафедру митрополита всея Руси.

Время было трудным. С одной стороны — несогласия и раздоры между князьями. С другой стороны — татарское иго. Некоторые северные владетели выражали крайнее недовольство поставлением на кафедру Петра, будоража и возмущая народ.

Святитель Петр часто менял места проживания. Людям требовались и утешение, и ободрение, и умиротворение, но больше всего надлежало заботиться о хранении, распространении и укреплении подлинной веры.

В какой-то период между Юрием Московским и Михаилом Тверским установилось противостояние: оба хотели видеть себя на великокняжеском троне. Митрополиту Петру едва ли было возможно совершенно отстраниться от этой борьбы, ведь она касалось не только двух спорящих княжеских особ, но и их подданных, Православных людей.

Святитель счёл верным принять сторону Юрия, что, само собой разумеется, вызвало недовольство Михаила Тверского и его приближенных. В ответ на выбор митрополита Петра они составили против него обвинение и довели до ушей Патриарха. Тот не спешил доверять обвинениям и решил досконально исследовать дело. Созванный по этому поводу, в 1311 году, Собор в Переяславле оправдал русского святителя.

В 1312 или 1313 году митрополит Петр, в видах церковной и государственной необходимости, совершил путешествие в Орду, где встретился с ханом Узбеком, получил от него грамоту, подтвердившую прежние льготы для духовенства и предоставившую митрополиту право судить церковных людей.

После смерти князей Михаила и Юрия ярлык от хана на великое княжение был дан сыну Михаила, Александру Тверскому, который, воспользовавшись ситуацией, вступил в борьбу за власть и влияние с Иваном Калитой (Московским). На этот раз митрополит Пётр вновь склонил своё благоволение на сторону Москвы.

Перенос центра деятельности в Москву

В 1325 году, руководствуясь собственными соображениями и рекомендацией великого князя, Ивана Калиты, святитель расположил митрополичью кафедру в Москве.

Несколько месяцев спустя митрополит Пётр выразил великому князю желание о постройке в Москве каменного храма, посвященного Успению Божьей Матери. Зная из Откровения Божьего о приближении смерти святитель устроил в стене этого храма место для своего погребения.

Перед смертью он напутствовал добрым словом пасомых, преподал всем мир, произнёс благословение князю (которого в этот момент не было в городе), по-христиански простился и почил о Господе с молитвой на устах. Прозошло это 21 декабря 1326 года.

Тело святого с великими почестями было положено на одр и отнесено к месту, которое он для себя приготовил.

Впоследствии при раке с мощами совершалось множество чудес. По сообщениям летописцев, великий князь распорядился собирать и записывать сведения о чудесных событиях, совершаемых по молитвам, обращённым к святителю Петру.

В качестве назидательного пособия от него до нас дошло «Поучение игуменам, попам и диаконам».

Тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, глас 4

Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней // и спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 4

Благоверно пожив в мире, / житием чистым просветився, / учением святительства прият паству, / апостолом наследниче. / Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре, / моли Христа Бога, // да спасет души наша.

Кондак святителю Петру, митрополиту Московскому, глас 8

Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна, / днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада, / в пренесение честных мощей твоих, / архиерею Петре, молим тя: моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением / верному воинству нашему на враги победительная, / да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся, / радостною душею и веселием сердца / благодарная ти воспоем, глаголюще: // радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

Ин кондак святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 4

Явися днесь пресветлая память твоя, / святителю преблаженне Петре, / в мире светло сияющи / и являющи всем // Божественное сияние.

Тропарь на преставление святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца, глас 4

Яже прежде безплодная, земле, / ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, / яве сияюща в мире / и исцелевающа недуги и болезни наша. / Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: // святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.

Ин тропарь на преставление святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца, глас 8

Ликуй светло, благославнейший граде Москва, / имеяй в себе архиерея Петра, яко зарю солнца, / всю Россию чудодеянии озаряюща, / той бо немощи врачует / и недуги, яко тьму, прогонит от вопиющих ему: радуйся, иерарше Бога Вышняго, // тобою сия пастве твоей соделовающаго.

Кондак на преставление святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца, глас 8

Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, / днесь любовию тебе притекаем, песнь, богоносе, плетуще, / яко имея дерзновение ко Господу, / многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: // радуйся, утверждение граду нашему.

Преставление святителя Петра, митрополита Московского, чудотворца всея Руси

Тропарь и кондак

Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына Господь открыл Евпраксии предопределенное блаженство сына. В возрасте двенадцати лет юный Петр поступил в монастырь. Он успешно изучал книжные науки того времени и ревностно исполнял монашеские послушания. Будущий святитель много времени уделял внимательному изучению Священного Писания, занимался и иконописью. Иконы, написанные святителем Петром, раздавались братии и христианам, посещавшим обитель.

За добродетельную и подвижническую жизнь игумен монастыря рукоположил святого Петра во иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр по благословению игумена оставил монастырь в поисках уединенного места.

Построил келью у реки Раты и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте его подвижнических подвигов образовался монастырь, названный Новодворским.

Для приходивших к нему монахов была построена церковь, посвященная Спасителю. Избранный игуменом, святой Петр руководил своими духовными чадами и никогда не гневался на провинившегося монаха. Вместо этого он наставлял братьев словом и личным примером. Добродетельный игумен и подвижник стал известен далеко за пределами монастыря. Князь Юрий Галицкий часто посещал монастырь, чтобы получить духовное наставление от святого подвижника.

Однажды в своем путешествии по русской земле митрополит Киевский и Владимирский Максим (память 6 декабря) посетил монастырь со словом наставления и назидания. Получив благословение преподобного Максима, святой Петр подарил ему написанную им икону Успения Пресвятой Богородицы. Святой Максим молился перед иконой о спасении вверенной ему Богом земли Русской до конца своих дней.

После смерти митрополита Максима Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Игумен по имени Геронтий, желавший стать предстоятелем России, отправился в Константинополь с облачением святого Петра, архипастырским посохом и написанной им иконой. Великий князь Владимирский, святой Михаил Тверской (память 22 ноября), послал его к Константинопольскому Патриарху с прошением о назначении его Митрополитом Русским.

По предложению князя Галицкого Юрия игумен Петр неохотно отправился к Константинопольскому Патриарху с прошением о рукоположении его в митрополиты. Бог избрал святого Петра для питания Русской Церкви. Богородица явилась Геронтию во время бури на Черном море и сказала: «Напрасно ты трудишься, ибо никогда не будешь епископом. Тот, кто написал эту икону, ратский игумен Петр, будет возведен на киевский престол».

Исполнились слова Богородицы. Патриарх Константинопольский Афанасий (1289 г.-1293) возвел святителя Петра в митрополиты Российские, пожаловав ему принесенные Геронтием архиерейские ризы, посох и икону. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр через год прибыл в Киев, а затем проследовал во Владимир.

Немало испытаний испытал первосвятитель в первые годы своего руководства Русской митрополией. Страдая от татарского (монгольского) ига, русская земля была в смятении, и святой Петр был вынужден часто менять место своего жительства. В этот период особое значение имели труды и заботы святителя об утверждении истинной Веры и нравственности в царстве. В своих поездках по епархии он непрестанно наставлял народ и духовенство о сохранении христианского благочестия. Он также привел к миру и единству сварливых князей.

В 1312 году святитель совершил путешествие в Орду, где получил от хана Узбека указ, охраняющий права русского духовенства.

В 1325 году митрополит Петр по просьбе великого князя Иоанна Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело очень большое значение для всей Русской земли. Святой Петр пророчески предсказал избавление от татарского ига и то, что Москва станет передовым городом России.

По его благословению в августе 1326 года заложено основание собора Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле.

Преставился святитель Петр ко Господу 21 декабря 1326 года. были погребены в Успенском соборе в каменной гробнице, которую сам же и приготовил. Многие чудеса совершались по молитвам святого. Многие исцеления совершались даже тайно, что свидетельствует о его глубоком смирении даже после смерти.

Почитание первоиерарха Русской Церкви утвердилось и распространилось по Русской земле. В 1339 году, при святом Феогносте (память 14 марта), святой Петр был причислен к лику святых. Князья целовали крест на могиле святого в знак своей верности великому князю Московскому.

Как особо почитаемый защитник Москвы, святитель Петр был призван присутствовать при составлении правительственных договоров. Когда-то новгородцы имели право назначать своего епископа в Софийском соборе. После присоединения их к Москве при Иване III они дали клятву, что впредь будут посвящать своих архиереев только у гроба святого Петра Чудотворца. И именно у гроба святителя были названы и избраны первоиерархи России.

Русские летописи часто упоминают его, и ни одно важное государственное дело не обходилось без молитв у гроба святого Петра. Мощи святого Петра были перенесены в 1472 и 1479 годах. В память об этих событиях были установлены праздники 5 октября и 24 августа.

Русская Церковь (1448-1800)

Введение | История | Доктрина

Происхождение Московского патриаршества | Отношения патриарха и царя
Реформы Петра Великого (годы правления 1682-1725)

Происхождение Московского Патриархата

На Флорентийском Соборе Греческий «митрополит Киевский и всея России», Исидор, был одним из главных архитекторов Союза. Имея подписал указ, вернулся в Москву в 1441 г. как римский кардинал, но был отвергнут как церковью, так и государством, арестован, а затем допущен бежать в Литву. В 1448 г. после долгих колебаний русские получили новый примас Йонас, избранный их собственными епископами. Их церковь стала автокефальный, административно независимый под «митрополитом всея России», проживающих в Москве. На территориях, контролируемых Польшей, Римом (в 1458) назначил другого «митрополита Киевского и всея Руси». тенденции к отделению от Москвы, существовавшие на Украине со времен монгольского нашествия и которых поддерживали короли Польши таким образом получил официальную санкцию. Однако в 1470 году этот митрополит нарушил союз с латинянами и вновь вошел – номинально – в юрисдикцию Константинополь, к тому времени находившийся под контролем Турции. После этого судьба две церкви «всея Руси» стали совершенно отчетливыми. Митрополия г. Киев развивался под контролем римско-католической Польши. Жесткий прессинг польских королей, большинство его епископов против воли большинство их паствы, в конце концов, приняли союз с Римом в Брест-Литовск (1596). Однако в 1620 г. православная иерархия была был восстановлен, и был избран румынский дворянин Петер Могила. митрополит Киевский (1632). Он создал первую православную богословскую школа современного периода, знаменитая Киевская академия. По образцу Латинские семинарии Польши, с обучением на латыни, это школа служила богословским учебным центром почти для всего Русское высшее духовенство в 17-18 вв. В 1686 году Украина окончательно воссоединилась с Московией, а Киевская митрополия была присоединен к Московскому Патриархату, с согласия Константинополь.

Московская Россия тем временем осознала себя последний оплот истинного православия. В 1472 году великий князь Иван III (царствовал 1462—1505) женился на Софии (Зое), племяннице последнего византийского императора. Московский государь стал употреблять все больше и больше византийского императорский церемониал, и он принял двуглавого орла как свой государственный эмблема. В 1510 году монах Филофей Псковский обратился к Василию III с «царь» (или император), говоря: «Два Рима пали, а третий стоит, и четвертого не будет». Смысл предложения состоял в том, что первый Рим был еретическим, второй — Византия — находился под властью Турции. управления, а третьим была Москва. Иван IV Грозный был коронован император, по византийскому церемониалу, митрополитом Москва, Макарий, 16 января 1547 г. В 1551 г. он торжественно председательствовал в Москве над великим собором русских архиереев, Стоглавом («Собором 100 глав»), в которой были затронуты различные вопросы дисциплины и литургии. поселились и многие русские святые были канонизированы. Эти очевидные усилия Чтобы соответствовать титулу «третьего Рима», недоставало одной окончательной санкции: глава Русской Церкви отсутствовал титул «патриарх». «цари» Болгарии и Сербии в прошлом не гнушались даровать титул на своих собственных приматах, но русские хотели неоспоримого аутентификации и ждал подходящей возможности. Это произошло в 1589 году.когда Константинопольский патриарх Иеремия II совершил поездку по сбору средств России. Он не выдержал напора хозяев и установил митрополита Иова как «патриарха Московского и всея Руси». Подтвержденный позже другими восточными патриархами новый патриархат получил пятое место в почетном ордене восточных престолов после патриархи Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима.

Отношения патриарха и царя

После XVI века русские цари всегда считали себя преемниками византийских императоров и политическими защитниками и финансовые сторонники Православия на Балканах и в Средней Восток. Однако патриарх Московский никогда не претендовал на формальное первое место среди патриархов. В Московской империи многие традиции средневековой Византии были преданно сохранены. Расцвет монашеское движение распространило практику христианского аскетизма в северные леса, которые были колонизированы и обращены в христианство монахи. Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1314-1319 гг.)2) был духовником это монашеское возрождение. Его современник, святитель Стефан Пермский, миссионер зырянским племенам, продолжили традиции СС. Кирилл и Мефодий, «апостолы к славянам» в IX веке, в переводе Писание и литургия на народном языке. За ним последовали многочисленные другие миссионеры, продвигавшие православие по всей Азии и даже обосновались на острове Кадьяк у берегов Аляски (1794). Развитие церковной архитектуры, иконописи и литература также добавила престижа «третьему Риму».

Московская империя, однако, сильно отличалась от Византии как в его политической системе и в его культурном самопонимании. Византийская «симфония» (гармоничные отношения) между императором и патриарх никогда толком не применялся на Руси. Светские цели Московское государство и воля монарха всегда вытесняли каноническую или религиозные соображения, которые все еще были обязательными для средневекового императоры Византии. Московская политическая идеология всегда находилась под влиянием больше зарождением западноевропейского секуляризма и азиатским деспотии, чем по римскому или византийскому праву. Хотя сильные патриархи Константинополь в целом был в состоянии противостоять открытым нарушениям догматов и каноническое право императоров, их русские преемники были совершенно бессильны; единоличный митрополит Московский святитель Филипп (митрополит 1566-68), который осмелился осудить бесчинства Ивана IV, был низложен и убит.

Кризис идеологии «третьего Рима» произошел в середине 17ый век. Никон (годы правления 1652-58), сильный патриарх, решил восстановить власть и престиж церкви, заявив, что патриаршая должность была выше царской. Он заставил царя Алексия Романова покаяться в преступлении своего предшественника против св. Филиппа и присягнуть церкви. В то же время Никон пытались решить извечный вопрос русской церковной жизни: проблему из богослужебных книг. Первоначально переведенные с греческого, книги претерпел множество искажений на протяжении веков и содержал многочисленные ошибки. Кроме того, различные исторические события в России и на Ближнем Востоке привели к различиям между литургическими практиками русских и греков. Решение Nikon состояло в том, чтобы заказать точный соответствие всех российских практик современным греческим эквиваленты. Его литургическая реформа привела к крупному расколу в церкви. Русские массы всерьез восприняли мысль о том, что Москва была последней прибежище православия. Они задавались вопросом, почему Россия должна была принять практику греков, предавших православие во Флоренции и справедливо наказаны Богом, по их мнению, тем, что попали в плен к неверным туркам. Реформистские указы патриарха были отвергнуты миллионами низов. духовенства и мирян, составлявших раскол, или раскол «Старого Верующие». Никон был в конце концов низложен за противодействие царю, но его литургические реформы были подтверждены великим собором церкви собравшихся в присутствии двух восточных патриархов (1666-67).

Реформы Петра Великого (годы правления 1682-1725)

Сын царя Алексея Петр Великий изменил историческую судьбу Россия, радикально отказавшись от византийского наследия и реформировав государство по образцу протестантской Европы. Униженный его временное подчинение отца патриарху Никону, Петр воспрепятствовал новым патриаршие выборы после смерти патриарха Адриана в 1700 г. После долгое время вакансия кафедры, он полностью отменил патриаршество (1721 г.) и преобразовал центральное управление церкви в отдел государства, принявшего название «Священный Правительствующий Синод». Ан имперский верховный комиссар (оберпрокурор) должен был присутствовать на всех собраний и, по сути, быть распорядителем церковных дел. Петр также издал объемистый Духовный регламент (Духовный регламент), который служили уставом для всей религиозной деятельности в России. Ослабленный раскола «старообрядцев», церковь не нашла защитника своего права и пассивно приняли реформы. Благодаря действиям Петра Русская Церковь вступила в новый период своей истории, продолжавшийся до 1917. Непосредственные последствия не всегда были негативными. Питера церковными советниками были украинские архиереи, выпускники Киевской академии, который ввел в России западную систему богословского образование; самым известным среди них был друг Петра Феофан Прокопович, архиепископ Псковский. На протяжении 18 века рус. Церковь также продолжала свою миссионерскую деятельность в Азии и произвела несколько духовные писатели и святители: свт. Митрофан Воронежский (умер в 1703 г.), свт. Тихон Задонский (умер в 1783 г.) — почитатель немецкого лютеранина Иоганна Арндт и немецкий пиетизм, а также другие выдающиеся прелаты и такие ученые, как Платон Левшин, митрополит Московский (умер в 1803 г.). Все попытки оспорить власть царя над церковью, однако, всегда терпел неудачу. Митрополит Ростовский Арсений Мациевич, кто выступал против секуляризации церковного имущества императрицей Екатериной Великий был низложен и умер в тюрьме (1772). Атмосфера светское чиновничество, господствовавшее в России, не благоприятствовало возрождение монашества, но такое возрождение произошло через усилиями молодого киевского ученого Паисия Величковского (1722-1729 гг.)4), кто стал настоятелем монастыря Нямц в Румынии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *