смысл романа, объяснение сюжета и концовки
21:37, 12 сентября 2020
Книги
Автор: Анна Павлова
В произведении 19 века «Идиот» смысл ищут все новые подрастающие поколения учеников. Достоевский воплотил в нём свои задумки, которые вынашивал долгое время, думая над сюжетом и характером героев. Итог превысил все ожидания. Какие идеи хотел донести автор?
Краткое содержание
В поезде знакомятся Лев Николаевич Мышкин (князь), едущий из Швейцарии, и Парфен Рогожин (купец).
Добравшись до Петербурга, князь направляется к своим родственникам Епанчиным. Глава семейства дает ему работу и жильё.
В этой семье три дочери. Одну из них хотят отдать замуж за богача. Но у него есть любовница, которую он сватает знакомому (Гане). Эта женщина – возлюбленная Рогожина. Он дает за нее 100 т.р, и она отправляется вместе с ним, хотя князь и пытался вмешаться в торги, предлагая Настасье Филипповне выйти замуж.
Прошло полгода, у князя появились деньги, благодаря полученному наследству. За прошедшее время у него были отношения с Настасьей, так и не выбравшей между двумя ухажерами.
Лев возвращается в дом Епанчиных, где оказывается, что их дочь Аглая любит его. Мышкин решает жениться на ней. Идет подготовка к бракосочетанию, но появляется Настасья. Князя одолевают сомнения о правильности решения. В итоге Мышкин выбирает бывшую любовницу.
Князь предлагает руку и сердце Настасье Филипповне, та даёт согласие, а позже понимает, что сделала ошибку. Рогожин появляется и забирает ее к себе.
Лев также живёт в Петербурге и пробует искать беглецов. Но однажды Рогожин сам находит его и просит пойти с ним. В квартире Парфена Мышкин видит мертвую Настасью.
Он не пытается обвинять Парфена, не вызывает полицию. Мышкин разделяет душевные муки вместе с убийцей.
Главный герой сходит с ума.
Интересно! Роман создается автором в напряженных условиях – деньги проиграны. Написанная версия уничтожается и переписывается в короткие сроки – за три недели.
Смысл романа «Идиот» кратко состоит в том, что ничего не получится изменить. Каждому в мире предначертано свое место, свой путь. Верша судьбы, пытаясь менять жизнь людей, которые сами того не желают, рискуешь стать «Идиотом».
Объяснение сюжета
Смысл произведения «Идиот» и его идея в том, что даже самый благой и честный человек, оказавшись внутри безнравственного общества, превратится в его подобие или не выживет.
Духовный смысл произведения Достоевского «Идиот» вытекает из очевидной связи с идеями Библии и христианства. Писатель пробует представить мир, в котором окажется человек, подобный Иисусу. Высоконравственная личность у Достоевского существует вне нормы в образе «чудака», потому что только таким он представляет человека, который может попытаться изменить мир.
Интересно! Писатель использовал литературный прием с изображением идеала в образе «простака-безумца» — идиота. В этом Достоевский усматривал особый смысл, примером выступает Дон Кихот (персонаж его любимого произведения).
Духовный облик сближает героя романа с Христом. Образ, почти лишенный мирского, имеет глубокий духовный потенциал. Классик даже сделал Иисуса и Мышкина похожими:
- Возраст (им по 27 лет)
- Внешность (бледность, впалость щек, бородка, широкие пристальные очи)
- Манера поведения и диалога (всепрощение, душевность, огромнейшая проницательность без эгоизма, безответность при обидах).
Смысл произведения «Идиот» наилучшим образом раскрывается в конце.
В чем суть концовки
Скитания героев не приводят к счастью. Рогожин, измученный сомнениями и отсутствием взаимности, преступает закон. Саморазрушение Настасьи доводит ее до гибели. Мышкин не нашел места в обществе и не избежал участи, подобной Христовой.
Он лишь ускорил процесс и стал детонатором готовящейся к взрыву бомбы.В произведении «Идиот» смысл безумия Мышкина можно трактовать по-разному, как и смерть самого Христа:
- Гибель, «выпадение» из безумного эгоистичного мира, который становится недоступен ему. Вместе с князем погибает все лучшее.
- Обретение спасения от страшной реальности в безумии, где нет больше зла, обмана и боли.
Интересно! На роман повлияла картина Гольбейна «Мертвый Христос в гробу». Пораженный писатель сообщает супруге, что от увиденного на ней легко потерять веру. Это замечание досталось князю, а копия изображения находится у Рогожина, совершившего в данном помещении ужасный грех.
Роман Достоевского Идиот, смысл которого раскрывается ближе к финалу, поднимает извечную тему добра и зла. Главный герой является воплощением добродетели, а все вокруг – зло, в котором он пытается существовать.
Мышкин – лакмусовая бумажка, проявляющая суть общества. Такие личности лишь иконы, рядом с ними спокойно, светло и тепло. Общение с князем для персонажей равноценно исповеди. Сам герой лишен мотивов, он не совершает поступков, влияющих на события. Но остается надежда, что приход князя Мышкина не был напрасен, и его духовная смерть побудит общество к пониманию истин.
Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)
Творчество знаменитого русского писателя Фёдора Достоевского, который стремился проникнуть в самые глубины человеческой души, до сих пор занимает одно из главнейших мест во всей русской литературе. Глубокий психологизм его творений является уникальным и хорошо известен не только русским читателям, но и любителям хорошей литературы по всему земному шару.
Одним из самых известных творений этого писателя является его роман «Идиот», в котором Достоевский поднял великое множество важных вопросов, касающихся не только общества Российской империи девятнадцатого века, но и самой человеческой души во всём её многообразии. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Идиот» по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Суть: о чём роман?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Смысл
- 8 Критика
История создания
Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень трудной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.
Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить роман, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.
«Случилось же так, что все лопнуло. Роман вышел неудовлетворителен, но, кроме того, вышло и то, чего я не мог даже и предвидеть прежде: вышло то, что я, долго быв вне России, потерял возможность даже и писать как следует, так что даже и на новое произведение какое-нибудь надеяться не могу. (…) хоть „Идиот” и не удался, но за 2-е издание его несколько книготорговцев готовы были дать и давали хоть и небольшие, сравнительно, деньги, но все же значительные, полторы и две тысячи».
Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.
Жанр и направление
«Идиот» можно село отнести к реалистическому направлению в русской литературе. Писатель стремился достоверно отобразить все тонкости окружающей русской действительности. В сюжете присутствует огромное количество деталей, подчёркивающих общую атмосферу. Созданные им образы выглядят органично и реалистично, читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.
Жанр произведения «Идиот» можно определить как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество действующих лиц. Произведение пропитано глубоким психологизмом, важнейшее место в произведении выделено под внутренние монологи и рассуждения персонажей, затрагивающие вечные вопросы о человеке и жизни.
Суть: о чём роман?
Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.
В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.
В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.
В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.
Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.
Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.
Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.
Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика главных героев в романе «Идиот» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
Лев Николаевич Мышкин | русский двадцатишестилетний князь, с детства страдающий от серьёзнейшего недуга, который сделал из него ничего не понимающего идиота, и только лечение в Швейцарии смогло помочь ему. Представляет из себя милого, доброго и понимающего человека, наполненного состраданием к ближнему. Все его действия, в том числе его попытки обвенчаться с Настасьей Филипповной, продиктованы его добротой. Искренне верующий человек. Окружающие, общаясь с князем, духовно очищаются, становятся лучше. В итоге он не выдерживает ужасов окружающего мира и снова впадает в своё прежнее плачевное состояние. |
Настасья Филипповна Барашкова | невероятно красивая внешне, но духовно искалеченная девушка. Рано осиротела и воспитывалась дворянином Афанасием Тоцким, который в шестнадцать лет растлил её. |
Парфён Семёнович Рогожин | молодой человек. Купец. Нескладный, вспыльчивый и грубый. Изнемогает от любви к Барашковой. Являет собой полную противоположность душевному и чуткому Мышкину. Соперничает с ним за Настасью Филипповну, но в тоже время очень привязан к князю, видя в нём ту святость, которая самому Рогожину недоступна. Борьба за Барашкову окончательно ломает его, и Парфён в безумии убивает свою любовь. Однако Мышкин прощает его даже за это чудовищное деяние. |
Аглая Ивановна Епанчина | Умная, талантливая и красивая дочь генерала Епанчина и возлюбленная Мышкина. Гордая и претенциозная девушка 20-лет. Их с Мышкиным связывают романтические чувства, Аглаю притягивает доброта и искренность Мышкина. Но из-за гордости она не в силах понять его предложение Настасье Филипповне и ревнует, мучая себя и князя. Мать говорит о ней: «дура с умом без сердца». |
Гаврила Ардалионович Иволгин | «Умный обыкновенный человек». Секретарь в доме Епанчиных, обремененный многочисленным семейством и нуждающийся в карьере и деньгах. «Одно беспрерывно-раздавливаемое тщеславие, ужасно его мучило». Этот герой ухаживал и за генеральской дочерью, и за Настасьей Филипповной в попытках занять исключительное место в обществе при крайней своей бездарности. |
Если таблицу необходимо дополнить, напишите об этом Литрекону в комментариях.
Темы
Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:
- Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
- Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
- Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
- Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
- Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
- Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.
Проблемы
Проблематика романа «Идиот» столь же интересна и насыщенна, поэтому за дополнениями и уточнениями обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях.
- Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
- Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
- Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
- Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
- Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.
Смысл
В своём романе Достоевский изобразил всю греховность общества, в котором он жил. Многочисленные пороки, нищета и безумие окружают людей, превращая их в озлобленных зверей. Даже высокодуховный князь Мышкин оказывается неспособным противостоять всей этой мерзости и снова замыкается в себе. Основная идея романа «Идиот» состоит в том, что люди не готовы принять Христа в новом обличии и не сильно продвинулись со времен распятия миссии. Вера выродилась в пустую обрядность и больше не поддерживает людей в борьбе со злом внутри них.
В то же время писатель показывает, что люди не безнадёжны. Даже самая опустившаяся персона в глубине души остаётся человеком. Человечество ещё может исцелиться, вернуться на правильный путь, если обратится к Богу и осознает своё единство. Такова главная мысль романа «Идиот».
Критика
Роман Достоевского вызвал бурные обсуждения в литературной среде. Многие отмечали глубокий психологизм произведения и хорошую проработку персонажей, их органичность и достоверность. Так, Аполлон Майков, друг писателя, отозвался о его работе весьма неоднозначно, но все же похвалил книгу как интересное чтиво:
«Самое, если хотите, реальное лицо — Идиот (это вам покажется странным?), прочие же все как бы живут в фантастическом мире, на всех хоть и сильный, определительный, но фантастический, какой-то исключительный блеск. Читается запоем, и в то же время — не верится».
Один из главных критиков творчества Достоевского, Николай Страхов, так написал ему о романе:
«…Вы загромождаете Ваши произведения, слишком их усложняете. Если бы ткань Ваших рассказов была проще, они бы действовали сильнее. Например, „Игрок”, „Вечный муж” произвели самое ясное впечатление, а все, что Вы вложили в „Идиота”, пропало даром».
Литературный критик Буренин (которого сам автор считал наиболее понимающим рецензентом), напротив, не увидел в романе ничего достоверного, посчитав его невнятной фантасмагорией.
«Лица, группирующиеся вокруг князя Мышкина, тоже если не идиоты, то как будто тронувшиеся субъекты. Тринадцатилетние мальчики у г. Достоевского говорят не только как взрослые люди, но даже на манер публицистов, пишущих газетные статьи, а взрослые люди, женщины и мужчины, беседуют и поступают, как десятилетние ребята. Словом, роман можно было бы не только „Идиотом” назвать, но даже „Идиотами”: ошибки не оказалось бы в подобном названии».
С ним был согласен знаменитый писатель, Николай Лесков, который иронично заметил, что все герои этой книги «одержимы душевными болезнями». Не менее жесткую критику на «Идиота» обрушил М.Е. Салтыков-Щедрин, известный сатирик и либерал:
«(…) С одной стороны, у него являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева…»
Известный критик более позднего времени, православный мыслитель Лев Шестов, написал о Мышкине разгромные строки:
«Нет, князь Мышкин — одна идея, т. е. пустота. Да и роль-то его какова! Он стоит между двух женщин и, точно китайский болванчик, кланяется то в одну, то в другую сторону. (…) Нет, князь Мышкин — выродок даже среди высоких людей Достоевского, хотя все они более или менее неудачны. Достоевский понимал и умел рисовать лишь мятежную, борющуюся, ищущую душу. Как только же он делал попытку изобразить человека нашедшего, успокоившегося, понявшего — он сразу впадал в обидную банальность».
Таким образом, современники не считали роман «Идиот» самым выдающимся произведением Достоевского. Он всегда был в тени «Преступления и наказания» и «Бесов».
Автор: Михаил Щепин
«Идиот» Федора Достоевского
Меня всегда удивляло, почему история выбирает одни книги для сохранения, для потомков, а другие выбрасывает. Говорят, что классика — это книга, которую читают даже спустя 100 лет после ее публикации. По этой причине, а не по какой-либо другой причине, «Идиот» заслуживает того, чтобы его прочитали. Как однажды сказал Габо о Достоевском (а может быть, это был Толстой?) «(…) читать это было агонией, потом и с трудом продираясь сквозь каждое слово (парафраз)». Борхес однажды сказал: «(…) если что-то не приходит само собой, если вы с трудом читаете что-то, вы не должны этого делать, потому что это не для вас (тоже парафраз)». Это, конечно, неправильно — и Борхес должен посмертно благодарить Бога за то, что никто не последовал его совету, иначе он тоже погибнет. И все же я отвлекся.
В общем, этот роман трудно читать. Если вы боретесь, знайте, что вы в хорошей компании. Проза толстая, она старорусская и переведенная – и я думаю, что она тоже что-то теряет при переходе с русского на английский. Для тех, кто знает, говорят, что русский — прекрасный поэтический язык, язык художников и, да, писателей. Многие из них не преодолевают языковой барьер.
Больше всего меня очаровало знакомство с жизнью дореволюционной России из первых рук; когда еще были дворяне и паны, когда Царь тусовался в Петербурге и его подданные, те, что картошки не пашут, пакостили. Он полон цитат, столь же актуальных сегодня, почти двести лет спустя и далеко от мира, как и тогда, показывающих, что человечество меняется сильно и совсем не так:
— Я вам скажу один факт, дамы и господа, — продолжал он тем же тоном, то есть с необыкновенным энтузиазмом и теплотой и в то же время почти смеясь, может быть, над своими словами, — факт, наблюдение и даже открытие которого я имею честь приписать себе, и даже себе одному; по крайней мере, об этом нигде не говорилось и не писалось. В этом факте выражается вся сущность русского либерализма, о котором я говорю. Во-первых, что такое вообще либерализм, как не нападение (разумное или ошибочное — другой вопрос) на существующий порядок вещей? Разве это не так? Ну, так мой факт состоит в том, что русский либерализм есть не нападение на существующий порядок вещей, а нападение на самую суть наших вещей, на самые вещи и не только на их порядок, не на русский порядок. а на самой России. Мой либерал дошел до того, что отрицает саму Россию, то есть ненавидит и бьет собственную мать. Каждый неудачный и неудачный русский факт вызывает у него смех и чуть ли не восторг. Он ненавидит русские обычаи, русскую историю, все. Если и есть ему оправдание, то, может быть, только то, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм…»
Сегодня можно увидеть людей, даже спорящих об одних и тех же идеях, их достоинствах и опасностях.
«Идиот» — это в основном роман о проказах. Идиот, князь Мышкин, по словам Йозефа Франка, «полностью положителен… с абсолютно красивой натурой». Он любит двух женщин, одну, возможно, негодяйку, а другую тоже наивную и как-то несчастную. Никакой любви не получается, но такова природа любви. Это может быть простой роман, но он сложен — исходит из ума мастера. Мы читаем старые книги, чтобы оглянуться в прошлое, чтобы вспомнить, что задолго до того, как мы прибыли, люди ходили по планете, чтобы наткнуться на нее, приклеенную к нашим айфонам; и осознать, что пока технологии «прогрессируют», человечество — наши мечты, страхи, заботы. Наша мораль. Это действительно довольно статично.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Функция символической детали в романе Достоевского Идиот
ПДФ
Доктор филологических наук, профессор, доктор филологических наук, профессор, Иркутский государственный университет, Филолого-методический факультет Педагогического института (Иркутск).
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Юрьева О.Ю. Пучок князя Мышкина: функция символикиЮрьева О.Ю. Пучок князя Мышкина: функция символической детали в романе Достоевского «Идиот». Достоевский и мировая культура, Филологический журнал, 2019, № 4(8), стр. 90-111
Аннотация: В статье рассматривается художественная функция символической детали в произведениях Ф.М. Роман Достоевского «Идиот». Такой смыслообразующей символической деталью, вещью, через которую раскрывается не только сущность личности главного героя, но и подоплека интриг и сюжетных конфликтов, завязанных вокруг него, и является узел, с которым князь Мышкин возвращается из Швейцарии в Петербург. Деталь диссонирует с внешностью принца, и в то же время неотделима от личности героя. Пучок маркирует личность князя Мышкина, способствуя возникновению вокруг него ауры странности, нелепости, непонятности. Он символизирует одну из главных черт его личности – двойственность. Связка становится эмблемой, характеризующей смысловое наполнение действий и намерений князя. Он формирует глубокий подтекст взаимоотношений героев в начале романа, помогая раскрыть и понять их сущность. После возвращения князя Мышкина из Москвы узел исчезает, но символический потенциал детали («круглый узел — развернутый платок» и «завязывание — развязывание узлов») продолжает реализовываться и маркировать действия князя, его стремления, сюжетные коллизии. в романе.
Литература
1. Булгаков С.Н. Тикси думы` [Гит мысли]. М.: Республика, 1996. 518 с.
2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 ст. [Полное собрание сочинений в 30 тт.]. Ленинград: Наука, 1972-1990. (на рус. )
3. Касаткина Т.А. Мир, открывающийся в слове. О творческой природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализмав высшем смысле». Онтологичность слова в Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». Москва: ИМЛИ РАН, 2004. С. 63-85. (на русск.)
4. Касаткина Т.А. Роль художественной детали и особенности функционирования слова в романеФ.М. Достоевского «Идиот» Роль художественной детали и особенности функционирования слова у Ф. Роман Достоевского «Идиот». Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Современное состояниеизучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых [Ф.М. Роман Достоевского «Идиот»: современное состояние исследований. Сборник статей российских и зарубежных исследователей / под ред. Т.А. Касаткина. Москва: Наследие, 2001. С. 60-9.9. (In Russ.)
5. Киносита Т. «Возвышенная печаль судьбы» «Рыцаря бедного» – князя5. Киносита Т. «Возвышенная печаль судьбы» «Рыцарь бедного» – князя Мышкина. РоманФ.М. Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. Сборник работ отечественных зарубежных ученых [Ф.М. Роман Достоевского «Идиот»: современное состояние исследований. Сборник статей российских и зарубежных исследователей. Под ред. Т.А. Касаткина. Москва: Наследие, 2001. С. 39.0-404.
6. Кунильский А.Е. «Лик земной и вечная истина». О восприятии мира и изображениях героев произведений Ф. М. Достоевского: Монография. О мироощущении и образе героя в произведениях Ф.М. Достоевский]. Петрозаводск: ПетрГУ, 2006. 304 с.
7. Мановцев А. Свет и соблазн. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых [Ф.М. Роман Достоевского «Идиот»: современное состояние исследований. Сборник статей российских и зарубежных исследователей / Под ред. Т.А. Касаткина. Москва: Наследие, 2001. С. 250-290. (на рус.)
8. Свительский В.А. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860-1870-х годов). Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. 232 с.
9. Свительский В.А. Идиот [Идиот]. Достоевский. Сочинения. Письма. Документы: Словарь-справочник [Достоевский. Работает. Письма. Документы. Справочный словарь / Под ред. Г.К. Щенников, Б.Н. Тихомиров. СПб.: Пушкинский Дом, 2008. 470 с. (на русск.)
10. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. Москва, Современник, 1980. 376 стр. (на рус.)
11. Степанян К.А. К пониманию «реализма в высшем смысле» (на примере романа «Идиот»). Статья вторая К пониманию «реализма в высшем смысле» (на примере романа «Идиот»). Статья 2]. Достоевский и мировая культура, 1998, № 10, с. 54-64.
12. Ян С. Картина Голбейна «Христос в могиле» в структуре романа «Идиот». [Картина Гольбейна «Христос во гробе» в структуре романа «Идиот». пер. с англ. Татьяны Касаткиной. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. Сборник рабочих и зарубежных ученых [Ф.М. Роман Достоевского «Идиот»: современное состояние исследований. Сборник статей российских и зарубежных исследователей / Под ред.