Когда и в связи с чем написана ода на день восшествия: Когда и в связи с чем написана ода? «На день восшествия…»

Идея оды на день восшествия на престол. Ода На день восшествия на престол императрицы Елизаветы — художественный анализ

Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны – это работа Ломоносова от 1747 года. Она полностью посвящена новой императрице. Сам жанр оды предполагает сильное возвеличивание, восхищение.

Художественные средства здесь занимают одно из главных мест, так как с помощью ярких эпитетов, метафор и сравнений Ломоносов говорит о царице, как о солнце, как о матери народов, как о великой личности, чья слава распространилась по всему миру.

Главные герои оды – это сама Елисавета, её отец, с которым Ломоносов сравнивает дочь, и сам автор, от чьих уст идет речь.

Главная тема и идея – это создание весомого образа царицы, который служил бы опорой для ее могущественного правления. Многие люди никогда и не видели царицу своими глазами, но с помощью оды у них складывалось такое впечатление, что ими правит богиня.

Также Ода давала возможность показать все преимущества правления царицы. Она вела мирную международную политику, была мудрой, развивала науки, заботилась о новом поколении, всегда вникала в проблемы людей.

Оду Ломоносова считают лучшей одой того времени, так как она опередила все другие произведения своими художественными зарисовками, стилем и идеей.

Обновлено: 2017-08-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно написано в честь важнейшего для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание и анализ этого труда помогут нам понять послание ученого. Итак, приступим.

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

В последней части он возвращается к «источнику милости» — Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

Анализ оды М. В. Ломоносова на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны

Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет государыню за мирное время. Однако оно таковым не было. Он лишь таким способом пытался донести до императрицы свое мнение о том, что России хватит воевать, крови было пролито немало, пора бы насладиться покоем.

Почему он об этом пишет? В те времена встал вопрос о том, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, которые боролись с Францией и Пруссией. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственную программу мира.

Тем не менее заслуги у императрицы были. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыл отметить в хвалебной песне Ломоносов («Ода на день восшествия»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и литератор восхваляет Елисавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 году императрица увеличила количество средств для нужд Академии. После этого поступка и была написана ученым его известная ода.

Приемы, использованные в произведении

Основным литературным средством, примененным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правительницу, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет возлюбленной тишиной, войну — пламенными звуками.

Сравнения тоже встречаются в произведении: «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчите… звуки», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «Нептун чудился».

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.

Заключение

Нами рассмотрена одна из лучших литературных работ, которую написал Ломоносов М. В. — «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны». Краткое содержание и показали, какие темы затронул автор, как он их передал, какое значение они имели. Мы узнали, что Ломоносов был патриотом. Он хотел, чтобы правительница Елисавета продолжила дело своего отца: занималась просвещением, наукой.

Нам стало известно, что ученый и литератор был против войны и пролития крови. Написанной одой он сумел передать свои взгляды на желанное будущее России самой императрице. Таким образом, это произведение было написано им не просто в честь ежегодного празднования восшествия государыни на престол. Им Ломоносов передал правительнице свое видение развития страны.

«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», — так определил В.Г. Белинский место и значение творчества выдающегося русского просветителя, ученого, естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова в истории отечественной литературы.

Он стал не только реформатором русского стихосложения, но и автором замечательных поэтических творений, составивших особую страницу русской поэзии.

Может быть, сейчас мы не очень интересуемся теми государственными деятелями, которым адресованы стихи Ломоносова, а для кого-то и вовсе незнакомо имя Елизаветы Петровны, которой посвящена его ода, написанная в 1747 году. Но мысли и чувства великого человека, гражданина и патриота, неутомимого ее исследователя и первооткрывателя неизведанного в природном мире, — это то, что не утратило своей ценности и по сей день и, наверное, останется таковым навсегда.

Очем же пишет Ломоносов в своей оде, названной, как это было принято в поэзии XVIII века, очень витиевато: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, ноября 25 дня, 1747 года»?

Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.

Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир — ведь в ее царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия:

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец .

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознеc

Главу, победами венчанну,

Россию, варварством попранну,

С собой возвысил до небес,

Петра I Ломоносов, как впоследствии и Пушкин, считал великим реформатором, просвещенным монархом и гениальным военачальником — подлинным национальным героем. Рассказывая о нем, поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии. Так, например, Марс и Нептун служат обозначениями понятий войны и морской стихии. Такая образность, наряду с широким употреблением славянизмов, риторических вопросов, восклицаний и обращений, создает особо торжественный «высокий» стиль оды, соответствующий предмету ее изображения. Это очень хорошо видно в описании Петра 1, его военных побед, укрепивших могущество России:

В полях кровавых марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился.

Взирая на Российский флаг.

Для Ломоносова, как и для Пушкина, Петр I — это и великий строитель северной столицы, которая открыла для России новые пути развития:

В стенах внезапно укрепленна

И зданьями окруженна,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с онаго пути склонилась,

Которым прежде я текла?»

Вполне логично после этого описания развивается мысль о том, что при Петре 1

. .. божественны науки Чрез горы, реки и моря,

В Россию простирали руки…

Завершая рассказа о Петре 1 описанием его трагической кончины, Ломоносов переходит к следующей части стихотворения: он вновь обращается к современности и выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и станет покровительствовать наукам, содействовать укреплению и процветанию России. Елизавету он хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества, и далее в своей оде представляет ей своеобразную «программу действий», которая должна обеспечить дальнейшее развитие страны.

Призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Сочинение

М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!

Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.

Послал в Россию человека,
Каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчану,
Россию, варварству попрану,
С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

…Божественны науки
Чрез горы, реки и моря,
В Россию простирали руки…

Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободрены,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде, —
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и на едине,
В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

  1. Как вы думаете, почему ода стала одним из главных жанров литературного творчества М. В. Ло-моносова?
  2. Ломоносов отдавал предпочтение в ху-дожественных произведениях героиче-ской тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал побе-ды русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Зада-чам прославления державы и достойней-ших ее государственных и военных деяте-лей в наибольшей степени отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов объяснил это свое литератур-ное пристрастие следующими словами:

    Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен.

    Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать любовные песни, две из которых дошли до нашего времени, главной зада-чей для него стало на примерах отечест-венных героев воспитывать в своих со-гражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности. Жанр оды тогда позволял в большом про-изведении сочетать лирику и публицисти-ку, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это, по словам известного исследователя рус-ской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

  3. Какова, по-вашему, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»? Как с ней связаны другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?
  4. Ведущая темы «Оды на день восшест-вия на всероссийский престол…» — тема России, ее настоящего и будущего, вос-хваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая. Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем, конкретизирую-щих отношение автора к родине и ее наро-ду. Среди них — образы Петра I и импе-ратрицы Елисаветы Петровны, олицетво-ряющих Россию и проводящих прогрес-сивные преобразования, тема войны и ми-ра (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромные природ-ные богатства России, а также тема моло-дого поколения, символизирующего ее бу-дущее процветание.

  5. Попробуйте охарактеризовать образ императ-рицы, созданный Ломоносовым в оде. Сопоставьте его с изображением Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.
  6. Прославление монарха — одна из отли-чительных особенностей классицистиче-ской оды, так как его образ символизиру-ет силу и единство державы, для русских классицистов — это просвещенный мо-нарх, покровительствующий закону, нау-кам, видящий целью своей деятельнос-ти благо подданных. Такой в оде изобра-жена Елисавета Петровна. Ее изображе-ние носит парадный, торжественный ха-рактер. Как классицист, Ломоносов в об-разе монархини запечатлел свое видение власти и стоящего на ее вершине. Импе-ратрица в оде Ломоносова красива и вели-чественна (зрак прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия россов. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаве-ты Петровны и Екатерины II) вполне соот-носилось с художественным изображени-ем их на портретах классицистов. Созда-вая образ российской монархини, деятели искусства придерживались формулы «Ели-завета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия биро-новщины во времена правления Анны Иоанновны. Передовая часть русского об-щества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в условиях мирного времени.

    В долинах раздаются клики:

    «Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь».

    Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишнякова (1743), который выстав-лен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над ми-ром, уподобляясь незыблемой пирамиде. Она царственно неподвижна, что подчер-кивается коронационным одеянием, ман-тией. Образ самодержицы дополняется та-кими атрибутами власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и благожелательная улыбка, обращенная к подданным. Похо-же, что к такому облику Елисаветы обра-щены слова Ломоносова:

    Сия тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава, О как тебе благодарит!

    И обращение, характерное для торжест-венного одического стиля:

    Воззри на горы превысоки, Воззри в поля твои широки…

  7. Какое отношение выразил Ломоносов к Петру I? Какие художественные приемы, свойствен-ные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?
  8. Как уже было сказано, Петр I для рус-ских классицистов — идеальный просве-щенный государь, заботящийся об укреп-лении Российского государства, его воен-ной мощи, развития наук и искусств. Таким он изображен и в оде «На день вос-шествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». В его изображении просматривается явная ори-ентация на античность, свойственная со-зданию образа героя. Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Мар- сом, который «страшился, свой меч в Пет-ровых зря руках»; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот («российский флаг»). Вообще же в оде часто упоминаются античные реа-лии — имена богов, музы, Парнас, с кото-рым он сравнивает собрание муз на рос-сийской земле, философа Платона. Вмес-те с тем Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, во-лю «зиждителя мира», которая прослав-ляет создателя, пославшего в Россию че-ловека:

    Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.

    Конечно, в одах Ломоносова выражено искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное. Поэт как бы забывает, какой ценой достига-лись его преобразования. Материал с сайта

  9. Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения ис-пользует он, чтобы воссоздать образ Родины?
  10. Сравнивая Россию с другими странами, их достоянием, Ломоносов России отдает преимущество. Это горы превысоки, по-ля широки, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромное пространство земель, богатства, какими хвалится Индия. К богатствам России относятся глубокие леса, разнообразный животный мир. Как бы представляя императрице ее необъят-ные владения, Ломоносов прославляет Россию. И здесь порой бывает трудно от-личить объект восхваления в оде — Ели-савета Петровна или находящаяся в ее подданстве необъятная страна. Эти два об-раза иногда в восприятии читателей сли-ваются в один, что свидетельствует о при-оритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.

    Мы дар твой до небес прославим, И знак щедрот твоих поставим, Где солнца всход и где Амур В зеленых берегах крутится, Желая паки возвратиться В твою державу от Манчжур.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ведущая тема оды ломоносова
  • эпитеты к оде а.к. толстого
  • как изображен петр 1 в оде ломоносова
  • темы оды ломоносова восшествия
  • почему ода ломоносова относится к классицизму

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны», 1747 г.

Вятский государственный гуманитарный университет

Читательский дневник

По Истории русской литературы

Выполнила

Студентка филологического факультета

Гр. Р-12

Степанова А.А

Проверил

Черниговский Д.Н.

Киров, 2010

А. Д. Кантемир

Сатира II. На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений.

II сатира Кантемира возникла приблизительно в начале 1730 года. Написанная в форме диалога между Филаретом, выразителем идей автора, и Дворянином, представлявшим взгляды стародворянской реакции, эта сатира, по признанию самого Кантемира, ставила целью «обличить тех дворян, которые, лишены будучи всякого благонравия, одним благородием хвастают, к тому же завидят всякому благополучию в людях, которые из подлости чрез труды свои происходят». С поразительной для его времени смелостью он возвышается над понятиями о генеалогической чести и критикует «благородство» происхождения с точки зрения просветительской теории «естественного права».

Вторая сатира, построенная в форме диалога между Евгением (в переводе с греческого – благороднорожденным) и Филаретом (в переводе с греческого – любителем добродетели), посвящена острым социальным вопросам русской жизни начала 30-х гг. XVIII в.

Изображая «злонравных дворян», Кантемир затронул еще одну тему, ставшую актуальной уже в конце 20-х гг. XVIII в. Вернувшиеся из поездок в «чужие края» дворянские недоросли, посланные Петром I «в науку», далеко не все вынесли оттуда полезные знания. В числе их оказались и те, которые вывезли только моды, некоторые внешние проявления культуры и безмерное презрение ко всему национальному.

Кантемир впервые показал в литературе представителей «новоманирного шляхетства», щеголей и щеголих, готовых за модный наряд «деревню вздеть на себя… целу» (т. е. продать деревню, чтобы сделать роскошный наряд).

Филарет

Филарет объясняет Евгению, что «одна добродетель» делает людей благородными. Филарет, выражая точку зрения Кантемира, становится на сторону дельных, знающих людей, «кои чрез свои труды из подлости в знатную степень происходят».

Филарет описывает смешной образ жизни Евгения, в противоположность великим делам его предков. Евгений

Евгений жалуется на то, что, хотя он славен предками, чины и почести идут не ему, а тем, «кто не все еще стёр с грубых рук мозоли». Он с негодованием перечисляет тех «новых людей», которые пришли на смену боярской знати и заняли видные места в государстве.

Евгений, досадуя на фортуну, которая благоприятствует Туллию, Трифону и Дамону, имеющим незнатное происхождение, исчисляет достоинства своих предков и в заключение описывает славу своего покойного родителя.

Стихотворец выводит на сцену глупца, надутого знатностию; но не трудится описывать его характер; ибо он сам обнаруживает себя своими забавными рассуждениями.

Какие преимущества знатного вельможи наиболее прельщают его душу? Он сказал только мимоходом о том, что его предки были.

Написанная М.В. Ломоносовым в 1747 году «ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» стала каноническим образцом жанра. Поэт прославляет будущие заслуги царицы перед отечеством, среди которых — гуманность законов, миролюбие, щедрое покровительство искусству, ремеслам и наукам:

Ода написана четырехстопным ямбом, женские и мужские рифмы чередуются, строфа десятистрочная делится на два катрана, в первом рифмовка перекрестная, во втором — кольцевая, а между ними дистих.

Художественное своеобразие похвальных од Ломоносова всецело определяется их идейным содержанием. Каждая ода представляет собой вдохновенный монолог поэта, облеченный в стихотворную форму. В авторскую речь обильно вводятся типично ораторские приемы — вопросы, восклицания, которыми Ломоносов в ряде случаев начинает свои оды.

Оду — лирический жанр, в котором, по словам В. К. Тредиаковского, «описывается… материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных», поэт избрал для беседы с царями.

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747-года», в которой Ломоносов снова откликается на события современной ему политической жизни, принадлежит к числу его лучших од. Она начинается вступлением, содержащим хвалу мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.

  • Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:

  • Славит ее как государыню, которую волнует благополучие и счастье ее народа:

  • Он предостерегает правительство от участия в войне, восхваляет мир, который называет словом «тишина»:

В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое, и поэт тут же приветствует императрицу как поборницу просвещения. Ломоносов восхищенно говорит о том, как огромно пространство России, как неисчерпаемы ее богатства: полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Для ее будущего величия и слаПвы нужно овладеть всеми этими богатствами и обратить их на пользу государства и народа.

Значение «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», заключается, прежде всего, в том, что в ней содержится стройная, четко продуманная программа мирного процветания государства, которому будут способствовать распространение наук и воспитание в собственной среде умных и талантливых ученых. Именно науки помогут овладеть неисчерпаемыми сокровищами России, и это обеспечит в дальнейшем ее благополучие и процветание.

Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.

  • Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира.

  • Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир – ведь в ее царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия.

  • Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об ее отце – Петре I, продолжательницей которого поэт мыслил новую царицу.

Призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами.

Вознесение нашего Господа.

Сегодняшние чтения заставили меня задуматься о замечательном году, который Мэри и я провели, живя на меннонитской ферме старого порядка в начале нашего брака. Мы продолжаем благодарить Бога за тот год и за то, что Джозеф и Эрма имели мужество взять нас в свой дом.

Но какая связь между сегодняшними текстами и тем опытом? Вот оно: самое первое церковное служение Старого Ордена, которое мы посетили весной 1978 год был, по сути, ознаменованием Вознесения нашего Господа. Это было в четверг, и мы оба были поражены тем, что Дню Вознесения в этом сообществе придавалось такое же значение, как Рождеству и Пасхе.

Итак, День Вознесения — это большое событие для меннонитов старого порядка, но как насчет «нового порядка» и прогрессивных меннонитов? В наших кругах она определенно имеет меньшее значение, чем Пасха или Рождество, не так ли? Интересно, современные Менносы были бы более склонны насмехаться над Днем Вознесения, чем преклоняться перед ним, когда фигура Иисуса каким-то образом поднялась из-за облаков без кислородной маски в поле зрения? Но такая насмешка дорого обходится, я думаю.

Итак, как своего рода ода вере Старого Ордена, я предлагаю три основополагающие истины христианской веры, которые лежат в основе сегодняшних чтений:

— Первая истина есть , просто, что Вознесение дает понять, что Христос воскрес из мертвых. В его Воскресении была телесность; в противном случае Вознесение не требовалось. Мы видим, что телесность подтверждается в Деяниях 1:9: «[И] когда они [ученики] смотрели, Иисус поднялся, и облако взяло Его из виду».

— И это относится к второй истине, утверждаемой в наших чтениях: Христос, воскресший из мертвых Отцом своим Небесным, и Вознесение Которого мы празднуем сегодня, восседает ныне одесную на небесах, как Павел пишет в Ефесянам 1:20: «Бог вложил эту силу во Христа, когда Он воскресил Его из мертвых и посадил одесную Себя на небесах».

— И третья истина раскрывается, когда сразу после вознесения Иисуса внезапно появляются два ангела. Они спрашивают все еще пораженных учеников: «Мужи Галилеи, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же путем, каким вы видели его восходящим на небо» (Деяния 1:11). Эти слова напоминают мне великий гимн «Вот, грядет с восходящими облаками», основанный на еще более важном тексте: Откровение 1:7.

Итак, вот оно: тайна нашей веры в трех основных формулировках, которые отмечают этот день и являются основой для наших братьев и сестер Старого Ордена. Воскресший Христос, Господь наш, вознесся на небеса; теперь он восседает одесную Отца; и, наконец, тот же самый Христос, наш Господь, придет снова, и когда он придет, это будет означать конец всей истории, поскольку он будет судить живых и мертвых. В этих трех взаимосвязанных утверждениях содержится целая жизнь молитв, размышлений и хвалы, но простое изложение их не дает ответа, насколько они важны для нас, если вообще что-то.

Вознесение Христово напоминает нам прежде всего о том, что и мы однажды воскреснем из мертвых, и те, кого мы любим и уже умершие. Ибо мы не верим, что те, кто умер, каким-то образом уже плывут по небу в бестелесной форме, как будто окончательно и навсегда освободившись от своих физических существ. Напротив, церковь считает, что те, кто умер, ждут времени, в конце времен, когда они будут полностью и окончательно искуплены во Христе, телом и душой (Исповедь веры с точки зрения меннонитов, статья 24).

Я знаю, что это идет вразрез с господствующим культурным типом Селин Дион, духом, каким-то образом уплывающим неизвестно куда, видением смерти, столь же глубоко нехристианским, сколь и совершенно обыденным на многих похоронах, на которых я присутствовал.

День Вознесения также напоминает нам, что Христос не просто воскрес из мертвых, чтобы присутствовать повсюду, как будто он сам теперь странным образом бестелесный. Такое впечатление создается, например, из глубоко ошибочного Iona Creed, который провозглашает, что Христос воскрес из мертвых, чтобы присутствовать повсюду.

Как бы это ни было правдой, это искажение нашей веры, если этот символ веры сначала не провозглашает, что Христос фактически восседает одесную Отца. И поразительно хорошая новость заключается в том, что Христос, сидящий одесную Отца, ходатайствует за нас сейчас, как и за всех, кто умирает во имя Его. Вот почему вы действительно хотите, чтобы он был там и больше нигде.

Наконец, Вознесение Господне напоминает нам о том, что нам здесь, сегодня, нужно каждую минуту своей жизни проживать в ожидании скорого возвращения Христа во славе, когда Он придет судить живых и мертвых. Нет большей новости, чем эта, и недаром церковь всегда обращалась к уверенности в скором возвращении Христа как к своей величайшей надежде и глубочайшей радости во времена гонений тогда и сейчас.

Я думаю, что мы все должны быть смиренны и брошены вызовом этой истине, особенно если мы чувствуем себя совершенно свободно в обществе, которое с радостью заявляет о том, что оно полностью отошло от христианской веры.

Но есть еще один вопрос, на который нужно ответить, и он заключается в следующем: что нам делать в это промежуточное время, когда мы ожидаем в радостном ожидании возвращения Христа во славе? В конце концов, Ефесянам 1:23 смело заявляет, что мы ничто, если мы не «тело Христово, полнота Наполняющего все во всем». Так как же наши церкви, которые являются ничем иным, как телом нашего Господа, могут жить в это время?


«Вознесение», Рембрандт ван Рейн, 1636 год. Часть цикла страстей Рембрандта для Фредерика Генриха, принца Оранского. (Фото с Викисклада)

Наконец мы подошли к стиху, от которого у меня перехватило дыхание, когда я открыл глаза на него на этой неделе после того, как прочитал отрывок из Луки бессчетное количество раз. Именно здесь Христос отдает своим ученикам приказы о походе непосредственно перед Своим Вознесением в Луки 24:46-47. Это последние наставления Христа своим последователям: «Так написано, что Мессия должен пострадать и воскреснуть из мертвых в третий день, и что во имя Его покаяние и прощение грехов должно быть проповедано во всех народах».

Мне интересно, насколько, по вашему мнению, наши церкви сегодня верны этому призыву к нам быть голосом покаяния и прощения грехов во имя Христа для мира, нуждающегося в не меньшем. Интересно, насколько вам удобно это как последнее наставление Христа перед Его Вознесением.

Мы могли бы желать другого последнего звонка от Христа, кроме этого, но, нравится нам это или нет, это зов, который нам дан. И, если честно, это действительно хорошая новость, потому что каждый из нас знает, насколько наши собственные жизни далеки от славы Божьей. Мы все грешим. Все мы знаем, что значит ежедневно пить воду, которая не утоляет жажду. Мы все знаем, каково это верить в ложных богов, отвергать нашего Господа в том, что мы сделали и что мы не смогли сделать.

И каким-то таинственным образом мы знаем, что во Христе мы можем стать искупленным народом, новым творением во имя Его. И со временем мы знаем, что Сам Христос, как сказано в Евангелии от Луки, пошлет Святого Духа, чтобы облечь Свою церковь силой, необходимой ей для исполнения заповеди Христа.

Итак, давайте присоединимся сегодня к нашим братьям и сестрам Старого Ордена и всемирной церкви, чтобы провозгласить благую весть нуждающемуся миру: «В сей день воскресший наш Господь восшел одесную Отца. Да вознесемся и мы к небесам через Иисуса Христа, Господа нашего, и да будет так однажды с теми, кто уже умер во имя Его. И в это промежуточное время, пока мы ожидаем возвращения вознесенного Христа во славе, пусть наши церкви и дома будут местами истинной и заботливой любви, любви, отмеченной призывом к покаянию и прощению грехов во имя Иисуса Христа. , которому слава во веки веков, аминь».

Леонард Г. Фризен посещает Северную меннонитскую церковь Ватерлоо и приход Богоматери Лурдской, оба из которых находятся в Ватерлоо, Онтарио.

Для обсуждения

  1. Проводятся ли в вашей общине службы в честь «святых дней», таких как Вознесение (30 мая 2019 г.), Крещение, Страстная пятница или День Благодарения? Какие ожидания делать мы приносим к праздникам? Насколько на наши церкви повлияла секуляризация общества?
  2. Леонард Г. Фризен пишет, что три истины Вознесения Христа заключаются в том, что Христос вознесся на небеса, он сидит одесную Бога и придет снова. Что важного в этих истинах? Он предполагает, что неправильно думать о Христе как о вездесущем в бестелесной форме. Вы согласны? Какие у вас есть вопросы о Вознесении Иисуса?
  3. Фризен пишет, что «церковь верит, что те, кто умер, ждут времени, в конце времен, когда они будут полностью искуплены во Христе, телом и душой». Находите ли вы мысль о телесном воскресении утешительной? Означает ли это, что мы должны предпочесть погребение кремации?
  4. Христос призывает церковь «быть голосом покаяния и прощения грехов», — говорит Фризен. Как церковь может воплотить этот призыв в жизнь в современном мире? Какова роль Святого Духа в этом призыве?

— By Barb Draper 

Поделитесь этой страницей:

Институт теологии — КАНОН ВОЗНЕСЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ DUCTION

Канон написан святым Иоанном Дамаскином, который заимствовал большую часть своих образов из Ветхого и Нового Заветов. Некоторые из использованных текстов, помимо рассказа в Деяниях 1, это Псалом 23,7-10, Иезекииль 1,19., Ефесянам 2,6, Он воскресил нас с Ним и посадил с Ним на небесах во Христе Иисусе , Евреям 1,3; 12,2, Апокалипсис 3,21. Вступительный тропарь первой песни использует псалом 17, 11, . Он воссел на херувимов и полетел, полетел на крыльях ветров ,. Отцы поясняют, что как два Ангела явились в человеческом образе, чтобы быть видимыми апостолам, так и Херувимы явились в виде облака, чтобы вознести Христа на небо. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, Для Сына был послан царский престол, и не просто царский престол, а самого Отца. Ибо Исаия говорит об Отце: «Вот, Господь сидит на легком облаке». С тех пор Отец сидит на облаке, поэтому Он и послал облако за Сыном.

На протяжении всего канона святой Иоанн подчеркивает тот факт, что через ВОЗНЕСЕНИЕ Христа в человечестве, во плоти наша человеческая природа вошла и прославилась на небесах.

В 7-й песне поэт интерпретирует заблудшую овцу из притчи [Лк. 15, 4-6] как образ падшей человеческой природы, образ, который можно найти и в 9-й песне.0003 Догматикон в гласе 4. Та же мысль содержится у св. Григория Нисского, Тот, кто пасет все разумное творение, оставляя безошибочное и сверхъестественное стадо в вышине, в человеколюбии своем идет на поиски заблудших овцы (я имею в виду нашу природу).

Проблемы с текстом канона и святитель Никодим указывает, что пять из Богородичных и ряд тропарей в некоторых Песцах не встречаются в рукописи Пятидесятница. В другом месте есть свидетельства того, что Theotokia часто были стандартными, подходящими к мелодии Irmos и не писались специально для конкретных канонов.


КАНОН НА ВОЗНЕСЕНИЕ

Песня 1. Глас 5. Ирмос.

Богу Спасителю, Который водил людей по морю посуху и потопил фараона со всем воинством его, Ему одному воспоем: ибо Он прославился.

Тропари.

Все народы, воспоем победную песнь Христу, вознесенному со славою на херувимских плечах и посадившему нас одесную Отца; ибо он прославился.

Лики Ангелов изумились, увидев Христа, Посредника между Богом и человечеством в вышних плотью Своей, и единогласно воспели гимн победы.

Богу, явившемуся на горе Синай и давшему закон Моисею, видевшему Бога и вознесенному во плоти с горы Елеонской, воспоем все; ибо он прославился.

Богородичный.

Непорочная Богородица, непрестанно моли Бога, воплотившегося от Тебя, но не отошедшего от лона Родительницы Своей, спасти от всякой беды тех, кого Он сотворил.

Ода 3. Ирмос.

Силою Креста Твоего, Христе, утверди разум мой воспевать и прославлять спасительное Твое ВОЗНЕСЕНИЕ.

Тропари.

О Христе, Податель жизни, Человеколюбец, восшел Ты к Отцу и возвысил род наш в Своем неизреченном сострадании.

Ангельские чины, видя Твою смертную природу, восходящую с Тобою, Спаситель, изумлялись и непрестанно воспевали Твою хвалу.

Ангельские сонмы дивились, Христе, видя Тебя возносимым телом, и воспевали святое Твое Вознесение.

Человеческое естество, падшее тлением, воздвиг еси, Христе, и вознесением Твоим вознес еси и собою нас прославил.

Богородичный.

Ходатайствуй непрестанно, Пречистая Владычица, с Изшедшим из чрева Твоего, да избавятся от обольщения диавола восхваляющие Тебя, как Богородицу.

Ода 4. Ирмос.

Слышал я, Господи, весть о могуществе Креста Твоего, как им открылся Рай, и воззвал: Слава силе Твоей, Господи.

Тропари.

Вознесся Ты во славе, Царь Ангелов, чтобы послать нам Утешителя от Отца. И потому вопием: Слава, Христе, Твоему ВОЗНЕСЕНИЮ!

Когда Спаситель вознесся плотью к Отцу, сонмы Ангелов изумились и возопили: Слава, Христе, Вознесению Твоему!

Ангельские Силы воззвали к высшим: Поднимите врата Христу, Царю нашему; хвалу Которому воспеваем вместе с Отцом и Духом.

Богородичный.

Дева родила и не знала мук материнских; но она есть Мать, а Девой осталась. Воспевая Ей, восклицаем: Радуйся, Богородица!

Ода 5. Ирмос.

Вставая на заре, мы взываем к Тебе, Господи: Спаси нас; ибо Ты наш Бог; мы не знаем никого, кроме тебя.

Тропари.

Когда Ты наполнил вселенную радостью, милостивый Господи, Ты занял свое место со своей плотью среди высших сил.

Силы ангельские, видя, как тебя возносят, возопили: Поднимите врата нашему Царю!

Апостолы, увидев Спасителя воскресшего, со страхом возопили: Слава Тебе, Царь наш!

Богородичный.

Матерь Божия, славим Тебя, как Деву после родов; ибо вы родили миру Бога-Слово во плоти.

Ода 6. Ирмос.

Бездна сомкнулась вокруг меня, кит стал моим погребением; но я воззвал к Тебе, Человеколюбец, и спасла меня десница Твоя, Господи.

Тропари.

Увидев сегодня Творца, вознесшегося на высоту, Апостолы возликовали в надежде на Духа и со страхом возопили: Слава восхождению Твоему!

Ангелы пришли и воззвали, о Христе, к твоим ученикам: Как вы видели восходящего Христа, Он придет во плоти как справедливый Судия всех.

Силы небесные, увидев Тебя, Спасителя нашего, телом Твоим вознесенным ввысь, возопили, говоря: Велика, Владыко, любовь Твоя к человечеству.

Богородичный.

яко купина несгоревшая, гора, живая лестница и небесные врата, достойно прославляем Тебя, преславная Мария, хвалимся православными.

Ода 7. Ирмос

Ты отроков, воспевших тебя, в печи огненной спас; благословен Ты, Бог отцов наших.

Тропарь

Ты был поднят на облаке света и спас мир; благословен Ты, Бог отцов наших.

Подняв на плечи Свои заблудшее естество, Христе, Ты вознесся и принес его к Богу Отцу.

Ты во плоти вознесся к бестелесному Отцу; благословен Ты, Бог отцов наших.

Вознесший естество наше, грехом убитое, Спасе, к Отцу Твоему принес еси.

Богородичный.

Ты родился от Девы, которую сделал Богородицей; благословен Ты, Бог отцов наших.

Песнь 8. Ирмос

Сына и Бога, от Отца рожденного прежде веков, и воплотившегося в последние времена от Девы-Матери, вы, священники, воспеваете, люди высоко превозносите во веки веков.

Тропари.

Жизнодавца Христа, в двух естествах Своих со славою вознесшегося на небо и ныне с Отцем восседающего, вы, священники, хвалите, люди, высоко превозносите во все веки.

Спас, избавивший творение от рабства идолов и освободивший пред Отцом Твоим, Тебе славим и превозносим во веки веков.

Того, Кто своим нисхождением низложил противника и своим восхождением возвысил человечество, вы, священники, восхваляете, вы, люди, высоко превозносите во все века.

Богородичный.

Явилась Ты, Пречистая Богородица, выше Херувимов, ибо носила во чреве Своем Сидящего на них; Которого бестелесными силами мы, смертные, славим во веки веков.

Ода 9. Ирмос

Яко Матерь Божия, непостижимо и разумно неизреченно носившая во времени безвременное, единодушно Тебя верные величаем.

Тропарь

Видя Тебя, Искупителя мира, Христа Бога, Боговознесшегося, Апостолы ликовали и величали Тебя благоговением.

Ангелы, увидев в вышине плоть Твою, Христе, ныне обожествленную, возвестили друг другу: Воистину сей есть Бог наш.

Яко чины бесплотных сил, Христе Боже, видели Тебя на облаках вознесенных, возопили: Яко Царь славы воздвигнет врата.

Как Тот, кто спустился в самую нижнюю часть земли и спас человечество, и поднял его своим вознесением, мы величаем тебя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *