Стихи карамзина о любви: Стихи Николая Карамзина о любви. Читать любовные стихотворения Николая Карамзина на портале «Культура.РФ»

Николай Карамзин. Лучшие стихи Николая Карамзина на портале ~ Beesona.Ru

Карамзин Николай Михайлович (1766 — 1826) — русский историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Императорской Академии наук, действительный член Императорской Российской академии, создатель «Истории государства Российского».

Протей, или несогласия стихотворца

NB. Говорят, что поэты нередко сами себе
противоречат и переменяют свои мысли о вещах.
Сочинитель отвечает:
Ты хочешь, чтоб поэт всегда одно лишь мыслил,

Гимн глупцам

Блажен не тот, кто всех умнее —
Ах, нет! он часто всех грустнее, —
Но тот, кто, будучи глупцом,
Себя считает мудрецом!

К Дмитриеву («Многие барды, лиру…

«Многие барды, лиру настроив,
Смело играют, поют;
Звуки их лиры, гласы их песней
Мчатся по рощам, шумят.

Надпись к снежному памятнику

Мы сделаем царю и другу своему
Лишь снежный монумент; милее он ему,
Чем мрамор драгоценный,
Из дальних стран за счет убогих привезенный.

Стихи на день рождения А. А. Плещеевой 14…

Ты в мрачном октябре родилась — не…
Чтоб сетующий мир утешен был тобою.

Желание

Как странник, зноем утомленный,
В тени желает отдохнуть, —
Так бедный, скорбью изнуренный,
Желает вечным сном заснуть.

Песня («Нет, полно, полно! Впредь не…

Нет, полно, полно! впредь не буду
Себя пустой надеждой льстить
И вас, красавицы, забуду.
Нет, нет! что прибыли любить?

Берег

После бури и волненья,
Всех опасностей пути,
Мореходцам нет сомненья
В пристань мирную войти.

Луизе в день ее рождения 13 генваря, при…

Луиза! Прийми дар искренней любви.
Твой ум, твоя душа питается прекрасным:
Ты ангел горестных, мать сирым и несчастным;
Живешь для счастия других!. . И так живи!

Вздох

Месяц восходит, месяц прекрасный,
Тихий, любезный спутник земли;
Сребряный, ясный свет изливает,
Нежно блистает в чистых водах.

Песнь Сафина

Почто, о бог любви коварный,
Ты грудь мою стрелой пронзил?
Почто Фаон неблагодарный
Меня красой своей пленил?

Анакреонтические стихи А. А. Петрову

Зефир прохладный веет,
И, Флору оставляя,
Зефир со мной играет,
Меня утешить хочет;

К Шекспирову подражателю

Ты хочешь быть, Глупон, Шекспиров…
Выводишь для того на сцену мясников,
Башмачников, портных, чудовищ и духов.
Великий Александр, земли завоеватель,

Творение

(Сочинение Гайдена)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Рафаил
Гавриил архангелы.

Илья Муромец

Богатырская сказка[1]
Le monde est vieux, dit on: je
le crois; cependant
Il le faul arnuser encore comme

Триолет Алете в тот день, как ей исполнилось. ..

Четырнадцати лет
Быть Флорой, право, стыдно:
В апреле розы нет!
Четырнадцати лет

Из письма к И. И. Дмитриеву («Но что же…

Но что же скажем мы о времени прошедшем?
Какими радостьми, мой друг, питались в нем?
Мы жили, жили мы — и более не скажем,
И более сказать не можем ничего.

Две песни

1
Мы желали — и свершилось!..
Лиза! Небо любит нас.
Постоянство наградилось:

Печаль и радость

С печалью радость здесь едва ли не равна:
Надежда с первою, с другой боязнь дана.

Кладбище

Один голос
Страшно в могиле, хладной и темной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.

Клятва и преступление

Хотел я не любить: что ж делаю? люблю!
Любя терзаюся, крушу себя, гублю…
Но пользы нет в слезах; слезами я не смою
Того, что злой судьбе железною рукою

К портрету Ломоносова

«В отечестве Зимы, среди ее снегов,. ..
Сказал парнасский бог, — к бессмертной…
Родись вновь Пиндар, царь певцов!»
Родился… Ломоносов.

Хор и куплеты, петые в Марфинской роще…

ХОР И КУПЛЕТЫ,
ПЕТЫЕ В МАРФИНСКОЙ РОЩЕ
ДРУЗЬЯМИ ПОЧТЕННОГО ХОЗЯИНА, В ДЕНЬ ИМЕНИН…
(Село Марфино, в 30 верстах от Москвы)

Надгробие шарлатана

Я пыль в глаза пускал;
Теперь — я пылью стал.

Послание к Дмитриеву в ответ на его…

ПОСЛАНИЕ К ДМИТРИЕВУ
В ОТВЕТ НА ЕГО СТИХИ, В КОТОРЫХ ОН ЖАЛУЕТСЯ…
СКОРОТЕЧНОСТЬ СЧАСТЛИВОЙ МОЛОДОСТИ
Конечно так, — ты прав, мой друг!

Выздоровление

Нежная матерь Природа!
Слава тебе!
Снова твой сын оживает!
Слава тебе!

Аркадский памятник

Сельская драма с песнями в одном действии
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Палемон, старый пастух.
Лизиас, молодой спартанец.

Истина

Кто скажет не солгав, что сроду он не лгал,
Тот разве никогда влюбленным не бывал!

Надписи на статую Купидона

1
НА ГОЛОВУ
Где трудится голова,
Там труда для сердца мало;

Любезной в день ее рождения

В сей день тебя любовь на свет произвела,
Красою света быть, владеть людей сердцами;
Осыпала тебя приятностей цветами;
Сказала: будь мила!..

Господь есть бедных покровитель…

Господь есть бедных покровитель
И всех печальных утешитель;
Всевышний зрит, что нужно нам,
И двум тоскующим сердцам

Надпись к дамской табакерке, на которой…

Любезное глазам как цвет весенний тленно;
Любезное душе как мрамор неизменно.

Песня из повести

(Песня из повести
«Остров Борнгольм»)
Законы осуждают
Предмет моей любви;

К самому себе

Прости, надежда!. . и навек!..
Исчезло всё, что сердцу льстило,
Душе моей казалось мило;
Исчезло! Слабый человек!

Песня арфиста

Я в бедности на свет родился
И в бедности воспитан был;
Отца в младенчестве лишился
И в свете сиротою жил.

Там всё велико, всё прелестно…

Там всё велико, всё прелестно,
Искусство славно и чудесно;
Там истинный Армидин сад
Или великого героя

Два сравнения

1
Что наша жизнь? Роман. — Кто автор?…
Читаем по складам, смеемся, плачем……
2

Меланхолия

Подражание Делилю
Страсть нежных, кротких душ, судьбою…
Несчастных счастие и сладость огорченных!
О Меланхолия! ты им милее всех

Приношение грациям

Любезные душе чувствительной и нежной,
Богини дружества***, утехи безмятежной!
Вы, кои в томну грудь — под мраком. ..
Ужасныя грозы, носящейся над нами

Весело в поле работать…

Весело в поле работать:
Будьте прилежны, друзья!
Класы златые ссекайте
Махом блестящей косы!

К Амуру

Одною нежностью богат,
Как Правда сердцем обнаружен,
Как Непорочность безоружен,
Как Постоянство некрылат,

Амур в плену у муз

Я неволен,
Но доволен
И желаю пленным быть.
Милы узы

Страсти и бесстрастие

Как беден человек! нам страсти — горе,…
Без страсти жизнь не жизнь, а скука:
Люби — и слезы проливай;
Покоен будь — и ввек зевай!

Стихи от де Мазюра к И. И. Дмитриеву

Усердно с праздником я друга поздравляю;
Честнейшим образом ему того желаю,
Чего себе едва ль он может пожелать.
Желание сие я вздумал отослать

Соловей, галки и вороны

Басня
Прошедшею весною,
Вечернею зарею
В лесочке сем певал любезный соловей.

Исправление

[1]Пора, друзья, за ум нам взяться,
Беспутство кинуть, жить путем.
Не век за бабочкой гоняться,
Не век быть резвым мотыльком.

К добродетели

О ты, которая была
В глазах моих всегда прелестна,
Душе моей всегда мила
И сердцу с юности известна!

Эпитафия Джону Гею

Всё в свете есть игра, жизнь самая —…
Так прежде думал я, а ныне знаю то.

Весеннее чувство

Пришла весна — цветет земля,
Древа шумят в венцах зеленых,
Лучами солнца позлащенных,
Красуются луга, поля,

Стихи на слова, заданные мне Хлoeю: миг,…

1
МИГ
Какое слово мне дано!..
Оно важнее всех; оно

На смерть девицы

Вчера здесь роза расцветала,
Собою красила весь луг;
Но ныне роза в зной увяла —
Краса ее исчезла вдруг.

Стихи к портрету И.И. Дмитриева («Он с…

Он с честью был министр, со славою поэт;
Теперь для дружества и счастия живет.

Эпитафии (Небесная душа…)

Алина

О дар, достойнейший небес,
Источник радости и слез,
Чувствительность! сколь ты прекрасна,
Мила, — но в действиях несчастна!..

Спорщик

Как странен Никодим!
Он вечно утверждает
Противное другим
И умником себя для спора называет!

Надгробные надписи

1
Вселенныя любовь иль страх,
Цари! что вы по смерти?.. прах!
2

Молитва о дожде

Мать любезная, Природа!
От лазоревого свода
Дождь шумящий ниспошли
Оросить лице земли!

Ответ моему приятелю

Мне ли славить тихой лирой
Ту, которая порфирой
Скоро весь обнимет свет?
Лишь безумец зажигает

Тацит

Тацит велик; но Рим, описанный Тацитом,
Достоин ли пера его?
В сем Риме, некогда геройством знаменитом,
Кроме убийц и жертв не вижу ничего.

Любовь ко врагам

«Взгляните на меня: я в двадцать лет…
Весь высох как скелет, едва таскаю ноги;
Смотрю в очки, ношу парик;
Был Крезом год назад, теперь я Ир…

Сильфида

Плавай, Сильфида, в весеннем эфире!
С розы на розу в весельи летай!
С нежного мирта в кристальный источник
На испещренный свой образ взирай!

Куплеты (на тот же голос) в честь нежной…

КУПЛЕТЫ
(НА ТОТ ЖЕ ГОЛОС)
В ЧЕСТЬ НЕЖНОЙ МАТЕРИ, ПЕТЫЕ ЕЕ
СЕМЕЙСТВОМ

Время

(Подражание)
Все вещи разрушает время,
И мрачной скукой нас томит;
Оно как тягостное бремя

Стихи на скоропостижную смерть Петра…

9 майя он обедал у меня в деревне и провел…
Вчера в моем уединеньи
Я с ним о жизни рассуждал,
О нашем горе, утешеньи;

На торжественное коронование его. ..

Il en est des grands Souverains
comme des Dieux. Combles de leurs
bienfaits, nous n’avons pas pour eux
des recompenses, mais nous avons

Последние слова умирающего

Бог дал мне свет ума: я истины искал,
И видел ложь везде — светильник…
Бог дал мне сердце: я страдал,
И богу сердце возвращаю.

Дурной вкус

Никандр! ты хвалишь мне свой нежный вкус…
Скажу я беспристрастно,
Что вкус и груб и дурен у тебя:
Ты любишь самого себя!

Мыслят и не мыслят

Все мыслят жить, но не живут;
Не мысля умереть, умрут.

Гимн слепых

Владыко мира и судьбины!
Дай видеть нам луч солнца твоего
Хотя на час, на миг единый,
И новой тьмой для нас покрой его,

Лавиния (Осенняя повесть)

Перевод с английского
В II ч. «Детского чтения»…
Любезная душой, Лавиния младая,
Имела перед сим приятелей, друзей,

Опытная Соломонова мудрость

Во цвете пылких, юных лет
Я нежной страстью услаждался;
Но ах! увял прелестный цвет,
Которым взор мой восхищался!

Кто ж милых не терял? Оставь холодный…

Кто ж милых не терял? Оставь холодный свет
И горесть разделяй с унылыми древами,
С кристаллом томных вод и с нежными цветами;
Чувствительный во всем себе друзей найдет.

Ответ моему приятелю, который хотел, чтобы я…

Мне ли славить тихой лирой
Ту, которая порфирой
Скоро весь обнимет свет?
Лишь безумец зажигает

К Мелодору в ответ на его песнь любви

Когда бледнеет всё в подлунном мрачном мире
И жертвы плавают в дымящейся крови,*
Тогда, о Мелодор! на кроткой, нежной лире
Играя, ты поешь о сладостях любви?

Хлоя

Пусть свет злословный утверждает,
Что в Хлое постоянства нет;
Что Хлоя всякий день меняет
Любви своей предмет!

Его императорскому величеству Александру I,. ..

России император новый!
На троне будь благословен.
Сердца пылать тобой готовы;
Надеждой дух наш оживлен.

Граф Гваринос

Древняя гишпанская историческая песня
Худо, худо, ах, французы,
В Ронцевале было вам!
Карл Великий там лишился

Часто здесь в юдоли мрачной…

Часто здесь в юдоли мрачной
Слезы льются из очей;
Часто страждет и томится,
Терпит много человек.

Счастье истинно хранится…

Счастье истинно хранится
Выше звезд, на небесах;
Здесь живя, ты не возможешь
Никогда найти его.

К неверной

Рассудок говорит: «Всё в мире есть…
Увы! несчастлив тот, кому и сердце скажет:
«Всё в мире есть мечта!»,
Кому жестокий рок то опытом докажет.

К Лиле

Ты плачешь, Лилета?
Ах! плакал и я.
Смеялась ты прежде,
Я ныне смеюсь.

К Эмилии

Подруга милая моей судьбы смиренной,
Которою меня бог щедро наградил!
Ты хочешь, чтобы я, спокойством усыпленный
Для света и для муз, талант мой пробудил

К отечеству

Цвети, отечество святое,
Сынам любезное, драгое!
Мы все боготворим тебя
И в жертву принести себя

К лесочку Полины

Тебя, лесочек, насадила
Полина собственной рукой.
Кому же посвятила? —
«Богине прелестей». — Итак,…

Стихи с поднесением выписок

Благодарю судьбу, что грамоте умею!
Писатель для других, я для тебя писец,
В изображеньи букв совсем не образец,
Но, криво ставя их, я не кривлю душею:

Надежда

Il est doux quelquefois
de rever le bonheur[1]
Среди песков, степей ужасных,
Где солнце пламенем горит,

Характер Нисы

Для Нисы то бывает мило,
Что прежде было ей постыло;
А что теперь для Нисы мило,
То скоро будет ей постыло.

Смерть Орфеева

Нимфы, плачьте! нет Орфея!..
Ветр унылый, тихо вея,
Нам вещает: нет его!
Ярость фурий исступленных,

На разлуку с Петровым

Настал разлуки горький час!..
Прости, мой друг! В последний раз
Тебя я к сердцу прижимаю;
Хочу сказать: не плачь! — и слезы…

Разлука

На голос: J’entends dans la foret.[1]
Любя любимым быть —
Всего для нас милее;
Но с милой розно жить —

Опытная Соломонова мудрость — [Николай Карамзин]
Кладбище — [Николай Карамзин]
Меланхолия — [Николай Карамзин]
Осень — [Николай Карамзин]
Прости — [Николай Карамзин]
Раиса — [Николай Карамзин]
Веселый час — [Николай Карамзин]
К соловью — [Николай Карамзин]
Граф Гваринос — [Николай Карамзин]
К Милости — [Николай Карамзин]
Ответ моему приятелю — [Николай Карамзин]
Тацит — [Николай Карамзин]
Эпитафии (Небесная душа. ..) — [Николай Карамзин]
(Песня из повести — [Николай Карамзин]
Выздоровление — [Николай Карамзин]
Песня из повести — [Николай Карамзин]
Странность любви, или Бессонница — [Николай Карамзин]
Протей, или несогласия стихотворца — [Николай Карамзин]
Гимн глупцам — [Николай Карамзин]
Два сравнения — [Николай Карамзин]

Стихи Карамзина: Читать произведения Николая Карамзина

Стихи классиков > Николай Карамзин

Отзывы


Николай Карамзин является одним из крупнейших русских литераторов эпохи сентиментализма.

Карамзин стал важен для культуры как реформатор русского языка. Его манера написания легка как галльский язык. Поэт не занимался простым заимствованием слов, а наоборот старался обогатить язык новыми словами такими, как «впечатление», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Также именно Николаю Карамзину принадлежит авторство таких слов, как «промышленность», «эпоха», «гармония», «катастрофа».

Поэзия Николая Карамзина была воспитана в духе Европейского сентиментализма и отличалась от его современников.

Поэта интересовал не внешний мир, а внутренний, духовный мир человека. Стихи Карамзина можно сравнить с «языком сердца». Николай Карамзин старался писать в основном о «простой жизни», и именно поэтому он старался использовать крайне простые методы и приемы поэзии — бедные рифмы, малое количество метафор и других троп, которые пользовались популярностью в стихотворениях его предшественников.

В этом разделе нашего сайта Вы сможете познакомиться с лучшими стихами Николая Михайловича Карамзина.

  1.  Николай Карамзин — Осень

  2. Николай Карамзин — Весёлый час

  3. Николай Карамзин — Прости

  4. Николай Карамзин — Ответ моему приятелю

  5. Николай Карамзин — Странность любви или Бессонница

  6. Николай Карамзин — Раиса (Древняя баллада)

  7. Николай Карамзин — К самому себе

  8. Николай Карамзин — Смерть Орфеева

  9. Николай Карамзин — Тацит

  10. Николай Карамзин — К бедному поэту

  11. Николай Карамзин — Граф Гваринос

  12. Николай Карамзин — Выздоровление

  13. Николай Карамзин — К милости

  14. Николай Карамзин — Предмет моей любви

  15. Николай Карамзин — Меланхолия

  16. Николай Карамзин — К соловью

  17. Николай Карамзин — Соломонова мудрость, или мысли, выбранные из Экклезиаста

  18. Николай Карамзин — Время

  19. Николай Карамзин — Эпитафия Калифа Абдулрамана

  20. Николай Карамзин — Эпитафия Джону Гею

  21. Николай Карамзин — Эпитафия (Он жил в сем мире для того)

  22. Николай Карамзин — Эпитафии

  23. Николай Карамзин — Эпиграмма (Я знаю, для чего Крадон)

  24. Николай Карамзин — Часто здесь в юдоли мрачной

  25. Николай Карамзин — Хор и куплеты, петые в Марфинской роще

  26. Николай Карамзин — Хлоя

  27. Николай Карамзин — Характер Нисы

  28. Николай Карамзин — Филлиде

  29. Николай Карамзин — Филины и соловей, или просвещение

  30. Николай Карамзин — Триолет Лизете

  31. Николай Карамзин — Триолет Алете в тот день, как ей исполнилось 14 лет

  32. Николай Карамзин — Тень и предмет

  33. Николай Карамзин — Творение

  34. Николай Карамзин — Там всё велико, всё прелестно

  35. Николай Карамзин — Протей, или несогласия стихотворца

  36. Николай Карамзин — Талесу

  37. Николай Карамзин — Счастье истинно хранится

  38. Николай Карамзин — Странные люди

  39. Николай Карамзин — Страсти и бесстрастие

  40. Николай Карамзин — Стихи с поднесением выписок

  41. Николай Карамзин — Стихи от де Мазюра к И. И. Дмитриеву

  42. Николай Карамзин — Стихи на слова, заданные мне Хлoeю: миг, картина и дверь

  43. Николай Карамзин — Стихи на скоропостижную смерть Петра Афанасьевича Пельского

  44. Николай Карамзин — Стихи к портрету И.И. Дмитриева (Он с честью был министр)

  45. Николай Карамзин — Стихи на день рождения А. А. Плещеевой 14 октября

  46. Николай Карамзин — Стихи к портрету И.И. Дмитриева (Министр, поэт и друг)

  47. Николай Карамзин — Спорщик

  48. Николай Карамзин — Соловей, галки и вороны

  49. Николай Карамзин — Соловей

  50. Николай Карамзин — Сильфида

  51. Николай Карамзин — Рогатому человеку

  52. Николай Карамзин — Прощание

  53. Николай Карамзин — Разлука

  54. Николай Карамзин — Пророчество на 1799 год, найденное в бумагах Нострадамуса

  55. Николай Карамзин — Приписание к Г-же N, которая желала, чтоб я списал для нее сии две песни

  56. Николай Карамзин — Приношение грациям

  57. Николай Карамзин — Последние слова умирающего

  58. Николай Карамзин — Поэзия

  59. Николай Карамзин — Послание к женщинам

  60. Николай Карамзин — Послание к Дмитриеву в ответ на его стихи

  61. Николай Карамзин — Послание к Александру Алексеевичу Плещееву

  62. Николай Карамзин — Посвящение к «Аглае»

  63. Николай Карамзин — Политика

  64. Николай Карамзин — Покой и слава

  65. Николай Карамзин — Печаль и радость

  66. Николай Карамзин — Песня цюрихского юноши

  67. Николай Карамзин — Песня арфиста

  68. Николай Карамзин — Песнь Сафина

  69. Николай Карамзин — Песня (Нет, полно, полно! Впредь не буду)

  70. Николай Карамзин — Песнь мира

  71. Николай Карамзин — Песнь воинов

  72. Николай Карамзин — Песнь Вакху

  73. Николай Карамзин — Песнь Божеству

  74. Николай Карамзин — Перемена цвета

  75. Николай Карамзин — Отставка

  76. Николай Карамзин — Ответ на стихи одной девицы, в которых она клянется Хлое, другу своему, любить

  77. Николай Карамзин — Освобождение Европы и слава Александра I

  78. Николай Карамзин — Ода на случай присяги московских жителей

  79. Николай Карамзин — Нескромное эхо

  80. Николай Карамзин — Непостоянство

  81. Николай Карамзин — Не сон ли жизнь и здешний свет

  82. Николай Карамзин — Невидимый хор

  83. Николай Карамзин — Надписи на статую Купидона

  84. Николай Карамзин — Надпись к снежному памятнику

  85. Николай Карамзин — Надписи в парке Эрменонвиля

  86. Николай Карамзин — Надежда

  87. Николай Карамзин — Надгробные надписи

  88. Николай Карамзин — Надгробная надпись Боннету

  89. Николай Карамзин — На торжественное коронование его императорского величества Александра I, самодержца всероссийского

  90. Николай Карамзин — Надгробие шарлатана

  91. Николай Карамзин — На смерть князя Г. А. Хованского

  92. Николай Карамзин — На смерть девицы

  93. Николай Карамзин — На разлуку с Петровым

  94. Николай Карамзин — Мыслят и не мыслят

  95. Николай Карамзин — Молитва о дожде

  96. Николай Карамзин — Любовь ко врагам

  97. Николай Карамзин — Мишеньке

  98. Николай Карамзин — Любезной в день ее рождения

  99. Николай Карамзин — Любовь и дружба

  100. Николай Карамзин — Луизе в день ее рождения 13 генваря, при вручении ей подарка

  101. Николай Карамзин — Лилея

Николай Карамзин: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Сборник стихов Александра Пушкина

Вы здесь: Главная » Русские поэты » Александр Пушкин

Поделиться |


СБОРНИК СТИХОВ
BY

(Род. 1799, Умер 1837)

(Перевод с русского)

Александр Пушкин , по общему согласию — по крайней мере среди своих соотечественников — величайший из всех русских писателей. Большая часть его лирической поэзии написана между 1820 и 1830 годами, но некоторые из его поэтических шедевров были написаны в последние семь лет. лет своей жизни, когда он обратил свое внимание на прозу. Можно проследить развитие от искрометного задора его раннего стиха, венцом которого является первая глава Евгений Онегин, написано в 1823 году — к сосредоточенной выразительности и сдерживал силу своей позднейшей поэзии. Осуществляя новый синтез между тремя основными составляющие русского литературного языка — церковнославянского, западноевропейского заимствований и разговорной речи — Пушкин создал язык современного русского языка.

поэзия. Его личная жизнь осложнялась конфликтами с властями, которые не одобряли его либеральные взгляды. Он был убит на дуэли.
От «Наследие русского стиха», by Дмитрий Оболенский



А
«Среди шумного бала…»
Анчар
Ангел
Арион
Художник
Пробуждение

Б
Вакхическая песня
Медный всадник
Сожженное письмо

С
Телега жизни
Хроника Стихотворца
Монастырь на Казбеке
Облако
Разговор книготорговца с поэтом
Любопытный

Д
«Глухой когда-то называли глухим…»
Демон
Мечта

Е
«Старейшины…»
Элегия
Эпиграмма на смерть стихотворца
Евгений Онегин

Ф
Прощай
«Прощайте, верные лиственные рощи!. ..»
Цветок
«Цветы осенних дней»
«К берегам дома…»
Дружба

Г
«Хорошо для поэта, который…»
Цыгане
Цыгане (2)

Н
Холмы Джорджии
«Как это сладко…»

я
«Я в цепях…»
«Я не сожалею о годах…»
«Я любил тебя…»
Имитация
«Я остался один в…»
«Напрасно я думал спрятаться. ..»
Вызов
«В житейской степи…»
«Худеет…»
«Пора, мой друг…»
«Я прошел через все мои…»
«Я скоро замолчу…»

Д
«Там, над Венценосным…»

К
Карамзин

Л
«Земля Московская…»
«Наша Лига — это…»
«Пусть бард, с…»
«Да поможет тебе Бог…»
«Пусть Венчаемый…»
Маленькая птичка

М
Дева
Морфеус
Муза
«Красавица моя, не пой для меня»
«Мое использованное невежество. ..»

Н
«Наивный ревнитель инопланетян…»
«Недалеко от района, где царит золотая Венеция…»
Ночь
Соловей и роза

О
«О, лень, приди…»
«О, Муза Красного…»
«О, Рим — страна гордая…»

П
Коварство
Поэт
Поэт и толпа
Портрет
Предчувствие
Заключенный
Пророк

Р
«Ворон к воронам летит…»
Воспоминание
Руслан и Людмила

С
«Опечаленный полумесяц…»
«Спаси меня от безумия, Боже. ..»
Разделение
Сапожник
Певица
Одиночество
«Таким, каким я был раньше…»
«Предположим, что вы выиграли…»

Т
Талисман
Буря
Десятая заповедь
Ты и ты
К…
Малышу
Красавице
К бюсту Завоевателя
Ушаковой Е.Н.
К Фонтану Дворца Бакчисарай
Пущину И.И.
Знаки суеверия
Морфеусу
Моим друзьям
Поэту
К портрету Жуковского
Щербинину
На Вяземский
Языкову
В Жуковский
Правда
«Прав Туманский, когда он. ..»

Ш
«Что значит для вас…»
«Что случилось? Почему ты…»
«Когда ты такой молодой и сказочный…»
«Кто тебя полностью остановил…»
«Почему ты должен поддерживать…»
Зимний вечер
Зимняя дорога
Желание
«Хуже, чем идиллия…»

Особая благодарность Евгению Бонверу, Тане Карштедт и Дмитрию Карштедту за предоставленный мне уникальный материал для этой страницы (т.е. их переводы известных стихи автора Александр Пушкин )

Александр Пушкин в Интернете: Google | Википедия

Поделиться |

«); }

Вы здесь: Главная » Русские поэты » Александр Пушкин

x

Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой использования файлов cookie. Закрыть

Авторское право © 1995-2020 Стихи. Все права защищены.

Страница любителей поэзии находится на реконструкции. Пожалуйста, следите за обновлениями для новых и интересных функций.


Теперь у нас есть словарь. Попробуйте: дважды щелкните любое слово на этой странице, а затем щелкните Определение

Осень. Николай Карамзин. Из школьной программы. Анализ стихотворения «Осень» Карамзина Н. М

Н. Карамзин.

ОСЕНЬ

Дуют осенние ветры
В сумрачном дубраве;
Падают на землю с шумом
Желтые листья.

Поле и сад опустели;
Горы плачут;
Пение в рощах смолкло —
Птицы исчезли.

Поздние гуси станицы
Стремятся на юг
Плавно летят
В горной местности.

Вьются серые туманы
В долине тихой;
Мешающий дым в деревне,
Они возносятся к небу.

Странник, стоящий на холме
С грустным взглядом
Смотрит на бледную осень
Тяжело вздыхаю.

Грустный странник, успокойся!
Увядшая природа
Только на короткое время;
Все оживет

Весной все обновится;
С гордой улыбкой
Природа воскреснет
В свадебном платье.

Смертный, ах! засохнуть навсегда!
Старец весной
Чувствует холодную зиму
Старая жизнь.

1789 Женева

Николай Михайлович Карамзин известен нам как прозаик и историк. Но есть у него и интересные оригинальные стихи. «Осень» была написана во время заграничной поездки, когда автору еще не было 23 лет. Тем удивительнее его трактовка этой темы.

«Осень» — лирическая поэма, элегия: описание природы переплетается с чувствами и философскими размышлениями лирического героя.

Сюжет природа и человек в нем лежит в основе сюжет , который разворачивается в 8 строфах. Первые 4 показывают признаки осеннего увядания природы. Внимание читателя, вслед за ветром, перемещается из сумрачного дубравы в долину к людям, где поля и сады пусты, где дым печей и туман сливаются воедино, поднимаясь к небу. Особый акцент сделан на небе и на птицах, которые уже не поют, а улетели или улетают. В пятой строфе появляется странник, наблюдающий эту картину и уныло вздыхающий и сожалеющий об увядании природы. Мы понимаем, что именно его глазами был показан пейзаж. Странник (с помощью поэта) пытается (стихи 6 и 7) найти утешение в том, что природа будет обновляться, сезонные изменения — закон природы. Но за этим оптимистическим подъемом настроения следует (строфа 8) резкий спад: мысль о бренности человека, чья земная жизнь, в отличие от природы, заканчивается навсегда.

Вот что это такое основная мысль поэмы : ощущение скорой зимы должно подготовить человека к концу жизни .

Организация подвержена этим перепадам настроения. поэтическая речь: более длинные нечетные и более короткие четные стихи, все из которых заканчиваются укороченной (незаконченной на один слог) дактильной стопой.

«Осень» написана белым стихом. Несмотря на отсутствие рифмы, он очень мелодичен, так как мелодичны дактильные стихи.

эпитетов в хмурый дубовый лес, седой туманы, в тихий долина бледная осень создают грустный образ осени. Они имеют тот же характер для образа изображения. грустный странник: грустный взгляд, томный вздох.

весна, противопоставление осени, характеризуют эпитеты разного смыслового ряда: гордая улыбка, брак одежда. Торжество и красота свадебной церемонии метафорически выражает красоту весеннего цветения обновляющейся природы.

Мне кажется, автор намекает, что не надо сетовать на конец земной жизни, хотя мысль о смерти пугает и угнетает. Ведь мы всего лишь чужие в этом мире. Человека тоже ждет бессмертная жизнь. Я вижу явные ассоциации с евангельскими образами: в брачных одеждах душа человека, заботившегося о своей чистоте, должна предстать перед Женихом-Христом. Настойчивое упоминание о птицах, их плавном полете, горных хребтах и ​​небе — это о стремлении душ в рай, аллегория .

природа одна и анимация : природа встань с гордой улыбкой но теперь холмы жалуются !

Лексика стихотворения тяготеет к возвышенному стилю. Употребление устаревших слов станица — стадо горный — высокий, высокий) и формы ( малое время, холодное зима, ветхое жизнь) «ся» вместо «сс».

В наличии риторические обращения к страннику, утешая его и читателя и риторическое восклицание в последней строфе, усиливающее ее эмоциональность. НО инверсии в первых строфах добавляют выразительности описанию осени, создавая впечатление ее сиюминутности.

Из фонетического хотелось бы отметить частое обращение к звуку «у» («ю»), добавляющему стихам длины, и «с», вызывающему ассоциации с ветром, шелестом листьев, выдох.

Мне очень понравилось стихотворение. Очень интересно ее анализировать, прислушиваясь к размышлениям автора и сравнивая свое ощущение осени с его.

И все же, кажется, поэт наиболее интересен не в любовной лирике, а в элегических стихах медитативного характера (лат. медитация — размышление). Где он погружается в область метафизических размышлений о жизни и смерти, о течении времени и вечной смене времен года в природе. «Осень» (1789 г.), «Выздоровление» (1789), «Волга» (1793), «Соловью» (1793), «Молитва о дожде» (1793), «Алине. На смерть мужа» (1795), » Время» (1795), «Бедному поэту» (1796), «Меланхолия» (1800), «Берег» (1802). Каждое из этих стихотворений имеет свой индивидуальный лирический тон, в каждом отмечена попытка создать эмоциональную атмосферу, соответствующую теме изображения.

«Осень» рассказывает об увядании природы, которое происходит каждый год с неотвратимой неизбежностью. Это увядание печально, но вовсе не трагично. Потому что с той же неотвратимостью «все обновится весной». Судьба человека трагична. Ведь «холодная зима» жизни продолжает приближаться к нему весной. Природа угасает на короткое время, а человек угасает навсегда.

Осень В хмуром дубраве дуют осенние ветры; Желтые листья с шумом падают на землю. Поле и сад были пустынны; Горы плачут; Пение в рощах смолкло — Исчезли птицы. Поздние гуси поселка стремятся на юг, мчась плавным полетом В горные пределы. Серые туманы вьются в тихой долине; Мешая дым в деревне, Они возносятся к небу. Странник, стоящий на холме, Глядит мутным взором на не бледную осень, Томно вздыхая. Грустный странник, успокойся! Природа увядает Лишь на короткое время; Все оживет, Все обновится весной; С гордой улыбкой Снова поднимется природа В свадебных одеждах. Смертный, ах! засохнуть навсегда! Старик весной Чувствует холод зимы Старость жизни.

В любом сентиментальном произведении обязательно просматривается личный план повествования. Иными словами, явно или неявно, но отправной точкой для изображения картин природы или человеческих переживаний является субъективный взгляд на них автора произведения. В кульминационной строфе «Осени» присутствует образ странника (проекция автора-поэта). Он стоит на холме и грустно смотрит на бледные краски осени. Композиционно эта фигура делит стихотворение на две части. В первой части (четыре начальные строфы) живописный и конкретно написанный осенний пейзаж. С шумом ветра, срывающего желтые листья с сумрачных дубов-великанов. С пустыми полями и садами. С гусиными верёвками, мчащимися на тёплый юг в высоком небе. С серыми туманами, оседающими в тихой долине, граничащей с деревенскими избами. Во второй части (последние три строфы), следующей за кульминационной пятой строфой, слово берет сам автор. Он теперь выходит на первый план, отталкивая фигуру странника. Это его авторские размышления-размышления о несхожести судеб обновляющейся и возвращающейся к полноте жизни природы и уходящих в небытие людей.

Работая над этим произведением, Карамзин составил метрическую схему стиха и поместил ее вверху листа над текстом. Это очень показательно. Поэт думал о том, как передать сложное душевное состояние. С одной стороны безысходность и потому грусть, а с другой вера в жизнь, в ее обновляющие и возрождающие силы. Противоречивое, необычное чувство, а раз так, то и поэтическая форма несколько необычна. Ритм и интонационно-мелодическое звучание стиха необычны.

Ритм и смысл стиха всегда тесно связаны. Чтобы понять их взаимосвязь, совершим небольшой экскурс в теорию стиха. Начнем с соотношения метра и ритма в поэтическом произведении. Эти два термина не означают одно и то же. Метр (по-гречески metron , то есть мера) — это, собственно, поэтический размер, которому формально следует произведение. Размер есть основа стиха, это его изначальная схема, его предполагаемый жесткий каркас. Основными размерами силлабо-тонического стиха являются: хорей, ямб, дактиль, амфибрах и анапест. Трохей и ямб — двусложные размеры: когда каждая стопа (то есть повторяющаяся группа слогов в строках) состоит из двух слогов. Слог принято обозначать знаком, напоминающим перевернутую шапку: I. Над ударным слогом в стопе ставится ударный знак: ´. Таким образом, хорей будет обозначаться: (первый слог стопы ударный, второй — безударный). Схематично ямб будет выглядеть так: (первый слог безударный, а второй ударный). Схемы трехсложных стоп исходят из того же принципа соотношения ударных и безударных слогов в стопе. Только стопа состоит не из двух, а из трех слогов. Дактиль: . Амфибрахия: . Анапест:.

При создании стихотворения поэту не только трудно, но и невозможно абсолютно точно выдержать метрическую схему! В русском языке количество слогов в разных словах чрезвычайно различно: от одного слога до двенадцати, а то и больше. И ударения в словах не фиксируются на определенном слоге, как они фиксируются, например, в польском или французском языках. В одном слове ударение падает на первый слог, в другом — на четвертый и так далее. Вот почему настоящее (не образцовое, не компьютерное) стихотворение всегда содержит некоторое нарушение лежащей в его основе метрической схемы. Чаще всего оно бывает пирровым, то есть опущением ударения в слоге, предполагаемым по схеме, или спонде, то есть дополнительным ударением на слоге там, где по схеме его быть не должно. Чем оригинальнее и талантливее поэт, тем смелее он обращается с метрической схемой. Он следует ей и в то же время нарушает ее, воплощая индивидуальный замысел своего творчества. Из диалектики следования и нарушений возникает неповторимый ритмический рисунок каждого стихотворения, а значит, и его неповторимый смысл.

Ритм — понятие и явление гораздо более объемное и сложное, чем метр. Ритм охватывает все сферы жизни, как земные, так и космические. ритмическая организация литературного произведения приобрела очертания особой проблемы в трудах античных философов и филологов. Ритм соотносился в них с эстетическими идеалами древности: симметрией, гармонией, красотой. Наиболее точное понимание сущности явления дал Платон, обозначив ритм как «порядок в движении». Все последующие определения ритма будут исходить из этой гениально простой формулы, сочетающей в себе два начала бытия: статику уже найденной формы (возьмем для примера упорядоченный размер стиха) и ее постоянную и неизбежную изменчивость. Платон ввел в понимание ритма наиболее созвучную его сущности идею диалектики. Пройдет время, и другой гениальный мыслитель — Августин — дополнит платоновскую формулировку духовным началом. Ритм он относит к творческой работе интеллекта и духа: «Ритм есть плод работы духа».

Соотношение метра и ритма, этих двух основных инструментов построения стиха, чрезвычайно разнообразно. Разнообразие объясняется исторически. Поэзия — древнее искусство, и метр, лежащий в ее основе, — это, образно говоря, ритм, успевший за много веков окаменеть и застыть. Благодаря своей застывшей форме оно наполнено традиционной, многократно повторяющейся семантикой (смысловым значением) и поэтому поддается точному изучению. Размер, воплощенный в поэтических размерах, это жесткая рамка, господствующая над ритмом стиха. Метр статичен, ритм динамичен. Метр успел приобрести четкие очертания формы. Ритм, организующий в этот момент сам процесс творчества, личный, стихийный, мало предсказуемый.

Исторический взгляд ведет к поэтике. Полностью и осознанно реализованный метр — это прописной стих или компьютерные модели стиха, образцовые и потому неживые. Ритм – это живое мелодическое звучание, возникшее в результате поиска отдельных интонаций с их своеобразными понижениями, подъемами, ускорениями и замедлениями, в результате ориентирования на метрическую схему и одновременного ее преодоления. Метр вне ритма оказывается только теорией, но даже ритм вне метра не может обрести законченной формы в стихе. Любое поэтическое творчество начинается с противостояния, а часто и острого конфликта метра и ритма.

Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, разграничивших поэзию от поэзии. Первым, по его мнению, было следование размеру и точному подбору рифм. Второй — следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить «сильному и стройному воображению и необычайной чуткости». Он призывал быть «не только поэтом, но и Поэтом». Опираясь в «Осени» на заявленную метрическую схему, он тут же преобразовывает ее, руководствуясь «воображением и чуткостью».

Проследим ритмическую организацию «Осени». Она не простая. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей. Сделаем метрическую диаграмму. Впишем в него все слоги четырех строк начальной строфы. Ударные слоги будем обозначать знаком ударения «´» (лат. Accentus — ударение). И разобьем каждую строку на остановки:

Что мы видим? Более протяжно звучащий дактиль (он ведь трехсложный) соединяется в строке с более отрывистым и отчетливым хореем (он двусложный и даже завершает строку, как бы обрывая ее). Такое сочетание настраивает читательское восприятие на нечто тревожное и тревожное, требующее завершения. Еще один отсутствующий здесь слог мог бы дополнить последнюю стопу до дактиля. Но это не так! Поэту было важно найти такой ритм, такие мелодические интонации, которые своей легкой непоследовательностью вселяли бы в душу читателя противоречивые чувства. Перед нами своеобразная ритмическая подсказка. Ритм помогает соединить в едином порыве эмоций радостное воодушевление при мысли о вечном обновлении природы и грустное уныние при мысли о неизбежном «увядании» человека.

Николай Михайлович Карамзин известен как активный общественный и литературный деятель, публицист, историк, глава русского сентиментализма. В русской литературе он запомнился своими путевыми заметками и интересными рассказами, но мало кто знает, что этот человек был еще и очень талантливым поэтом. Николай Михайлович был воспитан на европейском сентиментализме, и это не могло не отразиться на его творчестве. Анализ стихотворения Карамзина «Осень» только подтверждает это.

С юных лет писатель увлекался французской и немецкой литературой, искренне надеясь как-то проявить себя на этом поприще, но, к сожалению, судьба распорядилась иначе. Повинуясь желанию отца, Николай Михайлович сначала работает военным, а затем строит политическую карьеру. Ему удалось осуществить свою детскую мечту и посетить Европу в 1789 году.. Карамзин написал поэму «Осень» в Женеве, этот период был очень продуктивным в творчестве Николая Михайловича. В 1789 году он написал цикл сентиментальных произведений с легким философским оттенком. Кроме того, русская литература узнала еще об одном жанре — путевых заметках.

Анализ стихотворения Карамзина «Осень» показывает, что это произведение носит описательный характер. Хотя автор и говорит о европейской природе, но пытается провести параллель с родными и знакомыми лесами и лугами. Начало стихотворения слишком мрачное и грустное. Дубовый лес не радует глаз поэта, дует холодный ветер, срывая желтые листья, не слышно пения птиц, клубится последний туман в тихой долине, улетая в теплые края. Такая картина вызывает уныние и печаль не только у писателя, но и у проходящего странника, и в этом нет ничего удивительного.


Анализ стихотворения Карамзина «Осень» позволяет увидеть во всех красках мастерски нарисованную автором картину, полную безысходности и тоски. Поэт беседует с неведомым странником, призывает не отчаиваться, глядя на унылые пейзажи, ведь пройдет какое-то время и наступит весна, обновится природа, все оживет, запоют птицы. Николай Михайлович напоминает читателям, что жизнь циклична, в ней все повторяется. После осени придет зима, которая укроет землю белоснежным покрывалом, потом сойдет последний снег и придет весна, которая оденет все вокруг в свадебные наряды.

Николай Карамзин написал «Осень» для сравнения с человеческой жизнью. Весна очень похожа на молодость, когда люди красивы, полны сил и энергии. Лето сравнивают со зрелостью, когда уже можно получать первые плоды своего труда. Осень — первый признак старости, нужно оглянуться назад, осознать свои ошибки, зима — старость и конец жизни. Анализ стихотворения «Осень» Карамзина подчеркивает, что если природу можно обновить, то человек лишен такой возможности. Старик почувствует холод зимы даже весной.


Николай Михайлович никогда не увлекался восточной литературой, хотя при детальном изучении его творчества можно отметить их необычную форму. Благодаря философскому смыслу и особому размеру четверостишия стихи очень напоминают

Из школьной программы
Николай Карамзин

ОСЕНЬ

Дуют осенние ветры
В сумрачном дубраве;
С шумом падают на землю
Желтые листья.

Поле и сад опустели;
Горы плачут;
Смолкло пение в рощах —
Исчезли птицы.

Поздние гуси станицы
Стремятся на юг
Летят плавно
В высокогорье.

Вьются серые туманы
В долине тихой;
Мешает дым в деревне,
Они возносятся к небу.

Странник стоит на холме
С грустным взглядом
Смотрит на бледную осень
Тяжело вздыхая.

Грустный странник, успокойся!
Увядание природы
Только на короткое время;
Все оживет

Весной все обновится;
С гордой улыбкой
Природа воскреснет
В свадебном платье.

Смертный, ах! засохнуть навсегда!
Старец весной
Чувствует холодную зиму
Старая жизнь.

Николай Карамзин (1789. Женева )

Чтобы было легче учить наизусть, советую прослушать вот эту аудиозапись:

Смысл стихотворения Осень » в размышлениях о конечности жизни, о соотношении краткости человеческой жизни и вечного движения природы. Природа в «Осени» сравнивается с жизнью человека, который также переживает пору цветения, юности, зрелости, увядания и смерти. Последние три строфы следует понимать так, что, несмотря на такое соответствие между природой и человеком, природа каждую весну возрождается, а человек умирает раз и навсегда. Поэтому, если человек грустит об увядающей природе, то он может успокоиться – природа все равно возродится. Но если кому-то грустно из-за смерти самого человека, то ничем нельзя помочь, ведь таков закон природы.

Осенние открытки


И многотомная «История Государства Российского», но яркие поэтические строки тоже принадлежат перу Карамзина. Особенно ему удавались элегии, среди которых настоящей жемчужиной является стихотворение «Осень».

Работа создана в 1789 году в Женеве. Описывая европейский пейзаж, поэт с грустью вспоминает родные поля и перелески. Неизбежный тлен не только природы, но и человеческой жизни — распространенный мотив в поэзии. Карамзин в своих размышлениях с горечью замечает, что весной природа снова расцветет, но человек уже никогда не сможет вернуть прекрасных дней своей молодости.

Композиционно элегию «Осень» можно разделить на две смысловые части. Сначала лирический герой предстает перед читателями одиноким скитальцем, уныло оглядывающим окружающий унылый пейзаж с холма. Тогда автор обращается к нему с утешением: «…весною все обновится». Произведение заканчивается неутешительным выводом о том, что смертный «увядает навсегда».

Мечтательность, скепсис и созерцание природы свойственны лирическому герою сентиментальной поэзии. Укромные места и осенний пейзаж – излюбленные декорации приверженцев этого жанра. Поэтому «Осень» вполне традиционна по содержанию, но оригинальна по форме — белый стих. Карамзин употребил здесь два стихотворных размера — протяжный ритм дактиля в первых трех строках вдруг обрывается более короткой и ясной строкой хореи.

Поэт не был знаком с японской поэзией хайку, но выбрал для своего произведения похожий, лаконичный вид. Такой ритмический прием создает ощущение тревоги, незавершенности, будоражит эмоции читателя. Кажется, что надежда и вдохновение сочетаются с унынием и гибелью. Известно, что Карамзин серьезно работал над ритмическим рисунком «Осень». Метрическая схема поэмы сохранилась на полях его рукописи.

В поэзии Карамзина мало политических мотивов, она сосредоточена на личных чувствах и настроениях. По словам самого автора, главное для него — сиюминутное впечатление. Поэтому в стихотворении «Осень» все художественные приемы направлены на лирические ассоциации.

Природа и человек в Карамзине тесно связаны одной нитью. Это подчеркивается эффектными олицетворениями: «горы плачут», «с гордой улыбкой… природа поднимется в свадебных одеждах», «туманы… вознесутся к небу». Общее настроение грусти и увядания создается многочисленными прилагательными: осенний, хмурый, унылый, бледный, седой, грустный, холодный, а также глаголами: падать, опустошаться, жаловаться, замолкать, увядать. Светлыми красками прорисованы грустные нотки пейзажа: желтые листья, серые туманы, бледная осень.

Голоса замолкших птиц сменились звуком падающих листьев, которые «с шумом падают на землю». Удачная аллитерация в самой первой строке произведения — «дуют осенние ветры» — имитирует свист ветра в ветвях деревьев. Звук в этом стихотворении играет большую роль, чем цвет. Многие слова связаны именно со звуком: дуют, падают, причитают, поют, вздыхают. Поэтому «Осень» скорее «услышан», чем «увиден».

Карамзин умело использует эпитеты: «хмурый дубравный лес», «поздние гуси», «тихая долина», «серые туманы». Образ старости емко отражает исходное выражение: «холодная зима старой жизни». Автор часто использует инверсию, которая пронизывает почти каждую строку элегии: «печальный взгляд», «печальный странник», «птицы исчезли», «веют ветры», «падают листья», «горы жалуются».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *