Ссср символы: Символы СССР

Как жили в СССР: семь символов советской эпохи

Комсомольская правда

Результаты поиска

ИнтересноеИнтересное

Кристина КАЗАРИНА

24 декабря 2013 1:00

25 декабря 1991 года Михаил Горбачев подал в отставку с поста президента СССР. Так закончилась эпоха Советского Союза — яркое, незабываемое время со своими уникальными явлениями. Вот семь самых ярких из них

Пятиконечная звезда и красные флаги — символы СССР

Олимпийский мишка

Одним из главных событий времен Советского Союза стала Олимпиада 1980 года. Тогда она действительно объединила народ, который в едином душевном порыве был поглощен лишь мыслями о спортивных дружественных состязаниях. Талисманом Олимпиады-80 стал мишка — символ силы, упорства и смелости. Мишка, нарисованный художником Виктором Чижиковым, так полюбился всем, что его даже сделали героем мультфильмов, правда, есть предположение, что мультик был сатирическим. Под Бабой-Ягой, которая постоянно «против» могла подразумеваться Америка, призывавшая бойкотировать Олимпиаду.

Впрочем, во время создания мультика о бойкоте ее не было объявлено… Когда на закрытии Олимпиады огромный резиновый мишка улетал ввысь на воздушных шарах под песню Пахмутовой и Добронравова, прощаясь с советскими гражданами, все плакали. Плакал и сам олимпийский улыбчивый мишка, выложенный разноцветными флагами-»фонарями» на трибунах. Однако изначально слеза на медвежьей мордочке не была предусмотрена: просто на репетиции скучающие «студенты» допускали ошибки при открытии флагов, и в результате под глазом медведя получился вертикальный ряд перевернутых «фонарей», похожий на слезу. Лев Немчик подметил это, и «слезу» тоже взяли в репетицию, а потом изобразили на церемонии закрытия Олимпиады.

Открытие Олимпийских игр-80 в Москве: баскетболист Сергей Белов зажигает олимпийский огонь

Космическая тематика

В 1961 году в космос полетел первый человек — советский человек, Юрий Гагарин. А потом СССР еще и запустили в космос первый искусственный спутник Земли. Разумеется, эти достижения не могли не отразиться на советском дизайне.

Даже знаменитый серп в эмблеме «серп и молот» в некоторых случаях удлиняется и представляет собой уже след от ракеты. Даже пылесосы стали напоминать космические объекты и носить их название. Так, знаменитыми предметами бытовой техники стали пылесосы «Ракета» и «Сатурн». Последний — круглый, с кольцом вокруг корпуса — действительно был похож на планету.

Советские марки космической тематики

Граненый стакан

В Советском Союзе все производилось самостоятельно, методом проб и ошибок. Не все удавалось, но некоторые предметы обихода. Поистине, могли похвастаться выносливостью. Например, советские радиоприемники пользовались популярностью даже за границей, а некоторые советские вещи, к примеру пылесосы, у россиян работают до сих пор! Тогда вещи делали «для людей», а не для того, чтобы она поскорее сломалась и пришлось покупать другую. Разнообразием товаров прилавки не пестрели, квартиры обставляли с ухищрениями, наводя красоту и обустраивая уют в скромном жилище.

Настоящей гордостью и символом достатка могло стать богемское стекло, хрусталь, фарфор бережно хранящийся в «стенке» — еще одном характерном признаке советского интерьера. А вот символом обыденных, грубых, но крепких предметов обихода стал знаменитый граненый стакан. Практически не разбиваемый стакан был приспособлен и для хмельных посиделок с выпивкой, и для промышленных посудомоечных машин. Любопытно, что дизайнер этой своеобразной «легенды» Вера Мухина создала еще один шедевр, гораздо более масштабный — скульптуру «Рабочий и колхозница», ставшую символом Мосфильма и большой части советского кинематографа.

Музей истории водки

Автоматы с газированной водой

Общественные автоматы с газированной водой стояли в любом продуктовом магазине или столовой. Стакан простой газированной воды стоил 1 копейку, стакан воды с сиропом — 3 копейки. Мальчишки превратили бесплатное добывание воды в национальный вид спорта: то привязывали к монетке леску, делали поддельные жетоны, или просто ударяли по автомату в нужном месте. Все это делалось лишь из спортивного интереса, экономической выгоды тут, разумеется, не было: 3 копейки не были богатством даже для ребятни. Другое дело, что трехкопеечную монетку было непросто достать, но на улицах были обменные пункты.

Автоматы с газировкой в музее советских игровых автоматов

Очереди

Прилавки магазинов нельзя было назвать пустыми, но уставлены они были небогатым ассортиментом. Тем не менее, за покупками приходилось выстаивать многочасовые очереди. Поэтому к праздникам старались закупаться заранее, уставляя холодильник деликатесами и запрещая домочадцам их пробовать до Нового Года или Дня рождения. Правда, через знакомых можно было достать и дефицитных продуктов и вещей. Особенный ажиотаж появлялся, когда на прилавки «выбрасывали» (специальный и весьма популярный термин тех времен) заграничные вещи — это было особым шиком. Товар, разумеется, быстро кончался, первыми разбирали самые расхожие размеры — поэтому, случалось, что люди простаивали несколько часов в очередях понапрасну.

Бывало, занимали места заранее (например, в столовую к обеду) и в нескольких очередях сразу. В первой половине прошлого века самые длинные очереди тянулись от продуктовых магазинов, в 80-е — от магазинов с одеждой. В начале 90-ых уже можно было постоять в очереди в первый московский Макдональдс…

Первые джинсы

Непроницаемость «железного занавеса», возведенного в 20-ых годах, к 50-ым стала колебаться. Если раньше одежда была незатейливой и темной, то теперь у людей появилась возможность поглядывать на зарубежную моду, а в расцветках появляются яркие краски. В 60-ые СССР появились первые джинсы — невероятная ценность. Поначалу приобрести ее можно было лишь тайком, у спекулянтов, за большие деньги… Ну а в 70-ые влияние Запада на моду ощущалось гораздо явственнее. Появились и хиппи, и стиляги, позже — панки. Клеш стал популярен после фильма «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой. Престижным считались сапоги-чулки, водолазки, портфель-»дипломат». Женщины начинают носить брючные костюмы, ярко краситься и делать на голове начесы.

Мода 60-ых: выставка исторических костюмов из коллекции Александра Васильева

Телевидение

В 1951 году было основано Центральное телевидение Гостелерадио СССР. Телевизор становится «главным украшением стола», все увлеченно смотрят первые передачи, первые кинохиты тех лет. Артисты, ведущие и дикторы становятся узнаваемыми и популярными личностями. Письма от телезрителей, пришедшие на студию — просьбы, отзывы, советы, мнения, претензии — исчисляются мешками. По количеству этих мешков определяли, кого из артистов приглашать на главную программу — «Голубой огонек»: все зависело от того, сколько было прислано писем с просьбой показать в новогоднюю полночь того или иного артиста. Все, происходящее на экране, зрители принимают близко к сердцу — ведь альтернативы пока нет, все смотрят одно и то же и без привычки еще не совсем умеют отличать «экранную реальность» от действительности. Актерам отправляют письма, совершенно серьезно адресованные их персонажам, а уж если соведущие — мужчина и женщина, то они, конечно же, муж и жена, и никак иначе.

Телевизор стал окном в мир, гораздо более интересным, нежели радио.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ООО «МЕДИА РЕЗЕРВ». Адрес редакции КП-Уфа: 450006, г. Уфа, ул. Пархоменко 156/3 оф 611. Контактный тел. +7 (347) 292-44-47. Редактор — Максютов Р.А.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Советское или российское? Как символы СССР стали частью современной России

  • Мария Корниенко
  • Русская служба Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

С момента распада СССР прошло 30 лет. Многие из бывших советских республик приняли законы о десоветизации, запрещают символику СССР и сносят памятники вождям. В России советские символы до сих пор встречаются повсеместно — начиная от государственной символики и памятников, заканчивая одеждой и сувенирами для туристов.

Русская служба Би-би-си разбиралась, какую роль в повседневной жизни современной России играет советская символика, как воспринимается обществом, и несет ли в себе прежний идеологический смысл.

«Лучшее время в истории страны»

В России об отказе от символов СССР сегодня речи не идет. Столетие Октябрьской революции в 2017 году так и не стало поводом для общественной дискуссии о прошлом и его символах. Мавзолей с телом Ленина по-прежнему стоит на главной площади страны, а власти зачастую используют ностальгию по Союзу как способ укрепить собственную популярность.

Владимир Путин еще в 2005 году назвал распад Союза «величайшей геополитической катастрофой XX века», за годы своего президентства превратил победу СССР над фашистской Германией в одну из главных тем современной российской политики, а в начале этого года лично предложил Госдуме принять законопроект, запрещающий публично отождествлять роли СССР и фашистской Германии.

По мнению социолога Льва Гудкова, с приходом к власти бывшего директора ФСБ в России начался процесс ресоветизации. «Более важно — началась критика реформ, западной демократии, в противовес которой стали поднимать советские символы, возрождать мифы сталинской модернизации, превращения страны в супердержаву и многое другое,» — говорит Гудков.

Отказ от советской символики: бывшие республики СССР

Наиболее последовательны в политике десоветизации были ныне входящие в ЕС Балтийские страны, где введен запрет на демонстрацию советской символики в общественных местах. Например, в Латвии запрещено использовать советские, а также нацистские, символы во время публичных мероприятий.

В 2011 году Грузия приняла Хартию свободы, где декларировала борьбу с советской и нацистской символикой и ввела целый ряд должностных ограничений бывшим высшим чинам Коммунистической партии и комсомола. Но на деле борьба затянулась, а годом ранее памятник Сталину в Гори сносили под покровом ночи (чтобы не расстраивать жителей города, где родился Иосиф Джугашвили) и перенесли в местный музей.

В октябре 2012 года в Молдавии вступил в силу закон, запрещающий использование «тоталитарных» советских символов в политических целях. В первую очередь закон коснулся серпа и молота, впоследствии помешав Коммунистической партии страны участвовать в выборах. Но уже в 2013 году запрет был отменен Конституционным судом, посчитавшим его противоречащим Конституции.

Власти Украины приняли целый ряд законов о декоммунизации в 2015 году. После чего по стране прокатилась волна переименований городов и населенных пунктов и были снесены памятники Ленину.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

По результатам проведенного в 2018-м году опросе «Левада-центра» (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента), социологи отметили тренд на усиление ностальгии по Советскому Союзу. Тогда доля «сожалеющих» в 2,5 раза превысила тех, кто не скучает по советским временам (66% против 25% соответственно).

А в прошлом году новое исследование «Левады» показало, что 75% опрошенных россиян считают советское время лучшим в истории страны (не согласны с этим 18%). Из положительных черт советской эпохи опрошенные отмечают стабильность и порядок, хорошую жизнь («легче жилось») и личную жизнь — свою молодость и молодость родителей. О распаде СССР сожалеют 65% опрошенных, но возвращения Союза хотели бы только 28% респондентов, считая, что у России — особый путь (58% опрошенных; для сравнения: европейский вариант развития поддерживают 10% респондентов).

Директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева считает, что «если в 1990-е годы мы пытались отказаться от советского прошлого окончательно и бесповоротно, то с начала 2000-х мы начали говорить, что, пусть Советский Союз и не был лучшим местом на Земле, в нем было много хорошего — победа в войне, полет в космос, индустриализация».

По словам Лихачевой, влияние Советского Союза на жизнь современной России «не может не быть огромным». С ней соглашается историк и культуролог Сергей Никитин-Римский, который убежден, что роль Советского Союза в эстетике и повседневной жизни страны сложно переоценить.

«Советский Союз — наследник дореволюционной империи, и в художественном, и в визуальном плане. Поскольку культурная революция, которая произошла в СССР в 1920-х и 1930-х годах, достигла своей цели, именно советское наследие оказывается более видимым, оно более осязаемое», — говорит он.

Гимн, звезды…и хоккейная форма

Одним из главных символов современного российского государства — гимн России, музыка которого была заимствована из гимна Советского Союза, а один из авторов текста старого советского и автор современного российского — один и тот же человек, поэт Сергей Михалков.

Согласно опросу ВЦИОМ, 63% респондентов считают, что современный гимн подходит образу России. При этом 13% респондентов заявляют, что предпочли бы вернуть гимну текст времен СССР — такое мнение было наиболее распространено среди групп россиян возраста 45-59 лет и от 60 и старше.

Елизавета Лихачева считает, что возвращение музыки из гимна СССР в современный гимн показательно. «Путинскую Россию часто сравнивают с периодом 1970-х и 1980-х в Советском Союзе, что вполне логично», — рассуждает она. «У 90 процентов населения не только России, но и всех стран бывшего СССР, советская символика безусловно вызывает ностальгию. Современные российские власти наконец-то поняли, что эту ностальгию можно использовать», — говорит эксперт.

Еще одна неотъемлемая часть государственного образа современной России — красные звезды Кремля, которые в 1930-е годы заменили собой двуглавых орлов, украшавших башни Кремля с начала XVII века. С момента распада СССР кремлевские звезды демонтированы так и не были.

По мнению директора Музея Архитектуры Елизаветы Лихачевой, вопрос не только и не столько в стоимости демонтажа. У современной России нет ответа на вопрос о том, чем заменить звезды: «Мы еще не самоидентифицированная нация, мы проживаем переходный период. Для нас советские символы — это часть нашей идентификации. Мы — советские люди, хотим мы того или нет. Соответственно, менять звезды сейчас — дорого и бессмысленно, потому что они часть нас».

  • Звезды Кремля: большевистская твердость и путинская эклектика
  • Почему автор «Рабочего и колхозницы» Вера Мухина считалась в СССР неблагонадежной

Не меняются в стране и названия улиц и населенных пунктов. После волны переименований в начале 1990-х, когда на карте вновь появились Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург, а в московском и питерском метро такие станции, как «Чистые пруды», «Охотный ряд» и «Сенная площадь», стремление полностью избавиться от советской топографии постепенно угасло. Сегодня во многих российских городах нетрудно найти площадь Революции или улицу Октября, а улицы Ленина часто оказываются центральными.

Историк и культуролог Сергей Никитин-Римский отмечает и особую эстетику советских названий. Слово «красный», особенно популярное в ранние годы советской власти, до сих пор повсеместно используется в российской топонимике: «Красные звезды не переименовали в советские звезды, у нас в языке осталось большое количество «красного» — совхозы, заводы, Красный Октябрь, Красный Пахарь, Красный пролетарий, Красный Профинтерн, Красное Сормово и другие. » Тем не менее, он добавляет, что, «как показывают беседы с местными жителями, эти названия уже потеряли свой пафос и связь с идеями мирового коммунизма.»

Цвета формы российских спортсменов на международных соревнованиях также выполняют важную функцию в формировании образа страны. Хоккейная форма российской сборной видоизменялась несколько раз с советских времен, но, в конечном итоге, вернулась к знакомому красному цвету, с добавлением синего, отсылающим к цветам триколора.

Красная хоккейная форма возрождает воспоминания о «Красной машине» — прозвище, которое получила хоккейная сборная СССР от канадцев и американцев за свои многочисленные победы.

Рассуждая о важности выбора цвета, Никитин-Римский связывает его с наследием СССР: «Мечты о Золотом веке, ностальгия — свойство человеческой души. И нам хочется прикоснуться к тому, что было славным, великолепным, чудесным. Если мы вспоминаем историю, мы хотим увидеть в ней нечто вдохновляющее. Успехи советской сборной по хоккею были выдающиеся.»

Памятники и архитектура

Архитектура советского времени продолжает формировать образы российских городов, становясь частью культурного наследия страны. Тем не менее, споры о памятниках Ленину, Сталину и другим деятелям СССР не прекращаются уже 30 лет.

  • Вождь без постамента: кто и зачем ставит памятники тиранам?
  • «Нападки на Сталина» и другие громкие заявления Сергея Лаврова
  • Собянин объявил, что памятника на Лубянке не будет. Ни Дзержинскому, ни Невскому

Сейчас в России установлено около ста памятников Сталину, многие из них появились после 2005 года. В Москве таких памятников не менее четырех: один из них находится в парке искусств Музеон, другой — на месте его захоронения у Кремлевской стены. Также памятники Сталину можно найти во Владимире, Нижнем Новгороде, Сургуте и других городах.

Недавний опрос Левада-центра (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента) показал, что если 20 лет назад вопрос установки памятника Сталину вызывал отрицательное отношение более, чем у трети россиян (36-37%), то сейчас идею такого памятника готова поддержать почти половина населения.

Более ранний опрос, проведенный в 2019 году, показал исторический рекорд популярности Сталина в новейшей истории России. Тогда больше половины опрошенных россиян рассказали о своем восхищении советским вождем или уважении к нему.

В феврале 2021 года на портале «Активный гражданин» прошло голосование о возвращении на Лубянку в Москве памятника Феликсу Дзержинскому. Хотя по итогам голосования памятник решили не возвращать, голоса москвичей разделились примерно поровну.

Но, по мнению экспертов, присутствие образа Сталина в российских городах вряд ли является отражением современной государственной идеологии. «В каждом городе есть муниципальная власть, есть активные горожане, интеллигенция — краеведы, учителя, архитекторы, врачи. Они решают, что в их городе допустимо», — считает Сергей Никитин-Римский.

Рассуждая о роли памятников советским деятелям в современной России, он говорит, что в этом вопросе «важны и гражданский, и художественный, и градостроительный аспекты. Когда город убирает одни памятники, встает вопрос — кого мы ставим на это место?»

Однако, по мнению Ольги Дружининой, директора по развитию в Московском музее дизайна, памятники советского времени уже давно не несут в себе того идеологического смысла, который был заложен в них изначально.

«Рабочий и колхозница — это просто памятник, который был поставлен на всемирной выставке в 1937 году, напротив павильона Германии. Понятно, что это был госзаказ, понятное дело, что Вера Мухина создала символ Советского Союза, — говорит она. — Это не символ, а памятники времени, эпохе, по которым можно проследить, как менялось отношение к архитектуре, пространству».

Говоря о советской архитектуре, директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева обращает внимание на политическую составляющую искусства строительства в СССР:

«С чего началась советская власть с точки зрения архитектуры? Со сносов. Большевики поступили как классический тоталитарный режим, они начали формировать идеологию в камне. Архитектура — самый простой и доступный способ пропаганды», — поясняет Елизавета Лихачева.

Впрочем, именно советский конструктивизм, по ее словам, стал одним из главных достижений мирового искусства. А Ольга Дружинина из Московского музея дизайна отмечает, что работы советских архитекторов говорят об иллюзорности идеи «железного занавеса» и показывают важность контактов с внешним миром в формировании архитектурного образа страны.

Но все же, по словам Дружининой, позже, в 1960-е годы «советская символика была абсолютно святой, несмотря на послабления и контакты с Западом, выставки и дизайнерские проекты, начавшийся обмен. Советский Союз всегда подчеркивал свое отличие от капиталистического мира, другие ценности».

И все же, влияние советских традиций на архитектуру не исчезло даже после его развала. Начиная с середины 1990-х, в Москве начали строить здания в стиле, который критики назвали «неосталинским».

Искусствовед и архитектурный критик Николай Малинин вспоминает, что первые такие дома появились в Москве в районе Октябрьского поля и были разработаны компанией «Донстрой» под руководством Максима Блажко.

«Тогда Максим Блажко уловил в настроениях то, что являлось первыми признаками ностальгии. Во второй половине 1990-х, когда, после перестроечной эйфории, попыток двинуться куда-то дальше вместе с миром, наступает отрезвление, и мы начинаем тосковать по советскому, — говорит он. — Страна начала тосковать по времени, когда был порядок, а его символом у нас, естественно, являлся именно Сталин. И в 1990-е этого порядка остро не хватало».

«Для всякого советского человека поколения 40-50 лет, которые тогда как раз вступили в силу и стали потенциальными покупателями жилья, именно сталинская архитектура олицетворяла качественную архитектуру. Сталинских домов было очень много, их все видели, многие ходили туда в гости, — объясняет Малинин. — И именно сталинский дом, с его высокими потолками, широкими подоконниками, широкими, крепкими стенами, стал символом хорошего жилья в городе».

Малинин добавляет, что «никакого политического заказа на такую архитектуру тогда еще, конечно же, не было». По его мнению, это был удачный бизнес-ход, а также попытка переосмыслить традицию сталинской архитектуры: «Это была постмодернистская попытка прочитать сталинский стиль. Ничто не связывало этих архитекторов, как это было в сталинское время, поэтому это был более веселый, разнообразный стиль».

Заработать на советском прошлом

Символы Советского Союза в современной России проявляются и в новой для себя функции, становясь предметами коммерции. Например, в интернет-магазинах можно легко найти различные артефакты, напоминающие об ушедшей эпохе СССР — реплики орденов, пилотки, шапки-ушанки с красной звездой, плакаты с советскими слоганами и даже футболки и кружки со Сталиным.

В начале 2000-х дизайнер Денис Симачев выпустил коллекцию одежды с советской символикой, в которую входили такие предметы, как пальто с серпом и молотом на пуговицах и рубашки, украшенные гербом СССР. При этом, сам он считал, что символы являются не более чем предметом ностальгии и воспринимаются многими «как приятные воспоминания, например, о пионерских лагерях, где все жили вместе, ели вместе и занимались спортом».

А некоторые российские предприятия сегодня успешно строят бренды и маркетинговые кампании на собственном социалистическом прошлом: кондитерская фабрика «Красный Октябрь,» ныне входящая в холдинг «Объединенные кондитеры,» торгует популярными еще в советское время конфетами «Мишка Колосапый» и «Огни Москвы». А парфюмерный хит советских женщин духи «Красная Москва» сегодня можно купить в интернет-магазине фабрики «Новая Заря».

  • «Красная Москва»: как придуманные до революции духи стали символом СССР
  • Революция 1917 года и женщины: что изменилось?

Целевая аудитория у таких товаров по-прежнему есть, и она активна. Опрос ВЦИОМ 2014 года показал, что более 30 процентов россиян посчитало, что «советские» марки отличает высокое качество, а почти четверть сказали, что покупают продукцию этих брендов из-за хорошего вкуса.

По словам культуролога Сергея Никитина-Римского, популярность советских марок на российском рынке неудивительна: «Для нас это наиболее видимая, яркая часть наследия. А наследие вызывает чувства — в первую очередь, ностальгию.»

«Мы здесь упираемся в то, что основной частью этого наследия оказывается осязаемое наследие наших бабушек и дедушек. Предметы, которые лежат у нас на дачах, в сараях, в квартирах наших предков — они все говорят об этом времени. Естественно, мы душевно к этому тяготеем, мы воспринимает это как время, когда наши любимые люди были молодыми, любили, когда начиналась их жизнь»,- говорит он.

Однако, уточняет историк, в этой ностальгии едва ли есть что-либо помимо эмоциональной составляющей, так как «содержательный аспект там минимален».

Но директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева, говоря о будущем советской символики и художественного наследия СССР говорит, что оно будет недолгим: «Мы помним, что Моисей ходил по пустыне 40 лет. То же самое происходит сейчас: мы живем в последнем отрезке этого сорокалетия, после которого мы сможем окончательно освободиться от прошлого, потому что вырастут люди, которые не знают, что такое Советский Союз».

При оформлении статьи использовались фотографии Getty Images

Категория:Национальные символы — Wikimedia Commons

Подкатегории

Эта категория имеет следующие 16 подкатегорий из 16.

A

  • Символы Акана‎ (2 C, 1 F)

  • Национальные животные‎ (1 C)

  • Государственные гимны‎ (11 C, 2 P, 45 F)

C

  • Государственные гербы‎ (3 C, 7 F)

  • Кокарды по странам‎ (35 C)

Ж

  • Национальные флаги стран‎ (15 C, 3 P, 28 F)

  • Национальные цветы‎ (3 C, 3 F)

I

  • Символы национальной принадлежности‎ (13 C, 1 P, 3 F)

  • Международные регистрационные коды транспортных средств‎ (6 C, 45 F)

СМИ в категории «Национальные символы»

Следующие 30 файлов находятся в этой категории из 30 всего.

  • 1908 г. Заявки на участие в конкурсе на герб Новой Зеландии — «Altera Britannia Austri Sub Cruce Florescens» (Страница 1).jpg 900 × 989; 293 КБ

  • 1908 г. Заявки на участие в конкурсе на герб Новой Зеландии — «Altera Britannia Austri Sub Cruce Florescens» (Страница 2).jpg 900 × 1155; 411 КБ

  • 1908 г. Заявки на участие в конкурсе на герб Новой Зеландии — «Altera Britannia Austri Sub Cruce Florescens» (Страница 3).jpg 900 × 1013; 297 КБ

  • 1908 г. Заявки на участие в конкурсе на герб Новой Зеландии — «Altera Britannia Austri Sub Cruce Florescens» (Страница 4).jpg 900 × 960; 379 КБ

  • 1908 г. Работы на конкурс герба Новой Зеландии — «Deo et Domo».jpg 900 × 708; 288 КБ

  • 1908 г. Работы на конкурс герба Новой Зеландии — «Patria Dei» (Страница 1).jpg 900 × 1407; 581 КБ

  • 1908 г. Работы на конкурс герба Новой Зеландии — «Patria Dei» (стр. 2).jpg 900 × 1400; 562 КБ

  • 1908 г. Работы на конкурс герба Новой Зеландии — «Patria Dei» (стр. 3).jpg 900 × 1385; 505 КБ

  • 1908 г. Работы на конкурс герба Новой Зеландии — «Patria Dei» (стр. 4).jpg 900 × 1380; 355 КБ

  • 1908 г. Работы на конкурс герба Новой Зеландии — «Patria Dei» (стр. 5).jpg 900 × 1407; 431 КБ

  • 1908 г. Работы на конкурс герба Новой Зеландии — «Patria Dei» (стр. 6).jpg 900 × 1412; 461 КБ

  • 1908 г. Работы на конкурс герба Новой Зеландии — «Progrediatur».jpg 900 × 1301; 353 КБ

  • 1908 г. Работы на конкурс герба Новой Зеландии — «Prosit» (стр. 1).jpg 900 × 1318; 420 КБ

  • 1908 г. Работы на конкурс герба Новой Зеландии — «Prosit» (стр. 2).jpg 900 × 1316; 321 КБ

  • Bladmuziek van het Nederlands volkslied Wilhelmus van Nassouwe in de bewerkin, Bestanddeelnr 934-8353.jpg 2209 × 2973; 986 КБ

  • Резной цветок лотоса. jpg 3150 × 3244; 1,45 МБ

  • Цветная иллюстрация войск Анзака после боев в Галлиполи во время Первой мировой войны (5681735081).jpg 747 × 1000; 142 КБ

  • Флаг движения за независимость Басурии.svg 844 × 475; 16 КБ

  • Правительственная газета Республики Намибия — № 6807.pdf 1239 × 1752, 10 страниц; 1009КБ

  • Лантбруксмёте. Akvarell av Fritz von Dardel — Nordiska museet — NMA.0043664.jpg 3000 × 2164; 489 КБ

  • LIE 1969 MiNr0517 mt B002b.jpg 1153 × 827; 308 КБ

  • Представление герба Новой Зеландии — Письмо о представлении Ко Ти Венуа Аке а Ио (1908 г.) .jpg 900 × 832; 240 КБ

  • Представление герба Новой Зеландии — Мультум в Парво 10 (1908 г.).jpg 900 × 1312; 313 КБ

  • Представление герба Новой Зеландии — Мультум в Парво 5 (1908 г.).jpg 900 × 1309; 288 КБ

  • Представление герба Новой Зеландии — Мультум в Парво 6 (1908 г. ).jpg 900 × 1312; 281 КБ

  • Представление герба Новой Зеландии — Мультум в Парво 7 (1908 г.).jpg 900 × 1309; 296 КБ

  • Представление герба Новой Зеландии — Мультум в Парво 8 (1908 г.).jpg 900 × 1315; 284 КБ

  • Представление герба Новой Зеландии — Мультум в Парво 9 (1908 г.).jpg 900 × 1315; 307 КБ

  • Представление герба Новой Зеландии — Tempest Fugit (1908 г.).jpg 900 × 1313; 296 КБ

  • Tyresö слот для входа — Nordiska museet — NMA.0079517.jpg 3000 × 2162; 4,23 МБ

Расшифровка наиболее распространенных символов советской пропаганды

Символы — это мощный культурный язык, используемый для передачи сложных идей с простотой и элегантностью. Советские художники были мастерами этого языка, используя символы в своем искусстве для создания ярких и выразительных образов, понятных с первого взгляда. Их искусство было не только эстетически приятным, но и эмоционально резонансным, находя отклик у публики и оставляя неизгладимое впечатление.

Символы также использовались в советском искусстве для передачи скрытых политических посылов. Поскольку государство подвергало искусство и средства массовой информации жесткой цензуре, художникам часто приходилось быть тонкими в своей критике правительства и его политики. Используя символы, художники могли передавать свои идеи таким образом, который не сразу бросался в глаза зрителям, избегая при этом государственной цензуры.

Почти на каждом советском пропагандистском плакате есть хотя бы один символ — скрытый или на виду. Вот пять известных символов и их значения:

Серп и молот символизируют единство крестьянства (серп) и рабочего класса (молот). В совокупности они представляют собой идею о том, что все рабочие едины в своей борьбе за лучшее будущее. Серп и молот часто изображают красным, цветом коммунизма, и часто окружают венком из пшеницы, символизирующим изобилие и процветание.

Знак качества в Советском Союзе был символом, указывающим, что продукт соответствует определенным стандартам качества, установленным государством. Символ представляет собой букву К (от русского слова «Качество»), повернутую на бок, чтобы выглядеть как набор весов, удерживающих буквы СССР (СССР). Он использовался для широкого спектра продуктов, чтобы продвигать идею о том, что советские товары были высокого качества и могли доверять потребителям. Знак также использовался для отличия советской продукции от иностранной и для продвижения ее предполагаемого превосходства.

Медведь является национальным символом России и ассоциируется с силой, мощью и стойкостью. В советской пропаганде медведь часто изображался как сильное и могучее животное, защищающее Советский Союз и его народ от угроз. Он также использовался для обозначения советского народа и его единства. Но медведей на плакатах CYRK часто можно увидеть катающимися на велосипедах или балансирующими на мячах — символическая стенография, критикующая неуклюжие попытки СССР завоевать мир. Советские художники творчески и тонко критиковали правительство и его политику, но при этом передавали основные принципы коммунизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *