Судебная земская реформа: Земская реформа, Судебная реформа | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

Земская и городская реформы второй половины XIX в.

Судебная реформа Александра II: уроки для правового развития России

Глобальная ситуация, в которой мы сейчас находимся, становится все более опасной. События вокруг Украины показывают, что система международного права становится сферой все более вольных интерпретаций с позиции силы.

Московская городская избирательная система в 1862-1917 гг.: этапы развития

На протяжении 1863-1917 гг. в городском общественном управлении Москвы, сменяя друг друга, действовали четыре различные избирательные системы, предусмотренные Городовыми положениями 1862, 1870, 1892 и 1917 гг.  Рассмотрим основные начала каждой из этих систем.

Земское законодательство и социальная практика земского самоуправления в позднеимперской России

В современной России актуальной задачей является эффективное развитие органов местного самоуправления как важнейших институтов гражданского общества. Выступая с посланием Федеральному собранию в 2013 г., В. В. Путин отметил, что в системе местного самоуправления накопилось немало проблем.  Президент считает «важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах».

«Земская избирательная кампания и административный надзор»

Докладчик подробно остановился на раскрытии основных принципов Земской избирательной кампании – куриальности, цензовости, и сословности. Согласно «Положению о губернских и уездных земских учреждениях, высочайше утверждённому 1 января 1864 г.» состав земских гласных сначала формировался на уездном уровне. Избиратели делились на три курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ.

Роль земств в решении социальных вопросов в российской провинции в 1864-1914 гг.

В январе 2014 г. исполнилось 150 лет издания «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», по которому в уездах и губерниях Российской империи вводились органы местного самоуправления.
Появление земств в Российской империи было вызвано социально-экономическими и политическими изменениями, происходившими в стране в эпоху Великих реформ.

Участие земств в процессе преобразования российской деревни 1907-1914г.

150-летний юбилей учреждения  земского  самоуправления в Российской империи – хороший повод осмыслить исторический опыт деятельности земств, обращая особое внимание на её положительные стороны, и объективно оценить роль современного самоуправления в социально-экономической жизни регионов.

Земская и городская избирательные системы (вторая половина XIX — начало XX вв.)

Россия не стояла в стороне от демократических исканий европейских народов. Раскрепощение личности, создание правовых гарантий для разнообразных видов продуктивной творческой деятельности, возможность влиять на властные структуры — все это рассматривалось отечественными мыслителями как необходимые предпосылки для прогрессивного развития страны.

Земская реформа Александра 2 кратко

Земская реформа Александра 2 (1864 год) – комплекс преобразований в сфере управления уездными и губернскими землями, призванная изменить бюрократический порядок управления и дать дальним уголкам России право на самостоятельное принятие решений.

Предпосылки и причины введения земской реформы

Страна находилась в стадии активного реформирования. В 1861 году было отменено крепостное право и произошел ряд существенных изменений в экономике. Новая система требовала более грамотного и быстрого управления, что было невозможно в существующих условиях. Все губернии подчинялись приказам из центрального управления, зачастую эти приказы очень долго доходили до областных центров или не доходили вообще, что вело к принятию неверных решений.

История создания и введение земской реформы

Как и со всеми другими преобразованиями Александра 2, идея дать губерниям некоторую самостоятельность в принятии решений зародилась задолго до начала правления императора, точнее, во времена его дяди Александра 1. Александр 1 дал задание Сперанскому составить крупный проект реформ, который включал также новую систему губернского самоуправления, которая должна была отвечать нуждам населения и государства. Проект был разработан и предполагал создание уездных дум, которые бы наполнялись делегатами из местных жителей, выбираемых не по сословному признаку, а по имущественному. К сожалению, реформа не была принята.

Во времена Александра 2 проект Сперанского был рассмотрен и взят в качестве основы, однако претерпел достаточно много изменений. В частности, император приказал не создавать волостных дум, а земство кончалось на уровне губернии.

Тем не менее, главной идеей реформы было отдать управление в руки местных жителей, которые гораздо лучше знали реалии региона, нежели посылаемые государственные чиновники. Программы, составленные в областном центре, которым следовали чиновники, не могли помочь в развитии региона так как были отстранёнными от реальной ситуации.

Содержание земской реформы

Наряду с земской была проведена городская реформа. Два новых законопроекта должны были создать новую систему местного самоуправления.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 года создавало новые управленческие органы: земские собрание и земские управы, в которые входило местное население (выбор не зависел от сословия).

Появились так называемые курии – особые разряды, на которые были разделены все избиратели по имущественному, сословному, национальному и другим признакам. Всего курий было три – курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей, курия от сельских обществ. Представители трех курий участвовали в выборах в местный орган самоуправления.

Курии были созданы для того, чтобы в местные думы могли попасть представители всех сословий, однако на практике все было сложнее. Формально земские учреждения не имели правил насчет происхождения кандидатов, однако избирательное право было обусловлено имущественным цензом, что значительно ограничивало круг лиц, которые могли быть избранными.

В результате, чаще всего складывалась следующая картина: председателями губернских и уездных съездом были, как правило, представители высшего дворянского сословия. Помимо органов самоуправления были созданы исполнительные органы – управы.

Земства на местах не имели никаких серьезных политических функций, они лишь обладали исполнительной властью и занимались решением хозяйственных и бытовых вопросов: строительство путей сообщения, строительство больниц, школ, устройство инфраструктуры в ближайших деревнях и городках, забота о скоте, Земства также занимались сбором налогов на местные нужды. Этим их власть ограничивалась. Более того, даже выполняя местные задачи, земства полностью подчинялись губернаторам и министрам, которые могли приостановить действие любого решения земского совета.

Реформа проводилась постепенно. Земства стали появляться во всех уголках страны и закончился этот процесс лишь в начале двадцатого века.

Итоги земской реформы

Создание земских учреждений было активно поддержано сторонниками конституционного строя, так как создание местных органов самоуправления воспринималось как шаг к демократическому устройству государства.

За годы своего существования земства значительно улучшили уровень образования на местах, стала развиваться региональная экономика и здравоохранение, управление страной стало более простым, так как высшие органы были освобождены от необходимости решать мелкие бытовые вопросы.

Однако, земская реформа была одной из наиболее неудачных реформ Александра 2, так как она была недостаточно хорошо продумана. Несмотря на идею отделить местную власть от общегосударственной, этот процесс прошел не в полной мере. К сожалению, государственная власть и чиновники не хотели делить власть, поэтому земские думы осуществляли только ограниченный круг поставленных перед ними задач. Обсуждение же и решение задач государственной важности местными думами запрещалось и могло привести к роспуску думы.

Несмотря на все минусы, земская реформа дала толчок регионам к саморазвитию, поэтому ее значение для России не стоит недооценивать.

Продвижение справедливых судов | Центр правосудия Бреннана

Дуг Смит

Право на справедливый день в суде под угрозой. Судебные выборы купаются в деньгах, а законодатели пытаются обуздать судей, решения которых им не нравятся. Мы выступаем за защиту независимости судебной системы, защиту от влияния особых интересов на суды и достижение разнообразия судей.

Укрепляйте наши суды

Почему это важно

Государственные суды рассматривают 95 процентов всех дел. Но обещание беспристрастного правосудия в этих судах все больше оказывается под угрозой.

Группы с особыми интересами регулярно вливают большие суммы в гонку в верховных судах — в основном это темные деньги, спонсоры которых не разглашаются. Большинство государственных судей выбираются таким образом, что отсутствуют гарантии защиты их независимости от особых интересов или политического давления, что ставит под угрозу их способность справедливо применять закон и не опасаться возмездия.

И правила, определяющие, когда судьи должны отстраняться от рассмотрения дел, не поспевают за реалиями дорогостоящих судебных выборов. Это означает, что судьи часто рассматривают дела с участием крупных вкладчиков — очевидный конфликт интересов. Неудивительно, что девять из десяти американцев и почти половина судей штатов считают, что деньги на предвыборную кампанию влияют на судебные решения.

В то же время в штатах по всей стране предвзятые законодатели активизировали усилия, чтобы обуздать судей, решения которых им не нравятся, манипулировать составом судов или иным образом политизировать судейскую коллегию.

И нашим судам еще далеко до того, чтобы отражать разнообразие сообществ, которым они служат, угрожая их легитимности в глазах общественности и исключая жизненно важные точки зрения из совещаний судей.

Американцы должны быть уверены, что суды будут вершить правосудие одинаково, а решения будут независимыми и беспристрастными. Вот почему Центр правосудия Бреннана выступает за реформирование порядка отбора судей, пересмотр правил отвода и принятие государственного финансирования судебных органов для защиты от влияния особых интересов и политического давления. Мы также бьем тревогу, когда законодатели пытаются вооружить суды и бороться с попытками подорвать их независимость. Мы отслеживаем и анализируем судебные выборы. И мы изучаем демографию штатов и федеральных судебных органов и продвигаем меры, помогающие создать более разнообразный суд.

Хотите узнать больше?

Подпишитесь на электронный бюллетень Fair Courts E-Lert , своевременный обзор событий, касающихся судей и судебной системы, доставляемый на ваш почтовый ящик два раза в месяц.

Отменить выборы в Верховный суд и использовать подотчетную систему назначения

Штатам следует отказаться от выборов в Верховный суд. Вместо этого судьи должны назначаться в рамках публично подотчетного процесса, проводимого независимой комиссией по выдвижению кандидатур. Этот процесс должен предусматривать общественный контроль и ограничивать возможности политической самодеятельности в процессе отбора.

Утвердить «Один и готово» Длительный единый срок для судей

Все судьи верховных судов штатов должны отбывать один длительный срок «один и сделано», чтобы они могли решать дела, не беспокоясь о том, что следование закону может стоить им работа.

Усиление правил отвода судей

От судей следует потребовать воздерживаться от дел, когда они являются бенефициарами значительных расходов в поддержку своего избрания. И государства должны принять процессуальные гарантии, чтобы решения об отводе принимались независимым судьей.

Принять государственное финансирование судебных органов

Государствам следует обеспечить государственное финансирование выборов судей, чтобы расширить круг потенциальных кандидатов в судьи и смягчить конфликты, вызванные расходами на особые интересы.

Подробнее читайте в нашем отчете о выборе судей штата.

Проекты

Посмотреть все проекты

Наши специалисты

  • Алисия Бэннон

    Директор судебной программы Демократия

  • Венди Р.

    Вайзер Заместитель президента Демократия

  • Дуглас Кит

    Советник Демократия

  • Патрик Берри

    Советник Демократия

  • Джон Ф. Коваль

    Вице-президент по программным инициативам

  • Кэролайн Фредриксон

    Старший научный сотрудник

Укрепление системы управления и правосудия

Судебная реформа

В рамках своих программ судебной реформы ABA ROLI способствует большей независимости, подотчетности и прозрачности судебных систем; помогает в разработке и внедрении кодексов судейской этики; способствует судебному образованию и обучению; и помогает улучшить управление судами и эффективность.

Когда около 25 лет назад мы впервые начали оказывать техническую юридическую помощь в Центральной и Восточной Европе, судебные системы многих стран региона отчаянно нуждались в реформе. По мере того, как ABA ROLI распространяла свои программы по обеспечению верховенства права на другие регионы, стало очевидным, что аналогичные препятствия существуют в судебных системах по всему миру. И хотя многие судебные органы добились значительного прогресса, проблемы остаются.

Недостаточное образование и профессиональная подготовка судей, а также отсутствие внимания к судейской этике препятствуют эффективности работы судебных органов и отдельных судей во многих странах мира. Чрезмерное количество дел в сочетании с неадекватным выделением ресурсов и отсутствием современных систем управления делами может привести к процессуальным задержкам, которые подорвут отправление правосудия.

Суды часто страдают от коррупции, что подрывает часто хрупкое общественное доверие к справедливости и эффективности судебной системы. Кроме того, недостаточные профессиональные гарантии и нечеткое определение судебных полномочий приводят к тому, что многие судьи и магистраты деморализованы и изолированы в своих собственных залах судебных заседаний и, таким образом, не могут или не желают содействовать верховенству права.

ABA ROLI считает, что независимая, подотчетная, хорошо функционирующая судебная система является центральной опорой верховенства права. Имея это в виду, мы предлагаем экспертную помощь и предоставляем ресурсы для:

  • проведение оценки усилий по судебной реформе,
  • содействие диалогу о судебной реформе и независимости,
  • содействие обучению и обучению судей и работников судов,
  • улучшение судейской этики и подотчетности, и
  • усиление судебного администрирования, эффективности и прозрачности.

Оценка судебной реформы

Чтобы определить и решить основные проблемы, требующие судебной реформы, мы выделили ресурсы для создания передовых возможностей оценки. ABA ROLI проводит оценку судебных органов, используя свой Индекс судебной реформы (JRI) , инструмент, который оценивает судебную реформу и независимость. JRI был задуман и разработан на основе сравнительного анализа правовых традиций, международных стандартов и региональных норм, поэтому его можно применять во всем мире. С 2001 года ABA ROLI выполнила 40 JRI оценок в 20 странах, информирующих как о национальных реформах, так и о приоритетах доноров.

Реформа уголовного правосудия

Программы уголовного правосудия ABA ROLI предоставляют техническую помощь правительствам, организациям гражданского общества и специалистам сектора правосудия, включая прокуроров, полицию, адвокатов защиты, мировых судей и судей.

Наши программы улучшают системы уголовного правосудия, помогая специалистам и учреждениям сектора правосудия повышать потенциал и повышать квалификацию. Хорошо функционирующая система уголовного правосудия защищает и продвигает права личности. Наш вклад в реформу Уголовно-процессуального кодекса привел к тому, что расследования и судебные процессы стали все более беспристрастными и обеспечивают усиленную защиту прав — как обвиняемых, так и потерпевших — на всех стадиях уголовного расследования и судебного разбирательства. В некоторых странах, особенно в тех, которые переходят к более состязательной системе, ABA ROLI проводит обучение судебной защите для субъектов уголовного правосудия, помогая им более эффективно общаться и отстаивать интересы. Эти тренинги также подчеркивают соблюдение международных и региональных стандартов и передовой практики.

Наша роль в создании и поддержке центров общественных защитников и юридической помощи помогает обеспечить улучшенный и устойчивый доступ к правосудию во многих странах. Программы, которые помогают разграничить и укрепить соответствующие роли судей, прокуроров и защитников, способствуют справедливости и лучшему балансу сил между государством и обвиняемым. Целенаправленные предметные тренинги по широкому кругу вопросов, включая организованную преступность, отмывание денег, финансирование терроризма, насилие в семье и насилие по признаку пола, повышают профессионализм и расширяют возможности субъектов уголовного правосудия и помогают обеспечивать безопасность сообществ.

Оценка усилий по реформированию системы уголовного правосудия

Наш Индекс реформы прокуратуры предлагает органам юстиции принимающей страны, международным организациям, агентствам по развитию и поставщикам технической помощи надежные средства для оценки действующих институтов и процессов прокуратуры, разработки целевых программ реформы прокуратуры и мониторинга прогресса в создании более подотчетных, эффективных и независимых прокуратуры.

Кроме того, мы разработали Инструмент оценки процедур содержания под стражей (DPAT) для оценки практики предварительного заключения и вынесения приговоров через призму международных стандартов и передовой практики. Мы опробовали этот инструмент в Армении в 2010 году, и с тех пор методология DPAT используется в Белизе, Ливане, Никарагуа и Сербии.

Юридическая практика

ABA ROLI сотрудничает с юристами и ассоциациями адвокатов по всему миру, оказывая техническую помощь в создании сильной, эффективной и независимой юридической профессии. ABA ROLI оказывает поддержку по трем основным направлениям: повышение квалификации юристов, техническая помощь коллегиям адвокатов и оценка состояния адвокатуры.

Повышение квалификации юристов

ABA ROLI поддерживает профессиональное развитие юристов, сотрудничая с учебными заведениями для адвокатов и ассоциациями адвокатов, разрабатывая и проводя непрерывное юридическое образование по различным темам, включая навыки судебной защиты, управление юридической практикой, альтернативное разрешение споров, посредничество и судебные процедуры. Мы провели профессиональную подготовку для судебных юристов в странах, переходящих на обвинительную систему, более чем в дюжине стран. Эти программы укрепляют практические навыки юристов и расширяют их основные знания в области права, что позволяет им более эффективно обслуживать своих клиентов.

Развитие эффективных коллегий адвокатов

Программы ABA ROLI помогают повысить потенциал ассоциаций адвокатов, создавая независимые, самоуправляемые, эффективные и устойчивые организации, способные предоставлять важнейшие услуги, необходимые для развития юридической профессии. Мы поддерживаем и сотрудничаем с различными профессиональными юридическими организациями, в том числе организациями молодых юристов и женщин-юристов, а также региональными сетями адвокатов. Наши усилия включают помощь в разработке этических и дисциплинарных кодексов, а также в установлении стандартов для вступления в юридическую профессию. Мы также помогали в создании и проведении экзаменов на адвоката.

Оценка юридической профессии

Чтобы помочь укрепить независимость и профессионализм юристов во всем мире, мы разработали Индекс реформирования юридических профессий (LPRI) , который обеспечивает эмпирическую основу для изучения независимости и эффективности юристов и среды, в которой они работают. На сегодняшний день мы провели оценок LPRI в более чем 15 странах. Эти оценки помогают ABA ROLI, местным партнерам из сектора юстиции и международным организациям разрабатывать более информированные и целенаправленные программы, а также позволяют самим юристам играть более активную роль в продвижении правовой реформы и верховенства закона в своих странах.

В 2013 году мы разработали методологию «Анализ адвокатуры по уголовным делам» (ACDA) и опробовали ее для проведения сравнительного анализа потенциала защиты по уголовным делам в Албании, Боснии и Герцеговине, Косово, Македонии и Сербии. Сильная, независимая и эффективная адвокатура по уголовным делам необходима для защиты прав граждан и повышения доверия общества к системе уголовного правосудия, а ACDA обеспечивает эмпирическую основу для анализа уголовной защиты в одной стране или для сравнения в нескольких странах. .

ABA ROLI также разрабатывает специальные оценки юристов, которые могут применяться для анализа конкретных вопросов или законодательства, затрагивающего юристов в принимающей стране.

Реформа юридического образования 

В ABA ROLI мы считаем, что развитие потенциала будущих юристов страны является одним из самых надежных способов обеспечения прочных правовых реформ. Тем не менее, во многих частях мира следующее поколение судей и юристов формируется системами правового образования, остро нуждающимися в реформе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *