Сравнительная характеристика героев пьесы гроза: Характеристика Кулигина из пьесы Гроза кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Пьесу Александра Николаевича Островского «Гроза» знает каждый. Автор ярко и колоритно обозначил проблемы того времени, обрисовав наиболее значимые человеческие характеры.

Посмотрим же на одного из второстепенных героев этого произведения, Кулигина, и дадим его характеристику, сравнивая с другим героем, Борисом.

Знакомит нас с Кулигиным автор в самом начале драмы. Механик-самоучка, выживающий среди патриархального уклада, сразу вызывает нашу искреннюю симпатию.

Кулигин – местный житель города Калинова пятидесяти лет от роду. Работает механиком, его заветная мечта – изобрести вечный двигатель. Что касается Бориса, то это молодой человек, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы. Борис ничем не занимается, цель его нахождения в провинциальном городишке – сблизиться с дядей и получить заветное наследство.

Оба героя образованы. Борис получил хорошее образование, он умен, у него правильная речь.

Кулигин же высокоэрудирован, он легко цитирует известных авторов и восхищается Ломоносовым. Мужчина надеется, что и к нему когда-нибудь придет слава. Кроме этого, можно отметить, что Кулигин знает жизнь с практической стороны и способен дать полезный совет.


Мужчину восхищает все окружающее. Он любит местные пейзажи и постоянно их нахваливает. Такие приливы восторга вызывает даже самая обычная травинка. Душа начинает трепетать. Герой очень трогательно относится к природе. Подобного отношения у Бориса мы не встречаем, и о природе он совсем не думает.

Кулигин очень разговорчивый, он постоянно что-то говорит. Мужчина знает за собой такую особенность, но ничего не может поделать, и уж если встретит кого-то из знакомых, болтает без умолку. Борис же менее словоохотлив. Единственным предметом его разговоров становятся жалобы на дядю, который во всем притесняет молодого человека и оскорбляет его.

Кулигин хочет принести людям пользу. Он мечтает улучшить жизнь жителей города, поставив солнечные часы или громоотвод.

Все идеи самоучки упираются в материальное воплощение, а денег у мужчины нет. Дикой же отказывает всем просьбам Кулигина. А вот Борис эгоистичен и о других совершенно не задумывается. Он приехал получить наследство и терпит ради денег оскорбления и унижения, поступившись собственными нравственными принципами.

Кулигин – честный человек, не привыкший врать и выкручиваться. За свои слова ему никогда не будет стыдно, потому что в них всегда правда. А вот Борис вступает в преступную связь с замужней женщиной, обманывает ее мужа. Тут уж о честности говорить не приходится.

В Кулигине нет злобы и алчности, как в Кабанихе и Диком, он привык зарабатывать честным трудом. Мужчину отличает доброта и отзывчивость, в городе о нем никто слова плохого не скажет. Единственный раз не сдерживает эмоций этот герой: когда он видит тело Катерины, говорит несколько метких слов в адрес семейства Кабановых. Он смелый и никого не боится. А вот Борис нерешительный и трусливый. Ответственность за сделанное нести не может, предпочитая сбежать.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Кудряша в пьесе Островского «Гроза»
  • Образ Бориса в пьесе Островского «Гроза»
  • Образ Глаши в пьесе Островского «Гроза»
  • Виновен ли Борис в гибели Катерины? (по пьесе Островского «Гроза»)

  • Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе Гроза Островского сочинение

    1. Сочинения
    2. По литературе
    3. Островский
    4. Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе Гроза

    Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой драме, очень яркие и порой противоположные. Но, показывая противоположность героев, автор подчас отражает их схожесть и читатель зачастую узнает свои черты в Катерине, Варваре или Борисе.

    В пьесе присутствует два мужских образа, являющихся «подневольными» в темном царстве. Тихон и Борис – два абсолютно противоположных персонажа, однако их связывает Катерина. Читатель может наблюдать любовный треугольник. Тихон – муж главной героини, а Борис – только мимолетное увлечение. Давайте рассмотрим этих персонажей отдельно, чтобы лучше понять их сходства и различия. Также мы сможем понять и мотивы Катерины: что она чувствует к обоим героям и почему героиня изменила мужу?

    Тихон – муж героини с самого раннего детства находится под влиянием своей тираничной матери, он очень сильно от нее зависит. Кабаниха настолько сильно подчинила сына своей воле, что может влиять на него даже после того, как Тихон уже создал свою собственную семью. Противиться матери он не может и иногда срывает зло на Катерине, хоть она ни в чем и не виновата. Все это приводит Тихона к пьянству. На самом деле он любит и жалеет жену, но защитить ее не может, потому что сам очень слабовольный человек и не может сказать Кабанихе чтобы она оставила его и его жену в покое. Найти в себе силы сказать матери все, что у него на сердце, он решается только после смерти жены. Катерина мужа не любит, только жалеет, наверное, именно поэтому она ищет настоящей любви, которая соответствует ее юным мечтам.

    Борис Григорьевич оказывается в Калинове не по своему желанию. Он получил хорошее образование, но вынужден приехать в Калинов ради большого наследства, подчиняясь воле своего дяди. Ему не нравится город и его порядки. Он с радостью бросил бы все и уехал куда-нибудь, чтобы не зависеть от Дикого и наследства, которое тот ему оставит. Он остается в Калинове и подчиняется местным порядкам ради своей сестры.

    Почему Катерина из всех мужчин полюбила именно Бориса? Наверное, потому что он был новым лицом в Калинове и в ее видении представал мужчиной, совершенно не похожим на ее мужа. Сначала Борис очень ласков с девушкой, но поняв, что Катерина любит его, он раскрывается и показывает свою жестокую и эгоистичную натуру. Прекрасным принцем Борис не является и защитить юную девушку от гнета «темного царства» не смог, также как и муж, а может быть, и не хотел. Он отказывается брать ее с собой, когда уезжает, тем самым фактически обрекая ее на смерть.

    Читатель видит, что Тихон и Борис во многом схожи. Даже если они и способны на проявление чувств любви и нежности, никто из них не смог противостоять местным порядкам, системе Домостроя, они не способны совершить решительный, пусть даже и отчаянный поступок ради другого человека. Все их действия и бездействия приводят к гибели Катерины – и в темном царстве не остается света.

    Вариант 2

    В своем произведении «Гроза» А.Н.Островский показал трагедию маленького городка , страдающего от деспотизма власть имущих. Трагедия, которая произошла с Катериной, не изменила ее жизнь, но стала первым шагом к переменам в обществе. Тихон и Борис — главные герои, два мужчины, живущие в патриархальном обществе. Оба страдают от патриархального уклада, оба любят Катерину, но ни Бори ни Тихон не смогли спасти ей жизнь.

    Тихон вырос под жестким давлением, в постоянном унижении и ущемлении собственных интересов. Отец-самодур, который держит под жестким контролем всех, до кого может дотянуться и мать, среди чужих людей выступающая благодетельницей, а дома не уступающая отцу, очень сильно влияют на сына. Она переубедила Тихона в том , что у него нет своего ума, и он должен жить за чужим. То есть материным. Молодой , женатый мужчина боится пойти против воли родителей, оправдывается перед матерью даже если не чувствует вины. Тихон очень хочет вырваться на свободу , он бредит ею и не обращает внимания на проблемы Катерины. Можно утверждать что Тихон любит свою жену, он простил бы ей измену , но открыто против матери пойти не может. Это марионетка, которая время от времени пытается вырваться на свободу, но его тут же ставят на место.

    Борис воспитывался в более свободных условиях. Но жизненные обстоятельства заставили его терпеть самодурство дяди. Внешне Борис отличается от Тихона разговорами, образованием. Он смело рискует своей репутацией, эмоциональный, тоже любит Катерину. Но вместе с тем Борис ничего не делает для спасения любимой. Более того, добившись любви Катерины , Борис начинает жестоко к ней относится. Отличительная черта характера Бориса – эгоизм. Он прекрасно осознавал последствия своего поступка, но даже не собирался переживать за то, как Катерине придется жить дальше. Молодой человек тоже не интересуется внутренним миром Катерины, не хочет ее выслушать и чем-то помочь. Можно утверждать, что Борис перекладывает ответственность за произошедшее на плечи Катерины, а сам уезжает. Имея образование, возможности изменить свою жизнь, молодой человек легко плывет по течению, называя себя жертвой. Можно с уверенностью утверждать, что со временем он станет таким же приверженцем Домостроя, как и его дядя.

    Нельзя с уверенностью утверждать, кто больше виноват в смерти Катерины – Тихон или Борис. Первый не боролся за свое счастье, потакал материным капризам. Даже зная, что она сильно не права. Второй выражал протест только на словах, и ничего не сделал, чтобы изменить ситуацию к лучшему или предотвратить трагедию. Оба любили Катерину, оба видели, как она страдает, но побоялись пойти против общественного уклада, пожертвовать своим комфортом ради любимого человека. Таким образом, можно утверждать, что Тихон и Борис различаются только внешне.

    Другие сочинения:

    ← Характеристика и образ Кабановой Кабанихи в пьесе Гроза↑ ОстровскийПодхалюзин в пьесе Свои люди — сочтемся! →

    Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе Гроза

    Несколько интересных сочинений

    сравнительная характеристика этих героев Роль Тихона и Бориса в трагедии Катерины

    Борис и Тихон — одни из центральных персонажей в драме А. Островского «Гроза»….

    Борис, как и Тихон, связан с « темное царство». Он племянник Дикого, молодой человек приехал к дяде, чтобы получить наследство, оставшееся от бабушки. Борис вынужден подчиняться всем капризам своего родственника, как и Тихон.

    В отличие от Кабанова, племянник Дикого хорошо образован. До приезда в Калинов герой жил в Москве, порядки провинциального города ему чужды: «Я здешних нравов не знаю», как и Катерина. Объединяло девушку с Борисом то, что изначально герои жили в разных условиях. «Был ли я таким! … совсем как птица на воле», — говорит однажды Катерина Варваре о своей прошлой жизни. Это сходство главного героя с Борисом, а также невыносимая жизнь в доме Кабановых привели к возникновению у молодой женщины чувств к племяннику Дикого. Борис тоже любит Катерину, но тем не менее, когда раскрывается их связь, он «метается» и «плачет». Герой — трусливый человек, он не находит в себе сил взять любимую женщину с собой в Сибирь. «Я не могу, Катя…» — говорит он о ней.

    Таким образом, Бориса и Тихона, с одной стороны, объединяет любовь к Катерине. С другой стороны, тот факт, что оба юноши оказались под игом «темного царства», которому они не смогли противостоять. Главное отличие двух героев в том, что Тихон не знает жизни без маминого деспотизма, ее произвола, в отличие от Бориса, который сознательно подчиняет себя Дикой природе, надеясь получить хотя бы мизерную долю наследства.

    Обновлено: 06.09.2017

    Внимание!
    Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите

    Ctrl+Enter .
    Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    Полезный материал по теме

    Комедия «Гроза» — одно из самых известных произведений русского драматурга А. Н. Островского. Идею, героев произведения можно исследовать бесконечно. Образы героев «Гроза» весьма примечательны.

    Задачи спектакля «Гроза»

    Всех персонажей можно разделить на 2 группы: представители старшего и младшего поколений. Старший представляет Кабана и Дикого. Это представители патриархального мира, где правит эгоизм и нищета. Другие персонажи страдают от тирании Кабана и Дикого. В первую очередь это Варвара, Катерина, Борис и Тихон. Сравнительная характеристика характеров показывает, что все герои смирились со своей судьбой, и только Катерина не способна пойти против своей совести и своих желаний.

    Все произведение «Гроза» посвящено истории главной героини Катерины. Она одна из участниц. Катерине приходится выбирать между двумя мужчинами, и эти мужчины — Борис и Тихон. Эти персонажи помогут детально разобраться в поведении героев пьесы.

    Судьба Бориса

    Прежде чем анализировать характер Бориса, необходимо ознакомиться с его историей.

    Борис не Калинов. Он попадает туда по воле родителей. Наследство должно было достаться Борису, которым пока занимается Дикой. За хорошее поведение и послушание Дикий обязан отдать наследство Борису, но читатели понимают, что из-за жадности Дикого этого никогда не произойдет. Поэтому Борису приходится оставаться в Калиново и жить там по правилам, установленным Диким и Кабанихой.

    Судьба Тихона

    Среди всех персонажей он выделяет двух героев, двух мужчин — это Борис и Тихон. Сравнительные характеристики этих героев могут сказать о многом.

    Тихон зависит от Кабанихи — его матери. Он должен подчиняться ей во всем. Кабан не стесняется лезть в личную жизнь сына, диктуя, как ему относиться к жене. Его невестка, Катерина Кабаниха, буквально вырезана из мира. Катерина Кабаниха постоянно придирается.

    Однажды Тихон вынужден уехать на несколько дней в другой город. Читатель ясно видит, как он рад возможности побыть одному и показать свою независимость.

    Общее между Борисом и Тихоном

    Итак, у нас есть два персонажа — это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика этих героев невозможна без анализа их образа жизни. Итак, оба персонажа живут с тиранами, оба героя вынуждены подчиняться чужой воле. Обоим персонажам не хватает самостоятельности. Оба героя любят Катерину.

    В конце пьесы оба сильно страдают после смерти Катерины. Тихон остается наедине с матерью и приказывает Борису Дике уйти от Калинова. Конечно, после случая с Катериной он точно не увидит наследства.

    Борис и Тихон: различия

    Между Борисом и Тихоном больше различий, чем общего. Итак, Борис и Тихон — сравнительная характеристика. Таблица ниже поможет систематизировать знания об этих героях.

    Борис Тихон
    Отношения с Катериной Борис готов на все. Он рискует своей репутацией, репутацией Катерины — замужней женщины. Его любовь страстная, открытая и эмоциональная. Тихон любит Катерину, но читатель иногда задается вопросом: если он ее любит, то почему не защищает Кабаниху от нападок? Почему он не чувствует ее страданий?
    Отношения с другими персонажами пьесы Борис действует под прикрытием Варвары. Ночной Калинов – это время, когда вся молодежь выходит на улицы с песнями и романтическими настроениями. К Тихону относятся хорошо, но мало говорят о его отношениях с другими персонажами. Единственное, что примечательно, это его отношения с матерью. Он в какой-то степени любит ее и старается уважать, но с другой стороны, он чувствует ее неправоту.

    Таковы Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей, приведенная в таблице выше, достаточно кратка и емка. Стоит отметить, что читатели больше симпатизируют Борису, чем Тихону.

    Основная мысль спектакля «Гроза»

    Характеристика Бориса и Тихона говорит о том, что двое мужчин любили Катерину. Однако ни то, ни другое не смогли ее спасти. Катерина бросилась со скалы в реку, ее никто не остановил. Именно Борис и Тихон, сравнительная характеристика которых была дана выше, должны были спасти ее, должны были восстать против власти калиновских самодуров. Однако им это не удалось, и бездыханное тело Катерины вынесли из реки.

    Калинов — город, живущий по своим правилам. Добролюбов называл Катерину «лучом света в темном царстве», и это правда. Катерина не могла изменить свою судьбу, но, пожалуй, она и есть весь город. Ее смерть – первая катастрофа, нарушившая патриархальный уклад семьи. Кабаниха и Дикий чувствуют, что молодежь выходит из-под их власти, а значит, грядут перемены.

    Таким образом, А. Островскому удалось показать не просто семейную трагедию. Перед нами трагедия целого города, погибающего в деспотии Дикого и Вепря. Калинов город не выдуманный, но таких «калинов» по всей России очень много.

    Два мужских образа помогают нам понять характер Катерины. Кроткий, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но неспособный защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Москву из Москвы.

    Борис невольно пришел к Калинову: «Мои родители хорошо воспитали нас в Москве, ничего для нас не жалели. Меня отправили в Коммерческую академию, а сестру в пансион, но обе внезапно умерли от холеры; мы с сестрой остались сиротами. Затем мы слышим, что моя бабушка тоже умерла здесь и оставила завещание, чтобы наш дядя заплатил нам ту часть, которая должна быть, когда мы достигнем совершеннолетия, только с условием. Борису неуютно в городе, он не может привыкнуть к местному порядку: «Ой, Кулигин, мне тут без привычки больно! Все смотрят на меня как-то дико, как будто я здесь лишний, как будто я им мешаю. Я не знаю обычаев. Я понимаю, что все это наше русское, родное, но все равно не могу к этому привыкнуть.

    Обоих героев объединяет рабство, зависимость: Тихон — от родной матери, Борис — от Дикого. Тихон с детства находится во власти деспотической матери, во всем с ней соглашается, перечить не смеет. Она настолько подавила его волю, что Тихон, даже женившись на Катерине, продолжает жить по приказу матери:

    Кабанова: Если хочешь слушать маму, то, когда доберешься, сделай так, как я тебе приказала.

    Кабанов: Да как же мне, матушка, тебя ослушаться!

    Н. А., рассматривая образ Тихона, замечает, что он «в себе любил свою жену и готов был бы на все ради нее; но гнет, под которым он вырос, так изуродовал его, что в нем нет сильного чувства. . ..

    Тихон не умеет радовать свою мать («…только я не знаю, каким несчастным я родился на свет, что не могу ничем тебя обрадовать»), и даже ломает свысока на невинную Катерину («Видишь, вот я тебе всегда достаю от мамы! Вот такая у меня жизнь!). И Кулигин был прав, когда говорил о том, что за запертыми воротами в семьях «разврат темных и пьянство! Тихон пьет от безысходности, пытаясь скрасить этим свою жизнь. Он ждет поездки, чтобы хотя бы на время сбежать от материнской тирании. Варвара хорошо понимает истинные желания своего брата:

    Варвара: Сидят с мамой, заперлись. Она точит его сейчас, как ржавое железо.

    Катерина: За что?

    Барбара: Ни за что, значит, он учит разуму. Две недели в пути, дело секретное! Судите сами! У нее болит сердце, что он ходит по своей воле. Теперь она отдает ему приказы, один грознее другого, а потом приведет его к образу, заставит поклясться, что он все сделает точно так, как приказано.

    Катерина: А в дикой природе он кажется связанным.

    Варвара: Да, конечно, на связи! Как только он уйдет, он выпьет. Он сейчас слушает, а сам думает, как бы вырваться поскорее.

    Тихон не может, да ему просто и в голову не приходит перечить матери, не может защитить Катерину от нападок, хотя и жалеет ее. В сцене прощания мы видим, как мучается Тихон, понимая, что обижает жену, отдавая приказы под давлением матери:

    Кабанова: Что ты стоишь, приказ не знаешь? Расскажи жене, как жить без тебя.

    Кабанов: Да, чай, она сама знает.

    Кабанова: Говорите больше! Ну-ну, заказывайте! Я хочу услышать, что ты ей заказываешь! А потом приходишь и спрашиваешь, все ли сделано правильно.

    Кабанов: Слушай маму, Катя!

    Кабанова: Скажи ей, чтобы не грубила свекрови.

    Кабанов: Не груби!

    Кабанова: Свекровь чтить как родную мать!

    Кабанов: Почитай, Катя, мама, как родную мать!

    Кабанова: Чтоб не сидела сложа руки, как барыня!

    Кабанов: Сделай что-нибудь без меня! И т. д.

    Тихон предпочитает непротивление, по-своему приспосабливаясь к бытовой тирании. Он утешает Катерину, стараясь загладить свою вину: «Прими все близко к сердцу, так ты скоро в чахотку впадешь. Зачем ее слушать! Ей нужно что-то сказать! Ну, пусть говорит, а вы мимо ушей проходите…

    Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главное условие получения наследства — проявить уважение к дяде, Дикому. Он признается, что бросил бы все и ушел. И мне жаль сестру.

    Борис — новое лицо в городе, но он также уступает жестоким нравам Калинова. Чем он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приезжий, а не из местных; или, как писал Н. Добролюбов, «ее влечет к Борису не только то, что он ей нравится, что он не похож на других наружностью и речью…; ее влечет к нему и потребность в любви, не нашедшая отклика в муже, и обиженное чувство жены и женщины, и смертная тоска ее однообразной жизни, и стремление к свободе, простору, горячему, неограниченная свобода.

    Катерина утверждает, что любит своего мужа, заменяя понятие «любовь» жалостью. По словам Варвары, «если и жаль, то не любишь. И нет, надо говорить правду!

    Я думаю, что и Бориса любить не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь для него, и особенно для Катерины, очень тяжелые последствия. А Курчавый предостерегает: «Только смотри, не наживай себе хлопот, и ей тоже не навлекай! Пусть хоть муж и дурак, но свекровь уж больно свирепая. Но Борис даже не пытается сопротивляться своим чувствам или образумиться с Катериной. Но это не самое худшее. Бросается в глаза поведение Бориса после того, как Катерина призналась в измене свекрови и мужу. Борис также не может защитить Катерину. Но она предлагает выход из этой ситуации – просит отвезти ее в Сибирь, готова отправиться с любимым хоть на край света. Но Борис трусливо отвечает: «Не могу, Катя. Я еду не по своей воле: дядя посылает, лошади уже готовы…. Борис не готов к открытому бунту, и именно так расценили бы калиновцы поступок, которого герой не совершил осмелиться сделать. Оказывается, наследство ему все же дороже. Он готов только плакать с Катериной над своей и ее несчастной долей. И ведь он понимает, что оставляет свою любимую женщину умирать («Только одно нужно просить у Бога, чтобы она поскорее умерла, чтобы долго не страдала!»). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова о том, что «Борис не герой, он далеко не достоин Катерины, она полюбила его больше в отсутствие людей… Он представляет один из обстоятельства, делающие роковой конец… пьесы необходимым.0003

    А Тихон, наоборот, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина предала и опозорила его, он был способен сочувствовать и ей, и своему сопернику: «Он тоже мечется; плачет. Только что накинулись на него с дядей, уже ругали, ругали — молчит. Каким же диким стал. Со мной она говорит что хочешь делай, только не мучай ее! И ему ее тоже жаль.

    Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявляется после ее смерти:

    «Мама, отпусти меня, моя смерть! Я его вытащу, а то сам сделаю. .. Что ж без него! И в этот момент Тихон смог сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Мама, ты ее погубила! Ты, ты, ты…

    Эти слова говорят о том, что наступили новые времена, где нет места деспотии, произволу и угнетению.

    Островский, Композиция

    В драме Катерины главная героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, конечно же, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон и Борис. Тихон Кабанов — муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала его мать, и он считает, что сам любит Катерину, но так ли это? Сам он безвольный и полностью подчиняется матери, не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, это игнорировать упреки матери. Сам он всю жизнь этим занимается, соглашаясь с матерью и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьевичу и выпить с ним. Счастье для Тихона – двухнедельная командировка в Москву. В этом случае Катерина его уже не интересует, и когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да, как я теперь знаю, две недели надо мной не будет грозы, нет оков. на моих ногах, так что это моя жена меня?» Катерине жалко мужа, но сможет ли она его любить? Не видя с его стороны ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать о другой любви, и ее мечты обращаются к другому герою, Борису. Он герой? Он отличается от жителей города Калинова — он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все внешние отличия, а на самом деле Борис такой же безвольный и зависимый. Он материально зависит от дяди, купца Дикого, связан условиями завещания покойной бабушки, и не только из-за себя лично, но и из-за сестры. Если он не будет уважать дядю, она останется приданым, не получив, как и он сам, наследства. Но кажется, что его слова: «Я бы все бросил и ушел» — это просто предлог. Ведь Борис терпит унижения и оскорбления от Савела Прокофьевича, даже не пытаясь возразить ему, отстоять свое достоинство. У него нет ни воли, ни силы характера. Он влюбился в Катерину, несколько раз увидев ее в церкви, и его возвышенное чувство не учитывает суровых реалий местного быта. Боясь «испортить свою молодость в этой трущобе», он не слушает Кудряша, который тут же предупреждает его, что любовь к замужней женщине «бросить сдаваться»: «Ведь это значит, что ты хочешь ее совсем погубить» — потому что за это в этих краях Катерина «В гроб загонят». Борис думает только о себе, о своем счастье, и все душевные переживания Катерины ему чужды, как и Тихону. Если бы не равнодушие мужа («…ты еще импозантный…»), Катерина не пошла бы на роковой шаг, согласившись на свидание с Борисом. Но и Борис думает только о себе, отмахиваясь от мук Катерины по поводу страшного сна, который она совершила: «Ну, что об этом думать, хорошо нам теперь!» Для него встреча с Катериной — тайный роман, который нужно скрывать: «О нашей любви никто не узнает. Неужели мне вас жалко!» Он совершенно не понимал, что Катерина совершенно не умела врать по примеру Варвары, поэтому ее поведение, когда приехал муж, было для него полной неожиданностью. Он сожалеет обо всем случившемся: «Кто же знал, что мы должны так страдать с тобой за нашу любовь! Я лучше тогда побегу!» Но он бессилен что-либо изменить, он не может взять с собой Катерину — «я не по своей воле иду». Думая обо всем, он прежде всего жалеет себя, проклиная «злодеев» и «извергов»: «О, если бы силы были!»

    Тихон тоже словесно жалеет Катерину: «…люблю ее, жаль трогать ее пальцем», но матери перечить не в состоянии: жену бьет, как она велела, и осуждает, повторяя слова матери: «Мало ее за это убить». Больше всего он жалеет себя: «Несчастлив я теперь, братец, человек!» И только после смерти Катерины он осмелился возразить Марфе Игнатьевне: «Матушка, ты ее погубила, ты, ты…»

    Оба богатыря, Борис и Тихон, несмотря на внешние различия, не могли стать надежной защитой и опорой для Катерины: оба эгоистичны, безвольны, не понимают ее тревожной, беспокойной души, и оба виноваты в ее трагедии, не в силах и даже не желая ее предотвратить.0003

    Спектакль «Гроза» — одно из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой дораме, очень яркие, а порой и противоположные. Но, показывая противоположность характеров, автор иногда отражает их сходство и читатель нередко узнает его черты в Катерине, Варваре или Борисе.

    В пьесе есть два мужских образа, которые «связаны» в темном царстве. Тихон и Борис — два совершенно противоположных характера, но их связывает Катерина. Читатель может наблюдать любовный треугольник. Тихон – муж главной героини, а Борис – лишь мимолетное увлечение. Давайте рассмотрим этих персонажей по отдельности, чтобы лучше понять их сходства и различия. Мы также сможем понять мотивы Катерины: что она чувствует к обоим героям и почему героиня изменила мужу?

    Тихон — муж героини с раннего детства находится под влиянием своей деспотичной матери, он очень зависит от нее. Кабан настолько подчинил сына своей воле, что она может влиять на него даже после того, как Тихон уже создал свою семью. Он не может устоять перед матерью и иногда вымещает зло на Катерине, хотя она ни в чем не виновата. Все это доводит Тихона до пьянства. На самом деле он любит и жалеет свою жену, но защитить ее не может, потому что сам очень слабовольный человек и не может сказать Кабанихе, чтобы она оставила его и его жену в покое. Найти в себе силы рассказать матери все, что у него на сердце, он решается только после смерти жены. Катерина не любит мужа, только жалеет, наверное, поэтому и ищет настоящую любовь, соответствующую ее юным мечтам.

    Борис Григорьевич оказывается в Калиново не по своей воле. Он получил хорошее образование, но ради большого наследства вынужден приехать к Калинову, повинуясь воле дяди. Он не любит город и его правила. Он бы с радостью все бросил и ушел бы куда-нибудь, лишь бы не зависеть от Дикого и наследства, которое тот ему оставит. Он остается в Калиново и подчиняется местным приказам ради сестры.

    Почему Катерина из всех мужчин полюбила Бориса? Наверное, потому, что он был у Калинова новым лицом и предстал в ее видении совсем не таким, как ее муж. Поначалу Борис очень ласков с девушкой, но, поняв, что Катерина любит его, раскрывается и показывает свою жестокую и эгоистичную натуру. Борис не прекрасный принц, и защитить молодую девушку от гнета «темного царства», как и ее муж, он не смог, а может и не захотел. Он отказывается брать ее с собой, когда уходит, фактически обрекая ее на смерть.

    Читатель видит, что Тихон и Борис во многом похожи. Даже если они и способны на выражение чувств любви и нежности, никто из них не устоит перед местными порядками, системой Домостроя, не в состоянии совершить решительный, даже отчаянный поступок ради другого человека. Все их действия и бездействие ведут к гибели Катерины — и в темном царстве не остается света.

    Вариант 2

    В своей работе «Гроза» А.Н. Островский показал трагедию маленького городка, страдающего от произвола власть имущих. Трагедия, случившаяся с Катериной, не изменила ее жизнь, а стала первым шагом к переменам в обществе. Тихон и Борис — главные герои, двое мужчин, живущих в патриархальном обществе. Оба страдают от патриархального образа жизни, оба любят Катерину, но ни Бори, ни Тихон не смогли спасти ей жизнь.

    Тихон рос под жестким давлением, в постоянных унижениях и ущемлении собственных интересов. Отец-тиран, который держит под жестким контролем всех, до кого может дотянуться мать, выступает благодетелем среди чужих, а дома не уступает отцу, оказывает на сына очень сильное влияние. Она убедила Тихона, что у него нет своего ума, и он должен жить чужим. То есть материнский. Молодой женатый мужчина боится пойти против воли родителей, оправдывается перед матерью, даже если не чувствует себя виноватым. Тихон очень хочет вырваться на свободу, он бредит ею и не обращает внимания на проблемы Катерины. Можно возразить, что Тихон любит свою жену, он бы простил ей измену, но открыто идти против матери он не может. Это марионетка, которая время от времени пытается вырваться на свободу, но тут же ставится на место.

    Борис воспитывался в более свободных условиях. Но жизненные обстоятельства заставили его терпеть произвол дяди. Внешне Борис отличается от Тихона разговорчивостью и воспитанием. Смело рискует своей репутацией, эмоционален, тоже любит Катерину. Но при этом Борис ничего не делает для спасения любимой. Более того, добившись любви Катерины, Борис начинает с ней жестоко обращаться. Отличительной чертой характера Бориса является эгоизм. Он прекрасно осознавал последствия своего поступка, но даже не собирался беспокоиться о том, как Катерине придется жить дальше. Молодой человек также не интересуется внутренним миром Катерины, не хочет ее слушать и чем-то ей помогать. Можно утверждать, что Борис перекладывает ответственность за случившееся на плечи Катерины, а сам уходит. Имея образование, возможность изменить свою жизнь, молодой человек легко плывет по течению, называя себя жертвой. Можно с уверенностью сказать, что со временем он станет таким же приверженцем Домостроя, как и его дядя.

    Нельзя с уверенностью сказать, кто больше виноват в смерти Катерины — Тихон или Борис. Первый не боролся за свое счастье, потакал маминым капризам. Даже зная, что она очень неправа. Второй протестовал только на словах и ничего не сделал для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему или предотвратить трагедию. Оба любили Катерину, оба видели, как она страдает, но боялись пойти против общественного порядка, пожертвовать своим комфортом ради любимого человека. Таким образом, можно утверждать, что Тихон и Борис отличаются только внешне.

    Некоторые интересные очерки

    • Любовь и женщины в жизни Печорина в романе «Герой нашего времени» (отношение Печорина к женщинам)

      Григорий Печорин — главный герой романа М.Ю. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Для полного раскрытия образа «лишнего человека» в произведение вводятся любовные линии.

    • Состав семьи Кабановых в спектакле «Гроза Островский»

      В одном из провинциальных городков живет патриархальная купеческая семья. Купчиху Марфу Игнатьевну Кабанову звали Кабаниха, неприятное такое прозвище. У нее был очень сложный характер.

    • Твир Жизнь без дружбы

      Дружба — неотъемлемая часть жизни. Для человека это саспенс. И есть люди, которые кажутся такими же. Они живут сами по себе. Возможно — рисовая ферма для персонажа. Как мы все можем жить в одиночестве?

    • Сочинение по пословице Не спеши на обещания, а скоры на исполнение

      Сколько мудрости вложено в наши пословицы и поговорки. Ведь они так незаметно учат нас жизни, спасают от уникальных ошибок.

    • Чем доброта отличается от милосердия? Итоговое сочинение

      Многие путают понятия доброта и милосердие, считая их синонимами. Эти понятия действительно похожи, но не взаимозаменяемы друг с другом. В чем их отличие?

    Топ-5 изображений погоды в пьесах Шекспира

    Софи Киари

    Йоос де Момпер Младший – Буря на море

    В «Ромео и Джульетта » влюбленных преследуют собачьи дни, которые переопределяют климат пьесы и превращают жару в ненависть. Интересно, что все источники Шекспира повествуют о холодной зиме, которая выдвигала образы чистоты (в частности, в связи со снегом). Помещая свой сюжет в жаркий июль, Шекспир подчеркивает пылкие страсти двух своих юных героев. Он также связывает Джульетту с июлем и предполагает, что зловещий климатический фон пьесы предвещает ее трагический финал.

    В As You Like It Шекспир превращает идеализированный пасторальный климат своего источника, то есть Розалинд Томаса Лоджа, в типичный английский климат с резкими ветрами и низкими температурами. Холодность, конечно, подчеркивает печальное положение Розалинды и Селии, когда они убегают в лес. Морозный воздух Ардена угрожает счастью влюбленных и, по крайней мере, частично несет ответственность за их бесплодные мысли и поступки. К счастью, зимний ветер оказывается жизненной и духовной силой для персонажей и превращает унылый вакуум Ардена в поэтическое убежище.

    В «Король Лир », впервые поставленном в 1606 году, буря, вероятно, перекликается с катастрофическими климатическими эпизодами, пережитыми Шекспиром и его современниками. Но это еще не все. В пьесе он искореняет все надежды на любовь и нежность, поскольку его божественное происхождение постоянно подвергается сомнению и, наконец, опровергается. Однако гром действует как пробуждающий совесть, ведущий старого короля к обретению формы самопознания, а также нового понимания реальности окружающего мира. Если тогда солнце ослепляло его, то теперь его просвещают вспышки молнии.

    В Антонии и Клеопатре отсутствие ветра символизирует старение цивилизации. Как воплощение южной женщины, предположительно неспособной контролировать свои плотские аппетиты, Клеопатра — соблазнительница. Для публики раннего Нового времени грязная земля Египта, должно быть, символизировала скользкие отношения влюбленных, косвенно упоминаемые через образ погружающихся песков. В конце концов, движущиеся облака и текущий Нил привлекают внимание к растворению живых существ.

    В  The Tempest воющие ветры, поднятые Просперо, выглядят как ураганы, с которыми столкнулись моряки раннего Нового времени в поисках Нового Света.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *