Стих г р державина памятник: Памятник — Державин. Полный текст стихотворения — Памятник

Содержание

Памятник — Державин. Полный текст стихотворения — Памятник

Литература

Каталог стихотворений

Гавриил Державин — стихи

Гавриил Державин

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

1795 г.

Другие стихи этого автора

Властителям и судиям

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Признание

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Бог

О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

О религии

Река времен в своем стремленьи…

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

О жизни

Лебедь

Необычайным я пареньем

От тленна мира отделюсь,

Золотой век

Снигирь

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снигирь?

Золотой век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Анализ стихотворения «Памятник» (Г.Р. Державин)

Гавриил Романович Державин своим стихотворением «Памятник» положил начало новому мотиву в русской литературе – мотиву памятника, для которого характерна торжественность стиля, подведение итогов собственного творческого пути и осмысление своего вклада в отечественную литературу. Следом за Державиным подобному мотиву посвящали свои произведения такие выдающиеся поэты как Пушкин, Некрасов и Бродский.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, размер
  • 3 Смысл названия
  • 4 Образы и символы
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Чему учит?
  • 9 Средства художественной выразительности

История создания

Стихотворение «Памятник» относится к зрелому периоду творчества Державина, оно было написано им в 1795 году и первоначально называлось «К музе». В те времена 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге и одновременно продолжал создавать лирические произведения.

В попытке подвести итоги своему творчеству в стихотворных строках Державин обратился к опыту зарубежных авторов. Он нашел то, что искал, в оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Фактически «Памятник» является вольным переводом этого стихотворения.

К сожалению, критики не поняли главный посыл произведения. Вместо того чтобы заметить стремление Державина возвысить отечественную литературу, они увидели в его стихотворении проявление хвастовства и высокомерия. В ответ на эти обвинения поэт посоветовал критикам не обращать внимания на торжественный стиль «Памятника», а заглянуть глубже, на уровень подтекста.

Жанр, направление, размер

Жанр «Памятника» – ода. На это указывает возвышенная лексика, которую использует автор, а также очевидный в стихотворении пафос восхваления.

Разбираемое нами произведение относится к такому направлению как классицизм. В этом нет никаких сомнений, поскольку все творчество Державина развивалось в рамках данного литературного метода. В стихотворении отчетливо прослеживаются многие черты классицизма: например, стремление придерживаться «теории трех штилей» М.В. Ломоносова.

Стихотворный размер «Памятника» – шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Смысл названия

Стихотворение Державина «Памятник» имеет четкое название, в отличие от стихотворения Пушкина, которое озаглавлено первой строкой («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).  

Это подтверждает мысль о том, что Гавриил Романович центральным образом и объектом восхвалений лирического героя делает именно памятник, а не себя, этот памятник создавшего.

Образы и символы

Как уже было сказано, образ, выходящий на первый план в произведении Державина, – памятник. Он несет за собой определенный метафорический ряд и является символом нерушимой памяти о поэте, внесшем в отечественную литературу вклад, который невозможно переоценить.

Далее следует образ Музы. Лирический герой призывает ее «возгордиться» и отвечать на презрение толпы, фактически провозглашая ее хранителем своей памяти в веках. Стоит вспомнить и про Фелицу, о восхвалении добродетелей которой вспоминает поэт. На самом деле, в своей лирике Державин обозначал данным именем Екатерину II. Среди наследия Гавриила Романовича действительно можно найти множество стихотворений, посвященных императрице и выдержанных в одическом стиле.

Темы

Главная тема лирического произведения «Памятник» – тема поэта и поэзии. Более глубокий тематический разрез стихотворения – тема бессмертия поэта и созданных им произведений. Литература является важной отраслью культуры и искусства. В связи с этим очень важно размышлять над степенью ее влияния на людей и праве поэта оставаться в памяти поколений за свои заслуги на литературном поприще.

Также в стихотворении «Памятник» очевидна тематика взаимоотношений поэта и толпы. В последней строфе лирический герой требует от своей Музы уверенности в «заслуге справедливой» и ответа на нападки критиков.

Проблемы

Проблематика «Памятника» не столь разнообразна. В своем стихотворении Державин задается лишь одни вопросом: достоин ли поэт бессмертия и признания людьми его вклада в национальную культуру?

Для ответа на этот вопрос Гавриил Романович выбирает самый верный способ: лирическое слово. Ведь большинство стихотворений Державина отличает именно честность и искренность лирического героя перед самим собой.

Смысл

В «Памятнике» Державин стремился подвести итоги всему своему творческому пути, а потому данное произведение является очень насыщенным смысловыми оттенками. Основная идея стихотворения «Памятник» заключается в том, что литература оказывает огромное влияние на движение общенациональной истории, а потому каждая великая личность, имеющая к ней отношение, не должна забываться последующими поколениями.

Главная мысль стихотворения «Памятник» – невозможно переоценить заслуги поэта-первопроходца, который, к тому же отличается честностью и способностью говорить правду даже царям.

Чему учит?

«Памятник» учит нас задумываться о наследии, которое уже было оставлено великими людьми в прошлом и о том, какое наследие после себя можем оставить мы сами. Важно изучать историю и литературу нашей страны, чтобы отдавать дань памяти личностям, повлиявшим на направление движения государства, в котором мы родились.

Автор показывает читателям, какие заслуги он считает достойными памяти и акцентирует внимание на важности гражданской лирики.

Средства художественной выразительности

Перечислим тропы, использованные в стихотворении «Памятник» Державина:

  1. Слова высокого стиля: «тлен», «дерзнул», «возгордись», «чело».
  2. Эпитеты: памятник «чудесный, вечный», «заслугой справедливой».
  3. Метафоры: «времени полет», «зарей бессмертия».
  4. Олицетворения: «вселенна будет чтить», «слух пройдет».
  5. Гиперболы: «металлов тверже он и выше пирамид», «народах неисчетных».
  6. Инверсии: «часть меня большая», «заслугой справедливой».

Автор: Ромазан Самодинов

Я памятник себе воздвиг простенькую жанровую особенность. Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Я памятник себе воздвигаю. Пушкин. Стихотворение «Я памятник себе воздвигаю». Краткий анализ

Символично, что «Я памятник себе воздвиг…» написано всего за несколько месяцев до трагической гибели поэта, в 1836 г. Стихотворение не было опубликовано и не знали даже самые близкие друзья Пушкина — его обнаружили уже после смерти, когда стали разбирать бумаги, оставленные Александром Сергеевичем.

История создания «Памятника» до сих пор остается загадкой. Некоторые исследователи утверждают, что поэма Пушкина является подражанием аналогичным произведениям, которые в изобилии создавали писатели XVIII века (в том числе так ценившие Пушкина Державин и Ломоносов).

Другие — и к этому мнению примыкало большинство друзей поэтессы, они считали, что написание строчки о памятнике Пушкину высмеивает собственное тяжелое положение. Несмотря на то, что признание поэта было еще при жизни, оно его ему не принесло, и Пушкин был вынужден постоянно выкладывать и перезагружать имущество, чтобы обезопасить семью. «Независимая» в данном случае — это не самовосхваление, а тонкая ирония.

Есть и третий вариант: предполагается, что поэт каким-то образом умудрился нанести ущерб собственной скорой помощи, и черту он задрал под свое творческое наследие и яркую литературную жизнь.

Прежде всего, «Я памятник самому себе…» — это гимн поэзии, прославляющий человека, поглаживающий стихи, отмечающий его высокое значение в жизни всего общества. В этом произведение отчасти похоже на стихи уже упомянутых Ломоносова и Державина.

Но несмотря на то, что внешняя форма очень похожа, Пушкин анализировал творчество более глубоко, выдвигая собственное понимание творческого процесса, его результата и оценки. По сравнению с поэтами прошлых столетий Пушкин менее элитарен, его лирика обращена к широким массам, что он подчеркивает в строке «Не запятнает его след народный». Рефлексивные и бунтарские, околодекбристские элементы в творчестве — Пушкин упоминает, что его нерукотворный монумент вознесся «главингом распущенным» выше Александрийского столпа — символа царской власти начала XIX века.

Тема повышенного интереса людей к поэзии сквозной нитью проходит через все стихотворение — Пушкин предполагает, что его стихи читают не только высшие слои общества, подъем некоторых национальностей, проживающих на территории Российской империи.

Еще одной важной проблемой, на которой акцентирует внимание поэт, является существование творческого наследия после физической смерти Творца, бессмертие поэзии. «Нет, я не весь умру», — говорит Пушкин, раз и навсегда решив для себя этот вопрос. Великий русский писатель был уверен, что его творчество откликнется в веках – и оказался прав.

Проблема свободы, без упоминания которой в эпоху цензуры и реакции ни обошлось, соседствует с темой милосердия, столь важной для Пушкина. С одной стороны, поэт явно не согласен с реакционной политикой и решениями императора в отношении декабристов, с другой, в конце жизненного пути склоняясь к мнению, что христианское, истинное милосердие важнее всякого политического и социальные проявления.

Структурный анализ стихотворения

В небольшой — всего 5 строфе — ОРДО собственных стихов Пушкин активно использует сложные предложения, обратный порядок слов и высокий словарный запас, создавая тем самым приподнятое настроение. Богатое применение эпитетов, аллегорий, некоторая архаика (пыть, прикладная и др.), множество олицетворений — все это создает атмосферу величия, подчеркивает особое место поэзии в мире.

Работа написана 6-штырьковым ямбом с перекрестной рифмой.

«Памятник» занимает, безусловно, особое место в поэтическом наследии Александра Сергеевича. Он подводит итог своему многолетнему творчеству, в то же время поэзии русской поэзии, которая долгое время оставалась почти неприемлемой.

Так как закрепляет результаты своего поэтического творчества. Он ясно дает понять, что его поэзия еще будет известна среди окружающих людей, все будут гордиться написанными им шедеврами и восхвалять его поэмой.

Поэт пишет в строчке о «памятнике», который он сам воздвиг и который характеризуется способностью ощущать свою свободу, невзирая ни на кого, как написано строчками: «Он вознесся наверх, он есть глава распустил александрийскую колонну». Пушкин хочет показать, что его творчество навсегда останется в сердцах многих людей, с которыми он близок по духу, которых любит и для которых слагает его произведения.

Все его произведения созданы не для того, чтобы в будущем насладиться великой славой в будущем, а его целью было всеобщее признание и любовь читателей, что было для него неоценимым счастьем. Ведь поэзия для нашего писателя считалась безвозмездным трудом для всего последующего поколения.

В этом стихотворении написаны два проявления интонации, подразумевающие разные характеристики сказанного слова. С одной стороны, видно, что мастерство поэтического искусства способно отложить в сердцах многих людей и жить оно будет вечно, как не запятнает его народная тропа», а с другой стороны, оно было последнее высказывание Пушкина, почти перед смертью, где он подводит итог своему творчеству.

Это произведение написано с безграничной преданностью своему народу, а также России, и несомненно, он может с гордостью сказать, что выполнил все обязательства, в которые вложена большая доля ответственности за все, что он делал. Еще раз, оглядываясь назад, Пушкин с уверенностью говорит, что его душа, поглощенная умением писать и сочинять за огромное количество лет, даже ни на минуту не чувствует, что нет поэта. Он есть и будет в своих стихах и произведениях, неповторимых и неповторимых, несущих жизненную энергию, тревожимую его неугомонным влечением.

Пушкин в поэме «Памятник» также оценивает свои творения как уважительное и человечное отношение ко всему окружающему, свободолюбивую атмосферу жизни и возвеличивает свободу, хотя в то время это был довольно опасный момент во всей стране. Здесь поэт пытается сказать нам, что отличается самостоятельностью в принятии решений и не зависит от остальных людей. У него есть свое мнение, которое он отстаивает до конца.

Я считаю, что творческий процесс Пушкина заслуживает уважения, так как он учит нас любить свою жизнь и жить в добре и мире, ничего не требуя взамен, а просто делая все по-человечески, не причиняя никому вреда.

Стихотворение «Я памятник себе неприхотливому» часто называют поэтическим завещанием А. С. Пушкина. Оно воспринимается так потому, что было написано за полгода до смерти поэта, в августе 1836 года.

Стихотворение «Я памятник себе воздвигаю» состоит из пяти торжественных стоянок и является настоящим гимном поэзии.

Главной его темой является прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. Пушкин раскрыл эту тему, будучи прямым наследником поэтических традиций М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

По жанровым признакам поэма Пушкина представляет ОДУ (ОДА — это торжественные стихи, прославляющие какое-либо событие).

Эпиграфом Пушкина взяты строки из ода древнеримского поэта Горация «Мелленгене» — «Я воздвиг памятник». Гораций в этом произведении оценил его поэтические заслуги. И в дальнейшем создание поэм в жанре поэтического «памятника» стало литературной традицией.

В русскую литературу эту традицию ввел М. В. Ломоносов, который первым перевел ОДУ Горация. В 1795, вольный перевод того же
Стихотворения, но с оценкой Его заслуг в поэзии, сделанной Г. Р. Державиным. Именно в творчестве Державина определились основные жанровые особенности поэтических «памятников». Но окончательно жанр «памятника» сложился в поэме Пушкина.

По построению поэма Пушкина близка к «памятнику» Державину, но он во многом намеренно отступает от выдающегося образца и выделяет особенности своего творчества.

Подобно Державину, Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, использует сходную форму и размер. В первых трех видах, как и у Державина, Пушкин использует традиционный размер ОД —
Сикстус Ямб (александрийский стих), но последняя строка написана четырехзвездным ямбом, что делает ее ударной и ставит на ней смысловой акцент.

В первой строфе Пушкин традиционно утверждает значение поэтического памятника. Но также он вводит сюда и тему свободы, которую можно назвать сквозной на протяжении всего его творчества. Он акцентирует внимание на том, что его «памятник» очень высок:
Он вознесся наверх, он глава непокорной Александрийской колонны.

Александрийская колонна (Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге) — самая высокая колонна в мире — была символом царской власти в России.

Пушкин был придворным низшим чином и в то же время был гениальным поэтом. Памятник самодержавию поэта побеждал его силу поэтического слова и высокую духовность: ему неведомы страх и рабские покорности перед властью.

Вторая строфа у всех поэтов, создавших такие стихи, утверждает бессмертие поэзии. Одобряет же и Пушкин:

Нет, я не умру весь — душа в заветной лире

Но, в отличие от Державина, Пушкин, испытавший непонимание и неприятие, говорит, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердца близких ему людей по духовному складу, и речь идет не только о национальной литературе, но и о поэтах всего мира :

И Славен я буду, окунусь в сублютный мир
Живой будет хотя бы один пыхит.

Всю третью бурю, подобно Державину, Пушкин посвящает теме широкой посмертной славы. Он предсказывает развитие интереса к его поэзии со стороны самых широких слоев народа:

Молва обо мне пройдёт по всей России Великий
И я назову меня на любом языке в нём,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
тунгус, а друг степняк калмык.

Четвертому штриху дается важнейшая смысловая нагрузка — Пушкин определяет суть своего творчества. Объясняет, почему вправе надеяться на свое поэтическое бессмертие, — потому что гордится гуманизмом своих произведений:

и давно Я род суда,

И благодать к падшим призывала.

С точки зрения Пушкина, «добрые чувства», которые пробуждает искусство, важнее всех его достоинств у читателей. Эта проблема станет для литературы второй половины XIX века предметом горячей
Споры между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства.

Важно, что в черновиках Пушкина вместо слов «В мой жестокий век я свободу поставил Я был написан: «Вслед за Радищевым я свободу солгал» — прямое указание на политический смысл стихотворения.

В последней, пятой упрямой, как принято было принято, поэт обращается к Музею:
Веня Боже, о Муз, будь послушен,
Обиды не бойся, не требуя короны
Похвалу и клевету воспринял равнодушно
И не распоряжайся дураком.

Эти строки возвращают читателя к мысли, уже выраженной Пушкиным в стихотворении «Пророк». Она заключается в том, что настоящий поэт имеет высокое предназначение, он избран Богом, а потому он отвечает за свое искусство не перед людьми, часто не способными его понять, а перед творцом.

Значимость темы, высокий пафос, торжественное звучание – основные черты стихотворения.

Медленный, величественный ритм создается за счет размера (батат с пирроином). С этой же целью автор широко использует АнаФор (и прославлю; и назову; и гордым внуком славян; и долгим
буду добр; И благодать падшим..») и следователей: «Достался надзаголовок…». Дикий тунгус и друг степей калмык».

Поэт выбирает возвышенные эпитеты (памятник нерукотворному; голова распущена; заветная лира; послушный мир; гордый внук славян). В поэме используется большое количество спутников (возведен, глава, пыйит, докторантура, каждый день).

В тексте нет текущего времени, только прошлое и будущее. Поэт утверждает величие поэзии и ставит ее выше славы царей и полководцев. И главная ценность поэзии для Пушкина — нести
Люди добрые.

Это произведение Великого Поэта наполнено безграничной любовью к России, к неудобным читателям верой в силу поэтического слова и знанием исполненного долга.

Жанр: Ода.
Композиция и сюжет
Поэма является подражанием Оде Горация и перекликается с «памятником» Г. Р. Державина. Это своеобразное
Поэтическое завещание, где будущая посмертная слава поэта связана с поэзией.

1-я строфа
Утверждение значения поэтического памятника:
Я памятник себе воздвигну,
Народный след его не омрачит.

2-я строфа
Утверждение бессмертия поэзии:
Я не умираю — душа в заветной лире
Мой прах выживет и угасит убежит.

Z-я строфа
Уверенность, что поэт услышит в самых отдаленных уголках России:
Слух обо мне пройдёт по всей России…

4-я строфа
А. С. Пушкин подводит итоги своего творческого пути:
И давно я суд рода,
Что чувства добрые я пробуждается,
Что в мой жестокий век я воскресил Я свободу
И благодать к падшим призывала.

5-я строфа

Обращение к музею: «Польша Божья, о Муз, будь послушна…»

Идейно-тематическое содержание

⦁ Тема: Цель Поэт.
⦁ Идея: поэт выполнил свой долг, божественное призвание, поэтому его творчество будет бессмертным.

Художественные средства

⦁ Эпитц: памятник нерукотворному, нахально распущенному, в заветной лире.
⦁ Анафора: И буду я рабом, и назову я себя, и гордым внуком славян, и буду я родом добрым долго, и благодать призвала падших.
⦁ Старославия: Оценка, голова, пыить, тиц, судья.

5 / 5. 2

Письмо

Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг…» (1836) — своеобразное поэтическое завещание поэта. По теме он восходит к Оде римского поэта Горация «К Мелленгене», откуда взят его эпиграф. Интересно, что первый перевод этого ОДД был сделан М. В. Ломоносовым, затем его основные мотивы развил Г. Р. Державин в поэме «Памятник» (1796). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, по-разному оценивали свои поэтические достоинства и смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие. Гораций считал себя достойным славы за хорошее сочинение стихов, Державин — за поэтическую искренность и гражданское мужество.

Лирический герой А. С. Пушкин тоже связывает свой «нерукотворный памятник», его будущую посмертную славу с существованием поэзии:

И Славен буду я, купание в подлютном мире

В живых останется хотя бы один пыить.

Он говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народа. Он уверен, что народная тропа не омрачит его памятник. Поэт как бы очерчен географическими границами своей славы, пророческое предсказывает, что поэзия его будет достоянием всех народов России:

Молва обо мне пройдет по всей России,

И назову меня на любом языке в нем

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степняков калмык.

Более того, в этом стихотворении лирический герой, с ясным сознанием своего права, выражает надежды на бессмертие:

Нет, я не умру весь — душа в заветной лире

Мой прах выживет и шип побежит…

В четвертом, самом главном, на мой взгляд, упорном, Пушкин дает точную оценку идейного смысла своего творчества. Он утверждает, что право на всенародную любовь заслужило человечностью его поэзии, тем, что в нем пробуждаются «чувства добра». Поэтому они невольно вспоминают слова В. Г. Белинского, сказанные всего через десять лет после написания пушкинского стихотворения «Я памятник себе непостижимому…»: «Общий колорит пушкинской поэзии и в особенности лирической — внутренняя красота человек и человеческое тело».

В той же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута свободолюбивым настроением, духом свободы, вернуть николаевский режим в «жестокий век» николаевского режима было невероятно трудно и не всегда безопасная задача. Не случайно говорится о милосердии «к падшим», т. е., скорее всего, о его тщетных попытках добиться того, чтобы Николай I был освобожден сосланными в Сибирь экземплярами.

Финал поэмы – традиционное обращение поэта к музею. По Пушкину, муза должна быть «послушна» только «Скамье Божией», то есть голосу внутренней совести, голосу правды. Следует следовать своему высокому предназначению, не обращая внимания на «похвалы и клевету» невежественных глупцов.

Интересно, что тема одиночества поэта среди светской толпы «Черни» является важной темой в творчестве Пушкина. Она восходила к ним и ранее в ряде стихотворений. Так, в поэме «Поэт» (1830) Пушкин писал:

Ты услышишь суд дурака и толпа толпы холодна,

Но останешься тверд, спокоен и угрюм.

И это чувство личного достоинства, гордого самоутверждения нашло свое полное воплощение в торжественно-великих заключительных строках «Памятника»:

Веня Боже, о Муз, будь послушна,

Обиды не бойся, не требуя венца

Похвалу и клевету принимал равнодушно

И не распоряжайся дураком.

Поэма богата художественной выразительностью. В частности, эпитетов довольно много: «Завет Мыла», «Русь Великая», «Друг степей калмыцких», «Разбавленный мир». Кроме того, произведение насыщено метафорами: «Душа в заветной лире», «душа прах мой выживет, а угасит убежит» и другие. Встречаются и олицетворения: «Похвалу и клевету воспринимал равнодушно и не спорю с дураком». Также в стихотворении есть гипербола: «И я пойду, будет хоть один пиитик в подлютном мире». Метонимия: «И я назову меня на любом языке на нем», «молва обо мне пройдет по всей России».

Из синтаксических средств выразительности можно выделить многотипность: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси, и будут называть меня любым языком в ней, и гордым внуком славян, и финном, а ныне диким тунгусом , и друг степей калмык»; Воззвание («О, Муса»).

Произведение имеет перекрестную рифму, разделенную на четверостишия (рифмы), в которых чередуются мужская и женская рифмы (послушный — венец).

Таким образом, стихотворение «Я воздвиг себе непритязательный памятник…» является образцом зрелой лирики поэта, в которой он выражает отношение к проблеме поэта и поэзии, а также к собственному творчеству , к собственной творческой судьбе.

Секции: Литература

Задачи:

  1. Создать в представлении учащихся образ А.С. Пушкин.
  2. Рассмотрим стихотворение Пушкина «У меня будет себе памятник простенький…».
  3. Развить навыки сравнительного анализа.

Оборудование:

  • тексты стихотворения А.С. Пушкин «Я памятник себе неправому воздвигаю…» и Державин «Памятник»;
  • план сравнения стихотворений;
  • мультимедийный проектор, эпиграф записан на доске.

Дополнительное задание: Один из учащихся готовит сообщение на тему «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»; Учащиеся дома должны прочитать стихотворение и выписать непонятные слова, попытаться определить их значение.

Во время занятий

«У нас есть все от Пушкина». (Ф.М. Достоевский)

I. Орг. момент.

1. Проверить готовность учащихся к уроку.

2. Объявление темы и задач занятия. (См. презентацию, слайд №1-2)

3. Оформление записей в тетрадях.

II. Работа с эпиграфом.

Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку?

III. Слово учителя.

На последнем уроке мы рассказали Державину, который один жил в XIX веке 16 лет, со всем духом поэзии относился к веку XVIII. Но пришел человек, который не просто продолжил традицию, а перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства.

О ком идет речь?

Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, еще недавно отставшая в новаторских поисках, обогнала всех и вышла вперед в мировой литературе.

Не буду пересказывать биографию поэта, вы многое знаете, но некоторые факты осветим.

IV. Выступление студента . (Слайды демонстрируются одновременно, после демонстрации альбома. См. презентацию, слайды №4-10).

V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихов. См. Приложение 1).

Главной темой нашего разговора станет одно из последних стихотворений «Я себе памятник воздвигну…». Дома читаешь, какие у тебя аналогии при чтении? Аналогия со стихотворением Державинского «Памятник».

Помните, в чем я видел у Держанина мои заслуги как поэта? «…чтоб я сперва в весёлом русском слоге хранился // О добродетелях Фелицы кричать, // В сердце легкости о Боге говорить. // И правду царей с улыбкой говорить.

1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения учащиеся следят за восприятием поэтического текста: «Подумайте, что это за стихотворение, какова его тема?» и т. д.).

Что это за стихотворение? Каков сюжет? ( сюжет — судьба Пушкина, многозначительная на фоне исторических событий).

2. Wordwork.

Дома вам приходилось записывать слова, значение которых вам не ясно.

(Слова записываются на доске и определяется их значение).

а) Александрийская колонна — 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Санкт-Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – Чудо Света, Александр Македонская гордость. (см. презентацию, слайд № 11).

б) Пит — поэт.

c) «Все что угодно» — существующее.

г) Тунгусы — Природа Восточной Сибири .

д) муза — богиня поэзии, вдохновения .

3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).

Начинается стихотворение словами «Я памятник себе воздвигнутый неправильным…». Что значит «не ручной»?

Какие ассоциации возникают при слове «неручной»? Спас Независимый — икона, образное выражение Христа, появившееся не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо канюкой, и на этом клине отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластно человеку. (См. слайд презентации № 12)

Что еще означает эпитет «неручной»? Священный, возвышенный.

Этот монумент вознесен над Александрийской колонной. Что говорит поэт, сравнивая свой памятник с Александрийским Пипплом ? Памятник, воздвигнутый поэтом смысла; То, что создано руками, разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

Чтение 2 стойки.

Куда пойдет душа поэта после смерти? В поэзии .

Поэзия Пушкина не связана ни с какими границами: ни государственными, как Гораций (поэзия будет жить, пока Рим), ни национальными, как Державин («Славянская Скамья славян будет чтиться»).

Кому противостоит поэзия Пушкина? «. ..Док в подземном мире…» — всему миру верности, т.е. всему человечеству.

Сколько времени стихам Пушкина? Пока «будет жив хоть один пыхать», пока людям нужна поэзия.

Неужели поэзия перестанет быть нужна людям? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания — все это выражается в лирике. Эти качества есть у каждого человека.

Чтение 3 стойки.

Почему Пушкин использовал старое название «Русь», а не Россия, «Язык», а не народ? Россия — это некое государство с границами, понятие «Россия» гораздо шире, поэзия — это достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки — разные народы, у них разный быт, но в каждом человеке живет поэт.

Чтение 4 строфы.

Вспомните, в чем я видел заслугу поэта Державина ? «…Настоящие короли с улыбкой разговаривают.»

В чем Пушкин видит цель поэта? Чувства добрые лирок пробуждают. Не рассказывай людям того, чего они не знают, не носи наготове, даже если нужно, а именно разбуди . Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, и это подвластно только искусству.

Какое назначение поэзии? Помочь человеку стать человеком с большой буквы.

Чтобы исполнить эту высокую цель, поэт должен пройти путь героического служения. Об этой пятой строфе.

Чтение 5 строфы

— «Пондую Божию, будь послушен о Музе». Как вы понимаете значение этих слов? Подписывайтесь для вдохновения, а не для того, чтобы кому-то.

Каким должен быть поэт? Смелый — «обиды не боятся»; бескорыстный — «не требующий венца»; равнодушен к похвале и клевете — «Похвала и клятва воспринимались равнодушно»,

Подведем итоги. Проведя, буквально, последний анализ, мы попытались выяснить, что в стихотворении главное? Поэт ищет ответ на вопрос: «Какова цель поэта?»

Ви. Работа с художественными выразительными средствами.

Такое полное понимание поэтического произведения дано нам и средствами художественной выразительности. Каковы средства художественной выразительности в стихотворении? Какую роль они играют?

Эпитц: «нерукотворный» — это слово отсылает нас к христианству, но рядом стоит эпитет — тоже христианское понятие? Как относиться к такому соседству? антитеза. «Душа выживет» — олицетворение, «добрые чувства» — «жестокие веки» — эпитеты и антитезы.

Какую роль эти следы играют в стихотворении? Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения терзающие поэта.

Перечитываем первый и последний материал. «я» это кто ? Поэт. Почему он работает? Это класс Бога. Первая и последняя строфы были закрыты.

Почему памятник нерукотворный — создание высшей воли?

Пушкин считал, что поэтический талант есть Божий дар, поэт — Творец, носящий высший титул и высшие чувства: Все остальное — глупость и глупость. Только тогда человек является личностью, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия — бескорыстное служение людям.

VIII. Независимая работа.

Сравните стихи Пушкина и Державина. (Задание высвечивается на проекторе, см. Слайд №13)

(Учащиеся используют план сравнения стихотворений. См. Приложение 2).

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Поэтика и субъективность между классицизмом и романтизмом | История русской литературы

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Больше

Cite

Кан, Эндрю и др. ,

«Поэтика и субъективизм между классицизмом и романтизмом»

,

A History of Russian Literature

(

Oxford,

2018;

online edn,

Oxford Academic

, 24 May 2018

), https://doi.org/10.1093/ oso/9780199663941.003.0018,

, по состоянию на 13 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В контексте сентиментализма 1770-х годов литературная культура открылась для репрезентаций человеческой субъективности. В главе рассматриваются жанры поэзии, посвященные темам наслаждения, смерти и потомства. Он также рассматривает пространства поэзии и способы обмена, будь то через альбом, салон или стихотворное послание. Два тематических исследования исследуют использование различных литературных форм в дальнейшем развитии идентичности, как индивидуальной, так и авторской. Первая рассматривает эксперимент Радищева по написанию выдуманного дневника как психологическое упражнение. Во второй исследуется традиция подражания поэме Горация «Памятник» в русской поэзии XVIII века, а также у более поздних поэтов, таких как Пушкин и Бродский. Тематическое исследование показывает, как эти русские версии выражают изменяющиеся представления о подражании и оригинальности, а также заботу поэтов о потомстве.

Ключевые слова: чувственность, чувство, субъективность, лирика, дневниковость, готика, стихи-памятники, Державин, любовь, элегия

Предмет

Литературоведение — Мир

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *