Стихотворение медный всадник о чем: «Медный всадник» краткое содержание поэмы Пушкина – читать онлайн пересказ

Содержание

Медный всадник в искусстве — Портал Культура Петербурга

7 августа 1782 года на Сенатской площади был открыт памятник Петру I. Впрочем, памятников Петру в Петербурге много, а Медный всадник – один. Именно так с легкой руки А. С. Пушкина называют знаменитый монумент, хотя на самом деле скульптура выполнена из бронзы.

Гениальное творческое и техническое решение скульптора Этьена Фальконе – образ всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы. Постаментом служит знаменитый «Гром-камень» – огромный, цельный, он был найден на Лахте, а его транспортировка заняла почти полгода. Специально для этого были построены пристань на Финском заливе и судно по особым чертежам, которое помогло доставить «Гром-камень» к Сенатской площади.

Медный всадник – один из самых узнаваемых символов Петербурга. Он видел пышные торжества к 100-, 200- и 300-летнему юбилеям города, принимал военно-морские парады, был свидетелем страшного восстания декабристов, пережил блокаду. Образ Медного всадника неоднократно использовался в произведениях искусства. Вспомним самые известные из них.

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»

Именно это произведение «солнца русской поэзии» дало памятнику то название, к которому мы привыкли – Медный всадник. Несмотря на то, что скульптура Петра выполнена из бронзы, Пушкин использовал другой эпитет. Более мрачный, тяжеловесный, он лучше соответствовал главной проблеме произведения – противопоставлению мощной государственной машины и человека внутри государства.

Эскиз одной из иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. Н. Бенуа. Акварель, карандаш, 1928 г.

Через образ Медного всадника А. С. Пушкин в поэме раскрывает свое отношение к Петру I как к человеку и как к правителю, рассуждает о пути России, о том, каким средствами и жертвами правитель идет к своей цели, стремясь превратить страну в мощную успешную державу.

…Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Описание Медного всадника – чрезвычайно эмоционально, порой даже пафосно, идеально гармонирует с образом самого императора и величественного города.

И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. Н. Бенуа. Графика, 1905 г.

Главный герой поэмы – Евгений, потерявший свою возлюбленную во время наводнения. Вне себя от горя герой бродит по Петербургу, «встречается» с памятником Петру Великому и вдруг понимает, что именно он – государь – виноват во всех бедах города, основав Петербург в месте мрачном, чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем.

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

Читать полный текст поэмы.


Медный всадник в творчестве Ф. М. Достоевского

Поэт и писатель, литературовед, известный критик Валерий Брюсов считал, что поэма «Медный всадник» оказала большое влияние на роман Достоевского «Преступление и наказание»: «…идея «Медного всадника» целиком легла в основу «Преступления и наказания»: имеет ли право человек, ради целей, которые он считает высокими, жертвовать жизнью другого человека?»

Некоторые мотивы романа на это намекают. Так, например, на Николаевском мосту Раскольникову «пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то, что он чуть-чуть не попал под лошадей». В этом эпизоде Раскольников, как и герой пушкинской поэмы, бродит по городу в беспамятстве, в состоянии, близком к безумию.

Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
В. Суриков. Холст, масло, 1870 г.

Похожее настроение и в романе «Подросток»: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?».


В прозе и поэзии разных авторов

Возвращаясь к работам Валерия Брюсова, нельзя не вспомнить и его собственное стихотворение.

В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженной высится Петр.
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая
на смотр.

Ты так же стоял здесь, обрызган
и в пене,
Над темной равниной взмутившихся волн;
И тщетно грозил тебе бедный
Евгений,
Охвачен безумием, яростью полн.

Cтоял ты, когда между криков и гула
Покинутой рати ложились тела,
Чья кровь на снегах продымилась, блеснула
И полюс земной растопить не могла!

Сменяясь, шумели вокруг поколенья,
Вставали дома, как посевы твои. ..
Cвой конь попирал с беспощадностью звенья
Бессильно под ним изогнутой змеи.

Но северный город — как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.

Валерий Брюсов нередко писал на урбанистические темы. Стихотворение «К Медному всаднику» вошло в цикл его «архитектурных» произведений, среди которых были работы, посвященные Венеции, Стокгольму и другим городам.

Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
А. Мельников. Гравюра, 1782 г.

Образ Медного всадника использует в своем романе «Петербург» писатель Андрей Белый. Здесь город – главный герой произведения, а Медный всадник – неотъемлемая часть его духа. Фосфорический свет луны, «большой, электричеством блещущий мост», особняк с желтыми стенами и главный герой, убивающий своего товарища и застывающий над его трупом в позе Медного всадника.

Медный всадник у Анны Ахматовой – не столь мрачен, но всё так же значителен. Он словно безмолвный свидетель душевных переживаний автора, оценивающий наблюдатель.

Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

Сердце бьется ровно, мерно,
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, –

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена,

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, –
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

Фейерверк. Медный всадник
Б. Кустодиев. Холст, масло, 1920-е гг.

Осип Мандельштам, часто писавший о Петербурге, также неоднократно «рисовал» в своих стихотворениях образ Медного всадника:

…Дев полуночных отвага
И безумных звезд разбег,
Да привяжется бродяга,
Вымогая на ночлег.
Кто, скажите, мне сознанье
Виноградом замутит,
Если явь – Петра созданье,
Медный Всадник и гранит?

А в «Петербургских строфах» Мандельштама мы вновь читаем отсылку к пушкинской поэме и ее главному герою:

Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход —
Чудак Евгений – бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!


Медный всадник в театре и в кино

В 1982 году был снят телеспектакль «Медный всадник», в котором Сергей Герасимов читает поэму Александра Пушкина. Режиссер Наталья Бондарчук вспоминает: «Когда я сняла «Медного всадника», мне был 21 год, я второй раз заканчивала Институт кинематографии – уже режиссерский факультет. Играл Герасимов, из-за него я, в общем-то, эту вещь задумала. Потому что так, как он читал Пушкина, вот эта адекватность пушкинской мысли меня тогда заботила более всего. <…> Дело в том, что я слышала, как Смоктуновский читал, как Юрский, но так, как читал Герасимов «Медного всадника» с этой внутренней страстью, со слезами, в то же время с осмыслением того, что происходило тогда – Петр, царь, Пушкин. Там все было – и бедный Евгений (народ), который всегда и не гений, и не царь, но на нем судьба этого города, судьба медного всадника. Все слилось».

Постер к к/ф «Медный всадник России»

В 2019 году вышел на экраны фильм Василия Ливанова «Медный всадник России». Что интересно, значительная часть съемок прошла в Москве – в Царицыно. Также снимали в Петербурге, Выборге и Гатчине.

Фильм посвящен истории создания памятника и тому, как, благодаря кропотливой работе и мучительным творческим поискам мастера Фальконе, монумент стал не просто произведением искусства, но одним из символов России.

На театральной сцене образ Медного всадника также обыгран неоднократно.

Сцена из балета «Медный всадник», Мариинский театр. Источник фото

В современном репертуаре Мариинского театра особое место занимает балет «Медный всадник» – постановка Юрия Смекалова, потрясающие декорации, дополненные компьютерные графикой. Премьера состоялась в марте 2016 года.

Это не первое обращение Мариинки к знаменитому сюжету. В 1949 году на сцене Ленинградского Театра оперы и балета им. С. М. Кирова первый балет «Медный всадник» поставил хореограф Ростислав Захаров. В послевоенные годы премьеру ждали с нетерпением, а на сам сюжет о зарождении Петербурга смотрели сквозь призму мечтаний о возвращении города-героя Ленинграда к мирной жизни.

Балет «Медный всадник» на музыку Рейнгольда Глиэра ставили и другие театры: Большой театр в Москве, театры оперы и балета во Львове, Саратове, Новосибирске, Казани.

Малый фестивальный симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Гимн Великому городу, Р. Глиэр

Сегодня «Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник» – официальный гимн Петербурга. Так же, как и сам памятник – один из самых узнаваемых силуэтов и настоящий символ великого города.


краткое содержание и анализ произведения

«Медный всадник» Пушкина: YouTube / MyBook

Осень всегда вдохновляла Александра Сергеевича Пушкина. В 1833 году золотая пора стала для него особенно плодотворной. Результат размышлений поэта во время пребывания в Болдино — произведение «Медный всадник», краткое содержание которого, а также детальный анализ представлены ниже.

«Медный всадник»: краткое содержание

Поэма «Медный всадник», краткое содержание которой известно каждому школьнику, — это не просто вершина стихотворного искусства, но и содержательные размышления о государственности, нравственности и роли правителя в жизни населения.

Несомненно, Александр Сергеевич Пушкин, гений которого известен и за рубежом, умело воплотил в жизнь образ легендарного Петра Первого, отобразил тогдашнее настроение людей:

Вступление

Ищете краткий пересказ? «Медный всадник» начинается с описания экспозиции: на берегу Невы стоит государь Петр Великий и думает о том, какое будущее ждет это место. Тяжелое настроение передают детализированные пейзажи:

  • огромные валуны волн разбиваются о крутые берега;
  • холодный ноябрьский ветер забирается под теплую шинель;
  • взор поражает масштабность просторов, усыпанных редкими деревьями;
  • в другой стороне Невы раскинулись топкие опасные болота, на месте которых скоро возвысятся башни Петербурга.

События, которые далее происходят, связаны с главным героем — Евгением. Мелкого чиновника из обедневшего рода делает главным героем Пушкин. «Медный всадник», краткое содержание которого помогает восстановить сюжет, рассказывает о судьбе маленького человека в большом городе.

Завязка и развитие сюжета

Описывая завязку сюжета «Медный всадник» кратко, отметим, что автор так характеризует Евгения:

  • мрачный и неказистый;
  • мелкий и незначительный;
  • безликий и серый.
Завязка сюжета поэмы, буря: YouTube / MyBook

Александр Сергеевич нарочно не упоминает ни фамилию, ни возраст, ни другие детали жизни главного героя. Евгений — образ собирательный. Он часть толпы, он и есть народ, угнетенный машиной государственности. Произведение «Медный всадник» начинается картиной кручины Евгения, который в непогоду добрался до своего темного жилища в Коломне.

Главный герой влачит свое жалкое существование на посредственной работе, с посредственной платой за труды и в посредственном окружении. Но единственная его радость, отрада в этой душной серости — пылкое чувство к девушке Параше, живущей по ту сторону Невы.

Кульминация

Краткое содержание «Медного всадника» обязательно включает рассказ о непогоде, что пришла в город в ноябре. Нева вышла из берегов и затопила все поселения, что находились неподалеку. Ничто не могло унять стихию, и людям оставалось только прятаться и молить Бога о спасении. Правительство не смогло предотвратить страшную трагедию, заявив: «С Божией стихией царям не совладать».

Катастрофа уносит жизнь возлюбленной Евгения Параши, а также ее старушки-матери. Это приводит героя в шок, делает его жизнь бессмысленной.

Развязка

Поэму «Медный всадник» читать рекомендуем внимательно, ведь каждая деталь, описанная Александром Сергеевичем, играет важную роль и создает особое настроение. После смерти Параши Евгений не мог найти себе места, его существование потеряло всякий смысл.

Только спустя год, кое-как оправившись от горя, главный герой решается выразить всю свою боль, как ему кажется, виновнику трагедии — памятнику Петру Первому. Мужчина сгоряча проклинает и Петра Великого, и созданный им город, который стал трагической точкой на карте его любви. Но, конечно же, статуя беспристрастно направляет взор вдаль, не снисходя к проблеме простого смертного.

Лейтмотив поэмы «Медный всадник» — внутренняя тревога, которая нарастает. Она вынуждает Евгения слышать топот копыт коня Петра: герою кажется, что государь преследует его. В конечном итоге это погубило мелкого чиновника: рыбаки выловили его труп возле пустынного острова и похоронили.

Поэма Пушкина «Медный всадник» — яркий пример трагической судьбы маленького человека, раздавленного безжалостной машиной государства.

«Медный всадник»: анализ произведения

«Медный всадник»: о чем это произведение, каков его жанр и что пытался сказать в повествовании автор? Чтобы найти ответы на эти вопросы, внимательно изучите следующее:

«Медный всадник»: история создания

Поэма «Медный всадник», история создания которой связана с непростыми временами в жизни Пушкина, отразила антигуманную природу российской государственности. Держава переживала внутренний раскол. В России возникли два лагеря: одни всячески превозносили Петра Первого, а другие искренне считали, что в его натуре есть что-то нечистое и бесовское.

История создания поэмы Пушкина: YouTube / MyBook

Охваченный всеобщими настроениями, Александр Сергеевич отбыл в 1833 году в поместье жены Болдино. Произведение «Медный всадник» Пушкин написал в том же сезоне, завершив произведением болдинский период творчества. Поэма — квинтэссенция размышлений автора о политике, самодержавии и государственности в целом.

Тема и конфликт поэмы

«Медный всадник» — поэма, посвященная острой социальной теме отношений маленького человека и государства. Страна представляется читателю огромной безжалостной машиной, не замечающей проблем маленьких людей.

Фундаментальность государства и его масштабы отображены в названии произведения. Хоть статуя изготовлена из бронзы, автор представляет ее из меди — более тяжелого материала. Статуя масштабная и необъятная, а человек возле нее непропорционально мал и жалок.

К сожалению, конфликт человека с властью исчерпывается уже к концу поэмы, поскольку громадная машина перемалывает человека, не заметив потери.

«Медный всадник»: жанр, особенности композиции

«Медный всадник», жанр которого определяют как стихотворная реалистическая поэма, — это работа чрезвычайно глубокая в смысловом аспекте. Тут встречаются:

  • философские размышления автора;
  • исторические зарисовки;
  • великолепные пейзажи;
  • детализированный анализ личности самого Петра Первого.

Важно отметить композицию произведения. Она кардинально отличается от похожих произведений тем, что поэма имеет открытый финал:

  1. Каждый читатель сам делает выводы и рисует тот эпилог, который, на его взгляд, уместен.
  2. Эксперты говорят о масштабе повествования: рассказ о личности Петра Великого, его деяниях и основании города на Неве — произведение в произведении.
Особенности композиции и жанр поэмы Пушкина: YouTube / MyBook

Отметим легкий, незатейливый, простой слог автора в рассказе о жизни маленького чиновника Евгения. Это добавляет атмосферность повествованию. Как только вектор внимания перемещается на личность Петра, то речь становится пафосной, витиеватой и величавой.

Поэма Пушкина «Медный всадник»: главные герои

Вся поэма строится на контрасте двух главных героев:

  • Петра Великого;
  • мелкого чиновника Евгения.

Петр — могущественный, одиозный самодержец, одержимый идеей величия Российской империи. Он мыслит масштабно, амбициозно, смело и порой поступает жестоко. Он идет на риск, пренебрегая нуждами маленьких людей, своего народа. Он делает это для развития России, но не во благо обычных людей.

Личность Евгения — полная противоположность Петру. Он жалкий, ничтожный и серый. Он частичка безликой массы, но при этом герой переживает личную драму. Судьба маленького человека трагична и жестока, а равнодушие государства и окружающих делает картину еще печальнее.

«Медный всадник» — произведение-загадка, над расшифровкой которой трудятся литературоведы десятилетиями. Статья поможет приблизиться к пониманию авторского замысла.

Оригинал статьи: https://www.

nur.kz/family/school/1874338-mednyj-vsadnik-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

Медный всадник | стихотворение Пушкина

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Анализ Медного всадника — eNotes.com

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 19 июня 2019 г., редакция eNotes. Количество слов: 296

«Медный всадник» Александра Пушкина о важности истории и о том, как слава и трагедии прошлого формируют настоящее. Первая часть поэмы-повествования подводит итог героизму Петра Великого. После его смерти он становится мифической фигурой, а город Санкт-Петербург, который он сам основал, становится архитектурным и физическим воплощением его легендарных деяний.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Во второй части поэмы рассказывается о незадачливом юноше Евгении, влюбленном в женщину Парашу, но признающем, что он не имеет большого значения в обществе и, скорее всего, никогда не будет таким состоявшимся, как его предки. Этот персонаж является полной противоположностью Петра Великого. Депрессивное настроение Евгения кажется отражением унылой городской застройки Санкт-Петербурга.

Евгений никак не может уловить даже малейшую удачу или удачу. Когда сильное наводнение разрушает большую часть города, в том числе район его возлюбленной, и есть намеки на смерть Параши, он теряет рассудок.

Помощь с домашним заданием

Для рассказа «Медный всадник» Александра Пушкина кому адресован рассказ? Я прошел через…

Последний ответ опубликован 26 сентября 2015 г., 14:24 (UTC)

1 ответ воспитателя

Его бездомность и бесцельное скитание контрастируют с милитаристским менталитетом Петра Великого, который имел конкретные цели в жизни и обладал божественной целеустремленностью. Евгений гневно угрожает бронзовой статуе Петра за то, что она спасла его, а не Парашу, а также представляет заносчивого Петра Великого, построившего этот город печали.

Это иллюстрирует чувства многих простых граждан по отношению к своим прошлым лидерам, которые высоко ценят создание города — обычно путем завоеваний и кровопролития — но не имеют отношения к борьбе простого человека.

Когда статуя Петра оживает и преследует Евгения, это метафора прошлого, преследующего настоящее; каким бы противоречивым ни был древний лидер, они требуют авторитарного уважения от простолюдинов.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Медный всадник — анализ» eNotes Publishing Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc. eNotes.com 3 ноября 2022 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати.
    Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 6 мая 2015 г., редакция eNotes. Количество слов: 675

Петр Великий верхом на бронзовом коне стоит на пустынном берегу Балтийского моря на северо-западной границе своих владений и смотрит вдаль. Сам пейзаж вокруг него кажется неоформленным, неясным: земля мягкая и болотистая, солнце, окутанное туманом, хлипкие и временные финские хижины. Замысел Петра, однако, вполне ясен.

Здесь, в дельте Невы, из ничего он построит Санкт-Петербург, крепость против могущественных шведов, новую столицу, магнит для кораблей всех народов, «окно в Европу».

По словам рассказчика, прошло сто лет, и город превратился в оживленный порт, в стратегическую крепость и в сеть рек и каналов с гранитными стенами, окруженных дворцами, парками и садами, в мегаполис, чья мощь и элегантность безвкусную старую Москву, «вдовствующую» столицу, решительно отодвинуть в тень. Это все творение Петра: величие зодчества, бескрайние городские просторы, освещенные «белыми ночами» раннего лета, звуки зимы — саней и пышных балов — зрелища и звуки парада царских войск. Пусть город красуется своей красотой, а вечный сон Петра пусть не тревожится, говорит рассказчик. Тем не менее, есть определенное, ужасное время и печальная история, которую нужно рассказать.

Темным ноябрьским вечером 1824 года молодой человек по имени Евгений лежит в своих съемных комнатах в нефешенебельном загородном квартале и прислушивается к дождю и ветру. Ему не спится, и он праздно думает, что хорошо бы иметь побольше мозгов и денег или хотя бы иметь чью-то большую удачу. Однако он не утруждает себя оплакиванием своих более прославленных предков или завистью к ним. Вместо этого его мысли обращаются к любимой Параше, на которой он надеется однажды жениться. Они найдут себе место для жилья, и у них будут дети; мирная, будничная жизнь будет продолжаться до тех пор, пока эти детские дети не похоронят когда-нибудь его и верную Парашу. Смутно обеспокоенный бурей, Евгений засыпает, а река все поднимается и поднимается. К утру она поворачивает на себя и, плывя вверх по течению от залива, затапливает город.

Евгению удается спастись от наводнения, оседлав одного из пары каменных львов на портике дворянского дома. Вот он сидит, бледный, неподвижный и загнанный в ловушку, и наблюдает, как волны делают свое самое страшное именно там, далеко к заливу, стоит дом Параши. Он боится за нее больше, чем за себя. Недалеко, спиной к нему, высоко над волнами возвышается Всадник.

Наконец Нева начинает отступать. Евгений спускается со своего насеста и находит перевозчика, который отвозит его на остров Параши, где он находит знакомые дома, разрушенные или оторванные от фундамента. От дома Параши и его обитателей нет и следа. Город начинает восстанавливаться и заниматься своими делами, а Евгения нет. Он никогда не возвращается в свои комнаты, и недели растягиваются на месяцы, когда он бродит по улицам, не обращая внимания ни на что вокруг. Он спит везде, где может найти убежище, пока однажды, очнувшись на набережной возле спасших его каменных львов, не узнает, где находится. Его замешательство, кажется, проходит, когда он замечает Всадника и, что-то бормоча, обходит его основание. Он сжимает кулаки, шепча яростную угрозу. В этот момент кажется, что лицо царя меняется, и, когда Евгений поворачивается, чтобы бежать, он слышит, как статуя скачет за ним, всю ночь звеня тяжелыми копытами по городским булыжникам.

С тех пор он обходит Всадника стороной, снимая кепку и опуская глаза всякий раз, когда тот оказывается на этой конкретной площади. Вскоре после этого тело Евгения находят на бесплодном острове в реке; он лежит у порога домика, разрушенного и выброшенного на берег потопом, и там его и хоронят.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Медный всадник. Поэма» Критический обзор литературы для студентов Эд. Лоуренс В. Маццено. eNotes.com, Inc. 2010 eNotes.com 3 ноября 2022 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 6 мая 2015 г., редакция eNotes. Количество слов: 288

Бэйли, Джон. Пушкин: Сравнительное исследование . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1971. В этом исследовании Пушкин рассматривается в контексте как русской, так и европейской литературы, при этом особое внимание уделяется Шекспиру и английским поэтам. В главе, посвященной повествовательной и исторической поэзии Пушкина, « Медный всадник» используется в качестве эталона для сравнения как с более ранними стихами самого Пушкина, такими как « Полтава », так и с трактовкой некоторых тем у лорда Байрона. Существует широкое обсуждение Медный всадник сам по себе.

Бриггс, AD Александр Пушкин: критическое исследование . Тотова, Нью-Джерси: Barnes & Noble, 1983. Подробное введение в творчество Пушкина, целая глава посвящена Медному всаднику . Бриггс дает обзор источников, тем, приемов (включая рифмовки) и структуры стихотворения.

Грегг, Ричард. «Природа природы и характер Евгения в Медный всадник ». Славянский и восточноевропейский журнал 21 (1977): 167-179. Предлагает несколько иной взгляд на Евгения как на человека, оказавшегося между двумя противоборствующими силами, и отстаивает идею о том, что характер в такой же степени, как и обстоятельства, диктует индивидуальную судьбу.

Ледницкий, Вацав. «Медный всадник» Пушкина: История одного шедевра . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1955. Единственное исследование на английском языке длиной в книгу, которое до сих пор является бесценным источником. Приложения включают перевод самой поэмы, произведений Адама Мицкевича и других источников.

Викери Вальтер Н. Александр Пушкин . Изд. ред. New York: Twayne, 1992. Переработанное издание более ранней книги того же автора, оно включает в себя новые исследования и представляет собой краткое, но легко читаемое введение в жизнь и творчество Пушкина. Раздел «Медный всадник » включает в себя синопсис, краткие комментарии по стилю и обсуждение основных тем.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Медный всадник — Библиография» Великие персонажи литературы Эд. А. Дж. Собчак и Фрэнк Н. Мэгилл. eNotes.com, Inc. 1998 eNotes.com 3 ноября 2022 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *