Путешествие из питера в москву по главам: «Путешествие из Петербурга в Москву» краткое содержание романа Радищева – читать пересказ онлайн

Содержание

краткое содержание повести по главам

Перед вами краткое содержание повести Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Это выдающееся творение отечественной литературы XVIII века, название которого ясно отражает описываемые события. Ниже представлен краткий пересказ ключевых моментов каждой главы.

Оглавление:

  • Главы 1−3
  • Главы 4 и 5
  • Спасская Полесть
  • Главы 7−9
  • Зайцево
  • Главы 11−13
  • Главы 14 и 15
  • Главы 16 и 17
  • Торжок, Медное, Тверь
  • Глава 21 — Городня
  • Завидово
  • Главы 23 и 24
  • Пешки
  • Главы 26 и 27

Действие произведения разворачивается во второй половине восемнадцатого века в летнее время, на рубеже июля и августа. Читателю доступна основная канва произведения. Описание структурировано для удобства прочтения, краткие главы объединены в один раздел. Во вступлении автор говорит, что разные беды приключаются с человеком из-за того, что тот не смотрит на вещи прямо. Он надеется, что хотя бы часть читателей поддержит его книгу.

Это интересно: краткое содержание «Смерть Ермака».

Главы 1−3

  • «Выезд». Главный герой — аристократ средних лет, в своей кибитке отправляется из Петербурга в Москву.
  • «София». Приехав ночью в город, он испрашивает у комиссара для продолжения пути свежих лошадей. Но тот ленится работать ночью, потому лжет, что лошадей свободных нет. При этом в конюшне ждут примерно 20 лошадей. Не получив помощи от комиссара, наш герой обращается к ямщикам. За незначительные «чаевые» те, втайне от комиссара, запрягают коней. Автор, наконец, отбывает.
  • «Тосна». Путешественник сетует на скверную дорогу между столицами. Не так давно эта дорога была починена, потому как по ней проезжала свита императрицы Екатерины IІ. Скоро тропа испортилась. В Тосне писатель знакомится с чиновником — «изыскателем» древних дворянских родов. Чиновник выпустил в свет глупую книгу. С ее помощью дворяне будто бы могут доказывать свое происхождение. За это они будто способны получить более важный статус в обществе. Автор сознает, что чиновник занят глупостью. Он полагает, что «хвастовство древней породой» — зло.

Это интересно: жизнь и творчество Тютчева, краткая биография.

Главы 4 и 5

  • «Любани». Дабы передохнуть от дурной дороги, автор следует пешком. Он встречает мужика на пашне в разгар жары. Дворянин справляется, почему он трудится в праздник, ведь это грех. Тот поясняет, что 6 из 7 дней барин принуждает пахать на него. Мужчине остается только воскресный день, чтобы прокормить семью. От такого рассказа автору делается стыдно за каждого помещика и за себя. Он признает, что порой тоже плохо обращался со своим слугой.
  • «Чудово». Писатель сталкивается со своим приятелем — господином Ч. Тот рассказывает о своей жуткой мореходной прогулке. В плавании судно село на мель в 1,5 верстах от берега и стало тонуть. Кормчий Павел поплыл за помощью. На берегу ему отказали, ведь начальник спал, и никто не решался его будить. Все же Павлу посчастливилось найти помощь и спасти пассажиров. На берегу г-н Ч. пошел к спавшему днем начальнику. На претензии чиновник беспардонно ответил, что по должности не обязан никого спасать. Изложив свою печальную историю, г-н Ч. прощается и уезжает.

Спасская Полесть

Автор ночлежничает на станции. С ним в помещении ночует присяжный заседатель с супругой. Он повествует жене историю о наместнике, который весьма любил устрицы. Он отсылал подчиненных за устрицами, а за «хорошую службу» раздавал им повышения. Наутро чудной человек просит писателя довезти его в своей кибитке. Попутчик повествует, как он стал жертвой чиновничьего произвола. Из-за равнодушия госслужащих он, добросовестный гражданин, утратил деньги, семью, положение в обществе. Его ищет полиция, и теперь заседатель бежит куда глаза глядят.

В пути автор спит и видит сон, в котором он великий правитель. Он убежден, что в его стране дела идут идеально. Вдруг в толпе он подмечает женщину, называющую себя лекарем по имени Истина. Она убирает с глаз правителя пелену, и тот прозревает. Он видит, что чиновники его дурачили, в стране нет порядка, а граждане несчастны. Автор просыпается в ужасе.

Главы 7−9

  • «Подберезье». Путешественник знакомится с молодым человеком, окончившим духовную семинарию. Он надеется в Петербурге получить светское образование, поскольку его образование мало что дает. Все предметы — на латыни, учащиеся не получают реальных знаний, ничему существенному не обучаются. Уходя, юноша роняет бумаги. Писатель подбирает их и замечает, что в них идет речь о мартинизме. Сам автор осуждает мистиков-масонов, мартинистов, и прочих.
  • «Новгород». Здесь автор раздумывает об истории этого города. Новгородское княжество раньше было богатым и могущественным. Тут правило народное собрание, жители стремились к демократии. Однако Иван Грозный разорил Новгород и завоевал его. Писатель вопрошает: был и вправе Иван Грозный разорять Новгород и требуется ли право, если есть сила. В этом городе путешественник посещает знакомого. Это аферист Карп Дементьевич, купец. Карп берет плату, но не дает товар. Чтобы избегнуть правосудия, он записал дом на супругу. Такие махинации случаются повсюду в России в XVIII веке, поскольку торговые законы не действуют, требуется их доработка.
  • «Бронницы». В период остановки здесь писатель идет на возвышенность, где некогда был языческий храм. Там автор раздумывает о жизни и Боге. Он полагает, что Бог подарил людям жизнь, но каждый призван сам строить свое счастье, а не полагаться только на Бога.

Зайцево

Автор натыкается на своего приятеля, г-на Крестьянкина, который был главой уголовной палаты. Тот однажды разбирал дело жестокого помещика. Он изнурял работой крестьян, бил, морил голодом и прочее. Измученные подчиненные в итоге забили до смерти барина и его семью. Глава суда признал крестьян невиновными, но его сослуживцы требовали наказания крестьян. Чтобы не соучаствовать несправедливому суду, Крестьянкин оставил должность.

Поведав это, Крестьянкин прощается с автором и отбывает. В тот же день рассказчик получает письмо из Петербурга. Ему сообщают, что недавно в городе поженились 62-летняя женщина и барон Дурындин 78 лет. Дама некогда была непристойного поведения и создала «дом терпимости». На грязном деле она обогатилась. Дурындин взял ее в жёны ради финансов, а она вышла замуж, дабы освободиться от одиночества.

Главы 11−13

  • «Крестцы». Автор видит прощание отца с сыновьями. Те начинают свою жизнь. Отец говорит умные, добрые и трогательные слова, наставляет, как жить в обществе. Сыновья уезжают. Тронутый сценой автор размышляет об отцах и детях.
  • «Яжелбицы». Идя мимо кладбища, писатель наблюдает похороны. Родитель хоронит сына. Отец рвет на себе волосы, виня себя в кончине сына, т. к. отпрыск был больным с рождения. Автор разделяет боль отца. В бурной молодости писатель заразился венерической болезнью. Последствия лечения от него могут способствовать рождению больных детей. Он размышляет, как можно бороться с развратом и последствиями.
  • «Валдай». Автор проезжает Валдай, известный как городок с развратными женщинами. Туда многие приезжают попариться в бане с местными бесстыдницами.

Главы 14 и 15

  • «Едрово». Проезжая этот город, рассказчик встречает деревенских женщин. Он полагает, что крестьянки привлекательнее городских дам, носящих корсеты и модные платья. Автор заводит разговор с крестьянской девушкой Анной. Она говорит, что не может выйти за Ванюшу, пока не будут уплачены 100 р. Писатель дает ее матери эту сумму. Но оказывается, что выкуп больше не нужен. Тогда автор дает средства в подарок. Но мать не берет, несмотря на бедность. Известно, что аристократы дают взятки крестьянкам в компенсацию за насилие и разврат. Распрощавшись с Анной, автор думает о неравных браках (крестьянок отдают за 10-летних мальчиков, а богатые старики женятся на юных девочках). Путешественник считает, это неправильно.
  • «Хотилов». Выйдя из кибитки, автор находит сверток на земле. В нем неизвестный излагает мысли о крепостном праве. Считает крепостничество беззаконием и злом, призывает аристократов и власть его отменить. Главный герой узнает, что автор написанного — его знакомый. Кроме свертка, приятель оставил пачку других бумаг. Писатель читает и их.

Главы 16 и 17

  • «Вышний Волочек». Путешественник видит великолепные поля и суда с товарами на реке. Но осознает, что это стоило крови и пота крестьян. Вспоминает историю о помещике, который решил сделать свое имение доходнее и заставлял крестьян работать год без выходных (это незаконно). Отнял у них скот и землю, сам давал пищу и т. д. Его доход значительно возрос, но люди жили адски. Автор подмечает, что подобных помещиков общество ставит в пример. Писатель опровергает это, называя их варварами, достойными строжайшего наказания.
  • «Выдропуск». Автор анализирует бумаги приятеля и находит там любопытный проект о придворных чинах. Проект говорит, что правители (в том числе, Екатерина II) купаются в роскоши, но главное — в нем обращается внимание на их поступки.

Торжок, Медное, Тверь

  • «Торжок». Радищеву встречается человек, едущий в Петербург. Он надеется настоять на отмене цензуры в городе, чтобы печатать любые книги. Господин полагает, что в стабильном демократическом обществе она и не требуется, потому что народ — первый цензор. А ведь в России в XVIII веке она сурово контролировала книгопечатание. Автор дает краткий обзор происхождения «цензуры».
  • «Медное». Продолжая путешествие, автор натыкается на заметку в газете. Она посвящена продаже крестьян и имения с торгов. Есть много дворян, проживающих и прогуливающих свое состояние. Попав в долги, они продают дом и крестьян. Зачастую семью крестьян продавали не всю, а по 1 человеку разным хозяевам (малыши раздельно от родителей и т. д. ). Для них это истинная трагедия, но закон не на их стороне.
  • «Тверь». Перекусывая в Твери, Радищев знакомится с неким господином, «новомодным пиитом». Он сетует на то, что поэзия в России не совершенствуется, что все строфы пишут лишь ямбом и т. д. Поэт декламирует свои стихи — это ода «Вольность».

Глава 21 — Городня

Рассказчик становится свидетелем проводов крестьян в армию. Старуха-мать провожает единственного сына, без него она осуждена на голодную смерть. Рядом стоит ее радостный Ванюша. Для него служба — счастье после унижений от своих бесчеловечных помещиков. Еще здесь — трое несчастных крестьян, закованных в кандалы. Барин продал их в рядовые беззаконным путем, дабы приобрести новую карету. А вот — француз. Он учился на парикмахера, но был лакеем, матросом. Не обучен грамоте, но все же был учителем языка у русских бояр. Дабы не умереть от голода, он продался за 200 р., пошел в крестьяне и отправился на военную службу.

Завидово

На станции автор замечает офицера, помощника важной фигуры, «его превосходительства». Бессовестный офицер требует подать пятьдесят лошадей для главенствующего. Поэтому даже у автора тот собирался отнять трех его лошадей, но писатель дает хаму отпор. Когда «превосходительство» прибывает, ямщики меняют коней с невиданной скоростью и отправляют в путь. Автор размышляет о том, что недалекие люди пресмыкаются и унижаются перед «важными птицами». А здравомыслящие понимают, что за лоском и важностью нередко таится ничтожество.

Главы 23 и 24

«Клин». На станции слепой старик распевает песни. Неимущие крестьяне дают ему милостыню, кто сколько может. Писатель кладет рубль, но он не берет, а просит дать ему что-то полезное, к примеру, теплый платок. Автор с готовностью расстается с вещью. Вскоре он узнает, что старик скончался, но носил тот теплый платок и был в нем похоронен. Радищев рад, что его вещь пригодилась бедному нищему в последние дни его жизни.

Пешки

Автор обедает в крестьянском доме. Хозяйка жалуется, что жизнь крестьян тяжела. Они плохо едят и неспособны даже купить сахар, хотя сами же производят эти продукты. Говорит, что это несправедливо. Писатель замечает нищету, царящую в жилище. Размышляет, отчего помещики доводят своих крестьян до крайней черты. Бояре не задумываются о крестьянских ребятах, живущих в болезнях и голоде. Рассказчик призывает читателей-помещиков внять своей совести и прекратить глумиться над несчастными крестьянами.

Главы 26 и 27

  • «Черная грязь». Здесь автора встречает печальная свадьба. Крестьян женят по принуждению. У новобрачных печальные лица, они друг друга ненавидят. Автор размышляет о таких браках, называет их преступлением.
  • «Слово о Ломоносове». Читателю представляется статья, которую автор получил от «пиита» (глава «Тверь»). В ней иллюстрируется значение Ломоносова в российской культуре. Поэт говорит, Ломоносов был первопроходцем во множестве научных областей, но наибольший вклад он внес в отечественную словесность. После этой статьи автор раскланивается и прощается. Он уже подъезжает к Москве. Спряжения глаголов исключения вы можете узнать по ссылке.

Путешествие из Петербурга в Москву

  1. Краткие содержания
  2. Разные
  3. Петербурга в Москву

Вступление

Произведение предваряет эпиграф из «Телемахиды» и «обращение к «любезному другу». Это обращение к Гражданину, к читателю неравнодушному к социальной несправедливости.

Во вступлении автор «Путешествия» надеется, что его книгу оценят читатели.

Выезд

По пути из Петербурга в Москву автор проезжает боле 25 населенных пунктов. Встречи с людьми и всё, что он видит, дает повод для мысли. Это философские раздумия, наблюдения над характерами людей разных сословий, размышления человека просвещённого, передового страдающего за судьбу своего народа.

В самом начале своего путешествия автор на какое-то время засыпает. Просыпается от того, что кибитка угодила в дорожную яму. Перед ними – постоялый двор.

София

Радищеву нужна смена свежих лошадей. Почтовый комиссар недоволен что ему мешают спать. Он ленится вставать, хлопотать, запрягать…Ему проще соврать, что лошадей нет. На самом деле они есть. Уплатив ямщикам, автор получает свежих лошадей.

В России взятка даже за такой пустяк, часто решает проблему. Денежное вознаграждение как флаг несут даже там, где пустяковый вопрос должен решаться сам собою, по закону. Это развращает людей.

Ямщики за деньги дают лошадей, и автор продолжает свое путешествие.

Тосна

Дорога плохая. Эту дорогу к проезду царя ремонтировали, но сделали скверно, и дорога снова пришла в негодность. Известная в России проблема: дураки и дороги.

Автор знакомится с чиновником, который собрал родословные дворянских родов. Ему не удалось продать свой труд в Москве, и он надеется, что Петербург – более просвещённый город и его труд оценят. Кичиться своей родословной недостойно звания человека, считает автор и советует продать свой труд по цене бумаги скупщикам макулатуры или пустить его на обёртки.

Любани

Езда по дороге, вымощенной брёвнами, измучила пассажиров кибитки. Барин для отдыха решил прогуляться пешком. Он встречает пахаря. Автор заговаривает с ним. Интересуется, почему тот работает в праздник? Шесть дней в неделю приходится отрабатывать барщину. На себя только и остается работать ночью или в праздники.

У барина сто рук работают на один рот, а у крепостного одни руки должны прокормить семь ртов.

Чудово

Здесь путешественник встречает своего знакомого по Петербургу — господина Ч. Тот рассказывает о своей неудачной морской прогулке. Прогулочное судно, в котором было много народа, застряло в камнях и чуть не потонуло. Один человек по каменной гряде добрался до берега. Начальник заставы, к которому он обратился, сказал, что оказывать помощь не входит в его обязанности.

Выручили караульные, которые предоставили свои лодки и спасли людей. Господин Ч. разочаровался в людях. Он прощается с автором и уезжает.

Спасская полесть

Автор ночует на очередной почтовой станции. Здесь он случайно слышит рассказ о чиновнике, куоторый любил устриц. За казённый счет он посылал подчиненных за устрицами в Петербург, за тысячу вёрст. За «хорошую службу» повышал по службе. Например, произвели сержанта в прапорщики.

Странный человек напрашивается в попутчики. По дороге он рассказывает, что по неопытности в торговых делах ввязался в сомнительную сделку. Задолжал большую сумму денег. Жена была на сносях, очень близко к сердцу приняла его проблемы по долгам, переживала и умерла при родах. Недоношенный младенец тоже умер. В один момент купец потерял всё. Его обвинили в мошенничестве и смене купеческого звания. Все обвинения несправедливые, состряпанные на пустом месте. Его разыскивает полиция, и он вынужден скрываться. Законы таковы, что мошенники могут засудить невинного человека.

Продолжая путь, автор опять засыпает и видит сон. Как будто он управляет страной. По докладам министров в государстве дела идут хорошо. Но женщина по имени Истина снимает с его глаз пелену, и он прозревает. Министры его бессовестно обманывают. В государстве порядка нет. Народ бедствует. Законы попираются. В ужасе автор просыпается.

Подберезье

На очередном переезде путешественник проснулся с головной болью. Вспомнил, что нянюшка лечилась, выпивая за раз пять чашек кофе. Сам он столько выпить не мог, пригласил для компании незнакомца. Незнакомец оказался семинаристом, который хочет получить истинные знания, а не те, поверхностные, которые им дают в семинарии. Все обучение идет на латинском языке, глубоко ничему не учатся, только нахватываются верхушек. Семинарист едет в Петербург, чтобы получить настоящее образование. Уходя, семинарист роняет бумаги, в которых излагается мартинизм. Радищев не разделяет взгляды семинариста, но это повод поразмышлять об образовании в России.

Далее автор проезжает Новгород.

Некогда величественный город дает повод поразмышлять об истории, о способах правления, о народном вече.

История про купца Карпа Дементьевича наталкивает его на мысль о несовершенстве вексельной системы займов.

Писатель таким образом проезжает двадцать пять населённых пунктов. В «Путешествии», как в капле воды, отразилась вся Россия.

В Бронницах размышляет о вере. В Зайцово и Валдаях — о нравственности. О крепостном праве,

Каждая встреча, новый населенный пункт – повод к размышлению автора о быте, нравах, культуре, законе…

«Путешествие» — настоящая энциклопедия русской жизни. Книга учит быть Гражданином, неравнодушным ко всему, что происходит в стране.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

← Железный поток↑ РазныеСвятая ночь Сельма Лагерлеф →

Петербурга в Москву. Читательский дневник

Советуем почитать

Коллекции Блумсбери — Моменты демократии

Эндрю Кан

Твердым голосом и звонким произношением я наконец продекламировал следующее.

Каждый человек рождается в этом мире равным любому другому. У всех нас одинаковые конечности, у всех есть разум и воля. Следовательно, человек, рассматриваемый вне общества, есть существо, ни от кого не зависящее в своих собственных поступках. Но он ставит предел этим, соглашается не подчиняться одной общей воле, становится послушным приказам других людей, в слово становится гражданином. Ради чего он сдерживает свои желания? С какой целью он установил власть над сам? Неограниченный в проявлении своей силы воли, почему он ограничивает ее условием послушания? ‘За ради него самого», — говорит разум. «Ради него самого», — говорит внутренний голос. «Ради него самого», — говорит мудрое законодательство. Отсюда следует, что тот, кто хочет лишить его преимущества быть гражданином, является его врагом. Он ищет в законе защиты и возмездия против своих 90враг. Если закон либо не в силах его защитить, либо не желает этого, либо не власть немедленно помочь ему в его нынешнем горе, тогда гражданин использует свое естественное право на защиту, сохранение, благосостояние.

Для гражданина. . . первая обязанность, вытекающая из его организма, — защита, сохранение, благополучие. Асессор убит крестьяне нарушили своими зверскими действиями их гражданские права. В тот момент, когда он потворствовал насилию своего сыновей, когда к душевной боли суженых прибавлял изнасилование, когда грозил убийством за то, что они осмелились сопротивляться его адскому господства, в этот момент закон, призванный защищать гражданина, был далек и его сила была неощутима. Это было, когда проснулся закон природы, и власть оскорбленного гражданина, неотделимая от закона о вреде, вступила в силу. Крестьяне, убившие звероподобного Асессора, перед законом невиновны. . . . Гражданин, независимо от положения жизни в котором ему суждено было родиться, есть и всегда будет человеком.
[1]

Александр Радищев, прозападный русский государственный служащий и теоретик права, больше всего запомнился как автор «Путешествия из Петербурга».

в Москву (1790 г.), произведение литературы о путешествиях, в котором рассказчик путешествует по России эпохи позднего Просвещения. [2] Радищев имел непосредственный опыт работы с судебной и налоговой системами России и предлагает резкую критику состояние империи, пропущенное через истории эксплуатации и неудачных реформ. Хотя книга прошла цензуру, Екатерина Великая отреагировала яростно, приказав конфисковать и уничтожить весь тираж в более чем 600 экземпляров. копии. Первоначальный смертный приговор был заменен ссылкой в ​​Сибирь. Социалисты-революционеры, в том числе большевики, считали его героем и предвестником радикальной политики. [3]

Россия восемнадцатого века была абсолютистской государство. Однако в нем не было недостатка в верховенстве закона. [4] Екатерина обнародовала новый свод законов в 1767 году. Хотя большая часть этого документа была заимствованная из произведений Монтескье и Беккариа, упаковка выглядела прогрессивно.

[5] В случае, были реализованы только несколько частей кода. «Путешествие» ставит вопрос о том, в основе лучшего общества лежат альтернативные формы правления; в административной реформе и менее коррумпированной государственной службе и судебная власть; или в изменениях моральных ожиданий, которые принесут пользу общему хорошо и потенциально воспитывать правящий класс. Радищев склонялся к избегайте явной терминологии, которая сразу же вызвала бы возражения абсолютному правителю. Он использует русское слово для демократия только один раз во всех его произведениях, 91но часто заменяет эквивалент письменные заявления об интересе, состоянии и правах люди.

Этот контекст лежит в основе создания демократического момента в седьмой главе («Зайцово») Путешествия. Путешествие представляет собой скорее прагматическую, чем теоретическую критику абсолютизма. в момент позднего царствования Екатерины, когда было замечено, что оно выродилось в деспотизм и разнузданного блата.

В предыдущей главе назван «Новгородом» в честь легендарного города-государства. и республику, разрушенную Иваном Грозным в шестнадцатом веке, оратор спрашивает: «Что такое народное право?» Опираясь на миф Руссо о естественном состоянии, он приравнивает народное право и общая воля. В интересующей нас главе он обращается к смыслу прав граждан. средством политического заявления является речь в суде, положившая конец рассказу о несправедливости. Рассказывает «Зайцово» как сын помещика воспользовался своим правом сеньора и жестоко изнасиловал молодую крестьянская девушка. Жених и его братья пришли ей на помощь, завязалась рукопашная, помещик и его сыновья были убиты. и крестьян отдали под суд. Этот отрывок взят из речи одного из судей, защищавшего право рабов на самооборону и определяет народное насилие как демократический инструмент. В отрывке используются концепции эгалитаризма, гражданство и право на сопротивление. При явном лечении условиях, при которых население может выйти из состояния экономической покорности, в главе дается неявное определение политических договоренностей, к которым «демократия» может относиться как к идеальной или возможной альтернативе.

Речь начинается с декларации эгалитарного принципа, чтобы установить идея о том, что каждый человек имеет право на свободу. Это замечательно прогрессивное заявление в его российском контексте. При отсутствии экономической свободы Радищев спрашивает, можно ли пользоваться свободой посредством коллективных действий для защиты отдельных лиц или группы, когда социальная контракт был нарушен: народные действия могли бы положить конец правонарушениям и в долгосрочной перспективе привести нормы поведения в соответствие с концепция естественного порядка, которую он считал свободным. Аргументы на основе естественной справедливости не были рутинными в русской мысли и письменности того времени. Единственным прецедентом государственной санкции народных действий был традиционная идея «коллективной ответственности», рассматриваемая как более пассивный способ выполнения определенных требований, предъявляемых на крестьянство, как уровни налогов или воинской повинности.

[6] Кроме того, обсуждаемый здесь принцип всеобщей воли также был бы провокационным, поскольку возражения Екатерины Великой против Руссо были хорошо известны.

Демократия, представленная в драматической истории, рассказанной в этой главе, предполагает прямое участие членов группы, которые прибегают к коллективным действиям, когда хозяева, которым они исторически уступили автономию, больше не править адекватно. В основе этой точки зрения лежит идея о том, что осуществление власти одного лица над другим не может быть оправдано. если это грубо нарушает интересы подчиненного лица. Эта эгалитарная защита демократии предполагает, что общество, определяются классовыми структурами, чьи экономические интересы превыше всего, должны, по крайней мере, гарантировать безопасность 92 подчиненного класса. В этих рамках разум должен применяться в суждении и наказания за преступления в целях обеспечения безопасности всех. Однако когда эти условия нарушаются, он предвидит, как это бывает здесь демократический процесс, при котором даже крепостные становятся гражданами и народ восстает: демократия здесь есть власть народа в ее основном смысле.

Гражданство истолковывается с моральной точки зрения в соответствии с какое подчинение элите или государству прекращается, когда их власть были скомпрометированы нарушением этих основных прав. Демократия делает не распространяться на политическую сферу через представительство или избирательное право, и он включает в себя элемент самоопределения только тогда, когда самость сталкивается со значительной опасностью. Именно в этих условиях что даже крепостные, которых всегда следует признавать людьми, могут стать временными гражданами.

Эта речь представляет собой демократический момент, потому что она создает говорящего, который является ярый защитник интересов народа. На практике, как показывает Путешествие неоднократно, свобода дает право на жизнь без угрозы телесных повреждений, но не означает, что любой человек является хозяин своей жизни. Это не видение равного продвижения интересов отдельных лиц в рамках плюралистического общество.

Его идея равенства не является реляционной, поскольку Радищев (который никогда не освобождал своих крепостных) нигде не утверждает, что все равны в политических правах; или что равные возможности заниматься социальное равенство должно быть нормой. Но речь предусматривает возможность того, что есть условия, в которых поборник народ, как избранный представитель или, возможно, как Гракхи в Древнем Риме, поднимется, если демократические действия смогут возглавить постоянное изменение социальных условий. Взгляды Радищева на власть располагались между действительностью русской истории и его знакомство с влиятельными европейскими отчетами. Он вслед за Монтескье признал, что многие факторы влияют на типы правления, наиболее подходящие для наций, и в этом уважение теоретически принимает точку зрения, что абсолютизм и олигархия были естественной формой Российского государства.

Если Радищев признает, что исторически республиканизм в России погас, он не приемлет ни того, что больше не будет республиканцев, ни того, что другие принципы демократического объединения не может вступить в игру. Несколько вдохновений могут объяснить оправдание народного восстания, и они включили бы Локка, эссе Дидро о «Естественном праве» («Le droit naturel») в Энциклопедия, Руссо как автор первого и второго дискурсов, аббат «История двух Индий» Рейнала (1777 г.), особенно в связи с рассказами о рабах. восстание и черный Спартак, и французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Немногие русские знали сочинения Джона Локка, но Радищев, кажется, хорошо знал о его двух трактатах. Он может вслед за Локком предположить, что существуют права не зависит от осуществления избирательного права, которое не может быть нарушено, потому что можно не давать согласия к их нарушению. Он не отрицает экономического превосходства землевладельцев. Но он отрицает любое предположение, что они могут быть превосходны по своей природе. Защита обвиняемых братьев основывается на том, что их нельзя было ожидать отказаться от своей минимальной свободы на основе эгалитарного принципа, согласно которому все человеческие люди разделяют фундаментальный моральный статус.

Во фрагменте «Рассуждения о политической экономии» Руссо спрашивает: не тело нации, взявшее на себя обязательство так же добросовестно заботиться о сохранении наименьшего из своих членов, как и о что из всех остальных? и является ли безопасность отдельного гражданина менее общим делом, чем безопасность всего государства?» [7] В изображении Радищева ответ на риторический вопрос состоит в том, что сохранение экономических интересов элиты было единственной функцией крестьянства. Но история изнасилований и насилия подтверждает, что экономическая безопасность одного класса поставила под угрозу физическую безопасность более крупного класса. Суть выступления в «Зайцово» заключается в том, чтобы сделать выводы из насилия. Во-первых, такие эпизоды обнажают систему принуждения в национальном масштабе. из которых новые моральные требования становятся актуальными. Ясно, что говорящий полагает, что существует моральное равенство между крепостными и хозяева в соответствии с точкой зрения Локка о том, что все имеют равные естественные права и что то, что требуется с точки зрения морали, должно также быть принятым по справедливости. Каждый человек имеет право не причинять вреда другими, и в этом случае Радищев утверждает, что помещики лишились своих прав из-за неправомерных действий, спровоцировавших убийство. Помещики теперь должны быть обязаны признать права своих крепостных в будущем, и развивать отношения общины, если не ради равноправия, то как минимум ради собственной самозащиты.

Но строгое принуждение избегать принудительных практик, уже санкционированное в своды законов екатерининского режима, но не получили широкого распространения, налагает на социально-экономическую группу сдержанность и стандарт минимально приличное поведение. Дело об оправдании кажется землевладельцам спорным, потому что оно принимает эгалитарную предпосылку. это было чуждо им как членам социально-экономической группы, чьи привилегии ничем не ограничивались. В очерке «О юриспруденции». (1801–1802 гг.), Радищев использует язык прав человека, чтобы указать, что существуют обязательные обязанности и средства защиты. которые должны уважаться как благо сами по себе. Выступление в «Зайцово» не претендует в основном на прав человека, поскольку его эгалитаризм в основном инструментальный и направлен на прекращение насилия и сигнализацию потребности измениться, потому что демократическая санкция является скрытой силой исправления зла.

Несмотря на более позднюю советскую традицию читать Радищева как протобольшевика, Journey не дает плана перестройки российской политической экономии в эпоху Екатерины Великой. Критика, однако, предполагает, что любые попытки реформ могут исходить из угрозы социальных волнений. Чтобы предотвратить восстание, правительству и дворянам придется пересмотреть свои методы и упражнения. общее человечество. Читатели могут заподозрить, что неинструментальная вера в локковские естественные права и 94строго морального долга уважать их было бы его истинным чувством, и что здесь есть фоновая идея, что все люди равны в своей фундаментальной ценности. Он показывает понимание того, что мало русских поняли бы это как содержательную точку зрения, что иллюстрируется реакцией элитных сверстников, которые возмущены речью и читать это как оправдание убийства, а не совет умерить свои действия в соответствии с минимальным определением прав и свобод. Далее в главе приводятся меньшие доводы в пользу морального поведения, основанного на личных интересах. Пока короткий В идеале это все же лучший результат, потому что разумное поведение будет способствовать безопасности обеих сторон.

В Journey предполагается, что класс иерархия России, гарантированная ее авторитарной политической системой, не изменится, хотя и поддается реформам. Эта идея прав человека в основном сводится к «низшим ограничения допустимого человеческого поведения». [8] Даже обеспечение признания таких принципов, как эгалитаризм и права лежащая в основе демократии в основном смысле групповой самозащиты была бы серьезным сдвигом. Завершается глава о Новгороде. что республиканизм как форма правления был лишь всплеском в истории России. истории и не подлежит возрождению. Это не исключает ценности республиканизма или обещания более радикальных форм прямой демократии, подразумеваемых в оправдании коллективных действий и народные права.

Отражает ли это выступление пессимизм или оптимизм автора в отношении того, что демократия какой-то может длиться дольше, чем миг в России? Исторические теории свободы, народного суверенитета а демократическое право на правосудие не имело основания в России восемнадцатого века. На практике принципы общественного договора и естественного права, принятые Екатериной в 1767 г., не привели к реструктуризации собственности. связи; также реформа системы правосудия не искоренила широко распространенную коррупцию. Как просветитель и переводчик исторического труда Мабли, Радищев считал, что народы прошли через циклы прогресса и упадка определяются такими факторами, как экономические обстоятельства, международное положение и модели лидерства. Собственные позиции Радищева в отношении форм конституции колебались между просвещенным абсолютизмом к радикальному республиканизму, умеренному к концу жизни надеждой на парламентского монарха при молодом царе Александре I. [9] Римская республика была свергнута аграрной конфликтов, и Новгородская республика не выдержала нашествия. Эпоха французов Революция дала живой пример того, что может произойти, когда экономическая эксплуатация и политическое брожение дойдут до предела. без возврата. Это произошло в тот момент, когда некоторые русские мыслители, как Радищев и как его оратор, имели понятийный язык необходимо было объяснить, почему бесчеловечность, представленная в местных актах тирании, была несовместима с выживанием абсолютизма.

Самоуничтожение абсолютизма обещало положительные реформы или узурпацию суверенная власть народа, сценарий, который он не мог полностью изучить. Радищев возлагал надежды на класс образованной элиты и меритократических государственных служащих, которые знали больше. Искусство демократичности Момент здесь состоит в том, чтобы предложить модель поведения, которая могла бы стабилизировать жизнь двух сословий. в качестве среднесрочного средства, добиваясь компромисса, или может оправдать на основе самообороны передачу суверенитета народу. Этот переход от насилия к новой социальной системе можно подумать, что он воспроизводит переход, который Руссо изображает в конце первой книги «Социального общества». Договор, в котором фундаментальный пакт «вместо того, чтобы разрушить естественное равенство, напротив, заменяет моральное и законное равенство». [10] Используя этот язык, в тени французского революцией и ее угрозой насилия со стороны толпы, он стремился поставить императрицу в известность о выборе между постепенным переходом к справедливой олигархии или к жестокому переходу к власти народа. [11]

[1] Александр Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву, изд. В. А. Западов (Л.: Наука, 1992), 42–3. Все переводы мои. Нет полного или адекватного перевода «Путешествие Радищева» пока доступно на английском языке. Перевод Эндрю Кана а Ирина Рейфман всего Путешествия из Питера в Москву впереди в серии «Русская библиотека», издаваемой Columbia University Press.

[2] Доступное введение, см. Дэвида Маршалла Ланг, Первый русский радикал: Александр Радищев, 1749–1802 (Лондон: Аллен & Unwin, 1959), большая часть которых была резюмирована у Джонатана Израиль, демократическое просвещение (Оксфорд: Oxford University Press, 2011), 626–30.

[3] См., например, вступительный очерк к Радищеву А. Н. Полное собрание сочинений, изд. А. К. Бороздин, И. И. Лапшин, и П. Э. Щеголева (Санкт-Петербург: М.И. Акинфьева, 1907), вып. 1, vii–xxxviii.

[4] О происхождении в восемнадцатом веке гражданских прав в России см. Изабель де Мадариага, Политика и культура в Россия восемнадцатого века (Лондон: Longman, 1998), 92–7.

[5] Изабель де Мадариага, Россия в эпоху Екатерины Великой (Лондон: издательство Йельского университета, 1981).

[6] Майкл Конфино, Domaines et seigneurs en Russie vers la fin du XVIII-e siècle. Этюд de Structures Agraires et de Mentalités économiques (Париж: Institut d’études Slaves, 1963), 96.

[7] См. Жан-Жак Руссо, http://www.rousseauonline.ch/Text/discours-sur-l-economie-politique.php [по состоянию на 14.07.17].

[8] Генри Шу, Основные права (Принстон: Princeton University Press, 1996), 48.

[9] См. Франко Вентури, Европа Люмьер. Recherches sur le 18e siècle (Париж: EHESS, 1971), 283–4.

[10] В зависимости от контекста, с лишь мимолетными замечаниями о Радищеве, см. Томаса Бэррон, Россия читает Руссо, 1762–1825 гг. (Эванстон, Иллинойс: Северо-Западный университет Пресс, 2002), 255–6. Моника Баар, 9 лет0097 Отголоски общественного договора в Центральная и Восточная Европа, 1770–1825) ’, в Взаимодействии с Руссо: реакция и интерпретация от восемнадцатого века до наших дней , изд. Ави Лифшиц (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2016), 95–114 заканчивается комментариями. на русском приеме, что не может быть одобрено.

[11] См. Dan Edelstein, The Террор естественного права. Республиканизм, культ природы и Французская революция (Чикаго: University of Chicago Press, 2009 г.).), 127–70 («Отрубить им головы»).

96

4 Варварство, цивилизованность, роскошь: о Москве 1790–1820-х годов | Просвещенная митрополия: строительство императорской Москвы, 1762-1855 гг.

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Просвещенный мегаполис: строительство имперской Москвы, 1762-1855 гг. Современная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяИстория городовКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Просвещенный мегаполис: строительство имперской Москвы, 1762-1855 гг. Современная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяИстория городовКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Ссылка

Мартин, Александр М. ,

‘4 Варварство, цивилизованность, роскошь: о Москве 1790–1820-х гг.’ History

(

Oxford,

2013;

online edn,

Oxford Academic

, 23 May 2013

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199605781.003.0005,

, по состоянию на 28 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Просвещенный мегаполис: строительство имперской Москвы, 1762-1855 гг. Современная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяИстория городовКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Просвещенный мегаполис: строительство имперской Москвы, 1762-1855 гг. Современная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяИстория городовКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В четвертой главе рассматривается развитие образов Москвы в прозаической литературе 1790-х до 1820-х годов. Сначала в главе исследуется литература на западном (особенно на немецком) языке с акцентом на городскую таблицу (жанр, созданный по образцу «Парижской таблицы » Луи-Себастьяна Мерсье ), социально-экономический анализ, вдохновленный Адамом Смитом, медицинская топография и рассказы о путешествиях. Эта литература подняла вопросы, которые стали долгосрочной частью европейского дискурса о России, например, была ли Россия просвещенной страной и была ли она частью Европы или Азии. Затем в главе обсуждаются русские авторы, в частности Николай Карамзин, Сергей Глинка, Константин Батюшков и Алексей Малиновский. Их внимание было сосредоточено на моральных последствиях городского развития. Распространение утонченного образа жизни от элиты к более широким социальным слоям способствовало цивилизованности или развратило народную мораль? Поощряли ли контакты между простолюдинами, элитами и иностранцами, которым способствовал город, просвещенный патриотизм или граждански нездоровый космополитизм?

Ключевые слова: камерализм, дебаты о роскоши, медицинская топография, городская картина, политическая экономия, писатели-путешественники, сентиментализм, иностранные писатели о России

Предмет

История России и Восточной ЕвропыГородская историяНовая история (1700–1945)Социальная и культурная история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *