Читать книгу «Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов» онлайн полностью📖 — А. П. Кондрашова — MyBook.
Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима
1738 героев и мифов
© Кондрашов А. П., 2016
© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016
Предисловие
Классическая мифология, под которой обычно понимают свод мифов Древней Греции и Древнего Рима, – не только одна из важнейших основ европейской культуры, но и неотъемлемая и бесценная часть культуры всего человечества, наследие давно канувших в небытие поколений ныне живущим. Она стала источником вдохновения многих живописцев и скульпторов, музыкантов и мастеров слова, послужила основой бесчисленных шедевров литературы и искусства и даже вошла в различные языки мира, в том числе и русский, общеизвестными словами и выражениями: «одиссея», «ахиллесова пята», «ящик Пандоры» и другими.
Подобно истории, мифология наиболее полно проявляется в своих персонажах. Имена Афродиты, Зевса, Аполлона, Ахилла, Одиссея, Елены, Пенелопы, Эдипа, Энея, Ясона, Медеи и многих других богов и героев вызывают отклик в нашем мышлении, порождают различные ассоциации. Однако отклик звучит глухо, а ассоциации тусклы, если мы слишком мало знаем или забываем о судьбах и деяниях этих персонажей.
Цель настоящей книги – дать читателю систематизированную и достаточно полную (значительно более полную, чем в большинстве других популярных изданий) информацию об увлекательном мире греческих и римских богов и героев, их происхождении, тесном переплетении судеб, сложных и противоречивых характерах, героических подвигах и неблаговидных поступках. Следует, однако, отметить, что ни одна книга не может вместить сведения о всех без исключения персонажах греческой и римской мифологии и все версии мифов о них – ввиду необъятного количества оных (так, например, известно более девятисот версий мифа о любви Психеи и Эрота, а всевозможных мелких древнеримских богов насчитывается около миллиона; они рассеяны на обширном пространстве и разделены во времени целыми эпохами).
Приведенные в этой книге чудесные истории вполне заслужили, чтобы их пересказывали вновь и вновь в течение тысячелетий, они полны откровений о достоинствах и недостатках человека, о сильных и слабых его сторонах и об универсальных чертах его поведения в различных условиях. Не являясь исторической правдой, они несут в себе истину иного рода, влияние которой на греков и римлян, уделявших такое пристальное внимание своей мифологии, было не менее значительным, чем их реальная история, которой они всегда так гордились и гордятся.
Предназначенная для самого широкого круга интересующихся мифологией читателей, эта книга не содержит специальных терминов; чтобы не усложнять ее чтение, в тексте отсутствуют ссылки на источники (список использованной литературы помещен в конце книги). Все имена приведены в традиционной для современных русскоязычных изданий форме, однако в ряде случаев в названиях статей указаны другие наиболее распространенные разночтения, перечень которых приведен также в конце книги.
В заключение хотелось бы пожелать читателю следовать мудрому совету Иво Андрича: «Надо слушать легенды – следы вековых коллективных усилий – и с их помощью отгадывать, насколько возможно, смысл нашей судьбы».
АБА́НТ (Абас). В греческой мифологии:
1) Абант – сын Посейдона и нимфы Аретусы, по имени которого получило свое название воинственное племя абантов на Эвбее, отец Халкодонта;
2) Абант – царь Аргоса, сын Линкея и Гипермнестры, супруг Аглаи, отец близнецов Прета и Акрисия и, следовательно, дед Данаи и прадед Персея;
3) Абант – сын Мелампа;
4) Абант – старший сын элевсинского царя Келея и его жены Метаниры, который, увидев, как Деметра залпом выпила целый кувшин ячменного отвара, воскликнул: «О, как жадно ты пьешь!» – за что та, оскорбленная таким неуважением к старшим и непочтительностью к богам, превратила его в ящерицу. Аналогичную историю рассказывают об Аскалабе, сыне Мисмы.
АБДЕ́Р. В греческой мифологии Абдер – сын Гермеса, возлюбленный и оруженосец Геракла. Другие называют его сыном аргонавта Менетия и, таким образом, братом Патрокла, погибшего под Троей. Абдер неосторожно приблизился к кобылицам Диомеда, которых поручил ему охранять Геракл, и был растерзан ими. Геракл устроил пышные похороны своему любимцу, насыпал высокий холм на его могиле, а рядом с могилой основал город и назвал его Абдерой. Некоторые считают, что Абдер служил Диомеду. Подобно Нарциссу, Гиакинфу и Гиласу, Абдер сохранил красоту и после смерти.
АВВЕРУ́НК. В римской мифологии Авверунк – бог, защищавший римскую общину от бедствий (вместе с Робигом).
А́ВГА (А́уга). В греческой мифологии Авга – дочь аркадского царя Алея и его племянницы Нееры.
Дельфийский оракул предсказал Алею, что его сыновья погибнут от руки внука, рожденного Авгой. Поэтому отец назначил Авгу жрицей Афины, пригрозив ей смертью, если она лишится целомудрия. Геракл, гостивший у Алея, соблазнил Авгу (по другой версии – насильно овладел ею), и она родила сына. Боясь отца, Авга спрятала ребенка в храме Афины, но разгневанная таким кощунством целомудренная богиня наслала на страну чуму. Пытаясь узнать причину бедствия, Алей зашел в храм и там обнаружил младенца, после чего приказал своему другу Навплию, знаменитому мореплавателю и царю города Навплий, заключить мать и ребенка в ящик и бросить в море. Ящик прибило к берегу Мисии, и Тевфрант, царь мисийской Тевфрании, женился на Авге и усыновил ребенка.
Другие рассказывают, что Навплий предпочел продать Авгу на невольничьем рынке карийским купцам, а отобранный у нее младенец был брошен в лесу, где его вскормила лань, а затем нашли пастухи, давшие ему имя Телеф. Карийские купцы перепродали Авгу царю Тевфранту, который ее удочерил. Случилось так, что, когда Телеф возмужал, Тевфрант, в благодарность за военную помощь, отдал ему в жены свою приемную дочь. Авга не узнала Телефа, а тот тоже не признал в ней свою мать. Верная памяти Геракла, Авга в брачную ночь принесла в спальню меч и собиралась уже убить Телефа, однако вмешались боги и наслали большого змея, внезапно появившегося между матерью и сыном. Встревоженная Авга отбросила меч и призналась Телефу в намерении убить его, после чего стала взывать к Гераклу.
Телеф, едва в гневе не убивший Авгу, понял, что она – его мать. Плача, они бросились друг другу в объятия. Тевфрант отдал сыну Авги в жены свою дочь и сделал его наследником престола.А́ВГИЙ. В греческой мифологии Авгий – царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса (по другим версиям – Посейдона, Эпея, Форбанта) и Гирмины, брат Актора, участник похода аргонавтов.
По величине стад и табунов Авгий был самым богатым человеком на земле. Навоз на Авгиевом скотном дворе не убирался многие годы, и, хотя зловоние не сказывалось на самих животных, от него распространялся мор по всему Пелопоннесу. Более того, пастбища в долине покрывал такой слой навоза, что их нельзя было распахивать под зерновые. По приказу царя Эврисфея Геракл должен был очистить конюшни за один день. За эту работу Геракл потребовал у Авгия десятую часть его скота; Авгий не поверил, что Геракл сможет сделать это до наступления темноты, однако согласился на сделку и поклялся выплатить условленную награду. Геракл проломил в двух местах окружавшую скотный двор каменную стену, а затем повернул две ближайшие реки так, что их потоки, устремившись через двор, начисто вымыли его и понеслись дальше, смывая навоз с загонов для овец и пастбищ в долине.
После того как Геракл справился с задачей, пожадничавший Авгий отказался дать обещанную плату за труд и даже осмелился отрицать сам факт сделки с Гераклом.Спустя несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл решил отомстить Авгию и, собрав войско, пошел на него войной. Авгий предвидел такой оборот событий и подготовился к отражению нападения, призвав на помощь своих племянников Молионидов – детей Актора. Вначале Молиониды, воспользовавшись болезнью Геракла, разбили его войско, но затем Геракл собрал новое войско и одержал решающую победу. Он убил Авгия, его сыновей и племянников, захватил его дочь Эпикасту и сделал ее своей наложницей. Существует версия, что Авгий не был убит Гераклом и вернул свое царство, где после смерти почитался как герой.
АВКСЕ́СИЯ (Авкце́сия). В греческой мифологии Авксесия – местное божество, культовое изваяние которого вместе с культовым изваянием другого местного божества, Дамии, почиталось в Трезене, Эпидавре, Элевсине и на Эгине.
АВРО́РА. В римской мифологии Аврора – богиня утренней зари, соответствующая греческой Эос.
АВСО́Н (Авзо́н). В греческой мифологии Авсон – сын Одиссея, рожденный нимфой Калипсо или волшебницей Киркой.
АВТОЛИ́К. В греческой мифологии:
1) Автолик – сын Гермеса и Хионы, отец Антиклеи, дед Одиссея. Обитавший вблизи Парнаса ловкий разбойник, «великий клятвопреступник и вор», Автолик получил от своего отца дар плутовства, способность становиться невидимым или принимать любой образ. Автолик похитил стада Сисифа, последний уличил его и в наказание соблазнил его дочь Антиклею, которую вскоре выдали замуж за Лаэрта. Автолик также украл кобыл и мулов Эврита, что сошло ему с рук, поскольку Эврит заподозрил в этой краже Геракла. Одной из самых известных проделок Автолика была кража знаменитого шлема Аминтора. Автолика считали искусным в борьбе; он обучил борьбе Геракла;
2) Автолик – фессалиец из Трикки, участвовавший со своими братьями Деилеонтом и Флогием в походе Геракла против амазонок, а затем в экспедиции аргонавтов.
АВТОМЕДО́НТ (Автомедон). В греческой мифологии Автомедонт – возничий Ахилла. Патрокл избрал его править колесницей и бессмертными конями Ахилла во время своего последнего сражения. Когда Гектор сразил Патрокла, охваченные горем кони замерли на месте, и только помощь Зевса, вдохнувшего в них энергию, позволила Автомедонту спасти колесницу в последнюю минуту. После гибели Ахилла верный Автомедонт продолжал служить его сыну Неоптолему.
АВТОМЕДУ́СА. В греческой мифологии Автомедуса – дочь Алкафоя, родившая Ификлу сына по имени Иолай.
АВТОНО́Й. В греческой мифологии:
1) Автоной – отец Анфа, Схойнея, Аканфа, Аканфиллиды и Эродия. Эродий был табунщиком. Однажды его кобылицы растерзали Анфа. Автоной не пришел на помощь сыну, а его жена Гипподамия, не справившись с лошадьми, тоже погибла. Зевс и Аполлон из жалости превратили всю семью Автоноя в птиц, а его самого в выпь;
2) Автоной – дельфийский герой, имевший священный участок рядом с Кастальским ключом.
АВТОНО́Я. В греческой мифологии Автоноя – одна из дочерей фиванского царя Кадма и Гармонии, жена Аристея, мать Актеона и Макриды. Она и ее сестры Агава и Ино не поверили своей сестре Семеле и не признали божественное происхождение своего племянника Диониса, за что тот наказал их, заставив в порыве вакхического безумия растерзать Пенфея, сына Агавы. После гибели Актеона, превращенного Артемидой в оленя и растерзанного собственными собаками, Автоноя и Аристей расстались, Автоноя отправилась жить в деревню вблизи Мегары.
АГА́ВА. В греческой мифологии Агава – дочь Кадма и Гармонии, сестра Семелы, Ино и Автоной, жена Эхиона, мать Пенфея. Агава, Ино и Автоноя не поверили Семеле и не признали божественное происхождение своего племянника Диониса, за что тот наслал на них вакхическое безумие, в порыве которого Агава растерзала собственного сына Пенфея.
АГАМЕ́Д. В греческой мифологии Агамед – сын Эргина, царя Орхомена в Беотии, брат-близнец Трофония.
Агамед и Трофоний были знаменитыми зодчими, они построили храм Посейдона в Аркадии, входной порог храма Аполлона в Дельфах (а некоторые считают, что и весь Дельфийский храм), а также сокровищницу царю Гириею в Беотии (по другой версии – царю Авгию в Элиде), в стене которой установили выдвижную каменную плиту. По ночам, пользуясь лазейкой, братья проникали в сокровищницу и добывали из нее золото и серебро, не прикасаясь к замкам. Озадаченный необъяснимыми кражами царь, чтобы поймать грабителя, поставил в сокровищнице капкан, в который попался Агамед. Следовавший за ним Трофоний сразу понял, что брата уже не спасти, и, чтобы уберечь его от пыток, а себя от разоблачения, отрезал Агамеду голову и унес с собой, оставив обезглавленное тело, опознать которое было невозможно. Однако очень скоро и он лишился жизни: его поглотила разверзшаяся под ним земля.
Согласно другой версии, когда Агамед и Трофоний построили входной порог храма Аполлона в Дельфах, оракул посоветовал им жить весело и наслаждаться в течение шести дней и пообещал на седьмой день исполнить их самое сокровенное желание. На седьмой день их обнаружили мертвыми в своих постелях. Говорят, что это случилось потому, что братья задумали попросить деньги за работу и их меркантильность оскорбила бога.
АГАМЕ́ДА. В греческой мифологии Агамеда – дочь Авгия, колдунья, которая знала «все травы целебные, сколько земля их рождает».
АГАМЕ́МНОН. В греческой мифологии Агамемнон – сын Атрея и Аэропы, старший брат Менелая (известна версия, согласно которой отцом Агамемнона и Менелая был Плисфен, сын Атрея).
После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай бежали в Калидон к царю Ойнею и провели там несколько лет, пока спартанский царь Тиндарей, пойдя походом на Микены, не заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон стал царем в Микенах. Он пошел войной на царя Тантала, мужа дочери царя Тиндарея Клитеместры, убил Тантала и новорожденного сына Клитеместры и принудил ее стать его женой. От этого брака Агамемнон имел дочерей Хрисофемиду, Лаодику (по другим источникам – Электру), Ифигению (Ифианассу) и сына Ореста.
Когда Парис похитил Елену, сестру Клитеместры и жену Менелая, Агамемнон возглавил греческое войско в начавшейся по этой причине войне против Трои. Агамемнон был доблестным воином, однако его высокомерие и неуступчивость стали причиной многих бедствий для греков. У бив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; за это богиня лишила греческий флот попутного ветра. Сменила она гнев на милость лишь после того, как соратники вынудили Агамемнона принести ей в жертву свою дочь Ифигению. Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои красавицу Хрисеиду, Агамемнон отказался вернуть девушку за большой выкуп ее отцу Хрису, жрецу Аполлона, за что бог по просьбе Хриса наслал на греков моровую язву. Удовлетворив требование Ахилла вернуть Хрисеиду ее отцу, Агамемнон взамен отнял у Ахилла его любимую пленницу Брисеиду, после чего разгневанный Ахилл объявил, что больше не будет участвовать в войне. Поскольку неучастие Ахилла в боях привело бы к поражению ахейцев, перепуганный Агамемнон по совету старца Нестора объявил, что вернет Ахиллу его возлюбленную Брисеиду, даст ему в жены одну из своих дочерей, а в приданое много богатых городов. (Нужно сказать, что Хрис к этому времени уже получил свою дочь, которая считала, что греки с ней обходились очень хорошо, и хотела остаться с Агамемноном.)
После покорения Трои Агамемнон, возвратившийся домой с огромной добычей и плененной царевной Кассандрой, был убит собственной женой (согласно другой версии, ее любовником Эгисфом или обоими) во время трапезы (или купания). За убийство отца отомстил Орест, убив Эгисфа и Клитеместру.
АГАНИ́ППА. В греческой мифологии Аганиппа – жена аргосского царя Акрисия, мать Данаи.
АГАПЕНО́Р. В греческой мифологии Агапенор – царь Тегеи, один из женихов Елены. Сыновья Фегея продали ему в рабство свою сестру Арсиною (по другой версии – Алфесибею), но сыновья ее мужа Алкмеона и Каллирои, Амфотер и Акарнан, обнаружив их в доме Агапенора, убили сыновей Фегея. В Троянскую войну Агапенор возглавил аркадский контингент на семи кораблях, Агамемнон одолжил ему еще шестьдесят кораблей. На обратном пути из Трои буря выбросила флот Агапенора на берег Кипра, где он основал город Пафос и воздвиг храм Афродиты.
АГАФИ́РС. В греческой мифологии Агафирс – старший сын Геракла и змеехвостой девы, брат Гелона и Скифа. Вместе с Гелоном был изгнан матерью из Скифии, не справившись с условием, которое установил им Геракл (определенным образом согнуть отцовский лук и подпоясаться отцовским поясом). По другой версии, отцом Агафирса и его братьев был не Геракл, а Зевс, при этом братьям надо было поднять упавшие с неба золотые предметы, что сумел сделать только Скиф.
АГДИ́СТИС. В греческой мифологии Агдистис – оскопленное другими богами двуполое божество, из упавших на землю мужских гениталий которого выросло миндальное дерево. Плод с этого дерева упал в подол речной нимфы, и та родила Аттиса. Агдистис превратилось в Великую мать богов Кибелу.
АГЕЛА́Й. В греческой мифологии:
1) Агелай – главный пастух троянского царя Приама. Царь поручил Агелаю убить новорожденного Париса, который, по предсказаниям прорицателей, должен был стать виновником гибели Трои. Мягкосердечие Агелая не позволило ему воспользоваться веревкой или мечом – он просто оставил ребенка на горе Иде, где того вскормила медведица. Вернувшись на гору через пять дней (по другой версии – через год) и увидев живого младенца, Агелай был так поражен, что решил подобрать брошенного ребенка и принес его домой, чтобы вырастить вместе с только что родившимся собственным сыном. В подтверждение того, что он выполнил повеление Приама, Агелай принес царю отрезанный собачий язык. Некоторые говорят, что Гекуба, мать Париса, подкупила Агелая, чтобы тот не убивал ее сына. Когда повзрослевший Парис вызвал гнев сыновей Приама, победив их в спортивных состязаниях, и те, обнажив мечи, напали на него, Агелай открыл Приаму, что Парис – его сын;
2) Агелай – царь острова Зама, один из женихов Пенелопы; советовал остальным претендентам на руку Пенелопы прекратить оскорбления странника, под видом которого явился домой Одиссей.
АГЕНО́Р. В греческой мифологии:
1) Агенор – царь Ханаана, сын Посейдона и нимфы Ливии, брат-близнец Бела. Он женился на Телефассе, родившей ему Кадма, Феникса, Килика, единственную дочь Европу и, как считают некоторые, Фасоса и Финея. Когда Зевс похитил Европу, Агенор отправил сыновей на поиски сестры и запретил им возвращаться без нее. Никто из них при его жизни не вернулся, они постепенно осели в разных местах, которые получили от их имен свои названия: Финикия, Киликия, Кадмея;
2) Агенор – один из сыновей Форонея, первого царя Пелопоннеса, и его жены нимфы Кердо, брат Иаса, Кара и Пеласга;
3) Агенор – сын троянского старейшины Антенора, участник Троянской войны, убивший царя абантов Элефенора. Говорят, что однажды Агенор бросил вызов великому Ахиллу и остался в живых лишь благодаря спасшему его Аполлону, который впоследствии являлся под видом Агенора, чтобы отвлечь внимание Ахилла.
АГЛА́ВРА (Агра́вла, Аглау́ра). В греческой мифологии две афинянки, мать и дочь.
1) Аглавра – дочь Актея, древнейшего царя Аттики, супруга Кекропа, мать Эрисихтона и трех дочерей: Аглавры, Герсы и Пандросы;
Презентация «Боги Древней Греции и Древнего Рима»
Перегляд файлу
Попередній слайд 1 / 24 Наступний слайд
Зміст слайдів
Номер слайду 1
БОГИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИИ ДРЕВНЕГО РИМА Презентация. Губы Т. Н.учителя истории ОШ № 69г. Запорожья
Номер слайду 2
ХРАМЫРимский храм весталок. Греческий храм
Номер слайду 3
КРОНОС САТУРН Титан, бог времени
Номер слайду 4
Бог — громовержец. ЗЕВСЮПИТЕР Царь богов и людей, повелитель молний и грома. Вместе с другими богами Зевс живет в золотом дворце, на вершине горы Олимп, где царит вечное лето. Восседая на золотом троне, он повелевает богами и людьми. Зевс дал людям законы и строго следит за их исполнением. Преступающих закон Зевс поражает молниями, за что и дано ему прозвище Громовержец. Атрибуты: Перун (молния),скипетр и орёл
Номер слайду 5
ПОСЕЙДОННЕПТУНБрат Зевса, владыка морей Посейдон, живет в золотом чертоге на дне Эгейского моря. Повелитель бурь и наводнений, «колебаний земли», Посейдон ударом трезубца выбивает из земли источники пресной воды. Гордый Посейдон не может смириться с тем, что он, будучи старшим братом, должен подчиняться младшему – Зевсу. Оттого редко появляется Посейдон на Олимпе и не упускает случая пойти наперекор воле владыки богов.
Номер слайду 6
АИДПЛУТОН Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки Леты.
Номер слайду 7
ГЕРАЮНОНАЦарица богов, дочь Крона и Реи, великая Гера, восседает на золотом троне рядом с мужем Зевсом и правит богами и людьми. Великая Гера охраняет супружеские союзы и посылает потомство людям. Почитают ее боги, и даже сам Зевс часто просит у нее совета. Велика власть Геры, но и она не смеет открыто выступить против Зевса. Признаки Геры — диадема и завеса, птица павлин и яблоко.
Номер слайду 8
АФИНАМИНЕРВАБогиня мудрости, Афина стала воплощением мыслей Зевса. Ей доверил царь богов защитить героев и покровительствовать городами, заботиться о мудрых законах и науках. Афина всегда там, где идет война. Но, в отличие от кровожадного Ареса, Афина – богиня справедливой войны, опора тех, кто защищает свои города.
Номер слайду 9
АРЕСМАРСГубителем людей и разрушителем городов называют Ареса – коварного и вероломного бога войны. Самая сладкая музыка для кровожадного Ареса – звон оружия и стоны раненых. Самая лучшая картина – дым пожарищ, разрушенные и разграбленные дома. Не любят на Олимпе Ареса и стараются держаться от него подальше. Даже отец Ареса, владыка богов Зевс, еле терпит его присутствие.
Номер слайду 10
ГЕФЕСТВУЛКАНЕсть среди олимпийцев бог-труженик, который целые дни проводит за тяжелой работой. Это бог огня и кузнечного ремесла Гефест. Великий мастер, он ничуть не стыдится своей доли и никогда не променяет работу в закопченной кузнице на праздные игры в золотых дворцах. Гефест (рим. — Вулкан) — сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, муж богини любви Афродиты. Много работы у Гефеста, и никогда не гаснет огонь в его горне. Сияют на небе золотые дворцы богов, построенные богом-тружеником. Он кует оружие и доспехи для богов и героев, украшение и посуду.
Номер слайду 11
АППОЛОНФЕБ Аполлон — бог музыки, исцеления от болезней, Бог света, истинны, и пророчества, он был отличным стрелком и превосходным атлетом. Он — сын Зевса, его сестра-близнец — Артемида, богиня охоты и дикой природы. Мифология рассказывает, что когда Гера узнала о неверности муж с Лето, она вынудила ее бродить по земле, в поисках места, где можно чтобы родить; Гера запретила Лето рожать на земле, на островах и в море; единственным местом для Лето был Тилос, который был плавучим островом и остался незамеченным Герой. именно там Лето родила Аполлона и Артемиду. Дерево Аполлона — лавром; его птица — ворона, его животное — дельфин.
Номер слайду 12
АРТЕМИДАДИАНАСестра Апполона, вечно юная богиня охоты Артемида, все дни проводит в лесу в окружении своих подруг-нимф. Она ничуть не хуже своего брата Апполона владеет луком и стрелами, которые могут насылать или, наоборот, лечить чуму. Защитница животных и младенцев, покровительница охоты, Артемида дала обещание никогда не выходить замуж и потребовала от своих подруг такой же клятвы. Сурово поступает богиня с теми, кто не держит слово. Ведь не зря Артемиду зовут охранительницей клятв.
Номер слайду 13
АФРОДИТАВЕНЕРАбогиня любви и красоты. Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста и позднее Ареса.
Номер слайду 14
ДЕМЕТРАЦЕРЕРАБогиня полей и плодородия. Её имя означает «Мать-Земля» (греч. da/ga, «земля»: Demeter — буквально «земля-мать»). Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей всё живое на земле, Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию. Помощница в крестьянских трудах, наполняет амбары земледельца запасами.
Номер слайду 15
ДИОНИСБАХУС, ВАКХбог виноградарства и виноделия. В древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее». До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до Троянской войны.
Номер слайду 16
ГЕРМЕСМЕРКУРИЙвестник богов, покровитель путников и торговцев Герме́с — в древнегреческой мифологии бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов[1]. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида, изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.
Номер слайду 17
ПАНФАВН бог лесов, охотников и пастухов, всей природысын бога Гермеса
Номер слайду 18
ГЕЛИОССОЛБог Солнца Культ Гелиоса был особенно распространён в Коринфе, в Аргосе, в Элиде и на острове Родосе, где при входе в гавань стояло его колоссальное изображение. Из животных ему были посвящены петух и белые кони.
Номер слайду 19
СЕЛЕНАДИАНАБогиня Луны Поэты то называют её «сверкающим глазом ночи» (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния (Сапфо). Селена — дочь Гипериона, сестра Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящён день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней.
Номер слайду 20
ФЕМИДАЮСТИЦИЯбогиня правосудия Изображается с повязкой на глазах, весами и мечом в руках. Иносказательно Фемида — правосудие, закон; весы Фемиды — символ правосудия; слуги (жрецы) Фемиды — слуги закона, судьи
Номер слайду 21
АСКЛЕПИЙЭСКУЛАПБог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие
Номер слайду 22
ГЕСТИЯВЕСТАБогиня домашнего очага. Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли последнее частный или общественный характер, благодаря чему образовалась и поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного приступа к делу. Потому же она почиталась вместе с Гермесом, зачинателем жертвоприношений. В награду за то ей были назначены высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, и выселявшиеся колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на новую родину.
Номер слайду 23
ГЕРАКЛГЕРКУЛЕСГерой. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес.
Номер слайду 24
источникиhttps://ru.wikipedia.org/wiki http://perstni.com/magazine/history/bogi-drevney-gretsii-spisok-imena-harakter.htmlhttp://biofile.ru/his/12554.html
Gods, Heroes and Monsters Curriculum (Образование в Гетти)
О греческой и римской мифологии
Термин «миф» относится к истории, которая пытается в более или менее символической форме объяснить тайну происхождения космос, земля и человечество; тема жизни и смерти; и причины и значения природных явлений. Все это озадачивало человечество с древних времен. Человечество использует миф как попытку выразить свое отношение к природе.
Первоначально эти истории передавались из уст в уста от одного поколения к другому и за несколько столетий претерпели множество изменений. Древний мир приписал Гомеру «Илиаду » и «Одиссею » — два эпоса, которые считаются самыми ранними и величайшими произведениями греческой литературы. Считается, что Гомер был первым поэтом, который записал эти мифы в письменной форме примерно в восьмом веке до нашей эры, тем самым сохранив их для будущих поколений.
Похищение Европы, Рембрандт Харменс. Ван Рейн, 1632 | ||
Многие поколения и народы после Гомера продолжали смотреть на эти истории, потому что они затрагивают общие проблемы человечества. Эти сказки были рассказаны, чтобы объяснить окружающий мир, человеческое поведение и проблемы, общие для всех обществ. Помимо объяснения естественного и религиозного происхождения, мифы также снабжали людей историей своего народа и его соседей. Для греков мифы проливают свет на аспекты их жизни и то, как они стали теми, кем были.
Материалы этой учебной программы сосредоточены на греко-римской мифологии древности и ее значении для более позднего западного искусства и культуры. В эти два периода существовала принципиальная разница в отношении к мифологии. Если в древности мифология была неразрывно связана с религией и повседневной жизнью, то в постантичный период мифология в первую очередь стала источником вдохновения для множества тем в искусстве и литературе. Разнообразие и универсальность этих тем в сочетании с неисчерпаемыми метафорическими возможностями древних мифов обеспечивают выживание мифологии в западном искусстве до наших дней.
Герои
Представление о герое совершенствовалось в Древней Греции. Для греков герои существовали на космологическом уровне между людьми и богами. По словам поэта Гесиода, герои были богоподобной расой людей, живших в предыдущую эпоху. Хотя сами они были смертными, герои привлекали внимание, а часто и защиту бессмертных. В другой традиции герои появились, когда боги и люди все еще жили вместе как поколение детей полусмертного, полубожественного происхождения.
Статуя Геракла (Lansdowne Herakles), римлянин, около 125 г. н.э. | ||
По своей силе, увлечениям и достижениям герои намного превзошли обычных людей. Тем не менее, все герои смертны и со временем сталкиваются со своей смертностью. Но даже в смерти герой может превзойти обычных людей, ибо славные дела, которые привели его к смерти, могут также принести ему вечную славу. Некоторые, как великий герой Геракл (которого римляне называли Гераклом), действительно стали богами после смерти. В Древней Греции с героями были связаны религиозные культы, и они могли вмешиваться в дела людей, обладая статусом, подобным статусу святых в христианстве. На протяжении веков определение героя расширилось и теперь включает любого человека, проявившего большую силу и отвагу.
Боги
Боги и богини Древней Греции и Рима послужили предметом для большей части западного искусства. Для греков было 12 главных божеств (все связаны друг с другом), которые жили на горе Олимп, где они наблюдали за прогрессом смертных. Помимо этих главных богов, вселенная была наполнена бесчисленным множеством второстепенных божеств. Римляне, в свою очередь, объединили многих своих местных богов с богами греков.
Минерва, Джозеф Ноллекенс, 1775 | ||
С древности продолжали изображать истории о древних богах и богинях, таких как Зевс, Афродита и ее сын Эрот, хотя они и утратили свое религиозное значение. В эпоху Возрождения от всех ученых джентльменов требовалось классическое образование; знание Греции и Рима демонстрировало свои знания, вкус и статус. Возрождался универсальный язык образов, но часто с новыми аллегорическими и интеллектуальными смыслами.
Греческие боги против римских богов — разница и сравнение
Хотя греческих богов , возможно, более известны, греческая и римская мифология часто имеют одних и тех же богов с разными именами, потому что многие римских богов заимствованы из греческой мифологии, часто с разными именами. черты. Например, Купидон — римский бог любви, а Эрос — греческий бог любви. Арес — непопулярный и внушающий страх греческий бог войны, а его римский аналог — 9.0009 Марс , почитаемый боевой бог плодородия.
Сравнительная таблица
Греческие боги | Римские боги | |
---|---|---|
Описание | Боги в греческой мифологии, то есть собрание рассказов или мифов древних греков об их богах, героях и природных явлениях мир. | Боги в римской мифологии, то есть мифологические представления о богах в городах Древнего Рима. |
Период времени | Илиада распространялась за 700 лет до римской цивилизации. Нет точной даты начала цивилизации. | Пришел через 1000 лет после греков. |
Литературный источник | Греческие мифы, изложенные в книге «Илиада» Гомера. | римских мифов, изложенных в книге «Энеида». |
Происхождение мифологии | Неизвестно. | Многие римские боги заимствованы из греческой мифологии, а мифы римского творения — из греков. |
Природа богов | Боги и богини, основанные на чертах человеческой личности, таких как Любовь, Честь, Ненависть, Достоинство, а также их роли в жизни, определяемые тем, чем они были богами, например: Зевс: Небо/погода, Аид : Преисподняя, Посейдон: Море, Водные виды и т. д. | Божества, названные в честь предметов, а не человеческих качеств. |
Загробная жизнь | Важность физической жизни на земле, а не возможности загробной жизни. | Смертные совершали добрые дела на земле, чтобы получить награду в загробной жизни. Они стремились завоевать свое место среди богов на небесах в загробной жизни. |
Признаки | Поскольку боги были основаны на человеческих чертах, у каждого из них были характеристики, определяющие их действия. | Боги и богини не зависят от пола, поэтому их индивидуальные характеристики не были центральными в мифах. |
Роль смертных | Божества были важны для развития жизни, но смертные были так же важны, как и их вклад в общество, который в конце концов имел значение. | Мифы, основанные на смелых, героических подвигах богов, а не смертных, поскольку смертная жизнь не имеет значения после смерти. |
Действия смертных и богов | Индивидуалистический: действия отдельного человека имели больше последствий, чем действия группы. | Не индивидуалист. |
Почитаемые черты | Творчество важнее физического труда. Они почитали поэта. | Сосредоточен на действиях, а не на словах. Они почитали воина как священного. |
Физические формы | У греческих богов были красивые тела, а великолепные мышцы, глаза и волосы подчеркивали их внешний вид. | У богов не было физического облика — они были представлены только в воображении людей. |
Происхождение
Греческая мифология описана в эпосе Илиада Гомера. Римская мифология была описана в книге Энеида . Греческая мифология предшествует римской примерно на 700-1000 лет.
Греческий бог Гермес ( Меркурий римлянам)
Согласно одному мифу, Эней, троянский герой, переживший греческое вторжение и завоевание Трои, в конце концов основал Рим. Энеида Автор Вергилий намекает, что возможное завоевание Римом Греции, таким образом, в некотором смысле отомстило за Трою. Греческая мифология, возможно, произошла от египтян, которые жили до греков и также верили в пантеон богов. Многие римские боги заимствованы у греческих богов, но имеют разные имена и часто разные черты.
Черты характера
Греческим богам придается прекрасный, совершенный физический вид, в то время как римским богам не придается физическая форма, и они представлены только в воображении людей. Греческие боги в основном основаны на чертах человеческой личности, таких как любовь, ненависть, честь и достоинство, и мифы, связанные с ними, сформированы этими чертами. Римские боги основаны на объектах или действиях, а не на чертах личности. Действия богов и смертных в греческих мифах более индивидуалистичны, деяния отдельного человека более влиятельны, чем деяния группы. Римская мифология гораздо менее индивидуалистична.
Греческие боги и их римские аналоги
Греческий бог (английское имя) | Римский аналог | Домен |
---|---|---|
Афродита | Венера | Богиня любви |
Аполлон | Феб Аполлон | Бог Солнца |
Арес | Марс | Бог войны |
Артемида | Диана | Дева богиня охоты, дикой природы, диких животных, родов и чумы. В более поздние времена она стала ассоциироваться с Луной. |
Афина | Минерва | Богиня мудрости |
Деметра | Церера | Богиня зерна/урожая |
Дионис | Бахус | Бог вина |
Эрос | Амур | Бог любви |
Аид | Плутон | Бог подземного мира |
Геката | Мелочи | Богиня колдовства, перекрестков и справедливости |
Гелиос | Сол | Бог солнца |
Гефест | Вулкан | Бог огня и кузницы |
Гера | Юнона | Королева богов |
Гермес | Меркурий | Вестник богов |
Найк | Виктория | Богиня победы |
Пан | Фавн | Бог лесов и пастбищ |
Посейдон | Нептун | Бог моря |
Зевс | Юпитер | Царь богов |
В следующем видео представлен хороший обзор некоторых греко-римских богов. Вторая часть видео доступна на YouTube здесь.
Загробная жизнь
В греческой мифологии загробная жизнь не имеет большого значения. На самом деле, богов и смертных регулярно выхватывают из загробной жизни и переносят в настоящее, не проявляя никакого интереса к загробной жизни. Греческая точка зрения гораздо больше связана с физической жизнью на земле, чем с загробной жизнью. Смертных помнят и вознаграждают за их добрые дела на земле.
Наоборот, римляне совершали добрые дела, чтобы обеспечить себе место на Небесах. Они могли даже заслужить место среди богов и всю свою земную жизнь стремились к этой цели.
Роль смертных
Божества играли важную роль в развитии жизни в греческой мифологии, но смертные были не менее важны, так как их вклад в общество имел значение в конце концов.
В римской мифологии героические деяния богов были важнее действий смертных, поскольку жизнь человека не имела значения, как только был достигнут хороший статус в загробной жизни.