Польный справочник школьной литературы: Разбор стихотворения «Памятник» Державина
Название: «Памятник».
Автор: Гавриил Романович Державин.
Год написания: 1795.
Жанр: стихотворение.
История создания:
Для начала было бы здорово вспомнить, что школьная литература знает три памятника: Горация, Державина и Пушкина (иногда еще упоминают Ломоносова).
Впервые на русский язык оду Горация «К Мельпомене» («Создал памятник я…») перевел Ломоносов. А Державин стал первым автором в русской литературе, кто обратился к теме поэта и поэзии и творческого бессмертия.
«Ломоносов был предтечею Державина, а Державин — отец русских поэтов.» — В. Белинский.
Тема: тема поэта и поэзии, памяти, бессмертного искусства, роли поэзии в людской жизни.
Сюжет стихотворения:
Лирический герой, поэт, подводит итог своей творческой жизни.
Образ лирического героя:
Лирический герой – состоявшийся поэт, оставивший след в литературе как новатор и близкий к властителям человек:
…Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Стихотворная организация текста:
стихотворный размер: шестистопный ямб;
рифмовка: перекрестная.
Структура стихотворения:
Стихотворение можно поделить на три части: физическую
(земную), духовную-человеческую и духовную-неземную (божественную, если
хотите).
К первой части стихотворения относится первая строфа, где памятник поэта сравнивается с крепчайшими и самыми могучими предметами и стихиями на Земле. Памятник оказывается прочнее.
Вторая часть включает в себя вторую, третью и четвертую строфы. В них говорится о заслугах лирического героя-поэта, о памяти людей о нем.
Третья часть, пятая заключительная строфа, — это обращение музе. В образе музы предстает вдохновение, талант, мысли, которые хочет донести поэт. Обычно, русские писатели XVIII-XIX веков верили, что талант – это дар Божий. Поэтому последнюю строфу можно назвать духовной неземной.
Таким образом, памятник у Державина действительно вздымается выше пирамид и стремится гораздо выше, туда, где земному человеку не дано побывать.
Средства художественной выразительности:
Эпитеты:
памятник «чудесный», «вечный»; «забавный» русский слог. + «Рифей»
— отсылка к античности (черта классицизма).
Метафоры:
Само стихотворение построено на метафоре: памятник – это память о поэте, его произведения.
* Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
* Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая…
«вселенна будет чтить…»
Муза в последней строфе символизирует самобытность автора, его вдохновение и мысли, которые он хочет донести через поэзию.
Гипербола:
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Инверсия:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид…
И т.д.
Метонимия:
…Всяк будет помнить то в народах неисчетных…
Перифраза:
Доколь славянов род вселенна будет чтить…
Обращение к музе в последней строфе.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая…
Идея стихотворения:
Верность себе, честность, стойкость в творчестве дарят поэту бессмертие, вечную память о нем.
Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» (восприятие, истолкование, оценка) (Державин)
Биография
Биография писателя
Произведения
4 произведения
Сочинения
57 сочинений
Статьи критиков
Сочинение
Поэзия XVIII века нуждалась в полной перестройке — придворные лживые оды, полные напыщенных фраз и чувств, не давали развития уже назревшей проблеме национального характера, решения которой стало просто необходимой. Равнодушию вельмож постепенно начинает противопоставляться просвещённый разум и благородные порывы частного человека. Именно поэтому вклад Гавриила Романовича Державина в русскую литературу несомненно велик.
Отличительные черты творчества Державина можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году.
Прежде всего, в лирику Державина вошла его собственная жизнь. Образ поэта создавался теперь уже не как отрешённый от всякой обыденности и житейской прозы, но в единстве с ними и через них. Стихотворение «Памятник» содержит некоторые биографические сведения из жизни поэта. Его лирический герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения я: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе:
…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Фелица… Так называл Державин Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу. А в том, что поэт говорил истину царям, сомневаться не приходится. Биография его служит прямым тому доказательством. И Павел I, и Александр I в своё время отказались от услуг Гавриила Романовича, так как истина не всем приятна.
Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Так поэт добивается большей выразительности и эмоциональности:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…
В сердечной простоте беседовать о боге…
И, наряду с этими простыми и понятными каждому строчками, есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в свое предназначение:
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
В основу стихотворения положен образ памятника. Это материальное свидетельство заслуг отдельной личности становится в произведении Державина одухотворённой памятью человечества. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
Ещё один излюбленный приём поэта — антитеза. С помощью неё он выявляет диалектическую связь противоречий в их единстве. Например:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Именно поэтому особым достижением Державина следует признать художественное исследование противоречивости бытия. Причём найденные противоречия (сердечная простота-бог, русский слог-добродетель, истина-улыбка) он провозглашает нормой.
Наряду с антитезой, Державин был вынужден использовать и одушевление, так как этого требует основной художественный приём — метафора. Вот четверостишие, полностью состоящее из олицетворений:
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Стихотворение написано двустопным ямбом, который обычно подразумевает четкость и жёсткость стиха. Но стихи содержат множество пиррихиев, поэтому строфы звучат мягко и плавно. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифм. Иногда, для сохранения ритма в строке, автор использует перенесение нормативного ударения («Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных»; «И презрит кто тебя, сама тех презирай»), неполноту окончаний (вселена, славянов).
В стихотворении Державин утверждал вечность литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством («Всяк будет помнить то в народах неисчётных / Как из безвестности я тем известен стал»). Но не менее он гордился и своим народом («Доколь славянов род вселенна будет чтить»).