Бог Пта (Древний Египет) — Русская историческая библиотека
Древнеегипетский бог Пта (Птах) первоначально был главным богом Мемфиса. Этот город, по преданию, основал и сделал столицей объединитель Египта, родоначальник первой династии фараонов – Менес. Мемфис – греческое слово. По-древнеегипетски этот город именовался Меннефер. Из уважения к главному его божеству он носил ещё название Хет-ка-Пта («Палата души бога Пта»). От греческого искажения «Хет-ка-Пта» и появилось слово «Египет».
Боги Древнего Египта. Видео с иллюстрациями для детей и взрослых
В относящихся к раннему этапу египетской истории «Текстах пирамид» и в гробницах эпохи Древнего царства бог Пта упоминается очень редко. Малочисленны упоминания о нём и в последующую эпоху, в «Текстах саркофагов». В этих древнейших памятниках главную роль играют божества более старого, чем Мемфис, города Гелиополя – Ра и его эннеада. Религиозные традиции новой столицы пока не успели возобладать. Однако в текстах времени Нового царства Пта упоминается уже очень часто. Некоторое время культ Пта «конкурировал» с другим мемфисским богом Татененом (это имя означает «поднимающаяся земля»). Однако затем они были слиты в одном образе.
Древние египтяне изображали Пта в облике бородатого мужчины, иногда в короне с перьями.
Бог Пта
Автор изображения
Во времена Нового царства (из более ранних текстов об этом ничего не известно) Пта был наделен женой – богиней Сехмет – и сыном – богом Нефертумом. Но нередко его супругами признавались другие богини – Бастет, Тефнут, Маат, а также богиня Хатхор в образе обожествляемого в Мемфисе дерева – сикоморы. Нефертума египетские источники называют «цветком лотоса у носа Ра», т. е. богом благоухания. Иногда сыном Пта признавался Имхотеп, обожествленный везир фараона III династии Джосера.
Пта (Птах) в Мемфисе был главным богом, демиургом, творцом всех богов и мира. Мемфисское жречество создало и разработало свои космогонию и теогонию, которые содержатся в так называемом «Памятнике мемфисской теологии».
Он уцелел до наших дней по счастливой случайности. Около 720 г. до Р. Х. эфиопский фараон Египта Шабака, вероятно. по просьбе жрецов главного мемфисского храма Пта, повелел начертать на черном граните текст, который до тех пор хранился написанным на папирусе и был давно проеден червями, так что его не понимали от начала до конца. Сильно пострадало начало текста, много пробелов оказалось и в средине, да и язык был уже настолько архаичен, что даже учёные храма едва ли могли разобрать даже сохранившиеся его отрывки. С гранитным камнем Шабаки позже тоже случилась беда: жители окрестностей Мемфиса сделали из него мельничный жернов, вследствие чего погибла еще часть иероглифических строк. В таком виде камень в 1805 попал в Британский Музей, где его глубоко исследовали крупнейшие египтологи: Брестед, Масперо, Эрман, Зете и Юнкер. Благодаря усилиям корифеев египтологии этот трудный текст стал понятен.
Его возникновение относится, вероятнее всего, ко времени IV – V династий. В это время Мемфис был еще молодым городом по сравнению с другими центрами Египта, и его религиозные традиции не могли быть слишком авторитетными. Но Мемфис являлся тогда столицей государства и резиденцией фараонов, под эгидой которых должна была сложиться и укрепиться местная религиозная концепция. Она является искусственным богословским построением мемфисского жречества, созданным во славу и авторитета Пта.
Согласно этой концепции, Пта является верховным всеобъемлющим божеством, создателем вселенной и богов. При сотворении вселенной он действовал абстрактно-философским, творческим орудием – божественным словом. Сердце, «седалище мысли», порождало творческую мысль Пта, но она претворялась в действительность лишь после того, как божественный замысел был произнесен божественными устами.
Это древнее учение весьма схоже с тем, которое развивал позднее иудейский Ветхий Завет, христианство и философ I в. до Р. Х. Филон Александрийский. Евангелие от Иоанна начинается фразой: «В начале было слово, и слово было у бога, и слово было бог. Оно было в начале у бога. Все через него начало быть, что начало быть». Ряд исследователей считают, что здесь не обошлось без влияния древнеегипетских религиозных доктрин.
«Философское» учение мемфисских жрецов о созидательной силе слова бога Пта имеет основанием веру египтян во всемогущество слова, характерную для их представлений о магии.
Не исключено, что учение о творческой силе слова, изложенное в «Памятнике мемфисской теологии», навеяно космогонией Гелиополя. В известном папирусе Бремнер-Ринд (26.22) – поздней редакции гелиопольской космогонии (IV в. до Р. Х.) – содержатся такие слова: «Многие существа вышли из уст моих». Гелиопольское влияние, бесспорно, сказалось в содержащемся здесь же отождествлении Пта с богом Атумом: «Возникший как сердце и возникший как язык в образе Атума, он Пта великий…» Далее в том же «Памятнике мемфисской теологии» сказано: «Его эннеада [девять главных богов] перед ним – это зубы и губы, семя и пальцы Атума. Эннеада – это зубы и губы [бога Пта], уста которого назвали все вещи, породили Шу и Тефнут, породили эннеаду…» Речь идет об эннеаде Пта, которая создана по образцу гелиопольской эннеады. Во главе первой стоит Пта, во главе второй – Атум.
Начало «Памятника мемфисской теологии» сильно повреждено, но тем не менее понятно, что Пта создал себя в восьми ипостасях: «Пта на своем троне», «Пта-Нун, создавший Атума», «Пта-Наунет, родившая Атума», «Пта, сердце и язык эннеады», и еще четыре ипостаси, наименования которых не сохранились. Число 8 напоминает, естественно, гермопольскую «восьмерку», так называемую огдоаду. Наконец, в «Памятнике мемфисской теологии» Пта, как и Атум в гелиопольской космогонии, назван «поднимающейся землей», т. е. первозданным холмом, вышедшим из первобытных вод. Так он назван и в Берлинском папирусе № 3048234.
Пектораль фараона Тутанхамона. Сам он изображён в центре, а по сторонам – бог Пта и его жена, львиноголовая богиня Сехмет
В разных текстах Пта выступает в качестве покровителя ремесел, поэтому греки отождествляли его со своим Гефестом. Пта считался также «владыкой истины» – божеством справедливости. В некоторых текстах солнце и луна называются глазами Пта.
Культ Пта был широко распространен за пределами Мемфиса: ему были посвящены храмы или часовни в других египетских городах: Фивах, Абидосе, Гермополе, Гермонте, Бубасте, Эдфу, Дендере, Александрии, на острове Филэ, а также за пределами Египта – в Аскалоне, в оазисе Харга, в Нубии, на Синае. Такое широкое распространение культа объясняется тем, что Пта был богом древней столицы Египта – Мемфиса, многовековой резиденции фараонов. В поздние времена Пта иногда воспринимался как двуполое божество.
Читайте также статьи Боги Древнего Египта – список и описание и Религия древнего Египта
Египетский бог Птах | Древние боги и герои
27 августа 2016 • 8 274 смотр.
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
Птах — бог, покровитель города Мемфиса. В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе Пта создает все сущее силою мысли и словом: «Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов. создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног. согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей». Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из воплощений он является отцом солнечного бога Атума. Птах, бог-творец и бог-ремесленник, был божеством довольно привлекательного облика. Во всяком случае, он изображался исключительно в человеческом обличье. Он был связан с землей, местом погребения умерших и источником плодородия, и потому часто являлся ипостасью Осириса. Но это качество не добавляло Птаху красоты, а наделяло его сходством с мумией, и, кроме того, он не имел короны. Культ Птаха возник в Мемфисе, его образ был одним из самых знаковых и узнаваемых в древнеегипетском пантеоне. Птах входил в узкий круг богов-творцов.
Благодаря необычайно развитому интеллекту он создавал предметы одной только силой мысли. Птах всегда изображается в антропоморфном облике и почти всегда стоящим. Он — один из немногих богов, не носящих короны. Ее заменяет головной убор, напоминающий шлем и придающий силуэту Птаха странные очертания. Подобно Сокару и Осирису, Птах облачен в облегающий погребальный саван, открывающий только голову и кисти рук. Все три бога, связанные с землей (а также ее недрами), в какой-то момент были сближены друг с другом настолько, что они образовали единое божество, именуемое Птах-Сокар-Осирис. Также существовала связь между Птахом и Татененом, «поднимающаяся земля», поскольку они оба были божествами земли. Именно в случае этого отождествления Птах-Татенен не изображался в виде мумии. Птах считался красивым богом, однако археологи находят не слишком лестные для него портреты, датирующиеся Поздним периодом, где Птах предстает перед нами в образе карлика, попирающего ногами опасных животных. Подобные изображения имеют греческие корни. Это так называемые Птах-Патеки, своего рода амулеты, использовавшиеся египтянами для защиты детей от укусов скорпионов и змей.
Птах, бог из Мемфиса, чествовался в этом городе с особым размахом. Когда здесь поселился фараон, Птах стал его защитником. А когда культ Птаха распространился по всему Египту, бог воплощения замысла стал богом ремесленников. Птах был поистине универсальным богом; его почитали все, от великих мира сего до простых крестьян, что упрочило его статус демиурга. История Птаха началась в Мемфисе и, по всей очевидности, в Додинастическую эпоху. Тогда он был скромным богом умерших, и ничто не предвещало его грядущей славы! Ничто, кроме идеального расположения Мемфиса на Ниле в самом начале Дельты. Этот богатый и плодородный край фараоны без колебаний избрали в качестве своей резиденции.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Поделиться с друзьями!
Хорус | История, внешний вид, символы и факты
Horus , египтянин Hor , Har , Her , или Heru , в древнеегипетской религии бог в образе сокола, правый глаз которого был солнце или утренняя звезда, олицетворяющая силу и квинтэссенцию, и чей левый глаз был луной или вечерней звездой, олицетворяющей исцеление. В Египте были широко распространены культы соколов, существовавшие с поздних додинастических времен.
Гор являлся местным богом во многих местах и под разными именами и эпитетами — например, как Хармахис (Хар-эм-ахет, «Гор на горизонте»), Гарпократ (Хар-пе-храд, «Гор-младенец »), Harsiesis (Har-si-Ese, «Гор, сын Исиды»), Harakhte («Гор Горизонта», тесно связанный с богом солнца Ра), и, в Kawm Umbū (Kom Ombo), как Haroeris (Харвер, «Гор Старший»).
В Нехене (греч. Иераконполис), однако, возникла концепция, что правящий царь был проявлением Гора, и, после того как Нижний Египет и Верхний Египет были объединены царями из Нехена, это представление стало общепринятой догмой. Самым важным из имен египетского царя (число которых выросло с трех в раннединастические времена до пяти позже) было его имя Гор, т. е. имя, которое отождествляло его с Гором. Это название появилось на памятниках и гробницах в прямоугольной рамке, называемой 9.0017 серех
В дополнение к имени Гора, король обычно изображался с парящей формой Гора над головой. Иногда Гора изображают в виде крылатого солнечного диска, представляющего Гора из Бехдета, города в дельте реки Нил, где бог-сокол пользовался культом.
Начиная с 1-й династии (ок. 2925–2775 гг. до н. э.) Гор и бог Сет представлялись вечными антагонистами, примирившимися в гармонии Верхнего и Нижнего Египта. В мифе об Осирисе, который стал известен около 2350 г. до н. э., Гор был сыном Осириса и Исиды и приходился племянником Сету, брату Осириса. Когда Сет убил Осириса и оспаривал наследие Гора (царский трон Египта), Гор стал врагом Сета. В конце концов Гор победил Сета, тем самым отомстив за своего отца и приняв власть. В битве левый глаз Гора (то есть луна) был поврежден — это мифическое объяснение фаз луны — и был исцелен богом Тотом. Фигура восстановленного глаза (
ваджат глаз) стал могущественным амулетом. Гор также ассоциируется (иногда как сын, иногда как партнер) с древней богиней-коровой Хатхор, которую часто изображают с коровьими рогами, иногда с коровьими ушами.
В эпоху Птолемеев победа над Сетом стала символом триумфа Египта над его оккупантами. В Идфу, где восстания часто прерывали работу над храмом, периодически разыгрывалась ритуальная драма, изображающая Гора в образе фараона, пронзающего Сета копьем в образе бегемота.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Позднее греки отождествили Гора с Аполлоном, а город Идфу в греко-римский период назывался Аполлинополис («Город Аполлона»).
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Алисией Желязко.
Птица Бенну – Египетская мифология
Раскрытие информации о партнерских программах
Содержание
Помимо исконных божеств, участвовавших в сотворении мира в египетской мифологии, птица Бенну была животным-божеством, также игравшим исконную роль и ассоциировавшимся с божествами Ра, Атумом и Осирисом. Птица Бенну ассоциировалась с возрождением, творением и Солнцем и имела тесные связи с
Что такое птица Бенну?
Птица Бенну была священным животным Древнего Египта, связанным с богами творения Ра и Атумом. Говорят, что птица Бенну присутствовала на заре творения. Ему поклонялись в городе Гелиополе, где поклонялись важнейшим солнечным божествам Древнего Египта.
Некоторые ученые считают, что птица Бенну имела форму серой цапли, птицы, которая фигурировала в ряде мифов, в том числе греческих. Эта цапля могла быть источником вдохновения для изображений птицы Бенну в более поздние времена. Однако в прежние времена птица могла быть желтой трясогузкой, символом бога Атума, с которым у птицы Бенну были тесные связи.
Птицу Бенну часто изображали со следующими характеристиками:
- Иногда ее изображали с двуперым гребнем
- Птицу часто изображали сидящей на камне бенбен, символизируя Ра
- Птицу Бенну изображали сидящей на иве, представляя Осириса
- Из-за его ассоциации с Осирис, Птица Бенну, в некоторых случаях появлялся с короной Атеф.
- В других изображениях, связанных с его связью с Ра, это существо появлялось с солнечным диском.
Роль птицы Бенну
- Как Ба Ра – Согласно египетской вере, душу формируют несколько черт. Ба был одним из аспектов души и представлял личность. Когда человек умирал, считалось, что его Ба продолжит жить. Ба изображали в виде птицы с человеческой головой. По некоторым сведениям, Птица Бенну была Ба Ра. В этом смысле миф о птице Бенну был тесно связан с мифом о Ра. Вместе с Атумом они были ответственны за создание мира, каким мы его знаем. Из-за этой связи иероглифическое имя Ра представляло собой птицу Бенну в поздний период Египта.
- Как символ возрождения . Согласно некоторым источникам, птица Бенну также имела отношение к возрождению, что усиливало связь птицы с солнцем. Имя Бенну происходит от египетского слова, означающего «подниматься» . Еще одним из названий этого животного было Повелитель Юбилеев , что исходило из идеи, что рождение Бенну обновляется каждый день, подобно солнцу.
Эта связь с возрождением связывала птицу Бенну не только с солнцем, но и с Осирис , бог, вернувшийся из мертвых с помощью богини Исиды .
- Как Бог Творения – Гелиопольский миф о творении предполагал, что это существо было спутником не Ра, а Атума, другого бога творения. В этом мифе птица Бенну плыла по водам Нун на заре мира, держалась на скале и призывала к творению. Крик птицы положил начало миру. По некоторым сведениям, это священное животное также имело отношение к разливу Нила, что делало его необходимой характеристикой для существования жизни. Согласно источникам, Птица Бенну сделала это как аспект Атума; в других он делал это как аспект Ра.
Птица Бенну и греческий феникс
Птица Бенну имеет сходство с греческим Фениксом. Неясно, какой из них предшествовал другому, но некоторые ученые считают, что птица Бенну была источником вдохновения для Феникса.
Оба существа были птицами, которые могли периодически возрождаться. Подобно Птице Бенну, Феникс черпал свою силу из тепла и огня солнца, что позволяло ему переродиться. Согласно Геродоту, Феникс умирал каждые 500 лет, а затем возрождался из собственного пепла. Однако египетские источники не упоминают о смерти птицы Бенну, главным образом потому, что смерть богов была для них табуированной темой. Однако возобладала идея, что птица Бенну возродилась после собственной смерти.
Птица Бенну была настолько значимой, что греки взяли ее за основу для одного из самых известных мифологических существ западной культуры.
Символика птицы Бенну
Как символ птица Бенну имела множество значений.
- Птица Бенну символизировала возрождение Осириса и преодоление смерти.
- Он также изображал ежедневное воскресение солнца и силу Ра.
- Его роль в сотворение и существование жизни было очень важно, что делало его символом творения.
- Птица Бенну также была символом возрождения , подобно фениксу, который, как говорили, умер и возродился из пепла.