Столица россии при петре 1: Когда столица России переехала из Москвы в Санкт-Петербург

С какой целью Пётр I строил новую столицу

Кириллица

Санкт-Петербург не стал столицей в одночасье. Он долгое время конкурировал с Москвой, где еще сильны были традиции патриархальной России. Решение о переносе столицы было принято неоднозначно.

© Кириллица

Судьбоносное решение

Видео дня

Для Петра I решение о переносе столицы было отнюдь не праздной прихотью. На то имелось несколько причин, и одна из них заключалась в специфическом отношении Петра к Первопрестольной. «Пётр не любил Москвы, – писал Пушкин, – где на каждом шагу встречал воспоминания мятежей и казней, закоренелую старину и упрямое сопротивление суеверия и предрассудков». Страстью молодого царя были корабли, и «сухопутная» Москва не позволяла воплотиться его грандиозным планам по строительству и развитию флота. Петру нужна была резиденция на морском побережье. Однако не только резиденция, но и столица – «чтобы гости из других стран могли приплывать к царю по морю, а не преодолевать опасную дорогу до Москвы». Болотистая дельта Невы была не самым удачным местом для строительства города, но едва ли не единственным, позволявшим связать кратчайшим морским путем Россию и Европу. Закладка в 1703 году Петропавловской крепости, с которой начался Санкт-Петербург, отвечала не только военно-стратегическим интересам Петра I, но и его устремлениям налаживать всесторонние контакты с европейскими странами.

Когда произошёл перенос столицы?

Город на Неве в сознании Петра стал столицей в самом начале его строительства. Уже в 1704 году царь в письме Меншикову с Олонецкой верфи писал: «Мы чаем кончая во втором или третьем числе будущего месяца отсель поехать, и чаем, аще бог изволит, в три дни или четыре быть в столицу (Питербурх)». Во многих источниках перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург датируют 1712 годом: именно к этому году в северную столицу перебирается царский двор, высшие чиновники и сенаторы, а также некоторые государственные службы и иностранные посольства. Интересно, что перенос столицы на Неву состоялся в то время, когда формально эти земли России не принадлежали. Только в 1721 году согласно Ништадтскому договору, подписанному после окончания Северной войны, Санкт-Петербург, де-юре находившийся во владениях Швеции, уже на законных основаниях отошел к России. Так, в течение 9 лет Петр управлял страной фактически с территории другого государства! Многие ошибочно полагают, что новая столица России получила свое название в честь Петра I, по инициативе которого и был заложен город. Но исторические документы свидетельствуют о том, что сам царь название нового города связывал с именем апостола Петра, считая святого своим небесным покровителем. Имя «Петр» перводится как «камень».

Строго по плану

Санкт-Петербург изначально задумывался как европейский город, к строительству которого Петр привлекал лучших западных специалистов. Его прямоугольная планировка с широкими проспектами и прямыми линиями улиц кардинально разнилась с тесной и хаотичной радиально-кольцевой застройкой Москвы. Город был построен строго по плану буквально на глазах одного поколения. Для поддержания высоких темпов строительства в Петербург ежегодно отправлялись до 40 тысяч «работных людей», а также переселялось на постоянное место жительства множество мастеровых, ремесленников и купцов. Недаром говорят: «Москва создана веками, Петербург – миллионами!»

«Пристанище коммерции»

Первоочередной задачей для Санкт-Петербурга было развитие оборонных отраслей промышленности, обеспечивающих нужды армии и флота. Но растущие потребности населения города вызвали бурный рост торговых отношений с остальной Россией. Большое внимание стало уделяться строительству дорог, связывающих Санкт-Петербург с различными торговыми центрами страны – Новгородом, Ригой, Москвой. Однако и об основном предназначении новой столицы не забывали. Благодаря инициативе Петра, стремившегося превратить город в «пристанище коммерции», происходит быстрая переориентация Санкт-Петербурга на торговые связи с Европой. За считанные годы столица обрастает гостиными дворами, таможнями и биржами.

Критика и защита

Далеко не все видные российские деятели с энтузиазмом воспринимали переезд столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Так, Карамзин называл «блестящей ошибкой Петра Великого основание новой столицы на северном крае государства, среди зыбей болотных, в местах, осуждённых природою на бесплодие и недостаток». Схожего мнения были и многие современники Петра, считавшие, что Петербург далеко отстает от центра страны, тем самым сводя на нет его значение как столицы. Однако епископ Гавриил Бужинский не соглашался с подобными мыслями, распространяемыми, по его мнению, «ядовитыми ехиднами, изострившими свои аспидные зубы». Полемизируя с критиками Петра I, епископ восхваляет местоположение нового города, указывает на его стратегическое и экономическое значение, напоминает о славной истории невских берегов.

Столица или резиденция?

На изданном при жизни Петра I плане Петербурга стоит обозначение «Russischen Haupt-Residenz und See Stadt». Это дало повод некоторым исследователям считать Петербург 1710–20-х гг. не столицей, а «Главной Резиденцией» царского двора. Слова Петра, написанные в шуточной форме князю Ромодановскому по случаю Полтавской победы косвенно подтверждают эту гипотезу: «Ныне уже без сумнения желание вашего величества еже резиденцию вам иметь в Петербурхе, совершилось через сей упадок конечной неприятеля». Действительно, первое время функции двух главных городов России были разделены. «Московская губерния. Москва сталица Российская. Санкт-Петербурхская губерния. В Санкт-Петербурхе в резиденции Российской», – такая запись в 1727 году появилась в статистическом сочинении обер-секретаря Сената Ивана Кирилова. Однако Петр I все-таки задумывал на берегах Невы столицу во всех ее смыслах. Для этого он построил в Петербурге Александро-Невскую Лавру, куда перевез из Владимира мощи легендарного князя Александра Невского. Именно в Петербурге царь хотел видеть центр военной, политической, экономической и духовной жизни государства.

Москва, и снова Петербург

В 1727 году при Петре II Москва снова, хотя и ненадолго стала главным городом страны. Александр Меншиков, являвшийся при малолетнем императоре регентом впал в немилость промосковскому боярству и был отправлен в ссылку. В это же время в Новодевичьем монастыре была заточена единственная живая родственница Петра II его бабушка Евдокия Лопухина, что и подтолкнуло царя к переезду в Москву, которая на 3 года вернула себе звание столицы. После смерти Петра II Петербург продолжал некоторое время оставаться резиденцией, но с 1737 года на планах он уже обозначается как столичный город. Окончательная смена статуса Санкт-Петербурга связана с Анной Иоановной, для которой Москва была небезопасным местом. Английский дипломат писал, что «двор на зиму (1731-32 года) переберется в Петербург, так как фавориты надеются там избежать ежедневно раздающихся жалоб, находят и жизнь там менее опасной, чем здесь». С этого времени Санкт-Петербург стал постепенно превращаться город, способный соперничать с крупнейшими европейскими столицами.

Другое, Евдокия Лопухина, Александр Меншиков, Александр Невский

Города Российской империи | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Известно, что главным городом Российской империи была ее столица, основанная Петром I, – Санкт-Петербург. Столицей этот город оставался с 1712 по 1918 год, когда революционные события и Гражданская война в России привели к переносу столицы обратно в Москву. Помимо главного города, в Российской империи существовали города, которые впоследствии сменили названия, статус или исчезли.

Главный город Российской империи

В настоящее время исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основание города произошло с закладкой Петропавловской крепости по указу Петра I в устье реки Невы весной 1703 года. В следующем году была основана крепость Кронштадт. А в 1712 году Петербург приобрел статус столицы российского государства. Отныне все лица, находящиеся на службе у царского двора, должны были селиться именно в Петербурге. Название новая столица России получила в честь апостола Петра, небесного покровителя Петра Великого.

На территории, где расположен Петербург, люди жили издавна. Около 12 тысяч лет назад вслед за отступившим в результате последнего таяния ледником на эти места пришли те, кого можно считать предками современных угро-финских народов. Около VIII–IX веков у берегов Невы появились восточные славяне, а в начале IX века данные территории стали частью Древнерусского государства – и конкретно Новгорода Великого. Земли на правом берегу Невы именовались Карельскими, по левому берегу располагалась Ижорская земля. А в VIII–XIII веках Нева являлась частью водного пути «Из варяг в греки». После поражения России в 1617 году в войне со Швецией земли вокруг Невы отошли победителю. Лишь события и итоги Северной войны 1700–1721 годов позволили России присоединить долину Невы.

В петровские времена в Петербурге были построены Гостиный двор, Троицкая церковь, разнообразные служебные здания, а также располагались ремесленные слободы и воинские части. Первое промышленное предприятие города – Адмиралтейская верфь – было открыто в 1705 году. Там же, на левом берегу Невы, впоследствии были возведены Зимний и Летний дворцы Петра I с Летним садом. В 1724 году в новую столицу из Москвы перевели Монетный двор, в следующем году основали Петербургскую академию наук, а с 1728 года свет увидела первая русская регулярная общественно-политическая газета «Санкт-Петербургские ведомости».

В результате пожаров и наводнений, которые пережил Петербург к середине XVIII столетия, многие здания петровской городской застройки обветшали или погибли. Поэтому в 1737 году началась перестройка города. В 1756-м был основан первый в стране государственный театр, будущий Александринский. Уже в конце XVIII века Петербург по численности населения (~220 тысяч человек) обогнал Москву. 1811 год был отмечен основанием Царскосельского лицея, где учились будущие декабристы, осуществившие неудачную попытку государственного переворота в 1825 году, а также А. С. Пушкин и другие поэты. Адмиралтейские заводы в 1800 году запустили первую паровую машину, и спустя 15 лет на воду сошел первый русский пароход «Елизавета». В ноябре 1824-го столица Российской империи пережила самое разрушительное наводнение в своей истории. В 1830-х годах Петербург стал важным промышленным и финансовым центром страны и продолжил развиваться в этом направлении. Достаточно вспомнить знаменитый Путиловский завод, работники которого играли важнейшую роль в революционных событиях 1905–1907 и 1917 годов.

Как и положено столице, Петербург являлся центром политической и научной жизни государства. С 1839 года начала действовать Пулковская обсерватория, с 1845-го – Русское географическое общество. В начале XX века Петербург давал 12 % всей промышленной продукции в стране.

Первая мировая война вызвала всплеск антигерманских настроений в России. На этой волне Николай II приказал переименовать столицу в Петроград – на русский манер. После Октябрьского переворота 1917 года и создания РСФСР Петроград сохранял свой столичный статус, но после переезда большевистского правительства в Москву этот статус вернулся к последней (март 1918 года). В 1924 году, после смерти Ленина, ЦК ВКП(б) принял решение переименовать Петроград в Ленинград. Первоначальное название вернулось к Северной столице только в 1991 году.

Бывшие города Российской империи

После того как Российская империя прекратила свое существование, те города, которые были основаны или отстроены русскими, активно переименовывались новыми властями. Начнем с современной России и перечислим некоторые наиболее крупные или важные из таковых. Екатеринодар стал Краснодаром, Святой Крест – Будённовском, Царёвококшайск – Йошкар-Олой, Вятка – Кировом, Калата – Кировградом (не путать с Кировоградом – бывшим малороссийским Елисаветградом), Ямбург – Кингисеппом, Белоцарск – Кызылом, Петровск-Порт – Махачкалой, Симбирск – Ульяновском, Верхнеудинск – Улан-Удэ, Романов-Борисоглебск превратился в Тутаев, Ставрополь-Волжский – в Тольятти, Сурож – в Судак, Усть-Сысольск – в Сыктывкар, Сердоболь – в Сортавалу, Обдорск стал Салехардом, а Ново-Николаевск – Новосибирском, Иваново-Вознесенск был переименован в Иваново, Заславль – в Изяслав.

Польские города Перемышль и Холм получили названия Пшемысль и Хелм соответственно.

Эстонские Пернов и Ревель (Колывань) превратились в города Пярну и Таллин. А Юрьев и Ругодив стали Тарту и Нарвой.

Литовские Вильно и Ковно получили названия Вильнюс и Каунас.

Латышский город Либава стал Лиепая, Двинск – Даугавпилс, Люцин – Лудза.

Украинский город Юзовка стал именоваться Донецком, Екатеринослав – Днепропетровском (с 2016 года — Днепр), а Елисаветград – Кировоградом (с 2016 года – Кропивницкий).

В Казахстане Актюбинск получил название Актобе, Гурьев – Атырау, Кокчетав – Кокшетау, Николаевск – Костанай, Верный стал именоваться Алма-Атой, Акмолинск – Астаной, а Весёлый – Житикарой.

Помимо тех городов, которые были переименованы, в современной России существуют населенные пункты, утратившие статус города или исчезнувшие в результате присоединения к другим городам или по иным причинам.

Так, города бывшей Санкт-Петербургской губернии – Кронштадт, Ораниенбаум (Ломоносов), Павловск, Петергоф, Царское Село (Пушкин) – вошли в состав Петербурга.

Города бывшей Архангельской губернии – Пинега и Холмогоры – приобрели статусы поселка и села.

В бывшей Астраханской губернии города Енотаевск, Царёв, Красный Яр и Чёрный Яр стали селами.

Города бывшей Виленской губернии – Друя и Радошковичи, а также город бывшей Витебской губернии – Сураж – стали селом и городскими поселками в Белоруссии соответственно.

В бывшей Вологодской губернии города Красноборск и Яренск стали селами, а Лальск приобрел статус поселка городского типа.

Города бывшей Воронежской губернии – Землянск, Коротояк и Нижнедевицк – стали селами.

Города бывшей Гродненской губернии – Корыцин, Кузница, Мельник, Нарев, Новый Двор и Янов – стали деревнями в Польше, а Одельск – деревней в Белоруссии. 

Город Нахичевань-на-Дону, входивший в состав Области Войска Донского, вошел в состав Ростова-на-Дону.

Город Славяносербск бывшей Екатеринославской губернии стал поселком городского типа на Украине.

Свияжск, город бывшей Казанской губернии, приобрел статус села.

В бывшей Калужской губернии города Перемышль и Серпейск стали селами, а Воротынск приобрел статус поселка.

Города бывшей Костромской губернии – Кадый, Лух и Судиславль – приобрели статус поселка городского типа, а город Унжа стал селом.

Города бывшей Курской губернии – Богатый и Хотмыжск – стали селами, Тим приобрел статус поселка городского типа, а Мирополье – села на Украине.

Город Шлок бывшей Лифляндской губернии вошел в состав Юрмалы (Литва).

Города бывшей Нижегородской губернии – Ардатов и Васильсурск – стали поселками городского типа, Макарьев и Починки – селами.

Города бывшей Новгородской губернии – Демянск и Крестцы – приобрели статус поселка городского типа.

Города бывшей Пензенской губернии – Верхний Ломов, Керенск, Наровчат, Троицк и Шишкеев – стали селами, а Мокшан – поселком городского типа.

Город бывшей Полтавской губернии – Глинск – стал селом на Украине.

Бывший город Балаклава Таврической губернии вошел в состав Украины, а город Перекоп был уничтожен в ходе Гражданской войны в России.

Бывший город Корчева Тверской губернии был затоплен водами Иваньковского водохранилища.

Бывший город Ярославской губернии – Молога – был затоплен водами Рыбинского водохранилища.

Город Илимск, располагавшийся на территории Иркутской губернии, был затоплен водами Усть-Илимского водохранилища.

Бывшие города Уральской области – Илецк и Калмыков – стали селами.

Мелхиседек | История, смысл, священство и библейский стих

Основные вопросы

Почему Мелхиседек был важен?

Мелхиседек, фигурирующий в Ветхом Завете, важен в библейской традиции, поскольку он был одновременно царем и священником, связанным с Иерусалимом и почитаемым Авраамом, который платил ему десятину. Признание Авраамом авторитета и подлинности ханаанского царя-священника поразительно и не имеет аналогов в библейской литературе.

Что означает имя Мелхиседек?

Мелхиседек — старое ханаанское имя, означающее «Мой Царь — [бог] Седек» или «Мой Царь — Праведность» (значение аналогичного еврейского родственного имени).

Какой религии был Мелхиседек?

Религия Мелхиседека была бы частью ханаанской традиции. Бог, жрецом которого служит Мелхиседек, называется «Эль-Элион», имя ханаанского происхождения, вероятно обозначающее верховного бога их пантеона.

Откуда был Мелхиседек?

Считается, что Мелхиседек был царем Иерусалима. Салим, царем которого он считается, весьма вероятно, является Иерусалимом. В Псалме 76:2 Салим упоминается таким образом, что подразумевается, что он является синонимом Иерусалима, а ссылка в Бытии 14:17 на «Царскую долину» еще больше подтверждает это отождествление.

Мелхиседек , также пишется как Мелхиседек , в еврейской Библии (Ветхий Завет), важная фигура в библейской традиции, потому что он был и царем, и священником, был связан с Иерусалимом и почитался Авраамом, который заплатил десятину ему. Он появляется как личность только в вставленной виньетке (Бытие 14: 18–20) истории Авраама, спасающего своего похищенного племянника Лота, победив коалицию месопотамских царей под предводительством Кедорлаомера.

В этом эпизоде ​​Мелхиседек встречает Авраама, возвращающегося с битвы, дает ему хлеб и вино (что было истолковано некоторыми христианскими учеными как предтеча Евхаристии, так что имя Мелхиседека вошло в канон римской мессы) и благословляет Авраама во имя «Бога Всевышнего» (на иврите Эль-Элион).

Взамен Авраам отдает ему десятину добычи.

Мелхиседек — древнее ханаанское имя, означающее «Мой Царь — [бог] Седек» или «Мой Царь — Праведность» (значение аналогичного древнееврейского родственного имени). Салим, царем которого он считается, весьма вероятно, является Иерусалимом. В Псалме 76:2 Салим упоминается таким образом, что подразумевается, что он является синонимом Иерусалима, а ссылка в Бытии 14:17 на «Царскую долину» еще больше подтверждает это отождествление. Бог, жрецом которого служит Мелхиседек, — это «Эль-Элион», опять же имя ханаанского происхождения, вероятно обозначающее верховного бога их пантеона. (Позже евреи приспособили другое ханаанское имя в качестве наименования Бога.)

То, что Авраам признал авторитет и подлинность ханаанского царя-жреца, поразительно и не имеет аналогов в библейской литературе. Эта история, возможно, достигла своей окончательной формулировки во времена царя Давида, служа апологией того, что Давид сделал Иерусалим своей штаб-квартирой и учредил там священство.

Уплата Авраамом дани иерусалимскому царю-священнику предвосхищала время, когда потомки Авраама приносили десятину иерусалимским священникам, служившим в святилище в столице Давида. Эта история может также относиться к конфликту между священниками-левитами, потомками Авраама, и священниками-садокитами в Иерусалиме, которые позже изменили свою верность Яхве, еврейскому богу. Садокийцы монополизировали иерусалимское священство, пока их не увезли в Вавилон, и тогда левитские священники утвердили свою гегемонию; Эпизод с Мелхиседеком может показать возрождение силы Садокита.

В библейском повествовании также возникают текстовые проблемы. Авраам, платящий десятину Мелхиседеку, является интерпретацией, хотя и вероятной, оригинального библейского текста, в котором этот вопрос неоднозначен; кажется неуместным, что Авраам отдает десятую часть добычи Мелхиседеку, а затем отказывается взять что-либо себе (стихи 22–23). Опять же, некоторые ученые утверждали, что для автора времен Давида было бы необычно построить повествование с главным героем-ханаанеем.

Псалом 110, говоря о будущем мессии из рода Давида, намекает на царя-священника Мелхиседека как на прототип этого мессии. Эта аллюзия побудила автора Послания к Евреям в Новом Завете перевести имя Мелхиседек как «царь праведности», а Салим — как «мир», так что Мелхиседек стал прообразом Христа, объявленным истинным царем праведности и мир (Евреям 7:2). Согласно аналогии, как Авраам, предок левитов, платил десятину Мелхиседеку и, следовательно, был ниже его, так и священство Христа, подобное Мелхиседеку, выше священства левитов. Кроме того, точно так же, как Ветхий Завет не указывает дату рождения или смерти Мелхиседека, так и священство Христа вечно.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Редакция Британской энциклопедии Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Документ – Петр Великий, «Указ о приглашении иностранцев» (1702 г.) — Patterns of World History 3e Dashboard Resources

Аннотация и ключевые слова

Петр I (1672–1725) России был одним из самых выдающихся правителей Европы восемнадцатого века. Он пришел к власти в стране с глубоко укоренившейся традиционной культурой, которая быстро менялась в условиях усиливающихся контактов и конкуренции с западными и северными европейскими державами. При Петре Россия победила Швецию и стала единственной величайшей державой в Восточной Европе. Он также ввел целый ряд социальных, экономических, культурных, интеллектуальных и политических изменений. Петр развил совершенно иную политическую идею, представлявшую собой сплав русских учений о личной, самодержавной власти царя и западных представлений о разумной, светской власти на службе абстрактного, безличного государства. Кроме того, Петр импортировал избранные части западной культуры и обучения и навязывал их часто сопротивляющейся знати.

Наиболее заметным признаком западной ориентации Петра была новая столица Санкт-Петербург, которую он приказал построить.

Первый предлагаемый здесь источник — императорский указ, приглашающий иностранцев приезжать в Россию и поступать на российскую государственную службу. В нем также указаны общие цели Питера. Вторая группа источников — указ о строительных ограничениях и описание запрета на коленопреклонение в царском присутствии в Петербурге — связана с использованием Петром «рационального» законодательства на благо общества. После этого третий набор документов представляет взгляд Петра на роль правителя как первого слуги государства и его понимание надлежащего поведения своих подданных. В итоговом наборе текстов представлены два русских мнения о Петре.

«Указ о приглашении иностранцев» (1702), в Петра Великого , изд. Л. Джей Олива. (Prentice-Hall, 1970): 44. Перепечатано с разрешения Pearson Education, Inc., Upper Saddle River, NJ.

«Указы о строительстве Санкт-Петербурга» (1714), в Жизнь и мысль в Древней Руси , изд. Марта Блинофф, 16–17 лет. Copyright © 1961 Издательство Пенсильванского государственного университета.

Рассказ Джона Хози, первого хирурга императора, в Оригинальные анекдоты Петра Великого , изд. Якоб фон Штелин (Нью-Йорк: Arno Press, 1920), 99–100.

Петр Великий, «Приказ по войску перед Полтавской битвой», 27 июня 1709 г., в Справочник по русской истории с древнейших времен до 1917 г. , т. 1, с. 2, изд. Джордж Вернадски и др., 365. Copyright © 1972 Yale University Press. Перепечатано с разрешения.

В Юджин Шайлер, Петр Великий , Том. 2 (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1884 г.), 153–54.

Документ

«Указ о приглашении иностранцев» (1702)

Достаточно известно во всех землях, которые Всевышний отдал под нашу власть, что с момента нашего восшествия на престол все наши усилия и намерения были направлены на управление этим царством в таким образом, чтобы все наши подданные благодаря нашей заботе об общем благе становились все более и более богатыми.

С этой целью мы всегда старались поддерживать внутренний порядок, защищать государство от вторжений и всячески улучшать и расширять торговлю. С этой целью мы были вынуждены произвести некоторые необходимые и полезные изменения в управлении, чтобы наши подданные могли легче получить знания в делах, в которых они прежде были невежественны, и стать более искусными в своих торговых отношениях. Поэтому мы отдали приказы, сделали распоряжения и основали учреждения, необходимые для увеличения нашей торговли с иностранцами, и будем делать то же самое в будущем. Тем не менее мы опасаемся, что дела обстоят не так хорошо, как нам хотелось бы, и что наши подданные не могут в полной тишине пользоваться плодами наших трудов, и поэтому мы рассмотрели еще другие средства для защиты нашей границы от вторжения неприятеля, и защищать права и привилегии нашего государства и общий мир всех христиан, как это и положено христианскому монарху. Для достижения этих достойных целей мы стремились улучшить наши вооруженные силы, которые являются защитой нашего государства, чтобы наши войска могли состоять из хорошо обученных людей, поддерживаемых в идеальном порядке и дисциплине.
Чтобы добиться большего улучшения в этом отношении и поощрить иностранцев, которые могут помочь нам в этом, а также художников и ремесленников, приносящих пользу государству, приехать в нашу страну в большом количестве, мы издали этот манифест: и приказал разослать его печатные копии по всей Европе. А так как в нашей московской резиденции уже дозволено свободное исповедание религии всех других сект, хотя и не согласных с нашей церковью, так да будет сие вновь подтверждено тем, что мы властью, дарованной нам Всемогущий не будет принуждать совесть людей и с радостью позволит каждому христианину заботиться о своем собственном спасении на свой страх и риск.

«Постановление о строительстве СТ. Петербург» (1714)

1. На Городском и Адмиралтейском островах в Санкт-Петербурге, равно как и на берегах большой Невы и ее важнейших рукавах, деревянные постройки запрещены, разрешены только глинобитные дома. За исключением двух вышеупомянутых островов и набережных, для построек можно использовать дерево, планы можно получить у архитектора Трезини. Крыши крыть либо дерном двух толщин, уложенным на стропила с поперечными ребрами (не на рейках и досках), либо черепицей. Никакое другое кровельное покрытие не допускается под страхом серьезных штрафов. Улицы должны ограничиваться непосредственно домами, а не заборами или конюшнями.

2. Светлейший и могущественный Петр Великий, Император и Самодержец Всероссийский, повелел свой Высочайший Указ возвестить людям всех чинов. Между тем каменное строительство здесь продвигается очень медленно, так как каменотесов и других мастеров этого ремесла трудно найти даже за хорошую плату; по этой причине все каменные постройки любого вида запрещены во всем государстве в течение нескольких лет, пока строительство здесь не продвинется достаточно, под страхом конфискации имущества преступника и изгнания. Объявить сей указ во всех городах и уездах Санкт-Петербургской губернии, кроме сего города, чтобы никто не оправдывался неведением.

«Запрещение стоять на коленях»

Через несколько лет после постройки города Петербурга мало улиц было вымощено, и при малейшем дожде они были очень мокрыми и грязными; однако, когда царь появился на публике, все пали на колени, по древнему обычаю народа. Легко представить себе положение его подданных при подъеме. Государь, мало желавший такого бесполезного почтения, всегда делал народу знак воздерживаться и несколько раз заявлял, что эта церемония отнюдь не льстит ему. Но так как это заявление не имело никакого действия, а старый обычай продолжал соблюдаться, он в конце концов издал прокламацию, запрещающую под страхом кнута i любой человек, который преклонит перед ним колени на улицах или покроется грязью в честь своего государя.

«Приказ по армии перед Полтавской битвой» (1709)

Пусть знают русские воины, что настал час, когда самое существование всего отечества отдано в их руки: или Россия погибнет совсем, или она возродится к лучшему. Они должны думать, что они вооружены и выстроены в боевые порядки не ради Петра, а ради вверенного Петру государства, ради своего рода и всего русского народа, который до теперь находится под защитой их оружия и сегодня ждет от них окончательного решения своей судьбы. И пусть их не смущает слава врага, считающегося непобедимым, ибо они сами неоднократно опровергали это сообщение. В грядущем действии пусть держат перед мысленным взором своим только то, что с нами борется Сам Бог и Справедливость, о чем Господь, дающий силу в битвах, уже засвидетельствовал им своей помощью во многих битвах: пусть они полагаются на него одного. А что касается Петра, то пусть знают наверняка, что жизнь его ему не дорога, лишь бы сохранилась Россия и русское благочестие, слава и благоденствие.

«Концепция Петра об имперской власти»

Петр Великий, беседуя в токарской мастерской с Брюсом и Остерманом, яростно сказал им: «Иноземцы говорят, что я приказываю слугам, как рабам. Я приказываю им, как подданным, которые подчиняются моим указам. В этих указах содержится благо, а не вред для государства. Английская свобода здесь неуместна, как глухая стена. Нужно знать людей, чтобы управлять ими. Тот, кто видит плохое и выдумывает хорошее, может говорить со мной прямо и без страха. Вы тому свидетели. Я рад услышать что-то полезное от наименьшего предмета; руки, ноги и языки не обузданы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *