историческое значение и перспективы развития
Интеграционные процессы, идущие на постсоветском пространстве, играют значимую роль во внешней политике Казахстана, заинтересованого в развитии многостороннего диалога.
В 2021 году исполняется 30 лет с момента подписания Соглашения о создании СНГ и Алма-Атинской Декларации. За прошедшее время Содружество состоялось как уникальная и универсальная, не имеющая аналогов полноценная международная организация. Все это время скептики пытаются похоронить данную организацию, но ничего у них не выходит. Организацию называют инструментом «цивилизованного развода», и с этой задачей она справилась. Сегодня СНГ должно заняться решением конкретных вопросов, стоящих перед странами-участниками. Об этом говорили известные казахстанские эксперты на очередном заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «30 лет СНГ: достижения, проблемы, перспективы».
— Казахстан уделяет достаточное внимание СНГ, — заявил политолог Антон Морозов. — Один из пунктов принятой в прошлом году Концепции внешней политики РК на 2020 – 2030 годы предусматривает «развитие двустороннего и многостороннего взаимодействия с государствами-участниками СНГ в целях укрепления многостороннего диалога в политической, торгово-экономической и гуманитарной областях, а также в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам».
Казахстан изначально активно участвовал в работе и создании основы СНГ. Именно по инициативе казахстанской стороны 21 декабря 1991 года был организован саммит и подписана Алма-Атинская Декларация. СНГ нужно и полезно его участникам и сейчас, как бы его не критиковали. Например, внутри объединения сохраняется зона свободной торговли, и страны-участницы не собираются от нее отказываться.
— СНГ, основы которого были заложены подписанной в 1991 году Алма-Атинской Декларацией, сегодня остается уникальной площадкой для сближения наших государств, — подчеркнул Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая в 2016 году, когда отмечалось 25-летие организации в Бишкеке, на заседании Совета глав государств СНГ. — Уже самим фактом существования и реализации своих планов на будущее наше Содружество доказало свою состоятельность, целесообразность и перспективность. Более того, опыт Содружества пригодился другим интеграционным объединениям, таким как ЕАЭС и ШОС.
Таким образом, учреждение СНГ в Алматы 21 декабря 1991 года имеет колоссальное историческое значение.— Согласно действующему Уставу СНГ, Казахстан является одним из государств – учредителей или государств-основателей организации, — напомнила президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова. — Это те страны, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и протокол к нему от 21 декабря 1991 года. Для Казахстана вопросы целей и принципов СНГ являются важными. Страна поддерживает все интеграционные процессы на постсоветском пространстве. В школьной программе в учебниках по истории отдельная тема посвящена Содружеству. Таким образом, если говорить о новых поколениях казахстанцев, можно утверждать, что про СНГ дети знают. А аббревиатуру СССР уже не каждый ребенок может расшифровать. Кроме того, современная молодежь сейчас увлекается киберспортом, участвует в разных соревнованиях. Киберспортивного контента в интернете очень много, и СНГ выделяется как отдельный регион, что также повышает узнаваемость Содружества в различных группах и формирует определенное, скорее всего, положительное к нему отношение.
Многие эксперты сходятся во мнении, что СНГ еще далеко от исчерпания своего потенциала и ресурсов развития. Несмотря на наличие конкурирующих объединений, он остается проектом, цементирующим контуры постсоветского пространства, резервом дальнейшего расширения интеграции. Эта организация не надгосударственное образование и функционирует на добровольной основе. В настоящее время членами СНГ являются 9 государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан. Туркменистан имеет статус ассоциированного члена. Украина формально остается в СНГ, но реально в его деятельности не участвует.
— Живое ли СНГ или нет: что нам мешает обратиться к цифрам? — задался вопросом президент ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана», член Общественного совета при МИД РК Шавкат Сабиров. — Если в рамках организации страны торгуют, то все нормально. Цифры с января по март 2021 года по статистическим данным государств-членов СНГ таковы: внешнеторговый товарооборот Казахстана со странами СНГ составил более 2,9 млрд.
.В 2020 году были утверждены Концепция дальнейшего развития СНГ и план основных мероприятий по ее реализации, принята Стратегия экономического развития Содружества до 2030 года, где ключевым приоритетом определено экономическое сотрудничество. Специалисты отмечают важный аспект проблематики СНГ – смену поколений, которая неизбежно изменяет восприятие интеграции, в основе которой лежит постсоветская идентичность. За 30 лет выросло целое поколение молодых людей, которые не могут помнить СССР, они родились и выросли в совсем другой реальности.
— Я просмотрел этот принятый план, — заявил главный научный сотрудник Института философии политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки РК Юрий Булуктаев. — Он, в частности, предусматривает вовлечение молодого поколения граждан в интеграционные процессы посредством участия в реализации проектов и программ для устойчивого развития.
Положительным является тот факт, что, по плану мероприятий, предусмотрено традиционное проведение форума молодежных общественных организаций государств-членов СНГ. Также разработана стратегия международного молодежного сотрудничества стран-участниц СНГ на 2021-2030 годы.По мнению социолога Гульмиры Илеуовой, у СНГ есть определенная противоречивость его восприятия.
— В различных опросах, организуемых ОФ «Стратегия», мы не раз задавали вопрос о том, на какую страну Казахстану ориентироваться в интеграционных направлениях? – сообщила она. — Регулярно около 13-16% респондентов говорят, что надо ориентироваться на страны СНГ и Россию. Для сравнения, около трети опрошенных обычно считают, что нам не нужно ни на кого опираться, у нас свой путь. Около четверти все еще помнят многовекторность, которая предполагает разные направления в плане интеграции. Еще один вопрос, который мы периодически задаем, звучит так: «спрогнозируйте, какие процессы будут протекать на территории СНГ?» В 2017 году 63% респондентов (а это самый большой показатель) сказали, что страны СНГ будут сближаться, о том, что начнут отдаляться, отвечало не более 5%.
Также эксперт рассказала о том, что в 2020 году в рамках исследования протестного поведения интервьюеры задавали респондентам вопрос: «в случае ухудшения ситуации в стране, что вы предпримете?» 8% респондентов выбрали ответ «эмигрируем в страны СНГ». В частности, говорили, что переедут в Россию. Кроме того, называли такие страны, которые, по мнению респондентов, входят в СНГ, как Беларусь, Грузия, Узбекистан, Украина. «Но как минимум две из этого списка сейчас не являются членами организации, — константировала социолог. — Если мы хотим понять, как мыслится Содружество, то оно видимо воспринимается в рамках всего пространства бывшего СССР. К тому же если к СНГ наши респонденты порой относят страны Балтии».
Гульмира Илеуова констатировала, что в Казахстане нечасто проводятся мероприятия по тематике СНГ. Но, например, в Бишкеке ежегодно проходит Международная научно-практическая конференция «Диалог исследователей и экспертов – возможности интеграционного развития стран СНГ».
— В 2018 году я принимала участие в ней, — рассказала она. — Было много гостей из разных стран Содружества, и меня поразила разнообразная повестка и тематика докладов. Особенно эксперты из Узбекистана проводят активно масштабные исследования на тему Содружества. Но если СНГ – умирающий формат, то вряд ли бы они его стали так подробно изучать.
В перечень для анализа ОФ «Стратегия» также включает восприятие работы Межгосударственной телерадиокомпании «Мир», созданной с целью освещения политического, экономического и гуманитарного сотрудничества стран СНГ, формирования общего информационного пространства и содействия международному обмену информацией. У телеканалов «МИР» и «МИР 24» есть своя аудитория, которая интересуется новостями бывшего постсоветского пространства.
— В Казахстане у населения точка зрения относительно СНГ достаточно артикулирована, — убеждена социолог. — То есть, если произошел цивилизованный развод, то мы живем сегодня без какого-либо сильного неприятия друг друга.
— В дальнейшем Содружество в той или иной форме будет существовать, — уверен директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов. — В нынешнем году в организации председательствует Беларусь, и поэтому очередное заседание Совета глав государств СНГ состоится 15 октября в Минске. На постсоветском пространстве сложилась непростая ситуация. Против Беларуси западными государствами вводятся санкции, случились война в Карабахе между Арменией и Азербайджаном, конфликт на кыргызско-таджикской границе. Но ему не позволили разгореться, в том числе и потому, что существует СНГ, экономические и политические интересы союзных государств. И их лидеры были неравнодушны. Например, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил оказать гуманитарную помощь Кыргызстану, совершил официальный визит в Таджикистан, заявил, что «готов приложить усилия к поиску взаимоприемлемых решений и восстановлению взаимного доверия.
Перспективы развития СНГ видит и политолог Юрий Булуктаев.
— Необходимо при этом учитывать влияние коронавирусной пандемии, кризис мировой экономики и изменения международной обстановки, — подчеркнул он. — Глобализация на исходе. Но страны не собираются выживать в одиночку, они создают партнерские отношения и блоки. Наверное, в будущем, это будет основным трендом устойчивого развития. Блоковая система обретет большее значение в мире. В каком же блоке Казахстан? В Концепции внешней политики РК на 2020-2030 годы формат отношений с СНГ сформулирован следующим образом: развитие двустороннего и многостороннего взаимодействия. Это и есть перспектива развития казахстанских отношений и сотрудничества с другими государствами Содружества.
«Урал-Евразия»
Теги: Аналитика 30 лет СНГ
Читайте новости Исполкома СНГ в Telegram и Google News
Шанхайская организация сотрудничества | ШОС
Что такое ШОС?
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией.
К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.
В отношениях внутри организации государства-члены ШОС придерживаются идеи «шанхайского духа» и принципов консенсуса и взаимного доверия, взаимовыгодного сотрудничества, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию; а во внешних отношениях — принципов открытости, непринадлежности к блокам и ненаправленности против третьих стран.
История создания ШОС
О создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.
До этого все указанные страны за исключением Узбекистана были участницами «Шанхайской пятёрки» — политического объединения, основанного на Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы (Шанхай, 1996) и Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы (Москва, 1997). Два этих документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнёрских отношений. После включения в организацию Узбекистана (2001) «пятёрка» стала «шестёркой» и была переименована в ШОС.
Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая вступила в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности. Кроме того, в 2006 году были анонсированы планы ШОС по борьбе с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, а в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.
Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств государств-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.
На заседании Совета глав государств-членов ШОС в Уфе 10 июля 2015 года было принято решение о запуске процедуры приёма новых членов Организации — Индии и Пакистана. Была достигнута договорённость о повышении статус участия в работе ШОС Республики Беларусь до государства-наблюдателя. Кроме того, Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал присоединяются к семье ШОС в качестве партнёров по диалогу.
8-9 июня 2017 года в городе Астане состоялось историческое заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого статус государства-члена Организации был предоставлен Республике Индия и Исламской Республике Пакистан.
Какие страны принимают участие в работе ШОС?
Восемь стран являются государствами-членами ШОС — Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан;
Четыре страны имеют статус государства-наблюдателя при ШОС — Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран, Республика Монголия;
Шесть стран являются партнёрами ШОС по диалогу — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая Республика Непал, Турецкая Республика, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.
Как организован рабочий процесс ШОС?
Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения по всем важным вопросам.
Совет глав правительств ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений развития, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.
Помимо заседаний СГГ и СГП, действует механизм встреч на уровне руководителей парламентов, правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, секретарей советов безопасности, генеральных прокуроров, а также министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования и здравоохранения.
Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов ШОС (СНК).
Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат в Пекине (КНР) и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте (Республика Узбекистан).
Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом глав государств сроком на три года. С 1 января 2016 года эти посты занимают соответственно Рашид Кутбиддинович Алимов (Республика Таджикистан) и Евгений Сергеевич Сысоев (Российская Федерация).
В качестве официальных рабочих языков ШОС признаны русский и китайский.
Что такое РАТС ШОС?
Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС является постоянно действующим органом. Штаб-квартира организации расположена в столице Республики Узбекистан — городе Ташкенте.
Исполнительный комитет РАТС ШОС в своей деятельности руководствуется положениями Хартии ШОС, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашения между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре, а также другими документами и решениями, принятыми в рамках ШОС.
Что такое Деловой совет ШОС?
Деловой совет Шанхайской организации сотрудничества (ДС ШОС) учреждён 14 июня 2006 года в городе Шанхае (Китай) и является неправительственной структурой, объединяющей наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС с целью расширения экономического сотрудничества, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами, содействия практическому продвижению многосторонних проектов. Среди приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, совет выделяет взаимодействие стран ШОС в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения и сельского хозяйства.
ДС ШОС — это самостоятельная структура, способная принимать рекомендательные решения и давать экспертные оценки по перспективным направлениям подключения представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС к торгово-экономическому и инвестиционному взаимодействию в рамках организации.
Высшим органом ДС ШОС является ежегодная сессия, которая определяет приоритеты и вырабатывает основные направления его деятельности, решает наиболее важные вопросы взаимоотношений с деловыми объединениями других государств.
Постоянно действующий Секретариат ДС ШОС располагается в Москве.
Что такое Межбанковское объединение ШОС?
Межбанковское объединение ШОС (МБО ШОС) создано решением Совета глав правительств 26 октября 2005 года с целью организации механизма финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов, поддержанных правительствами государств-членов ШОС. Заседание МБО ШОС проводится с общего согласия сторон по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Председательство в совете осуществляется по принципу ротации.
В состав членов МБО ШОС входят: Банк развития Республики Казахстан, Государственный банк развития Китайской Народной Республики, Расчётно-сберегательная компания Республики Кыргызстан ОАО «РСК Банк», Внешэкономбанк Российской Федерации, Государственный сберегательный банк Республики Таджикистан «Амонатбонк» и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.
Приоритетными направлениями сотрудничества в рамках МБО ШОС являются: предоставление финансирования для реализации проектов с акцентом на инфраструктурное строительство, базовые отрасли, отрасли высоких технологий, экспортно-ориентированные сектора экономики, социально-значимые проекты; предоставление и привлечение кредитов с учётом общепринятой международной банковской практики; организация предэкспортного финансирования в целях стимулирования торгово-экономических связей между государствами-членами ШОС и другие направления, представляющие общий интерес.
Конференция СНГ | Международная организация по миграции
Поиск Для поиска определенной комбинации слов используйте кавычки следующим образом: «изменение климата». Дополнительные параметрыТип содержимого СтраницаБлогСтранаИсторияНовостиРесурсыСитуационный отчетВыступления и речи генерального директораВидеоРегион Страна Темы Afghanistan Response 2021International Migration Review ForumSomalia Drought ResponseUkraine Response 2022Border ManagementInternal DisplacementTechnology and InnovationReturn and ReintegrationReducing Global InequalitiesPolicyMissing MigrantsMigration ManagementMigration and the 2030 AgendaMigrants in Vulnerable Situations/Migrants RightsLivelihoodsLabour MigrationInternational Cooperation and PartnershipsHealthCamp ManagementGMDACGlobal Compact on MigrationGender EqualityEnvironment and Climate ChangeCrisis Response-Saving Lives and Responding to Humanitarian Потребности-Повышение готовности и снижение риска бедствийУстранение факторов и долгосрочных последствий кризисовDTMЦентры задержанияДанные и исследованияCOVID-19Противодействие ксенофобииБорьба с торговлей людьмиДетиСеть ООН по миграцииКампанииСобытия и международные дниЦУР ЦУР 1 – Ликвидация бедностиЦУР 2 – Ликвидация голодаЦУР 3 – Хорошее здоровье и благополучиеЦУР 4 – Качественное образованиеЦУР 6 – Чистая вода и санитарияЦУР 7 – Доступная и чистая энергияЦУР 8 – Достойная работа и экономический ростЦУР 5 – Гендерное равенствоЦУР 9 – Промышленность, инновации и инфраструктураЦУР 10 – Сокращение неравенстваЦУР 11 – Устойчивые города и сообществаЦУР 12 – Ответственное потребление и производствоЦУР 13 – Борьба с изменением климатаЦЕЛЬ 14 – Жизнь под водойЦЕЛЬ 15 – Жизнь на сушеЦЕЛЬ 16 – Мирная справедливость и сильные институтыЦЕЛЬ 17 – Партнерство для достижения целейДата — Любой -20222021202020192018Сортировать по RelevanceOldestLatestRelevance Asc
Региональная конференция по решению проблем беженцев, перемещенных лиц, других форм недобровольного перемещения и репатриантов в странах Содружества Независимых Государств и соответствующих соседних странах (Конференция СНГ)
Учрежден: 1996
4
ЦелиКонференция СНГ – это региональная конференция, посвященная проблемам беженцев, перемещенных лиц, других форм недобровольного перемещения и репатриантов в странах Содружества Независимых Государств и соответствующих соседних государств, а также последующим процессам.
Конференция СНГ больше не действует и завершилась в 2005 году.
Focus
- Беженцы
- ВПЛ и лица, находящиеся в положении беженцев
- Эмигранты
- Экологические мигранты
- Управление миграцией (борьба с нелегальной миграцией и торговлей людьми, управление границами)
- Права мигрантов
- Возвращение и реинтеграция
- Население/демография
секретариат
УВКБ ООН, МОМ и БДПЧ/ОБСЕ выступили в качестве совместного секретариата Конференции и оказали техническую поддержку процессу последующих действий.
- Члены
Члены
16 участников
- Армения
- Азербайджан
- Беларусь
- Грузия
- Казахстан
- Кыргызстан
- Молдова
- Российская Федерация
- Таджикистан
- Туркменистан
- Украина
- Узбекистан
Заинтересованные государства
36 заинтересованных государств
- Австралия
- Австрия
- Бельгия
- Болгария
- Канада
- Китай
- Чехия
- Дания
- Эстония
- Финляндия
- Франция
- Германия
- Греция
- Святой Престол
- Венгрия
- Исландия
- Иран
- Ирландия
- Италия
- Япония
- Латвия
- Литва
- Монголия
- Нидерланды
- Норвегия
- Пакистан
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Словакия
- Испания
- Швеция
- Швейцария
- Турция
- Соединенное Королевство
- Соединенные Штаты Америки
- Наблюдатели и партнеры
Учреждения-партнеры и наблюдатели
- Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН)
- Международная организация по миграции (МОМ)
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе / Бюро по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/БДИПЧ)
- Другие международные организации, НПО и организации
- Встречи
- 26-28 мая 2004 г. , Минск, Беларусь, обзорное совещание высокого уровня по теме «Беженцы, миграция и защита»
- 13-14 июля 2000 г., Женева, Швейцария, Пятое заседание Руководящей группы СНГ-конференции
- 30-31 мая 1996 г., Женева, Швейцария, СНГ-конференция
- Документы
- Резолюция Генеральной Ассамблеи СНГ 1995
- Доклад Генеральной Ассамблеи СНГ за 1996 год
- Резолюция Генеральной Ассамблеи СНГ 2002
- Доклад Генеральной Ассамблеи СНГ за 2003 год
- Доклад Генеральной Ассамблеи СНГ за 2005 год
- Декларация СНГ ПД Региональная конференция 1996
- Отчет МОМ и УВКБ ООН об оценке конференционного процесса (1996-2000 гг.)
- Отчет пятого совещания Руководящей группы
- Обзорное совещание высокого уровня СНГ 2004 г. по теме «Беженцы, миграция и защита» — Заключения Председателя
- Заключительное заявление СНГ 2005 г.
- Защита беженцев и прав человека в странах СНГ с акцентом на Центральную Азию и Казахстан
- Политика в отношении беженцев и Евразия – Конференция СНГ и процесс расширения ЕС 1996-2005
Подписаться
Усиление реагирования систем здравоохранения на пандемии в Содружестве Независимых Государств
Представители министерств здравоохранения стран Содружества Независимых Государств (СНГ)
Представители министерств здравоохранения стран Содружества Независимых Государств (СНГ), эксперты в области здравоохранения и представители ЮНЭЙДС и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) собрались для обсуждения приоритетов стран СНГ в решении новых вызовов пандемии и других вопросов здравоохранения в Минске, Беларусь, на 34-м заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ.
В ходе встречи подписан меморандум об углублении сотрудничества между Советом по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ и Европейским офисом ВОЗ. «Мы сильнее, когда мы едины. Глобальная проблема, такая как пандемия COVID-19, не может быть решена только с помощью национальных мер», — сказал Ханс Клюге, директор Европейского регионального бюро ВОЗ.
Заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко отметил важность совместного оперативного принятия решений, «чтобы в СНГ была согласованность по ликвидации и противодействию распространению COVID-19, а также продолжение вакцинации и внедрение приложения «Путешествие без COVID-19» по СНГ».
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко отметил, что противодействие инфекционным заболеваниям требует стрессоустойчивости систем здравоохранения. «Они должны быстро адаптироваться к новым вызовам», — подчеркнул он.
Александр Голиусов, исполняющий обязанности директора Группы региональной поддержки ЮНЭЙДС для Восточной Европы и Центральной Азии, представил новые приоритеты в отношении мер в ответ на ВИЧ в регионе, изложенные в Глобальной стратегии по СПИДу на 2021–2026 гг. новая Политическая декларация ООН по СПИДу с учетом COVID-19пандемия.
Он обозначил направления новой стратегии, по которым существует консенсус среди всех стран СНГ, среди них: достижение целей 95–95–95 к 2025 г., устранение неравенства в доступе к услугам в связи с ВИЧ и технологиям здравоохранения, активное участие гражданского общества и общественных организаций и обеспечение финансовой устойчивости мер в ответ на ВИЧ.
Г-н Голиусов поблагодарил Российскую Федерацию, которая с 2013 года оказывает финансовую помощь в укреплении систем здравоохранения и противодействии ВИЧ и другим инфекционным заболеваниям в пяти странах региона, Армении, Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, выделив более 49 долларов0,5 миллиона в финансовой помощи.
Участники приняли решение подготовить и направить в Правительство Российской Федерации письмо о признании высокоэффективными мероприятий, проводимых в рамках региональной программы технической помощи в борьбе с инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ, гепатитами и инфекциями, передающимися половым путем, отмечая, что они напрямую снизили бремя ВИЧ в регионе, и просят Правительство Российской Федерации рассмотреть вопрос о продолжении программы в 2022–2025 гг.