Статья о ломоносове 7 класс: 7 класс. Творчество М. В. Ломоносова (1711–1765) и Г. Р. Державина (1743–1816)

Михаил Ломоносов (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 86-88)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).


Проверьте себя 

1. Расскажите, в чём необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как учёного, поэта и общественного деятеля.  

         Ломоносов с детства тянулся к обучению. Оно получилось достаточно интенсивным. Он, скрыв свое происхождение и не получив разрешения отца, ушел в Москву учиться. Образование он получил экстерном. Ломоносов посвятил свою жизнь науке. Он стал профессором и совершил множество научных открытий. Его поэтическая деятельность проникнута подлинным новаторством. 

2. Какие жанры относятся к каждому из «трёх штилей»?  

         Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» — героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» — комедии, эпиграммы, песни, басни.

 

3. Используя статью учебника и материалы словаря «Русские писатели XVIII века», подготовьте устное сообщение о жизни М. В. Ломоносова. 

         Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. С детства он помогал отцу, но это не помешало ему научиться читать и писать, а также освоить грамоту. 

         Михаил уехал учиться в Москву, где получил достойное образование, изучил латынь и другие науки. Он вернулся в Петербург, где и началась его деятельность как академика. Ломоносов стал инициатором открытия университета в Москве. 

         Он также написал множество сочинений, всего себя он посвятил науке и ее развитию.   

         В своих произведениях Ломоносов поднимал тему России, подчеркивая ее могущество. 

 

Размышляем о прочитанном 

1. К каким «штилям» относятся приведённые в учебнике произведения Ломоносова? 

         Оба произведения относятся к высокому штилю. 

2. Какова главная мысль каждого из них? 

         “К статуе Петра Великого” прославляет Петра, возносит его достижения.  

         «Ода на день восшествия…» о талантливых умах России. 

3. Какие труды Ломоносова вам известны? 

         Я читал такие его произведения: 

         «Я знак бессмертия себе воздвигнул» 

         «Ночною темнотою покрылись небеса…» 

         «Лишь только дневной шум замолк…» 

 

Обогащаем свою речь 

1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий учёный и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность? 

         Ода, поэма, трагедия — высокий “штиль”. 

         Драма, сатира — средний. 

         Эпиграмма — низший. 

         Особую торжественность приведенным отрывкам придают церковнославянизмы. Их использование характерно для высокого “штиля”. (Например: зрак, гласит, дерзайте, раченье, градской). 

2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: …может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать, Науки юношей питают, /Отраду старым подают? 

Он слыл известным музыкантом.  

Дерзай, у тебя все еще впереди! 

Я придумал для нас хорошую утеху. 

         В этих строчках Ломоносов хочет сказать о том, какие есть молодые таланты в России, для которых ум — необходимость, а для стариков — радость.  

 

Творческое задание 

Подготовьте «Похвальные слово Ломоносову — поэту, учёному,  общественному деятелю», включив в его текст цитаты из произведений поэта. 

         Великий ум России, профессор и академик. Гордость нашей страны. Память о тебе жива до сих пор. “…Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде…”. 

         Невозможно выразить благодарность за такой бесценный вклад во многие сферы: литература, химия, физика, политика и т.д.  

 

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 

М. В. Ломоносов. «Ода…» 

         В одах и поэмах Михаила Васильевича Ломоносова в высшей  степени проявились талант стихотворца, глубина мысли учёного, безграничная любовь к Родине гражданина и патриота. 

1. Послушайте внимательно чтение актёра. Подумайте, какой образ автора оды создаёт своим чтением актёр. 

         Актер своим чтением создал образ человека рассудительного, вдохновленного своим произведением и любящим Россию. 

2. Во всём ли вы согласны с актёром? Может быть, вы считаете, что некоторые строки можно прочитать по-другому? Обоснуйте свою позицию. 

         Я считаю, что последние четыре строчки можно было прочитать более торжественно, повысив голос, тем самым показать гордость за свою страну. 

3. Подготовьте выразительное чтение отрывка из оды. 

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Конспект урока литературыв 7 классе ««М.В.Ломоносов

                                              

 Конспект урока литературы в 7 классе

Учителя русского языка и литературы Потемкиной Т. Т.

 С использованием технологии проблемного обучения, игровых, групповых, здоровьесберегающих технологий.

Тема урока:

«М.В.Ломоносов  — ученый, поэт, общественный деятель».

                                                   Цели урока:

обучающие:

ознакомление с основными событиями жизненного и творческого пути М.В.Ломоносова.

 развивающие:

развитие навыков опережающего восприятия литературной и личной судьбы великого человека.

 воспитательные: привитие интереса к подлинному искусству и воспитание народного и национального чувства при ознакомлении с произведениями классика.

Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

устойчивый познавательный интерес к  литературе

патриотизм

·  формулировать собственное мнение,

·  осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

общения

·  работать в группе

·  владеть различными

видами аудирования,

· осуществлять информационную

переработку текста , выразительно читать, строить устное и письменное высказывание,

 

·     Планирование самостоятельного выполнения заданий,

·      выбор темпа работы,

·     умение действовать самостоятельно

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знакомство с биографией М. В.Ломоносова.

 Умение выразительно читать художественный текст.

Понимать особенности жанра «ода».

Умение понимать тему, идею произведения.

проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

• давать определение понятиям;

 

Формирование устойчивого познавательного интереса к литературе

Воспитание патриотизма

 

 

 

 

 Оборудование урока: АРМ,  портрет, книги  М.В. Ломоносова.

 

 

                                                      Великий характер, явление, делающее честь

                                                      человеческой природе и русскому имени.

                                                                                           В. Г.Белинский.

 

                                                          ХОД УРОКА.

    I. Организация работы класса.

           Ребята, сегодня наш урок будет посвящен одному из самых великих и талантливых людей России М.В.Ломоносову.

           Произведения, созданные Ломоносовым, живы и будут жить дальше, потому что их одушевляет огромная нравственная сила.

            «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим», — писал В.Г.Белинский.

    II.  Активизация познавательной деятельности учащихся

Знакомство  с биографией  М.В.Ломоносова (опережающее обучение,  работа в группах )

    Сообщение 1.

           Михаил Ломоносов родился в ноябре 1711г. в деревне Денисовка близ города Холмогоры. Отец Ломоносова — Василий Дорофеевич — был крестьянином-рыбаком. Десятилетним мальчиком Ломоносов уходит с отцом в долгие плавания по Белому морю на небольшом парусном судне. В этих плаваниях закалились мужество и энергия мальчика, познавалась жизнь в ее заманчивой красоте и трудностях.

          Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Сохранились любопытные сведения о том, что Ломоносов очень скоро превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка.

            Зимой 1730 года девятнадцатилетний Ломоносов отправляется в Москву, с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою «любезных» своих книг – грамматики и арифметики, составлявших тогда всю его библиотеку.

           Рыбный обоз, к которому пристал Ломоносов, прибыл в Москву в начале января. Стояли морозы. Ломоносову негде было даже переночевать. Большая Москва не ждала пришельца с Севера, и первую ночь ему пришлось провести под открытым небом в санях-розвальнях.

           Вскоре Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Не довольствуясь поурочными заданиями, Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики.

           Разносторонне образованный юноша с необычайной тягой к знаниям не мог не обратить на себя внимание преподавателей академии. Поэтому, когда

из сената пришло распоряжение послать в Петербургскую Академию наук двадцать самых лучших, «в науках достойных учеников», то в числе отобранных оказался и Ломоносов.

           В сентябре 1736 года Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург для изучения химии и горнорудного дела.

    Сообщение 2.

          Ломоносов мечтал о процветании родины и своими научными трудами как только мог способствовал этому.

Выдающийся ученый, человек гениального ума, он страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира, был неутомимым экспериментатором.                                                                                              

          Достаточно сказать, что при изготовлении цветных стекол для мозаичных работ он провел 2184 опыта в стеклянной печи. Им было создано несколько мозаичных портретов, а также уникальная по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина «Полтавская баталия».

Мастерство ее отделки остается непревзойденным.

Ломоносов демонстрирует Екатерине II свои мозаичные произведения.

         Столь же настойчив был и в других изысканиях. В работе он забывал о еде, отдыхе и, можно сказать, не щадил жизни своей ради науки.

                 Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;

                 Отрада вся, когда о лете я пишу;

                 О лете я пишу, а им не наслаждаюсь

                 И радости в одном мечтании ищу.

           Такое признание сделал Ломоносов о себе в одном частном послании 1750 года.

     Сообщение 3.

           Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития отечественного просвещения. 26 апреля 1755 года был открыт Московский университет, сразу же став признанным флагманом русской науки.

  

          Ломоносов, желая помочь соотечественникам овладеть искусством слова, создает в 1755 году первую «Российскую грамматику», в которой систематически и глубоко разрабатывает важнейшие грамматические категории родного языка.

          Значение «Грамматики» Ломоносова трудно переоценить. Ее появление способствовало развитию литературного языка, открывало доступ к грамоте самым широким слоям общества. Написана она ярким и четким языком.  

          Одновременно с грамматикой Ломоносов разрабатывает и теорию «трех штилей», которая явилась опорным моментом всех его начинаний в области преобразования русского литературного языка.

          Для каждого стиля Ломоносов предложил свой ряд «речений». Так, в произведениях, написанных высоким  «штилем» (героические поэмы, оды, ораторские речи), можно было использовать, помимо русских слов, и церковнославянизмы, но только такие, которые понятны всем грамотным людям.

          В среднем «штиле» (трагедии, сатиры, научные произведения) следовало использовать главным образом русские слова и лишь иногда употреблять церковнославянизмы, но так, чтобы «слог не казался надутым».

          Низкий «штиль» (комедии, эпиграммы, песни, дружеские послания) определялся подбором слов чисто русского происхождения.

            Таким образом, Ломоносов взял курс на  ограничение церковнославянизмов, на сближение литературного языка с разговорной речью.

          Преобразование Ломоносова способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью.

 

    III. Чтение и анализ отрывка из оды Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни  Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

    (Демонстрируется портрет Елизаветы.)

В словаре ученики находят определение оды, записывают его.

— Ода – наиболее важный жанр в литературе 18 в. Тогда считалось, что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов.

            Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.

         Аудиозапись.               «О вы, которых ожидает…»

      Беседа по вопросам:

       — К кому обращается автор в первых строках отрывка? (К молодым соотечественникам)

       — К чему он их призывает? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра)

      — Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю» (Отечество, благословенны, ободрены, отраду)

              С именем Петра Ломоносов связывал свои представления о России. В лице Петра он воспевал мощь, силу и великую жизнеспособность русской нации. В этом нетрудно убедиться, обратившись к лучшей оде Ломоносова 1747года – на день восшествия на престол Елизаветы Петровны.

               IV. Инсценировка стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру» и его анализ.

     В костюмированной инсценировке участвует четыре человека, играющие роли автора, астрономов Коперника и Птолемея, повара.

     Беседа по вопросам:

 — К какому «штилю» можно отнести это стихотворение? (К низкому)

   — Почему? (1. Предмет изображения – не высокая и важная тема государственного служения, а шутка. 2. Небольшой объем произведения.    3.Отсутствие «высокой» лексики и присутствие обыденных персонажей – повара, предметов быта: очаг, жаркое.)

    Проводится словарная работа, в ходе которой выясняются некоторые слова, которые сейчас устарели (весьма – очень, сей – этот и др. )

VI .Рефлексия.

         В какое время жил М.В.Ломоносов, как развивался образовательный процесс ?

         — Каковы открытия М.В.Ломоносова в области языка и литературы ?

         — Ведущий  литературный жанр в творчестве поэта?

(Примерные ответы обучающихся)

          Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Круг научных открытий ученого необычайно широк. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.

           По глубокому и верному замечанию А.С.Пушкина, Ломоносов был «первым нашим университетом».

          Ломоносов – ученый, поэт, философ – один из тех великих деятелей, которым благодарные потомки ставят памятники, но главным памятником для него стал памятник нерукотворный – это его дела, свершения на благо отечества и человека. Потому что Ломоносов сыграл важную роль в жизни каждого из нас, дав нам во владения свои великие открытия.

          Верность своему делу, трудолюбие, стремление постичь новое – вот те нравственные ориентиры, к которым должен стремиться каждый из нас.

 VII Итоговое тестирование    

1. Творчество Ломоносова относится к…

а) классицизму       б) сентиментализму           в) романтизму

2. В Москве М.В.Ломоносов поступил в…

а) в Духовную семинарию

б) Славяно-греко-латинскую Академию

в) Навигационную школу

3. Для обучения горному делу Ломоносова отправляют в…

а) Кембриджский университет

б) Итонский университет

в) Марбургский университет

4. В России Ломоносов служил в…

а) Академии Наук     

б) Академии Искусств      

в) Военной Академии

Домашнее задание.

1. Прочитать «Оду на день восшествия на престол…» полностью.

2.Выучить отрывок  наизусть.

3.Работа по тексту В.Г.Белинского.

Учебно-исследовательские возможности Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – первый российский университет, работающий с 1755 года. Таким образом, это самое престижное учебное заведение в России, так как именно здесь Россия начала свой академический опыт.

Помимо популярности в России, Ломоносовский государственный университет также занимает высокие места в международных рейтингах. Он регулярно включается в список лучших мировых университетов по версии US News. Поэтому вы можете смело выбирать Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова для получения качественного образования, которое впоследствии поможет вам добиться успеха на международных рынках труда.

В этой статье мы собрали все самые важные аспекты обучения в LMSU. Читайте дальше, если обучение здесь соответствует вашим академическим интересам.

Что лучше всего изучать в МГУ?

Одной из сильных сторон МГУ являются прикладные науки. Университет активно продвигает свои программы в области генетики, биомедицины, когнитивных наук, экологии, информационных технологий и тому подобного.

Более 30 факультетов и более 15 научно-исследовательских институтов и центров, где студенты и ученые с разными интересами могут найти подходящие программы. Для лучшей навигации среди доступных академических программ, вот четыре основных академических подразделения университета: 

  • Кафедра физического воспитания

  • Межфакультетская кафедра информационных технологий

  • Международная гидравлическая школа ЮНЕСКО при МГУ

  • Межфакультетская кафедра высокопроизводительных вычислений

Найдите полный список университетских факультетов и научно-исследовательских институтов.

Нужно ли знать русский язык для учебы в ЛГУ?

Да.

Большинство программ в МГУ преподаются на русском языке. Таким образом, вы должны доказать свое знание языка в качестве основного критерия приема. В этом вам может помочь Институт русского языка и культуры ЛМГУ.

Как организовать приложение?

Все заявки на программы бакалавриата или магистратуры принимаются с 15 июня каждого года.

Для поступающих в бакалавриат прием заявок закрыт с 7-10 июля, а для выпускников крайний срок 20 июля. 

Для поступления в МГУ необходимо подать необходимые документы для поступления и сдать все вступительные экзамены. В указанные выше сроки вы можете подать заявление в электронном виде через онлайн-портал МГУ, принести документы в университет на бумажных носителях или отправить их по почте.

В любом случае, вся документация должна быть переведена на русский язык. Если перевод был сделан в стране, отличной от России, он должен быть нотариально заверен или заверен посольством России в консульстве.

Какие документы нужны для поступления в МГУ?

  • Заявление о приеме

  • Документы о предыдущем образовании (оригинал или заверенный перевод)

  • Выписки из ранее посещаемых учебных заведений (оригинал)

  • Паспорт (копия первых двух страниц)

  • Фото 3×4

Какие экзамены нужны для поступления в МГУ?

Экзамены начинаются 16 июня каждого года. Абитуриенты имеют возможность получать уведомления о необходимых экзаменах и их точных датах не позднее 1 июня каждого года. Для отслеживания этой части необходимо обращаться или следить за объявлениями Центральной приемной комиссии.

Существуют ли дополнительные требования для иностранных заявителей?

Процедура подачи заявления обычно стандартна для местных и иностранных студентов. В случае с абитуриентами из других стран упор больше делается на онлайн-прохождение этапов подачи заявки, таких как подача документов для оплаты первого семестра обучения в электронном виде.

Более подробную информацию о международных заявлениях на год подачи заявления можно найти во время виртуального дня открытых дверей для иностранных студентов.

МГУ доступен только в Москве?

Московский государственный университет имеет международные филиалы в разных странах, преимущественно в странах СНГ. В зависимости от страны вашего проживания вы можете выбрать одно из представленных ниже отделений:

  • Ереван, Армения

  • Астана, Казахстан

  • Ташкент, Узбекистан

  • Баку, Азербайджан

  • Душанбе, Таджикистан

  • Копер, Словения

Где могут жить иностранные студенты во время обучения в МГУ?

При наличии свободных мест в общежитиях университетских городков всем иностранным студентам предоставляется жилая площадь. Студенческие общежития оборудованы необходимыми удобствами, в том числе хозяйственным комплексом, столовой, спортивной площадкой, тренажерным залом, библиотеками, точками Wi-Fi и т. д.0015

Студенческое общежитие на Ленинских горах;

  • Филиал студенческого общежития;

  • Студенческое общежитие на Ломоносовском проспекте;

  • Студенческое общежитие по проспекту Вернадского;

  • Студенческое общежитие по ул. Кравченко;

  • Общежитие для аспирантов и стажеров.

  • Исторический очерк МГУ

    Как упоминалось выше, Московский государственный университет был основан в 1755 году и стоит у истоков академической инфраструктуры России. Первоначально он не был назван в честь академика Михаила Ломоносова. Университет был переименован спустя много времени после его основания, в 1940 году, в честь больших инвестиций и вклада Ломоносова в университет.

    Первоначально в вузе обучались только на трех факультетах: 

    В отличие от других европейских вузов того времени, в МГУ не было богословского факультета, так как в стране были свои стандарты богословских учреждений.

    Создание университета не только способствовало популярности высшего образования в стране, но и дало начало российской академической печати и сделало труды российских ученых доступными для широкой публики. Через год после основания университета, в 1756 году, университет открыл свою первую типографию и книжный магазин. Это позволило регулярно публиковать многие академические материалы, в том числе первый в Москве литературный журнал «Полезное веселье». Также в начале 20 века многие профессора университета внесли свой вклад в подготовку материалов для среднего образования в России.

    Благодаря постоянным улучшениям и шагам, направленным на интернационализацию университета, он превратился в одно из самых престижных учебных заведений в стране. Сегодня МГУ имени М.В. Ломоносова сотрудничает с более чем 60 университетами, учебными заведениями и центрами и ежегодно принимает более 10 000 иностранных ученых и стажеров.

    Академик Ломоносов – Первая плавучая атомная электростанция On-Line

    Анализ

    Первая в мире плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов», расположенная недалеко от Певека в арктическом регионе России, построенная российской государственной атомной компанией «Росатом», начала работу в декабре 2019 года. первая действующая плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) полностью российского дизайна и конструкции. «Академик Ломоносов» представляет собой одно из самых престижных технических достижений России последнего десятилетия. Экономисты, инженеры, политики и экологи заявили о живом интересе к ПАТЭС как к технической инновации, экспортной модели и потенциальному геополитическому активу, одновременно представляющему опасность для окружающей среды.

    Компания Eurasian Ventures опубликовала в январе 2019 года анализ «Росатома» и ее ПАТЭС «Безмолвный гигант. Почему пора взглянуть на ядерные амбиции России» . По крайней мере, одно из обозримых предсказаний статьи стало реальностью. 19 декабря -го -го года 2019 года местная новогодняя елка в Певеке символически зажглась от мощности, произведенной на «Академике Ломоносове», продемонстрировав свой рабочий статус.

    Академик Ломоносов на Балтийском заводе, Санкт-Петербург

    Технологические преимущества и недостатки

    С технической точки зрения расположение первой ПАТЭС представляет собой особенность. «Академик Ломоносов» — это не только атомная электростанция на воде, но и развернутая в одном из наименее исследованных районов мира — Арктике. Построенная в Санкт-Петербурге ПАТЭС была доставлена ​​через Балтийское и Баренцево моря через Северный Ледовитый океан на Дальневосточный Чукотский полуостров. ПАТЭС состоит из двух реакторов, установленных на несамоходной барже, которая не может самостоятельно маневрировать.

    Ключевой особенностью ПАТЭС является ее способность работать в отдаленных районах в экстремальных погодных условиях и поддерживать себя в течение длительного времени. Расчетный срок службы реакторов ПАТЭС составляет 40 лет. Техническое обслуживание будет требоваться каждые 12 лет и, вероятно, потребует перемещения в Мурманск для обслуживания. На ПАТЭС имеется специальное хранилище для хранения ядерных отходов (твердых и жидких), а также хранилище для ядерного топлива, возможно, на тот же период в 12 лет. Реактор перезагружается каждые 3-4 года, что предполагает емкость хранилища в 2-3 раза больше топлива, необходимого для топливного цикла, и емкость хранения топливных отходов на 12 лет. Поскольку «Академик Ломоносов» является прототипом ПАТЭС, процедура перезарядки и технического обслуживания его ядерных реакторов может быть не такой уж сложной процедурой, поэтому сервисный подрядчик может рассмотреть вопрос о замене реактора.

    Способность Росатома проектировать, строить и перемещать ПАТЭС можно объяснить опытом компании в строительстве малых ядерных реакторов для ледоколов, подводных лодок и других судов советского периода. Два реактора типа КЛТ-40С, установленные на ПАТЭС, представляют собой модифицированные версии стандартных реакторов, используемых в настоящее время на российских ледоколах. Разница в том, что на ПАТЭС используется низкообогащенный уран, а ледоколы работают на высокообогащенном уране. На ПАТЭС используется низкообогащенный уран, чтобы соответствовать требованиям Международного агентства по атомной энергии в области нераспространения.

    Каждый из двух реакторов может производить 150 МВт тепловой энергии, которая в сумме преобразуется в 70 мегаватт электроэнергии (МВт), что достаточно для обеспечения электроэнергией среднего города с населением 100 000 человек. Вторая ПАТЭС находится в стадии разработки, по данным Росатома, без установленного срока завершения. Планируется построить не менее 7 ПАТЭС. На новой ПАТЭС будут установлены новые реакторы РИТМ-200, разработанные Росатомом для модернизируемого ледокольного флота России. РИТМ-200, вероятно, будет иметь аналогичную мощность производства энергии, но будет меньше и будет иметь более длительный срок службы и циклы обслуживания, чем КЛТ-40С. Следующая ПАТЭС может заменить «Академик Ломоносов» в период ремонта для поддержания постоянной мощности.

    Экономические соображения

    Необходимо также учитывать экономическую целесообразность ПАТЭС и ее местонахождение. Расположение ПАТЭС — это технологические и логистические усилия по развертыванию и эксплуатации в суровых природных условиях Арктики. Стоит ли оно того?

    Правительство России объявило освоение Арктики стратегическим приоритетом. ПАТЭС предоставляет региону важную энергетическую инфраструктуру и способствует увеличению инвестиций в регион, особенно в проекты морского бурения. Москва считает, что она получит выгоду от исследования и освоения Арктики. Россия имеет долгую историю инфраструктуры добычи природных ресурсов в своем арктическом регионе, особенно нефти и газа. Разведка природных ресурсов, включая полезные ископаемые и ископаемое топливо, как на суше, так и на море, является частью стратегии Москвы. Расширение их разведочных работ по этим ресурсам желательно, и разработка ПАТЭС является частью этой стратегии.

    Не менее важным для Москвы является развитие судоходного маршрута, соединяющего рынки Европы с рынками Азии через «Северный морской путь». Северный морской путь уже обеспечивает альтернативный маршрут судоходства между обоими континентами в безледные месяцы, что дает возможность сэкономить грузоотправителям. Россия вкладывает значительные средства в обе области и является самым вовлеченным игроком среди всех арктических прибрежных государств. «Академик Ломоносов» заменит старую «береговую» Билибинскую атомную электростанцию ​​(АЭС), а также Чаунскую угольную электростанцию ​​(ЧЭС), которая обеспечивает электроэнергией Чукотский полуостров. Энергопроизводительность «Академика Ломоносова» превосходит совокупную выработку существующих электростанций и является более эффективной. ПАТЭС также будет снабжать электроэнергией и теплом ресурсодобывающую промышленность. 19К 2022 году планируется вывести из эксплуатации построенную 74 Билибинскую АЭС. Вывод из эксплуатации АЭС планировался на 2020 год, но, вероятно, был отложен из-за незавершенности береговой инфраструктуры, соединяющей ПАТЭС с местной сетью.

    Для Росатома строительство «Академика Ломоносова» — это инвестиция в арктическую инфраструктуру, а не только инвестиция в общественный престиж. Ориентировочная стоимость разработки и строительства ПАТЭС колеблется от 232 до 740 миллионов долларов, сообщает норвежский фонд «Беллона». Первоначальная оценка составляла 140 миллионов долларов в 2006 году, когда Росатом завершил свои планы по строительству «Академика Ломоносова». Среди российских элит есть сомнения в том, что ПАТЭС окупит их инвестиционные затраты.

    Росатом, вероятно, меньше обеспокоен превышением бюджета на строительство ПАТЭС, поскольку долгосрочная цель компании требовала престижного и заметного проекта, такого как «Академик Ломоносов». «Росатом» — одна из крупнейших компаний атомной энергетики в мире. Его успех основан на постоянном признании его достижений, которые он установил с советской эпохи. Это сохранение государственной поддержки в стране, которая делает ставку на атомную энергетику. В то время как остальной мир снижает рейтинг своей атомной энергетики, Росатом находится в процессе модернизации. По данным Financial Times, книги заказов на новые АЭС в России и за рубежом заполнены до 2030 года, контракты на сумму 133 миллиарда долларов. Стремительно растущие затраты на разработку «Академика Ломоносова», таким образом, являются сопутствующими затратами, которые служат престижу Росатома, построившему первую ПАТЭС, и способности работать в самых отдаленных районах мира.

    Возможность проектирования и строительства ПАТЭС в коммерческих целях превышает экономические затраты, связанные с ее созданием. Для Росатома преимущество заключается в возможности сдавать в аренду или экспортировать ПАТЭС или делиться своими технологиями с третьими странами. Идея состоит в том, чтобы сдавать ПАТЭС в аренду странам, которым требуется электроснабжение в отдаленных районах и вдоль их береговой линии, или странам, не имеющим атомной промышленности, но быстрорастущая экономика которых нуждается в энергоснабжении, для быстрого обеспечения энергией в меньших масштабах. чем обычные АЭС.

    Однако Росатом сталкивается с глобальной конкуренцией за технологию ПАТЭС. Китай находится на поздней стадии испытаний своей первой ПАТЭС отечественной разработки. Как сообщает Asia Times, Китайская национальная ядерная корпорация планирует ввести в эксплуатацию свою ПАТЭС в 2021 году. План состоит в том, чтобы обеспечить электроэнергией искусственные острова и буровые платформы в Южно-Китайском море. Кроме того, несколько компаний по всему миру разрабатывают так называемые малые модульные реакторы (ММР). ММР — это ядерные реакторы, обладающие всеми преимуществами технологии ядерных реакторов, используемой на «Академике Ломоносове», а именно энергоснабжением малых энергосистем, потенциалом массового производства, транспортабельностью и дистанционным управлением.

    Другие разрабатываемые ММР могут иметь потенциал, но не обязательно предназначены для использования на кораблях или на плавучих платформах. Активно разрабатывают ММР американские компании Westinghouse и NuScale, американо-японская компания GE-Hitachi, британская компания Rolls-Royce и китайская компания Chinergy. Также южнокорейские, канадские, индийские и аргентинские компании планируют разработку проектов ММР. Правительства США, Великобритании и Канады поддерживают различные проекты SMR финансированием, исследовательской поддержкой или лицензированием.

    Преимущество Росатома в том, что его затраты на разработку остаются низкими по сравнению с затратами Китая. По оценкам, китайские инвестиции составляют примерно 2,1 миллиарда долларов, что почти втрое превышает затраты «Академика Ломоносова». Росатом извлекает выгоду из уже существующих или разрабатываемых технологий и материалов своего ледокольного флота.

    Будучи государственной монополией, Росатом, скорее всего, будет бороться за конкуренцию в секторе малой атомной энергетики. Похоже, что компания по-прежнему уделяет внимание плавучим атомным электростанциям и ледоколам, а также арктическому региону. И наоборот, коммерческие производители ММР воспринимают свой продукт как замену CPP или дополнительный источник питания, называемый «базовой нагрузкой» для национальных энергосистем с большей долей возобновляемых источников энергии. Росатом концентрирует свои усилия на арктическом регионе. Компания планирует инвестировать 7 миллиардов долларов в развитие арктического судоходного маршрута и приобрести 30-процентную долю в арктической судоходной компании «Дело». Отдельно Росатом намерен приобрести 55 контейнеровозов ледового класса и модернизировать арктические портовые мощности.

    Проблема ММР заключается в потенциально высоких эксплуатационных расходах. Заводское производство ММР, вероятно, будет иметь ценовое преимущество по сравнению с АЭС, построенными на месте, но, по данным Агентства по ядерной энергии (АЯЭ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание ММР будут ниже. выше, чем АЭС и ЦЭС. Специально для «Академика Ломоносова» АЯЭ рассчитала стоимость МВт в час (МВтч) в размере 200 долларов. Это значительно более высокая стоимость, чем средняя стоимость ядерной энергии в США в размере 34 МВтч. Однако ПАТЭС Росатома будет работать в области, где ресурсы производства электроэнергии по низкой цене ограничены, особенно развитие сетевой системы, которая уравновешивает более высокие эксплуатационные расходы.

    Дебаты об окружающей среде

    Арктический Академик Ломоносов предлагает широкую мишень для защиты окружающей среды и безопасности. Обеспокоенность направлена ​​против ПАТЭС, поскольку она расположена в экологически неустойчивой среде обитания, а также общая озабоченность по поводу безопасности ядерных реакторов. Росатому известно о двух группах защитников окружающей среды, противников ядерной энергетики и активистов по борьбе с изменением климата, а также об их обеспокоенности общественностью.

    Ядерные противники в основном сосредоточены на потенциальной ядерной аварии в будущем; называя «Академика Ломоносова» «Чернобылем на льду». Эти противники считают его удаленность проблематичной. Они утверждают, что ядерная авария более вероятна на АЭС морского базирования. Если произойдет цунами, ПАТЭС останется незащищенной. Авария будет иметь катастрофические последствия для очень хрупкой окружающей среды. Кроме того, удаленность ПАТЭС затрудняет своевременное прибытие технических вспомогательных средств на площадку для ограничения или предотвращения ущерба.

    Экологи отмечают, что облученная охлаждающая вода также неизбежно наносит вред окружающей среде. По оценке Росатома, средства безопасности ПАТЭС надежны и модернизированы, а ее баржа защищена от цунами. Росатом заявляет, что ПАТЭС будет в безопасности в случае аварии. Воздействие на население и инфраструктуру оценивается Росатомом как умеренно низкое, поскольку арктическая морская вода обладает достаточным потенциалом для охлаждения плавильного реактора. По данным компании, оперативный и ремонтный персонал ПАТЭС квалифицирован и опытен. Аргумент Росатома о том, что воды для охлаждения, чтобы предотвратить аварию, в избытке, утешает, но, учитывая химические свойства воды, последующий паровой взрыв может загрязнить воду и воздух.

    Опасения у противников атомной энергетики вызывают также намерения Росатома продавать ПАТЭС третьим странам, не имеющим опыта обращения с атомной энергетикой. Судан, потенциальный пользователь ПАТЭС, не имеет ни опыта в ядерной области, ни стабильного правительства. Недостаточные стандарты безопасности в сочетании с угрозой терроризма в отношении ядерных объектов создают среду, в которой вероятность возникновения ядерной аварии возрастает.

    Росатом сталкивается с другой оппозицией со стороны активистов по борьбе с изменением климата. ПАТЭС вызывает меньше беспокойства. Климатические активисты больше сосредоточены на эксплуатации арктического региона. Арктика более чувствительна к климату, чем большинство других регионов мира. Активисты видят, что Россия и Росатом пользуются регионом, который требует большей защиты окружающей среды, чем где-либо еще. Кроме того, цель ПАТЭС по поддержке добычи ископаемого топлива противоречит обязательствам России по сокращению выбросов углерода. В Росатоме утверждают, что ПАТЭС безопасна для климата, а ее назначение заменить Чаунскую ТЭЦ поможет сократить выбросы углерода. Кроме того, развитие ядерной энергетики в форме ММР является скорее положительным, чем отрицательным сигналом. Эта технология может заменить уголь и, будучи поставщиком электроэнергии для базовой нагрузки, способна поддерживать производство возобновляемой энергии.

    Геополитические перспективы

    В Москве, вероятно, понимают, что высокие затраты на разработку ПАТЭС имени Академика Ломоносова будут компенсированы ее геополитическими выгодами. Опять же, первая в мире ПАТЭС служит двум политическим и внешнеполитическим целям России: доминированию в арктическом регионе и становлению мировым ядерным лидером. Северное Ледовитое море — регион с высокой геополитической конкуренцией. Россия, которая может похвастаться самой длинной береговой линией в Арктике, является лидером среди арктических прибрежных государств, которые претендуют на то, чтобы охранять, исследовать, обрабатывать, использовать и, в конечном итоге, получать прибыль от развития региона.

    В то время как почти все соседние арктические прибрежные государства являются членами НАТО, Россия добилась наибольшего увеличения своего военного присутствия и потенциала в Арктике. Это включает в себя модернизацию существующих военных баз и объектов, таких как Северный флот, создание новых баз, таких как военно-воздушные силы, на архипелаге Земля Франца-Иосифа, а также проведение крупномасштабных учений. Ежегодные российские военные учения «Центр-19», проводившиеся в 2019 году, проходили в большинстве районов Арктики. В учениях приняли участие около 300 000 военнослужащих. Кроме того, Россия регулярно проводит полеты стратегических бомбардировщиков вдоль Полярного круга, чтобы сдерживать членов НАТО, особенно США. С точки зрения стратегических интересов НАТО не конкурирует с Россией за Арктику. Из-за отсутствия подходящего ледокольного флота ВМС США будет сложно даже добраться до этого района.

    Усилия России по обеспечению безопасности служат более высокой стратегической цели экономического использования региона, поскольку Россия знает о возможном использовании Арктики в гражданских целях. Частично из-за изменения климата судоходные маршруты привлекут другие страны, чтобы претендовать на свою долю в Арктике. Среди них Китай, самопровозглашенное «приарктическое государство», обозначенное в «Политике Китая в Арктике» 2018 года. Пекин получит наибольшую выгоду от Северного морского пути, который китайцы уже называют «Полярным Шелковым путем». Москва знает об интересе Пекина. «Академик Ломоносов», как один из многих символов притязаний России на Арктику, направляет приглашение и предупреждение третьим странам использовать преимущества Арктики только с одобрения российского правительства и через него.

    С другой геополитической точки зрения, ПАТЭС служат России для поддержания стратегических внешнеполитических отношений между Москвой и странами, которые стремятся получить малую ядерную энергию. У Росатома есть несколько проектов АЭС в зарубежных странах. Эти проекты АЭС помогли и в будущем помогут России сохранить политическое влияние на третьи страны. Самый яркий пример — строительство Росатомом АЭС в Турции, которая попала под пристальный взгляд во время сирийской войны в 2019 году. Турецкие и российские войска поддерживали противоборствующие силы в сирийской войне. Это приводило к частым вооруженным столкновениям между турецкими и российскими войсками, а также к дипломатическим спорам. Угроза отказа от нескольких российских инфраструктурных проектов в Турции, включая АЭС, способствовала сближению двух стран. Создание ПАТЭС в дополнительных странах обеспечит России более широкий диапазон дипломатического влияния на таких континентах, как Африка и Южная Америка.

    Outlook

    Разработка «Академика Ломоносова» — большое достижение для России. Хотя общие затраты на разработку превысили первоначальные инвестиционные затраты, дипломатические и долгосрочные выгоды могут компенсировать начальные затраты на это предприятие.

    Росатом как развивающаяся компания расширил и диверсифицировал свой портфель в атомной отрасли. В его портфолио крупные проекты АЭС, добыча урана, а модернизированный атомный ледокольный флот имеет, а теперь добавил и ПАТЭС. Потенциал экспорта ПАТЭС и технологии ПАТЭС имеет для Росатома важнейшее стратегическое значение. ПАТЭС идеально подходят для стран с развивающейся экономикой в ​​средненаселенных странах без отечественной атомной промышленности. Такие страны чаще всего встречаются на азиатском, африканском и южноамериканском континентах. Китай и другие страны с развитой экономикой, разрабатывающие свои ядерные технологии, не будут целевыми рынками.

    «Академик Ломоносов» — это только начало инновационного процесса. Концепция малогабаритных ядерных реакторов для маломощных потребителей, таких как корабли и подводные лодки, существует уже почти 50 лет. Коммерческое использование и развитие этой концепции были возрождены с Росатомом в качестве пионера. Возможность совместить преимущества ПАТЭС, такие как мобильность, гибкость, малотоннажное производство электроэнергии и доступность с точки зрения низкого фактора затрат и времени на производство реактора, потенциально может заполнить несколько рыночных ниш.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *