Урок литературы. Г.Р. Державин Памятник.
8 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 10.
Тема. Г.Р. Державин «Памятник».
Цель:
выявить тему индивидуальной поэтической славы в стихотворении Г.Р. Державина, значение традиционности и традиции для искусства и особой их важности для нормативного искусства классицизма;
формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, исследовательской работы с текстом;
развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слова «дерзать».
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Выявление темы, цели, плана урока.
2. Работа над темой урока.
2.1. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.28-28, ч.1).
Стихотворения «Памятник» М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина | ||
М.В. Ломоносов | Г.Р. Державин | |
Стихотворный размер | Пятистопный ямб | Шестистопный ямб |
Реалии источника | Античные реалии: «Я знак бессмертия себе воздвигнул. // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность» | Перечисление российских гидронимов: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, // Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал» |
Авторская позиция | Личность автора перевода условна | Личность автора перестает быть условной |
Тема | Роль творчества, поэзии в жизни людей. Первый русский «Памятник» является переводом оды Горация | Тема индивидуальной поэтической славы. Автор выбирает заданную тему и создает на нее оригинальную вариацию. Державин оказывается создателем русской автобиографической поэзии |
2.2. Слово учителя.
Державина издавна любили сравнивать с древнеримским поэтом Горацием. В стихотворении «Городок (К ***)», обращенном, вероятно, к Н.И. Трубецкому (1797—1874), Пушкин писал:
Питомцы юных граций,
С Державиным потом
Чувствительный Гораций
Является вдвоем.
2.3. Сообщение учащегося о Горации.
Полное имя Горация, знаменитого древнеримского поэта, видной фигуры «золотого века» римской литературы — Квинт Гораций Эфлакк. Его отец был вольноотпущенным рабом, и, несмотря на то, что сам Гораций, сын, считался свободнорожденным, «сомнительное» происхождение сказалось на формировании его личности, наложило определенный отпечаток на творчество.
Первые стихи были написаны на латыни в 39-38 г. до н. э. и впоследствии легли в основу его первой книги «Сатир». Они привлекли к себе внимание общественности, и в 38 г. до н. э. Горация представили Меценату – известному покровителю людей искусства, соратнику и другу Октавиана. Это знакомство сыграло немаловажную роль в его поэтической карьере, однако Гораций, несмотря на открывшиеся перед ним перспективы в связи с приближенностью ко двору, не превратился в льстеца, хотя и был благодарен императору за прекращение затяжной гражданской войны. Сохранились сведения, что он ответил отказом на приглашение Октавиана Августа стать его личным секретарем.
В 17 г. до н. э. Рим отмечал череду государственных праздников, призванных символизировать начало эры его процветания, и именно Гораций получил от императора поручение создать для них гимн, что означало статус первого лица в литературе.
Точку в биографии Горация поставила неожиданно развившаяся болезнь. Великий поэт скончался на 57-ом году жизни и был похоронен возле могилы, в которой пару месяцев назад был погребен Меценат.
Гораций является, по сути, полноправным родоначальником “литературного памятника”. О своей посмертной славе как поэта он говорит в оде «К Мельпомене».
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет, время бегущее…
2.4. Слово учителя.
Державин читал Горация уже в 1770-е годы в немецких переводах. Существует не менее пятнадцати его переложений и переводов из Горация. Первый перевод на русский язык оды Горация «К Мельпомене» был сделан Ломоносовым, который по возможности точно перевел оду пятистопным, без рифм. По-видимому, он понимал ее значение как некоего итога творчества не только Горация, но и его самого.
2.5. Выразительное чтение перевода М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» (1747).
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.
• Определите тему и главную мысль стихотворения.
2.6. Лексическая работа. Задание 3 рабочей тетради, с.28, ч.1.
Авфид, Давнус, стихи эольски, алцейской лирой. Альцей (Алкей), дельфийским лавром, Муза.
Авфид — река в Апулии, замечательная своим быстрым течением; ныне Офанто.
Давнус — Давн, легендарный царь Апулии, родины Горация.
Эолийские (по наименованию одного из греческих племен) стихи считались образцом древнегреческой лирики.
Алцейской лирой – лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов.
Муза – богиня, покровительница наук и искусства.
Дельфийским лавром – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом.
• Назовите слова, придающие торжественное звучание произведению.
Слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство, праведной, внесть, велику часть мою, взгордися, увенчай и др.
• Определите размер стихотворения.
Пятистопный ямб.
• Какие античные реалии сохранены в произведении М. В. Ломоносова?
«Я знак бессмертия себе воздвигнул. // Превыше пирамид и крепче меди, // Что бурный аквилон сотреть не может, // Ни множество веков, ни едка древность».
• Как обозначена позиция автора перевода?
2.7. Слово учителя.
В 1795 году было опубликовано стихотворение Державина «К Музе. Подражание Горацию».
Его начало имеет признаки перевода, но затем появляются отступления от латинского оригинала, и стихотворение перестает быть подражание
2.8. Выразительное чтение стихотворения «Памятник» Г. Р. Державина, с.78, ч.1.
2.9. Выявление первоначальных впечатлений.
• Созвучны ли темы произведений Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова?
Первые строки стихотворения Г. Р. Державина довольно точно передают соответствующие строки Горация и близки стихам Ломоносова. Тематическая близость очевидна.
• Определите размер стихотворения.
Шестистопный ямб.
2.10. Выразительное чтение первой строфы.
• Гораций видел залог своего бессмертия в мощи Рима: «Я буду возрастать повсюду славой, // Пока великий Рим владеет светом». В чем Державина залог бессмертия?
• Какова сила поэзии? Почему памятник назван «чудесным», «вечным»?
Сила поэзии для Державина могущественнее даже законов природы, которым он единственно готов быть подчинен. Памятник чудесен превосходством над природой («металлов тверже», неподвластен вихрям, громам, времени) и над славой «земных богов» — царей. Памятник поэта «выше пирамид»).
2.11. Выразительное чтение второй и третьей строф.
• Найдите во второй строфе слова, созвучные слову «славяне».
• В чем видит Державин прочность своей славы?
В уважении к отечеству, обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне».
2.12. Выразительное чтение третьей строфы.
• Каков смысл перечисления российских географических названий в третьей строфе?
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал.
Реки, перечисленные в «Памятнике» Державина, находятся на большом расстоянии друг от друга. Их удаленность друг от друга задает масштаб будущей славы поэта, соответствующий масштабности изображения мира в оде XVIII века.
2.13. Слово учителя.
Державин не знал латинского языка и пользовался немецкими переводами, а также советами друзей. К тому же был перевод Ломоносова. Но, вероятно приняв описание места рождения Горация за перечисление будущей славы, Державин тем самым становится основателем новой традиции в русской поэзии. В дальнейшем все подражания будут написаны с упоминанием мест будущей славы. Нельзя также забывать, что XVIII век – век географических открытий; экспедиции Академии наук вслед за испанцами и португальцами занимаются исследованием земного шара.
Первые два стиха третьей строфы «Памятника» Державина объясняются как частичной ошибкой, так и духом эпохи.
Начиная с Державина, поэты стали говорить о своей славе не локальной, но всеобъемлющей.
2.14. Лексическая работа: забавный, дерзать.
2.15. Слово учителя.
Программным стихотворением Державина была «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге».
Под именем Фелицы Державин изобразил Екатерину II. Поэт использует имя Фелицы, упомянутое в сочиненной императрицей для своего внука Александра «Сказке о царевиче Хлоре», которая была напечатана в 1781 году. Содержание сказки дидактично. Киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способности, хан дает царевичу задание найти розу без шипов (символ добродетели). Благодаря помощи ханской дочери Фелицы (от лат. felicitos — счастье) и ее сына Рассудка Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы.
Олицетвиоряя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки.
«Фелица» — наглядный пример нарушения классицистической нормативности прежде всего в сочетании оды с сатирой: образу просвещенного монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы; полушутя-полусерьезно говорится о заслугах Фелицы; весело смеется автор над самим собой. Автор раскрывает привычки Екатерины-человека, ее образ жизни, особенности характера.
• Почему в четвертой строфе «Памятника» употреблено слово «дерзнул»?
Поэт «дерзнул… возгласить» не о подвигах, не о величии — о добродетелях императрицы, т. е. отнестись к ней, как к обычному человеку, говорить о достоинствах ее человеческих, что в то время было не принято.
2.16. Обращение к репродукции портрета Екатерины II работы В. Боровиковского.
1.Екатерина II в Царскосельском парке на фоне Чесменской колонны, воздвигнутой в честь победы русского флота (1794).
2.Портрет Екатерины II (создан по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны — Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского).
• Что объединяет изображение Екатерины II на картинах и в оде?
2.17. Сообщение учащегося.
В произведениях поэта Державина и художника Боровиковского сходен колорит. Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.
• Каково значение сочетания слов «забавный русский слог»? (Задание 8 рабочей тетради, с. 29, ч.1)
Это тот новый, возвышенно-приземленный стиль, который открыл Державин.
• Выпишите слова, принадлежащие к «высокому» стилю. Какова их роль? (Задание 9 рабочей тетради, с.29, ч.1)
Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова «высокого стиля» — «чело», «возгордись», «возгласить», «дерзнул», «неисчетных» и др.
2.18. Слово учителя.
Прославляя Фелицу, Державин отдает дань эпохе, классицистическому мышлению (хорошо служил престолу, говорил истину — значит был полезен отечеству). Державин превыше всего ставил истину и в жизни, и в искусстве. Поэт подчеркивает, что правду он говорил с улыбкой, в мягкой форме. Скорее журил, чем клеймил.
2.19. Выразительное чтение пятой строфы.
• Надеется ли поэт на единодушное одобрение современников?
• Какие черты музы Державина находят отражение в этих строчках?
• Какие средства художественной выразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)? Каково их значение?
2. 20. Задание 10 рабочей тетради, с.30, ч.1. Заполните вторую часть таблицы примерами.
Средства художественной выразительности | Примеры |
Эпитеты | Неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный |
Гипербола и сравнение | Металлов тверже он и выше пирамид |
Олицетворение | Возгордись заслугой справедливой. И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай |
Риторическое обращение | О муза! |
Итоги работы
Употребление средств художественной выразительности способствует утверждению мысли о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.
III. Подведение итогов урока.
• Почему поэт выбирает именно стихотворение Горация для подражания?
Выбирая стихотворение Горация, Державин задает очень важную тему — тему индивидуальной поэтической славы.
Слово учителя.
Тема индивидуальной поэтической славы была актуальна для античной поэзии и совершенно невозможна в классицистической. Великий поэт, никогда не укладывается в заданные рамки, даже если сам их себе выбирает: поэт-классицист Державин выбирает заданную тему и создает на нее оригинальную вариацию — он ставит себя в один ряд с монархами и героями, он «поднимает» индивидуальное «я», и это «я» художника.
В стихотворении Г. Р. Державина продолжены лучшие традиции античной литературы, сделаны индивидуальные поэтические открытия, не менее важные, чем стилистическая традиция классицизма. И, только оценив традиционность «Памятника» Державина, можно разглядеть его своеобразие.
Традиции были продолжены в творчестве русских поэтов XIX—XX веков. К тридцатой оде Горация (кн. 3) «К Мельпомене», написанной в 23 году до н. э., обращались в своем творчестве В.В. Капнист (1805), А.Х. Востоков (1806), Д. И. Хвостов (1826), К. Н. Батюшков (1826), А.С. Пушкин (1836), А. А. Фет (1854), Б. В. Никольский (1899), П.Ф. Порфиров (1902), В. Я. Брюсов (1912, 1913, 1918), А. П. Семенов-Тян-Шанский (1916), С. А. Есенин (1920), В. Ф. Ходасевич (1921, 1928), Н.И. Шатерников (1923), И. А. Бродский (1962).
Обращение к таблице «Памятник» М. В. Ломоносова и Г. Р.Державина.
Обращение к учебнику. Чтение статьи «Памятник», с.82-83, ч.1.
Выразительное чтение стихотворения.
IV. Домашнее задание.
1.Выучить стихотворение наизусть.
2.Составить тезисный план части статьи учебника (с. 84-87, ч.1.), посвященной биографии Н.М. Карамзина (задание 1 рабочей тетради, с.31-32, ч.1).
3.Заполнить третью часть сравнительной таблицы «Основные особенности классицизма и сентиментализма» по материалам статьи учебника (с.84-87, ч.1) (задание 2 рабочей тетради, с.32-33, ч.1).
4.Индивидуальные задания:
— подготовить выразительное чтение фрагментов из книги Е.И. Осетрова «Три жизни Карамзина»;
— подготовить сообщение о портретах Н.М. Карамзина работы В.А. Тропинина и А.Г. Венецианова.
8
Cкачать песню %d0%b3.%20%d1%80.%20%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b6%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%bd в mp3 на телефон или ПК Слушать музыку онлайн на Muzmo.su
D%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81+%D0%9A%D0%BB%D1%8F%D0%B2%D0%B5%D1%80+%E2%80%94+%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0+%D1%82%D1%8B+%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%88%D1%8C+%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B8%D0%BC+%28%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B0+
04:28
04:22
RASA+-+%D0%9F%D0%A7%D0%95%D0%9B%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%94+%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%AF+-+MC+NIMRED+-+%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81+%D0%BD%D0%B0+%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8+4+-+%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F+%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF+%D0%BF%
01:41
…%2B%25D0%25A1%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B5%25D0%25B9%2B%25D0%25A8%25D0%25B0%25D0%25B0%25D0%25B1″>%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%BE+%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D1%82+%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3+….+%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9+%D0%A8%D0%B0%D0%B0%D0%B103:37
00:28
Quest%20-%20%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%D0%B7%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4[1]02:01
….%25D0%25A1%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B3%25D0%25B5%25D0%25B9%2B%25D0%25A8%25D0%25B0%25D0%25B0%25D0%25B1″>%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%B4%D1%83%D1%82+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+…..%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9+%D0%A8%D0%B0%D0%B0%D0%B104:02
02:49
..»>%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9+%D0%A8%D0%B0%D0%B0%D0%B1.+++%D0%97%D0%B0%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%8C%21+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%21+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B9…04:05
%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0 %D1%81 %D0%BE%D0%B3%D0%BD%D1%91%D0%BC (Cover %D09:08
%D0%A5%D0%B8%D1%82%D1%8B+2019+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0+%D0%BD%D0%B0+1+%D0%B1%D0%B8%D1%82%F0%9F%8E%B5+%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80+%D0%BE%D1%82+NURMT%F0%9F%8E%A4
04:11
%D0%A1%D0%B5%D0%BD%20%D0%B4%D0%B5%D0%BF%20%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D0%BD%20%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B3[1]
03:33
ru%20%28%25D0%25A1%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA-%25C2%25AB%25D0%259E%25D1%2582%25D1%2586%25D1%258B-%25D0%25BF%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258B%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B8%25C2%25BB-%25D0%259E-%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25B8-%25D0%25B8-%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258F%25D0%25B6%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B8-%25D1%2587%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25B5%25D1%2582-%25D0%2598%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%258C-%25D0%25A1%25D0%25B8%25D0%25B4%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25BA%29″> radiologos.ru (%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%C2%AB%D0%9E%D1%82%D1%86%D1%8B-%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%C2%BB-%D0%9E-%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C-%D0%A1%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B8%D0%BA)15:17
Фелица — Гаврила Державин — Моя поэтическая сторона
Богоподобная Царевна
Киргизско-Кайсацкой орды!
Чья мудрость несравненна
Открыл истинный путь
Молодому принцу Хлору
Чтобы подняться на этот высокий пик
Где растет роза без шипов,
Где обитает добродетель:
Он берет мой дух и разум в плен,
Подскажите как найти.
Скажи мне, Фелица:
Как жить богато, но справедливо,
И будь счастлива на свете.
Твой голос будит меня,
Ваш сын посылает меня;
Но чтобы следовать за ними, я слишком слаб.
Беспокоят бытовые мелочи,
Сегодня я контролирую себя,
Но завтра я раб желаний.
Не подражать своим придворным,
Вы часто ходите пешком,
И самая простая еда
На вашем столе;
Недорог ваш отдых,
Читаешь, пишешь до свечи
И всем смертным из твоего пера
Блаженство течет;
Просто так в карты не играй,
Как и я, с утра до утра.
Ты не очень любишь маскарады,
И ни ногой в дубинку;
На страже ваших привычек и обычаев,
Вы не ведете себя как Дон Кихот;
Коня Парнаса не оседлаешь,
К духам на сеансы не ходи,
Вы не идете от своего трона на Восток,—
Но, идя путем кротости,
С милостивой душой
Вы проводите поток полезных дней.
Но я, проспавший до полудня,
Курите табак и пейте кофе;
Переход на праздничные будни,
Я блуждаю в химерах своих мыслей:
Теперь добычу у персов ворую,
Теперь стрелы на турок посылаю;
Теперь, приснившись, что я султан,
Вселенную терроризирую взглядом;
Теперь вдруг, пленившись нарядом,
Езжу к портному за кафтаном.
Или я на пышном пиру,
Где праздник для меня дан,
Где блестит стол серебром и золотом,
Где тысячи разнообразных блюд:
Там знаменитая вестфальская ветчина,
Есть ссылки Астраханской рыбы,
Там плов и пироги сидят;
Шампанским запиваю вафли
И всё на земле забудь
Среди вин, сладостей и ароматов.
Или в красивой роще
На даче, где говорит фонтан,
Со звуками сладкоголосой арфы,
Где еле дышит ветерок,
Где все преподносит мне роскошь,
К удовольствиям мои мысли влекут,
Успокаивает и пробуждает мою кровь,
Нежные чувства молодой девушки,
Я изливаю в ее сердце любовь.
Или с великолепным тандемом
В английской карете, золотой,
С собакой, дураком или другом
Или с такой красавицей
катаюсь под качелями;
В кабаках пить медовуху останавливаюсь;
Или, когда мне как-то скучно,
Из-за моей склонности к переменам,
С моей шляпой под веселым углом
Я лечу на быстром коне.
Или с музыкой и певцами,
С органом и волынкой,
Или с кулачными
И в танце душу мою услажу;
Или все заботы
Оставив позади, я выхожу на охоту
И забавляюсь собачьим воем;
Или над берегами Невы
Я развлекаюсь ночью с рогами
И гребля проворных гребцов.
Или, сижу дома, катаюсь,
Играю в «Дурака» с женой;
Теперь с ней я лезу на голубятню,
Теперь в Утесе Слепых мы резвимся время;
Теперь развлекаемся на свайке
Сейчас ?????
Теперь я люблю копаться в книгах,
Ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову я читал;
Над Библией, зевая, я сплю.
Вот так, Фелица, я развратница!
Но все общество похоже на меня.
Сколько бы человек ни был известен мудростью,
Но все мужчины лжецы.
Мы не ходим по путям света,
Мы бежим за мечтами о разврате.
Между праздным и холериком,
Между тщеславием и пороком
Находят только случайно
Путь к чистой добродетели.
Найден, — но как не ошибиться,
Нас, слабых смертных, на том пути
Где спотыкается сам разум
И должен идти за страстями;
Где учились невежды,
Как туман для путников омрачает наши мысли?
Повсюду живут соблазны и лесть;
Всех пашей роскошь угнетает.
Где живет добродетель?
Где растет роза без шипов?
Тебе одному это свойственно,
Царевна! создавать свет из тьмы;
Разделение Хаоса на гармоничные сферы,
С союзом целостности, чтобы укрепить их;
От разногласий — соглашение
И от бурной страсти счастья
Ты один можешь творить.
Как матрос, плывущий по морю,
Ловя под парусом бушующий ветер,
Умеет вести свой корабль.
Только ты не обижай,
Никого не оскорблять,
Глупость сквозь пальцы видишь,
Но не допускай зла;
Злоумышленники правы с снисходительностью,
Ты не душишь людей, как волк овцу,
Вы знаете им цену.
Они подчиняются воле царей, —
Но на суд Божий тем более,
Жить по своим законам.
Здраво думаете о достоинствах,
Достойным ты воздаешь честь;
Пророком ты не считаешь,
Тот, кто может только рифмовать,
И за такое развлечение ума—
Честь и хвала добрым халифам.
Вы терпимы к лирическому ключу:
Поэзия приятна тебе,
Приемлемо, мило, полезно,
Как летом вкусный лимонад.
Ходят слухи о ваших действиях,
Что ты ничуть не горд;
Добрый и в делах, и в веселье,
Приятен в дружбе и тверд;
Что ты равнодушен к несчастью,
И в славе такой великодушной,
Что ты отказался называться Мудрым.
Еще говорят правдиво,
Что всегда можно
Сказать тебе правду.
Такие неслыханные дела
Достойны только тебя,
Что вы смело позволяете народу
Из всех, вслух или тайно,
И знать, и думать.
И себе не запрещаешь
Правда и неправда должны быть сказаны;
Что вы те самые крокодилы,
Зойлусы всех ваших милостей,
Всегда склонны прощать.
Текут приятные реки слез
Из глубины моей души.
О! как счастливы люди кто
Должен быть там со своей судьбой,
Где кроткий ангел, мирный ангел,
Одетый в порфировую легкость,
Держит скипетр, ниспосланный с небес!
Там можно шептаться в разговорах
И, не боясь наказания, за обедом
За здоровье Царя не пей.
Там можно
Чтобы стереть имя Фелицы
Или ее портрет небрежно
Опуститься на землю.
Там анекдоты свадьбы не празднуют,
Не парят людей в ледяных ваннах,
Они не дергают за усы представителей прекрасного света;
Принцы не кудахчут, как куры,
Фавориты не смейтесь над ними
И мазать лица сажей.
Знаешь, Фелица! права
И мужчин, и царей;
Когда просвещаешь манеры,
Вы не делаете из людей дураков;
В минуты отдыха от работы
Ты пишешь в сказках наставлять
И учить азбуку Хлору:
«Не делай ничего плохого,
И самый злой сатирик
Ты станешь ненавистным лжецом.»
Тебе стыдно называться Великим,
Быть ужасным, нелюбимым;
Только дикой медведице становится
Терзать животных и пить их кровь.
Без страданий крайней лихорадки
Нужно прибегнуть к ланцету
Когда можно обойтись без него?
И славно ли быть тираном,
Великий Тамерлан в жестокости,
За одного великого в благости, подобного Богу?
Слава Фелице слава Божия,
Кто усмирял сражения;
Кто сироты и нуждающиеся
Приютили, одели и накормили;
Кто с лучистым взглядом
Шутникам, трусам, неблагодарным
И праведность дает свой свет;
Одинаково просвещает всех смертных,
Успокаивает и лечит больных,
И делает добро только ради добра.
Кто дал свободу
Чтобы отправиться в другие земли,
Разрешил своим людям
Искать солвер и золото;
Кто открывает воды
И не запрещает рубить леса;
Кто велит ткать, и вязать, и шить;
Освобождение разума и рук
Приказы любить торговлю, науки
И найти счастье дома.
Чей закон и правая рука
Даруй и милость, и справедливость. —
Возвести, премудрейшая Фелица!
Где злодей отделяется от честного?
Где возраст не бродит по миру?
Заслуги находят свой хлеб?
Куда месть никого не гонит?
Где совесть обитает с истиной?
Где сияет добродетель? —
Воистину у твоего трона!
Но где в мире сияет твой трон?
Где, небесная ветвь, цветешь ты?
В Багдаде? Смирна? Кашмир?—
Слушай, где бы ты ни жил:
Мои похвалы доходят до тебя,
Не думай, что шляпа или пальто
Я хотел получить от вас.
Чтобы ощутить прелесть добра,
Таково богатство души,
Такой, какой Крез не обладал.
Умоляю великого пророка,
Чтобы я мог коснуться пыли твоих ног,
Что сладчайший поток твоих слов
И твой взгляд мне может понравиться!
Небесные силы умоляю,
Что расправив свои сапфировые крылья
Они незримо защищают вас
От всяких болезней, зла и скуки;
Что из твоих деяний в потомстве известно,
Как в небесах звезды, засияют.
Я поставил себе памятник чудотворное описание. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина
Стихотворение А. С. Пушкина «Я воздвиг себе памятник нерукотворный…» написано в 1836 году. Тема этого стихотворения в том, что автор так многого добился в жизни, и когда он умрет, его будут помнить вечно. А. С. Пушкин пишет так:
Я воздвиг себе памятник нерукотворный,
Не прирастет к нему народная тропа…
Лирический герой – это сам автор, его переживания. Основная мысль в том, что душа автора «в заветной лире», что в свой страшный, трудный век он прославлял свободу, добрые чувства и благодаря этому теперь известен всей «Великой России». Но в пятой строфе он (автор) утверждает, что для него похвалы, обиды, злословия временны, напрасны. Поэзия — это бескорыстное служение во имя человечества. Вот как автор относится к «повелению Божию»:
Похвала и клевета были восприняты равнодушно
И не спорь с дураком.
В этом стихотворении присутствуют художественные черты, как эпитеты (нерукотворный, заветный, народный, непокорный), призыв («О муза, послушная»), олицетворение (тление убежит, душа моя переживет пепел).
Желание воздвигнуть «памятник нерукотворный» впервые озвучил в своем творчестве древнеримский поэт Гораций. Он предположил, что лучшим воплощением памяти для поэта будут его стихи, переходящие из поколения в поколение. В России эту традицию подхватил Гавриил Романович Державин, который перевел поэму Горация и наполнил ее новым гражданским смыслом. Однако Александр Сергеевич Пушкин отступил от этих моделей. Он воплотил в своем «Памятнике» собственную судьбу, значимую на фоне исторических событий в России.
Уже в первых строках поэт заявляет, что к его памятнику «народная тропа не прирастет» . Чем же вызвана такая уверенность у Пушкина? В конце второй главы своего романа «Евгений Онегин» он уже выразил мысль о собственном бессмертии в эпиграфе: «Неужели и я памятник поставил?» В «Памятнике», написанном в 1836 году, накануне трагической гибели поэта, эта надежда на будущее народное призвание звучит как пророчество на пороге смерти.
Поэма полна мрачных мыслей о жестокости 19 века, об отношениях с королем и вельможами из высшего света, о недостигнутом счастье свободы. Но уже в первом четверостишии Пушкин уверенно заявляет о своей личной победе над самодержавием, ибо уверен, что его «памятник нерукотворный» «Вознесся выше головы непокорного Александрийского столпа» .
Кто дает поэту такое право на бессмертие? Ответ прост: сами люди. Ведь «Народная тропа» не зарастет, и поэзия Пушкина станет достоянием русского народа: «Слух обо мне пронесется по всей России великой…» Поэт утверждает, что именно народом он воспитан и воспитан, ему открылась мудрость целого народа. Может быть, поэтому в будущем он будет называться «все языки, которые в нем есть» . Причина такого долголетия в свободном противостоянии «жестокому веку» . Уже современники справедливо оценили двойное мужество поэта: он непокорен и жестокости властей, и толпе. Поэтому в свой жестокий век он «прославил свободу и милосердие к падшим призвал» . В полной мере это стихотворение можно назвать одой.
Интересно послушать стихотворение «Я себе памятник нерукотворный воздвиг» в исполнении разных чтецов. Каждый из них использовал свою интерпретацию. Например, В. Яхонтов громко и торжествующе читал произведения Пушкина. Для него это победа над временем и силой, это выход за пределы ограниченного существования в Божий мир. Иногда стихотворение звучит по-детски восторженно, что в финале оказывается излишним, неоправданным.
Д. Журавлев, наоборот, подчеркивает истощение поэта из-за дуэли с властями. Обида, дерзкий и сдавленный крик сменяется страстной уверенностью в бессмертии автора, но к концу наполняется мечтательным спокойствием. В этом спектакле стихотворение звучит как торжественная молитва, а герой обретает спокойствие и величие.
Торжественность произведению придает размер — шестистопный ямб. Если излюбленный вариант Пушкина – четырехстопный ямб (основная часть его поэтических произведений написана им), то добавление еще двух стоп делает размер похожим на гекзаметр, который использовался при написании знаменитых «Одиссеи» и «Илиады» Гомера. . Употребление старославянизмов «возведение» , «голова» , «пиит» , «распад» , «существующий» придает «Памятнику» некую монументальность: у читателя сразу возникает представление о вечности этого произведения и его автор.
Постулат о том, что поэт должен «лирой будить добрые чувства» стал жизненным девизом всех, кто пополнял сокровищницу русской поэзии. Говоря о свободе, Александр Сергеевич утверждал политическую и духовную свободу, независимость от сословных, религиозных, национальных и других предрассудков. В этом контексте интересно воспринимается одна строчка: когда Пушкин написал «милосердие к павшим призывал» , то, конечно, речь шла о декабристах. Но эти слова поэта приобрели более широкий смысл: они и о крепостных, и о простых горожанах, и о замученных солдатах.
В конце Пушкин подытоживает и личный опыт. При жизни испытал «похвалу и клевету» , которая теперь призывает музу быть равнодушной, ибо она должна служить другим идеалам: красоте, свободе, добру и справедливости. В итоге «Памятник», начавшись бунтом, заканчивается призывом к смирению, что лишает зависимости от суеты: обиды, похвалы, клеветы на дурака.
- «Капитанская дочка», краткое содержание глав повести Пушкина
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
- «Цыгане», анализ стихотворения Александра Пушкина
- «Облако», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
Который начинается со слов «Я воздвиг памятник себе нерукотворный. ..». Это действительно одно из самых узнаваемых стихотворений великого поэта. В этой статье мы проанализируем стихотворение Пушкина «Я себе памятник воздвиг…», поговорим об истории создания и композиции стихотворения.
История создания, сочинение и проблемы
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» написано за год до смерти Пушкина, т.е. в 1836 году. Является прототипом поэмы Державина «Памятник» . Но Ходасевич считал, что это стихотворение написано в ответ на стихотворение его друга Дельвига, лицеиста. Это стихотворение ясно показывает, не зря считают, что как Александр I был правителем, так и Пушкин был лучшим поэтом.
Если проанализировать жанр стихотворения «Я памятник» Пушкина, то стоит отметить, что это Ода. У него есть эпиграф. Как жанр ода сформировалась именно после «Памятника» Пушкина.
Стихотворный размер – ямб, строфы написаны четверостишием. Использование славянизмов добавило пафоса, как раз свойственного столь торжественному жанру. Ритм произведения задан не только за счет поэтического размера, но и с помощью анафоры. При использовании этого средства художественной выразительности подчеркивается ударная позиция струны.
основная тема- поэт и поэзия, назначение творческой личности в обществе. Пушкин переосмысливает насущные проблемы и подводит итог своему назначению. Поэт хочет, чтобы его творчество запомнилось на века, чтобы его памятник стал достоянием человечества и культуры. Российское государство. Пушкин уверен, что поэзия бессмертна и вечна.
Общий анализ стихотворения «Я памятник» Пушкина
Первая строфа указывает на значимость творчества Пушкина, а именно на то, что его памятник выше «Александрийского столпа». Это колонна, возведенная в честь правителя Санкт-Петербурга. Далее идет аналогия поэта с пророком, где он предсказывает ему популярность по всей России. В Советском Союзе творческое наследие Пушкина было переведено на многие языки братских народов. В четвертой строфе Пушкин оценивает свое произведение.
Считает, что своей человечностью и добротой своих произведений заслужил народную любовь. Он ярый защитник декабристов и революционеров. Для этих отважных людей поэт – дыхание надежды, верный учитель и наставник. Пушкин поистине заслужил народную любовь
В последней строфе он обращается к своей музе, призывая ее без колебаний принять похвалу и славу, ибо Пушкин считает себя поистине достойным поэтом этих лавров. Он как луч в темном царстве завистников. При чтении стихотворения возникает ощущение, что это торжественная ода или ода восхваления. В заключение Пушкин призывает людей ко всеобщему всепрощению, смирению, спокойствию, оставляя позади всякий гнев.
В данной статье мы провели относительно небольшой анализ стихотворения «Я воздвиг себе памятник нерукотворный…» Пушкина. Безусловно, эта работа заслуживает нашего внимания. Будем рады, если наш анализ этого стихотворения помог вам. На нашем сайте вы можете найти множество других анализов произведений, в том числе произведений Александра Пушкина. Для этого посетите раздел «Блог» нашего сайта.
Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт, писатель, а также, просто очень творческий человек. Именно он достоин того, чтобы его уважали, понимали со всей ясностью, так как в его произведениях есть искренность и подчас простота, которой иногда не хватает в реальной жизни. Одно лицемерие и зависть.
Произведение «Я воздвиг памятник себе нерукотворный…» весьма необычно, по крайней мере, по смыслу и содержанию. Это произведение большого размера, и оно рифмуется через каждую строчку, что очень удобно. Смысл этого произведения очень высок, и понять его надо со всей ясностью, так как Пушкин в этом стихотворении пишет о себе, пишет, что не все его понимают, но многие осуждают. Пушкин в этом произведении пытается донести и простолюдинам, и высшим чинам, что поэты тоже люди, что они играют очень важную роль в жизни общества, и что она не всегда так легка, как может показаться . Пушкин сделал это стихотворение, состоящее всего из пяти строф — ода, а еще, что-то вроде гимна, которое должно вести за собой народы, показать, что поэты — это люди, что-то светлое, как маяк, призывающий к справедливости, добру, а главное — свобода, которая очень подвластна русскому духу.
Стихотворение под названием «Я воздвиг себе памятник нерукотворный…» призывает к ответственности за свои слова и поступки, особенно тех, кто выше простых крестьян и простых людей. Это также доказывает, что поэты не только обязаны радовать слух людей приятной речью и комплиментами. Поэты тоже должны, они просто обязаны направлять людей на путь истинный, показывая в своих произведениях, что правильно и как выйти в мир чистыми и праведными. Вот почему Пушкин провозглашает, что он идет не только с приятной лирой ласкать слух народа, но и восстанавливать справедливость.
Полный анализ стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Пушкин
Стихотворение «Я себе памятник воздвиг нерукотворный» написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1836 году. Это последний год жизнь великого поэта и писателя. Так через полгода после написания поэмы он умер. В то время жизнь Пушкина была довольно тяжелой, потому что его уже не так узнавали, как в те дни его славы. Критики стали к нему жестче. И царь, царь, которого любил Пушкин, просто перестал его благоволить, запретил публикацию самого лучшего его произведения. Естественно, настроение стиха грустное и в какой-то степени настроено обелить себя. Помимо этих проблем, Пушкин находился в состоянии безденежья, а вокруг его личной семейной жизни ходили еще и сплетни. Словом, ничего хорошего в этом 1836 году не произошло.0012
Вот почему Пушкин взялся за написание такого произведения в тот момент. Это было непросто, но все свои чувства, желания и эмоции он излил на бумагу. Его стихотворение получилось – величественным и гордым своей красотой письма. Этим стихотворением он как бы подвел конечный итог своей работы. Он пишет в своих стихах как бы критику самого себя, но эти слова вовсе не ругают себя, а, наоборот, стараются всем доказать, что он не так уж и плох, и что все его творчество искренне и написано от души.
Только потому, что поэт понимал, что в будущем он станет еще более знаменитым и что его потомки поймут писателя и поэта, Пушкин выдержал все оскорбления и нечестные слова, сказанные в его адрес. Но все же, несмотря на то, что он понимал, что в будущем его поймут лучше, Пушкин все же сожалел о том, что его не понимают теперь. Вот почему произведение «Я воздвиг себе памятник нерукотворный» было написано в этом духе. Это прекрасное произведение, написанное от всего сердца, страстно и главное — искренне. Пушкин никогда не был лицемером и ждал этого, может быть, от других. Теперь его состояние печали и удивления становится еще более понятным.
Жанр стиха критики относят к оде. Эта работа размышляет о смысле жизни и о людях, самых разных. Поэтому его также относят к философскому типу произведений. Размер произведения оценивается в шестистопный ямб, в нем рифмуется каждая строчка. В стихе всего пять строф, причем самый последний стих написан торжественным и величественным тоном, в котором чувствуется едва заметная грусть.
Анализ стихотворения Пушкина памятник
Поэма А.С. Пушкин «Я воздвиг себе памятник нерукотворный…» подводит итог деятельности поэта. Поэт анализирует то, что он сделал и как это повлияет на других людей. Стихотворение написано в последние годы жизни поэта в 1836 году.
В этом стихотворении раскрывается важная тема в творчестве А.С. Пушкин есть божественное призвание поэта-пророка. Поэт — это не просто человек, который в рифме обличает свои мысли. Он наместник Бога на Земле, пророк, рассказывающий людям о настоящем, прошлом и будущем. Именно поэтому автор ставит себя выше общества, государства и царя. Он воздвигает свой памятник над «Александрийским столбом». То есть поэт указывает, что даже победа над Наполеоном в 1812 году меркнет рядом с его произведениями.
Поэт говорит, что всегда останется жив, потому что его душа, заключенная в строки, останется на устах людей. Он будет называться «все языки, которые в нем». Здесь поэт поднимает вопрос не только о своем величии, но и о величии родной страны. Он сравнивает себя с ней и говорит, что как велика страна, таков и он.
Поэт также указывает, что он непослушен никому, кроме «повеления Бога». Поэт даже не использует метафор, он открыто говорит о своей непокорной голове. Строки этого произведения показывают, что автор верен только своему божественному призванию, и считает, что его творчество ни от кого не зависит.
Он предсказывает свою судьбу, говорит, что его работа останется в вечности. Самое главное для этого стихотворения то, что А.С. Пушкин считает, что важно не то, как к нему отнесутся, а что скажут о его творчестве: «Похвалы и клевета принимались равнодушно». И самое главное, он провозглашает, что не «нужно вызывать дурака». Последние строки произведения можно связать с наставлениями будущим поэтам, которые продолжат его дело: «Повелению Божию, о муза, послушна». Здесь снова есть мотив подчинения только божественной власти.
Анализ стихотворения Я воздвиг памятник себе чудотворному… по плану
Возможно Вас заинтересует
- Анализ стихотворения Феть цветов
Поэма является одной из составных частей поэтического цикла «Мелодии», относится к раннему творчеству поэта, а жанровая направленность его пейзажной лирики сочетается с философскими размышлениями и рассуждениями.
- Анализ стихотворения Я буду ждать Бальмонта
Пожалуй, практически для любого человека любовные переживания являются одними из самых значимых. Нет более сильного чувства, способного так охватить внутренний мир, преобразить личность и стать чем-то тотальным
- Анализ поэмы Дул север. Фета трава плакала
В позднем творчестве Афанасий Фета, по сути, отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной.
- Анализ стихотворения «Летняя ночь» Бунина
Произведение отличается необычной формой и сложным философским содержанием, представленным в виде белого стиха, в котором наблюдается несоответствие границ предложений и границ строк, а также отсутствие рифмы .
- Анализ стихотворения В разгаре страданий села Некрасова
Поэтическое произведение Николая Некрасова «В разгаре страданий села» вышло из-под пера автора во второй половине XIX века. Произведение относится к лирике философского жанра
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «» не совсем первоисточник. Когда Пушкин сел за ее написание, он был знаком с оригиналом — поэмой «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями зарубежных и русских поэтов. В России на эту тему писали и Батюшков, и Державин (чей стих часто с пушкинскими), и Ломоносов. Позже — Лермонтов, А. Фет, Капнист.
И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио присутствуют в творчестве Пушкина. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оболочкой для оригинальной поэмы Пушкина, в которую поэт вложил собственное содержание — чувства и мировоззрение.
Поэма написана в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного духовного кризиса.
В этом стихотворении Пушкин, подводя итог своему творчеству, говорит:
И долго буду я добр к народу,
Что лирой добрые чувства возбудил,
Что в мой жестокий век Свободу прославил,
И призвал к пощаде павших.
И гордый внук славян, и финн, и теперь дикий
Тунгуз и калмык друг степей.
Между строк можно прочитать веру поэта в то, что когда-нибудь люди будут свободными и образованными, а Пушкин будет переведен на другие языки. Что ж, это пророчество сбылось.
Обращение к Музе повиноваться велению Бога – это призыв к писателям, которые будут творить после него.
Не боялся обиды, не требовал венца,
Похвалы и клеветы принимались равнодушно,И не спорь с дураком.
Поэма близка к жанру оды, написана шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует античной поэзии и соответствует оде. Но в отличие от старинных литературных произведений, поэма Пушкина не читается много. Наоборот, ритм стиха энергичен, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что делает ее энергичной.
Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит, что поставил себе памятник. Во второй части он объясняет, как, по его мнению, он будет «добр к людям». И третья часть – призыв к поэтам, которые будут творить после него.
Поэма родственна оде старославянизмами — голова, столб, пиить, существующий; и полисоюз.
В стихотворении использованы средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты — чудесный, непокорный, великий, заветный, гордый, добрый, дикий, жестокий.
Само стихотворение метафорично по своей сути. Всем известно, что Пушкин не архитектор и не скульптор, ничего не строил. Он применил инверсию. Под памятником понимается все литературное творчество, которое сохранит память о нем в народе. Он говорит, что его душа живет в его работах. «Душа в заветной лире». Лира — древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Анненков подтверждает ту же мысль:
«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, своим ходом.