Сравнительная характеристика платона и аристотеля: Сравнительная характеристика Платона и Аристотеля Вступление

Сравнительная характеристика Платона и Аристотеля Вступление

Платон и Аристотель (427 — 347 до н. э.) и (384 — 322 до н. э.) Платон и Аристотель — это великие древнегреческие философы. Оба философа принадлежат к античной философии, которая охватывает период — с 6 ст. до Н. Э. — до 6ст. Н. Э. Период их деятельности, называется — классический период большого синтеза. В это время происходит смена проблематики от природы к человеку и обществу. Также, философы создают первые философские системы, т. е. круг философских проблем. Платон — великий мыслитель, является основоположником объективно-идеалистичекой философии. Основное достижение Платона — это открытие и обоснование сверхчувственного, сверхфизического мира идеальных сущностей. Аристотель — это первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, которая охватила все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Несмотря на то, что Аристотель является учеником Платона, в их суждениях есть не только сходства, но и различия.

«Учение о бытие» 1) Согласно Платону существует «идея». Она может существовать как сама по себе, так и для всех предметов как общее. Платон применяет слово «идея» для обозначения сущности предмета, так же он использует это слово для названия «формы», «фигуры», «облика». Платон настаивал на том, что «идея» есть форма, которую нельзя понять чувствами, а можно постичь лишь с помощью ума, т. е. с помощью размышления.

В отличие Платона, Аристотель утверждает, что бытие не может являться ни «чистой идеей» («эйдосом»), ни их материальным отражением («вещью»). Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая 9характиристиками: количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

2) Платон в своей онтологии разделял действительность на два мира: 1) мир идей и мир 2) чувственных вещей. Он говорил: «Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними».

Философ считал, что мир идей — первичен, так как идеи являются неизменными, неподвижными, вечными и все в мире является производным от идей. Мир чувственных вещей или материальный мир — вторичен, так как это является лишь «тенью» произведённой от мира идей.

Со своей стороны, Аристотель критиковал философию Платона, согласно которой, действительность можно разделить на «мир чистых идей» и «мир чувственных вещей». Аристотель настаивал на том, что «чистые идеи» не могут быть оторваны от реального мира. Они не могут существовать сами по себе, так как не имеют собственных характеристик, свойств и качеств. Согласно Аристотелю существуют не «чистые идеи», а только «единичные, конкретные вещи», которые называются «индивидуумы», т. е. неделимые. Философ считал, что «индивидуумы» — это первичная сущность, а «виды и роды индивидуумов» — вторичная.

3) Также относительно понятия про «материю» у философов существуют несоответствия. Объясняя чувственный мир, Платон ввел понятие «материя». Материя, по Платону, это «восприемница и как бы кормилица всякого рождения». Он считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна и неопределенна.

Аристотель соотносит материю с формой. Он приводил пример, что материей медного шара является медь, а формой — шарообразность. Если рассматривать живое существо, то материей является его телесный состав, а формой — душа. Ещё Аристотель, рассматривал материю как — пассивное начало, а форму как — активное. На счет небытия, философ говорил, что оно в онтологическом смысле не существует. Оно может существовать только в относительном смысле в некоторых понятиях, например, нигде, никогда и т. п.

Вывод: сравнив учения о бытие можно сказать, что Платон был идеалистом, т. к. в его понимание «идея» превыше всего. «Идея» является началом всего сущего. Аристотель же, не является последовательным материалистом, хоть и рассматривал вещи (явления) как единство материи и формы. Однако источником движения, он считал бога. Поэтому, не смотря на его критику, по поводу философии Платона об «идеях», Аристотеля можно считать идеалистом.

«Идея души» В отличие от Платона, Аристотель говорит, что душа — это энтелехия тела, т. е. внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат, благодаря которой тело имеет способность к жизни, ощущениям и мышлению. Аристотель считает, что душа неотделима от тела, но сама имматериальная, не телесная, т. е. душа есть некий смысл и форма, а не материя, не основа всего существующего. Согласно Аристотелю, когда тело умирает, то душа освобождается для вечной жизни, т. е. душа вечна и бессмертна.

2) Платон считал, что душа человека до своего рождения существует в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно, пребывает в теле человека, «вспоминая о мире идей». То есть основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать.

Аристотель же говорил, что душа отражает действительности всемирного и вечного Ума, а также образует гармонию для тела. Душа различает и познает всё сущее.

3) Платон выделяет три начала души: 1) разумное начало; 2) яростное начало; 3) страстное начало. Разумное начало — обращено на познание и сознательную деятельность, яростное — стремится к порядку и преодолению трудностей, а страстное — выражается в бесчисленных сильных желаниях человека. Свои концепции о душе, Платон изложил в диалогах «Государство» и «Федр».

Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от восприятия — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Свои концепции о душе, Аристотель изложил в трактате «О душе».

Вывод: сравнив идею души Платона и Аристотеля, можно сделать вывод, что Платон рассматривал душу и тело дуалистическим способом, считая, что тело — тлено, а душа — умна. Он говорил, что тело — это «темница для души». Согласно Платону, душа имеет подобную «чистой идее» природу. В отличие от Платона, Аристотель считает, что душа неотделима от тела, она является энтелехией тела, образует гармонию тела. Оба мыслителя, утверждают, что тело — смертно, а душа — вечна, бессмертна. Также философы, считают, что душа может познавать бытие.

«Взгляд на общество и государство» 1) В взглядах на общество и государство Платон опирался на свою теорию идеи и идеала. Платон считал, что отдельный человек не в силах обеспечивать свои потребности в пище, жилище одежде и т. д. «Идеальное государство и общество» для философа это наличие рабочего класса, обслуживающего персонала, а также правителей, т. е. это сообщество земледельцев, ремесленников производящих все необходимое для жизни граждан, воинов и философов-правителей.

Для Аристотеля «идеальным государством» является государство, в котором преобладает средний слой населения, т. е. люди между рабовладельцами и рабами. Аристотель считал, когда в государстве много бедняков, то неизбежно бывают враждебно настроенные элементы общества. Понятия «общество» и «государство» Аристотель отождествлял, поэтому он вынужден был искать элементы государства.

2) Согласно Платону, государством могут мудро и справедливо управлять только аристократы, как лучшие и наиболее мудрые граждане. Земледельцы и ремесленники должны добросовестно выполнять свою работу. Охранять государство должны стражи порядка, причем они обязаны жить изолированно от других граждан и питаться за общим столом.

По мнению Аристотеля, бедные и богатые элементы существуют противоположно друг другу, и в зависимости какой слой общества преобладает, то и соответствующая форма государственного строя устанавливается. Аристотель выделил три главных слоя граждан: 1) очень зажиточные; 2) средние; 3) крайне неимущие. В отличие от Платона, философ враждебно относился к зажиточным людям, считая, что они, попирают ногами общественные традиции и законы, стремясь к власти.

Он думал, что аристократы склонны к роскоши и хвастовству. Аристотель был сторонником рабовладельческой системы. А также он считал, что интересы, цели и деятельность людей зависит от их имущественного положения и происхождения. Если человек по природе — с рождения — земледелец, то он будет работать на зажиточного элемента общества, будет рабом, а если человек с рождения живет в достатке, то он будет управлять бедняками и лишь стремиться к жизни вообще. Но, по мнению философа, государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

3) Платон выделяет семь типов государства, но ныне существует всего шесть: 1) монархия — справедливая власть одного человека; 2) тирания — несправедливая власть одного человека; 3) аристократия — справедливая власть меньшинства; 4) олигархия — несправедливая власть меньшинства; 5) демократия — справедливая власть большинства; 6) тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Согласно Платону, стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Аристотель выделяет шесть типов государства: 1) монархия; 2) тирания; 3) аристократия; 4) крайняя олигархия; 5) охлократия (власть толпы, крайняя демократия) ; 6) полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» — идеал Аристотеля.

Вывод: проанализировав «взгляд на общество и государство», как Платона, так и Аристотеля можно сделать вывод. Государство Платона — это утопическое государство, в котором правят аристократы, т. е. философы-правители (мудрейшие из мудрейших). Государство, в котором все соответствует системе идеалов. А государство Аристотеля — это реальное, земное государство, в котором преобладает средний класс населения, а форма правления включает в себя совокупность умеренной олигархии и демократии.

Вывод Проанализировав взгляды философов по трем концепциям: «учение о бытие», «идея души» и «взгляд на общество и государство» можно сделать вывод. Несмотря на то, что оба философа являются древнегреческими мыслителями античной философии классического периода и один из них (Платон) был учителем второго (Аристотеля), в их концепциях можно найти как сходства, так и много расхождений.

Согласно Платону, бытие — это «чистая идея», а небытие — бесформенная материя. Согласно Аристотелю, бытие — это субстанция с 9-ю характеристиками, а небытие — существует лишь в словах «нигде и никогда». Хотя учения о бытие имеют некие расхождения, оба философа являются — идеалистами.

Исходя из учений о душе, можно сказать, что Платон рассматривает душу отдельно от тела, а Аристотель неотъемлемо от него. Но оба мыслителя уверены, в том, что душа бессмертна.

Что касается «общества и государства», то Платон рассматривает идеальное государство, которым управляют аристократы, а Аристотель рассуждает — о земном государстве со средним слоем населения, где властвует разумная олигархия и демократия.

Проанализировав и сравнив вышеуказанные концепции Платона и Аристотеля, я могу сказать, что в понимание о бытие, об идее души и взгляде на общество и государство, я больше всего склоняюсь к рассуждениям Аристотеля. Потому что, так же как и он, я считаю, что бытие это некая субстанция с характеристиками; и еще есть форма и материя, например, тот же медный шар. Также я соглашаюсь с его определением, что душа неотделима от тела и сосуществует в гармонии с ним. Душа, после смерти тела, возносится ввысь — в рай, где она существует вечно. т. е. она является бессмертной. Что касается, общества и государства, я думаю, что правителем должен быть человек из народа, понимающий проблемы простых людей. А государство должно быть демократическим. Потому что, аристократы из-за чрезмерного материального достатка и всемогущей власти не смогут понять обычного человека из среднего слоя общества, так как аристократам не близки их проблемы.

Сравнение взглядов древнегреческих мыслителей — Платона и Аристотеля

Оглавление

I. Платон

Жизнь Платона

Платон о государстве

II. Аристотель

Жизнь Аристотеля

Деньги и торговля в понимании Аристотеля

Список используемой литературы

Платон

Жизнь Платона

В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом.

В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию, где знакомится с тираном Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.

Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом, где основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.

В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во власти «просвещенного» тирана Дионисия Младшего.

В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.

Интерес к древнегреческому философу Платону, к его творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек — Платон. «… Платон — один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, — мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений», — писал В.Ф. Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих проблемах очевидно.

Платон о государстве

В произведении «Государство» представлен проект идеального государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обязанностей — естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: философы (правители), воины, а также ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производительной сфере — в сельском хозяйстве, ремесле, торговле; рабы находятся вне социальной структуры общества.

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от выполнения важнейших задач — управления государством и его защиты. У философов и воинов не должно быть собственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. Ремеслом и торговлей должны заниматься чужеземцы (метеки). По мнению Платона, земледелие играет ведущую роль в экономике, но и ремесло имеет существенное значение. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда — государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность, удаленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монопольном владении государства, частным лицам они могут выдаваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную полисную структуру. Ростовщические операции он также считал вредными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег — меру ценности (стоимости).

Аристотель

Жизнь Аристотеля

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкими глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.

Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет) вошел в школу Платона. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он, впоследствии, занимался всю жизнь.

Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель уделял большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу.

Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335 г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятым противником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира.

Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына – Александра, будущего великого завоевателя.

На многие века имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в науке. Его интересовали законы, управляющие движением тел, — и появилась знаменитая «Физика» (в 8 книгах). Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в «Метеорологике» (в 4 книгах). Он изучал поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии. В их числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий».

Аристотель был сильным человеком, но он был многим неугоден. И когда оказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как с Сократом, он принял яд. Так кончилась жизнь великого мыслителя древности. И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужестве великого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости и невозмутимого спокойствия.

Деньги и торговля в понимании Аристотеля

Важное место в этических и политических воззрениях Аристотеля занимает представление о «естественном», «природном», о том, что ничего в природе не существует напрасно. Из рассуждений Аристотеля следует, что естественное, т. е. соответствующее природе, является справедливым. Именно с этой точки зрения рассматриваются многие вопросы, в том числе и экономические.

По мнению Аристотеля, «человек по природе своей есть существо политическое», и полис (государство) имеет естественное происхождение. Поэтому идеальное государственное устройство должно в целом соответствовать социальной структуре полиса. Оптимальный тип государства представляет собой нечто среднее между олигархией и демократией, его основой должны быть средние слои, так как они не обладают пороками бедных и богатых — развращенностью и несправедливостью.

Гражданами могут быть только землевладельцы, и «землю следует разделить на две части: одна будет принадлежать всему государству, другая — отдельным гражданам». Только граждане имеют право управлять государством и защищать его, именно эти два занятия должны быть основными для них. Гражданам «непозволительно заниматься ремеслом или жить за счет торговли, так как эти виды деятельности постыдны и вредят доблести», они не должны также заниматься и возделыванием земли. По мнению Аристотеля, тот, кто занимается физическим трудом, стремится к выгоде, не обладает досугом, необходимым «и для развития добродетели, и для политической деятельности».

Граждане составляют незначительную часть населения, остальные жители (и рабы, и свободные) обеспечивают потребности государства в продовольствии, ремесленной продукции, денежных средствах. Идеальное государство должно иметь все необходимое для самостоятельного существования.

Рассматривая вопрос о том, какими путями достигается удовлетворение материальных потребностей общества, Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности — экономику и хрематистику. Главной целью экономики (науки о домохозяйстве) является удовлетворение насущных потребностей человека и общества: накопление «средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины». Совокупность таких средств составляет, по предположению Аристотеля, истинное богатство, «сообразное с природой». К экономике он относит земледелие — наиболее почетный вид хозяйственной деятельности, а также ремесло и мелкую торговлю, по сути представляющую собой обмен предметами первой необходимости.

Хрематистика (искусство наживать состояние) является неестественной сферой, главная ее цель — «обладание деньгами». К ней относится все, связанное с обменом посредством денег. Во-первых, это торговля, разделяемая Аристотелем на морскую, транзитную и розничную; во-вторых, ростовщичество; в-третьих, наемный труд; в-четвертых, разработка и использование природных богатств: полезных ископаемых, лесов и т.п.

Рассматривая торговлю как самый значительный вид деятельности, «имеющий своим предметом обмен», Аристотель показывает стадии ее развития, связывая их с деньгами. По его мнению, первоначально существовала меновая торговля — простой обмен товара на товар, а затем люди изобрели деньги как всеобщее средство обмена.

Отношения обмена возможны, когда существуют разделение труда и специализация. Отмечая, что различные товары, участвующие в обмене, должны быть каким-то образом уравнены, Аристотель первым в экономической науке поставил вопрос о том, что делает товары сравнимыми, т. е. вопрос о стоимости (ценности) товара. Сам он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребности людей в этих вещах, т.е. фактически полезности товаров.

Считая вслед за Платоном, что товары становятся соизмеримыми в процессе торговли, Аристотель выделил особую функцию денег как меры стоимости (ценности). Кроме того, естественной функцией денег является функция средства обращения. Ростовщичество Аристотель считал «по преимуществу противным природе» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Этого вопроса касались многие греческие мыслители и писатели, в том числе Ксенофонт и Платон, однако именно Аристотель рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к естественному явлению.

По мнению Аристотеля, люди от природы разделены на две основные группы. Первую группу составляют те, у кого душа властвует над телом, а разум — над стремлениями. Эти люди благодаря своим умственным качествам обладают способностью к предвидению, «пригодны для политической жизни», им природой предназначено властвовать. Во вторую группу входят те, кто способен «лишь своими физическими силами исполнять полученные указания». Этим людям природой предназначено подчиняться и быть рабами. Рабы, по мнению Аристотеля, — это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как и от домашних животных. И те, и другие «своими физическими силами оказывают помощь в удовлетворении… насущных потребностей» хозяев.

К категории людей «властвующих» Аристотель относил греков, а к категории «подвластных» — всех остальных (варваров). Он отмечал, что «у варваров отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию, поэтому варвар и раб по природе своей понятия тождественные».

Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и несправедливым — если в рабов превращают греков.

Список используемой литературы

  1. Асмус В.Ф. Платон. М.: Наука, 1993. 
  2. Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997. 
  3. История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Класова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Углубленное сравнение Платона и Аристотеля

Вы когда-нибудь задумывались, как Платон и Аристотель, два типичных героя с разными представлениями, проложили путь западной культуре и какой она является сегодня? Здесь вы встретите сравнение между двумя самыми влиятельными греческими философами и их вкладом в мир.

Странная связь

  • Первоначальное имя Платона было Аристокл. Его прозвали «Платоном» из-за широких плеч.
  • Аристотель поступил в Академию Платона в качестве его ученика в возрасте 17 лет и оставался там почти 20 лет.

Несомненно, величайшие философы Платон и Аристотель оказали огромное влияние на западную мысль. Они оба думали и работали в одних и тех же направлениях. Однако основные части были противоречивы, так как у них были разные взгляды. Они были великими интеллектуалами, чьи идеи и сочинения до сих пор произносятся в современном мире, от наших привычек до Интернета. Прежде чем сравнивать их, важно рассмотреть их идеологию и вклад по отдельности.

Платон

Платон — один из величайших математиков и философов всех времен. О его молодости и образовании известно немногое. Считается, что он родился в богатой семье. Он преуспел в учебе и, казалось, обучался у некоторых из очень хороших и ученых учителей своего времени. Он был учеником Сократа и находился под его огромным влиянием. «Диалоги Сократа» , одно из его самых известных литературных произведений, использовалось при обучении таким предметам, как философия, логика, этика, математика и религия. Он внес заметный вклад в западную философию и мировую науку. Он основал Академию в Афинах, которая была первым высшим учебным заведением, в котором Аристотель был студентом. Его «Теория форм» или «Теория идей» входит в число других его известных работ. Это привело к платонизму.

Аристотель

Аристотель также был греческим философом и ученым. Он был учеником Платона в его Академии. После смерти Платона он отошел от платонизма. Его произведения охватывают такие темы, как наука, биология, логика, поэзия, музыка и политика. Он также известен влиянием на исламскую философию. Мусульмане того периода знают его как Первого Учителя. Он был главой Королевской академии Македонии, где обучал Александра Македонского. Считается, что многие из его работ относятся к периоду между 335 г. до н.э. и 323 г. до н.э. Он считается первым настоящим ученым в истории, и над его работами и идеологиями работали другие ученые. На него повлиял Платон; следовательно, их работы похожи, поскольку они нацелены на одни и те же аспекты жизни общества.

Общее сравнение

Платон Аристотель
Дата рождения и смерти
  • 428/427 г. до н.э. – 348/347 г. до н.э.
  • 384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.
Место рождения
  • Стагира, Халкидики
  • Афины
Регион
  • Западная философия
  • Западная философия
Школа
  • Платонизм
  • Перипатетическая школа, аристотелизм
Основные интересы
  • Искусство, литература, риторика, правосудие, политика, эпистемология, образование, семья, милитаризм
  • Наука, политика, этика, логика, физика, поэзия, метафизика, биология
Под влиянием
  • Сократ, Гомер, Гесиод, Пифагор, Эзоп, Гераклит, Орфизм, Протагор, Аристофан
  • Сократ, Платон, Гераклит, Парменид
Известные идеи
  • Теория форм, Платонический идеализм, Платоновский реализм
  • Золотая середина, логика, теория души, гиломорфизм, силлогизм, гексис
Под влиянием
  • Западная философия, Аристотель, Августин, Стоицизм, Цицерон, Плутарх, Ансельм, Декарт, Гоббс, Лейбниц, Милль, Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер, Арендт, Гадамер, Рассел
  • Западная философия, Александр Македонский, Коперник, Галилео Галилей, христианская философия, Айн Рэнд, Птолемей, исламская философия

Различия во взглядах

Платон Аристотель
Теория форм
  • Согласно Платону в «Теории форм», знание исходит от души, а мир познается чувствами, и он не фиксирован и неизменен.
  • Аристотель отверг свою теорию и считал, что знание приходит после опыта, и что мир был создан из всех природных форм.
Реальность
  • Согласно Платону, искусство подражало реальному миру, а истина была интеллектуальной абстракцией.
  • Он считал, что мир, каким мы его видим, не является реальным миром.
  • Идея Аристотеля была полной противоположностью платоновской.
  • Он считал, что мир реален, его можно наблюдать и изучать человеческим глазом. Это был более логичный взгляд, на котором основаны даже сегодняшние представления.
Образование и общество
  • Основной идеологией Платона было создание совершенного общества, которое, как он считал, где-то существовало. Его взгляд был более сократовским.
  • Он создал план общества в своей книге «Республика», в которой стремился уменьшить проблемы общества.
  • Он обсуждает образование, необходимое для создания такого общества. В нем также обсуждаются справедливость, этика и природа политики.
  • Здесь он в основном сосредотачивается на формировании правительства, управляемого королями-философами; то есть образованные и мужчины.
  • Наоборот, Аристотель хотел импровизировать существующее общество.
  • В своей книге «Политика» он предложил обществу самому искать возможные способы стать совершенным.
Человеческое существование
  • Платон считал, что душа вечна и предсуществует. Он видел душу и тело как отдельные реальности.
  • Аристотель утверждал, что тело и душа неразделимы; они вместе приходят в мир и вместе уходят.

Пожертвования

Платон Аристотель
  • Платон положил начало современной западной культуре вместе со своим наставником Сократом и учеником Аристотелем.
  • Он был математиком, писателем и основателем Академии в Афинах, которая была первым высшим учебным заведением.
  • Он также написал много диалогов. Большое влияние на него оказал Сократ. Его сочинения и мысли можно увидеть в его сократических диалогах.
  • Некоторые диалоги, письма и другие произведения считаются вымышленными. Диалоги использовались для обучения многим предметам, включая философию, логику, риторику и математику.
  • Идеи Аристотеля о физике и науке оказали огромное влияние на средневековую мысль. Он приходил с фактами и идеями, а не просто теориями.
  • Точность некоторых его биологических работ была подтверждена только в прошлом веке.
  • Идеи, которые он развил в «Логике», использовались до конца 19 века.
  • Его одно из самых влиятельных произведений – «Поэзия». Его тексты изучаются и сегодня.

Сходства

  • Обе изменили лицо западного мира своей философией.
  • Они оба хотели импровизировать общество и образ жизни.
  • Оба они находились под влиянием Сократа, Гераклита и Парменида.
  • Оба считали, что душа человека существует, но имели разные взгляды на их существование.

Взгляды Платона были более радикальными и элитарными, а взгляды Аристотеля — более физическими и реалистичными. Хотя оба они согласны в отношении концепции идеального мира, их подход к ней был разным. Однако их теории позволили другим философам и ученым работать над своими взглядами и модифицировать их с учетом новых идей и открытий, начиная с эпохи Платона и Аристотеля.

Нравится? Поделись!

Без категорий

Получайте обновления прямо в папку «Входящие»

Подпишитесь, чтобы получать последние и лучшие статьи с нашего сайта автоматически каждую неделю (плюс-минус)… прямо в папку «Входящие».

Обновления блога

Адрес электронной почты *

Разница между Платоном и Аристотелем

Платон против Аристотеля
 

Наиболее уместно обсудить разницу между Платоном и Аристотелем с точки зрения их концепций. Платон и Аристотель были двумя великими мыслителями и философами, которые по-разному объясняли свои философские концепции. Интересно отметить, что Платон был учителем Аристотеля, но все же последний отличался от первого. Аристотель придавал большое значение превосходству наблюдения и установлению реальности. Платон, напротив, придавал большее значение проблеме знания. Он сказал, что идеи являются не только частью человеческого сознания, но и находятся вне человеческого сознания. Идеи Платона субъективны. С другой стороны, идеи Аристотеля не субъективны.

Кто такой Аристотель?

Аристотель не идеалист в своей философии. Аристотель не верил во всеобщую форму. Он считал, что каждое понятие или объект следует изучать индивидуально, чтобы понять их. В результате он хотел, чтобы прямое наблюдение и опыт подтвердили концепцию. Согласно Аристотелю, субстанция является наиболее важной из десяти категорий. По его мнению, первичная субстанция есть не что иное, как индивидуальная вещь.

Аристотель, кроме того, пытался разработать универсальный метод рассуждения. Он хотел узнать все о реальности. Согласно Аристотелю, любое отдельное вещество отличается от других веществ в определенной категории на основании свойств или характеристик, которые они наследуют. Это только доказывает тот факт, что вещества могут быть разными.

Согласно Аристотелю, существуют различные типы человеческих целей. Из всех них счастье — это конечная человеческая цель, к которой стоит стремиться. Он говорит, что у всех людей есть определенная функция. Он сказал бы, что функция человека связана только с его ролью в обществе.

Аристотель считал, что недостаточно знать хорошее, чтобы быть хорошим. Он считал, что нужно хорошо практиковать, если хочешь быть хорошим. Это практическая идея, которая принята даже сегодня.

Кто такой Платон?

Платон — совершенный идеалист в своей философии. Платон был идеалистом, потому что считал, что каждое понятие имеет идеальную или универсальную форму. Итак, рассуждений и мысленных экспериментов Платону было достаточно, чтобы доказать концепцию. Платон излагает схему описания конкретных вещей, идентифицируя их в соответствии с их характеристиками и свойствами. Платон не принимал точку зрения Аристотеля о функциях человека.

Платон считал, что познание добра равносильно совершению добра. Он сказал, что если человек знает, что делать правильно, это автоматически приведет его к правильному поступку. Это не очень практичная идея.

В чем разница между Платоном и Аристотелем?

• Дата рождения:

• Считается, что Платон родился в 428/427 или 424/423 г. до н.э.

• Аристотель родился в 384 г. до н.э.

• Смерть:

• Считается, что Платон умер в 348/347 г. до н.э.

• Аристотель умер в 322 г. до н.э.

• Субъективность:

• Идеи Платона были субъективны.

• Идеи Аристотеля не были субъективными.

• Рабочий:

• Работа Платона сохранилась на протяжении многих лет.

• Однако около 80% работ Аристотеля с годами пропали без вести.

• Убеждения:

• Платон был идеалистом, потому что считал, что каждое понятие имеет идеальную или универсальную форму.

• Аристотель не верил во всеобщую форму. Он считал, что каждое понятие или объект следует изучать индивидуально, чтобы понять их.

• Доказательство концепции:

• Платону было достаточно рассуждений и мысленных экспериментов, чтобы доказать концепцию.

• Аристотель хотел, чтобы прямое наблюдение и опыт подтверждали концепцию.

• Быть добрым:

• Платон считал, что знать добро — значит делать добро. Он сказал, что если человек знает, что делать правильно, это автоматически приведет его к правильному поступку.

• Аристотель считал, что недостаточно знать хорошее, чтобы быть хорошим. Он считал, что нужно хорошо практиковать, если хочешь быть хорошим.

• Научный вклад:

• Платон не внес большого вклада в науку, так как большинство его идей были только теориями, а не практическими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *