Сравнительная характеристика Пирогова и Пискарёва из повести «Невский проспект» Гоголя
В повести «Невский проспект» Н. В. Гоголь попытался противопоставить двух главных персонажей друг другу. Это позволило наиболее точно передать характер каждого из них.
Сравнительная характеристика Пирогова и Пискарева из повести «Невский проспект» поможет читателю понять насколько разными личностями были двое приятелей, и что их могло связывать друг с другом, непонятно.
Отношение к любви
Пирогов и Пискарев вышли прогуляться по Невскому проспекту с одной целью, приударить за симпатичными дамочками. Только взгляды на дальнейшее развитие отношений у них кардинально отличались.
Пискарев, будучи романтиком по натуре хочет влюбиться и создать семью. Чистые, светлые чувства — вызвала в его душе красивая брюнетка. Он искренне полагал, что она, та, единственная, которую он искал. Каково же было его разочарование, когда преследуя свою музу, он оказывается в публичном доме. Его ангел чистоты, как оказалось, дитя порока, вместо сладких речей, извергающая из милого ротика пошлости.
Он не может принять тот факт, что девушка оказалась проституткой. Вернувшись домой, художник еще раз прокручивает в голове события этого дня. Стук в дверь. Приглашение на бал. Дама просит его приехать. Отказать он был не в силах. В толпе танцующих пар художник ищет ее взглядом. Девушка пытается что-то сказать, но он не успевает услышать ее тайну. Сон прервался.
С тех пор Пискарев теряет покой. Чтобы увидеть даму во сне, он подсаживается на наркотики. Однажды он осмеливается и идет к ее дому, чтобы сделать предложение, но слышит отказ.
Соседи не видели его несколько дней. Вскоре труп художника был найден в его квартире. Он перерезал себе горло, не справившись с личной драмой.
Пирогов относился ко всему с легким пофигизмом. Он не верил в любовь. Приударив за блондинкой с Невского проспекта и узнав, что она замужем, он не рассчитывал ни на что серьезное. Флирт и ничего более. Сегодня одна, завтра другая. Нравственность и мораль не для него.
Однажды во время отсутствия мужа блондинки, Пирогов, пользуясь моментом, целует даму сердца. В это время врывается ее муж и дает взбучку наглецу. Поручик взбешен. Он шлет проклятия в адрес ремесленника.
После этого Пирогов прямиком направляется в кондитерскую, где после вкусной трапезы забывает об этом курьезном эпизоде из жизни. Для него это всего лишь очередное приключение.
Род занятий
Поручик Пирогов мечтает дослужиться до полковничьего чина. Карьерист. Готов идти по головам к достижению заветной цели. Должность для него это билет в светлое будущее.
Пискарев свободный художник. Романтичная и светлая натура, витающая в облаках.
Характер
Пирогов:
- самодовольный;
- самоуверенный;
- карьерист;
- подхалим;
- наглый;
- пошлый;
- бездуховный;
- приземленный;
- хвастун;
- во всем ищет собственную выгоду.
Пискарев:
- раним;
- романтичен;
- наивен;
- тихий;
- скромный;
- робкий;
- простодушный;
- способен на искренние, светлые чувства;
- впечатлителен;
- не приспособлен к жизни;
- эмоционален.
Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова из повести «Невский проспект»
«Невский проспект» является одной из первых повестей Николая Васильевича Гоголя на петербургские темы. Напечатана она была в 1835 году в сборнике гоголевских произведений, который назывался «Арабески». В этой повести автор представил не только великолепие Невского проспекта, по которому гуляют богатые господа, но и бедные кварталы, где процветает разврат, пьянство и, конечно, нищета.
Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова, которые являются главными героями повести «Невский проспект», выявляет тот факт, что в современном автору Петербурге люди с чистой, возвышенной душой страдали от мерзостей петербургской действительности, а глупцам и пошлякам она нравилась.
Содержание
Род деятельности главных героев
Пискарёв — бедный молодой художник, любит живопись, красоту во всём. Его приятель Пирогов — военный человек, у него чин поручика, этот герой, вероятно, тоже молод. Служит он в Петербурге, очевидно, служба занимает не много времени, так как он успевает и волочиться за женщинами, и посещать светские вечера.
История Пискарёва и Пирогова
Что общего у Пискарёва и Пирогова, почему они стали приятелями — об этом автор не упоминает. Это очень разные люди, и сходства в их характерах и взглядах на жизнь не наблюдается. Различия Пискарёва и Пирогова очень существенные. Общее в их историях то, что они начались одновременно на Невском проспекте.
Приятелям на проспекте понравились две дамы: мечтательный Пискарёв был очарован прекрасной брюнеткой, а бравый Пирогов — хорошенькой блондинкой. Робкий художник не решился познакомиться с брюнеткой, так как из-за пёстрого дорогого плаща принял её за знатную даму. Но он пошёл вслед за ней, чтобы посмотреть на дом, где она живёт.
Незнакомка улыбнулась юноше и пригласила знаками в квартиру четырёхэтажного дома. Зайдя туда, Пискарёв понял, что там живут развратные, продажные женщины, и бросился из квартиры прочь.
Во сне он увидел брюнетку. В сновидении эта молоденькая девушка была знатной дамой и хотела объяснить, почему оказалась в гнезде разврата, но сон прервался. С тех пор реальная жизнь не интересовала художника, он по-настоящему жил только в своих снах, в которых видел прекрасную брюнетку. Однажды он очнулся от сновидений и задумал жениться на ней, думая, что она вовлечена в развратную жизнь невольно и желает вырваться из неё.
Но на предложение стать его женой и честно трудиться вместе с ним, художник получил презрительный ответ, что она не будет работать. Чувствительный Пискарёв, убедившись в крушении своей мечты, дома перерезал себе горло.
Окончание приключений Пирогова не такое трагичное, но общее в его истории с историей Пискарёва состоит в том, что он тоже пережил крушение своих иллюзий, которые навеял ему Невский проспект. Дело в том, что бравому поручику не удалось затеять любовную интрижку с очаровавшей его блондинкой. Оказалось, что она замужем за почтенным немцем-жестянщиком Шиллером. Но не растерявшийся Пирогов узнал у глупенькой жены ремесленника, что того по воскресеньям не бывает дома, и пришёл к ней. Чтобы снискать её расположение, он принялся с ней танцевать, так как эта блондинка очень любила танцы. В это время пришёл муж красотки с двумя приятелями — дюжими ремесленниками Гофманом и Кунцем, и они высекли бравого поручика за приставание к жене Шиллера.
Разгневанный Пирогов хотел пожаловаться генералу, кроме того послать в Генеральный штаб просьбу наказать его обидчиков. Если же наказание будет недостаточное, он вознамерился обратиться в Государственный совет и даже к государю.
Но гнев утих после того, как Пирогов съел в кондитерской пару слоёных пирожков и почитал газетку. Затем он с удовольствием танцевал мазурку на вечере, где собрались чиновники и офицеры.
Характер
Судьба Пискарёва и Пирогова после их последней встречи на Невском проспекте сложилась по-разному, потому что у них разное отношение к жизни.
А Пирогов ценил в жизни только удовольствия. Выпоротый поручик быстро утешился, полакомившись и потанцевав.
Контраст виден и в качествах их характеров. Пискарёв робок, застенчив, скромен, а Пирогов самоуверен, у него очень высокое самомнение.
Пискарёв — мечтатель, романтик, наивный и ранимый человек. А его приятель — пошлый обыватель, легкомысленный, туповатый человек, никакого романтизма и мечтательности в его характере не наблюдается. У него горячий нрав, но в гневе он быстро отходчив.
Отношение автора к героям
Авторское отношение к Пискарёву и Пирогову очень разное. Даже язык повествования о судьбе художника лирический, а стиль возвышенный. Это передаёт сочувствие Гоголя к Пискарёву.
Об истории поручика Пирогова автор рассказывает с иронией и насмешливостью. Его история передана в разговорном стиле.
Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова (таблица)
Сравнительные параметры | Пискарёв | Пирогов |
Род занятий | Занимается живописью. | Служит поручиком. |
Значение фамилии | Фамилия художника происходит от названия маленькой рыбки пескаря (это слово в 19 веке писали через «и»). Пескарей едят хищные рыбы. Бедного художника Пискарёва погубила жестокая петербургская действительность. | Фамилия поручика происходит от слова «пирог». Дав герою такую фамилию, автор намекает на то, что Пирогов любит вкусную еду и вообще ценит жизнь, состоящую из наслаждений. Интересно, что в конце истории Пирогова разгневанный поручик успокоился, съев два пирожка в кондитерской. |
Таланты | Пискарёв — талантливый молодой художник, любит писать живописные картины. | Пирогов умеет обольщать женщин, рассказывать анекдоты, декламировать стихи, пускать кольцами дым, когда курит. |
Черты характера | Робость, застенчивость, наивность, мечтательность. Ценит красоту внешнюю, но всё же красота души для него важнее. | Самонадеянность, легкомыслие, пошлость, бездуховность, горячий нрав, но быстро отходит от гнева. |
Авторское отношение к героям | Автор сочувствует Пискарёву, ему жаль, что жизнь художника закончилась трагически. | Гоголь относится к Пирогову иронично. |
Вывод
В повести «Невский проспект» Н. В. Гоголя главные герои, художник Пискарёв и поручик Пирогов, представляют собой два контрастных типа жителей Петербурга: человека мечтательного, ранимого, с чистой душой и человека пошлого, ограниченного, самонадеянного. Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова показывает, что поручик — антипод Пискарёва. Бедному художнику трудно жить там, где царят пороки. Современная Гоголю столичная жизнь подходила только для людей, не принимающих близко к сердцу её тёмные стороны и старающихся жить в своё удовольствие.
Сравнительная характеристика Пискарёва и Пирогова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в романе Н.В. Гоголя «Невский проспект»
Творчество Н.В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские рассказы». Начало всем зарисовкам петербургского пейзажа было положено писателем в 1831 году. Незамысловатый рассказ начинается с описания проспекта в Петербурге в разное время суток. Затем читатель знакомится с молодыми людьми: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.
История с Пискаревым
Изучение истории должно быть основано на сопоставлении этих образов. Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с первых строк. Цель молодых людей — возбудиться над дамами, прогуливающимися по проспекту. Романтичный артист хочет влюбиться, он выбирает брюнетку и следует за ней. Однако, поднявшись и войдя с ней в дом, он вдруг протрезвеет и с ужасом понимает, что это публичный дом, а красивая незнакомка — проститутка.
Пискарев не может смириться с тем, что девушка небесной красоты просто падшая женщина, находится в грязном заведении и ведет пошлые разговоры. Ошарашенный юноша спешит домой, долго приходит в себя, но тут за ним посылают карету. Оказывается, дама просит его прийти. Пискарев подходит к мячу. Брюнетка красивая и грациозная. Они пытаются поговорить, но девушка постоянно пропадает. Пискарев долго ее ищет, но не может найти. А потом просыпается… Это было во сне.
С тех пор молодой человек не находит покоя, все время представляя девушку своей возлюбленной. Однажды он все-таки находит дом незнакомки и в беседе с ней пытается объяснить ей весь ужас ее положения, рисует перед ней картину счастливой семейной жизни. Однако она его не понимает и даже издевается. Обиженный и удрученный, Пискарев уходит, а через неделю его найдут в собственном доме с перерезанным горлом. На похоронах нет его товарища Пирогова. Таким образом, сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова осуществляется на основе анализа тех событий, которые с ними происходили.
История с Пироговым
Ведь с Пироговым тоже была ситуация. Когда в тот злосчастный вечер он решил приударить за блондинкой, то волею случая в дом попал немец, который в пьяном виде потребовал отрезать ему нос. Это должен был сделать сапожник. Вмешивается Пирогов, и его ругают. Он уходит, но завтра возвращается, так как хотел продолжить знакомство с блондинкой, бывшей женой немца. Его ухаживания заканчиваются тем, что разгневанный муж и его друг творят над ним такое зло, что автор ничего об этом не говорит. Разъяренный лейтенант обещает отправить немца в Сибирь, но очень быстро все забывает и продолжает жить своей прежней жизнью.
Жизненные цели
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова начинается с определения жизненных целей героев. Пирогов мечтает любым путем занять свое место под солнцем, поэтому не терзает себя мыслями о морали или любви. Вместо того, чтобы думать, он живет для собственного удовольствия. Гоголь сделал этого персонажа символом пошлости. Его интересует мода и все, что связано со светом. Единственное желание – быть включенным в светское общество. Он может поверхностно судить о литературе и искусстве, но не потому, что любит или понимает их, а потому, что говорить о высоком — признак хорошего тона. В принципе у обоих есть жизненная цель: и у Пирогова, и у Пискарева. Позиция Пирогова такова.
Чин
Заветное желание Пирогова — звание. Это для него пропуск в яркую и счастливую жизнь. И очень Пирогов гордится своим званием. Гоголь показывает, как должность заменяет человека. В Пирогове не осталось ничего приличного. Он ведет себя высокомерно и презрительно с людьми, ни от кого не завися, и пресмыкается перед теми, кто выше его по званию. Резка Пирогова, вернее, его реакция на это действие — испытание его чести и достоинства. Гнев его быстро остыл, а значит, в нем не осталось человеческого достоинства. Еще одна писательская характеристика Пискарева. В повести показано состояние Пирогова, его духовное оскудение.
Художник полутонов, Гоголь противопоставляет характеры и освещение. Пирогов — юбиляр, Пискарев — вечер. Дневной, то есть обычный, серый. Таких, как Пирогов, много. Пискарева мало. Это человек, знающий, что такое честь и достоинство, любовь и сострадание. Его цель проста и в то же время высока. Он хочет быть хорошим мужем, отцом и художником. По многим аспектам может быть проведена сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова: по отношению к женщинам, к жизни, поведению в различных ситуациях.
Н. Гоголя, «Невский проспект». Анализ произведения / Paulturner-Mitchell.com
Многие писатели, писавшие в XIX веке, обращались в своем творчестве к теме Петербурга. Николай Васильевич Гоголь и его Невский проспект не исключение. Анализ этого рассказа – это, прежде всего, изучение образа этого города и того, каким он предстает перед нами в произведении. Петербург — поистине удивительный город, ведь он был построен вопреки всем законам природы за чрезвычайно короткий срок и по воле всего одного человека. На протяжении веков он был символом борьбы контрастов: бедности и достатка, красоты и уродства – все эти крайности каким-то непостижимым образом ужились здесь.
Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя
Самые выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе они завоевали статус лучших публицистов, писателей, критиков, и т. д. Однако здесь они столкнулись лицом к лицу с нуждой и унижением. Город словно засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости. Центром и местом встречи этих, казалось бы, несовместимых понятий стала главная улица города — тот самый Невский проспект.
Анализ рассказа Н. Гоголь всегда много внимания уделяет образу самого города, который как бы наделен собственной душой. Это не просто столица, это не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой. Петербург в представлении автора – это своеобразный оживший великан со своим неповторимым лицом, нравом, капризами и повадками.
Ежедневно по Невскому проспекту проходят сотни людей. А еще они обладают самыми разнообразными характерами. Гоголь отдельно подчеркивает, что, несмотря на то, что в любое время суток на проспекте можно встретить огромное скопление людей, между ними нет ощущения единства, какой-то общности. Единственное, что их всех объединяет, это место встречи. Описывая улицу, автор говорит, что она создает ощущение, будто демон весь мир рассыпал на множество мельчайших осколков и «спутал, без смысла, воедино».
Сходство судеб и непоследовательность характеров Пирогова и Пискарева
Однако, что касается повествования, то повесть «Невский проспект», анализ которой мы проводим, включает двух героев, к которым автор уделяет пристальное внимание.Первый лейтенант Пирогов, а второй Пискарев,»молодой человек во фраке и плаще».Пирогову известны законы современного мира.Он знает что жизнь в величественном городе во многом похожа на игру в рулетку, но те, кто готов постоянно рисковать ради осуществления самой сокровенной, безнадежной и даже порой нелепой своей мечты, смогут ее победить. 0003
Лейтенант, следуя своим убеждениям, идет на риск. В своем проигрыше он не видит ничего необычного или трагического и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с охватившим его «гневом и негодованием». владения им.
Второй герой — Пискарев, такой же «молодой человек в плаще и сюртуке», пытается вести себя как его друг. Он тоже терпит неудачу. Но для него, почувствовавшего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, долго носивший в своем сердце искры, всегда ждавшие своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Анализ произведения «Невский проспект» — это анализ двух столь же внешне разных, но разных по сути историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого все происходящее — игра, особо ничего не теряет. Для Пискарева это жизнь. Человек, тонко чувствующий мир, не способен мгновенно стать грубым и чопорным, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.
Что хотел показать, завершая Невский проспект, Гоголь? Анализ этой повести представляет собой анализ параллельной истории о двух персонажах, противоположных друг другу по характеру и мироощущению. Читателю же такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичность ситуации, в которой оказывается лейтенант Пирогов, противопоставляется трагической судьбе бедолаги Пискарева. Точно так же атмосфера комической пошлости, характерная для Невского утра, сочетается с трагической вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», — говорит Гоголь.
Заключение
Крошечный огонек, который танцует перед глазами, манит за собой и заманивает в опасные сети, — именно таким автор стремится представить читателю Невский проспект. Анализ рассказа заставляет задуматься над глубоко философскими вопросами.