Стих молитва лермонтова я матерь божия слушать: Лермонтов М — «Молитва» «Я, матерь божия, ныне с молитвою» (стих.чит. Г.Бортников)

СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЛИТВА» М.Ю.ЛЕРМОНТОВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ | Статья на тему:

СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЛИТВА» М.Ю.ЛЕРМОНТОВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Телешко А.И.

Студентка 2 курса

кафедры «Вокальное искусство»

ЮЗГУ (г.Курск)

В творчестве М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений, объединенных духовной тематикой: «Ангел»1831, «Ветка Палестины» 1837, «Дума» 1838, «Молитва» (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…) 1837, «Когда волнуется желтеющая нива»1837, «Молитва» (В минуту жизни трудную…) 1839, «Молитва» (Не обвиняй меня, Всесильный…) 1829, «Пророк» 1841. В своей работе я бы хотела осветить именно стихотворение «Молитва» (В минуту жизни трудную…).

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко. ..

Стихотворение написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь. Вернувшись с Кавказа, он осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире. Из-за чувства собственного бессилия Лермонтов обращается к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез. По возвращении в Москву, он снова бывает на светских приемах. Его окружает внимание со стороны представительниц слабого пола, однако из всех барышень он выделяет Марию Щербакову, с именем которой и связывают создание стихотворения, а так же дуэль с Эрнестом де Барантом, атташе французского посольства, сыном французского посла А.-Г.-П. Баранта. Из воспоминаний А. О. Смирновой-Россет: «Он ‹Лермонтов› ухаживал за вдовой Щербатовой… Машенька велела молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти строки» [1]. Ссылаясь на справочник «Лермонтов в музыке» составителей Л. И. Морозова, Б. М. Розенфельд (Москва. Всесоюзное издательство «Советский композитор» 1983), можно сказать о том, что замысел «Молитвы» связан еще и с именем В.Ф.Одоевского, которого связывали с Лермонтовым тёплые приязненные отношения. Осенью 1839 г. Одоевский передал ему Евангелие и книгу Паисия Величковского «Добротолюбие». Об этом свидетельствует записка Одоевского к поэту, датируемая после 5 авг. 1839 г. [2]. В записке Одоевский просил поэта читать Евангелие. По поводу книги П. Величковского Одоевский писал: «О другом ‹издании› напиши, что почувствуешь прочитавши» [3].

В стихотворении «Молитва» нет прямого обращения к Богу, нет слов покаяния или исповеди. Оно написано очень тепло и искренне. Молитва-это обращение к Богу, очищение и смирение души, и Лермонтов произносит ту молитву, которая близка ему. Ведь неважно какими словами обращаться к Богу, главное, что бы это обращение было искренним и принесло душевное спокойствие. Каждый человек должен прийти к осознанию веры сам. И у всех это происходит по-разному и в разное время. Так и Михаил Юрьевич пишет это лирическое и одно из самых светлых стихотворений в конце жизненного и творческого пути. Возможно, это чувство скорой гибели, возможно, сомнения в выборе образа жизни, желаний, стремлений. Главное, что появляется это чудесное произведение, названное поэтом «Молитва», а ее понимание у каждого человека свое.

Более восьмидесяти  композиторов положили это стихотворение на музыку. Мне бы хотелось остановиться на произведениях трех выдающихся русских композиторов: А.С.Даргомыжского, П.П.Булахова и М.И.Глинки. Каждый из них пропустил это стихотворение через собственный жизненный опыт, поэтому романсы получились такими разными по характеру и по смыслу.

Александр Сергеевич Даргомыжский написал свой романс в 1844г. будучи в заграничной поездке. Романс состоит из двух разделов. В первом звучат две строфы лермонтовского текста. Характер этой части довольно сдержанный. Темп Andante, размер 4/4, тональность Ля-бемоль мажор. Над вокальной строчкой есть указание spianato, что значит  гладко, просто, нечто вроде senza passione, без пафоса. Мелодия довольно проста, хоть и раскрашена ритмически, чтобы подчеркнуть значение отдельных слов, ведь в творчестве Даргомыжского слово играет очень важную роль. Вся мелодия подчинена тексту. Почти все мелодические фразы начинаются в восходящем движении со скачком на сексту, кварту. Лишь на словах «И дышит непонятная, святая прелесть в них» мелодия немного меняется, что так же обусловлено текстом. Аккордовое сопровожение четвертными длительностями напоминает ритм шага. Все это отдаленно напоминает гимн и эта идея очень ярко раскрывается во второй части. Меняется все: динамика (от p к  f), темп (un poco più mosso), фактура (триольное движение) и даже тональность (Фа мажор). Лишь слова «И верится, и плачется» оттеняются возвращением Ля-бемоль мажора. Даргомыжский увеличивает вторую часть за счет расширения третьей строфы стихотворения. Даргомыжский повторяет фразу «И верится, и плачется, и так легко, легко!» и добавляет еще раз «И так легко!». За счет этого обе части получаются одинаковыми по размеру несмотря на то, что в первой части-2 строфы, а во второй-1. В целом этот романс носит очень светлый жизнеутверждающий характер. Даргомыжский сумел очень точно передать все нюансы и оттенки стихотворного текста. Как и «Молитва» Лермонтова,  «В минуту жизни трудную» (в первой редакции Даргомыжский сохраняет оригинальное название) за внешней простотой скрывает глубинный смысл обращения человека к Богу и воспевает силу человека, его веру и очищение слезами (катарсис).

Совершенно иной образ рисует в своем романсе Петр Петрович Булахов. Он написал свое произведение на стихотворение Лермонтова в 1855г. Не смотря на то, что о жизни Петра Петровича известно не так много, можно судить о том, что жизнь его складывалась не так счастливо. Трудно складывалась его семейная жизнь. Его брак с женой был неофициальный, так как ее первый муж не давал развод. К тому же композитор страдал серьезным недугом. Из воспоминаний его дочери Евгении Збруевой: «Прикованный к креслу, разбитый параличом, молчаливый, в себя ушедший»[4], «Иногда, хотя и редко, отец все же подходил к роялю и своей здоровой рукой что-то наигрывал, и я всегда дорожила этими минутами»[5], — это говорит о том, что даже в трудные минуты он не переставал сочинять. Наверно поэтому романс носит скорбный и трагический характер. Тональность си минор — одна из самых мрачных. Ее обычно используют для передачи чувства скорби. Именно эту тональность выбрал композитор для своего романса «В минуту жизни трудную». Наверно, автор нарочно отказывается от названия «Молитва» и использует первую строчку в качестве названия. Мелодия очень проста, строится на частых повторах одного звука, нет больших скачков, движение в основном поступенное. Кульминация приходится на слова «С души как бремя скатиться», здесь звучит самый высокий звук всего романса – ре второй октавы, диапазон чуть больше октавы (децима). В целом романс создает ощущение одиночества и отчужденности.

Интересная история обращения к этим стихам Михаила Ивановича Глинки. В 1847 году он записал в своем дневнике: «…оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал Молитву без слов для фортепьяно…»[6]. Через несколько лет Глинка решил вернуться к своему произведению и прибавить слова. Он выбрал лермонтовское стихотворение и с радостью обнаружил, что эти стихи «подходят к мелодии и вообще к музыке как нельзя лучше»[7]. В 1855 году он сообщил Н. В. Кукольнику: «Инструментую теперь «Молитву», написанную мною для фортепьяно без слов, — к этой молитве удивительно подходят слова Лермонтова: «В минуту жизни трудную»[8]. Из более позднего письма видно, что это произведение он переделал для своей ученицы Д.М.Леоновой: это стала партитура для контральто, оркестра и хора — «для усиления эффекта и отдохновения главного голоса»[9].

Это произведение написано в 1855 году, как и романс Булахова. Но оно разительно отличается и от него и от романса Даргомыжского. «Молитву»  Глинки нельзя назвать просто романсом. Это масштабное произведение для голоса, оркестра и хора. Михаил Иванович очень свободно обращается со стихотворным текстом, тем самым раздвигая границы произведения, но не меняя при этом смысла и содержания. Партитура представляет собой целую музыкальную картину, содержащую три контрастных раздела. Партия солиста очень разнообразна мелодически и ритмически. Партия хора напротив очень сдержана и представляет собой хорал, который словно подтверждает слова солиста. Таким образом образуется некий диалог согласия одного человека с множеством. Партия оркестра продиктована тем, что перед этим произведение было инструментальным, поэтому оркестровые краски очень яркие. Но оркестр не заслоняет певцов, а напротив очень органично их дополняет.

Начинается произведение интродукцией. Она представляет собой восьмитактовое аккордовое построение в тональности До мажор, которое плавно переходит в первый раздел. Тональность Ля мажор. Партия солиста представляет собой волнообразную мелодию. На слова «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть» мелодия постепенно поднимается и достигает наивысшей точки-ноты ля второй октавы (слова повторяются 2 раза). Затем на слова «Одну молитву чудную твержу я наизусть» мелодия  спускается до тоники в малой октаве. Далее появляется новый музыкальный материал. Пунктирный ритм и октавные скачки вносят волнение и некий драматизм, в аккомпанементе также присутствуют октавы. Текст первой строфы повторяется целиком . Далее вступает хор. Первая фраза звучит на звуке «ми» в октаву, во второй фразе мелодия поднимается по полутонам также в октаву. Завершается первый раздел ответом солиста: «Одну молитву чудную твержу я наизусть». Второй раздел контрастен. Музыка носит маршевый и даже гимнический характер. Здесь композитор использует самую светлую тональность До мажор, в которой была написана интродукция, и очень простую гармонию. Авторское указание maestoso ma l`istesso movimento (торжественно, но то же движение). В целом мелодия солиста так же волнообразна, но здесь одна волна в пределах квинты. Если в первом разделе главная роль была у солиста, то во втором разделе хор выступает во всех красе: мощное звучание четырех голосов фортиссимо. Текст второй строфы повторяется дважды: у солиста и у хора. Завершается этот раздел словами первой строфы у солиста, но мелодия меняется. Она напоминает эмоциональный надрыв. Неустойчивая гармония, обилие хроматизмов показывает поиск человека, его неуверенность. Далее первый и второй разделы повторяются с небольшимим изменениями (конец первого и второй раздел звучат немного выше). Третий раздел воспринимается как кода. Здесь происходит полное очищение и единение человека с самим собой и со всем миром. Сначала вступает солист и пропевает всю третью строфу целиком. Затем к нему присоединяется хор. Они как бы повторяют слова друг друга. И наконец, последние слова «И так легко, легко!» звучат и у солиста и у хора одновременно, подтверждая истину: человек, ищущий веру и успокоение, находит их через молитву.

Ссылки:

  1. Смирнова-Россет А. О. Автобиография. М., 1931. С. 247
  2. Найдич Э. Э. Еще раз о Штоссе // «Лермонтовский сборник». Л., 1985. С. 210—211
  3. Соч. АН, т. 6. С. 471
  4. http://belcanto.ru/bulahov.html
  5. http://belcanto.ru/bulahov.html
  6. Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 1. Л., 1951, с. 262.
  7. Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 2. Л., 1953, с. 540.
  8. Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 2. Л., 1953, с. 509.
  9. Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 2. Л., 1953, с. 540.

Используемая литература:

  1. http://azbyka.ru/stihi/lermontov/
  2. http://pishi-stihi.ru/
  3. http://feb-web.ru/feb/lermont/biblio/lvm/lvm-001-.htm
  4. http://ru.wikipedia.org/
  5. http://www.contrabass.ru/misc/gloss.htm

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва я матерь божия

Анализ стихотворений

  • Анализ стихов
  • Лермонтов
  • Молитва я матерь божия

Стихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди. Бога он никогда не воспринимал и не молился ему. Но когда он понял, что мир останется таким, какой он есть, и ничего в нем не изменить, он поменял свои взгляды.

Лирику знаменитого стихотворца символически возможно разделить на начальный и поздний этапы. И в случае если ранние работы обладают элементами воспроизведения, то, к примеру, наиболее запоздалая лирика имеет ранее присущую стилевую особенность.

Стихотворение «Молитва» отображает духовность и любовь к женщине. Когда писатель создает свое творение, то он отображает в нем три образа. Образы осуществляются божьей матерью, любящей женщиной и самого поэта. Он описывает свою внутреннюю тревогу и болезнь, показывает и выворачивает свою душу наизнанку. После этого оговаривается чистая душа, девушка, которая одинокая в чужом для нее мире, которая заблудилась и не знает где ей найти дорогу. Он придает часть стихотворения молитве, в нем отображает святую душу, которая может помочь стать на истинный путь. Главный герой борется с самим собой и в какой-то части находит успокоение. Автор молил о спокойствии души, но он это проявлял в разных формах. Боязнь помолится перед открытым небом, заставляла его смотреть на мир по-другому.

Никто не понимает, как эта чистая душа может относиться к герою. Сколько им лет и как они связаны друг с другом. Последние строки передают большую разницу в возрасте.

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника, в свете безродного…

Автор описывает нежные чувства к своей избраннице. Когда читаются эти строки можно увидеть некий эмоциональный фон. Чудо, перед которым стоит герой, это Божья матерь, это святая душа из всех покровителей мира. Она должна ему показать праведный путь.

В стихотворении имеется вся суть, автор положил много силы в его написание. Здесь открывается суть сюжета и своеобразные образы.

Анализ стихотворения Молитва я матерь божия Лермонтова

В этом произведении, которое попало под очень большую критику, поэт выразил весь свой бунтарский дух, которого у него было предостаточно, так как он был очень молод и амбициозен, что и приводило к различного рода конфликтов с властями, которые очень жестоко довили все проявления вольнодумства.

Стихотворение, можно отнести к позднему циклу стихов, которые были написаны после ссылки на Кавказ, где поэт провел достаточно большое время. Именно там, к поэту пришла вера, но вера не в том смысле, который понимает православный человек, так как он был настоящим атеистом, который не мог просто так обращаться к Богу, но в этой соей роботе, он начинает осмысливать все происходящее с другой точки.

Поэт не обращается на прямую к Богу, так как он не может себе этого позволить, но он четко понимает и признает, что слово, имеет огромную силу, а это для него играет очень сильный, сакральный смысл, смысл всей его молодой жизни, жизни, которая очень скоро может закончится.

Вся суть этого произведения заключается в том, что наш герой уже давно смирился со своей участью и не собирается ни чего менять, так как очень четко представляет свое предназначение, предназначение нести людям поэзию, которая бунтует молодые умы.

Весь сюжет сводится к покаянию и смиренности, но это своеобразное покаяние, покаяние через стихи, так как по-другому, наш герой не может признать свои промахи и ошибки, которые допускал раньше.

Он признает свою великую слабость, которой он обладает, которая мешает ему быть как все.

Полное переосмысление ценностей, которые наш юный герой не замечал раньше, но теперь, все будет по-иному, так как он познал великий смысл бытия и вечности, которые скрываются на небесах и в его молодой, бунтарской душе, душа, которая рвется на свободу, словно парус корабля, которому уготовано очень длинное плавание.

Анализ стиха №3

В момент написания данного стихотворения, автору всего лишь 25 лет, но за столь юный возраст он уже успел побывать в ссылке. Вернувшись с Кавказа, Михаил Васильевич Лермонтов решает обратиться к Богу, хотя в целом, никогда его не признавал и считал, что его нет.

Многие считали, что Михаил Лермонтов, не способен на осмысление поступков, он начинает думать о них только после того, как уже совершил какой-то поступок. После прибытия из ссылки, он был проникнут восточной мудростью и невероятным умом народа. Лермонтов оставался все тем же «бунтарем», но смысл своих стихотворений он решил в целом изменить, он перестал доказывать людям их ошибки и глупости.

В Москве, одна молодая девушка Мария Щербакова заставляет задуматься писателю о том, что только молитва, обращённая к Богу, способна исправить все грехи и помочь в самые трудные секунды жизни.

В этом стихотворении Лермонтов не обращался к Богу, он лишь возвышает обычные слова, которые обладают магической и волшебной силой, они способны вылечить человека от душевной тоски. Он молится о молодой девушке, она либо дочь, либо возлюбленная, это остаётся загадкой. Понятно лишь то, что лирический герой испытывает нежнейшие чувства к этой девушке. Молитва содержит просьбу, «окружить счастьем» ту героиню, о которой так сильно переливает лирический герой. Михаил Юрьевич прислушался к совету Марии и обращался к Богу тогда, когда в его душе была тяжесть. Одна из сложнейших преград в его жизни — собственные страхи и комплексы. 

В последнем четверостишии, поэт говорит нам о следующем: «Срок ли приблизиться часу прощальному». Под этими словами, безусловно, подразумевается смерть. Лирический герой, как бы не в силах выговорить это слово, поэтому выражает его целым предложением. Это предаёт стихотворению нежность. По эмоциональным чувствам, пережитыми во время прочтения этого стихотворения, данное четверостишие является кульминацией.

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, это в какой-то степени смирение поэта с его судьбой, которая была ему предназначена. Но в то же время, это чувство в собственную душу, силу и вера в то, что он справиться со всеми трудностями, встречающимися в его жизни. Данное стихотворение — крик души Лермонтова. Он кричит о борьбе с собственными слабостями с которыми ему сложно справиться. Они вынуждают его прятать своё нутро и характер, чувства и мысли под маской, которую поэт так и не снимет к своей кончине.

По плану

Картинка к стихотворению Молитва я матерь божия

Популярные темы анализов

  • Праздники
  • Анализ стихотворения Жуковского Певец

    Стихотворение «Певец» увенчано грустью. Герой умер во цвете лет, так и не вкусив прелестей жизни, не успел он и набраться опыта. А все оттого, что слишком рано разочаровался в бытии. Его лира играла печальные мотивы,

  • Сочинение Моя любимая сказка 2, 3, 4, 5, 6, 9 класс

    Моя любимая сказка – это произведение Г.Х.Андерсена «Снежная королева». В ней несколько главных героев, однако, самой поражающей читателей героиней является Герда.

  • Анализ стихотворения Северянина Моя Россия

    Игорь Северянин – замечательный писатель. Множество своих произведений он посвятил России. В 1917 году с началом революции, он вынужден покинуть страну. Тогда пострадали многие деятели искусства несогласные с властью. И. Северянин,

  • Анализ стихотворения Пушкина Анчар 7, 9 класс

    Данное стихотворение великий поэт написал в 1828 году, спустя два года после возвращения из ссылки. Пушкин по окончании заточения, надеялся, что его творчество в некоторой степени обретет свободу, однако этого не вышло.

Лермонтов

Все авторы

  • Асадов
  • Александрова
  • Сочинения
  • Анненский
  • Апухтин
  • Ахмадулина
  • Ахматова
  • Бальмонт
  • Баратынский
  • Барто
  • Батюшков
  • Блок
  • Бродский
  • Брюсов
  • Бунин
  • Вознесенский
  • Гиппиус
  • Гумилев
  • Два отца Тыбурций и судья (по расказу Короленко)
  • Державин
  • Есенин
  • Жуковский
  • Заболоцкий
  • Карамзин
  • Лермонтов
  • Майков
  • Мандельштам
  • Маяковский
  • Некрасов
  • Никитин
  • Пастернак
  • Полонский
  • Пушкин
  • Северянин
  • Суриков
  • Тургенев
  • Тютчев
  • Фет
  • Хлебников
  • Цветаева

Яркая пастораль | Газета «День»

На Фестивале новой музыки в 4-м Книжном Арсенале состоялась премьера вокального цикла Валентина Сильвестрова «Песнопения» на стихи Тараса Шевченко

16 апреля, 18:21

Фото предоставлено художественным фондом «Наше»

Поделиться:

Зал Арсенала отличается высокими арками, кирпичными стенами и высокими колоннами. Когда Киевский камерный хор под управлением Николая Гобдича очаровал публику своим безупречным пением a capella в исполнении Песнопений, мы все время чувствовали себя, как в древнем храме. Потому что храм – это сообщество благонамеренных людей, так оно и случилось, и Бард Украины был с нами.

«Рев и стоны широкого Днепра, часть триптиха, который я сочинил ранее, я поместил в начало цикла, — рассказал нам Валентин Сильвестров, — чтобы подчеркнуть, какое время мы сейчас переживаем, и отразить гнев украинского народа. у кремлевских оккупантов. В цикл вошли элегия «Дни проходят», «Ночи проходят…», пастораль «Вишневый сад у дома», псалом «Всю надежду свою полагаю…» и вечерняя песня «Звезда вечерняя моя». Почему я выбрал именно это сочетание грустной элегии и яркой пасторали? Тарас Шевченко был, конечно, борцом за свободу, даже написал несколько богоборческих стихов, хотя был глубоко верующим человеком. Но его волновали не только социальные проблемы, он, как мягкий, тонкий лирик, глубоко переживал важнейший вопрос мировоззрения: как должен жить человек в этом мире.

Тот отрывок из поэмы «Мария» — истинная молитва, в которой поэт выразил свои надежды на милость Божией Матери и обещал Ей: «А я, добрый, воспою о бедных деревнях зажиточных…»

Упоминания «Цветущие деревья» связывают первую и вторую части концерта: певица Инна Галатенко и пианист Олег Безбородько, исполнив песни на стихи классиков мировой поэзии, начали свое выступление пасторалью «Вишневый сад у дома», текст которой вдохновил композитора на создание новой мелодии, звучавшей трогательно и нежно при сольном исполнении. В прекрасном тембре сопрано Галатенко столько кристально чистых оттенков, что лирические шедевры Шевченко, Павла Тычины, Леси Украинки, Павла Целана, Афанасия Фета, Михаила Лермонтова вновь оживают в момент пения. Партия Безбородко – это не аккомпанемент в обычном понимании, а постоянная связь, когда диалог голоса и фортепиано позволяет мелодиям сливаться, а в финале пианист как бы завершает сольное выступление певца. Невероятную экспрессию, заключенную в тихой музыке Сильвестрова, дуэту удалось передать как звучную струну смысла.

Концерт — совместный проект организатора фестиваля, музыкального агентства «Ухо» и издательства «Дух и Литера». Директор издательства Константин Сихов рассказал о новом издании украинского перевода «Встреч с Сильвестровым», дополненном DVD-антологией «Багатель», включающей 21 диск с музыкой, записанной за последнее десятилетие и исполненной самим композитором. Сихов также представил гостя вечера Джорджа Нивата из Швейцарии, известного слависта, историка литературы, почетного профессора многих европейских университетов. Ученый приехал в Киев, чтобы принять участие в семинаре «Сопротивление коммунистическому режиму: опыт диссидентского движения», проводимом в рамках Европейского форума, совместном проекте Дипломатической академии Украины и издательства «Дух и Литера». Принимал участие в круглом столе «Литература и границы» в Книжном Арсенале, затем читал лекции в Харькове. После концерта Ниват сказал, что с удовольствием послушал музыку Сильвестрова и поблагодарил его участников за очень высокий уровень исполнения.

Кстати, премьера Восьмой симфонии композитора должна была состояться в Большом зале Московской консерватории под управлением знаменитого Владимира Юровского, но Сильвестров отказался допустить исполнение своей музыки в России после аннексии Крыма и отменил запланированное концерт. Таким образом, маэстро учит нас смелости своей музыкой и действиями. Кроме того, он учит нас, по словам Шевченко, «жить сердцем и любить людей».

Автор

Ольга Савицкая

Выпуск газеты №:

№27, (2014)

Раздел

День за днем ​​

Герой нашего времени: Жертва или грешник

Главная » Герой нашего времени: Жертва или грешник

В колледже я прочитал Герой нашего времени Михаила Лермонтова. В книге Лермонтов представляет своему читателю байронического антигероя, которому они одновременно поклонялись и презирали. Действительно, Лермонтов леденяще описал своего главного героя Печорина в предисловии ко второму изданию своего произведения: «Печорин, господа, действительно есть портрет, но не одного человека: он есть составной портрет, составленный из всех пороки, которые процветают, расцветая, среди нынешнего поколения». – Лорд Байрон умер через десять лет после рождения Лермонтова, и вполне вероятно, что Лермонтов хорошо знал противоречия байронического героя. На самом деле Лермонтов написал стихотворение под названием «Нет, я не Байрон». Во многом угрюмая, эгоистичная, но манящая фигура Печорина напоминает самого лорда Байрона. Лермонтов изучал роль общества в создании такой нарциссической фигуры. Создавая Печорина, он подставлял обществу зеркало. В настоящее время мы могли бы спросить, кто наш герой. Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу историю.

Когда я въехал на парковку перед часовней, где я молюсь после работы, я заметил у дверей часовни чернокожего мужчину. Его поза почти сразу сказала мне, что он ждет, пока кто-то подойдет, и я знал, что он собирается меня о чем-то попросить. Не потому, что он был черным. Я избегала зрительного контакта, но он тут же начал. Я не помню точно, что он сказал, но он что-то сказал, и по какой-то причине я остановился, чтобы послушать. Может быть, потому, что у меня был странный день, или потому, что это была пятница после работы, и у меня было мало планов. Короче говоря, он хотел добраться до города в двадцати минутах езды. Я ожидал, что запросят доллар, чтобы выпить кофе или сесть на автобус. Но для меня подвезти его казалось непосильной задачей.

Полиция привела его сюда; тем утром они пришли к нему домой, чтобы арестовать его. Проблема была связана с его историей наркоторговли, преступлением, за которое он уже отбыл свой срок. Тем не менее, ему нужно было выполнить кое-какую формальность — причину его ареста. В суде тем утром судья счел, что дальнейших действий не требуется.

В конце концов, теперь он был хорошим парнем. Он бросил продавать наркотики и работал на стройке. Теперь он жил прямолинейно и воспитывал дочь-подростка. Иногда он ходил в церковь. Он показал мне карточку со своей фотографией, на которой было написано, что он уголовник, просто чтобы доказать все это.

«Полиция ничего не сделает для меня!», — пожаловался он, пока я обдумывал его ситуацию. «Я застрял здесь». Я предложил дать ему денег на такси, но он отказался. Он хотел отплатить мне, как только мы доберемся до его гостиничного номера. Я посмотрел на его толстовку и огромные кроссовки без шнурков. Втайне я пытался его оценить. «У меня шнурки в кармане», — сказал он мне, заметив мой взгляд. «Пожалуйста, помогите мне, — добавил он, — моя дочь ждет и беспокоится».

Возможно, его порядочность привлекла меня к нему и заставила уступить. Либо так, либо я чувствовал потребность в какой-то связи в тот день. Так или иначе, я обнаружил, что мы шли к моей машине. Когда мы подошли к нему, он указал на машину рядом с моей и сказал, что женщина, которой она принадлежала, тоже предлагала ему деньги. Он сказал что-то о том, что она не является истинной христианкой.

Когда мы выезжали из города, его голос звучал не столько как взволнованный отец, который ходит в церковь, сколько как человек, знающий толк в жизни. Он начал задавать мне странные вопросы. Он хотел знать о моей сексуальной ориентации. С видом самодовольства он признался в бисексуальности в результате экспериментов со школьным другом. Вскоре после этого он спросил, курю ли я марихуану, и сказал, что у него есть немного в номере отеля, чтобы поделиться. Казалось, он думал, что путь к моему сердцу лежит более или менее через продажу себя. Тем не менее, я нашел даже его неуместность острой. Похоже, ему нужен был учитель.

После периода молчания, который длился не менее пяти минут, он снова поблагодарил меня за то, что я для него делаю. «WWJD», — сказал я ему. Он яростно подтвердил, что именно так поступил бы Иисус. Был ли он прав? Я думал о временах, когда фарисеи называли Иисуса сумасшедшим за то, что он ел и пил с мытарями и грешниками. Я вспомнил, как Иисус сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф. 9:13). И все же по сравнению с Иисусом я чувствовал себя таким неполноценным, таким пустым. Да, для многих людей я делал что-то безумное и, возможно, для некоторых бескорыстное, но я не был спасителем, пришедшим спасти этого человека. Я был еще одним грешником.

Прежде чем добраться до его обшарпанного отеля, мы еще немного поговорили, но я мало что о нем узнал, кроме того, что он ненавидел свою бывшую девушку, мать своей дочери, и что он приехал из Бруклина. Я также узнал, что он не питал обид на полицию из-за своего ареста. Пока мы разговаривали, он часто называл меня «н-словом», которое я, конечно, с ним не употреблял — странное явление.

Как только мы добрались до его гостиничного номера, он понял, что ему придется попросить руководство открыть ему дверь. Ключ был внутри. После того, как несколько угрюмого вида белый мужчина открыл ему дверь, он вошел в комнату только для того, чтобы быстро выйти с охапкой того, что оказалось грязным бельем. Он бросил белье в багажник своего слегка помятого внедорожника с нью-йоркским номером. «Нет, там деньги, — сказал он мне, — но мой босс придет, потому что он должен мне денег. Он будет здесь через тридцать минут. Он предложил курить, пока мы ждали. Я сказал нет, но согласился взять его номер. — Я верну тебя, — пообещал он.

Пока мы прощались, я хотел спросить его о дочери. Она была главной причиной его срочного возвращения, но теперь не было никаких признаков ее или срочности, чтобы связаться с ней. Однако я ничего не сказал об этом.

Мы оба сели в свои машины. Я сидел в своем, думая, написать ли ему. Я записала его номер в заметку на своем телефоне. Я выделил номер и скопировал его, но он не вставлялся в мое приложение для телефона. Когда я вернулся к своим заметкам, чтобы снова увидеть число, я не смог его найти. Я оглянулся и увидел, что он все еще в машине. Должен ли я просить его об этом снова? Нет, решил я. Так было лучше. Я уехал, чувствуя себя немного сконфуженным из-за всего этого события.

В тот вечер, во время пятничной мессы, я все обдумал с большей ясностью. Это был черный человек, чья история соответствовала историям многих других в новостях. Были некоторые нестыковки вроде его в целом положительного отношения к милиции, но в целом этот бывший наркоторговец был героем нашего времени. Если бы его арест обернулся насилием, он был бы человеком, который попадет в новости и останется в памяти как еще одна жертва. Будет много разговоров о том, что он переворачивает свою жизнь, и многие будут комментировать кажущуюся мелочность причины ареста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *