Стих лермонтов желтеющая нива: Михаил Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»

Содержание

Когда волнуется желтеющая нива. Лермонтов М.Ю.

avtor_skaz

Содержание статьи

По словам родственника Лермонтова А. П. Шан-Гирея, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано в феврале 1837 года, когда Лермонтов сидел под арестом в здании Петербургского Главного штаба за сочинение стихов на смерть Пушкина («Смерть Поэта»). К нему пускали только камердинера, приносившего обед. Поэт велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал, помимо этого, ещё несколько стихотворений: «Узник», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвой… » и др. Гл. Успенский в статье «Поэзия земледельческого труда» (1880) отметил как недостаток стихотворения смешение в нем различных сезонов, времен суток, отбор «самых лучших» видов флоры. Однако такое смешение продиктовано обобщенностью художественной мысли поэта, не ограниченной рамками одного конкретного пейзажа.

Слушайте стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Февраль 1837

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Лирика Михаила Лермонтова раннего и позднего периода творчества существенно отличается, Если в юности поэт писал восторженные стихи, восхваляя красоту родных полей, лугов, лесов и рек, то в последние годы жизни к этой теме автор обращался достаточно редко. Лермонтова больше занимали общественные и политические вопросы, за что он был признан смутьяном и сыскал славу поэта, который своими произведениями вредит царскому режиму.

В 1837 году Лермонтов был арестован и несколько недель провел в петербургской тюрьме, пока шло разбирательство по поводу его стихотворения «Смерть поэта», посвященного гибели Пушкина. Резкий тон, который позволил себе Лермонтов в отношении высшего света, фактически погубившего Пушкина, вызвал неудовольствие многих чиновников. В итоге до выяснения степени революционности стихотворения «Смерть поэта» было принято решение заключить Лермонтова под стражу. Именно в тюрьме, не имея чернил и бумаги, поэт написал одно из последних своих лирических стихотворений под названием «

Когда волнуется желтеющая нива…». По воспоминаниям очевидцев, в качестве пера поэт использовал обугленные спички, а бумагой служила обертка от еды, которую ежедневно приносил ему в тюрьму старый слуга. Почему же автор в довольно сложный период своей жизни решил обратиться именно к теме природы?

Следует отметить, что в свои 24 года Михаил Лермонтов слыл скептиком и реалистом, который прекрасно понимал, что прежние устои общества полностью себя изжили. Однако поэт осознавал также и тот факт, что само общество еще не готово к переменам. Примером тому являлось восстание декабристов, которое было жестоко подавлено из-за того, что народ не поддержал горстку дворян, выступивших за отмену крепостного права и свержение самодержавия. Поэтому Лермонтов прекрасно понимал, что при его жизни в России вряд ли что-то изменится, и ситуация будет лишь ухудшаться, углубляя пропасть между сословиями. Именно поэтому, чувствуя свое бессилие и невозможность хоть что-нибудь изменить, поэт в последние годы жизни очень часто пребывал в скверном расположении духа. Он знал, что своими стихами не сможет вдохновить светлые умы отечества на повторение подвига декабристов, но и мириться с окружающей действительностью был не в состоянии.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», на первый взгляд, посвящено красотам родного края, который Лермонтов воспевает с присущей ему нежностью и восхищением. Однако последняя строфа этого произведения полностью раскрывает замыслы автора. В ней он признается: когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе». И именно знакомые с детства пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не является напрасным и в будущем будет по достоинству оценено потомками.

Примечательно, что стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» имеет весьма необычную структуру. Оно содержит четыре строфы, которые написаны одним предложением. Такой нетипичный для поэта прием создает ощущение того, что автор писал это произведение на одном дыхании, опасаясь того, что не сможет передать читателям свои мысли и ощущения правильно и максимально точно. Поэтому и не утруждал себя такими пустяками, как разбивка фраз на предложения. Более того, подобная структура стихотворения придает ему особую целостность и мелодичность, которая свойственна многим песням с образным и ярким содержанием. Именно такие произведения очень часто встречаются в русском народном фольклоре, который с детства знал и любил поэт.

Аудио сказки, В гостях у сказки: Школьная программа, Книжная полка, Лермонтов М.Ю.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» написано в 1837 году, через некоторое время после создания знаменитого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Цензурный комитет принял решение поместить юного обличителя под арест до окончательного решения по его делу.

Находясь в Петербургской тюрьме, Лермонтов с особой остротой чувствует тоску по гармоничному миру природы и воспроизводит в своём воображении череду пейзажей, помогающих ему пережить испытания неволей.

В сборнике стихотворений 1840 года данное произведение впервые увидело свет.

 

2. Литературное направление

Стихотворение написано на стыке реалистической и романтической традиции.

Внимание к миру природы вписывается в концепцию романтизма. Поэт обращается к реальным, не оторванным от действительности, воспоминаниям, но пишет свои пейзажи не с натуры. Они составляют часть его внутреннего, сокрытого от посторонних глаз, мира.

 

3. Род

Перед нами лирическое стихотворение, сочетающее черты пейзажной и философской лирики.

 

4. Жанр

В звучании лермонтовских строк чувствуется исповедальность. По своему звучанию они напоминают благодарственную молитву. Это подтверждают итоговые строки стихотворения.

Жанр — лирическое стихотворение-исповедь.

 

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему отношений человека и природы. Только в слиянии с ней всякое живое существо может чувствовать себя счастливым.

 

6. Тематика

Основная тема стихотворения – совершенство природы и её Создателя. Лирический герой любуется временами года и видит надо всем этим Бога.

 

7. Идея

На земле много прекрасного: это её плоды, цветы, небесные светила. Глядя на совершенные создания Бога, человек успокаивается, забывает обо всех тревогах и вспоминает о том, кто сотворил мир.

 

8. Пафос

Стихотворение написано в настроении благостного примирения с природой и её созданиями. Поэт любуется красотой божьего мира и чувствует радость от слияния с ним.

 

9. Система образов

Образы природы («малиновая слива», «зелёный листок», «ландыш серебристый», «утра час златой» и другие) передают красоту Вселенной.

Лермонтов не привязывает изображение к конкретному времени и пространству: желтеющая нива – это примета лета, ландыш – дитя майского леса. Для поэта хороши все сезоны, главное – почувствовать первозданную прелесть природы.

 

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: человек и Бог.

Человек наблюдает за картинами природы и любуется каждой их деталью. Поднимаясь глазами от земли к небу, он всё глубже постигает совершенство мира и, наконец, в небесах видит Бога. Этот образ пронизывает собой всё. Он не совершает конкретных действий, а как бы показывает уже совершённое, содеянное. Человеку радостно жить среди всего, что сотворил Господь.

 

11. Лирический герой

Лирический герой делится с читателями самыми сокровенными воспоминаниями, описывая те состояния природы, которые исцеляют его душу, помогают вспомнить о главном. «Тогда смиряется души моей тревога», — признаётся он.

Необычность этого признания в том, что для Лермонтова не характерны мысли о земном счастье. Здесь же он блаженно шепчет: «И счастье я могу постигнуть на земле…».

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения включает в себя три пейзажных фрагмента, описывающих жаркий день августа, сумрак майской рощи и переливы журчащего ручья. Итогом описания становится признание героя в том, что минуты созерцания прекрасного делают его счастливым, позволяя увидеть в небесах Бога.

 

13. Композиция

Композиция произведения линейная. Картины следуют друг за другом последовательно.

В первых трёх строфах описаны различные проявления первозданной природы.

В четвёртой строфе звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «И счастья я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу бога».

 

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат прилагательными, что наполняет картину воздухом жизни, ощутимой почти физически прелестью природы.

С точки зрения синтаксиса текст выполнен оригинально: он представляет собой одно сложное предложение с несколькими придаточными времени (когда…, когда…, когда…).

Каждая из картин природы является тем условием, которое позволяет герою почувствовать череду внутренних изменений. Из-за плотной синтаксической структуры текст воспринимается как единый выдох, спонтанный порыв восторга.

 

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано разностопным (6-8 стоп) ямбом.

Мужские и женские рифмы чередуются. За счёт того, что строки выглядят удлинёнными, текст не становится тяжеловесным. Он максимально сближается с ритмом естественной неторопливой человеческой речи, приближаясь к прозе.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст состоит из 4-х четверостиший.

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «малиновая слива», «под тенью сладостной», «росой душистой», «румяным вечером», «утра час златой», «ландыш серебристый», «студёный ключ»;
  • олицетворения: «волнуется нива», «прячется слива», «ландыш… приветливо качает головой», «ключ играет, лепечет… сагу», «смиряется тревога»;
  • метафоры: «лепечет таинственную сагу», « в небесах я вижу бога».

Обилие олицетворений необходимо Лермонтову, чтобы показать, сколько жизни разлито в каждом создании природы. Они играют, шумят, лепечут, волнуются – т.е. живут полной духовной жизнью.

Мелодичность и плавность стихотворения обусловлена наличием аллитераций («л», «н», «в»), его молитвенность и глубина переданы посредством

ассонансов («о», «у», «и», «э»).

 

17. Значение произведения

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» — это гимн единению человека с природой.

Для Лермонтова важна не столько телесная, кожная связь с землёй, сколько чувство общности энергии, одинаково присутствующей в каждом божьем создании.

 

18. Актуальность

Размышления Лермонтова о природе актуальны и сегодня, когда мы не приблизились к ней, а стали ещё дальше от неё.

Быт человека налажен, благодаря современным технологиям. Насущной потребности отправляться в лес, к реке или в поле у нас нет. Тем не менее, поэт напоминает, что только живая красота земли может исцелить человека от душевной боли, наполнить силой, возродить к жизни.

 

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова близко мне по своей простоте. Я очень люблю ландыши и с нетерпением жду их появления. Для меня они — маленькое чудо, которое происходит каждый год в конце весны. Это значит, что скоро летние каникулы, можно отдохнуть и погулять на свежем воздухе. Поэт выражает свои чувства более изысканно, но их суть в том, что природа радует нас.

 

20. Чему учит

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» учит бережному отношению к природе, вниманию к мелочам, способности удивляться самым обычным, но не менее прекрасным от этого, вещам.

анализ стихотворения

Лирика Лермонтова – это особый поэтический дневник, в котором автор смог в полной мере отразить свои чувства и переживания. Творчество поэта делилось на два периода: ранний и поздний. В каждом из них преобладали те или иные мотивы, реализуясь по-своему. Одним из самых ярких творений, созданных Лермонтовым, было «Я ухожу один в дорогу». Анализ стихотворения показывает, насколько изменилось мировоззрение поэта с возрастом (хотя ему было всего 25 лет!), а также как преломилась его поэтическая система.

Тема и идея стихотворения

Основная тема произведения — одиночество. Это можно понять с самой первой строчки. Ведь лирический герой «един». Однако, как ни странно, в этом стихотворении нет упрека обществу. Все упреки и возмущения остались в прошлом, в ранней поэзии поэта. Здесь мы видим спокойную медитацию, размышление о прошлом. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ухожу один в дорогу» содержит следующую основную мысль: одинокий герой, подобно лирику, находит утешение только наедине с природой. Подобная мысль уже звучала у Лермонтова и ранее, например, в произведении «Когда волнуется желтеющее поле». Чтобы лучше понять смысл стихотворения, необходимо выполнить более подробный его анализ.

Лермонтов «Я ухожу один в дорогу»: анализ изображения

Произведение имеет сложное эмоциональное содержание. Каждая из строф последовательно преследует основную мысль произведения.

В первой строфе автор выводит своего лирического героя на первый план, показывая, что он отличается от других людей. Картина, которая окружает героя – ночь, пустыня, звезды. Именно изображения создают основной фон и настраивают читателя на нужный медитативный лад. В природе все гармонично, тихо и спокойно, в ней «звезда со звездой говорит». Итак, то, что окружает поэта, сочувствует ему. Все явления природы могут восприниматься мыслями и переживаниями человека.

Но что происходит в душе героя? Вторая строфа начинает плавно вводить нас во внутренний мир лирического героя. Он «болезнен и труден». В своем душевном разладе он с трудом может разобраться в собственных чувствах.

В третьей строфе он сам отвечает на свои вопросы. Ничего большего от жизни не ждет, о прошлом не жалеет. Его угнетает только то, что он не чувствует своего покоя. Что есть у Лермонтова? Это еще один важный образ во всем творчестве поэта. Лермонтов по-особому воспринимает покой. Это не «холодный сон могилы», не постоянное бездействие. Герою нужен душевный покой, в котором, однако, были бы чувства и страсти. Можно предположить, что отдых для Лермонтова является синонимом слова «счастье».

Средства выразительности

Метафоры, эпитеты, олицетворения и антитезы — далеко не полный перечень средств выразительности, которыми пользуется Лермонтов. «Я ухожу один в дорогу» (анализ это подтверждает) — стихотворение, в котором преобладают синтаксические средства выразительности. Но мы можем найти и лексические.

В первой строфе автор говорит о природе, наделяя ее человеческими качествами. Звезды говорят друг с другом, сама земля спит. Этот прием отражает мировоззрение поэта. Для него человек и природа неразделимы. Но природа более разумна по сравнению с человеком, к тому же она вечна.

Во второй строфе автор задает риторические вопросы. Они действительно не требуют ответов, потому что даже лирический герой не может их найти.

В третьей строфе «Я один ухожу в дорогу» М. Лермонтов использует лексический повтор для связи разных частей стихотворения. Существует также синтаксический параллелизм.

В предпоследних четырех строках мы находим анафору и параллелизм («Чтобы сила жизни дремала в груди, чтобы грудь дышала, дыша тихо»).

Из лексических средств (помимо олицетворения) можно назвать эпитеты: «сладкий голос», «темный дуб».

Ритм и рифма

Стихотворный размер — хорей пятиногий. Он придает произведению особый ритм, оно звучит мелодично, что-то вроде элегии. Путь рифмы, который избирает Лермонтов, перекрестный. Женские рифмы чередуются с мужскими.

Такая спокойная, медитативная работа кажется нехарактерной для творчества Лермонтова. Однако вся его поздняя лирика свидетельствует о том, что поэт повзрослел. В его стихах больше нет юношеского максимализма, отказа от полумер, энергичного отрицания и вызова обществу.

Михаил Лермонтов: «Я ухожу один в дорогу» в контексте творчества писателя

Этот текст можно назвать окончательным, он вносит определенную черту под все, что создал Лермонтов. «Я ухожу один на дорогу» (анализ содержания и формы доказывает это) напоминает более раннее «Когда волнуется желтеющее поле». Уже в ней автор говорит о чудодейственной силе природы, о том, как она прекрасна. Природа гармонизирует разлад в душе героя, позволяет ему по-иному взглянуть на мир, увидеть Бога на небесах. «Я ухожу один в дорогу» М.Ю. Лермонтов в целом не является чем-то необычным. В нем также присутствует характерный для всего творчества поэта мотив одиночества, упоминание о разладе с обществом, о том, что он избранный, а не обычный человек.

Как правильно анализировать стихотворение?

Чтобы правильно проанализировать лирический текст, нужно следовать четкому плану. Начать сочинение лучше всего с формулировки темы и идеи произведения. Затем нужно сказать об эмоциональном наполнении текста. Если речь идет о стихотворении «Ухожу один в дорогу» М.Ю. Лермонтова, то это настроение задумчивое, грустное.

Также важным моментом является анализ лексических и синтаксических средств выразительности, с примерами из текста. Следует помнить, что каждое употребление оборотной речи имеет свое значение, а значит, его необходимо указывать.

Далее необходимо дать характеристику лирическому герою. Можно сравнить с другими произведениями автора, чтобы показать, что герой традиционный или, наоборот, необычный.

Последнее, что стоит сказать об этом, так это настроение, которое вызывает текст, и дать ему собственную оценку.

Чем проза отличается от поэзии? Значение слова «лирика» Лирика в быту.

В русской литературе XIX века поэзия А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова разделяет не эпоха, а краткий миг, которого хватило бы, чтобы перевернуть страницу книги. М.Ю. На трагическую смерть А. С. Пушкина Лермонтов откликнулся стихотворением «На смерть поэта», и Россия узнала о новом таланте, по силе таланта не уступающем гению Пушкина.

Поэтический мир Лермонтова не стал зеркальным отражением мотивов и образов пушкинской лирики. Его отличительной чертой является глубокая сосредоточенность на конфликте мечты и реальности, определившая романтическое содержание творчества поэта, мироощущение которого сформировалось под значительным влиянием лирических произведений Дж. Байрона.

Основным лейтмотивом поэзии Лермонтова является тема одиночества, внутренней замкнутости, неудовлетворенности своей судьбой. Звучит и как внутренний голос лирического героя в поэме «Парус», и как философский подтекст в пейзажной лирике, и как отголоски душевной тоски в зрелых произведениях «Нет, я не Байрон, я другой» , «Выхожу один на дорогу», «И скучно и грустно», «Мое будущее в тумане».

Такого трагического звучания у Пушкина нет. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определением роли поэта как служителя высокого искусства.

интимная лирика Пушкина полна личных переживаний, но в ней нет безысходности и отрицания, присущих поэзии Лермонтова. «Я помню чудное мгновенье», «Что в моем имени для тебя», «Кольцо», «Я любила тебя» — стихи, в которых грусть светла, а чувства возвышенно прекрасны. Для Лермонтова эта тема звучит как обреченность и неверие в возможность счастья. Примером может служить стихотворение «Я не унижусь перед тобой».

Пейзажную лирику Пушкина можно назвать зарисовками с натуры: ее образы не обременены излишней метафоричностью, они просты, выразительны и совершенны. «Зимнее утро», «Погас дневной свет», «Редеет могучая гряда облаков», «Осень» — стихотворения, в которых вечно живая природа олицетворяет гармонию мира. В лирике Лермонтова, посвященной этой теме, доминирует жанр пейзажной миниатюры, использующей сложные аллегории и мифологизированные образы, связанные с размышлениями поэта о жизни и смерти. «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющее поле», «Тучи», «Кавказ», как и другие лирические произведения поэта, построены на внутренних контрастах, отражающих дисгармонию окружающего мира.

Особое место в творчестве Пушкина занимают жанры дружеского послания и философской элегии. Они наполнены положительным смыслом и осознанием божественного начала во всем, что предначертано человеку судьбой. В лирике Лермонтова тема общения с современниками окрашена субъективным чувством неудовлетворенности и тоски по несбыточному идеалу. Отсюда – хрестоматийные строки Лермонтова: «Гляжу грустно на наше поколение…»

Этот же мотив преобладает в гражданской лирике Лермонтова. В стихотворениях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Как часто в окружении пестрой толпы» лирический герой противостоит окружающей среде, стремится вырваться из нее, возвыситься над обыденным сознанием своего окружения. . В стихах Пушкина гражданский мотив связан со стремлением «сжечь сердца людей глаголом» и «лирой пробудить» лучшие человеческие чувства.

TheDifference.ru установил, что разница между лирикой Пушкина и лирикой Лермонтова заключается в следующем:

  1. Лирика А.С. Пушкину свойственно разнообразие тем и мотивов, отражающих жизнеутверждающую позицию автора. В лирике Лермонтова главная тема — неразрешимый конфликт между собственной судьбой и эпохой.
  2. Назначение поэта у Пушкина определяется как служение высшим идеалам. Поэт в поэзии Лермонтова — сверхличность с трагическим мироощущением, осознающая свою исключительность и одиночество в окружающем мире.
  3. Лирика Пушкина отличается совершенством формы, чистотой языка, естественностью художественных образов. В романтической поэзии Лермонтова форма подчинена содержанию, в котором важную роль играют аллегорические образы и символизм, заимствованные из мифологии.

Лирика — слово, которому довольно сложно дать определение. Согласно словарям, лирика в бытовом понимании – это настроение человека, когда эмоциональные элементы преобладают над рациональными. Свое особое значение термин «лирика» нашел также в литературе и музыке.

В этой статье мы расскажем вам больше о том, что такое лирика.

Лирика в быту

Как мы уже говорили выше, по словарям, лирика – это преобладание эмоционального над рациональным, некая чувствительность, однако это определение очень скупо описывает всю глубину этого термина.

Слово «лирика» многогранно. Так, достаточно распространенное выражение «лирическое настроение» характеризует состояние романтического, влюбленного, эмоционального человека, но в словосочетании «оставить лирику» слово «лирический» говорит о возвышенных, пространных рассуждениях, а эти рассуждения не обязательно о любви и романтике. . Для таких рассуждений очень характерны обороты типа «если бы».

Лирика в литературе

Лирика — один из жанров литературы, наряду с эпосом и драмой. К лирическим жанрам относятся ода, элегия, эпиграмма и др. Лирикой называют также совокупность произведений подобного рода, например сборник лирики.

Смысл лирической литературы заключается в отражении жизни через чувства, впечатления, переживания и мысли отдельного персонажа — лирического героя. В центре художественного внимания находится образ-переживание, и все события, происходящие с героем, описываются через призму этого переживания.

Немало лирических стихотворений подарил миру величайший русский поэт А. С. Пушкин, среди наиболее известных: «Я вас любил…», «Зимний вечер», «Пущина» и др. А. А. Ахматова также порадовала публику обилием лирических произведений — «Я научился жить просто, мудро…», «Песня о последней встрече», «Знаешь, томлюсь я в неволе». С. А. Есенин был и известным лириком — «Гой ты, милая Россия», «Не жалею, не зову, не плачу. ..», «Письмо к маме». Таким образом, любой поэт является лириком.

Лирика в музыке

Лирическая музыка – это произведение с преобладанием эмоциональных и субъективных элементов. Романс – один из самых распространенных жанров музыкальной лирики. Мелодия романса, как правило, очень тесно связана с текстом, многие композиторы даже объединяют романсы в вокальные циклы, например, «Зимнее путешествие» Шуберта или «К далекой возлюбленной» Бетховена.

Кроме того, в музыке есть лирико-эпические симфонии, основоположником которых является Шуберт. Для таких симфоний характерно повествование о событиях в сочетании с эмоциональными переживаниями.

  • Лирика, лирическая поэзия (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лира») — вид литературы, воспроизводящий субъективное личное ощущение (отношение к чему-либо) или настроение автора ( ЭСБЕ). По словарю Ожегова лиризм означает чуткость в чувствах, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; В словаре Ефремова отмечены характерные для него эмоциональность, поэтическая взволнованность, искренность.
    Согласно словарю Л. П. Крысина, лирика — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

    «Лирическая манера повествования» подразумевает тип построения художественного образа, в основе которого лежит эмоциональное переживание. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многогранный образ человека в его деятельности, в сложных отношениях с людьми в жизненном процессе, то в лирическом образе есть образ-переживание. Но общественно значим опыт, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщенное выражение, выходя тем самым за пределы его личности. Лирический образ есть эстетически значимое переживание, автобиографическое начало присутствует в нем как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт пережил это переживание и что оно вообще могло быть пережито в данном обстоятельства. Если мы знаем, что лирический опыт не автобиографичен, он все же сохраняет свою художественную ценность в той мере, в какой он может быть пережит. Существует традиция рассматривать лирику как средоточие поэта на его индивидуальной внутренней жизни.

    Таким образом, лирика интерпретируется как «конфессиональное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие».

    В отличие от эпоса и драмы лиризм не связан с сюжетом как конструктивным признаком, хотя и не исключает простейшей сюжетной организации. Как отмечал А. Потебня, в отличие от эпоса, где преобладает прошедшее время, лирическое произведение написано в настоящем времени. Если по отношению к эпическим и драматическим произведениям мы вправе спрашивать, «чем оно кончилось», или кратко констатировать его событийную основу, то по отношению к лирическим произведениям этот вопрос лишен смысла.

    Лирическое стихотворение в наиболее концентрированном виде – это момент внутренней жизни человека. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, в которое погружен поэт и которое является целостным. В отличие от эпоса и драмы, лирика не имеет возможности широко описывать явления действительности, главным средством в лирическом творчестве является слово, организация которого соответствует опыту, находящему в нем свое выражение. В лирическом произведении слово отличается компактностью, значимостью каждого звука, интонации, ритмического элемента, оттенка ударения, паузы. Заметен каждый элемент речи, каждый нюанс и оттенок.

    Лирика включает стихотворение, романс, послание, элегию.

    Истоки лирики лежат в способности певца (читателя) передать настроение, эмоции через вокал, интонацию, слово и рифму.

    Древнейшими произведениями искусственной лирики, дошедшими до нас, являются Псалмы царя Давида и Песнь Песней. Псалмы впоследствии легли в основу религиозной христианской лирики и были переведены на все европейские языки. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, можно назвать лирико-драматической поэмой; его содержание породило множество различных интерпретаций.

Иногда слова «лирика» и «поэзия» используются в одном и том же контексте. Однако их нельзя назвать абсолютными синонимами. Чтобы применить понятия по прямому назначению, необходимо выяснить, чем лирика отличается от поэзии.

Определение

лирика название рода литературы (одного из трех), особенностью которого является чувственное выражение автором своего душевного состояния. При этом личное, субъективное становится общезначимым, интересным для многих людей, так как перекликается с их чувствами и переживаниями.

Поэзия — творчество, в котором используется язык, отличный от обыденного. В общем смысле под поэтическими понимаются произведения поэтического формата. Традиционные стихи, в свою очередь, представляют собой строки с согласными окончаниями – рифмы.

Сравнение

Если говорить об отличии лирики от поэзии в общих чертах, то лирика – это чувства и эмоции, находящиеся в центре внимания отдельного произведения, а поэзия – это форма, в которую облекается авторская речь .

Рассмотрим каждое из понятий подробнее. Давайте сначала посмотрим на лирику. Чтобы понять его особенности, сравним лирику с двумя другими видами литературы. Одним из них является эпос, предполагающий повествование о происходящих внешних событиях. При этом читатель отчетливо видит временную и пространственную сферу, в которой совершаются те или иные действия.

Лирика противостоит эпопее. Если в последнем отражают факты объективной действительности, то в основе лирики лежит обращение к внутреннему миру. В этом случае автор пытается показать переживания в их динамике, используя определенные художественные средства. Произведения, относящиеся к драме (третий род), могут содержать как лирические, так и эпические моменты.

Обратимся теперь к поэзии. Под ней часто понимают поэзию, то есть творчество, противоположное прозе, которому не свойственны рифмы. В то же время к поэзии относятся и некоторые переходные формы, например белый стих. Если рассматривать вопрос еще шире, то иногда всякое изящное изложение, даже чисто прозаическое, называют поэтическим, в переносном смысле.

Понимая разницу между лирикой и поэзией, следует отметить, что лирику можно найти в поэтических, драматических произведениях и прозе. Музыка или настроение человека лиричны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *