Суд осириса краткое содержание: Составить рассказ «Суд Осириса «.

Суд Осириса — Русская историческая библиотека

Древнеегипетское духовенство умело подчинить всю жизнь египтян религиозным понятиям и сделать служение богам важнейшею, даже единственною целью их жизни. Оно учило считать не только земные блага дарами богов, счастье последствием благочестивых дел и помышлений, несчастие последствием нечестивых, но и устремлять взор за предел земной жизни, на посмертную судьбу, веровать, что участь души в будущей жизни зависит от того, как ведёт себя человек на земле. Эта участь решается на суде бога загробного мира, Осириса.

 

Бог Осирис Слушать аудиокнигу с картинками

 

Не только греческие писатели, особенно Геродот, говорят нам, что египтяне были первым народом, пришедшим к верованию в бессмертие души; мы знаем от самих египтян, что у них было подробно выработанное учение о судьбе души по окончании земной жизни. С их представлениями об этом знакомят нас изображения в гробницах и замечательное произведение египетской литературы, «Книга мертвых», которое клали в гроб с умершим, как бы руководство для предстоящего ему путешествия в царство мертвых. Это сборник молитв и речей, более или менее полный список которого на папирусовом свитке давали умершему; к ним присоединены мистические призывания, которые были непонятны уже и самим египтянам поздних времен, так что надо было прибавлять к ним комментарии. Душа, на своем, показанном в этой книге, пути по областям подземного царства Осириса будет встречать богов и духов и должна молиться им и говорить с ними, как написано в книге; она будет подвергаться допросам, и тут написаны ответы, какие она должна давать. Одно важнейших мест книги – сцена, изображающая, как душа, после погребения тела, нисходит с опускающимся под горизонт солнцем в Аментес, мрачное царство теней, и как там судьи мертвых постановляют приговор о ней.

У входа на суд Осириса сидит на возвышении Пожиратель (Поглощатель) – чудовище, похожее на гиппопотама; пасть его широко раскрыта, как у греческого Цербера. За входом через богато украшенные пилоны, находится аванзал дворца мертвых; потолки зал этого дворца покоятся на колоннах. В аванзале сидит на троне судья мертвых Осирис в виде мумии, с короной на голове, с бичом и изогнутым вверху посохом в руках. По сторонам его у стены зала сидят 42 духа; фигуры некоторых из них вполне человеческие, другие – с головами разных животных. Это члены суда, произносящие приговор по вопросам о 42 запрещенных египетской религией смертных грехах, невиновным в которых называет себя умерший. Престол судьи Осириса окружает вода. На цветах лотоса над нею изображены четыре «духа царства мертвых», с головами человека, обезьяны, сокола и шакала; этим духам были посвящены внутренние органы человека, каждому особый.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

 

С другого конца залы входит умерший. Маат, богиня истины и справедливости, украшенная своим символом, страусовым пером, встречает его и ведет к весам правосудия, на которых взвешивается его сердце: на одну чашку кладется оно, на другую – страусово перо или поставлена маленькая статуя самой богини. Делом взвешивания занимаются бог Гор, изображенный с головою сокола, и проводник умерших Анубис, у которого голова шакала. Бог письма и науки Тот, с головою ибиса, стоит с письменною тросточкою и дощечкою, чтобы записать результат взвешивания и приговор. В допросе и в исповеди грехов судимого нет возвышенного нравственного чувства. Человек, предстоящий суду Осириса, не проникнут смиренной скорбью о своей греховности, а ссылается на сообразность своей жизни с законом: он не преступал священных постановлений; не поносил словами ни царя, ни отца, ни богов, не оказывал неуважения к ним; он не был ни вор, ни пьяница, ни прелюбодей, ни убийца; не говорил лжи, не давал фальшивой присяги, не качал головою, слушая слова истины; не был лицемер; его набожность не была притворная; он не был клеветник; не убил и не съел никакого священного животного, не провинился неисполнением установленных обрядов и богомолий; не похитил ничего из жертв богам, не украл ничего из их святилищ и т. д. Вероятно, рассказы о суде Осириса подали грекам повод к ошибочной мысли, будто уже на земле, сразу после смерти человека производится суд над ним и у нечестивых отнимается честь быть погребёнными и будто боязнь этого была для многих царей побуждением царствовать справедливо.

С судьбами душ после произнесения Осирисом приговора знакомят нас изображения в гробнице фараона Рамсеса V. Души людей, живших набожно и справедливо, идут в небесные области, где живут высшие боги. Освеженные водой жизни, которую льёт на них с Персеи (дерева жизни) богиня Нут, – в предвестье тому, что провозглашалось над умершим: да даст Осирис тебе прохладную воду! – и подкрепленные плодами, которыми она которыми она кормит их, души праведных проходят через подземное царство, в котором множество ужасных чудовищ, змей, крокодилов, и приходят на поля блаженных. На них оправданные в суде ведут жизнь райской невинности и радости. Они занимаются там сельскими трудами, рвут небесные плоды с деревьев, гуляют по цветникам и аллеям; купаются в небесных водах; собирают жатвы, чтобы вкушать самим и приносить часть собранного в жертвы богам; радуются и наслаждаются при виде солнца – Ра.

Коленопреклонённый проситель Ани перед Осирисом в Царстве мёртвых. За Осирисом — богини Исида и Нефтида

 

Подобно другим восточным народам, египтяне веровали в переселение душ, состоящее в том, что время от времени душа возвращается на землю и живет в теле человека или какого-нибудь животного. Но кажется, что в Египте возвращение души на землю не считалось наказанием, как было это по верованию индийцев; напротив, египтяне молились, чтобы умершему позволено было возвращаться на землю и принимать какие будет угодно ему тела. – В гробнице Рамсеса V изображены и мучения, которым подвергаются осужденные Осирисом, не освещаемые божественными лучами солнца. В разных отделах преисподней, стражами у которых стоят вооруженные демоны, изображены мучимые красными демонами черные души, некоторые в виде людей, другие – в виде птиц, имеющих человеческие головы. Некоторые из них привязаны к столбам, и демоны рубят их мечами; другие длинными рядами, идут без голов; некоторые повешены за ноги, другие ввергнуты в кипящие котлы; демоны гонят свинью, – это, без сомнения, тоже душа грешника. Человеческая фантазия всегда была плодовита на придумывание мучений, – и в христианские времена поэзии Данте об Аде, и в египетской древности.

Известия греческих писателей, по которым египетское переселение душ представляется процессом очищения грешников, трудно согласовать с данными на древних памятниках. Быть может, учение о непосредственном воздаянии после смерти, о рае и аде надо считать древним верованием, а догмат переселения душ, которое, по Геродоту, могло длиться три тысячи лет, был новым учением. По этому догмату, от самого человека зависит сократить благочестивою жизнью время земного своего странствования, после которого душа его становится чистою и блаженною. Вечных адских мучений после суда Осириса нет; раньше или позже, но непременно наступает состояние покоя, желаемое людьми восточных стран. Такие мысли свидетельствуют о высоком развитии религии, основанной, как египетская, на обоготворении природы.

 

Суд Осириса. Загробный мир. Мифы о загробном мире

Суд Осириса

Глава 125 «Книги мертвых» посвящена суду Осириса. Во вступительной части усопший, стоящий перед входом в зал суда, который охраняет бог мертвых Анубис, описывает богу путь, который он проделал, и святилища, которые посетил. После того как он называет имена богов в зале Двойной Маати — богини истины и порядка, створки дверей, запоры и даже пазы для петель позволяют ему войти.

Вступив в зал, умерший заявляет, что знает имя Осириса и имена сорока двух богов египетских номов (земель), помогающих Осирису в проверке душ, и что он не совершил грехи, которые подробно перечисляет по статьям:

1) не совершал дурных поступков; 2) не обижал членов своей семьи; 3) не совершал дурного в святом месте; 4) не имел порочных друзей; 5) не творил зла; 6) не перегружал своих людей работой; 7) не стремился к почестям; 8) не обращался жестоко со своими слугами; 9) не презирал бога; 10) не покушался на чью-либо собственность; 11) не делал неугодное богам; 12) не чернил слугу перед его господином; 13) не причинял никому страданий; 14) не прогнал голодного; 15) не заставил никого плакать; 16) на совершал убийства; 17) не приказывал никому убивать; 18) не причинял страданий; 19) не крал подношений в храме; 20) не крал хлеба, пожертвованного богам; 21) не крал хлеба, пожертвованного духам; 22) не прелюбодействовал; 23) не осквернял себя в святилище бога своего города; 24) не обманывал при расчетах; 25) не отнимал ничью землю; 26) не покушался на чужую землю; 27) не обманывал торговца; 28) сам не жульничал при торговле; 29) не крал молоко у детей; 30) не угонял чужой скот; 31) не ставил силки на священных птиц; 32) не ловил рыбу на наживку из того же вида рыбы; 33) не перегораживал путь воде; 34) не обрушивал берег канала; 35) не гасил огонь, которому следовало гореть; 36) не лишал богов принесенного им мяса; 37) не угонял священный скот; 38) не препятствовал богу в его выходе.

«Я чист. Я чист. Я чист. Я чист», — повторял умерший. После того как умерший произносит эту «исповедь», он обращается к каждому из сорока двух божеств, утверждая, что он не совершал такого-то греха. Знанием имен этих божеств «подсудимый» обезоруживает их, и они не смеют выступить против него. Кроме этого, в главе 30 «Книги мертвых» умерший магическим заклинанием заставляет свое сердце не свидетельствовать против него: «Не выдумывай против меня клеветы перед великим богом, владыкой Запада! Ведь от твоего благородства зависит признание меня праведным».

Перед лицом Осириса в присутствии Великой Эннеады (Девятка) богов (в другом варианте — Большого и Малого Совета богов) происходит психостасия — взвешивание сердца умершего. Сердце в данном случае выступает как символ совести покойного, причем противовесом сердцу на весах богини Маат служит страусовое перо — символ Маат, олицетворяющее истину (иногда на иллюстрирующих суд виньетках перо заменяет фигура самой богини).

Сердце должно весить столько же, сколько перо Маат. На одних виньетках на опоре весов изображена обезьяна писца богов Тота, на других — голова Маат, или голова Анубиса, или голова Тота. Иногда взвешивание сердца производит Анубис, иногда Маат либо Гор. За результатами взвешивания следит Тот и записывает их на дощечке. Рядом с весами находится пожирательница душ Амт.

В зал суда умерший входит один или в сопровождении жены, но на некоторых виньетках его приводит туда Анубис, либо бог с головой собаки, держащий в левой руке нож, либо Гор — сын Исиды. Довольно часто Осирис изображен не один, а в сопровождении Исиды, Нефтиды и четверых сыновей Гора, которые стоят на цветке лотоса. Стебель этого цветка растет из вод озера, которое питается водами небесного Нила и служит источником воды для душ блаженных и богов.

Тот, обращаясь к Эннеаде, говорит, что покойный признан праведным. Тогда суд выносит оправдательный приговор: «Нет позволения, чтобы чудовище Амт Пожирательница овладело им; пусть дадут ему хлеб, кладущийся перед Осирисом, земельный участок в одну десятину, находящийся в Полях Иару». Уже будучи оправданным, умерший еще раз настаивает на своей праведности при выходе из зала и ведет диалоги магического характера с привратниками, дверями, докладчиками.

Гарантами вечной жизни были магия и ритуальная чистота — очистительные церемонии, соблюдение пищевых табу. Все это должно было устранить опасности, подстерегающие умершего в его загробной жизни.

Специальный бог Шексему, покровитель виноделия, был ответствен также за изготовление масел для притирания и бальзамирования; он призван был охранять мумию от повреждения и наказывать тех, кто пытался осквернить останки.

Уже в «Текстах саркофагов» возникает идея загробного суда, то есть вечную жизнь определяет в том числе и этический принцип. Суд и психостасия происходят либо в барке бога Солнца, либо на острове Огня, либо в Гелиополе или Абидосе; судья, обычно, — Ра или Осирис.

Со становлением идеи справедливого загробного суда преисподняя оказывается разделенной на сферы — светлое пространство близ богов и ад для грешников (сказка о Са-Осирисе). Описание наказаний содержится в «Книге амдуат», «Книге врат» и «Книге пещер». Грешники лишаются погребения — боги срывают погребальные пелены с «врагов, приговоренных к наказанию в Дуате»; они лишены общения с богами, тепла и света, их удел лишь темный хаос. Распространенное наказание — связывание и заключение. В «Книге врат» Гор объявляет: «Вы связаны сзади, злодеи, чтобы быть обезглавленными и перестать существовать». В «Книге пещер» преисподняя описана как тюрьма, из которой грешники не могут выйти.

Самым грозным наказанием считалось окончательное уничтожение всей сущности грешника: и тела и души. Души грешников существовали независимо от тела в перевернутом положении — вниз головой, они не могли воссоединиться с телом, чтобы жить полноценной загробной жизнью, а потому им предстояло полное и окончательное уни-чтожение. Такое уничтожение достигалось обезглавливанием или сожжением. В «Книге амдуат» грешников сжигают в котлованах, в «Книге пещер» казнь огнем совершается в специальных котлах, куда бросают головы, сердца, тела, души и тени грешников (что напоминает средневековые христианские поверья об аде).

Вместе с неуверенностью в том, что ритуал обеспечит загробное блаженство, рождается религиозный скептицизм. На одной египетской стеле умершая жена обращается к пережившему ее мужу с призывом наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях:

«…Следуй своим желаниям день и ночь. Не давай заботе места в твоем сердце. Ибо Западная страна — это страна сна и мрака, обиталище, где остаются те, кто здесь пребывает. Они спят в своем обличье мумий, они никогда не просыпаются, чтобы увидеть своих друзей, они не узнают ни своих отцов, ни своих матерей, их сердце больше не заботится об их женах и детях. На земле всякий наслаждается водою жизни, но я страдаю от жажды. Вода приходит к тому, кто пребывает на земле, а я жажду и не могу испить воды, которая есть здесь у меня. С тех пор как я пришла в эту долину, я не знаю, где я нахожусь. Я томлюсь по воде, которая течет здесь. Я тоскую по ветерку на берегу реки, который освежил бы мое сердце в его печали. Ибо имя бога, царящего здесь, звучит: совершенная смерть. Когда он зовет, все люди, трепеща от страха, приходят к нему. Для него нет разницы между богами и людьми, великие и малые равны перед ним. Он не оказывает никакой милости тому, кто его любит; он одинаково забирает и ребенка, отрывая его от матери, и старика. Никто не приходит поклониться ему, ибо он не проявляет милости к тем, кто ему поклоняется, он не ценит тех, кто приносит ему жертвы».

Вместе с тем диалог умершего Ани с богом Атумом (Новое царство, XVI–XI вв. до н. э.) пытается внушить оптимизм, предвкушение идеального блаженства на том свете:

Ани: «О Атум, что это, что я отправляюсь в пустыню? Там ведь нет воды, нет воздуха, она глубока-глубока, она темна-темна, она вечна-вечна!»

Атум: «Ты будешь в ней жить с удовлетворенным сердцем».

Ани: «Но в ней нет радостей любви!»

Атум: «Я дал просветление вместо воды и воздуха и радостей любви, умиротворение сердца вместо хлеба и пива».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Осирис

 

Резюме

Первый сын Геба и Нут, Осирис был высоким, стройным и красивым, с черными как смоль волосами. Когда его отец, Геб, отказался от царствования над Египтом и удалился на небеса, Осирис принял царский сан и женился на своей сестре, прекрасной Исиде. Под его мудрым руководством египтян убедили отказаться от каннибализма. Он научил их земледелию и удовольствиям от музыки и составил для них справедливый юридический кодекс. Египет мирно процветал под его правлением.

Затем Осирис отправился цивилизовать остальной мир и принес такие же блага Европе, Ближнему Востоку и Востоку. В его отсутствие Исида правила как королева Египта, и земля продолжала процветать.

Однако у Осириса был безобразный и злой брат с рыжими, жесткими волосами, похожими на ослиную шкуру. Это был Сет, прирожденный заговорщик, завидовавший силе и привлекательности своего старшего брата. У Сета была и другая причина ненавидеть Осириса: его собственная жена Нефтида зачала от Осириса ребенка — Анубиса с головой шакала. Подкупом и хитростью Сет приобрел много союзников во время отсутствия Осириса, и вместе они разработали план смерти царя.

Когда было объявлено о возвращении Осириса, Сет устроил банкет и пригласил своего брата. После празднества Сет принес красивый сундук и сказал, что он будет принадлежать тому, кто идеально впишется в него. После того, как все попробовали, Осирис шагнул в сундук. Потом Сет и его прихвостни захлопнули крышку и замазали стыки свинцом. Осирис задохнулся, сундук был брошен в Нил, а Сет стал царем Египта.

Когда Исида узнала о смерти своего мужа, она в глубокой печали путешествовала по Нилу в поисках сундука с Осирисом. Она нашла Анубиса, брошенного Нефтидой, и вскормила его и воспитала. Исида продолжала искать Осириса, несмотря на неоднократные разочарования, пока однажды не узнала, что сундук отплыл в Финикию, где тамарисковое дерево окружило его своим стволом.

Исида отправилась в Финикию и нашла дерево в царском дворце, служившее колонной. Исида научила придворных дам искусству парфюмерии и парикмахерского искусства, а после встречи с королевой Иштар она была нанята нянькой для маленького сына Иштар. Ночью она провела магический ритуал, чтобы сделать младенца бессмертным, сжигая его смертные части, но Иштар прервала церемонию, и чары были разрушены. Тогда Исида явилась богиней во всей своей красе и попросила сундук в колонне дворца. Благоговея, Иштар удовлетворила просьбу, и Исида вернулась в Египет с сундуком.

С помощью Нефтиды Исида воскресила Осириса с помощью магии и зачала от него сына. А Сет затем посадил ее в темницу, из которой она сбежала с помощью Анубиса. Исида бежала в болота дельты Нила и, живя как крестьянка, родила Осирису сына, ястреба Гора, родившегося, чтобы отомстить за убийство отца.

В страхе перед Сетом Изида подняла Гора в уединении. Мальчик был укушен зверями, ужален скорпионом и все детство страдал от сильных болей, и только колдовство матери смогло его спасти. Часто Осирис являлся юному Гору, чтобы научить его военному искусству в подготовке к грядущей битве с Сетом. Гор вырос мужественным и красивым молодым генералом.

Со временем Сет узнал о существовании Гора и о его предназначении занять трон Египта. Сет также узнал, что у Исиды был сундук с трупом Осириса, поэтому по ночам Сет рыскал по дельте Нила в поисках сундука. Наконец он нашел его, разрезал тело Осириса на четырнадцать частей и бросил их в Нил.

Изида была потрясена этим вторым бедствием, постигшим ее мужа, но со своим обычным терпением она собрала из реки тринадцать частей тела Осириса. Гор, изучив искусство колдовства, смог снова соединить тело своего отца. Однако гениталии Осириса были съедены какой-то рыбой, поэтому Изиде пришлось сделать их модель.

К этому времени Гор собрал армию для атаки на Сета. Под правлением Сета Египет стал засушливым и бесплодным, и многие последователи Сета дезертировали, чтобы служить Гору. Восстановив тело своего отца, Гор решил отомстить ужасному королю. Сет и Хорус яростно сражались три дня и ночи в рукопашной схватке, и Сет потерпел поражение. Гор передал несчастного пленника своей матери Исиде и отправился преследовать и убивать последователей Сета.

Сет казался просто жалким в цепях, и, используя всю свою силу убеждения, он уговорил всепрощающую Исиду освободить его. Когда Гор вернулся и узнал об этом, его гнев был так велик, что он отрубил голову своей матери. Затем бог Тот заменил голову Исиды головой богини-коровицы Хатхор и вернул ее к жизни.

Вместе Гор и Исида преследовали Сета, и когда они встретились, битва стала еще более ожесточенной. Сету удалось схватить Гора за глаз и вырвать его, но Гор вырвал его обратно и, наконец, навсегда загнал Сета в Красное море.

Затем Гор и Исида вернулись в храм, где лежало тело Осириса. Гор обнял тело и скормил ему свой вырванный глаз, и Осирис воскрес как поистине богоподобный персонаж. Затем Гор приготовил лестницу для своего отца, чтобы подняться на небо. Таким образом, Осирис поднялся в небо с Исидой по одну сторону от него и Нефтидой по другую. Боги судили его, и с Тотом в качестве его защитника было объявлено, что Осирис прожил чистую и правдивую жизнь. Оттуда Осирис отправился на судилище, где ему, в свою очередь, было позволено судить души умерших.

Боги признали Гора законным сыном Осириса и законным наследником престола Египта. Под его властью Египет снова стал плодородным, и он произвел на свет четырех чистых сыновей, от которых произошел весь род египетских фараонов.

Анализ

В некоторых интерпретациях мифа об Осирисе главные фигуры мифа символизируют физические черты самого Египта. Так, Осирис представляет Нил с его ежегодными разливами и отливами; Исида олицетворяет плодородную сельскохозяйственную землю Египта, которая стала плодородной благодаря Нилу; Сет представляет засушливую пустыню, разделяющую Нил и плодородную землю; в то время как Нефтис обозначает окраины между сельскохозяйственными угодьями и пустыней. Этот натуралистический подход может быть связан с тем, что родословная этих богов символизировала силы природы — землю, небо, воздух, влагу, солнце.

Тем не менее, основные черты мифа в значительной степени моральны, изображая вечную борьбу между силами добра и зла. Осирис бесстрашен, самоотвержен, кроток, в гармонии с собой, благодетель человечества; тогда как Сет боязлив, коварен, полон зависти и ненависти, бесплоден, никогда не бывает в покое. Осирис повелевает бессмертной преданностью, а Сет покидает его, когда его удача иссякает. Боги помогают семье Осириса преодолевать трудности, но Сет может полагаться только на свою силу. Наконец, добро ведет к воскресению и почетному месту в загробном мире, а зло ведет только к презираемому изгнанию.

В отношении некоторых египетских богов, таких как Ра, Шу и Геб, стоит отметить, что они страдают от тех же превратностей, что и земные монархи. Некоторое время они правят в Египте, их власть начинает истощаться, и они удаляются в небо, оставив свое царство сыну. Более того, Осирис имеет смертное тело и умирает, как и любой человек. И он должен быть возвращен к жизни с помощью магии и любви. Можно связать это с ежегодной смертью и возрождением растительности, но это больше связано с идеей бессмертия души и загробного возрождения.

Суд Хунефера в присутствии Осириса – Smarthistory

Суд Хунефера в присутствии Осириса , Книга мертвых Хунефера, 19-я династия, Новое царство, ок. 1275 г. до н. э., папирус, Фивы, Египет (Британский музей). Докладчики: д-р Бет Харрис и д-р Стивен Цукер

Опечатка: ближе к концу видео мы говорим, что Нефтис и Анубис — братья и сестры; это неправильно.


Хунефер: древнеегипетский чиновник

Хунефер и его жена Наша жили во времена Девятнадцатой династии, примерно в 1310 г. до н. э. Он был «царским писцом» и «писцом божественных приношений». Он также был «смотрителем королевского скота» и управляющим короля Сети I. Эти титулы указывают на то, что он занимал видные административные должности и был близок к королю. Местонахождение его могилы неизвестно, но, возможно, он был похоронен в Мемфисе.

Высокий статус Хунефера отражается в прекрасном качестве его Книги Мертвых, которая была создана специально для него. Это, а также фигура Птаха-Сокара-Осириса, внутри которой был найден папирус, являются единственными объектами, которые можно приписать Хунеферу. Папирус Хунефера характеризуется хорошей сохранностью, большими и четкими виньетками (иллюстрациями), прекрасно нарисованными и раскрашенными. Виньетка, иллюстрирующая ритуал «открывания рта», является одним из самых известных фрагментов папируса в коллекции Британского музея и дает много информации об этой части похорон.

Страница из

Книги Мертвых Хунефера

Страница из Книги Мертвых Хунефера , c. 1275 г. до н. э., 45,7 x 83,4 см (рама), Фивы, Египет © Trustees of the British Museum

Центральным элементом верхней сцены является мумия Хунефера, которую поддерживает бог Анубис (или жрец в маске шакала). Жена и дочь Хунефера скорбят, а трое священников совершают ритуалы. Два жреца с белыми поясами проводят ритуал Открывания Уста. Белое здание справа представляет собой гробницу с порталом и небольшой пирамидой. Обе эти особенности можно увидеть в реальных гробницах этой даты из Фив. Слева от гробницы находится изображение стелы, которая должна была стоять по одну сторону от входа в гробницу. Следуя обычным правилам египетского искусства, он показан намного больше обычного размера, чтобы его содержание (умершие, поклоняющиеся Осирису, вместе со стандартной формулой подношения) было абсолютно разборчивым.

Справа от нижней сцены находится стол с различными инструментами, необходимыми для ритуала «Открывание рта». Слева показан ритуал, при котором подносится передняя нога теленка, отрезанная еще при жизни животного. Затем животное приносили в жертву. Теленок показан вместе со своей матерью, которую можно интерпретировать как проявляющую признаки бедствия.

Страница из

Книги Мертвых Ани

Страница из Книги Мертвых Ани , c. 1275 г. до н. э., 19th Dynasty, 44,5 x 30,7 см, Фивы, Египет © Trustees of the British Museum

Сцена читается слева направо. Слева Анубис вводит Хунефера в зону суда. Анубис также показан наблюдающим за весами суждения. Сердце Хунефера, представленное в виде горшка, взвешивается с пером, символом Маат, установленным порядком вещей, в данном контексте означающим «то, что правильно». Древние египтяне считали, что сердце является вместилищем эмоций, интеллекта и характера и, таким образом, представляет хорошие или плохие аспекты жизни человека. Если сердце не уравновешивалось пером, то умерший обрекался на небытие и на съедение свирепым «пожирателем», показанным здесь странным зверем, наполовину крокодилом, наполовину львом, наполовину бегемотом.

Однако, поскольку папирус, посвященный обеспечению продолжения существования Хунефера в загробной жизни, вряд ли изображает этот исход, он показан справа, приведенный в присутствие Осириса своим сыном Гором, став «истинным голосом» или «оправдано». Это был стандартный эпитет, применяемый к умершим в их текстах. Осирис изображен сидящим под балдахином со своими сестрами Исидой и Нефтидой. Вверху изображен Хунефер, обожающий ряд божеств, наблюдающих за судом.

© Попечители Британского музея


Рекомендуемая литература:

Р.О. Фолкнер, Древнеегипетская книга мертвых (пересмотренное издание К.А.Р. Эндрюса) (Лондон, The British Museum Press, 1985).

Р. Б. Паркинсон и С. Квирк, Папирус (Египетская книжная полка) (Лондон, The British Museum Press, 1995).

С. Квирк и А.Дж. Spencer, The British Museum book of Ancient Egypt  (Лондон, The British Museum Press, 1992).

Дополнительные ресурсы
Эта работа в Британском музее
Что такое Книга Мертвых? из Британского музея

Изображения Smarthistory для преподавания и обучения:

Другие изображения Smarthistory…

Цитируйте эту страницу как: Британский музей, « Суд Хунефера в присутствии Осириса », в Smarthistory , 11 декабря, 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *