Памятник — Державин. Полный текст стихотворения — Памятник
Литература
Каталог стихотворений
Гавриил Державин — стихи
Гавриил Державин
Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1795 г.
Другие стихи этого автора
Властителям и судиям
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Признание
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Бог
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
О религии
Река времен в своем стремленьи…
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
О жизни
Лебедь
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
Золотой век
Снигирь
Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
Золотой век
Как читать
Публикация
Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»
История создания, ключевые образы и основные мотивы драмы
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Бог — Державин. Полный текст стихотворения — Бог
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах Божества,
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы нарицаем — Бог!
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет,
Хотя и мог бы ум высокий,
Тебе числа и меры нет!
Не могут Духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хао́са бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал;
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал.
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты свет, откуда свет исте́к.
Создавый все единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек.
Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся.
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под Тобой.
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут;
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют;
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры,
Перед Тобой — как нощь пред днём.
Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия;
Но что мной зримая вселенна,
И что перед Тобою я? —
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед Тобой — ничто.
Ничто! — но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! — но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты.
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есь и Ты.
Ты есь! — Природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет;
Ты есь — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты Духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества.
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я царь, — я раб, — я червь, — я бог! —
Но будучи я столь чудесен,
Отколь я происшел? — Безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель,
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие́;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! в бессмертие Твое́.
Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей.
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
1784 г.
Английские переводы в виде бесплатной электронной книги
Биография
Именно Державин в гораздо большей степени, чем Пушкин, создал притязание писателя на роль общественной совести России. По иронии судьбы, подарок исходил от выраженной инвалидности поэта, противоречивости, которая так раздражала современников, ожидавших почтения к богатству, социальному положению и судебным процедурам. Стесненный общественным строем, к которому он не вполне принадлежал, собственные сомнения Державина стали его магнитом, сначала в его пугачевских приключениях, а затем и в его произведениях. Его первая книга «Сборник Читагалая», изданная анонимно и за свой счет в 1774 г. , следовала необычному порядку: переводы четырех од Фридриха Великого, затем его собственных стихов, плюс посвящение генералу Бибикову, за которым последовало одно посвящение генералу Бибикову. императрица Екатерина, но в остальном был скромным и ненапористым. Затем последовали две важные оды: «На смерть князя Мещерского» и «Властителям и судьям», первая из которых имела леденящую кровь ноту великой поэзии, а вторая вызвала некоторые проблемы с цензурой. Затем последовала «Фелица» 1782 года, изображавшая императрицу исключительно компетентной, трудолюбивой и рассудительной женщиной.
Бесплатная электронная книга: переводы стихов Державина в формате pdf.
Державинские стихи и их достижения
Пушкин и его современники считали оду Державина «Водопад» величайшей поэмой на русском языке. Однако это исключительно длинное и по большей части стандартное произведение, трехлетний труд любви к герою и отчасти меценату поэта, князю Григорию Потемкину, выдающемуся государственному деятелю и полководцу. Я дал только начальные стихи, где Державин предстает в ином обличье, как проницательный естествоиспытатель, чуть ли не поэт-романтик современной Германии или Англии.
Смысл в творчестве Державина часто сжат, местами даже запутан, но эту семантическую плотность можно еще больше усилить за счет сочных цветовых образов и звуковых эффектов. Русские стихи впоследствии пошли более приземленным и полезным путем Пушкина, но суровая жизненная сила Державина позже заинтересовала поэтов-иконоборцев, таких как Мандельштам и Маяковский, спасающихся от изнеженной пресыщенности миром поэзии позднего Серебряного века. Его работы давали ориентацию и стабильность в мире, охваченном революцией и быстро меняющимися стилями. Державин был также первым крупным русским поэтом, который добавил обыденные, обыденные слова в литературную смесь, хотя Некрасов, вероятно, нашел свой собственный путь к практике.
Как и многие поэты, Державин плохо разбирался в своем творчестве. Большую часть времени в Званке он проводил за анакреоническими стихами, в которых показана здравая и уравновешенная чувственность, не всегда безобидная, но потакаемая его второй женой. Хуже того, Державин никогда не уставал превозносить достоинства своих трагедий, хотя в то время их не очень любили, а с тех пор не ценили. Такой прямолинейный персонаж, как Державин, не обладал необходимой для литературной критики начитанностью, уравновешенностью и отстраненностью, и его часто сбивала с толку одинокая преданность современников его одам. И все же именно эти стихи Державина возвышаются над двумя веками русской поэзии: суровые, индивидуальные и незаменимые в мировой литературе, которую теперь начинала производить Россия.
Выписка: На смерть князя Мещерского
Голос времени, чье металлическое кольцо
смущает своим пугающим мраком,
пока звонит и звонит как бы принести
моя жизнь все же ближе к могиле.
5. И сам свет, первый, что мы увидели,
принесли острые зубы смерти в наш взор.
Бьет косоподобная молния, и дней
зерно на этом гумне.
Ни одна судьба не ускользнет от этих челюстей,
10. ни одно известное существо не может спешить.
В троне и камере сверлят маленькие червячки;
Всю славу сотрёт зияющее время.
Как реки мчатся к морю
15. течение дней и лет, вечность:
что жадное царство не долго медлит.
Мы обходим эту пропасть всю жизнь
в который, наконец, мы стремительно падаем.
С жизнью есть смерть, и все это процветает
20. также находится под покровом смерти.
Жестока смерть и упряма:
звезды подчиняются его воле:
само солнце меркнет до холода:
целые миры смерть устрашит.
25. Вера есть только у нас, бедных смертных
в нас самих, навсегда,
но смерть приходит тихо, как вор,
и то, что было жизнью, быстро ушло.
Он приходит, когда мы никого не боимся,
30. кто знает, что наши концы еще не скоро:
как гром в горах в полдень
наш полет к гордости будет отменен.
Сын легкого удовольствия,
где же ты, Мещерский, прячешься?
35.
и на мертвых должны теперь пребывать.
Это твой палец, а
нет повод в том как? или почему?
Мы всегда только плачем и плачем,
40. «мы родились в этом мире горя».
Утешение, радость, обильная любовь,
где милосердие жило с сияющим здоровьем:
этого холода крови недостаточно
что печаль затемняет самость нашего духа?
45. Где был пир, там гроб,
где ярко говорила каждая смеющаяся голова,
мертвецы воют мертвецам,
и их последняя бледность смотрит на всех.
Он смотрит на все, на каждого короля,
50. какой бы властью они ни обладали,
Он видит каждую богатую и напыщенную вещь
как падают золотые и серебряные идолы.
Он пылает красотой, дышит живым,
в уме в мыслях, в возвышенном:
55. для гордых, кто смело лезет,
точит свою блестящую косу.
При смерти, с трепетом и страхом,
сочетаются гордость и бедность.

60. Сегодня такие лестные надежды мы находим,
завтра, куда человек тогда брошен?
И за час мы едва пропускаем
путаница входит в эту бездну,
и, как сон, наш век прошел.
65. И как сон, самый сладкий сон,
моя юность совсем убежала.
Теперь красота кажется пустой темой,
ни веселье не имеет много сказать.
70. Сегодня я не так обеспечен,
ни жажда почестей, как в дни
так долго развращенный любовью к похвале,
но все еще там зовет голос, который я знал.
Но даже мужество знает свой день,
желанная слава терпит неудачу.
75. Богатство и богатства уходят;
место страсти, затопляющее сердце
пройдет, как все проходит. А мы
со счастьем менее под рукой,
находить все ложным. Откуда я стою,
80. этот проход в вечность
произносит, что все должны умереть, сегодня,
завтра Перфильев. Зачем горевать
что твой любимый друг отправился в путь,
и покинули мир мы все должны покинуть?
85. Жизнь — краткий преходящий дар небес,
так сделай же свой мир глубоким и твердым:
убедитесь, что ваша прощальная душа чиста
и благослови удар судьбы, когда он стремителен.
Выдержка: Фелица (Открытие)
Царица, мудрая, всемогущая
и киргизско-кайсакской расы:
тот, чей мощный ум согнул
найти путь, верный след
5. тот Хлор, молодой царевич
может взобраться на самую высокую гору.
Скажи, ты, чья роза не может иметь позвоночника,
сама добродетель предназначена
пленить мое сердце и разум,
10. скажи, как склонился бы твой совет.
Фелица, дай мне здравый инструктаж
в мирском изобилии это правда,
и в этом мире быть счастливым тоже.
15. Как прекрасен теперь твой голос.
Ваш сын сопровождает меня в этом выборе.
Увы, мое желание бороться, но истончается
против суеты богатства,
и если сегодня я сдерживаю себя,
20.

В отличие от мирз в вашем дворе,
вы часто ходите пешком.
Самая простая еда — это то, что вы искали
где честная плата за проезд просто поставлена.
25. Ваш с трудом выигранный отдых почти такой же:
Вы читаете и пишете при пламени свечи.
Нам простым смертным из-под твоего пера
приходит разумное, но пылкое блаженство,
и даже карты, которые вы решили пропустить
30. как я с утра до утра снова.
Вам плевать на маскарады
и клубу совсем неизвестны:
привычка и обычай, не исчезают,
и нет танцев у трона.
для чего практикуются сеансы.
Нет восточного правила в твоем взгляде,
кто проложил честный путь, оба целых
и скромный. Итак, твоя бодрствующая душа
40. но работает за чужие дни.
Но я, конечно, проспала до полудня,
который показывает дым трубы и кофе.
Мой рабочий день — это один долгий обморок
в чьих мыслях растут химеры.
45. С пленниками под персидским небом
Я вооружаюсь в турецком обличии.
Все еще мечтаю, что я султан
Я делаю свой пронзительный взгляд угнетающим,
или захвачено каким-то другим платьем
50. выскочит быстро за кафтан.
Державин Г.Р.
Державин Гавриил Романович (1743 — 1816), поэт. Родился в семье из казанских дворян, владевших мелким поместьем . Державин рано потерял отца. Не окончив гимназию школу , Державин был призван на военную службу. «В этой академии нужд и терпения я учился и воспитывался сам», — скажет он позже. первые поэтические произведения Державина восходят к тому времени, когда он был солдатом Преображенского полка в Санкт-Петербурге Петербург . Вместе с с полком участвовал в дворцовой революции , на которой возвел Екатерину Великую .![]() Решительный и мужественный, независимый в суждениях, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин неизменно вызывал резкую неприязнь начальства. 9В/ч 0185 Державин был ошибочно оставлен без наград: его объявили «недостойным продолжать военную службу». Пробыв на государственной Его стихи, хотя и анонимно, появились в журналах и заслужили внимание читателей. К этому времени относится создание одного из самых значительных в идейном и энергии поэтического выражения произведений Державина — это ода «На кончину князя Мещерского». Но настоящая слава пришла к нему только в 1783 году, после появления его всем известного, адресованного Екатерине II, «Оде к Феличе» ( от латинское слово означающее «счастье»). Он соединил в «Оде к счастью» две различные поэтические формы и создал неведомый ранее стиль — оду-сатиру. Кроме того, в «Оде к Феличе» вместо обычный абстрактно-одоподобный «певец» есть яркая личность автора. Все это стало настоящей литературной революцией. Из-под пера Державина возвышенная поэзия оды стала живой и простой.Екатерина, польщенная одой Державина , вернула его на государственную службу. Он получил высших государственных должностей — сенатора, государственного казначея, министра юстиции. В жизни поэта было много поднимается вместе с стремительным падает . Так, например, он был освобожден от должности губернатора и предстал перед судом . Императрица назначила поэта своим личным секретарем, но вскоре уволила его. Державин был в немилости у Павла I и Александра Окончательно отстранил его от всех государственных должностей в 1803 году. Державин мужественно осуждал злоупотребление властью и беззаконие в своих стихах. Ослик останется ослом, Как горько стихотворение « правителям и судьям», где поэт призывает небесные громы грянуть над головами «земных богов» — не только князей и вельмож, но и над царями . Державин стал одним из родоначальников гражданской поэзии — предшественником Радищева , Пушкина и поэтов- декабристов . В то же время в стихах Державина героический дух его времени, блестящие победы 0185 Русские армии ярко отразились. |