Стихотворение ода ломоносова 7 класс: Ломоносов М.В. Читать стихи из школьной программы

Содержание

Ломоносов М.В. Читать стихи из школьной программы


 

  • Случились вместе два Астронома в пиру
  • Стихи сочиненные на дороге в Петергоф
  • Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747  (7 класс)
  • Ода на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы
  • Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния
  • Разговор с Анакреоном
  • Ода… на взятие Хотина 1739 года
  • Утреннее размышление о Божием Величестве

 


 

Стихи из школьной программы

 



Стихи Михаила Ломоносова

 

 

Случились вместе два Астронома в пиру

Случились вместе два Астро́нома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»



Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.


Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния

Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Пароды там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в ефир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?



Ода на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы

1

Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, Богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном Вышнего пылает,
Да счастием Твоим венчает
Его средину и конец.

2

Да движутся светила стройно
В предписанных себе кругах,
И реки да текут спокойно
В Тебе послушных берегах;
Вражда и злость да истребится,
И огнь и меч да удалится
От стран Твоих, и всякий вред;
Весна да рассмеется нежно,
И земледелец безмятежно
Сторичный плод да соберет.

3

С способными ветрами споря,
Терзать да не дерзнет борей
Покрытого судами моря,
Пловущими к земли Твоей.
Да всех глубокий мир питает;
Железо браней да не знает,
Служа в труде безмолвных сел.
Да злобна зависть постыдится,
И славе свет да удивится
Твоих великодушных дел.

4

Священны да храпят уставы
И правду на суде судьи,
И время Твоея державы
Да ублажат раби Твои.
Соседы да блюдут союзы;
И вам, возлюбленные Музы,
За горьки слезы и за страх,
За грозно время и плачевно
Да будет радость повседневно,
При Невских обновясь струях.

5

Годину ту воспоминая,
Среди утех мятется ум!
Еще крутится мгла густая,
Еще наносит страшный шум!
Там буря искры завивает,
И алчный пламень пожирает
Минервин с громким треском храм!
Как медь в горниле, небо рдится!
Богатство разума стремится
На низ, к трепещущим ногам!

6

Дражайши Музы, отложите
Взводить на мысль печали тень;
Веселым гласом возгремите
И пойте сей великий день,
Когда в Отеческой короне
Блеснула на Российском троне
Яснее дня Елисавет;
Как ночь на полдень пременилась,
Как осень нам с весной сравнилась,
И тьма произвела нам свет.

7

В луга, усыпанны цветами,
Царица трудолюбных пчел,
Блестящими шумя крылами,
Летит между прохладных сел;
Стекается, оставив розы
И сотом напоенны лозы,
Со тщанием отвсюду рой,
Свою Царицу окружает
И тесно вслед ее летает
Усердием вперенный строй.

8

Подобным жаром воспаленный
Стекался здесь Российский род,
И, радостию восхищенный,
Теснясь взирал на Твой приход.
Младенцы купно с сединою
Спешили следом за Тобою.
Тогда великий град Петров
В едину стогну уместился,
Тогда и ветр остановился,
Чтоб плеск всходил до облаков.

9

Тогда во все пределы Света,
Как молния, достигнул слух,
Что царствует Елисавета,
Петров в себе имея дух,
Тогда нестройные соседы
Отчаялись своей победы
И в мысли отступали вспять.
Монархиня, кто Россов знает
И ревность их к Тебе внимает,
Помыслит ли противу стать?

10

Что Марс кровавый не дерзает
Руки своей простерти к нам,
Твои он силы почитает
И власть, подобну небесам.
Лев ныне токмо зрит ограду,
Чем путь ему пресечен к стаду.
Но море нашей тишины
Уже пределы превосходит,
Своим избытком мир наводит,
Разлившись в западны страны.

11

Европа, утомленна в брани,
Из пламени подняв главу,
К Тебе свои простерла длани
Сквозь дым, курение и мглу.
Твоя кротчайшая природа,
Чем для блаженства смертных рода
Всевышний наш украсил век,
Склонилась для ее защиты,
И меч Твой, лаврами обвитый,
Не обнажен, войну пресек.

12

Европа и весь мир свидетель,
Народов разных миллион,
Колика ныне добродетель
Российский украшает трон.
О как сие нас услаждает,
Что вся вселенна возвышает,
Монархиня, Твои дела!
Народов Твоея державы
Различна речь, одежда, нравы,
Но всех согласна похвала.

13

Единым гласом все взываем,
Что Ты — Защитница и Мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать.
Когда воспеть щедроты тщимся,
Безгласны красоте чудимся.
Победы ль славить мысль течет,
Как пали Готы пред Тобою?
Но больше мирною рукою
Ты целый удивила свет.

14

Весьма необычайно дело,
Чтоб всеми кто дарами цвел:
Тот крепкое имеет тело,
Но слаб в нем дух и ум незрел;
В другом блистает ум небесный,
Но дом себе имеет тесный,
И духу сил недостает.
Иной прославился войною,
Но жизнью мир порочит злою
И сам с собой войну ведет.

15

Тебя, Богиня, возвышают
Души и тела красоты,
Что в многих разделясь блистают,
Едина все имеешь Ты.
Мы видим, что в Тебе единой
Великий Петр с Екатериной
К блаженству нашему живет.
Похвал пучина отворилась!
Смущенна мысль остановилась,
Что слов к тому недостает,

16

Однако дух еще стремится,
Еще кипит сердечный жар,
И ревность умолчать стыдится:
О Муза, усугубь твой дар,
Гласи со мной в концы земные,
Коль ныне радостна Россия!
Она, коснувшись облаков,
Конца не зрит своей державы,
Гремящей насыщенна славы,
Покоится среди лугов.

17

В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводят сон,
Седит и ноги простирает
На степь, где Хину отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.

18

«Се нашею, — рекла, — рукою
Лежит поверженный Азов;
Рушитель нашего покою
Огнем казнен среди валов.
Се знойные Каспийски бреги,
Где, варварски презрев набеги,
Сквозь степь и блата Петр прошел,
В средину Азии достигнул,
Свои знамена там воздвигнул,
Где день скрывали тучи стрел.

19

В моей послушности крутятся
Там Лена, Обь и Енисей,
Где многие народы тщатся
Драгих мне в дар ловить зверей;
Едва покров себе имея,
Смеются лютости борея;
Чудовищам дерзают вслед,
Где верьх до облак простирает,
Угрюмы тучи раздирает,
Поднявшись с дна морского, лед.

20

Здесь Днепр хранит мои границы,
Где Гот гордящийся упал
С торжественныя колесницы,
При коей в узах он держал
Сарматов и Саксонов пленных,
Вселенну в мыслях вознесенных
Единой обращал рукой.
Но пал, и звук его достигнул
Во все страны, и страхом двигнул
С Дунайской Вислу быстриной.

21

В стенах Петровых протекает
Полна веселья там Нева,
Венцом, порфирою блистает,
Покрыта лаврами глава.
Там равной ревностью пылают
Сердца, как стогны все сияют
В исполненной утех ночи.
О сладкий век! О жизнь драгая!
Петрополь, небу подражая,
Подобны испустил лучи».

22

Сие Россия восхищенна
В веселии своем гласит;
Москва едина, на колена
Упав, перед Тобой стоит,
Власы седые простирает,
Тебя, Богиня, ожидает,
К Тебе единой вопия:
«Воззри на храмы опаленны,
Воззри на стены разрушенны;
Я жду щедроты Твоея».

23

Гряди, Краснейшая денницы,
Гряди, и светлостью лица,
И блеском чистой багряницы
Утешь печальные сердца
И время возврати златое.
Мы здесь в возлюбленном покое
К полезным припадем трудам.
Отсутствуя, Ты будешь с нами:
Покрытым орлими крилами,
Кто смеет прикоснуться нам?

24

Но если гордость ослепленна
Дерзнет на нас воздвигнуть рог,
Тебе, в женах благословенна,
Против ее помощник Бог.
Он верьх небес к Тебе преклонит
И тучи страшные нагонит
Во сретенье врагам Твоим.
Лишь только ополчишься к бою,
Предъидет ужас пред Тобою,
И следом воскурится дым.



Разговор с Анакреоном

Анакреон

Ода 

Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.
Я гусли со струнами
Вчера переменил
И славными делами
Алкида возносил;
Да гусли поневоле
Любовь мне петь велят,
О вас, герои, боле,
Прощайте, не хотят.

Ломоносов

Ответ

Мне петь было о нежной,
Анакреон, любви;
Я чувствовал жар прежней
В согревшейся крови,
Я бегать стал перстами
По тоненьким струнам
И сладкими словами
Последовать стопам.
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.

Анакреон

Ода XXIII

Когда бы нам возможно
Жизнь было продолжить,
То стал бы я не ложно
Сокровища копить,
Чтоб смерть в мою годину,
Взяв деньги, отошла
И, за откуп кончину
Отсрочив, жить дала;
Когда же я то знаю,
Что жить положен срок,
На что крушусь, вздыхаю,
Что мзды скопить не мог;
Не лучше ль без терзанья
С приятельми гулять
И нежны воздыханья
К любезной посылать.

Ломоносов

Ответ

Анакреон, ты верно
Великой философ,
Ты делом равномерно
Своих держался слов.
Ты жил по тем законам,
Которые писал,
Смеялся забобонам,
Ты петь любил, плясал;
Хоть в вечность ты глубоку
Не чаял больше быть,
Но славой после року
Ты мог до нас дожить;
Возьмите прочь Сенеку,
Он правила сложил
Не в силу человеку,
И кто по оным жил?

Анакреон

Ода XI

Мне девушки сказали:
«Ты дожил старых лет»,
И зеркало мне дали:
«Смотри, ты лыс и сед».
Я не тужу ни мало,
Еще ль мой волос цел.
Иль темя гладко стало,
И весь я побелел;
Лишь в том могу божиться,
Что должен старичок
Тем больше веселиться,
Чем ближе видит рок.

Ломоносов

Ответ

От зеркала сюда взгляни, Анакреон,
И слушай, что ворчит, нахмурившись, Катон:
«Какую вижу я седую обезьяну?
Не злость ли адская, такой оставя шум,
От ревности на смех склонить мой хочет ум?
Однако я за Рим, за вольность твердо стану,
Мечтаниями я такими не смущусь
И сим от Кесаря кинжалом свобожусь».
Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок,
Катон старался ввесть в республику порядок;
Ты век в забавах жил и взял свое с собой,
Его угрюмством в Рим не возвращен покой;
Ты жизнь употреблял как временну утеху,
Он жизнь пренебрегал к республики успеху;
Зерном твой отнял дух приятной виноград,
Ножем он сам, себе был смертный супостат;
Беззлобно роскошь в том была тебе причина,
Упрямка славная была ему судьбина;
Несходства чудны вдруг и сходства понял я,
Умнее кто из вас, другой будь в том судья.

Анакреон

Ода XXVIII

Мастер в живопистве первой,
Первой в Родской стороне,
Мастер, научен Минервой,
Напиши любезну мне.
Напиши ей кудри черны,
Без искусных рук уборны,
С благовонием духов,
Буде способ есть таков.

Дай из роз в лице ей крови
И как снег представь белу,
Проведи дугами брови
По высокому челу,
Не сведи одну с другою.
Не расставь их меж собою,
Сделай хитростью своей,
Как у девушки моей;

Цвет в очах ея небесной,
Как Минервин, покажи
И Венерин взор прелестной
С тихим пламенем вложи,
Чтоб уста без слов вещали
И приятством привлекали
И чтоб их безгласна речь
Показалась медом течь;

Всех приятностей затеи
В подбородок умести
И кругом прекрасной шеи
Дай лилеям расцвести,
В коих нежности дыхают,
В коих прелести играют
И по множеству отрад
Водят усумненной взгляд;

Надевай же платье ало
И не тщись всю грудь закрыть,
Чтоб, ее увидев мало,
И о прочем рассудить.
Коль изображенье мочно.
Вижу здесь тебя заочно,
Вижу здесь тебя, мой свет;
Молви ж, дорогой портрет.

Ломоносов

Ответ

Ты счастлив сею красотою
И мастером, Анакреон,
Но счастливей ты собою
Чрез приятной лиры звон;
Тебе я ныне подражаю
И живописца избираю.
Дабы потщился написать
Мою возлюбленную Мать.

О мастер в живопистве первой,
Ты первой в нашей стороне,
Достоин быть рожден Минервой,
Изобрази Россию мне,
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу;

Потщись представить члены здравы,
Как должны у богини быть,
По плечам волосы кудрявы
Признаком бодрости завить,
Огонь вложи в небесны очи
Горящих звезд в средине ночи,
И брови выведи дуг
ой,
Что кажет после туч покой;

Возвысь сосцы, млеком обильны,
И чтоб созревша красота
Являла мышцы, руки сильны,
И полны живости уста
В беседе важность обещали
И так бы слух наш ободряли,
Как чистой голос лебедей,
Коль можно хитростью твоей;

Одень, одень ее в порфиру,
Дай скипетр, возложи венец,
Как должно ей законы миру
И распрям предписать конец;
О коль изображенье сходно,
Красно, любезно, благородно,
Великая промолви Мать,
И повели войнам престать.


Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над Турками и Татарами и на взятие Хотина 1739 года

1

Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верьх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз с холмов стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.

2

Не Пинд ли под ногами зрю?
Я слышу чистых сестр музыку!
Пермесским жаром я горю,
Теку поспешно к оных лику.
Врачебной дали мне воды:
Испей и все забудь труды;
Умой росой Кастальской очи,
Чрез степь и горы взор простри
И дух свой к тем странам впери,
Где всходит день по темной ночи.

3

Корабль как ярых волн среди,
Которые хотят покрыти,
Бежит, срывая с них верьхи,
Претит с пути себя склонити;
Седая пена вкруг шумит,
В пучине след его горит, —
К Российской силе так стремятся,
Кругом объехав, тьмы Татар;
Скрывает небо конский пар!
Что ж в том? стремглав без душ валятся.

4

Крепит отечества любовь
Сынов Российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Как сильный лев стада волков,
Что кажут острых яд зубов,
Очей горящих гонит страхом?
От реву лес и брег дрожит,
И хвост песок и пыль мутит,
Разит извившись сильным махом.

5

Не медь ли в чреве Этны ржет
И, с серою кипя, клокочет?
Не ад ли тяжки узы рвет
И челюсти разинуть хочет?
То род отверженной рабы,
В горах огнем наполнив рвы,
Металл и пламень в дол бросает,
Где в труд избранный наш народ
Среди врагов, среди болот
Чрез быстрый ток на огнь дерзает.

6

За холмы, где паляща хлябь
Дым, пепел, пламень, смерть рыгает,
За Тигр, Стамбул, своих заграбь,
Что камни с берегов сдирает;
Но чтоб орлов сдержать полет,
Таких препон на свете нет.
Им воды, лес, бугры, стремнины,
Глухие степи — равен путь.
Где только ветры могут дуть,
Доступят там полки орлины.

7

Пускай земля, как понт, трясет,
Пускай везде громады стонут,
Премрачный дым покроет свет,
В крови Молдавски горы тонут;
Но вам не может то вредить,
О россы, вас сам рок покрыть
Желает для счастливой Анны.
Уже ваш к ней усердный жар
Быстро проходит сквозь Татар,
И путь отворен вам пространный.

8

Скрывает луч свой в волны день,
Оставив бой ночным пожарам;
Мурза упал на долгу тень;
Взят купно свет и дух Татарам.
Из лыв густых выходит волк
На бледный труп в Турецкий полк.
Иной, в последни видя зорю:
«Закрой, — кричит, — багряный вид
И купно с ним Магметов стыд,
Спустись поспешно с солнцем к морю».

9

Что так теснит боязнь мой дух?
Хладнеют жилы, сердце ноет!
Что бьет за странный шум в мой слух?
Пустыня, лес и воздух воет!
В пещеру скрыл свирепство зверь;
Небесная отверзлась дверь;
Над войском облак вдруг развился;
Блеснул горящим вдруг лицем,
Умытым кровию мечем
Гоня врагов, Герой открылся.

10

Не сей ли при Донских струях
Рассыпал вредны Россам стены?
И Персы в жаждущих степях
Не сим ли пали пораженны?
Он так к своим взирал врагам,
Как к Готским приплывал брегам,
Так сильну возносил десницу;
Так быстрый конь Его скакал,
Когда Он те поля топтал,
Где зрим всходящу к нам денницу.

11

Кругом Его из облаков
Гремящие перуны блещут,
И, чувствуя приход Петров,
Дубравы и поля трепещут.
Кто с ним толь грозно зрит на юг,
Одеян страшным громом вкруг?
Никак, Смиритель стран Казанских?
Каспийски воды, Сей при вас
Селима гордого потряс,
Наполнил степь голов поганских.

12

Герою молвил тут Герой:
«Не тщетно я с тобой трудился,
Не тщетен подвиг мой и твой,
Чтоб Россов целый свет страшился.
Чрез нас предел наш стал широк
На север, запад и восток.
На юге Анна торжествует,
Покрыв своих победой сей».
Свилася мгла, Герои в ней;
Не зрит их око, слух не чует.

13

Крутит река Татарску кровь,
Что протекала между ними;
Не смея в бой пуститься вновь,
Местами враг бежит пустыми,
Забыв и меч, и стан, и стыд,
И представляет страшный вид
В крови другое своих лежащих.
Уже, тряхнувшись, легкий лист
Страшит его, как ярый свист
Быстро сквозь воздух ядр летящих.

14

Шумит с ручьями бор и дол:
«Победа, Росская победа!»
Но враг, что от меча ушел,
Боится собственного следа.
Тогда увидев бег своих,
Луна стыдилась сраму их
И в мрак лице зардевшись скрыла.
Летает слава в тьме ночной,
Звучит во всех землях трубой,
Коль Росская ужасна сила.

15

Вливаясь в Понт, Дунай ревет
И Россов плеску отвещает;
Ярясь волнами Турка льет,
Что стыд свой за него скрывает.
Он рыщет, как пронзенный зверь,
И чает, что уже теперь
В последний раз заносит ногу.
И что земля его носить
Не хочет, что не мог покрыть.
Смущает мрак и страх дорогу.

16

Где ныне похвальба твоя?
Где дерзость? где в бою упорство?
Где злость на северны края?
Стамбул, где наших войск презорство?
Ты, лишь своим велел ступить,
Нас тотчас чаял победить;
Янычар твой свирепо злился,
Как Тигр на Росский полк скакал.
Но что? Внезапно мертв упал,
В крови своей пронзен залился.

17

Целуйте ногу ту в слезах,
Что вас, Агаряне, попрала,
Целуйте руку, что вам страх
Мечем кровавым показала.
Великой. Анны грозный взор
Отраду дать просящим скор;
По страшной туче воссияет,
К себе повинность вашу зря,
К своим любовию горя,
Вам казнь и милость обещает.

18

Златой уже денницы перст
Завесу света вскрыл с звездами;
От встока скачет по сту верст,
Пуская искры конь ноздрями.
Лицем сияет Феб на том.
Он пламенным потряс верьхом,
Преславно дело зря, дивится:
«Я мало таковых видал
Побед, коль долго я блистал,
Коль долго круг веков катится».

19

Как в клуб змия себя крутит,
Шипит, под камень жало кроет,
Орел когда шумя летит
И там парит, где ветр не воет;
Превыше молний, бурь, снегов
Зверей он видит, рыб, гадов;
Пред росской так дрожит Орлицей,
Стесняет внутрь Хотин своих.
Но что? в стенах ли может сих
Пред сильной устоять Царицей?

20

Кто скоро толь тебя, Калчак,
Учит Российской вдаться власти,
Ключи вручить в подданства знак
И большей избежать напасти?
Правдивый Аннин гнев велит,
Что падших перед ней щадит.
Ее взошли и там оливы,
Где Вислы ток, где славный Рен,
Мечем противник где смирен,
Извергли дух сердца кичливы.

21

О как красуются места,
Что иго лютое сбросили
И что на Турках тягота,
Которую от них носили;
И варварские руки те,
Что их держали в тесноте,
В полон уже несут оковы;
Что ноги узами звучат,
Которы для отгнанья стад
Чужи поля топтать готовы.

22

Не вся твоя тут, Порта, казнь,
Не так тебя смирять достойно,
Но большу нанести боязнь,
Что жить нам не дала спокойно.
Еще высоких мыслей страсть
Претит тебе пред Анной пасть?
Где можешь ты от ней укрыться?
Дамаск, Каир, Алепп сгорит,
Обставят росским флотом Крит;
Евфрат в твоей крови смутится.

23

Чинит премену что во всем?
Что очи блеском проницает?
Чистейшим с неба что лучем
И дневну ясность превышает?
Героев слышу весел клик!
Одеян в славу Аннин лик
Над звездны вечность взносит круги,
И правда, взяв перо злато,
В нетленной книге пишет то,
Велики коль Ея заслуги.

24

Витийство, Пиндар, уст твоих
Тяжчае б Фивы обвинили,
Затем что о победах сих
Они б громчае возгласили,
Как прежде о красе Афин.
Россия как прекрасный крин
Цветет под Анниной державой.
В Китайских чтут Ее стенах,
И свет во всех своих концах
Исполнен храбрых Россов славой.

25

Россия, коль счастлива ты
Под сильным Анниным Покровом!
Какие видишь красоты
При сем торжествованьи новом!
Военных не страшися бед:
Бежит оттуда бранный вред,
Народ где Анну прославляет.
Пусть злобна зависть яд свой льет,
Пусть свой язык ярясь грызет;
То наша радость презирает.

26

Козацких поль заднестрский тать
Разбит, прогнан, как прах развеян,
Не смеет больше уж топтать,
С пшеницей где покой насеян.
Безбедно едет в путь купец,
И видит край волнам пловец,
Нигде не знал, плывя, препятства.
Красуется велик и мал;
Жить хочет век, кто в гроб желал:
Влекут к тому торжеств изрядства.

27

Пастух стада гоняет в луг
И лесом без боязни ходит;
Пришед, овец пасет где друг,
С ним песню новую заводит.
Солдатску храбрость хвалит в ней,
И жизни часть блажит своей,
И вечно тишины желает
Местам, где толь спокойно спит;
И Ту, что от врагов хранит,
Простым усердьем прославляет.

28

Любовь России, страх врагов,
Страны полночной Героиня,
Седми пространных морь брегов
Надежда, радость и Богиня,
Велика Анна, Ты доброт
Сияешь светом и щедрот:
Прости, что раб твой к громкой славе,
Звучит что крепость сил Твоих,
Придать дерзнул некрасный стих
В подданства знак Твоей державе.



Утреннее размышление о Божием Величестве

Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И Божия дела открыло.
Мой дух, с веселием внемли,
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков Зиждитель сам!

Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада —
Как искра пред тобой одна,
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что ты творить нам повелел!

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполненны твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш, Господь!»

Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел,
Но взор твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости твоих очей
Лиется радость твари всей.

Творец! Покрытому мне тмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный Царь.



Стихи из школьной программы: 5 класс >>

Стихи из школьной программы: 6 класс >>

Стихи из школьной программы: 7 класс >>

Стихи из школьной программы: 8 класс >>

Стихи из школьной программы: 9 класс >>

Стихи из школьной программы: 10 класс >>

Стихи из школьной программы: 11 класс >>



Популярное на сайте

  • Школьная программа с 1 по 11 класс (стихи)
  • Стихи про детский сад
  • Полезные книги для детей
  • Фильмы для детей
  • Экскурсии с детьми
  • Скороговорки
  • Детские песни
  • Где отдыхать с детьми на море

Русские классики

  • Александр Пушкин
  • Сергей Есенин
  • Александр Блок
  • Владимир Маяковский
  • Анна Ахматова

Популярные детские авторы

  • Агния Барто
  • Корней Чуковский
  • Сергей Михалков
  • Эдуард Успенский
  • Самуил Маршак
  • Валентин Берестов

Праздники

  • Новый год
  • 8 Марта
  • 23 Февраля
  • 9 Мая
  • 1 Сентября

М.

В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»

Сегодня на уроке мы:

·     обсудим «Оду на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»;

·     поговорим об истории создания и основных темах оды.

Любимым жанром Михаила Васильевича Ломоносова была ода.

Всего поэт создал около 20 торжественных од.

Кроме того, он разработал и утвердил каноны оды русского классицизма.

Давайте вспомним, что такое ода. Ода – лирический жанр литературы, который восхваляет известную личность или значимое событие.

Отличительные черты оды в русском классицизме:

·     высокий стиль;

·     обилие восклицаний;

·     обращения;

·     риторические вопросы;

·     использование образов из древнегреческой мифологии;

·     обилие метафор и эпитетов.

«Оду на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов написал в честь 6 годовщины царствования императрицы Елизаветы.

День восшествия на престол считался главным придворным праздником и отмечался с большой пышностью. Чтение од было обязательной частью праздника, для этого поэтам заказывали оды, прославляющие монарха.

Полное название оды звучит так: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны ноября 25 дня 1747 года»

В этом же году произошло и ещё одно событие, очень важное для Ломоносова. Императрица утвердила новый устав, который отделил Академию наук от Университета.

Такое разделение учёный считал необходимым. Ломоносов верил, что это поможет развиваться науке и образованию ещё активнее.

Его воодушевление, надежды и жажда перемен повлияли на выбор главных тем торжественной оды.

Как и все торжественные оды Ломоносова, «Ода на день восшествия» написана

четырёхстопным ямбом. Этот размер Ломоносов считал лучшим для этого жанра. По его мнению, ямб помогает ясно выразить мысли и усиливает торжественность содержания. Написанные им стихи звучат возвышеннее и благороднее.

Композиция оды трёхчастная. Она содержит вступление, основную часть и заключение. При этом в основной часть можно выделить ещё несколько частей, которые отличаются тематикой.

Первая строфа оды – это вступление. В соответствии с законами классицизма оно посвящено прославлению мира:

«Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина,

Блаженство сёл, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Своё богатство по земли».

Поэт говорит о том, что процветает земля тогда, когда живёт мирной жизнью. Тишину он называет «возлюбленной» и отрадой «царей и царств земных».

Ломоносов рисует красочные картины благополучия: яркие цветы, полные зреющих колосьев поля, корабли с сокровищами.

Также он использует олицетворение: тишина сыплет щедрою рукой богатство.

Во второй строфе появляется образ императрицы. Поэт плавно переходит от прославления «тишины» к похвале императрице. Интересно, что образ Елизаветы и олицетворённой тишины здесь равной величины, но обращается поэт к тишине, а не к императрице.

[Солнце]

«Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя».

Основная часть оды начинается с третьей строфы. Её Ломоносов начинает с восхваления императрицы. Главной заслугой Елизаветы Ломоносов называет прекращение всех войн:

«Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток».

Вторая заслуга молодой императрицы – это восстановление политики, которую вёл Пётр Первый:

«О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звёзд плескание и клик!»

Действительно, сразу после коронации Елизавета восстановила Сенат и усилила его роль, упразднила кабинет министров. Императрица часто повторяла, что намерена продолжать политику Петра Великого.

Третья заслуга императрицы в покровительстве наукам:

«Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет».

Любопытно, что сама императрица науками интересовалась мало. Все заслуги по развитию науки и образования принадлежат, скорее, её фавориту, графу Шувалову. Иван Иванович Шувалов был известным меценатом.

Он покровительствовал многим учёным и художникам, был первым куратором Московского университета и президентом Академии художеств.

Уже в седьмой строфе образ Елизаветы плавно отступает на второй план. Внимание поэта приковано к заслугам отца нынешней императрицы.

Императора Петра Первого Ломоносов считал монархом, который воплотил в себе идеалы просвещения. Его реформы и достижения поэт воспевает даже в оде, посвящённой его дочери:

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознёс

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

 С собой возвысил до небес».

Образ Петра грандиозен. Россию император возвысил до небес, даже древние боги Марс и Нептун трепещут перед его мощью:

«В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг».

Прославляя Петра, Ломоносов скорбит о его смерти.

Но после выражения скорби, он снова возвращается к Елизавете:

«Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

 И к счастью отверзает дверь».

Своими словами поэт невзначай побуждает молодую императрицу продолжать дела великого отца во имя блага Родины. Ломоносов надеется, что Елизавета станет просвещённым монархом, который развивает науки и заботится о процветании государства.

Тому, как прекрасна и изобильна страна, которой правит Елизавета, поэт посвящает несколько строф.

Они становятся настоящим гимном России.

В нём Ломоносов описывает необъятные просторы русской земли, её богатые недра, плодородные поля, величественные реки и густые леса.

Как истинный учёный Ломоносов замечает, что России необходимы науки и образование, чтобы извлечь пользу из всех этих богатств:

«Но требует к тому Россия

Искусством утверждённых рук.

Сие злату очистит жилу;

Почувствуют и камни силу

Тобой восставленных наук».

Поэт не жалеет красок, описывая картины будущего, в котором победила наука. Величие античных богов меркнет перед достижениями российской науки:

«Сребро и злато истекает

Во всём наследии твоём.

Плутон в расселинах мятётся,

Что россам в руки предаётся

Драгой его металл из пор,

Которой там натура скрыла».

Но чтобы превратить эту грандиозную картину в реальность, нужны умные и образованные люди. Ломоносов подчеркивает, что Россия богата не только природными ресурсами, но и талантами.

Главное сокровище Российской империи – люди. Учёный призывает молодое поколение учиться, развивать науку и этим послужить отчизне:

«О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать».

Продолжая свою мысль, поэт подкрепляет её воспеванием науки:

«Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде».

Последняя строфа – заключение. Здесь поэт возвращается к прославлению императрицы Елизаветы, ведь именно оно должно было стать главной темой оды в честь годовщины царствования.

Форма оды выдержана в духе классицизма. Здесь и патетические восклицания, и риторические вопросы, обращения к молодому поколению и императрице.

В оде упоминаются имена античных богов: Минерва, Плутон, Марс, Нептун.

Торжественность и возвышенность помогают создать слова церковнославянского языка.

Поэт говорит «класы» вместо «колосья», «раченье» вместо «усердия», «дщерь» вместо «дочери».

Широко используется усечённая форма прилагательных: «торжественны науки», «северна страна».

Ломоносов использует яркие эпитеты и метафоры, чтобы передать идею и эмоциональный заряд: «пламенные звуки», «наглы вихри», «лира восхищенна».

Необычно здесь содержание. В торжественной оде, которая создана в честь годовщины царствования, восхвалению императрицы отводится очень мало места. При этом поэт воспевает Петра I, чтобы показать императрице идеал просвещённого монарха, к которому ей следует стремиться.

Пожалуй, самая важная тема – это любовь к Родине.

Ломоносов восхищён красотой и богатствами родных просторов, но при этом сохраняет подход учёного-практика. Он подчёркивает, что овладеть этими несметными сокровища поможет только наука.

Также в оде мы можем увидеть личность автора, проследить его отношение к тому, что он изображает. Читая оду, легко представить себе автора – учёного, патриота, пламенного борца за развитие просвещения. Даже в его похвале больше побуждения и поучения.

Поэт считает себя вправе давать советы императрице. Этого же мнения придерживался и Г. Р. Державин, о творчестве которого мы поговорим на следующем уроке.

«Страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству», – сказал о Ломоносове Николай Гаврилович Чернышевский.

Стихи для учащихся средних и старших классов

Трудно понять, какие стихотворения вызовут у учащихся средних и старших классов глубокую и содержательную дискуссию, а какие заставят их зевать. Поэтому мы попросили опытных учителей поделиться своими любимыми стихами, которые всегда вызывают реакцию, даже у подростков. Вот что они сказали о лучших стихах для учащихся средних и старших классов.

Примечание: Все классы разные, поэтому обязательно просмотрите эти стихи для учащихся средних и старших классов, прежде чем делиться ими, чтобы убедиться, что они соответствуют вашей учебной среде.

Стихи для средней и старшей школы

Обсудите символику с этим коротким стихотворением Фроста.

Обсудите буквальное и переносное значение этого стихотворения.

3. «Крысиная ода» Элизабет Асеведо

Послушайте, как автор исполняет свои стихи.

Это стихотворение повествует о боли и страданиях Джо в школе-интернате Шубенакади в Новой Шотландии.

РЕКЛАМА

Это стихотворение для инаугурации президента Джо Байдена заставило всю страну говорить об этом в течение нескольких дней.

В этом стихотворении расскажите об опасностях неправильного понимания.

Фрост не сдерживается с этим стихотворением, идеальным для дискуссий и споров.

Ea задокументировала это, чтобы привлечь внимание к тревожным темпам обезлесения и безрассудному разрушению окружающей среды.

Старенький, но добрый!

Покойный артист создал четкую связь между ритмом и глубоким смыслом поэзии и рэпа.

Для любителей научной фантастики.

Реакция на опыт чернокожего в Америке в конце 19 века.

По — эксперт по схемам рифмовки, и это стихотворение — яркое тому доказательство.

14. Джон Лумис сбил оленя

Студенты не скоро забудут это стихотворение, как из-за сюжета, так и из-за чувственных деталей.

Прочтите это стихотворение, чтобы обсудить смысл, выходящий за рамки буквальных слов на странице.

Пример того, что может сделать одна линия.

Лерман увлекается поп-культурой и дерзким тоном.

Любому ученику, который когда-либо чувствовал раздражение или вынужден был мириться с ежедневными разочарованиями, понравится это стихотворение.

Стихотворение Хьюза с политической подоплекой, которое до сих пор звучит правдоподобно, поэзия Хьюза, особенно Mother to Son , вне времени.

20. Бетховен Шейна Койчана

Это стихотворение представляет собой биографию в стихах, связывающую историю Бетховена с универсальной.

21. Апельсины Гэри Сото

Стихотворение Сото о попытках произвести впечатление на девушку показывает, что маленькие моменты рассказывают о нас самих и как эти моменты запечатлеваются в нашей памяти.

Это стихотворение оставляет много места для выводов, что приводит к большому обсуждению.

Разучите это стихотворение, чтобы показать, как О’Хара использует отсылки или для юмора.

24. «Передай дальше» Майкла Ли

Стихотворение Ли создает моментальные снимки памяти, создавая строки и идеи, которые каждый ученик может ухватить и удержать.

25. Снег Дэвида Бермана

Захватывает повествование в миниатюре с творческой структурой.

Воодушевляющий политический призыв к действию, который учащиеся должны прочесть сразу, когда они начинают определять, какой след они могут оставить в мире.

Проливает свет на процесс написания, с чувством юмора и иронией.

Это стихотворение обманчиво своей простотой и оставляет много тем для разговоров. Обязательно обсудите эту внутреннюю рифму!

Солидное произведение для обучения поэтическим элементам (повторение, схема рифмовки).

30. «Папа» Сильвии Плат

Плат редко бросается словами, и это стихотворение не исключение — это стихотворение наполнено глубоким смыслом.

Дикинсон так хорошо умеет создавать настроение, на этот раз о размышлениях.

32. «Аннабель Ли» Эдгара Аллана По

История о привидениях, обернутая в стихотворение. Еще одна классика По.

Остальная часть стихотворения такая же юмористическая, как и название, и интересно разобрать и проанализировать, как Неруда пишет о повседневных вещах, таких как тунец на льду.

Используйте это стихотворение, чтобы научить тому, как сближаться с точками зрения.

Комическое стихотворение Нэша высмеивает использование сравнений и метафор.

«Под полуночным солнцем происходят странные вещи…»

Когда разбойник встречает дочь хозяина гостиницы, они сразу же влюбляются друг в друга… поскольку соперник подслушивает.

«Когда американцы говорят, что человек позволяет себе вольности, они имеют в виду, что он зашел слишком далеко».

39. Зеркало Сильвии Плат

Это стихотворение говорит с точки зрения зеркала, делясь правдой, как женщина смотрит на свое отражение.

Поэт ясно запечатлел изящество и красоту этой очаровательной женщины.

Это короткое стихотворение говорит о многом.

42. Ричард Кори, Эдвин Арлингтон Робинсон

Неожиданный финал напоминает нам, что не все всегда так, как кажется.

Это стихотворение призывает читателей максимально использовать каждый день.

44. Татуировка Теда Кузера

Какие истории может рассказать нам татуировка старика?

Автор напоминает нам, что независимо от наших обстоятельств природа смерти остается неизменной.

Какие ваши любимые стихи для средней и старшей школы? Поделитесь в комментариях ниже!

Вы обучаете младших школьников? Ознакомьтесь с нашими любимыми стихами для начальной школы здесь.

Для получения дополнительных статей, подобных этой, не забудьте подписаться на наши информационные бюллетени!

Ода греческой урне Джона Китса Ты приемный ребенок тишины и медленного времени,


Сильванский историк, который не может таким образом выразить

Цветочная сказка слаще нашей рифмы:

Какая легенда о лиственной бахроме преследует твой облик

Божества или смертных, или того и другого,

В Темпе или в долинах Аркадии?

Что это за люди или боги? Что за девицы?

Какая безумная погоня? Какая борьба за побег?

Какие трубы и тимпаны? Какой дикий экстаз?

Услышанные мелодии сладки, а неслыханные

слаще; посему, мягкие дудочки, продолжайте играть;

Не для чувственного слуха, а для более милого

Трубка на дух частушки без тона:

Прекрасная юность, под деревьями ты не можешь уйти

Твоя песня, и эти деревья никогда не могут быть голыми;

Смелый любовник, никогда, никогда ты не сможешь поцеловать,

Хоть и побеждай у цели еще, не тужи;

Она не может исчезнуть, хотя у тебя нет твоего блаженства,

Навсегда ты будешь любить, и она будет справедливой!

Ах, счастливые, счастливые веточки! который не может сбросить

Ваши листья, никогда не прощайтесь с весной;

И, счастливый мелодист, неутомимый,

Вечно напевая песни, вечно новые;

Больше счастливой любви! более счастливой, счастливой любви!

Навсегда согреться и по-прежнему наслаждаться,

Вечно задыхающийся и вечно молодой;

Вся дышащая человеческая страсть далеко вверху,

Это оставляет сердце печальным и пресыщенным,

Горящий лоб и пересохший язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *