Судебная земская реформа: Земская, городская и судебная реформы

Содержание

Стоп, реформа! – Огонек № 9 (5604) от 10.03.2020

В России не раз создавались стратегии, преследовавшие благие цели. Но чаще они «захлебывались», чем исполнялись в полной мере

1860–1881 годы

«Великие реформы» Александра II

Содержание: отмена крепостного права, финансовая реформа, реформа высшего образования, земская реформа, судебная реформа, цензурная реформа, реформа городского самоуправления, реформа среднего образования, военная реформа.

Результаты: наиболее успешным были изменения в сфере образования и земства. За 10 лет в стране были созданы 20 тысяч школ, в селах открывались больницы, число врачей увеличилось в 5 раз. Крестьяне получили свободу, но не получили землю, что вызвало бунты. Были созданы основы для построения капиталистической модели экономики, свободный рынок рабочей силы, заложены основы гражданского общества.

Реформы были свернуты после убийства Александра II 13 марта 1881 года.


1906–1911 годы

Реформы Столыпина

Содержание: аграрная реформа, военная реформа, реформа земского самоуправления, образовательная реформа.

Результат: наибольших успехов удалось добиться в сфере образования (были созданы 50 тысяч школ разного типа, десятки новых вузов) и в судебной сфере — восстановлен институт мировых судей, установилась практика вынесения приговоров на основании законов, а не традиций и преданий. Неоднозначные результаты аграрной реформы: в России появились фермеры, но было разрушено общинное земледелие.

Реформы свернуты после убийства Петра Столыпина 18 сентября 1911 года.


1921–1929 годы

Новая экономическая политика (нэп)

Содержание: замена продразверстки в деревне продналогом, развитие внутреннего рынка, привлечение иностранного капитала, проведение денежной реформы.

Результаты: быстрое восстановление хозяйства (до уровня 1913 года), увеличение национального дохода на 18 процентов в год, рост промышленности — на 30 процентов в год, рубль был признан мировой валютой, выросло благосостояние населения. Среди негативных последствий — безработица к 1928 году достигла 2 млн человек.

Нэп был свернут с изменением политического курса страны.


1929–1941 годы

Коллективизация и индустриализация

Содержание: создание мощной промышленности за счет истощения ресурсной базы села через жесткую централизацию средств.

Результаты: построено более 3000 новых заводов и электростанций, объемы промышленного производства увеличились на 180 процентов, производительность труда выросла на 65 процентов. Рывок обеспечили массовые репрессии, разорение деревни, использование труда заключенных.

Курс на тотальную коллективизацию завершился признанием серьезных перегибов при реализации проекта переустройства села. Развитие индустриализации формально прервала Великая Отечественная война, но по факту все предвоенные пятилетки были провалены, а поступательный рост сменился торможением в большинстве отраслей народного хозяйства.


1953–1964 годы

Реформы Хрущева

Содержание: административная реформа, сельскохозяйственная, денежная, социальная, реформа науки и образования.

Результаты: наибольшего успеха удалось добиться в науке (освоение космоса, атомная энергетика, развитие химической промышленности, рост сети НИИ), в социальной сфере (массовое жилищное строительство, снижение пенсионного возраста на 5 лет, увеличение пенсий в 2 раза) и в образовании (введение обязательного 11-летнего обучения в школе). Замена централизованного управления совнархозами дала лишь кратковременный эффект. Сельское хозяйство оказалось в кризисе, начались закупки зерна за границей. Денежная реформа привела к росту цен.

Конец хрущевским реформам положило снятие со всех постов в партии и правительстве их инициатора в октябре 1964 года.


1965–1970 годы

«Золотая пятилетка» Косыгина

Содержание: децентрализация управления предприятиями, расширение их самостоятельности, введение показателей прибыльности, личное стимулирование труда работников.

Результаты: увеличение объема промышленного производства на 50 процентов, сельское хозяйство выросло на 21 процент. Среди негативных последствий: заработная плата выросла в 2,5 раза — намного больше роста производительности труда. Под вопросом оказалось существование плановой экономики.

Реформа в итоге была свернута, так как вызвала тревогу консервативной части политбюро ЦК КПСС — в ее продолжении усмотрели угрозу «возврата к капитализму», высказывались опасения повторения в СССР Пражской весны 1968 года.


2000–2009 годы

«Стратегия-2010» («Программа Грефа»)

Содержание: реформирование государственных институтов, присоединение России к ВТО, налоговая реформа.

Результат: рост ВВП составил в среднем 6 процентов в год, был реструктурирован государственный долг, обеспечена платежеспособность государства, Россия получила рыночный и инвестиционный рейтинги.

Расходы домашних хозяйств выросли на 80 процентов. Не удалось реформировать институты и уменьшить сырьевую зависимость экономики.

Фактически стратегия была выполнена на 36 процентов. С началом роста нефтяных цен в 2004 году реформы стали сворачиваться и полностью схлопнулись с кризисом 2008 года.


2012 год

«Стратегия-2020»

Содержание: развитие отраслей, ориентированных на развитие человеческого капитала,— образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн — всего по 21 направлению.

Стратегия не рассматривалась и не утверждалась правительством. С 2012 года стартовали «национальные проекты».

Земская, городская, судебная, военная реформы.

После отмены в 1861г. крепостного права назрела острая необходимость приспособить политический строй царской России к капиталистическим отношениям. К решению этой цели и сводились буржуазные реформы, осуществленные в период 1864-1874 гг.

Земская реформа 1864 г. состояла в том, что вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания и другие поручались новым выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание господствующим классам, прежде всего землевладельцам-дворянам. Гласные из крестьян на эпизодически созывавшихся земских собраниях всегда составляли меньшинство.

Всеми делами в земстве, касавшимися кровных нужд крестьянства, занимались помещики. Они ограничивали инициативу и нередко самоотверженную деятельность демократически  настроенных земских деятелей- учителей, врачей, статистиков. Земские учреждения на местах были подчинены царской администрации, в первую очередь губернатору.

 

Н.А.Милютин. Фото Левицкого. ГИМ. Фото с экрана в музее.

 

Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов, заимствованная из Пруссии, обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам.

Представители крупного капитала руководили коммунальным  хозяйством городов, исходя из своих узкоклассовых интересов; они заботились о благоустройстве центральных буржуазных кварталов города, почти не уделяя внимания фабричным районам и окраинам.

Органы городского управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

 

Знак мирового судьи. ГИМ.

 

Новые судебные уставы 1864г. вводили единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения.

Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, отчеты о них публиковались в печати. Тяжущиеся  стороны для зашиты в суде своих интересов могли нанимать присяжных поверенных — адвокатов, имеющих юридическое образование и не состоявших на казенной службе.

Новое судоустройство отвечало потребностями капиталистического развития страны, но на нем сказывалась влияние пережитков крепостничества. Правительство и в данном случае допустило ряд важных отступлений от общих принципов буржуазных реформ. Для крестьян были созданы особенные волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания; по политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии; политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей. Должностные преступления чиновников объявлялись  неподсудными общим судебным инстанциям. Суд всё ещё был зависим от самодержавной власти.

 

Судебные Уставы Александра II. ГИМ.

 

Реформы 60-х годов коснулись также образования. Была создана сеть начальных народных училищ. Наряду с классическими гимназиями открывались реальные гимназии (училища), в которых главное внимание обращалось на преподавании математики и естественных наук. Устав 1863г. для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректора и деканов и расширение прав профессорской корпорации.  В 1869г. в Москве были открыты первые в России Высшие женские курсы с общеобразовательной программой.

 

Гимназисты с учителем Закона Божьего.

Несколько облегчено было положение печати. По уставу 1865 г. от предварительной цензуры освобождались книги объёмом свыше 10 авторских листов, а по особому ходатайству также некоторые столичные периодические издания. За первое нарушение правил цензуры издатели получали «предостережение», при повторном нарушении издание приостанавливалось на шесть месяцев и при третьем запрещалось.

Все эти реформы в действительности носили весьма ограниченный характер. Как учебные заведения, так и печать по-прежнему продолжали находиться под постоянным надзором царских властей и церкви.

 

Картина В.Верещагина «Туркестанский солдат в зимней форме».

 

В 60-х годах был изменен порядок военной службы: сокращён срок, отменены телесные наказания, переработаны воинские уставы. Но завершение военных реформ относится только к 1874г., когда была введена всеобщая воинская повинность. По новому положению принудительная отдача в рекруты помещиками (с 1861г.- по решению сельских сходов) заменялась призывом в армию всех мужчин, достигших 20-ти лет.

Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также старший брат призывника, отбывающий или отбывший службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.

 

Иллюстрация преимуществ военной реформы 1874 года. На левой картинке отслуживший 25 лет (как при рекрутском наборе) солдат возвращается в обветшавший дом, где его никто не ждет; на правой же солдат-срочник (6 лет службы) возвращается к семье // История царствования императора Александра II (в картинах). С.- Петербург.  1882.

 

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Однако, провозгласив новый принцип комплектования армии, правительство узаконило особые льготы и привилегии для господствующих классов. В частности, командный состав царской армии по-прежнему пополнялся в основном  за счёт дворянской молодёжи, что вело к  кастовой замкнутости офицерства и приниженному положению солдатской массы.

 

Судебная реформа 1864 г. в Беларуси: особенности подготовительного этапа

 

Скачать

А. А. Загорнов

Республика Беларусь, г. Брест

 

Общей целью преобразований суда во второй половине XIX в. являлось приведение судоустройства и судопроизводства в соответствие с новыми капиталистическими условиями развития. Предполагалось отделить суд от администрации, обеспечить равенство всех граждан перед законом и всесословность судов, ввести независимость и несменяемость судей, сделать судебный процесс состязательным, устным и гласным, признать право обвиняемого на защиту, учредить институт судебных следователей, мировой суд, адвокатуру, суд присяжных.

Разработка широкой программы усовершенствования судебной сферы велась в контексте глубокого реформирования общественной жизни Российской империи. Сразу определились различные подходы к судебным преобразованиям: либеральный (коренное переустройство всей системы по западному образцу) и консервативный (сохранение основы имеющейся судебной системы с некоторыми изменениями).

Власти организовали широкую дискуссию не только с привлечением судебных чиновников, но и специалистов других ведомств уже при постановке вопроса о судебных преобразованиях. Публичный характер обсуждения, который стал возможным благодаря разрешению периодической печати играть активную роль, привел к тому, что, во-первых, общественное мнение, а с ним и значительная часть представителей высшей бюрократии стали склоняться к либеральному проекту, во-вторых, разрабатываемые подготовительные документы учитывали многочисленные пожелания, что уже на начальном этапе подготовки способствовало их соответствию ожиданиям просвещенной части общества.

Следует подчеркнуть, что подготовительные работы велись с использованием различных источников, анализировалось и систематизировалось законодательство и судебная практика ряда западноевропейских стран, обращалось внимание и на опыт, имеющийся в различных частях империи, в том числе и в западных губерниях.

В сентябре 1861 г. была создана специальная комиссия по подготовке судебной реформы во главе со статс-секретарем Государственного совета С. И. Зарудным. Ее составили известные юристы: А. Н. Плавский, И. И. Стояновский, К. П. Победоносцев и др. Результатом работы комиссии стали «Основные положения преобразования судебной части в России», представленные императору Александру II в апреле 1862 г. После обсуждения в Государственном совете «Положения» были утверждены императором и опубликованы в печати для обсуждения [2].

Учитывая, что изменения в судебной сфере чрезвычайно важны, так как прямо или косвенно затрагивали интересы всех граждан, правительство через министерство юстиции пригласило к обсуждению «Положений» местных судебных чиновников. Все поступившие замечания и предложения были обобщены, систематизированы и опубликованы в «Материалах по преобразованию судебной части в России». В данном издании встречается 42 мнения чиновников с белорусской территории, что свидетельствует об их активной роли в процессе подготовки судебной реформы [1].

Восстание 1863 г. негативно повлияло на подготовку и, особенно, на проведение судебной реформы в Беларуси. Правительство посчитало, что утверждать либеральные начала в судебном деле на территории, где еще недавно проходили военные столкновения, невозможно. Однако власти не отказались от проведения судебной реформы на белорусской территории, предполагая, что единство таких преобразований на всей территории империи укрепит государство. Однако для предупреждения повторения восстания выступали с ограничениями некоторых параметров реформы и отсрочкой ее реализации.

Еще одной особенностью подготовки судебной реформы в Беларуси был сбор и публикация судебно-статистических сведений и мнений лиц судебного ведомства о применении судебных уставов [3]. Налицо было стремление министерства юстиции учесть местные условия для «более правильного проведения» преобразований после официального утверждения судебных уставов 20 ноября 1864 г. Таким образом, было организовано еще одно «гласное и всестороннее обсуждение предмета».

Публикация судебно-статистических сведений, сама возможность общественного обсуждения судебной темы, участие широкого круга специалистов, и не только судебного ведомства, – все это было новым в практике реформирования Российской империи и отражало понимание правительством того, что только при широком обсуждении можно было принять эффективное решение в такой сложной сфере, как судебная.

Анализ мнений и заключений судебных чиновников белорусских губерний позволяет выделить несколько общих моментов, связанных с будущими судебными преобразованиями. Подчеркивалось, что значительную часть населения губерний составляли поляки и евреи, которые в силу своего образовательного уровня и контактов с жителями соседних государств подготовлены к введению судебной реформы. Готовность населения к восприятию судебных уставов усиливалась действием Статута 1588 г.

Однако действовали и факторы, противодействующие проведению реформы: оппозиционность пропольски настроенной шляхты белорусских губерний, недостаточное количество русских помещиков на территории белорусских губерний, что ограничивало выборное начало при определении состава мировых судей и присяжных заседателей.

Различные мнения судебных чиновников белорусских губерний о сроках введения в действие новых судебных учреждений. Часть из них заявляла о преждевременности преобразования суда в «тамошнем крае» и предлагала проводить его позднее, чем в центральных губерниях Российской империи.

Анализ подготовительного этапа по введению судебной реформы в Беларуси позволяет выделить следующие особенности: работа велась достаточно тщательно, с использованием широкого круга законодательных источников белорусского происхождения; публичный характер подготовки, который к тому же выразился и в участии в обсуждении вопроса периодической печати и в публикации материалов реформы; восстание 1863 г. , которое существенно изменило первоначальные планы по реформированию.


1. Материалы по преобразованию судебной части в России. Т. XX–XXIV. Спб., 1863.
2. Основные положения преобразования судебной части в России. Спб., 1862.
3. Очерк судоустройства и гражданского процесса по бывшим статуту Литовскому и конституциям / Сост. М. М. Новаковский. Спб., 1863.
4. Судебно-статистические сведения и соображения о введении в действие судебных уставов 20-го ноября 1864 г. Ч. 1–3. Спб., 1866.

 

 

Самарская область | Земская реформа в Самарском крае

В Самарской губернии в июне 1864 года начал работу Временный губернский комитет под председательством губернатора Н.П. Мансурова для проведения подготовительной работы по открытию земских учреждений в губернии. В июле 1864 года начали работу аналогичные уездные комитеты, а в декабре 1864 года прошли выборы гласных во всех уездах Самарской губернии.

Подготовительные работы по открытию уездных земских собраний были проведены в декабре 1864 г. — январе 1865 г. и с разрешения министра внутренних дел открытие их было назначено на 7 февраля 1865 года во всех уездах одновременно.

Всего по губернии было выбрано 401 человек гласных в уездные земские собрания, в том числе по сословиям:

  • Дворян — 103 чел. — 25,8%

  • Священников — 32 чел. — 8,0%

  • Чиновников — 11 чел. — 2,7%

  • Городских обывателей — 36 чел. — 8,9%

  • Сельских обывателей — 219 чел. — 54,6%

На уездных земских собраниях были выбраны губернские гласные в количестве 69 человек, из них:

  • Дворян — 38 чел., или 55%

  • Купцов — 7 чел., или 10,5%

  • Крестьян — 17 чел., или 25%

  • Священников — 4 чел., или 6%

  • Колонистов (немецкое население) — 2 чел., или 3%

  • Чиновников — 1 чел. , или 1%

Учредительное губернское земское собрание было созвано 28 февраля 1865 года, первым в России. Открывая собрание, губернатор Н.П. Мансуров сказал: “По приведению в действие Положения о земских учреждениях Самарская губерния… опередила прочие губернии… я горжусь…, что сего числа открываю первое губернское земское собрание в Империи…”. Председателем учредительного губернского земского собрания был губернский предводитель дворянства Б.П. Обухов. Открытие губернского собрания происходило в обширном зале бывшего дома Шелашниковой (дом не сохранился) на углу улиц Казанской и Воскресенской (ныне — А. Толстого и Пионерской).

На этом собрании были проведены выборы губернской земской управы и ее председателя. Им был выбран Л.Б. Тургенев (на трехлетие). Нужно сказать, что за время существования Самарской губернской земской управы во главе ее стояли многие известные деятели Самарской губернии: А.Н. Хардин, П.В. Алабин, П.С. Крылов, С.О. Лавров, В.А. Племянников (избирался дважды), В. Н. Карамзин, А.А. Ушаков и др. Последним председателем управы в1917 году был К.Н. Иньков, также выбиравшийся на 2 срока.

Первые очередные сессии уездных земских собраний состоялись в сентябре 1865 года, а первое губернское очередное собрание открылось 28 декабря 1865 года. Председателем его был назначен высочайшим повелением известный земский и общественный деятель Ю.Ф. Самарин.

Текущая работа между сессиями губернских земских собраний возлагалась на исполнительный орган земства — губернскую земскую управу, которая имела следующую структуру:

  1. Распорядительный отдел.

  2. Сельскохозяйственный отдел.

  3. Статистический отдел.

  4. Продовольственный отдел.

  5. Отдел народного образования.

  6. Врачебно-санитарный отдел.

  7. Дорожно-строительный отдел.

  8. Гидротехнический отдел.

  9. Благотворительный отдел.

  10. Страховой отдел.

  11. Эпидемический отдел.

  12. Ветеринарный отдел.

  13. Отдел огнестойкого строительства.

  14. Книжный отдел (отделение книжного склада).

  15. Губернская земская типография.

  16. Бухгалтерия.

Уездные земские управы занимались теми же вопросами на своем уровне. В уездных управах председательствовали и были гласными многие известные деятели Самарской губернии: В.И. Чарыков, А.С. Алашеев, В.С. Тресвятский, кн. Ю.С. Хованский, Г.С. Аксаков, А.А. Чемодуров и другие.

За время своего существования Самарскому земству удалось провести немало значительных дел, в частности, в развитии народного образования губернии и медицины. Так, если в 1866 году в губернии было 7 земских школ с 7 учителями и 471 учеником, то в 1914 году их стало уже 949, учителей — 1980 и учащихся — 91144. Были открыты земская школа сельских учительниц, 14 женских гимназий, сельскохозяйственные и ремесленные школы, фельдшерско-акушерские школы и др. При участии губернского земства открылись Учительский институт и Высший политехнический институт.

В 1865 году в земстве Самарской губернии было 7 врачей, 26 фельдшеров, 7 участковых больниц. К 1912 году удалось открыть 110 больниц, в которых работало 166 врачей и 512 фельдшеров. На достаточно высоком уровне для того времени работала земская клиническая больница. Угроза многочисленных эпидемий привела к созданию санитарной службы, была открыта первая в России Пастеровская станция.

Солидное место заняло Самарское земство в области ветеринарного дела, страхового дела; значительные успехи были достигнуты в статистике: были проведены статистические исследования губернии и издано 8 томов, «составляющих основную статистику Самарской губернии». Интересно отметить, что именно в Самарском земстве работал известный московский статистик В.И. Орлов и начал свою деятельность будущий профессор статистики А.Ф. Фортунатов.

Много внимания уделялось земством продовольственному вопросу, особенно в 1873 и в 1891 годах, когда в губернии был страшный голод. Земство, пытаясь привлечь правительство к пересмотру вопроса о крестьянском хозяйстве, начало широкое общественное движение в пользу голодавших. В этом движении приняли участие Л.Н. Толстой и Г.И. Успенский. Были предприняты и практические меры в борьбе с хроническим неурожаями: приглашены на службу уездные агрономы, создана участковая агрономическая организация, опытные станции, устраивались различные гидротехнические сооружения.

В 1880-1881 гг. была предпринята обширная правительст-венная проверка Самарского земства. Проверку проводил сенатор И.И. Шамшин, который в подробной записке отразил все стороны деятельности земских учреждений и пришел к заключению, что «отправление земством лежащих на нем обязательных повинностей настолько удовлетворительно, насколько это возможно при данных условиях и средствах… Главная же заслуга земства заключается… в том, что оно сделало для народного здравия и народного образования».

Самарское земство: опыт практической деятельности (1865-1918)

 

Укрепление системы управления и правосудия

Юридическая практика

ABA ROLI сотрудничает с юристами и ассоциациями адвокатов по всему миру, оказывая техническую помощь в создании сильной, эффективной и независимой юридической профессии. ABA ROLI оказывает поддержку по трем основным направлениям: повышение квалификации юристов, техническая помощь коллегиям адвокатов и оценка состояния адвокатуры.

Повышение квалификации юристов

ABA ROLI поддерживает профессиональное развитие юристов, сотрудничая с институтами по обучению адвокатов и ассоциациями адвокатов, разрабатывая и проводя непрерывное юридическое образование по различным темам, включая навыки судебной защиты, управление юридической практикой, альтернативное разрешение споров, посредничество и судебные процедуры.Мы провели профессиональную подготовку для судебных юристов в странах, переходящих на обвинительную систему, более чем в дюжине стран. Эти программы укрепляют практические навыки юристов и расширяют их основные знания в области права, что позволяет им более эффективно обслуживать своих клиентов.

Развитие эффективных коллегий адвокатов

Программы ABA ROLI помогают повысить потенциал ассоциаций адвокатов, создавая независимые, самоуправляемые, эффективные и устойчивые организации, способные предоставлять важнейшие услуги, необходимые для развития юридической профессии. Мы поддерживаем и сотрудничаем с различными профессиональными юридическими организациями, в том числе организациями молодых юристов и женщин-юристов, а также региональными сетями адвокатов. Наши усилия включают помощь в разработке этических и дисциплинарных кодексов, а также в установлении стандартов для вступления в юридическую профессию. Мы также помогали в создании и проведении экзаменов на адвоката.

Оценка юридической профессии

Чтобы помочь укрепить независимость и профессионализм юристов во всем мире, мы разработали Индекс реформирования юридических профессий (LPRI) , который обеспечивает эмпирическую основу для изучения независимости и эффективности юристов и среды, в которой они работают.На сегодняшний день мы провели оценок LPRI в более чем 15 странах. Эти оценки помогают ABA ROLI, местным партнерам из сектора правосудия и международным организациям разрабатывать более информированные и целенаправленные программы, а также дают возможность самим юристам играть более активную роль в продвижении правовой реформы и верховенства закона в своих странах.

В 2013 году мы разработали методологию «Анализ адвокатуры по уголовным делам» (ACDA) и опробовали ее для проведения сравнительного анализа потенциала защиты по уголовным делам в Албании, Боснии и Герцеговине, Косово, Македонии и Сербии.Сильная, независимая и эффективная адвокатура по уголовным делам необходима для защиты прав граждан и повышения доверия общества к системе уголовного правосудия, а ACDA обеспечивает эмпирическую основу для анализа уголовной защиты в одной стране или для сравнения в нескольких странах. .

ABA ROLI также разрабатывает специальные оценки профессии юриста, которые могут применяться для анализа конкретных вопросов или законодательства, затрагивающего юристов в принимающей стране.

Индекс судебной реформы

Индекс судебной реформы (JRI) — это инновационный инструмент, разработанный Инициативой ABA по верховенству права (ABA ROLI) для оценки судебной реформы и независимости судебной системы в странах с формирующейся демократией и переходных государствах. Он предлагает международным организациям, агентствам по развитию, поставщикам технической юридической помощи и местным реформаторам надежные средства для реализации программ судебной реформы и мониторинга прогресса в создании более подотчетных, эффективных и независимых судебных органов.

JRI был концептуализирован и разработан на основе сравнительно-правовых традиций, а также международных стандартов, изложенных в Основных принципах независимости судебных органов ООН, Рекомендации Совета Европы о независимости судей, Европейской хартии о Статут судей и Минимальные стандарты независимости судей Международной ассоциации юристов.

Поскольку JRI опирается на международные стандарты, это глобальный инструмент, который можно внедрить в Африке, Азии, на Ближнем Востоке, а также в Европе и Евразии, где ABA ROLI использовала JRI для оценки судебных органов в 20 стран с 2001 года.

JRI оценивает судебную реформу и независимость судебной системы через призму 30 показателей или факторов, каждый из которых устанавливает определенные стандарты, относящиеся к следующим темам: качество, образование и разнообразие судей; судебные полномочия; финансовые ресурсы; структурные гарантии; прозрачность и эффективность судебной системы. Эти факторы оцениваются оценочной группой на основе информации, собранной путем проведения интервью с 35 или более ключевыми источниками информации, а также путем углубленного анализа и обсуждения правовой базы страны в отношении судебной системы.

Результаты 30 отдельных оценок собраны в стандартизированном отчете об оценке страны JRI . После каждого утверждения фактора указывается значение корреляции и дается краткое описание, на основании которого делается такой вывод.Затем следует более глубокий анализ проблем, местных условий, соответствующих правовых положений и механизмов, присутствующих или отсутствующих в судебной системе страны.

Данные, собранные в процессе оценки JRI , позволили ABA ROLI лучше понять важные элементы процесса судебной реформы и соответствующим образом нацелить свои программы технической помощи. Помимо содействия стратегическому планированию, JRI может использоваться для мониторинга судебной реформы с течением времени и систематического каталогизации проблем и их решений.

JRI также обеспечивает платформу для беспрецедентного уровня сравнительного правового исследования и анализа, который может быть использован для информирования различных аудиторий о состоянии судебных дел в переходных государствах и странах с формирующейся демократией. Таким образом, он хорошо подходит для выявления и передачи специальных знаний и извлеченных уроков.

Судебная реформа на JSTOR

Абстрактный

Обзор данных о судебной реформе в разных странах показывает, что те, кто стремится улучшить экономические показатели, должны сосредоточиться не только на эффективности судебной системы, но и на независимости.Это также показывает, что уровень ресурсов, вливаемых в судебную систему, и доступность системы мало влияют на эффективность судебной системы. Большая часть проблемы судебной стагнации проистекает из неадекватных стимулов и чрезмерно сложных процедур. Ориентированные на стимулы реформы, направленные на усиление подотчетности, конкуренции и свободы выбора, кажутся наиболее эффективными в решении проблемы. Но одни лишь стимулы не исправляют систематических судебных неудач. Хронический судебный застой требует упрощения процедур и повышения их гибкости.

Информация о журнале

The World Bank Research Observer стремится информировать читателей-неспециалистов об исследованиях, проводимых в рамках Банка и за его пределами в областях экономики, имеющих отношение к политике развития. Его обзоры и обзоры ключевых вопросов исследований в области экономики развития, требующие лишь минимального знания экономического анализа, предназначены для политиков, руководителей проектов, журналистов, стремящихся быть в курсе последних событий, а также преподавателей и студентов, изучающих экономику развития и смежные дисциплины.Статьи для Observer не рассылаются рецензентам, но все публикуемые статьи оцениваются и утверждаются редакционной коллегией, в которую входят три-четыре видных экономиста, не входящих в Банк. У Observer около 1500 подписчиков в странах ОЭСР и около 10 000 подписчиков в развивающихся странах.

Информация об издателе

Издательство Оксфордского университета является подразделением Оксфордского университета. Он способствует достижению цели университета в области передового опыта в исследованиях, стипендиях и образовании, публикуясь по всему миру.OUP — крупнейшее в мире университетское издательство с самым широким глобальным присутствием. В настоящее время он издает более 6000 новых публикаций в год, имеет офисы примерно в пятидесяти странах и насчитывает более 5500 сотрудников по всему миру. Он стал известен миллионам благодаря разнообразной издательской программе, которая включает научные работы по всем академическим дисциплинам, Библии, музыку, школьные и университетские учебники, книги по бизнесу, словари и справочники, а также академические журналы.

Реформирование судебной системы: хорошее, плохое и еще хуже

(Этот пост изначально появился на rstreet.орг.)

Недавняя смерть судьи Рут Бейдер Гинзбург и предстоящее выдвижение ее кандидатуры на замену президентом Трампом спровоцировали многочисленные дебаты и вновь выдвинули на передний план ряд судебных реформ.

Ниже представлен сборник статей, в которых обсуждаются многие из предложенных реформ, и предлагается аналитический взгляд на достоинства — или недостатки — каждой из них и на то, как они могут повлиять на легитимность Верховного суда.

Упаковывание Верховного суда ничего не делает для демократии

Резюме: Расширение Верховного суда в попытке «сбалансировать его» превратило бы тело в нечто большее, чем партизанский воздушный шар — с каждой стороной, расширяющей и сжимающей его в соответствии с политическими ветрами.Это издевается над целью независимой судебной системы.

  • Op-Ed: Упаковать корт — это не более чем партизанская гибельная петля.
  • Op-Ed: Предложения по сбору судов подрывают честность судей.
  • Мнение: слушания по утверждению уже сильно политизированы. Упаковка суда сделает это хуже.

Верховный суд не спасет ограничение в 18 лет

Резюме: Ограничение сроков только подлило бы бензина в политический огонь вокруг Верховного суда, превратив судебную систему в весьма пристрастную тему почти в каждой гонке за пост. Кандидаты на должность будут вынуждены пообещать поддерживать судей, которые соответствуют критериям идеологической чистоты. Кроме того, они усилят политическую поляризацию судебной системы — поскольку одни судьи отработают свои сроки, а другие — нет, а также создадут беспрецедентный конфликт интересов, который подорвет доверие общественности к Суду.

  • Мнение: Ограничения по срокам больше опасны, чем обещают.
  • Аналитическая записка: Аргументы против 18-летнего ограничения срока полномочий Верховного суда.

Прозрачность устных прений в Верховном суде должна быть сохранена

Резюме: Пандемия COVID-19 привела к тому, что Верховный суд опубликовал в прямом эфире аудиозапись своих устных выступлений и продемонстрировал достоинства этого для широкой публики.

  • Op-Ed: Прозрачность со стороны Верховного суда — как и его живое устное аудио — демистифицирует тело для американцев.
  • Op-Ed: Прямая трансляция устных аргументов SCOTUS сработала. Они должны остаться.

Пора расширять федеральные окружные суды

Резюме: Федеральные суды столкнулись с нехваткой ресурсов, и, в отличие от других судебных реформ, обе партии поддерживают создание большего числа судей для решения этой проблемы.

  • Блог: Пришло время расширить федеральный суд.
  • Свидетельские показания: В течение трех десятилетий число федеральных судей не менялось.
  • Мнение: Федеральные магистратские судьи могут улучшить судебный потенциал. Вот как.

Американцы заслуживают бесплатного доступа к документам федерального суда

Описание: Доступ к судебным записям обходится дорого. Недавнее движение в Конгрессе может отменить этот платный доступ к правосудию, что принесет пользу всем американцам.

  • Сообщение в блоге: Конгресс может отменить платный доступ к правосудию.
  • Сообщение в блоге: SCOTUS говорит, что штаты не могут монетизировать доступ к определенным юридическим документам.
  • Аналитическая записка: Реформирование доступа общественности к PACER, каталогу документов федерального суда.

Судебная реформа в ЕС | ENCJ

В 2011 году ENCJ приняла Вильнюсскую декларацию , в которой перечислены рекомендации для судебных органов Европы о том, как реагировать на реальные проблемы и возможности, с которыми они сталкиваются в связи с новым экономическим ландшафтом.Рекомендации призывают к разработке долгосрочной политики, включающей необходимые реформы судебной системы. Суды должны повысить свою эффективность, следует продвигать альтернативное разрешение споров, а судебным органам следует развивать более тесные отношения с гражданским обществом, чтобы укрепить общественное доверие и заручиться поддержкой необходимых реформ. Советы судебной власти должны играть ведущую роль в процессе реформирования судей и судов.

Вильнюсская декларация стала отправной точкой для многолетнего проекта ENCJ по судебной реформе, целью которого было дальнейшее содействие укреплению потенциала ENCJ в предоставлении решений для устойчивого процесса судебной реформы.Судебная реформа должна иметь своей целью повышение качества правосудия и эффективности и действенности судебной системы при одновременном укреплении и защите независимости судебной власти, сопровождаемой мерами по повышению эффективности ее ответственности и подотчетности. Другая цель должна состоять в том, чтобы приблизить правосудие к гражданам. С этой целью необходимо облегчить доступ к правосудию, в том числе в рамках трансграничных судебных разбирательств.

Отчет ENCJ о судебной реформе , который был принят в Дублине в 2012 году , не пытается решить системные проблемы в отдельных государствах-членах, но представляет государствам-членам точку зрения ENCJ на судебную реформу и передовой опыт решения проблем, стоящих перед судебной системой. .

На Генеральной ассамблее в Дублине в 2012 году Судебные советы решили дополнить отчет второй частью (Часть 2). Этот раздел, Часть 2, отчета о судебной реформе в Европе (2012–2013 гг.) основан на рекомендациях 18 и 19, согласованных Генеральной Ассамблеей в 2012 г. более подробно о ряде областей, рассмотренных в Части 1. Часть 2 направлена ​​на более четкое определение роли, которую Судебные органы и Судебные советы могут играть во всем процессе.Этот процесс включает в себя предложения, планирование, реализацию, мониторинг и оценку эффективности этих реформ в рамках систем правосудия для обеспечения отправления правосудия, о чем свидетельствует Судебная табло Европейской комиссии.

Основные рекомендации отчета 2011/2012 (Часть 1) следующие:

О содержании реформы:

Рационализация и (ре)организация судов, прокуратуры и администрации :

1) Концентрация судов и администрации должна быть мотивирована необходимостью обеспечения качественного правосудия и более эффективного использования имеющихся ресурсов.

2) Судебные органы должны тщательно оценить, можно ли добиться чистой экономии средств за счет концентрации судов, и должны принять во внимание, что может пройти много лет, прежде чем желаемая экономия может быть эффективно достигнута.

3) Концентрация судов должна сопровождаться более широким использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) для сокращения частоты необходимых личных посещений сторонами судов в судах. Кроме того, ИКТ следует использовать для повышения наглядности судебных разбирательств

Сокращение количества дел :

4) Все программы реформ, включая сокращение количества дел и увеличение судебных издержек, должны оставлять доступ к правосудию, поскольку гарантируется ст.6 ЕКПЧ, без изменений. Меры, направленные на предотвращение незаслуженных дел, полезны при условии, что такие меры не препятствуют передаче заслуживающих внимания дел в суд.

5) Если судебные издержки увеличиваются, финансовые обстоятельства сторон должны учитываться либо путем дифференциации тарифов, либо посредством юридической помощи.

6) Регулирование доступа к апелляции предпочтительно должно осуществляться судебными органами с учетом существа дел, а не механическими правовыми нормами.

Упрощение судопроизводства, улучшение ведения дел и внедрение новых технологий:

7) Упрощение судопроизводства, улучшение ведения дел и внедрение новых технологий дают возможность модернизировать отправление правосудия, тем самым улучшая доступ правосудию, качество правосудия, а также эффективность.Все судебные органы должны принять инновационные программы для достижения этих целей

8) Поскольку эти инновации требуют модернизации процессуального права, и эти программы требуют тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон, особенно судебных организаций, юристов и государственных органов, ответственных за соответствующее законодательство. Судьи и прокуроры должны активно участвовать в разработке и внедрении новых процедур, процессов и технологий в судебной системе.

Финансирование судебной системы:

По сокращению заработной платы:
9) Оплата труда судей и мировых судей должна оставаться соразмерной их профессиональной ответственности и высокому общественному долгу.

10) Вознаграждение судей и прокуроров должно быть конституционно гарантировано законом, чтобы сохранить независимость и беспристрастность судебной системы. Во всех дискуссиях и переговорах о вознаграждении должны участвовать судебные органы.

Что касается улучшения системы финансирования:
11) Система финансирования судебной системы должна отражать ее потребности, чтобы иметь возможность должным образом управлять своей нагрузкой. Только так можно гарантировать своевременное правосудие.

12) Хотя общепризнанно, что финансирование на основе результатов требует измерения результатов и времени обработки (измерение рабочей нагрузки), такие системы измерения должны оставаться простыми, а результаты следует использовать с осторожностью для обеспечения независимости судебной системы.Например, нормы измерения рабочей нагрузки не должны механически применяться к отдельным случаям.

13) Для обеспечения и укрепления разделения властей судебная власть должна принимать активное участие на всех этапах бюджетного процесса и нести ответственность за финансовое управление судами в отдельности и в целом в рамках выделенных им бюджетов.

Управление судами и оптимизация рабочей нагрузки судов и прокуратуры:

14) Перераспределение задач внутри судов, чтобы позволить судьям сосредоточиться на своих основных судебных задачах, является важной целью сама по себе, помимо экономии средств, которая достигается можно добраться таким образом.Чтобы быть эффективными, судьи должны быть обеспечены всей необходимой поддержкой. Они должны иметь возможность полагаться на свой персонал, а для этого требуется высококвалифицированный персонал.

15) При сохранении прозрачности механизма распределение дел между судами и судьями должно быть более гибким, чтобы лучше использовать распределение судей.

16) Сокращение накладных расходов желательно, но должно быть тщательно сбалансировано с растущими потребностями в адекватной информации о нагрузке и времени обработки.

О процессе реформы:

17) Важно, чтобы судебная власть, судебные советы и, в частности, судьи и прокуроры участвовали в каждом этапе разработки и реализации планов реформ. Это необходимо для обеспечения независимости судебной власти, чтобы реформы были эффективными и вызывали доверие.

18) Судебная власть под руководством советов судей, если таковые существуют, должна разрабатывать разумные предложения по эффективной реформе. Целью реформы должно быть улучшение общего качества правосудия.Более эффективное администрирование приводит к улучшению своевременности и качества доставки.

19) Рекомендуется, чтобы такие предложения по реформе основывались на общих направлениях, изложенных в этом отчете. В частности, комбинированное упрощение процедур, более строгое ведение дел и цифровизация открывают перспективы для повышения судебной эффективности.

Отчет за 2012/2013 гг. (часть 2) посвящен 5 областям.

я. облегчение доступа к правосудию;
ii.поддержание и повышение качества отправления правосудия;
III. обеспечение последовательности суждений и своевременности;
iv. оказание эффективных услуг населению;
v. защита независимости судебной системы

РЕЗЮМЕ РУКОВОДСТВА НА 2012/2013 Г.

Активная роль судей и советов
Судебные органы всегда должны участвовать на всех этапах любого процесса реформирования, будь то непосредственно или посредством соответствующих консультаций.
Судебные органы должны участвовать в создании критериев успеха и ключевых показателей эффективности для оценки эффективности реформы.
Судебная власть и Судебные советы играют жизненно важную активную роль во всем процессе реформ.

Обучение и подготовка судей
Советы судей должны разработать образовательные программы, чтобы привить понимание роли судей и советов судей в процессе реформ.
Должно быть обеспечено надлежащее и уместное обучение для судей, чтобы судьи могли полностью участвовать в процессе реформ.

Принципы реформы
Все изменения должны основываться на принципах справедливости, изложенных в пункте 28 части 2 настоящего отчета, а не на финансовых соображениях.
Все реформы должны проводиться по принципу SMARTER.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Доступ к правосудию
В тех случаях, когда концентрация судов может отрицательно сказаться на доступе к правосудию, следует рассмотреть вопрос о том, оправдывает ли экономия сроков концентрацию судов.
В любой юрисдикции, где предлагается судебная/судебная реформа, включающая перекройку карты судебной/судебной системы, должен существовать набор принципов обеспечения доступа к правосудию, определяющий подход к реформе.
Любой такой набор принципов должен учитывать общую желательность отправления правосудия на местах и ​​учитывать такие факторы, как распределение населения, географические соображения, наличие общественного транспорта и наличие систем ИКТ в суде.
Внимание следует уделять не только наличию систем ИКТ, но и тому, как должны действовать механизмы их использования. Судебные органы должны участвовать в определении соответствующих процедур и критериев использования ИКТ.
Любая предлагаемая программа рационализации и реорганизации судов и органов прокуратуры должна включать соответствующие консультации с судебной властью (если такие предложения исходят от правительства, а не судебной власти), другими заинтересованными сторонами и гражданами.
Программа реформ с предложениями по рационализации и реорганизации должна включать конкретный процесс оценки и обзора, и такая оценка и обзор должны проводиться.

Качество отправления правосудия/служения обществу
Если специализация может гарантировать высокое качество отправления правосудия, должны быть приняты меры для обеспечения того, чтобы задействованные судебные органы обладали необходимым уровнем знаний, опыта и подготовки.
Для обеспечения высокого качества правосудия по специализации должны быть адекватные экспертные судебные ресурсы и вспомогательные ресурсы.
Любой процесс введения специализации должен включать рассмотрение любой потенциальной потери гибкости, которая может возникнуть, а также того, перевешивают ли преимущества недостатки. В связи с этим может потребоваться консультация.
Должны быть группы пользователей суда, включающие судебные органы и все другие соответствующие заинтересованные стороны. Такие группы должны регулярно встречаться для изучения соответствующих данных и предложения изменений.

УЛУЧШЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ НАГРУЗКИ

В различных частях страны или в судебной системе следует провести соответствующий анализ незавершенных работ, чтобы определить необходимость перераспределения работы и оказать помощь в любом таком перераспределении или найти другие решения.
Судебные органы должны участвовать в процессе анализа, распространения или поиска других решений.
При отсутствии важной информации о времени обработки и накопившихся делах эту проблему следует решить, в частности, с помощью ИТ.При оценке преимуществ инвестиций в ИТ следует учитывать значение сбора и анализа деловой информации для повышения эффективности и рентабельности планирования и управления судебной деятельностью.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ, УПРОЩЕНИЕ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Ведение дел
Каждая судебная власть должна создать структуру для разработки методологий ведения дел, включая соответствующие стандарты для (средней) продолжительности дел, для конкретных категорий дел/ юрисдикции.Этими структурами должны руководить судьи, и они должны позволять проводить обсуждения с заинтересованными сторонами, такими как юристы.
Методологии ведения дел должны обеспечивать баланс между важностью дела и тем вниманием, которое ему уделяется с точки зрения допустимых процедурных шагов.
В методиках важное место должно быть отведено досудебным совещаниям для установления надлежащего способа разрешения дела и устранения разногласий во мнениях о процедуре.
Загруженность судей и вспомогательного персонала должна обеспечивать достаточно времени для надлежащего ведения дел.Следует тщательно взвесить, могут ли судьи делегировать некоторые административные аспекты ведения дел вспомогательному персоналу.
Управление делами требует изменения отношения и культуры многих судей, чему необходимо способствовать посредством обучения и/или других инструментов для распространения знаний.

Упрощение процедур
Возможное сокращение количества процедурных шагов во многом зависит от правовой системы каждой страны. Общим и важным элементом является то, что вся информация/доказательства должны быть представлены в начале судебного разбирательства: стороны должны знать дело, которое они должны рассмотреть, и должны быть в состоянии подготовиться к нему.
Необходимо провести подробный анализ процедур и связанных с ними рабочих процессов, чтобы удалить устаревшие элементы.
Суды должны установить ограничения на продолжительность письменных и устных выступлений адвокатов и граждан, представляющих себя, и потребовать, чтобы они также начинали с изложения структуры своих аргументов. Также размер приговоров должен быть регламентирован.

Информационные технологии и цифровизация
Цифровой доступ к правосудию становится неотъемлемой частью доступа к правосудию как основного права, и его расширение должно быть главным приоритетом для судебных органов.
Это неизбежная тенденция к цифровой записи судебных заседаний, чтобы обеспечить доказательства и сделать эти доказательства доступными, например, в апелляции; суды должны внедрить такие системы как можно скорее.
Большинство бюджетных систем судебных органов не могут легко обеспечить уровень капитальных вложений, необходимых для ИТ-приложений, таких как цифровая запись; этот вопрос должен быть рассмотрен специально. Анализ затрат и выгод необходим для обоснования инвестиционных решений.
Судебные органы должны изучить механизмы разрешения споров в режиме онлайн и приложения, которые в настоящее время доступны в Интернете.

АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Фильтры для апелляций
В законе должно быть указано, что решение по заслуживающим доверия делам является судебным решением, основанным исключительно на существе дела.
Необходимо определить фильтры, чтобы сократить ненужное использование судебного времени по незаслуженным делам, чтобы обеспечить более своевременный доступ к правосудию для тех, кто подал обоснованную апелляцию.
Необходимо определить фильтры, чтобы обеспечить критерии, по которым судебные органы могут оценивать существо апелляции в каждом случае и осуществлять судебное усмотрение при принятии окончательного решения.

Нерешенные вопросы
Должны быть предусмотрены процедуры, позволяющие избежать повторения и повторного слушания дела в суде первой инстанции, а также требовать, чтобы заявления на апелляцию были сосредоточены на нерешенных вопросах.

Количество апелляционных судей
Ограничивать количество апелляционных судей не рекомендуется, так как существуют более эффективные меры по сокращению апелляционного бремени и времени суда.

Использование и ограничение бумажных презентаций и использование ИТ
Решения по заслуживающим доверия делам обычно и в первую очередь должны приниматься на бумаге, а не на каком-либо судебном слушании.
Процедуру обжалования можно было бы упростить, установив ограничения на продолжительность письменных и устных выступлений сторон.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Эффективность альтернативного разрешения споров
В каждой стране должны быть доступны процедуры посредничества и других альтернативных разрешений споров, решение о которых принимается путем консультаций с соответствующими заинтересованными сторонами.
Необходимо собрать и проанализировать соответствующие данные, чтобы показать, снижает ли ADR количество дел.
Для успешного процесса медиации важно предоставить юридическую помощь тем, кто в ней больше всего нуждается, или предоставить медиацию, финансируемую государством.
Для поощрения использования посредничества необходимо предоставлять информацию и пояснительные материалы о посредничестве.
Должны быть проведены эффективные исследования удовлетворенности клиентов.
Должна быть программа взаимодействия с общественностью, чтобы информировать общественность в целом о ценности посредничества.

Обязательно или нет?
ADR должен быть добровольным процессом.
Судьи могут поощрять стороны к посредничеству, но не должны настаивать.

Кто должен принимать решение о посредничестве?  
Посредничество должно проводиться надлежащим образом обученными и аккредитованными медиаторами.
Во всех соответствующих судах должны быть предусмотрены соответствующие процедуры посредничества.
Можно рекомендовать использование судьями методов медиации в рамках процедуры, так как это помогает сделать процедуры менее формальными.
Предварительные протоколы и активное судебное управление делами позволят суду побуждать стороны рассматривать альтернативы судебному разбирательству.

Посредничество и внутренний контроль со стороны государственных органов
Судебные советы должны рекомендовать правительствам попытаться разрешить некоторые административные конфликты с помощью активного общения, процедур посредничества и независимого контроля.

 

Какие спорные судебные реформы в Польше? | Новости и текущие события из Германии и всего мира | ДВ

Когда в конце 2015 года к власти пришла польская партия «Право и справедливость» (ПИС), она начала планировать капитальный ремонт судебной системы. Правая популистская партия заявила, что давно назревшие реформы необходимы для системы, охваченной коррупцией и менталитетом коммунистической эпохи.

Европейский союз и другие критики заявили, что реформы представляют собой фундаментальную угрозу верховенству закона и демократическим принципам в стране, и боролись с ними, но недавно переизбранная партия ПиС пообещала продолжать.

Вот некоторые из реформ, которые были поставлены на карту.

Изменения в Верховном суде

Европейская комиссия, исполнительный орган ЕС, заявила, что одна из самых противоречивых реформ касается Верховного суда, который, помимо других обязанностей, отвечает за подтверждение результатов выборов. Идея заключалась в том, чтобы снизить возраст выхода на пенсию для судей Верховного суда с 70 до 65 лет, но позволить президенту Польши предоставить пятилетнее продление для тех, кого они сочтут достойными.В 2019 году Европейский суд (ECJ) — высший суд ЕС — постановил, что это было незаконным, после того как промежуточное решение предписало восстановить в должности 20 уже уволенных судей.

Судьи обычных судов

Были также предприняты шаги, чтобы попробовать аналогичную тактику в общей судебной системе для судей и прокуроров, понизив возраст выхода на пенсию для женщин до 60 лет и для мужчин до 65 лет, по сравнению с текущим 67. В соответствии с реформами министр юстиции, назначаемый правящей партией, будет иметь право продлевать срок полномочий судьи.Законы были несколько скорректированы под давлением Европейской комиссии, но в ноябре 2019 года Европейский суд отменил и эти законы, сославшись на гендерную дискриминацию и политическое влияние на судебную систему.

Дисциплинарные меры для судей

Еще одно дополнение PiS позволяло проводить расследования и наказывать судей за их судебные решения. Дисциплинарные слушания и процедуры должны были проводиться судьями, избранными парламентом. Эти реформы подверглись критике со стороны Европейской комиссии, потому что «судьи не изолированы от политического контроля и, таким образом, нарушается независимость судебной власти.» Комиссия возбудила судебный иск против Польши в октябре 2019 года.

Судебные реформы польского правительства были встречены массовыми протестами в Варшаве в июле 2018 года , KRS, является государственным органом, ответственным за назначение судей. Этот орган, традиционно назначаемый коллегами-судьями, был реформирован, чтобы позволить парламенту производить политические назначения в правление.Нижняя палата, контролируемая ПиС, уже утвердила как минимум 15 кандидатов в состав 25-местного органа. Этот шаг был частью того, что побудило ЕС активировать статью  7 Договора о Европейском союзе. Европейская сеть советов судебной власти последовала этому примеру и приостановила членство в KRS.

Реструктуризация судов

В преддверии выборов 2019 года ПиС предложила реструктуризацию судебной системы. Министр юстиции сказал, что в стране четыре уровня судов, которые можно сократить до трех.Критики заявили, что это может позволить правительству переназначить большинство судей и избавиться от нежелательных путем принудительного увольнения или отправки их на дистанционные назначения.

Изменения Конституционного суда

В 2015 году парламент внес изменения в закон о Конституционном суде, который выносит решения о конституционности законодательства. Изменения позволили им аннулировать кандидатуры трех судей, выдвинутые предыдущим парламентом, и назначить своих. Срок полномочий президента и вице-президента трибунала был сокращен с девяти до трех лет.Трибунал признал этот шаг неконституционным в результате открытого восстания, но спор остается нерешенным.

Следующими будут реформы СМИ?

Отдельной от судебной реформы, но вызывающей аналогичную критику, является партийная реформа сектора СМИ. Новый закон о СМИ дал министрам право нанимать и увольнять руководителей государственных вещательных компаний, потенциально превращая их в органы государственной пропаганды без учета объективной журналистики. В преддверии выборов ПиС опубликовала партийный манифест, направленный на создание «нового порядка в СМИ».Новая политика предусматривает создание органа «самоуправления», который будет регулировать деятельность журналистов и обеспечивать соблюдение ими определенных профессиональных стандартов. В Мировом индексе свободы прессы страна опустилась с 18-го на 59-е место с момента избрания партии ПиС. 

Сербия проголосовала за «позитивную» судебную реформу, но сомнения остались

Конституция Сербии 2006 года была принята в период высокой напряженности по поводу будущего Косово, бывшей сербской провинции, которая тогда находилась под опекой Организации Объединенных Наций, но стремилась к независимости.Конституция подтвердила притязания Сербии на Косово как на неотъемлемую и неприкосновенную часть своей территории, претензию, которую большинство албанцев в Косово отбросило, провозгласив независимость в 2008 году.

Но хотя в то время основное внимание уделялось Косово, часть конституции, касающаяся судебной власти, также вызывала серьезную обеспокоенность, особенно в отношении продвижения Сербии на пути к членству в ЕС.

Хотя не существует такого понятия, как «европейский стандарт», когда речь идет об избрании судей и прокуроров, сказал Кмежич, некоторые рекомендации, разработанные Венецианской комиссией, стали неотъемлемой частью переговоров о вступлении в ЕС, и «большое число стран, ведущих переговоры о членстве, приняли шаги к аналогичным реформам.

Черногория, которую многие считают лидером среди стран Западных Балкан, была одной из них. Изменения в конституции 2013 года «деполитизировали» способ избрания председателя Верховного суда и государственных обвинителей, сказал Горянц Прелевич, «выведя его из-под контроля политиков в парламенте и сделав его компетенцией специализированных советов – судебных органов. и прокурорской».

Но, добавила она, этого недостаточно «для достижения благородной цели деполитизации судебной системы.

«Видные юристы, избранные в судебный и прокурорский советы, как правило, были очень близки к власти и сохраняли статус-кво».

В Черногории для избрания парламентом определенных членов советов, которые затем, в свою очередь, назначают судей и прокуроров, теперь требуется квалифицированное большинство в две трети голосов с целью избрания людей, «на которых правящие партии и оппозиция могут согласен», — сказал Горянц Прелевич.

Но на практике, сказала она BIRN, выборы часто становились заложниками политических компромиссов между партиями, в последний раз из-за перестановок в кабинете.

В соответствии с предлагаемыми изменениями в Сербии, если парламент не наберет большинства в две трети голосов для избрания «известных юристов» в судебные советы, которым поручено избирать судей и прокуроров, отбор будет осуществляться комиссией, состоящей из спикера парламента, президента Конституционный суд, председатель Верховного суда, Верховный прокурор и омбудсмен. Эксперты опасаются, что, несмотря на то, что такой механизм рассматривается как случайный запасной вариант, он может фактически стать правилом в Сербии.

Сопротивление реформам .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *