Владимиро-Суздальское княжество | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте
Владимиро-Суздальское княжество — крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси 10-13 веков, располагавшееся в междуречье Оки и Волги. До 10 века почти все эти земли были заняты финно-угорским племенем меря. Колонизация края ильменскими словенами и кривичами, начавшаяся в конце 10 века, привела к обрусению мери и формированию великорусской народности.
Водные
пути связывали край с Волжско-Камской Булгарией и странами Востока, с путем «из
варяг в греки», с Киевской Русью и Новгородом. На пересечении торговых путей в
10-11 веках выросли города Ростов, Белозерск, Ярославль, Муром, Суздаль. Роль
административного центра начал играть Ростов. В городах Северо-Восточной Руси
высокого уровня развития достигло ремесло: обработка железа и других металлов,
гончарное производство, строительное дело. Связь Ростовского края с Киевской
Русью выражалась в уплате дани великим киевским князьям. Местные дружины
участвовали в походах князя Олега на Киев (около 882) и Царьград (907). Позднее
в Ростове княжили сыновья киевского князя Владимира Святославича — Борис и
Ярослав, в Муроме — Глеб. Формирование местной землевладельческой верхушки,
рост феодальных отношений, закабаление сельского населения вызвали восстания
смердов (1024). По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава (1054)
Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается
Суздаль, куда Владимир Мономах с переходом края в 1093 году в его владение
сажал князьями своих сыновей — Ярополка, затем Юрия. В Суздаль переходит из
Ростова и летописание. В 1108 году Владимир Мономах основал крепость на реке
Клязьме — Владимир.
Юрий
Долгорукий укреплял свое княжество и оборонял его от нападений булгар. При нем
началась борьба княжеской власти с местной боярской знатью. В ходе этой борьбы
выросли новые княжеские города и крепости (Конятин в устье Нерли в 1134 году,
Переяславль и Юрьев в 1152 году, Дмитров в 1154).
Его сын
Андрей Боголюбский (1157-1174) продолжал политический курс отца на усиление
княжеской власти и гегемонию Владимиро-Суздальского княжества на Руси. Ее
центром он считал не Киев, а Владимир, который сделал столицей княжества
(1157), расширил городские укрепления, застроил белокаменными зданиями. В 10 км
от столицы, в устье Нерли, была сооружена княжеская резиденция Боголюбово. При
Андрее выдвинулось много преданных князю младших дружинников, получавших от
него в условное владение земли (милостьники, дворяне). В княжеских городах,
особенно во Владимире, умножилось торгово-ремесленное население.

В 1211
году Всеволод созвал совещание представителей от всех городов
Владимиро-Суздальского княжества, которое утвердило передачу княжения его сыну
Юрию. Но после смерти Всеволода (1212) ростовское боярство и киевский князь
Мстислав Удалой посадили на владимирский престол старшего брата Юрия —
Константина. Тот разделил княжество между братьями. Так образовались новые Ростовское,
Ярославское, Переяславское княжества. После смерти Константина (1218) Юрий
вернулся во Владимир, восстановил господствующее положение владимирского
княжества и его авторитет на Руси. Он нанес крупное поражение булгарам (1220),
основал в устье Оки Нижний Новгород (1221). Было укреплено владимирское влияние
и в Великом Новгороде, где брат Юрия Ярослав активно противодействовал натиску
немецких рыцарей и литовских князей на Северную Русь.
Владимиро-Суздальское
княжество занимает важное место в истории русского народа. Перенесение
политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем
образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси
была начата борьба за объединение Руси под главенством владимирских князей. В 13-14
веках титул владимирского великого князя считался главным в Северо-Восточной
Руси. В 1238 году орды Батыя разгромили Владимиро-Суздальское княжество,
опустошили и сожгли его города. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить
культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были сохранены,
восприняты и развиты в процессе «собирания Руси» Москвой в 14-15 веках.
Источник: «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»
http://megabook.ru/
§ 5. Владимиро-Суздальское княжество. История России с древнейших времен до конца XVII века
§ 5. Владимиро-Суздальское княжество
Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В то время, когда в X—XI вв. Киев, Новгород, Чернигов и другие города Среднего Поднепровья и северо-запада благодаря своему выгодному географическому положению, хозяйственному и политическому развитию, сосредоточению здесь основной части восточнославянского населения стали видными экономическими, политическими, религиозными и культурными центрами, вышли на международную арену, стали основой Создания единого государства, в междуречье Оки, Волги, Клязьмы, там, где позднее возникло Владимиро-Суздальское княжество, царили еще первобытные нравы.
Лишь в VIII—IX вв. здесь появилось племя вятичей, передвинувшееся сюда с юго-запада, из района Воронежа. До этого здесь обитали угро-финские, а западнее — балтские племена, которые были основными жителями края. Славянская колонизация этих мест шла по двум направлениям — с юго-запада и запада, из района Среднего Поднепровья и с северо-запада, из новгородских земель, района Белоозера, Ладоги. Здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгородской Руси на Волгу; следом за торговцами шли по этой дороге поселенцы, которые вместе с местным племенем вятичей, а также жившими неподалеку кривичами, угро-фин-нами начали освоение этих мест.
Почему же славянское население так упорно шло в эти, казалось, забытые Богом места? Во-первых, в междуречье Оки, Волги, Клязьмы было немало пригодных для земледелия пахотных земель, особенно в будущей Суздальской Руси; на сотни километров простирались здесь великолепные заливные луга. Умеренный климат давал возможность развивать и земледелие, и скотоводство; густые леса были богаты пушниной, здесь в изобилии росли ягоды, грибы, издавна процветало бортничество, что давало столь ценимые в то время мед и воск.
К тому же Северо-Восточная Русь почти не знала иноземных нашествий. Сюда не доходили волны яростных нашествий степняков в первом тысячелетии н.э. Позднее сюда не достигал меч предприимчивых балтийских завоевателей — варягов, не добиралась в эти дали и половецкая конница, разбивавшаяся о непроходимые лесные чащи. Жизнь здесь текла не так ярко и динамично, как в Поднепровье, но зато спокойно и основательно. Позднее Владимиро-Суздальская Русь, держащаяся на отлете, хотя и принимала активное участие в междоусобных битвах XII в., сама редко становилась ареной кровопролитных схваток. Чаще ее князья водили свои дружины на юг, доходили до Чернигова, Переяславля, Киева и даже до Владимиро-Галицкой Руси.
Все это содействовало тому, что пусть и в замедленном ритме, но жизнь здесь развивалась, осваивались новые земли, возникали торговые фактории, строились и богатели города; позднее, чем на юге, но также зарождалось вотчинное землевладение.
В XI в. здесь уже стояли крупные городские центры — Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе возникли построенный им и названный в его честь Владимир-на-Клязьме и Переяславль.
К середине XII в. Владимиро-Суздальская Русь обнимала огромные пространства восточнославянских, угро-финских, балтских земель. Ее владения простирались от таежных лесов севера, низовьев Северной Двины, побережья Белого моря до границ с половецкой степью на юге, от верховьев Волги на востоке до смоленских и новгородских земель на западе и северо-западе.
Еще в XI в. земли Ростова и Суздаля с их отсталыми хозяйственными порядками, где преобладали охота и промыслы, с населением, упорно державшимся своих племенных традиций и старых языческих верований, представляли собой постоянный оплот племенного, позднее языческого сепаратизма. И Киеву стоило больших усилий держать в своей узде непокорное племя вятичей, преодолевать сильные восстания, руко одимые языческими волхвами. В борьбе с вятичами испытали свои военные таланты и Святослав, и Владимир I, и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах.
Но едва at от северо-восточный угол окончательно вошел в орбиту влияния Киева, как заработали новые центробежные силы, которые как бы вдохнули новую жизнь в стремление Северо-Восточной Руси к обособленной от Киева жизни.
Возвышаться Владимиро-Суздальская Русь, которая тогда называлась Ростовским, а позднее Ростово-Суздальским княжеством по названию главных городов этих мест — Ростова и Суздаля, стала при Владимире Мономахе. Сюда он попал на княжение в возрасте 12 лет, посланный своим отцом Всеволодом Ярославичем. С тех пор Ростово-Суздальская земля прочно вошла в состав «отчины» Мономаха и Мономаховичей. В пору трудных испытаний, в пору горьких поражений дети и внуки Мономаха знали, что здесь они всегда найдут помощь, поддержку. Здесь они смогут набраться новых сил для жестоких политических схваток со своими соперниками.
Сюда в свое время Владимир Мономах послал на княжение одного из своих младших сыновей Юрия Владимировича, потом, заключив мир с половцами, женил его на дочери союзного половецкого хана. До поры до времени Юрий, как младший, оставался в тени других своих братьев. Да были властелины на Руси и постарше — его дядья и черниговские Ольговичи.
Но по мере мужания, по мере того, Как уходили из жизни старшие князья, голос ростово-суздальского князя звучал на Руси все громче и его претензии на первенство в общерусских делах становились все основательней. И дело было не только в его неуемной жажде власти, стремлении к первенству, не только в его политике захвата чужих земель, за что он и получил прозвище Долгорукого, но и в экономическом, политическом, культурном обособлении огромного края, который все более стремился жить по своей воле. Особенно это относилось к большим и богатым северо-восточным городам. Слов нет, они были меньше, беднее, неказистей, нежели Киев, Чернигов, Галич, но в здешних местах они все более становились средоточием экономической мощи и независимости, предприимчивости и инициативы. Если «старые» города — Ростов и особенно Суздаль были, кроме того, сильны своими боярскими группировками и там князья все более чувствовали себя неуютно, то в новых городах — Владимире, Ярославле они опирались на растущие городские сословия, верхушку купечества, ремесленников, на зависимых от них мелких землевладельцев, получавших землю за службу у великого князя.
В середине XII в. усилиями в основном Юрия Долгорукого Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины, которая прежде покорно посылала свои дружины на подмогу киевскому князю, превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику внутри русских земель, расширяло свои внешние границы.
Юрий Долгорукий неустанно воевал с Волжской Булгарией, которая в пору ухудшения отношений пыталась блокировать русскую торговлю на Волжском пути, перекрывала Дорогу на Каспий, на Восток. Вел он противоборство с Новгородом за влияние на смежные и пограничные земли. Уже тогда, в XII в., зародилось соперничество Северо-Восточной Руси и Новгорода, которое позднее вылилось в острую борьбу Новгородской аристократической республики с поднимающейся Москвой. В течение долгих лет Юрий Долгорукий упорно боролся также за овладение киевским престолом.
Участвуя в междукняжеских усобицах, воюя с Новгородом, Юрий имел союзника в лице черниговского князя Святослава Ольговича, который был старше ростово-суздальского и ранее него предъявил свои права на киевский престол. Юрий помогал ему войском, сам же предпринял успешный поход на новгородские земли. Святослав не завоевал себе киевского престола, но «повоевал» смоленские земли. А потом оба князя-союзника встретились для переговоров и дружеского пира в пограничном суздальском городке Москве. Юрий Долгорукий пригласил туда, в маленькую крепостицу своего союзника и написал ему: «Приди ко мне, брате, в Москов». 4 апреля 1147 г . союзники встретились в Москве. Святослав подарил Юрию охотничьего гепарда, а Юрий отдарился «многими дарами», как отметил летописец. А потом Юрий устроил «обед силен» и пировал со своим союзником. Так в исторических источниках впервые была упомянута Москва. Но не только с этим городом связана деятельность Юрия Долгорукого. Он построил ряд других городов и крепостей. Среди них — Звенигород, Дмитров, Юрьев-Польский, Конятин.
В конце концов в 50-е годы XII в. Юрий Долгорукий овладел киевским престолом, но вскоре умер в Киеве в 1157 г .
В.Н. Татищев, в руках которого находилось немало старинных русских летописей, не дошедших до нас, так описывал внешность и характер Юрия Долгорукого: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицем белый, глаза не вельми великий, нос долгий и накривленный, брада малая; великий любитель жен, сладких писч и пития; более всего о веселиах, нежели о разправе (управлении. — Авт. ) и воинстве прилежал, но все оное состояло во властии и смотрении вельмож его и любимцев». Известия о пирах в Москве и в Киеве как будто подтверждают эту характеристику, но в то же время нельзя не видеть и ее некоторую односторонность. Юрий Долгорукий был одним из первых крупных государственных деятелей Северо-Восточной Руси, при котором этот край прочно занял ведущее место среди других русских земель. И даже то, что он передоверил все дела своим помощникам и советникам, никак не умаляет его некоторых достоинств: князь умел подбирать людей, которые проводили его политику в жизнь.
В 1157 г . на престол в Ростово-Суздальском княжестве вступил сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич (1157— 1174), рожденный от половецкой княжны.
Андрей Юрьевич родился около 1120 г ., когда еще был жив его дед Владимир Мономах. До тридцати лет князь прожил на севере. Отец отдал ему в удел город Владимир-на-Клязьме, где провел Андрей свои детские и юношеские годы. Он редко бывал на юге, не любил Киева, смутно представлял себе все сложности династической борьбы среди Рюриковичей. Все его помыслы были связаны с севером. Еще при жизни отца, который после овладения Киевом наказал ему жить рядом в Вышгороде, независимый Андрей Юрьевич против воли Юрия уехал на север в свой родной Владимир.
В юности Андрей Юрьевич проделал с отцом не одну военную кампанию на юг и прослыл смелым воином и умелым военачальником. Он любил начинать битву сам, врубаться в ряды врагов. О его личном мужестве ходили легенды.
После смерти Юрия Долгорукого бояре Ростова и Суздаля избрали своим князем Андрея, стремясь утвердить в Ростово-Суздальской земле собственную династическую линию и прекратить сложившуюся традицию великих князей посылать в эти земли на княжение то одного, то другого из своих сыновей.
Однако Андрей сразу же спутал все их расчеты. Прежде всего он согнал с других ростово-суздальских столов своих братьев. Среди них был и знаменитый в будущем владимиро-суздальский князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Затем Андрей удалил от дел старых бояр Юрия Долгорукого, распустил его поседевшую в боях дружину. Летописец отметил, что Андрей стремился стать «самовластием» Северо-Восточной Руси.
На кого же опирался Андрей Юрьевич в этой борьбе? Прежде всего на города, городские сословия. Подобные стремления проявили в это время и властелины некоторых других русских земель, например, Роман, а потом Даниил Галицкие. Укреплялась королевская власть и во Франции, Англии, где городское население также начало активно поддерживать королей и выступать против своеволия крупных землевладельцев. Таким образом, действия Андрея Боголюб-ского лежали в общем русле политического развития, европейских стран. Свою резиденцию он перенес из боярских Ростова и Суздаля в молодой город Владимир; близ города в селе Боголюбове он построил великолепный белокаменный дворец, отчего и получил прозвище Боголюбский. С этого времени и можно называть Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздальским княжеством, по имени ее главных городов.
В 1169 г . вместе со своими союзниками Андрей Боголюбский взял штурмом Киев, выгнал оттуда своего двоюродного племянника Мстислава Изяславича и отдал город на разграбление. Уже этим он показал свое небрежение по отношению к прежней русской столице, всю свою нелюбовь к югу. Андрей не оставил город за собой, а отдал его одному из своих второстепенных родственников, а сам же вернулся во Вла-димир-на-Клязьме, в свой пригородный белокаменный дворец в Боголюбове. Позднее Андрей предпринял еще один поход на Киев, но неудачно. Воевал он, как и Юрий Долгорукий, и с Волжской Булгарией.
Действия Андрея Боголюбского вызывали все большее раздражение среди ростово-суздальского боярства. Их чаша терпения переполнилась, когда по приказу князя был казнен один из родственников его жены, видный боярин Степан Кучка, чьи владения находились в районе Москвы (в отличие от угро-финского, она носила и древнерусское название Кучково). Захватив владения казненного боярина, Андрей приказал построить здесь свой укрепленный замок. Так в Москве появилась первая крепость.
Брат казненного, другие родственники организовали заговор против Андрея Боголюбского. В заговор были вовлечены также его жена и ближайшие слуги — осетин Анбал, дворцовый ключник и слуга еврейского происхождения Ефрем Моизевич.
Накануне заговора Анбал выкрал из спальни меч князя, а в ночь на 29 июня 1174 г . заговорщики вошли во дворец и приблизились к княжеским покоям. Однако их обуял страх. Тогда они спустились в подвал, подкрепились там княжеским вином и уже в воинственном и возбужденном состоянии вновь подошли к дверям княжеской спальни. Андрей отозвался на их стук, и, когда заговорщики ответили, что это пришел Прокопий — любимец князя, Андрей Боголюбский понял, что ему грозит беда: из-за двери прозвучал незнакомый голос. Князь приказал постельничьему отроку не открывать дверь, а сам тщетно пытался найти меч. В это время заговорщики взломали дверь и ворвались в спальню. Андрей Боголюбский отчаянно сопротивлялся, но силы были неравны. Заговорщики нанесли ему несколько ударов мечами, саблями, кололи его копьями. Решив, что Андрей убит, заговорщики вышли из спальни и уже покидали хоромы, когда вдруг его ключник Анбал услыхал стоны князя. Они вернулись и добили князя внизу у лестницы, куда ему удалось добраться. Затем заговорщики расправились с близкими князю людьми, ограбили его сокровищницу.
На следующее утро весть об убийстве Андрея Боголюбского облетела стольный град. Во Владимире, Боголюбове и окрестных селах начались волнения. Народ поднялся против княжеских посадников, тиунов, сборщиков налогов; нападениям подверглись и дворы богатых землевладельцев и горожан. Лишь через несколько дней бунт утих.
События во Владимиро-Суздальской земле показали, что центр политической власти окончательно переместился с юга на север Руси, что в отдельных русских княжествах-государствах стали крепнуть централизаторские тенденции, которые сопровождались отчаянной борьбой за власть между различными группами верхов населения. Эти процессы осложнялись выступлениями низших слоев городов и деревень, которые боролись против насилий и поборов со стороны князей, бояр, их слуг.
Гибель Андрея Боголюбского не остановила процесса централизации Владимиро-Суздальской Руси. Когда боярство Ростова и Суздаля попыталось посадить на престол племянников Андрея и управлять за их спиной княжеством, поднялись «меньшие люди» Владимира, Суздаля, Переяславля, других городов и пригласили на владимиро-суздальский престол Михаила — брата Андрея Боголюбского. Его конечная победа в нелегкой междоусобной борьбе с племянниками означала победу городов и поражение боярских клик.
После смерти Михаила его дело взял в свои руки вновь поддержанный городами третий сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич (1176—1212). В 1177 г . он, разгромив своих противников в открытом бою близ города Юрьева, овладел владимиро-суздальским престолом. Мятежные бояре были схвачены и заточены в тюрьму, их владения конфискованы. Поддержавшая мятежников Рязань была захвачена, а рязанский князь попал в плен. Всеволод III стал великим князем (вслед за Всеволодом I Ярославичем и Всеволодом II Ольговичем). Он получил прозвище «Большое Гнездо», так как имел восемь сыновей и восемь внуков, не считая потомства женского пола. В своей борьбе с боярством Всеволод Большое Гнездо опирался не только на города, но и на мужающее с каждым годом дворянство (в источниках к ним применяются термины «отроки», «мечники», «вирники», «гриди», «меньшая дружина» и т.д.), социальной чертой которого является служба князю за землю, доходы и другие милости. Эта категория населения существовала и прежде, Но теперь она становится все более многочисленной. С увеличением значения великокняжеской власти в некогда заштатном княжестве их роль и влияние также вырастали год от года. Они, по существу, несли всю основную государственную службу: в войске, судопроизводстве, посольских делах, сборе податей и налогов, расправе, дворцовых делах, управлении княжеским хозяйством.
Укрепив свои позиции внутри княжества, Всеволод Большое Гнездо стал оказывать все большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями в Киевской земле, подчинил полностью своему влиянию Рязанское княжество. Он успешно противоборствовал Волжской Булгарии. Его поход на Волгу 1183 г . закончился блестящей победой.
Тяжело заболев в 1212 г ., Всеволод Большое Гнездо собрал своих сыновей и завещал престол старшему Константину, сидевшему в то время в Ростове в качестве наместника отца. Но Константин, уже крепко связавший свою судьбу с ростовским боярством, попросил отца оставить его в Ростове и туда перенести престол из Владимира. Поскольку это могло нарушить всю политическую ситуацию в княжестве, Всеволод при поддержке своих соратников и церкви передал престол второму по старшинству сыну Юрию, наказав ему оставаться во Владимире и отсюда управлять всей Северо-Восточной Русью.
Всеволод умер в возрасте 58 лет, «просидев» на великокняжеском престоле 36 лет. Его преемнику Юрию не сразу удалось взять верх над старшим братом. Последовала новая междоусобица, продлившаяся целых шесть лет, и только в 1218 г . Юрий Всеволодович сумел овладеть престолом. Тем самым была окончательно нарушена старая официальная традиция наследования власти по старшинству, отныне воля великого князя-«единодержавца» стала сильней, чем былая «старина».
Северо-Восточная Русь сделала еще один шаг к централизации власти. В борьбе за власть Юрий, однако, вынужден был пойти на компромиссы со своими братьями. Владимиро-Суздальская Русь распалась на ряд уделов, где сидели дети Всеволода III. Но процесс централизации был уже необратим. Монголо-татарское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад.
§ 11. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
§ 11. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО 1. Залесский край в VII – начале XII вНа северо-восток от Днепра, между верхней Волгой, Окой и Двиной тянулись дремучие леса. Коренными жителями Залесского края являлись финно-угорские племена – мурома, меря, весь. В VII – VIII вв. здесь стали
Новое великое княжество Суздальское, или Владимирское 1167-1173 годы
Новое великое княжество Суздальское, или Владимирское 1167-1173 годы Когда почти все князья в южной России ссорились из-за киевского престола, в северо-восточной части ее жил князь, еще в молодых летах удивлявший всех своей храбростью и умом. Это был прекрасный и мужественный
§ 5.

§ 5. Владимиро-Суздальское княжество Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В то время, когда в X—XI вв. Киев, Новгород, Чернигов и другие города Среднего Поднепровья и северо-запада благодаря своему
Глава первая Суздальское гнездо
Глава первая Суздальское гнездо Князья Шуйские — «бедные родственники» Рюрикова дома. Нет, с точки зрения личного богатства у них было все в порядке — они неизменно входили в аристократическую элиту, благосостояние которой было обеспечено поколениями знаменитых
Владимиро-Суздальская земля
Владимиро-Суздальская земля
В XI–XII веках на территории Верхнего Поволжья возникли небольшие государства — княжества Суздальское, Тверское, Рязанское…Неизвестно, сколько там всего было княжеств и где проходили их границы. Удивительно, но до сих пор мы так и не имеем
ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО
ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО Владимир именем показывает свое основание великим князем Владимиром Святым.Он находился в стране древлян, имевших еще, сколько известно, города Вручий (Овруч) и Коростен.По Ярославову делению Владимирское княжество получил пятый сын,
СУЗДАЛЬСКОЕ ИЛИ ВЛАДИМИРСКОЕ (НА КЛЯЗЬМЕ) КНЯЖЕСТВО
СУЗДАЛЬСКОЕ ИЛИ ВЛАДИМИРСКОЕ (НА КЛЯЗЬМЕ) КНЯЖЕСТВО Залесская (относительно Киевской Руси) сторона, занимая восточную часть ее владений, соприкасалась на севере с Новгородскими волостями, а с востока и юга была окружена финскими племенами, рассеянными и внутри некоторых
Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальское княжество Как бы предугадывая, что Северо-Восточной Руси будет суждено служить связующим звеном между домонгольским периодом русской истории и всей последующей историей Московской Руси, автор «Слова о полку Игорево» восторженно и вдохновенно
2.

2.2. Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество) Важную роль в политической жизни Руси играла Владимиро-Суздальская земля, которая отделилась от Киева в 30-х гг. XII в. Она была расположена на
Владимиро-Суздальская земля
Владимиро-Суздальская земля Северо-Восточная Русь была далекой окраиной Древнерусского государства, ее окружали труднопроходимые леса (часто эти земли называли Залесьем). В ХI—ХII вв. активизируется миграция славян из Юго-Западной Руси, из новгородских земель в эти
ВЛАДИМИРО -СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
Земли Владимиро-Суздальского княжества располагались между Волгой и Окой. Местность здесь была в основном лесистая, но было немало мест, на которых можно было заниматься земледелием. Почва здесь была плодородная.Славяне
Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальское княжество 1174–1176Ростов и Суздаль, призвав на помощь племянников Андрея Боголюбского, вступают в конфликт с Владимиром и Переяславлем, которые обращаются к его младшим братьям и в конце концов одерживают верх. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо
3. Владимиро-Суздальская земля
3. Владимиро-Суздальская земля 3.1. Природные условия и колонизация. История Северо-Восточной Руси, расположенной в бассейне Оки и верхнем течении Волги, вызывает особенный интерес потому, что именно эта земля позже стала ядром нового Российского государства.
§ 5. Владимиро-Суздальское княжество
§ 5. Владимиро-Суздальское княжество
Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В то время, когда в X – XI вв. Киев, Новгород, Чернигов и другие города Среднего Поднепровья и северо-запада благодаря своему
1. Владимиро-Суздальское княжество
1. Владимиро-Суздальское княжество Ростово-Суздальская земля досталась младшему сыну Ярослава Мудрого Всеволоду Переяславскому и закрепилась за его потомками как родовое владение. В XII – первой половине XIII в. Ростово-Суздальская земля переживала экономический
Путеводитель по Суздалю: карта 2020 и туристическая информация
Мы часто называем Суздаль главным древним городом Центральной России. Суздаль – живописный город Золотого кольца. Это музей под открытым небом, где уникальные памятники старины сочетаются с природным великолепием. Суздаль один из древнейших городов России. В 2024 году Суздаль отметит свое 1000-летие! Суздаль известен во всем мире множеством памятников, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы почувствовать русский колорит и полюбоваться его архитектурой.
Исторический обзор
Как мы уже знаем, Суздаль расположен недалеко от города Владимира. Владимир, в свою очередь, назван в честь его основателя Владимира Святославича, того самого, который крестил Русь. В свою очередь город Владимир в XVIII веке имел статус столицы Северо-Восточной Руси.
Следует иметь в виду, что Россия в те времена имела, выражаясь современным языком, конфедеративное устройство. Каждое княжество Древней Руси имело солидную автономию и находилось в состоянии конфликта с соседними княжествами в борьбе за сферы влияния. С 16 века в Суздале строили монастыри, расширяли старые и строили новые. К 16 веку насчитывалось 11 монастырей (к началу 19 в.века сохранилось 5 монастырских комплексов). Суздаль стал одним из религиозных центров России.
Когда-то Суздаль был окружен кольцом монастырей. Одни из них не пережили Смутное время, другие упразднили. Не обошли стороной Суздаль и бурные советские годы, когда многие памятники архитектуры были утрачены. На сегодняшний день в Суздале осталось всего пять монастырей.
Назад во времени
Суздаль — одно из древнейших русских поселений, сохранившее свой неповторимый облик до наших дней. Границы города остаются неизменными с 18 века. Его традиционные деревянные дома украшены богатой резьбой. До революции они принадлежали купцам и мещанам. Есть более поздние, современные постройки, хорошо вписанные в исторический пейзаж.
Промышленных зон нет; воздух чистый и свежий. В Суздале русская природа гармонирует со старинной архитектурой.
Типичный суздальский вид
Как выглядит Суздаль? Только представь! Белокаменные кремлевские стены, тянущиеся вдоль берега реки, со множеством сверкающих на солнце куполов церквей в окружении зеленых лугов с коровами и козами… Какая красота!
Чтобы ощутить очарование Суздаля, нужно пройтись по узким улочкам, застроенным деревянными домами XIX века, увидеть отблески белоснежных стен колокольни, золотых куполов, голубого неба и насладиться колокольный звон в тихих каменских водах. ..
Воцерковление
Суздаль интересен невероятным количеством церквей и монастырей. Теперь это одна церковь на каждого восьмого горожанина! Здесь находится удивительное количество древних построек, в том числе домонгольских.
Вы должны понимать, что Суздаль и Золотое кольцо — это церкви, монастыри и средневековые памятники с небольшим количеством укреплений и усадеб. Один из наших туристов как-то сказал, что его чуть не оцерковили!
Это актуально для любого путешествия по Центральной России. Обратите внимание на правильность выбора гида, иначе вам придется услышать даты основания каждой церкви 🙂
Как доехать до Суздаля на поезде
Самый быстрый способ добраться из Москвы во Владимир — воспользоваться скоростные поезда «Стриж» и «Ласточка», которые следуют по маршруту Москва — Нижний Новгород. Летят они действительно молниеносно — всего за 1 час 40 минут, по сравнению с обычными 3,5 часами на владимирском поезде.
Стоимость билета не превышает 780 руб. Очень дешево, всего за 680 руб., можно попасть в сидячий вагон поезда Москва-Владимир. Поезда этого направления отправляются с Ярославского и Курского вокзалов Москвы.
Как доехать до Суздаля на машине
Дорога в Суздаль проходит по трассе М7 Волга. Расстояние от Москвы около 170 км, преодолеть его можно за 3 часа неспешной езды. Автомобилисты, выезжающие в преддверии выходных, обязательно столкнутся с пробками в районе Реутова, Балашихи и Ногинска.
Транспорт внутри города
Лучший способ проникнуться сказочной атмосферой Суздаля и увидеть все его потаенные уголки – неторопливая прогулка. Кроме того, городской общественный транспорт развит слабо. Автобусы ездят только по 4 городским маршрутам. Стоимость проезда 17 руб.
Свободно передвигайтесь по городу и посещайте больше мест за день на велосипеде. Этот автомобиль предлагается в аренду практически в каждом гостевом доме или гостинице. Стоимость аренды — от 150 руб./час. А специально для любителей старинного провинциального духа придумали еще один способ знакомства с городом – обзорные экскурсии на конных повозках. Вы можете заказать прогулку по площади Рынок, цена — от 1000 руб.
Гостиницы Суздаля
В Суздале много гостиниц и частных гостевых домов. Практически каждая семья так или иначе связана с гостиничным бизнесом. Стандартный двухместный номер в гостинице стоит 3000-3500 RUB (около 50 USD). Номера Делюкс стоят около 5000-7000 рублей (70-100 долларов США). В гостевых домах можно переночевать всего за 1000 руб./сутки/чел. (20 долл.). Аренда целого дома стоит от 8000 руб. (100 долларов США).
В городе также есть общежития стоимостью от 700 рублей с человека (15 долларов США) за общую комнату. Отели и гостевые дома разбросаны по всему городу. Вы можете найти варианты как в центре, так и в отдаленных тихих районах. Что касается нас, то мы любим отель «Дача Белый берег» и хостел Лоскутное шитье.
Рестораны
В Суздале много хороших ресторанов и кафе. Русский ресторан – один из лучших, где можно отведать национальную кухню в аутентичном интерьере. Вы сможете насладиться традиционными блюдами и попробовать необычные закуски в виде жареных маринованных огурцов и вымоченной рябины.
Посетите Русскую чайную, если хотите попробовать сладости и чай из самовара. Кафе выглядит как крошечная деревня. Есть тротуары, заборы. Стены украшены патефонами, платками и расписными самоварами.
Еще нам очень нравится ресторан «Таверна». Один из лучших в Суздале. Его кухня проста и традиционна. Можно заказать суп, солянку, оладьи с икрой, картошку с грибами и мясо.
Основные достопримечательности Суздаля
Пешеходные маршруты Суздаля
В Суздале есть несколько основных достопримечательностей: Кремль, Музей деревянного зодчества, Торговая площадь и монастыри. Суздаль сам по себе является огромным музеем под открытым небом. Его средневековая архитектура и деревянные дома прекрасно вписаны в природный ландшафт.
Живописная река Каменка обтекает главные достопримечательности Суздаля. Особенно хорошо в июне, когда цветут кувшинки.
В Суздале много пешеходных маршрутов. Мы сделали простую карту с маршрутом от одной достопримечательности к другой (см. рисунок). Рекомендуем начать с Кремля. Затем вы можете посетить Музей деревянного зодчества, чтобы увидеть традиционную жизнь. Затем широкая прогулка по Ильинскому лугу с посещением монастырей. Не забудьте сделать потрясающие фотографии на смотровых площадках.
В городе 5 монастырей, расположенных рядом друг с другом в пешей доступности. Покровский монастырь известен как место последнего упокоения женщин из аристократических семей.
Местные церкви отличаются необычной архитектурой. Самыми красивыми в городе являются церковь Святого Антипия и пятиглавый собор Святого Лазаря на Старой улице.
Спасо-Преображенский собор имеет удивительные фрески 16 века и картины известных мастеров 17 века. Золотые ворота внутри Рождественской церкви также славятся своим искусством.
Торговая площадь или Суконные ряды Суздаля
Торговая площадь — главная площадь города. Это недалеко от Кремля, сразу за крепостным валом. Много лет назад это был центр так называемого «Посада». Это слово означало место, где люди жили, строили дома и занимались своими ремеслами. Место с бурной повседневной жизнью.
В 18 веке здесь построили церковь. Колокольня имеет редкий для Суздаля высокий шпиль. Сначала колокольня была низкой, но люди сделали ее выше.
Торговля проходила в красочных торговых галереях, построенных в 19 веке. Сегодня такие галереи можно увидеть во многих городах России.
В отличие от старых времен здесь продают сувениры: полотенца с видом на город, тарелки ручной работы, украшенные шкатулки. И все же одна из самых распространенных покупок – суздальская медовуха, изготовленная по особым старинным рецептам. Это одна из особенностей города.
Не забывайте смотреть себе под ноги! Есть старинная брусчатка, редкость в современной России.
Суздальский кремль
Тысячелетний белокаменный Суздальский кремль расположен в древнейшей части города. Он был построен в 11 веке для защиты города от врагов.
Собор Рождества Богородицы — старейшее сооружение Суздальского Кремля. Люди построили его в XIII веке. Золотые ворота внутри Рождественской церкви считаются апогеем суздальско-владимирского прикладного искусства.
В 17 веке рядом были построены каменные здания Архиерейских палат. Среди них были жилые и хозяйственные постройки. До конца 18 века Суздальский кремль служил резиденцией владимиро-суздальских архиереев.
Сегодня это музейный комплекс, памятник древнерусского искусства и архитектуры.
Суздальский кремль Карта
1. Собор Рождества Богородицы (конец XI в.)
2. Музеи и музеи архиепископа
3. Церковь
4. Камеры 17 -го века (ресторан, выставка и сувениры)
5. The Bell Towher 9000 40009
2299563 60218
5. The Bell Towh Свято-Николаевская церковь
7. Стены Кремля
8. Отправная точка Морской прогулки (около 1 часа)
9. Дорога к Музею деревянного зодчества
0003 Архиерейские палаты Архиерейские палаты Архиерейские палаты расположены к западу от собора. Они были построены как резиденция для церковных глав Суздаля. Это было первое каменное здание Кремля. К ним относятся также трапезная, архиерейская трапезная церковь и жилые дома с помещениями для хозяйственных нужд.
В конце XVII века все постройки Архиерейских палат были объединены в единый комплекс. В нем есть богато украшенные галереи, потайные ходы, лестницы и залы.
Земляной вал
На северной стороне Суздаля город защищала река Каменка. Кремль был окружен валом длиной более километра с воротами, башнями и бревенчатыми стенами. В 15 веке укрепления укреплялись и достраивались. В XVII веке была возведена рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами.
Суздальский земляной вал, древний памятник русского оборонительного зодчества, окружает Кремль. Он был построен в конце 11 века и не изменился за прошедшие столетия. По мнению исследователей, он состоит в основном из глины с деревянным каркасом. Высота достигает почти 9метров в некоторых местах.
Все деревянные укрепления сгорели в 18 веке.
Музей деревянного зодчества
Старые деревянные постройки, сохранившиеся в окрестностях Суздаля, собраны в Музее деревянного зодчества и крестьянского быта. Этот комплекс архитектурных памятников расположен недалеко от Кремля под открытым небом.
Экспозиция музея воспроизводит небольшую деревню с избами, церквями, хозяйственными постройками и ветряными мельницами 17-19 вв.века, которые были привезены сюда из разных уголков Владимирской области.
Две деревянные церкви, построенные без единого гвоздя, возвышаются над музейной деревней. Вы можете зайти в дома простого крестьянина, богатого крестьянина и купца. В интерьерах домов есть самовары и мебель, посуда и игрушки, деревянные прялки и ткацкие станки.
Спасо-Евфимиев монастырь
Спасо-Евфимиев монастырь расположен на высоком берегу реки Каменки. Он был основан в 1352 году для защиты Суздаля от врагов. Первые деревянные постройки сгорели в 17 веке. После монастырь был перестроен и добавлены оборонительные башни.
К концу XVII века монастырь стал одним из крупнейших в России. В 1766 году в монастыре была устроена политическая тюрьма. В 20 веке здесь располагался политический изолятор. Во времена СССР фильтрационный лагерь прошли более 8000 человек. До 1960-х годов на территории монастыря располагался исправительно-трудовой лагерь для малолетних правонарушителей. Только в 1968 году Спасо-Евфимиев монастырь стал музеем.
Покровский женский монастырь
Покровский женский монастырь расположен на низком берегу реки Каменки. Сюда легко добраться из Спасо-Евфимиева монастыря, перейдя реку по деревянному мосту.
Монастырь основан в 14 веке. Его нынешний вид датируется 16 веком. В то время монастырь был тюрьмой для опальных королев и женщин из знатных семей. В 16-17 веках монастырь был одним из крупнейших в России.
Покровский собор XVI века – центральный памятник ансамбля. Он окружен открытой галереей. Порталы собора богато украшены.
В 1923 году монастырь был закрыт и разорен. В 1950–1960-х годах здания монастыря были отреставрированы, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-х располагался туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. Собор стал концертным залом.
С 1992 года в древнем монастыре возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Келии-избы были перестроены из старых гостиничных домиков Суздальского туркомплекса.
Ризоположенский монастырь
Ризоположенский монастырь — один из древнейших монастырей России. Он был основан в 1207 году еще до монгольского нашествия. Новый монастырь был возведен вне городских укреплений.
В тяжелые времена монгольского нашествия Ризоположенский монастырь не был взят. Сейчас это тихое, спокойное и немного заброшенное место. Конечно, в монастыре нет построек 13 века, но место очень атмосферное.
Знаменитые двухшатровые Святые ворота XVII века — главный вход в монастырь. Они окрашены в красный и белый цвета. Эти живописные ворота — чуть ли не самое фотографируемое место Суздаля.
Почтенная колокольня — самое высокое сооружение Суздаля. Он возвышается на 72 метра. Его можно увидеть практически отовсюду. Он был построен в память о славе русского народа в Отечественной войне 1812 года. На колокольню можно подняться, чтобы увидеть панораму города.
Монастырь сильно пострадал от коммунистической идеологии. После революции он был закрыт. Все 12 колоколов были сброшены с колокольни и переплавлены. В самом монастыре находилась охрана суздальского политизолятора. Внутри собора была установлена электростанция. Более того, Святые ворота использовались как место для кроликов. Тогда это был склад горючего.
Вам может понравиться:
Белые памятники Владимира и Суздаля
Выдающаяся мировая ценность
Краткое обобщение
Древние города Владимир и Суздаль, главные города древнерусского княжества в XII-XIII веках, расположены в центре европейской части России, около 200 км к востоку от Москвы, в 30 км друг от друга. В это время в городах сложилась своя индивидуальная архитектурно-художественная школа. Эти белокаменные памятники являются уникальными архитектурными творениями и частью сокровищницы русской культуры.
Объект всемирного наследия «Белые памятники Владимира и Суздаля» представляет собой серийный объект, состоящий из памятников во Владимире, Суздале и Кидекше, в 5 км к востоку от Суздаля. Во Владимире находятся Успенский собор, Золотые ворота, собор Рождества Богородицы и Лестничная башня дворца Андрея Богулюбского в Княжеском замке в Богулюбово, церковь Покрова на реке Нерли; Кремль и Рождественский собор и Спасо-Евфимиев монастырь находятся в Суздале; а церковь Бориса и Глеба стоит в Кидекше.
Во Владимире Успенский собор (1158 г.) должен был стать религиозным центром всей Руси. Он был построен в городском Кремле с тремя нефами, увенчанными изящным барабаном и шлемовидным куполом. Фасад, разделенный на пять секций встроенными колоннами, отличается резными рельефами. Большая часть фресок XII века была уничтожена монголами в 1238 году, но новые фрески были добавлены в 1408 году мастерами-живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, в частности знаменитый «Страшный суд». Иконостас — прекрасный образец барокко 1774 года.
Золотые ворота (1164) являются частью оборонительных сооружений 12-го века, ныне снесенных. Это кубическая башня с церковью Ризположения на вершине. Княжеский замок в Боголюбово (1165 г.) содержит остатки Королевского дворца XII века в виде собора Рождества Богородицы и Лестничной башни Андрея Боголюбского. Собор представляет собой здание 17 века на месте первоначальной постройки. Покровская церковь (1165 г.) на Нерли расположена напротив первоначальных речных ворот Владимира. Он имеет один купол на пересечении и рельефы в верхней части наружных стен.
Дмитриевский собор (1194-97 гг.) — царский храм кубической формы с тремя внутренними нефами и шлемовидным куполом. Внешний вид имеет более тысячи каменных резных фигур на общую тему царя Давида. В западной части интерьера сохранились фрески XII века.
В Суздале Кремль (крепость) окружен земляным валом. Внутри, возвышаясь над городом, возвышается собор Рождества Христова, построенный в 13 веке и реконструированный в 16 веке, с пятиглавой крышей и золотыми вратами 13 века. Важные памятники 9 в.0365 посад (гражданское поселение) включает в себя несколько кубических церквей 16-17 веков, таких как Ризоположенский монастырь и Успенская трапезная церковь, а также несколько монастырей. Самым важным из последних является Спасо-Евфимиев монастырь, основанный в 1352 году, с его Спасо-Преображенским собором 16 века, построенным в традициях Владимира 12 века.
На правом берегу Нерли, в Кидекше, находится церковь Бориса и Глеба. Он имеет большое архитектурное значение, так как это была первая церковь в России, построенная из белого известняка, стиль, который стал характерным прежде всего для архитектуры Владимира XII века. Он небольшой (15,5 м х 15,5 м) с тремя апсидами на восточной стороне. Он простой, с небольшим декором, хотя остатки средневековых фресок были обнаружены в 1947.
Архитектура Владимиро-Суздаля характеризуется каменной кладкой, облицованной правильными блоками белого известняка, изысканными пропорциями, тонкой резьбой по камню, кажущейся легкостью построек, умением древних церковных зодчих гармонировать свои постройки с окружающей природной средой. пейзаж. Памятники уникальны своим возрастом, аутентичностью архитектурной формы и исторической связью с основоположниками российской государственности, такими как Юрий Долгорукий (Юрий Длиннорукий), Андрей Боголюбский (Андрей Боголюбовский), Всеволод Большое Гнездо (Всеволод Великий). Большое гнездо) и Георгий Всеволодович.
Критерий (i) : Белые памятники Владимира и Суздаля являются выдающимися образцами древнерусского зодчества. Эти белокаменные сооружения представляют собой уникальное явление, вобравшее в себя лучшие работы творческих мастеров и представляющее собой удивительный синтез архитектуры и монументального искусства.
Критерий (ii) : Белокаменное зодчество Владимира и Суздаля является выдающимся образцом развития и совершенствования архитектурных форм и приемов белокаменного строительства, сформировавших уникальную школу зодчества. Этот влиятельный стиль зародился и достиг своего наибольшего выражения здесь и иллюстрирует важнейший этап человеческой истории и культуры Северо-Восточной Руси. Широко использовавшиеся в качестве образца для последующего строительства на протяжении всей русской истории, они стали эталоном архитектурной красоты и выразительности русского церковного зодчества.
Критерий (iv) :Белокаменные памятники и ансамбли Владимиро-Суздальской школы зодчества являются выдающимися образцами архитектурного искусства и совершенными образцами технического и строительного мастерства, полностью гармонирующими с окружающим ландшафтом. Они олицетворяют начало и расцвет белокаменного зодчества XII-XIII вв., отличаются выдающейся гармонией и совершенством архитектурных форм.
Целостность
Белые памятники Владимира и Суздаля включают в себя все необходимые атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. С учетом рассредоточенности памятников по территории Владимирской области целостность каждого отдельного компонента объекта Всемирного наследия обеспечивается установленными границами и охранными зонами. Статус объекта культурного наследия народов Российской Федерации, представляющего особый интерес, гарантирует высочайший уровень государственной охраны объектов и обеспечивает их постоянную сохранность и охрану. Памятники находятся под угрозой из-за атмосферного загрязнения и загрязнения транспортными средствами, которые могут повлиять на их белокаменные фасады, а также из-за высотной застройки в непосредственной близости от них, которая может нарушить исторический городской пейзаж.
Подлинность
В течение нескольких десятилетий здания Владимира и Суздаля были объектом значительных усилий по развитию культурного туризма, с последующими реставрационными работами в них, выполненными с должным уважением к традиционным технологиям и материалам. Монастырские памятники сохраняют древнерусские традиции и аутентичные приемы архитектурного декора. Все реставрационные работы, проводившиеся на памятниках в разные периоды, были направлены на сохранение аутентичных построек за счет использования старых строительных методов, технологий и строительных материалов, таких как белый камень, белая известь, крупногабаритный кирпич, дерево и металл. Монастыри сохранили свои исторические планы и обеспечили замену традиционных насаждений.
Требования к охране и управлению
Белые памятники Владимира и Суздаля с 1958 года входят в состав Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В 1960 году по решению Совета Министров РСФСР памятники были взяты под охрану. С 1995 года памятники отнесены к объектам культурного наследия на федеральном уровне, а в 1998 году Указом Президента Российской Федерации включены в Государственный список объектов культурного наследия народов Российской Федерации, представляющих особую ценность. Музей-заповедник совместно с органами государственной охраны осуществляет эффективную охрану объектов с использованием правовых, финансовых и организационных механизмов на основании Федеральных законов от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» , «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (введено в действие Постановлением Правительства Российской Федерации 2008 г.), и Закон о передаче религиозным организациям имущества, имеющего религиозное целевое назначение и представляющего государственную или муниципальную собственность (2010 г.).
На сегодняшний день памятники в хорошем состоянии.