Столица опричнины – Столица опричнины

Александров — столица Опричнины. — Гид по путешествиям

История Александрова (тогда — Александровской слободы) началась в XVI веке, когда князь Василий III построил здесь, на пути в Переславль-Залесский, княжеский дворец. Его сын, Иван Грозный, неоднократно приезжал в эту загородную резиденцию, а в 1564 году удалился сюда на 16 лет, сделав слободу центром опричнины, фактической столицей государства.

Александров после опричнины.

Покинул дворец царь в 1581 году, после гибели своего сына Ивана (по одной из версий, Грозный сам в гневе убил царевича). За неполные два десятилетия «кровопийственный град» успел обрасти многочисленными каменными постройками, на которые царь не жалел денег. В первой половине XVII века здесь был устроен Успенский женский монастырь, который впоследствии стал местом заточения сводной сестры Петра I Марфы. Сегодня территорию бывшей царской резиденции делят устроенный в советское время музей «Александровская слобода» и возрожденная в 1990-х годах обитель.

Александров Троицкий собор.

Одно из самых величественных сооружений дворцово-храмового ансамбля — Троицкий собор (1508–1513). В его порталах хранятся военные трофеи Ивана Грозного — Тверские врата (сер. XIV в.), привезенные в слободу в 1570 году, после похода на Тверь, и выполненные в технике золотой наводки по меди Васильевские двери (1336), стоявшие раньше в Новгороде. Новгородские врата украшают 28 рисунков, в основном на евангельские сюжеты, но есть среди них и изображения новгородского архиепископа Василия и мифического существа из древнерусских апокрифов — Китовраса.

Александров Распятская церковь-колокольня.

Рядом с собором стоит самое высокое сооружение Александровского кремля — возведенная по приказу Ивана Грозного восьмигранная Распятская церковь-колокольня (1565–1570). Колокола, привезенные в Александров во времена опричнины, не сохранились — по приказу Петра I они во время Северной войны со шведами были переплавлены на пушки. С Распятской церковью связана легенда о первом русском воздухоплавателе: якобы именно с нее (как с самого высокого здания в слободе) некий холоп Никита попытался взлететь на сконструированных им крыльях. Ему удалось преодолеть несколько десятков метров, но Ивану Грозному выдумка не понравилась, и он велел изобретателя казнить. Сегодня наверху колокольни устроена смотровая площадка, а в церкви открыта экспозиция, посвященная легендам Александровской слободы: тому самому незадачливому авиаконструктору, библиотеке Ивана Грозного и гибели его сына.

Александров Покровский храм.

Неподалеку расположен Покровский храм с трапезной палатой (нач. XVI в.), в котором сохранились фрески, выполненные по приказу Ивана Грозного. Расписан здесь даже шатер: на нем изображены русские святые и ветхозаветные праведники. В трапезной палате восстановлен интерьер парадного зала XVI века, предназначавшегося для приема гостей. В подвале устроены кладовые и пыточная комната, а наверху — «сенник постельный» — спальня Ивана Грозного.

Александров Успенская церковь.

Успенская церковь (1-я пол. XVI в.) предположительно была домовым храмом Василия III. При его сыне к ней пристроили трапезную и колокольню. Сейчас здесь открыта музейная экспозиция «Сокровища трех веков», где можно увидеть коллекцию икон, книг и церковных облачений XVII– XIX столетий.

Александров музеи города.

На половине дороги от Успенского монастыря к железнодорожной станции расположен Музей Марины и Анастасии Цветаевых, открытый на собранные в 1990-х годах пожертвования. Создатели называют его музеем-метафорой: в этом доме, где Марина Цветаева провела лето 1916 года и написала несколько поэтических циклов, в том числе «К Ахматовой» и «Стихи о Москве», нет ни одного «подлинного» экспоната. Стены дома оклеены фотографиями, старыми газетами, объемными изображениями живших здесь людей, и каждому посетителю устраивается подробная экскурсия по истории дома и Серебряного века. В соседней комнате устроена постоянная выставка «Александров — столица 101-го километра», посвященная «неблагонадежным элементам», которым не разрешалось жить ближе, чем в 100 км от крупных городов.

travellgide.ru

Александрова слобода — столица опричнины Ивана Грозного

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «История и археология»

Реферат

по дисциплине:

«История Владимирского края»

на тему:

«Александрова слобода – столица опричнины Ивана Грозного»

Выполнил:

ст. гр. ЭУС-110

В.В. Миронова

Принял:

Ершова Т.Н.

Владимир 2010

План:

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Иван Грозный…………………………………………………………4

1.1. Воспитание Ивана Грозного.………………………………………4

1.2. Личность Ивана Грозного………………………………………….6

Глава 2. Опричнина…………………………………………………………….8

2.1. История создания опричнины…………………………………………8

2.2. Исследования опричнины…………………………………………11

2.3.Цели и причины опричнины………………………………………13

Глава 3. Александрова слобода………………………………………………16

3.1. Что такое «слобода»……………………………………………….16

3.2. Основание Александровой слободы……………………………….16

3.3. Александрова слобода – столица опричнины Ивана Грозного…18

Заключение…………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………23

Введение

Одной из центральных загадок истории России XVI в. до сих пор остается пресловутая «опричнина Ивана IV», наложившая трагический отпечаток на жизнь современников и на последующую историю страны. Споры о причинах введения, целях и содержании, времени окончания опричнины, вызванных ею реформах и о многом другом, так или иначе с нею связанном, не стихают на протяжении вот уже более четырех с лишним веков. Ее загадки, решаемой всякий раз по-разному, не может обойти ни один историк, занимающийся событиями 60-70-х гг. XVI в., однако ни одна из выдвинутых до сих пор гипотез не объясняет совокупность всех известных в настоящее время фактов. Можно сказать, что, обладая фактами, исследователь не может проследить их причинно-следственную связь.

Время Ивана Грозного имеет огромное историческое значение. Политика царя и её последствия оказали огромное влияние на ход отечественной истории. Царствование Ивана IV, составлявшее половину XVI столетия содержит в себе ключевые моменты становления Российского государства: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и, наконец, опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного. Именно опричнина притягивает к себе взгляды многих историков. Ведь не существует точных сведений о том, зачем Иван Васильевич прибегнул к таким необычным мерам. Считается официально, что опричнина просуществовала 7 лет с 1565 по 1572 гг. Но отмена опричнины была только формальной, число казней, разумеется, уменьшилось, понятие «опричнина» было ликвидировано, его в 1575 году заменили на «государев двор», но общие принципы и порядки остались не тронутыми.

Опричнину пытались объяснить с позиций далеко идущих реформ в области управления государством, экономики, земельной политики, борьбы с феодальной раздробленностью на путях централизации и становления абсолютной монархии, переориентации внешней политики, борьбы с дворцовыми (боярскими) заговорами, сепаратизмом отдельных городов и земель, а также многим другим, что находило безусловное документальное подтверждение, но оказывалось в противоречии с другими фактами и наблюдениями. Сама цель разделения страны на «земщину» и «опричнину», предстающую царским уделом, построенным по образцу «земщины», но выведенным из-под общегосударственной юрисдикции и подчиняющимся непосредственно царю, как и последующая ее ликвидация с возвращением родовых поместий уцелевшим прежним владельцам, остается необъясненной.

Иван Грозный

Воспитание Ивана Грозного

В памяти современников кровавое правление первого московского царя оставило глубокий след. Народ наградил Ивана Васильевича прозвищем Грозный. Иван Грозный был жестокий и нравственно неуравновешенный человек, его поступки оставили кровавый след в истории. Ведь он совершил жесточайшее преступление против своего народа, время его правления ассоциируется у каждого современного человека с жестоким опричным террором. Этому террору подверглись все классы общества, жертвами становились даже женщины и дети. Зачастую гибли ни в чем не повинные люди, стоило ему только заподозрить их в измене. Но сложился ли его характер спонтанно? Для ответа на этот вопрос следует обратить внимание на воспитание малолетнего государя.

Ребенок родился с блестящими дарованиями; быть может, он родился также с восприимчивою, легко увлекающеюся, страстною природою, но, без сомнения, эта восприимчивость, страстность, раздражительность если не были произведены, то по крайней мере были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его. Известно, что ребенок даровитый, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в затруднительное, неприятное положение, развивается быстро, преждевременно во всех отношениях. По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей; среди эгоистических стремлений людей, окружавших его, Иоанн был совершенно предоставлен самому себе, своему собственному эгоизму. Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, перед ним наглым, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти; в то же время он ясно понимал свое верховное положение, ибо те же самые люди, которые не обращали на него никакого внимания, которые при нем били, обрывали людей к нему близких, при посольских приемах и других церемониях стояли пред ним как покорные слуги; видел он, как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться; да и было около него много людей, которые из собственных выгод, из ненависти к осилившей стороне твердили, что поступки последней беззаконны, оскорбительны для него. Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте! Окруженный людьми, которые в своих стремлениях не обращали на него никакого внимания, оскорбляли его, в своей борьбе не щадили друг друга, позволяли себе в его глазах насильственные поступки, Иоанн привык не обращать внимания на интересы других, привык не уважать человеческого достоинства, не уважать жизни человека. Пренебрегали развитием хороших склонностей ребенка, подавлением дурных, позволяли ему предаваться чувственным, животным стремлениям, потворствовали ему, хвалили за то, за что надобно было порицать, и в то же время, когда дело доходило до личных интересов боярских, молодого князя оскорбляли, наносили ему удары в самые нежные, чувствительные места, оскорбляя память его родителей, позоря, умерщвляя людей, к которым он был привязан, — оскорбляли, таким образом, вдвойне Иоанна: оскорбляли как государя, потому что не слушали его приказаний, оскорбляли как человека, потому что не слушали его просьб; от этого сочетания потворств, ласкательств и оскорблений в Иоанне развивались два чувства: презрение к рабам-ласкателям и ненависть к врагам, ненависть к строптивым вельможам, беззаконно похитившим его права, и ненависть личная за личные оскорбления.[1]

Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Шуйские считали ненужным обращать на него большое внимание. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а первенствующий боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя, их отца, и ногу на нее положит, не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Тучков пихал ногами вещи его матери, позабывши, что ребенок такие явления помнит лучше, чем взрослый. Горечь, с какою Иван вспоминал об этом 25 лет спустя, дает почувствовать, как часто и сильно его сердили в дет

mirznanii.com

Столица опричнины | Легенды нашей эпохи

Сегодня небольшой город Александров на севере Владимирской области немногим напоминает о былом величии: там, например, где раньше был Посольский двор Ивана Грозного, сейчас – кинотеатр «Сатурн» и похожий на тысячи других памятник Ленину. А в конце XVI века это место считалось фактической столицей Руси: сюда с разных концов света спешили послы, здесь подписывались важнейшие указы и соглашения, тут же Иван Грозный учредил опричный двор, что положило начало целой эпохе.

3 декабря 1564 года Иван Грозный неожиданно покинул Москву. Перед этим он успел поссориться практически со всеми своими приближенными — некоторые из них, как, например, Андрей Курбский, небезосновательно боясь мести царя, бежали в Литву. Царская семья уехала за 150 километров от Москвы: там Иван Грозный остановился в Александровской слободе. С собой царь прихватил не только государственную казну, но также и всю свою библиотеку, иконы и символы власти.

Александровскую слободу построил ещё предшественник Ивана Грозного Василий III. По примеру многих европейских монархов он мечтал о собственном «Версале», однако получилось, конечно, нечто другое — величественные дворцовые сооружения, кремль и главный собор, названный сначала Покровским, а затем Троицким. Василий III использовал Александровскую слободу как загородное имение: здесь он пировал, охотился, иногда встречался с послами.

ФОТО 1. Москва при Иване Грозном. Картина Аполлинария Васнецова, 1902 г.

После смерти царя владение досталось его жене Елене Глинской. Иван Грозный обрёл власть ещё в юном возрасте и сразу же обратил внимание на слободу, которая досталась ему в наследство: там он даже вручал награды воинам, прославившим себя в бою. А за год до переезда Грозный, ставший после смерти жены маниакально подозрительным, вывез в Александровскую слободу сундуки с документами государственной важности.

Прошло около месяца с того момента, как Иван Грозный покинул Москву — бояре и высокопоставленные служители церкви недоумевали: от царя не было никаких вестей. Впрочем, долго так продолжаться не могло. В самом начале нового, 1565 года, митрополит получил от Ивана Грозного письмо, в котором царь жаловался на бояр, которые, по его мнению, чинят беззаконие и злодействуют на протяжении десятков лет. Лицам духовным досталось не меньше: они, как писал Грозный, заступаются за виновных и не дают их казнить.

ФОТО 2. Александровская слобода. Картина Александра Маслова.

После письма никаких новостей из Александровской слободы не поступало ещё месяц. Наконец, Иван Грозный вернулся в Москву, чтобы донести до своих приближенных — он согласится вновь взять управление государством в свои руки, но только при условии создания «опричного двора». Собственно, так на Руси и появились опричники — своеобразные телохранители царя.

О том, каких масштабов достигнет опричнина, вряд ли кто-то, кроме самого царя, мог догадываться. Иван Грозный объявил своей собственностью сразу 12 городов, набрал несколько тысяч молодых людей, которых назвал опричниной и наделил практически полной властью. Вообще-то они должны были бороться с крамолой и злонамеренными боярами, однако на деле опричники устроили резню на территории Руси.

ФОТО 3. Александровская слобода. Эскиз декорации к опере «Царская невеста».

С легкой руки Ивана Грозного в список предателей и изменников попали практически все его приближенные — жертвами опричнины пали известные князья и бояре. Зачастую вместе с мужчинами казнили и их семьи, в том числе детей. Кого-то, кому повезло больше, постригли в монахи, кого-то — выслали, лишив всего, подальше из Москвы.

Александровская слобода стала фактически центром опричнины и вошла в историю как «кровопийственный град». С одной стороны, после переезда царя в слободу она стала центром притяжения выдающихся иконописцев и зодчих, с другой, дела государственной важности чередовались там с изуверскими пытками, которым царь подвергал своих мнимых врагов.

ФОТО 4. Опричники в Новгороде.

В укрепленный дворец к Ивану Грозному опричники привозили знатных бояр и отнятое у них имущество. Там же, рядом с православным собор, устраивались кровавые казни. Напоминавшие монашеские рясы черные одежды, в которые облачались опричники, вкупе с отрезанными собачьими головами и мётлами, которые, согласно некоторым воспоминаниям, опричники возили с собой, придавали их образу вид чрезвычайно устрашающий.

В Александровской слободе Иван Грозный, будучи человеком крайне религиозным, основал из опричников что-то вроде монашеского братства. Он написал специальный устав, а себе приказал величать «игуменом». Своих любимцев опричников Грозный облачил в нищенские наряды, выдал им монастырские посохи, а сам часами неистово служил молебны и пел в хоре. Впрочем, в итоге почти всех своих «иноков» Иван Грозный всё равно казнил.

ФОТО 5. Александровская слобода. Снимок Прокудина-Горского, 1911 год.

Из Александровской слободы Иван Грозный вознамерился сделать неприступную крепость: он, по словам немецкого путешественника Генриха фон Штадена, обложил стены крепости «снаружи поверх бревен кирпичом от земли до стрельниц», а свои палаты обнёс специальным валом и рвом. Несмотря на это, слобода все равно развивалась: поскольку там в итоге сошлись все нити государственного управления, то появилась своя улица для чиновников, своя — для купцов, отдельная, конечно же, — для опричников.

Слобода стала главным местом для всех переговоров, которые вёл Иван Грозный, а также, по воспоминаниям английского путешественника Флетчера, самым богатым городом Руси. «Слобода сделалась городом, украшенная церквами, домами, лавками каменными», — писал известный историк Николай Карамзин.

ФОТО 6. Вид на современную Александровскую слободу

Иван Грозный провёл в Александровской слободе практически 20 лет. За это время там, например, успели устроить ярмарку невест для царя: туда свезли 2000 девушек из разных городов Руси, часть из которых Грозный выдал замуж за своих приближенных, а одну — Марфу Собакину — взял себе в жены. Оттуда же, из Александровской слободы, опричное войско Ивана Грозного отправилось покорять вольный Новгород и учинило там погром. В слободе же начала работать первая провинциальная печатня, где работали ученики Ивана Фёдорова.

Покинуть Александровскую слободу навсегда Ивана Грозного заставила смерть сына, виновником которой, по одной из версий, был он сам. Больше в этом место царь никогда не возвращался, а слобода на долгие годы превратилась в обычное дворцовое село.

humaninside.ru

Столица опричнины: aprosh — LiveJournal

Сегодня небольшой город Александров на севере Владимирской области немногим напоминает о былом величии: там, например, где раньше был Посольский двор Ивана Грозного, сейчас – кинотеатр «Сатурн» и похожий на тысячи других памятник Ленину. А в конце XVI века это место считалось фактической столицей Руси: сюда с разных концов света спешили послы, здесь подписывались важнейшие указы и соглашения, тут же Иван Грозный учредил опричный двор, что положило начало целой эпохе. 

3 декабря 1564 года Иван Грозный неожиданно покинул Москву. Перед этим он успел поссориться практически со всеми своими приближенными — некоторые из них, как, например, Андрей Курбский, небезосновательно боясь мести царя, бежали в Литву. Царская семья уехала за 150 километров от Москвы: там Иван Грозный остановился в Александровской слободе. С собой царь прихватил не только государственную казну, но также и всю свою библиотеку, иконы и символы власти.

Александровскую слободу построил ещё предшественник Ивана Грозного Василий III. По примеру многих европейских монархов он мечтал о собственном «Версале», однако получилось, конечно, нечто другое — величественные дворцовые сооружения, кремль и главный собор, названный сначала Покровским, а затем Троицким. Василий III использовал Александровскую слободу как загородное имение: здесь он пировал, охотился, иногда встречался с послами.

Москва при Иване Грозном. Картина Аполлинария Васнецова, 1902 г. Источник: artchive.ru

После смерти царя владение досталось его жене Елене Глинской. Иван Грозный обрёл власть ещё в юном возрасте и сразу же обратил внимание на слободу, которая досталась ему в наследство: там он даже вручал награды воинам, прославившим себя в бою. А за год до переезда Грозный, ставший после смерти жены маниакально подозрительным, вывез в Александровскую слободу сундуки с документами государственной важности.

Прошло около месяца с того момента, как Иван Грозный покинул Москву — бояре и высокопоставленные служители церкви недоумевали: от царя не было никаких вестей. Впрочем, долго так продолжаться не могло. В самом начале нового, 1565 года, митрополит получил от Ивана Грозного письмо, в котором царь жаловался на бояр, которые, по его мнению, чинят беззаконие и злодействуют на протяжении десятков лет. Лицам духовным досталось не меньше: они, как писал Грозный, заступаются за виновных и не дают их казнить.

Александровская слобода. Картина Александра Маслова. Источник: artnow.ru

После письма никаких новостей из Александровской слободы не поступало ещё месяц. Наконец, Иван Грозный вернулся в Москву, чтобы донести до своих приближенных — он согласится вновь взять управление государством в свои руки, но только при условии создания «опричного двора». Собственно, так на Руси и появились опричники — своеобразные телохранители царя.

О том, каких масштабов достигнет опричнина, вряд ли кто-то, кроме самого царя, мог догадываться. Иван Грозный объявил своей собственностью сразу 12 городов, набрал несколько тысяч молодых людей, которых назвал опричниной и наделил практически полной властью. Вообще-то они должны были бороться с крамолой и злонамеренными боярами, однако на деле опричники устроили резню на территории Руси.

Александровская слобода. Эскиз декорации к опере «Царская невеста». Источник: artchive.ru

С легкой руки Ивана Грозного в список предателей и изменников попали практически все его приближенные — жертвами опричнины пали известные князья и бояре. Зачастую вместе с мужчинами казнили и их семьи, в том числе детей. Кого-то, кому повезло больше, постригли в монахи, кого-то — выслали, лишив всего, подальше из Москвы.

Александровская слобода стала фактически центром опричнины и вошла в историю как «кровопийственный град». С одной стороны, после переезда царя в слободу она стала центром притяжения выдающихся иконописцев и зодчих, с другой, дела государственной важности чередовались там с изуверскими пытками, которым царь подвергал своих мнимых врагов.

Опричники в Новгороде. Источник: lenta.ru

В укрепленный дворец к Ивану Грозному опричники привозили знатных бояр и отнятое у них имущество. Там же, рядом с православным собор, устраивались кровавые казни. Напоминавшие монашеские рясы черные одежды, в которые облачались опричники, вкупе с отрезанными собачьими головами и мётлами, которые, согласно некоторым воспоминаниям, опричники возили с собой, придавали их образу вид чрезвычайно устрашающий.

В Александровской слободе Иван Грозный, будучи человеком крайне религиозным, основал из опричников что-то вроде монашеского братства. Он написал специальный устав, а себе приказал величать «игуменом». Своих любимцев опричников Грозный облачил в нищенские наряды, выдал им монастырские посохи, а сам часами неистово служил молебны и пел в хоре. Впрочем, в итоге почти всех своих «иноков» Иван Грозный всё равно казнил.

Александровская слобода. Снимок Прокудина-Горского, 1911 год. Источник: radonez.ru

Из Александровской слободы Иван Грозный вознамерился сделать неприступную крепость: он, по словам немецкого путешественника Генриха фон Штадена, обложил стены крепости «снаружи поверх бревен кирпичом от земли до стрельниц», а свои палаты обнёс специальным валом и рвом. Несмотря на это, слобода все равно развивалась: поскольку там в итоге сошлись все нити государственного управления, то появилась своя улица для чиновников, своя — для купцов, отдельная, конечно же, — для опричников.

Слобода стала главным местом для всех переговоров, которые вёл Иван Грозный, а также, по воспоминаниям английского путешественника Флетчера, самым богатым городом Руси. «Слобода сделалась городом, украшенная церквами, домами, лавками каменными», — писал известный историк Николай Карамзин.

Вид на современную Александровскую слободу с воздуха. Источник: turizm.sputnik.ru

Иван Грозный провёл в Александровской слободе практически 20 лет. За это время там, например, успели устроить ярмарку невест для царя: туда свезли 2000 девушек из разных городов Руси, часть из которых Грозный выдал замуж за своих приближенных, а одну — Марфу Собакину — взял себе в жены. Оттуда же, из Александровской слободы, опричное войско Ивана Грозного отправилось покорять вольный Новгород и учинило там погром. В слободе же начала работать первая провинциальная печатня, где работали ученики Ивана Фёдорова.

Покинуть Александровскую слободу навсегда Ивана Грозного заставила смерть сына, виновником которой, по одной из версий, был он сам. Больше в этом место царь никогда не возвращался, а слобода на долгие годы превратилась в обычное дворцовое село.

Иван ШТЕЙНЕРТ.

aprosh.livejournal.com

Столица опричнины — История России

Где в России опричная столица, какой город в Сибири сравнивают с Афинами и чем, кроме палисадников, славится Вологда.

Мы уже писали о том, почему Москву называют Третьим Римом, Рим Вечным городом, Нью-Йорк Большим Яблоком, а Лиму Городом королей. А в этой статье расскажем, откуда произошли самые известные неофициальные названия некоторых российских городов.

Александров. Опричная столица и Столица 101-го километра

Подмосковный город Александров вошел в историю России в качестве столицы опричнины, правового беспредела, который в середине XVI века устроил Иван Грозный. Александровская слобода с 1564 по 1581 год была его главной резиденцией и являлась фактической столицей Руси. Царь жил здесь почти безвылазно. Принимал иностранных послов, собственноручно пытал опальных бояр, менял жен как перчатки и организовывал оргии.

А уже в советское время Александров получил прозвище Столица 101-го километра. Во времена сталинских репрессий те, кто все-таки выходил из лагерей и тюрем, не имели права жить в столице (даже если были коренными москвичами), а также в радиусе 100 км от нее*. Самым близким к Москве городом за этой зоной отчуждения был Александров. В эпоху брежневского застоя правило 101-го километра продолжало действовать в отношении диссидентов. Сегодня в Александрове даже существует музей «101-й километр».

*Ограничение в правах распространялось также на жительство в других крупных и закрытых городах: Ленинграде, Севастополе, а также столицах союзных республик и др.

Томск. Сибирские Афины

Сибирскими Афинами провинциальный Томск называют не за бурную, уходящую корнями в глубокую древность историю и культуру, а за то, что в этом городе в 1878 году открылся первый в Сибири государственный университет. Одновременно был заложен первый в Сибири ботанический сад, одна из главных достопримечательностей современного Томска.

Автором метафоры принято считать князя Константина Вяземского, объехавшего в конце XIX века всю Азию и половину Африки, не говоря уже о Европе. Известно о нем мало, хотя маршрутам путешественника могли бы позавидовать и Семенов Тян-Шанский, и Пржевальский, и многие другие известные исследователи. Но из-за своего эксцентричного поведения (князь продал все свое имущество и даже родительское поместье, чтобы организовывать свои экспедиции) его не приняли в Русское географическое общество, а вот Французская географическая национальная Академия сделала его своим почетным членом. Погиб князь Вяземский в 1909 году во время купания в море, когда служил библиотекарем Афонского монастыря.

Белгород и Орел. Города первого салюта

Днем 5 августа 1943 года в ходе Курской битвы были освобождены от фашистов города Орел и Белгород. А в 00:00 в Москве в честь подразделений, участвовавших в операции, был дан первый за время Великой Отечественной войны салют 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий, рассредоточенных по всему городу. «В прежние времена, когда войска одерживали победы, звонили в колокола во всех церквах. Мы тоже достойно ознаменуем нашу победу» именно так, по воспоминаниям командующего Московским фронтом противовоздушной обороны генерала Даниила Журавлева выразился Сталин. Холостые снаряды пришлось поискать, но не стрелять же боевыми!

С тех пор и вплоть до окончания Великой Отечественной войны еще 354 раза гремели салюты в честь освобождения советских городов (и даже небольших населенных пунктов).

А Белгород, Орел и Курск также стали первыми в России городами, получившими титул «город воинской славы». Это почетное звание им было присвоено 7 мая 2007 года.

Вологда. Насон-город

«Город, где резной палисад» таким Вологду закрепил в сознании советского народа вокально-инструментальный ансамбль «Песняры». Но есть у Вологды и другие исторические реминисценции, и связаны они, как и в случае с Александровым, с правлением Ивана Грозного. Именно при нем в Вологде начали строить царскую резиденцию кремль, или по-старинному, детинец. Первый камень в основание грандиозной постройки, которая, по замыслу, царя, должна была стать крупнее Московского Кремля минимум в два раза, был заложен 28 апреля 1566 года в день святого апостола Иасона (Насона). Есть сведения, что Иван Грозный даже хотел перенести свою столицу в Вологду, но не сложилось.

Согласно городской легенде, во время посещения царем строящегося Софийского собора ему на голову упал кусок штукатурки, и суеверный монарх воспринял это как дурной знак. Строительство свернули, а недостроенный Насон-город в начале XIX века и вовсе разобрали до основания. Сегодня Вологодским кремлем ошибочно называют историко-архитектурный ансамбль Архиерейского двора, расположенный на высоком берегу реки Вологда, который тем не менее является главной достопримечательностью города. А вот резных палисадов в Вологде с каждым годом становится все меньше и меньше. Увы.

Калуга Колыбель космонавтики

Самый известный калужанин, несомненно, Константин Эдуардович Циолковский. Гений, который первым догадался, что человека можно отправить в космос при помощи ракеты. О

lesreinesdesalpes.com

ОПРИЧНИНА это что такое ОПРИЧНИНА: определение — История.НЭС

ОПРИЧНИНА

1) в 14-15 вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2) Название удела царя Ивана IV Грозного в 1565-72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. 3) Система внутриполитических мер Ивана IV в 1565-72 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.).

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

ОПРИЧНИНА

в XIV-XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи. Название удела Ивана Грозного в 1565—1 572 гг. с особой территорией, войском и госаппаратом. Кроме того, система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 — 1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов. Характерны массовые репрессии, казни, земельные конфискации и др.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Опричнина

изначально — небольшая часть земель, отдававшая после смерти владельца его вдове для обеспечения жизненных потребностей. В современном значении — термин, введенный Иваном Грозным для обозначения той части территории государства, которая была выведена из-под юрисдикции органов управления (Боярской Думы и др.) и перешла в личное распоряжение царя. На этой территории получали землю на поместном праве опричники, составлявшие корпус личной охраны царя и использовавшиеся им для проведения политики террора и уничтожения своих врагов, истинных или мнимых.

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарик

ОПРИЧНИНА

(от «опричь» — кроме, особо) — так называли владение, выделяемое членам великокняжеской династии. От этого слова получила название политика Ивана IV Грозного (1565—1572) после его разрыва с Избранной Радой и опал в отношении представителей княжеской аристократии и бояр. Это вызвало недовольство знати, часть ее бежала за границу (князь А. Курбский и др.). Считая, что только сильная царская власть с опорой на верную часть дворянства может дать результат, Иван IV потребовал чрезвычайных полномочий. Страна была разделена на две части — земщину, где правила Боярская дума, и опричнину, подчиненную царю. С территории опричнины выселялись местные феодалы, а их земли передавались опричникам. Казни и опалы, «перебор людишек» привели к подрыву экономики страны, усилили самодержавную власть. Опричнина уничтожила уделы местных князей, подорвала мощь боярской аристократии, привела к перераспределению земель в господствующем слое дворянства. Однако попытка грубой силой — казнями и репрессиями — разрешить экономические и политические противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Более того, опричнина привела к новому усилению противоречий внутри страны, во многом способствовала установлению крепостного права.

Оцените определение:

interpretive.ru

❶ Что такое опричнина 🚩 Гуманитарные науки

Еще в XIV веке опричниной стали называть выделенный в пожизненное владение удел вдовствующей княгине, после ее смерти все ее владения переходили старшему сыну. То есть прямое значение данного слова – «удел, выданный в пожизненное владение». Однако со временем данное слово приобрело несколько других смыслов. Все они связаны с именем первого царя всея Руси Иоанна Грозного.

К XVI веку относят появление синонима слова «опричнина», восходящее к его корню «опричь», что означает «кроме». Речь о словосочетании «тьма кромешная», которым называли опричное войско, а самих опричников звали «кромешниками». Сейчас смысл этих синонимов разведен. Первый стал олицетворением вседозволенности, второй – полного мрака.

Потребность в создании опричнины, то есть собственного удела, у царя возникла по нескольким причинам, но основной стала необходимость централизации власти – страна вела Ливонскую войну, а в среде господствующего класса были бесконечные распри. В 1565 году царь издал указ об учреждении опричнины и разделил государство на две неравные части – опричнину (собственный удел) и земщину – вся остальная Русь. По сути, Иоанн вынудил боярство дать ему абсолютное право казнить и миловать всех ослушников. Земщина тут же была обложена непомерным налогом на содержание царского удела. Так как проститься со своими деньгами согласились не все, на них обрушились репрессии, которые проводили служилые люди из опричного войска. За свою службу опричники получали земли опальных государственных мужей, неугодных бояр. Впрочем, в число опричников могли попасть просто по спискам. Многие даже не знали, что по воле судьбы стали царскими «любимчиками».

Своего апогея разгул царского беспредела достиг в 1569 году, когда опричное войско во главе с Малютой Скуратовым устроило массовые убийства во многих городах на пути от Москвы к Новгороду. Беззакония творились с «благородной» целью найти зачинщиков заговора в Новгороде.

В 1571 году опричное войско было уже полностью выродившимся, вторгшийся в пределы Москвы Девлет-Гирей (крымский хан) сжег столицу и разгромил жалкие остатки царского войска. Конец опричнине был положен в 1572 году, когда войско царя и земское войско были объединены, чтобы дать отпор крымцам. Само слово «опричнина» было запрещено упоминать под страхом смертной казни. Злодеяния вернулись бумерангом к тем, кто их творил – Иоанн Грозный казнил самых главных опричников.

Специалисты называют опричниной не только царский удел, существовавший в эти 8 лет с 1565 по 1572 гг., но и сам период государственного террора. Многие историки проводят аналогии с этим периодом в новейшей истории нашего государства. Это так называемая ежовщина – большой террор 1937-1938 годов, чьей задачей было избавление от неугодных лиц молодого советского государства. Ежовщина закончилась так же, как и опричнина — чисткой рядов НКВД (главного карающего органа), в том числе был казнен и сам Ежов.

Последствия опричнины были плачевны. Русский народ, о котором так заботился царь, бежал из центральных земель на окраины, бросая плодородные земли. Оправиться от этого потрясения страна не смогла. Ни Федор Иоаннович, время правления которого было относительно мирным, ни Борис Годунов, в чьем царствовании было много разумного, не смогли вывести Русь из кризиса, в который бросил ее Иоанн Грозный. Прямым следствием опричнины стало Смутное время.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *