Страшная месть гоголь полное содержание: «Страшная месть». Читать онлайн — Русская историческая библиотека

Николай Гоголь — Страшная месть читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …12

Николай Васильевич Гоголь

Страшная месть

I

Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет… Но он не приехал.

Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, — как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву… как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков — никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак — старик.

— Это он! это он! — кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

— Колдун показался снова! — кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

— Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! — И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.

Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.

— Что это за колдун? — спрашивали молодые и небывалые люди.

— Беда будет! — говорили старые, крутя головами.

И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него.

На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.

II

Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорого́ю и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла еще далее в чащу сосен.

Посереди Днепра плыл дуб. Сидят впереди два хлопца; черные козацкие шапки набекрень, и под веслами, как будто от огнива огонь, летят брызги во все стороны.

Отчего не поют козаки? Не говорят ни о том, как уже ходят по Украйне ксендзы и перекрещивают козацкий народ в католиков; ни о том, как два дни билась при Соленом озере орда. Как им петь, как говорить про лихие дела: пан их Данило призадумался, и рукав кармазинного жупана опустился из дуба и черпает воду; пани их Катерина тихо колышет дитя и не сводит с него очей, а на незастланную полотном нарядную сукню серою пылью валится вода.

Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса! Горы те — не горы: подошвы у них нет, внизу их как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо. Те луга — не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц.

Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою.

— Что, моя молодая жена, моя золотая Катерина, вдалася в печаль?

— Я не в печаль вдалася, пан мой Данило! Меня устрашили чудные рассказы про колдуна. Говорят, что он родился таким страшным… и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Слушай, пан Данило, как страшно говорят: что будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тотчас показывалось, что он открывает рот и выскаливает зубы. И на другой день находили мертвым того человека. Мне чудно, мне страшно было, когда я слушала эти рассказы, — говорила Катерина, вынимая платок и вытирая им лицо спавшего на руках дитяти. На платке были вышиты ею красным шелком листья и ягоды.

Пан Данило ни слова и стал поглядывать на темную сторону, где далеко из-за леса чернел земляной вал, из-за вала подымался старый замок. Над бровями разом вырезались три морщины; левая рука гладила молодецкие усы.

— Не так еще страшно, что колдун, — говорил он, — как страшно то, что он недобрый гость. Что ему за блажь пришла притащиться сюда? Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость, чтобы перерезать нам дорогу к запорожцам. Пусть это правда… Я разметаю чертовское гнездо, если только пронесется слух, что у него какой-нибудь притон. Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать. Однако ж, думаю, он не без золота и всякого добра. Вот где живет этот дьявол! Если у него водится золото… Мы сейчас будем плыть мимо крестов — это кладбище! тут гниют его нечистые деды. Говорят, они все готовы были себя продать за денежку сатане с душою и ободранными жупанами. Если ж у него точно есть золото, то мешкать нечего теперь: не всегда на войне можно добыть…

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …12

«Страшная месть», краткое содержание по главам повести Гоголя

I

Есаул Горобець празднует свадьбу сына. Среди гостей находится побратим есаула Данило Бурульбаш с женой Катериной. В разгар веселья есаул берет иконы, чтобы благословить молодых. Вдруг один из гостей превращается в уродливого старика. Все гости сильно испугались. Но есаул выходит вперед с иконами и прогоняет колдуна.

II

Поздней ночью по Днепру плывет лодка, в ней возвращается домой чета Бурульбашей. Катерина встревожена, ее беспокоит появление колдуна. Лодка как раз проплывает мимо старого замка, в котором и живет старик. Он расположен напротив дома Бурульбаша. Возле замка виднеется кладбище.

Вдруг раздается жуткий стон, из могилы один за другим появляются мертвецы. Катерина испугана, даже гребцы в лодке от страха потеряли шапки. Только Данило ничего не боится и успокаивает жену. Гребцы налегают на весла, вскоре ужасное место остается позади.

III

На следующее утро Данило ссорится с отцом Катерины. Бурульбашу не нравится тесть. Он ведет себя не как казак и христианин. Мужчины хватаются за сабли и долго бьются, затем берутся за мушкеты. Пуля Бурульбаша проходит мимо, а старику удается ранить зятя в руку. Тогда Бурульбаш снимает со стены пистолет. Катерина бросается к мужу и умоляет его остановиться ради годовалого сына. Данило остывает. Он даже просит прощения у старика, но тот не желает мириться.

IV

Катерина рассказывает мужу свой сон: ее отец и есть тот страшный колдун. Вечером Данило замечает, что в одном из окон черного замка горит свет. Он отправляется посмотреть, что там происходит. Бурульбаш видит, что к реке спускается отец Катерины. Данило следит за ним. Старик отвязывает лодку и плывет к замку. Бурульбаш подбирается к логову колдуна, но попасть внутрь не может. Тогда Данило залезает на дуб и заглядывает в окно.

Он видит, как тесть входит в комнату и превращается в уродливого старика. Чародей вызывает душу Катерины. Она упрекает отца в убийстве матери. Колдун требует, чтобы дочь стала его женой. Душа девушки с возмущением отказывается.

V

Утром Катерина вновь рассказывает мужу сон, но Данило объясняет ей, что это было на самом деле. Он жалеет, что женился на отродье антихриста. Катерина плачет и упрекает мужа в жестокосердии: ведь она не выбирала родителей. Бурульбаш смягчается и обещает, что никогда ее не бросит. Катерина отказывается от отца и клянется, что не будет иметь с таким ужасным грешником ничего общего.

VI

Колдун сидит в подвале дома Бурульбаша, закованный в цепи. Его схватили за сговор с ляхами, а замок сожгли. Завтра колдуна должны казнить. Выбраться из подвала он не может, поскольку это бывшая келья святого схимника.

Мимо проходит Катерина. Колдун умоляет дочь выслушать его. Он заслужил казнь, но сейчас думает о спасении души. Коварный чернокнижник просит Катерину его выпустить и клянется, что уйдет в монастырь. Катерина верит старику и выпускает его. Только теперь женщина в ужасе осознает, что натворила. Катерина падает без чувств.

VII

Женщина боится, что муж ее убьет, если узнает об освобождении отца. Данило подтверждает эти опасения. Он говорит, что нет такой кары, которая достойна подобного проступка. Но Бурульбаш считает, что колдун сбежал при помощи своих чар. В подвале вместо него находят старый пень в оковах.

VIII

В придорожной корчме пируют ляхи вместе со своим ксендзом. Пьют, играют в карты, сквернословят, пляшут и безобразничают, насмехаются над корчмарем. В пьяных разговорах слышны упоминания о хуторе Бурульбаша и его красавице-жене. Недоброе, судя по всему, задумали эти ляхи.

IX

Бурульбаша одолевают нехорошие предчувствия, словно где-то рядом ходит его смерть. Вбегает казак Стецько и сообщает, что напали ляхи. Долго идет бой, много врагов порубили казаки. Внезапно Бурульбаш видит отца жены, который целится в него из мушкета. Данило бросается к противнику, но падает, сраженный пулей. Колдун скрывается из виду. Катерина горько причитает над телом мужа. Вдали клубится пыль – это спешит на помощь есаул Горобець.

X

Чародей теперь живет в землянке. Он мрачен – много ляхов убито, остальных взяли в плен. Колдун достает горшок с зельем и начинает вызывать душу Катерины. Под действием чар появляется белое облако, а в нем возникает незнакомое лицо. Колдуна охватывает ужас. Он опрокидывает горшок, и тогда видение исчезает.

XI

Катерина с сыном поселяется у есаула. Но и там она не может найти покой. Женщина снова видит сон, в котором колдун грозится убить ребенка, если Катерина не станет его женой. Есаул успокаивает встревоженную мать, он не пустит в свой дом колдуна. На ночь все устраиваются в одной комнате, под дверью спят казаки. Но Катерина просыпается с криком и бежит к колыбели. В ней лежит мертвый ребенок.

XII

В Карпатах появляется огромный всадник, одетый в латы. С пикой и саблей на боку едет он на коне через горы. Но глаза богатыря закрыты, а за его спиной – спящий ребенок. Вот всходит богатырь на самую высокую гору в Карпатах и останавливается на ее вершине. Облака укрывают его от людских глаз.

XIII

Катерина сходит с ума. Свою старую няню она называет ведьмой. Ей кажется, что сын спит, а мужа похоронили живым.

Потом женщина принимается танцевать и поет безумные песни.

К есаулу приезжает гость. Он утверждает, что дружил с мужем Катерины, хочет видеть вдову. Ей гость рассказывает о походах с Данилой, и Катерина слушает мужчину вполне разумно. Но когда гость говорит, что Бурульбаш наказал ему жениться на Катерине, если он погибнет, женщина узнает отца. Катерина бросается на него с ножом. Колдуну удается вырвать у дочери оружие, убить ее, а затем скрыться.

XIV

За Киевом случается диво: вдруг стало видно все далеко-далеко до Карпат. А на самой высокой горе появляется рыцарь верхом на коне. Колдун в ужасе узнает лицо, которое он видел во время ворожбы. В панике он мчится к святым местам.

XV

Старик-схимник сидит в своей келье перед лампадкой. Вдруг к нему врывается колдун и умоляет помолиться, но схимник отказывается. В книге, откуда он читает молитвы, буквы налились кровью.

В гневе колдун убивает схимника и бросается прочь. Он намерен ехать в Крым к татарам, но оказывается на пути к Карпатам. Как бы ни старался колдун свернуть в другую сторону, он все дальше продвигается к горам, пока перед ним не появляется рыцарь на вершине.

Богатырь хватает колдуна и бросает того в глубокий провал. Тотчас сбегаются мертвецы и начинают грызть тело чародея. Самый большой мертвец хочет подняться из земли, но не может этого сделать. От его безуспешных попыток сотрясается земля.

XVI

В Глухове бандурист развлекает народ. Он рассказывает о том, как в давние времена жили два брата – Иван и Петро. Все у них было поровну: и горе, и радость. Однажды король объявил, что нужно захватить турецкого пашу. Кто его возьмет в плен, получит большую награду. Разъехались братья попытать счастья в разные стороны.

Вскоре Иван привел пашу и получил награду. Он тут же разделил ее с братом, но Петро затаил на Ивана злобу. Когда родственники проезжали мимо глубокой пропасти, Петро столкнул брата вниз вместе с конем и маленьким сыном, который ехал в его седле. Так он завладел всем богатством.

Бог предложил Ивану назначить своему брату кару. Иван попросил, чтобы никто из потомков Петра не был счастлив. Чтобы жили они величайшими грешниками, а после смерти терпели страшные муки. А когда последний в их роду умрет, Иван низвергнет его в бездну. Предки этого грешника восстанут из могил, а затем будут вечно грызть тело своего родственника.

Бог согласился со страшной местью, но Ивану приказал стоять на горе и смотреть на свою кару. Так и случилось. Вечно стоит на горе рыцарь и смотрит вниз, где мертвецы грызут мертвеца.

  • «Страшная месть», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

По произведению: «Страшная месть»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич


Гоголь.

A Terrible Vengeance (2018)
  • Awards
    • 3 nominations

Photos64

Top cast

Alexander Petrov

  • Gogol Nikolai Vasilievich

Oleg Menshikov

Evgeniy Stychkin

Artyom Suchkov

Taisiya Вилкова

Юлия Дзуцева

  • Оксана
  • (как Юлия Франц)

Ян Цапник

  • Бомгарт

Evgeniy Sytyy

Sergey Badyuk

  • Vakula

Artyom Tkachenko

  • Danishevskiy

Marta Kessler

  • Vasilina
  • (as Marta Timofeeva)

Dana Abyzova

  • Mariya

Зайцев Кирилл

  • Казимир

Гаянов Олег

  • Атаман Данила

Цурило Всеволод

Либабов Анвар

  • Noseless

Yuliya Marchenko

  • Gogol’s Mother

Andrey Astrakhantsev

  • Gogol’s Father
    • Egor Baranov
    • Aleksey Chupov
    • Natasha Merkulova
  • All cast и съемочная группа
  • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

Еще нравится это

Гоголь. Вий

Гоголь. Начало

Gogol

Furious

Ice

Three Seconds

Forbidden Empire

Text

The Wrong Tutor

Robust

La Celestina

Attraction

Storyline

Did you know

User reviews3

Review

Избранный обзор

4/

10

Только Петров

Итак, сюжет крутится вокруг молодого писца Николая Гоголя, которого мучают непонятные припадки. Он тоже уже пробует себя в литературе, но под псевдонимом, после чего скупает весь тираж книг и сжигает их, так как критики не взяли. Он знакомится с Гуро, этим следователем, и берет с собой нашего писаря в Диканьку для расследования странных дел. Оттуда и начинаются невероятные приключения Гоголя, о которых он много позже напишет.

Мы видели Александра Петрова в разных ролях, но сейчас он совсем другой. Сбитый с толку писатель, который также решает расследовать убийства. Он боится своих припадков, но вынужден с этим мириться, потому что у него нет выбора. Тем не менее видения помогают ему в расследованиях, которые не останутся незамеченными. Петров, как всегда, хорошо справился с ролью, за что хочу его похвалить.

полезно•0

0

  • елизаветапилипак
  • 19 января, 2022

Подробная информация

  • Дата выпуска
    • 30 августа 2018 г. (Россия)
    • Россия
  • . Также известный AS
  • .
  • Компании-производители
    • 1-2-3 Производство
    • Среда
  • См. больше информации о компании на IMDbPro0221

    1 час 47 минут

    • 2,35: 1
  • Связанные новости

    Внесли свой вклад в эту страницу

    . Предложите Edit или добавить недостающий контент

    верхний разрыв

    44444. Ужасная месть (2018) официально выпущена в Канаде на английском языке?

    Ответить

    Львовская национальная опера знаменательный сезон военных лет, показывая жизнь «анфас»

    В один из недавних воскресных вечеров, 13 ноября, Львовская национальная опера представила мировую премьеру трехактной оперы Евгения Станковича, Страшная месть ( Страшна Помства ) к 80-летию со дня рождения композитора. В другое время в такой постановке не было бы ничего особенно примечательного. Но особого внимания заслуживает премьера масштабного нового произведения в военное время. До сих пор во Львове не было повсеместных перебоев с электричеством и водоснабжением, с которыми столкнулись украинские города на востоке, но он пережил бомбардировки и другие нарушения военного времени. Стремление Львовской национальной оперы к полному сезону представляет собой мощный упрек российскому вторжению.

    Россияне чтят Николая (Николая) Гоголя как основателя русской литературной традиции и, возможно, первого русскоязычного писателя-реалиста; Украинцы чтят его крепкие связи с украинской тематикой и фольклором. На протяжении всей своей жизни Гоголь часто возвращался к украинскому фольклору, услышанному им в детстве в городе Нежине. Его самые ранние произведения, такие как рассказы, содержащиеся в сборнике «Диканька», и массивный « Тарас Бульба », основанный на истории запорожского казачества, обнаруживают глубокую связь с украинскими легендами.

    Рассказ Гоголя «Страшная месть» (более известный на английском языке как «Страшная месть») относится к числу его самых ранних произведений, написанных, когда ему было 20 лет. Включенный в его первый сборник рассказов « Вечера на хуторе близ Диканьки » (1832 г.) рассказ переносит немецкую мифологию в украинские степи. Прибытие двух святых икон на казачью свадьбу превращает незнакомца в колдуна, который исчезает. Невеста Катерина сходит с ума после того, как ее отец стреляет в руку ее новому мужу Данило. Колдун возвращается, чтобы вернуть Катерине здравомыслие, чтобы она могла выйти замуж. В конце концов, он убивает ее ножом, который она вытаскивает, чтобы отогнать его. Темы мести в рассказе прямо говорят о страстях войны, особенно сейчас. Облака расходятся, открывая Крым, Карпаты и громадного рыцаря, едущего вниз, чтобы поразить колдуна. История заканчивается тем, что трупы предков ждут, чтобы поглотить тело колдуна на протяжении вечности. Новая опера подчеркивает присущий сюжету мистицизм живым, а порой и кровавым действием. История была превращена в пьесы и фильмы, которые хорошо подходят для большой оперы.

    Сейчас 80-летний Евгений Станкович родился в городе Свалява на западе Украины. Он изучал композицию у польского композитора Адама Солтыса во Львовской консерватории, а затем переехал в Киев, чтобы учиться у украинских композиторов Бориса Лятошинского и Мирослава Скорика в тамошней консерватории. В конце концов он преподавал в Киевской консерватории и был председателем Национального союза композиторов Украины. Он написал 12 симфоний, пять балетов, концерты, музыку к фильмам, камерную музыку, а теперь и оперу.

    Андреас Вейрих руководил совместной украинско-немецкой постановкой, Анна Шёттль создавала декорации, Сергей Наенко ставил хореографию, а Владимир Сиренко и Иван Чередниченко дирижировали музыкой. Возможность провести эту премьеру имела особое значение для Чередниченко, чьи родители были убиты русскими солдатами в Ирпене.

    Главные партии исполняют сопрано Дарья Литовченко, бас Тарас Бережанский (известный своим мощным исполнением Аттилы), латышский тенор Роман Трохимук и подающая надежды сопрано Марианна Цветинска. Несколько певцов вернулись с фронта, чтобы выступить.

    В соответствии с протоколами военного времени количество зрителей ограничено вместимостью бомбоубежища театра. Это производство было освоено Вооруженными Силами Украины, которое получило финансовую поддержку Стабилизационного фонда Украины. Если сирена воздушной тревоги будет звучать в течение часа или меньше, представление продолжится.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *