Стих памятник воздвиг себе чудесный вечный: Гавриил Державин — Памятник: читать стих, текст стихотворения полностью

Польный справочник школьной литературы: Разбор стихотворения «Памятник» Державина

Название: «Памятник».

Автор: Гавриил Романович Державин.

Год написания: 1795.

Жанр: стихотворение.

История создания:

Для начала было бы здорово вспомнить, что школьная литература знает три памятника: Горация, Державина и Пушкина (иногда еще упоминают Ломоносова).

Впервые на русский язык оду Горация «К Мельпомене» («Создал памятник я…») перевел Ломоносов. А Державин стал первым автором в русской литературе, кто обратился к теме поэта и поэзии и творческого бессмертия.

«Ломоносов был предтечею Державина, а Державин — отец русских поэтов.» — В. Белинский.

Тема: тема поэта и поэзии, памяти, бессмертного искусства, роли  поэзии в людской жизни.

Сюжет стихотворения:
Лирический герой, поэт, подводит итог своей творческой жизни.

Он вспоминает свои заслуги, которые останутся в памяти людей навеки – его памятник. В последней строфе лирический герой прославляет свою музу.

Образ лирического героя:

Лирический герой – состоявшийся поэт, оставивший след в литературе как новатор и близкий к властителям человек:

…Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.


Стихотворная организация текста:

стихотворный размер: шестистопный ямб;

рифмовка: перекрестная.

Структура стихотворения:

Стихотворение можно поделить на три части: физическую (земную), духовную-человеческую и духовную-неземную (божественную, если хотите).

К первой части стихотворения относится первая строфа, где памятник поэта сравнивается с крепчайшими и самыми могучими предметами и стихиями на Земле. Памятник оказывается прочнее.

Вторая часть включает в себя вторую, третью и четвертую строфы. В них говорится о заслугах лирического героя-поэта, о памяти людей о нем.

Третья часть, пятая заключительная строфа, — это обращение  музе. В образе музы предстает вдохновение, талант, мысли, которые хочет донести поэт. Обычно, русские писатели XVIII-XIX веков верили, что талант – это дар Божий. Поэтому последнюю строфу можно назвать духовной неземной.

Таким образом, памятник у Державина действительно вздымается выше пирамид и стремится гораздо выше, туда, где земному человеку не дано побывать.

Средства художественной выразительности:

Эпитеты:

памятник «чудесный», «вечный»; «забавный» русский слог. + «Рифей» — отсылка к античности (черта классицизма).

Метафоры:

Само стихотворение построено на метафоре: памятник – это память о поэте, его произведения.

* Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

* Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая…


«вселенна будет чтить…»

Муза в последней строфе символизирует самобытность автора, его вдохновение и мысли, которые он хочет донести через поэзию.

Гипербола:

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Инверсия:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид…


И т.д.

Метонимия:

…Всяк будет помнить то в народах неисчетных…

Перифраза:

Доколь славянов род вселенна будет чтить…


Риторические обращения, восклицания:

Обращение к музе в последней строфе.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая…

Идея стихотворения:

Верность себе, честность, стойкость в творчестве дарят поэту бессмертие, вечную память о нем.

Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» (восприятие, истолкование, оценка) (Державин)


Биография

Биография писателя

Произведения

4 произведения

Сочинения

57 сочинений

Статьи критиков

Сочинение


Поэзия XVIII века нуждалась в полной перестройке — придворные лживые оды, полные напыщенных фраз и чувств, не давали развития уже назревшей проблеме национального характера, решения которой стало просто необходимой. Равнодушию вельмож постепенно начинает противопоставляться просвещённый разум и благородные порывы частного человека. Именно поэтому вклад Гавриила Романовича Державина в русскую литературу несомненно велик.

Отличительные черты творчества Державина можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году.

Прежде всего, в лирику Державина вошла его собственная жизнь. Образ поэта создавался теперь уже не как отрешённый от всякой обыденности и житейской прозы, но в единстве с ними и через них. Стихотворение «Памятник» содержит некоторые биографические сведения из жизни поэта. Его лирический герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения я: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе:

…первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Фелица… Так называл Державин Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу. А в том, что поэт говорил истину царям, сомневаться не приходится. Биография его служит прямым тому доказательством. И Павел I, и Александр I в своё время отказались от услуг Гавриила Романовича, так как истина не всем приятна.

Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Так поэт добивается большей выразительности и эмоциональности:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид…

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…

В сердечной простоте беседовать о боге…

И, наряду с этими простыми и понятными каждому строчками, есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в свое предназначение:

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай.

В основу стихотворения положен образ памятника. Это материальное свидетельство заслуг отдельной личности становится в произведении Державина одухотворённой памятью человечества. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов твёрже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит.

Ещё один излюбленный приём поэта — антитеза. С помощью неё он выявляет диалектическую связь противоречий в их единстве. Например:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Именно поэтому особым достижением Державина следует признать художественное исследование противоречивости бытия. Причём найденные противоречия (сердечная простота-бог, русский слог-добродетель, истина-улыбка) он провозглашает нормой.

Наряду с антитезой, Державин был вынужден использовать и одушевление, так как этого требует основной художественный приём — метафора. Вот четверостишие, полностью состоящее из олицетворений:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Стихотворение написано двустопным ямбом, который обычно подразумевает четкость и жёсткость стиха. Но стихи содержат множество пиррихиев, поэтому строфы звучат мягко и плавно. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифм. Иногда, для сохранения ритма в строке, автор использует перенесение нормативного ударения («Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных»; «И презрит кто тебя, сама тех презирай»), неполноту окончаний (вселена, славянов).

В стихотворении Державин утверждал вечность литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством («Всяк будет помнить то в народах неисчётных / Как из безвестности я тем известен стал»). Но не менее он гордился и своим народом («Доколь славянов род вселенна будет чтить»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *