Сравните систему государственного управления в россии после реформ петра 1: Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах

ГДЗ История России Андреев 8 класс Стр. 49

Содержание

Авторы:Андреев, Ляшенко

Год:2020

Тип:учебник

Содержание

  • Вопросы и задания в конце параграфа
  • Работа с документом
  • Главный вопрос урока

Вопросы и задания в конце параграфа

№ 1. Прочитайте эпиграф к параграфу. Почему Петр связывал успешное развитие государства с дворянским сословием? Когда возникла потребность в реорганизации государства? Какие события ускорили проведение реформ государственного управления?

Петр I был выразителем интересов дворян. В его понимании реформы были одним из условий успешного развития дворянской России. Потребность в коренных изменениях возникла еще в XVII веке. Однако проведение реформ ускорила начавшаяся Северная война.

№ 2. Почему административные реформы Петра I не привели к изменению крепостнической системы?

Большую роль в жизни страны играло крепостничество. Несмотря на масштабность преобразований, изменение крепостнической системы не произошло. Царь исключил участие крестьян в местном самоуправлении на основании отсутствия в их среде умных людей. Но суть была в другом: в отличие от Швеции, где большую роль в жизни страны играли свободные крестьяне, в России в условиях крепостного права, крестьянам в этом было отказано.

№ 3. Сравните систему управления государством при Петре I и Алексее Михайловиче. Почему новая система управления оказалась более эффективной?

При Алексее Михайловиче законосовещательными органами были Боярская Дума и Земский собор, исполнительными – приказы. Однако наличие большого количества приказов вносило путаницу в управление. К примеру, военными делами ведали восемь приказов. Петр I разграничил ветви государственной власти. Законодательная – Сенат, исполнительная – коллегии. Функции коллегий, в отличие от приказной системы, были строго определены и охватывали самые важные отрасли управления, что помогало избегать путаницы.

Поэтому данная система оказалась эффективнее.

№ 4. Сравните системы управления Англии, Франции и Российской империи в первой четверти XVIII века. Выявите их общие черты и различия.

В Англии формой правления была конституционная монархия. Во главе государства находился король, но большой вес имел парламент, состоящий из палаты лордов и палаты общин. В 1720-х годов появляется должность премьер-министра. Его назначает король, но утверждает парламент. Руководителями на местах выступали шерифы.

Во Франции всей полнотой власти обладал король. Законодательным органом выступали Генеральные штаты, однако в период с 1614 по 1789 год они не созывались. Исполнительная власть была представлена советами по отдельным отраслям управления. На местах представителями власти выступали губернаторы.

В России во главе государства находился император, обладавший неограниченной властью. Законодательные функции были возложены на Сенат, исполнительные — на коллегии. Власть на местах осуществляли губернаторы и воеводы.

№ 5. Соотнесите события и даты, отмеченные на ленте времени:

1) учреждение коллегий; 2) учреждение Сената; 3) губернская реформа.

ДатаСобытие
1708-1710Губернская реформа
1711Учреждение Сената
1718-1721Учреждение коллегий

Стр. 49

Работа с документом

Из Указа от 27 апреля 1722 года о компетенции Сената

№ 1. Какую роль в управлении государством Петр I отводил Сенату?

Сенат, согласно приведенной цитате, является органом, который замещает царя в его отсутствие.

№ 2. О каких особенностях работы Сената говорится в документе?

В Сенате не позволяются пустые разговоры и шутки, поступать там нужно со всей учтивостью. Все распоряжения должны исполняться письменно.

Стр. 49

Главный вопрос урока

Каковы итоги реформ государственного управления при Петре I?

Новые учреждения, созданные в ходе реформ, были направлены на централизацию управления, укрепление верховной и местной власти. В результате государственно-административных реформ Петра I в России завершилось формирование абсолютной монархии.

Скачать решение

Есть ошибка? Или идея? Сообщи 📤

Мне не нравится на сайте, измените:Сделайте так, чтобы можно было:Решение неправильно/опечатка

Все номера

Стр. 48Стр. 49Стр. 50Стр. 51Стр. 52

Реформы управления Петра I. Указ о единонаследии

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. В чём заключалась реформа органов центрального управления?

У Петра I поначалу отсутствовала чёткая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

С первых лет в политике Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия[1], и в её помещении позже собирались Консилии (Совет) министров, в которые входило до 15 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе (точнее о «съездах бояр») относятся к 1708 году: в это время участники заседаний «конзилиумов» могли называться и «боярами», и «министрами»[2]. В Консилии с 1708 г. был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчётность и протоколы заседаний.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учреждён Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всём государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 13 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:

С 28 февраля (10 марта) 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора. Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. «Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.

Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация. Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками.

2. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии?

В. О. Ключевский так разъясняет причины принятия указа: «Вам известно юридическое различие между основными видами древнерусского служилого землевладения, между вотчиной, наследственной собственностью, и поместьем, владением условным, временным, обыкновенно пожизненным. Но задолго до Петра оба эти вида землевладения стали сближаться друг с другом: во владение вотчинное проникали черты поместного, а поместное усвояло юридические особенности вотчинного. В самой природе поместья, как земельного владения, заключались условия его сближения с вотчиной».

Таким образом, сама жизнь, социально-экономические реалии, подтолкнули Петра к принятию этого нормативного акта: «Так к началу XVIII века поместье приблизилось к вотчине на незаметное для нас расстояние и готово было исчезнуть как особый вид служилого землевладения. Тремя признаками обозначилось это сближение: поместья становились родовыми, как и вотчины; они дробились в порядке разверстки между нисходящими или боковыми, как дробились вотчины в порядке наследования; поместное верстание вытеснялось вотчинным пожалованием».

3. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления?

В 1708—1711 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

4. Что нового было введено в управление городами?

С 1718 года, когда начались преобразования в области центрального и местного управления и суда, произошли изменения и в устройстве городов. На Коммерц-коллегию по данному ей регламенту возлагались не только заботы о развитии торговли и промышленности, но и о чисто-сословных интересах торгово-промышленного населения России и о полицейском благоустройстве городов. По регламенту Коммерц-коллегия должна была смотреть «за всеми торгами и торговыми действиями и иметь попечения о путях сообщения, корабельном хождении и о всём том, что к способному учреждению, споспешеству и порядку купечества служить может».

16 января 1721 года был издан регламент Главного магистрата, определяющий состав и назначение нового учреждения. По этому регламенту Главный магистрат должен был состоять из назначенных царём обер-президента и президента и выборных бурмистров и ратманов, из которых половина «от иностранцев», знающих русский язык. В отличие от членов ратуши, члены Главного магистрата и подведомственных ему городских магистратов были бессменны, и звание их соответствовало известной чиновной степени по Табелю о рангах — президент Главного магистрата считался в VIII классе, а бургомистры в IX. Тому из магистратских чинов, который покажет «тщательное радение и во всём будет содержать себя честно», обещалось даже шляхетство. «Для смотрения за тем, чтобы магистрат должность свою хранил», на его заседаниях присутствовал прокурор.

5. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца – прапорщика флота, служившего ещё Петру I».

Прапорщик – это 14 класс согласно «Табели о рангах», а право на потомственное дворянство давали с 8 класса. Прапорщик – это армейский, а не флотский чин.

Работаем с картой

1. Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г.

В 1708 году были образованы Московская, Ингерманландская (центр – Санкт-Петербург), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская (центр – Тобольск) губернии.

Изучаем документы

Рабочая неделя Петра I.

1. Составьте по первому документу рассказ о рабочей неделе Петра.

Вставал он в пятом часу утра, полчаса прохаживался по комнате, затем принимал о докладом кабинет-секретаря Макарова, после чего завтракал. В шесть утра по улицам столицы мчалась двуколка: Петр отправлялся осматривать строительные работы, проверять выполнение указаний предшествующего дня.

За осмотром строительных работ следовало посещение Сената и Адмиралтейства. За обеденный стол Петр садился в час дня.

Петр не принадлежал к числу гурманов и довольствовался скромными блюдами: на стол подавались щи, каши, жареное мясо с солеными огурцами или лимонами, студень, солонина, ветчина. Рыба исключалась из царского меню. Не любил он и сладких блюд.

Послеобеденный отдых длился часа два, затем Петр в рабочем кабинете читал донесения, составлял инструкции, указы, регламенты, редактировал сочинение по истории собственного царствования — «Историю Северной войны».

Вечера царь проводил либо в гостях, либо в токарной мастерской.

Сохранилось три составленных им расписания занятий по дням недели. По расписанию 1721 года дни с понедельника по четверг включительно посвящались сочинению Адмиралтейского регламента, пятница предназначалась присутствию в Сенате, утренние часы субботы отводились редактированию «Истории Северной войны», а утро воскресенья — дипломатическим делам. Здесь же помета о возможных отклонениях от принятого распорядка: «А когда река станет, тогда ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам».

В январе 1724 года Петр составил новое расписание. Обстоятельства к этому времени изменились: Адмиралтейский регламент уже был готов, работа по написанию «Истории Северной войны» тоже приближалась к концу, и в распорядке появились новые пункты. Присутствию в Сенате Петр отводил вечер понедельника и утро вторника. Новым в распорядке было участие в работе суда в среду и четверг. Утро пятницы предназначалось рассмотрению дел в Адмиралтействе.

В третьем расписании, полностью не сохранившемся» которым царь намеревался руководствоваться с 10 ноября 1724 года, преимущественное внимание уделялось Сенату. О делах, «которые время терпят», надлежало докладывать накануне дня заседания Сената, а по неотложным делам — «всегда время».

Из Указа о единонаследии

2. В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?

Согласно положениям указа, происходило юридическое слияние поместного и вотчинного землевладения (на практике это сближение произошло гораздо раньше, однако, получило легитимацию только теперь). Возникло новое понятие — недвижимость. «Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение». Указ запрещал отчуждать недвижимость, кроме случаев «нужды».

Указ давал право наследовать неделимую недвижимость только одному сыну (как правило — старшему). Однако это не был принцип майората. Вот как об этом пишет В. О. Ключевский: «Это — не закон о майорате или „о первенстве“, навеянный будто бы порядками западноевропейского феодального наследования, как его иногда характеризуют, хотя Пётр и наводил справки о правилах наследования в Англии, Франции, Венеции… Мартовский указ не утверждал исключительного права за старшим сыном; майорат был случайностью, наступавшей только при отсутствии духовной: отец мог завещать недвижимое и младшему сыну мимо старшего. Указ установлял не майорат, а единонаследие, неделимость недвижимых имений»

Таким образом, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном, вынуждало его братьев исправно служить на государственной службе — «искать чинов».

Пётр I, как отмечает большинство историков, все свои преобразования совершал «впопыхах», не всегда задумываясь о последствиях. Новый указ, имевший многие прогрессивные черты, вызвал недовольство. К тому же, как и многие нормативные акты петровской эпохи, он не был достаточно хорошо разработан с точки зрения юридической техники. Неопределённость формулировок порождала сложность в исполнении указа.

В. О. Ключевский: «Он плохо обработан, не предвидит многих случаев, даёт неясные определения, допускающие разноречивые толкования: в 1-м пункте решительно запрещает отчуждение недвижимости, а в 12-м предусматривает и нормирует их продажу по нужде; устанавливая резкую разницу в порядке наследования движимых и недвижимых имуществ, не указывает, что разуметь под теми и другими, а это порождало недоразумения и злоупотребления». Эти недостатки вызывали неоднократные разъяснения в последующих указах Петра. К 1725 году указ был подвергнут значительной доработке, допускавшей значительные отступления от первоначальной редакции.

По мнению В. О. Ключевского: «Закон 1714 года, не достигнув предположенных целей, только внёс в землевладельческую среду путаницу отношений и хозяйственное расстройство. Итак, подготовленный и обеспеченный неделимой недвижимостью офицер армейского полка или секретарь коллегиального учреждения — таково служебное назначение рядового дворянина по мысли Петра».

Современник о Петре I.

Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?

Благодаря живому и пытливому уму, Петр I отлично понимал необходимость создания в России боеспособного морского флота. Поэтому кораблестроение и навигация стали одним из наиболее страстных его увлечений.

Еще до того, как он стал реальным правителем страны, Петр увлекся навигационной наукой и стал интересоваться кораблестроением. Первым его кораблем стал старенький бот, обнаруженный им в одной и кладовых среди вещей деда. Следующим шагом стала организация верфи на Переяславском озере. Совместно с голландскими мастерами Петр построил и спустил здесь на воду два небольших фрегата и три яхты.

Перестав быть чисто номинальным правителем, и получив полную власть, будущий император решает заняться постройкой корабельной флотилии всерьез. Оставив Переяславское озеро, он перебирается в портовый Архангельск, где лично участвует в закладке верфи, на которой впоследствии строятся современные корабли. Третье судно он заказывает в Голландии.

Спустя несколько месяцев все три корабля были спущены на воды Белого моря. Под руководством царя этот небольшой флот провожает иностранные корабли.

После этого Петр обращает свой взор в сторону Азова – именно здесь он планирует выстроить и разместить свой флот. Для осады крепости со стороны моря, взяв за основу голландскую галеру, в России строят 22 галеры и 4 брандера. Подготовкой деталей и сборкой судов занимались московские, архангельские плотники, иностранные специалисты и простые солдаты. Все работы, несмотря на то, что большая часть задействованных в них работников была далека от кораблестроения, заняли 3 месяца. Параллельно на воронежской верфи были заложены два корабля с 36 пушками, а в окрестных городах строились плоскодонные баржи и плоты.

Для наиболее продуктивной работы, по велению царя повсеместно образовывались кумпанства – союзы помещиков, в ведомости которых было не меньше 100 крестьянских подворий. Каждое такое объединение должно было выстроить один корабль. Такие же обязательства были возложены и на духовенство, и на купечество. Всего с стране было создано 18 помещичьих кумпанств, 14 купеческих и 17 у духовенства.

Лес для постройки выделялся государством, которое также предоставляло и корабельных мастеров, выписанный специально для этой цели из многих стран Европы.

Развитие кораблестроения позволяло обеспечить создание флота, а следовательно, и обороноспособность государства, гарантировало успехи во внешней политике. Корабль для эпохи Петра – это как космическая станция для нашего времени, показатель силы и могущества государства. А кораблестроение – это наиболее передовая отрасль, локомотив экономического развития, которая «тянет» за собой развитие металлургии, парусного дела, транспорта и т.д.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.

2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.

Появление вещественных мер (в виде линеек, гирь и т.п.) сделало возможным воспроизведение большого количества одинаковых мер (в том числе дольных и кратных), что открывало путь к использованию математических действий и создавало необходимые предпосылки для выделения метрологии как науки из наличной совокупности знаний.

Осуществление поставленной Петром I задачи «прорубить окно в Европу», повлекшее за собой чрезвычайное расширение культурных, научных, производственных и торговых связей с Западом, отразилось на метрологии как петровской, так и послепетровской эпохи.

Процесс технического перевооружения России Петр I связывал с получением точных количественных сведений, касавшихся обороны, строительства, промышленности, картографии, торговли, и пр. Для выполнения этой работы, требовавшей многочисленных измерений, следовало подготовить новые квалифицированные кадры, для чего необходимо было учредить различные учебные заведения и издать соответствующие руководства, а также следовало оснастить страну мерами и измерительными приборами, улучшить измерительную базу.

Метрологической реформой Петра 1 к обращению в России были допущены английские меры, получившие особенно широкое распространение на флоте и в кораблестроении — футы и дюймы. Для облегчения вычислений были изданы таблицы мер и соотношений между русскими и иностранными мерами. Начинают выделяться некоторые метрологические центры. Коммерц-коллегия занималась вопросами единства мер и метрологического обслуживания в области торговли. Адмиралтейств-коллегия заботилась о правильном применении угломерных приборов, компасов и соответствующих мер. Берг-коллегия опекала измерительное хозяйство горных рудников, заводов и монетных дворов. Основанная в 1725 году Петербургская академия наук занялась воспроизведением угловых единиц, единиц времени и температуры. Она имела в своем распоряжении образцовые меры и копии эталонов туаза и фунта. Так, наряду с учебными заведениями общего типа были основаны специальные учебные заведения: в 1711 г. инженерная школа в Москве и артиллерийская школа в Петербурге, в 1715 г. Морская академия в Петербурге, горные школы и пр.

В первой четверти ХVII века появились ремонтно-юстировочные мастерские, а затем и мастерские для изготовления некоторых приборов: при «навигацкой» школе, при дворе Петра I, при Морской академии и др. В конце ХVII века Петром I был организован ввоз различных измерительных приборов (угломерных, оптических и др.), требовавшихся для армии и флота. Решительный характер Петра 1 проявился в его Наказе «О сборе в Московской Большой таможне пошлин» (1698 г.): «за найденные непрямые, воровские весы лавки опечатать, товары отобрать и семьей сослать».

3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.

Петр I за годы Северной войны создал достаточно эффективную систему центрального и местного управления, которая позволяла обеспечивать управление государством от столицы до окраин страны.

Работа коллегий строилась на принципе централизованного отраслевого управления, при котором четко были определены их обязанности и чиновники отвечавшие за их исполнение.

Петр I какие-то решения по созданию новых органов управления принимал в ходе проведенных экспериментов. Какие-то решения были прямым заимствованием зарубежного опыта. Сами названия органов управления: коллегия, магистрат и др. были заимствованы из европейской практики. К концу войны российская система управления была очень похожа на шведскую. Она имела мобилизационный характер и можно сказать, что Петр I бил шведов шведским управленческим оружием.

Эффективность созданной управленческой системы вынудила европейские страны признать Россию империей, а Петра I императором.

Российский профессор находится под давлением из-за сравнения Украины с нацистами

Стив Гуттерман

Чтение за 4 минуты

* Профессор говорит, что ему сказали уйти или быть уволенным

* Сравнил действия России с нацистской аннексией Австрии

* никакого сравнения с нацистской Германией

МОСКВА, 4 марта (Рейтер) — Российский профессор философии говорит, что его выгоняют с работы в престижном государственном университете после того, как он сравнил действия Москвы на Украине с аннексией Австрии нацистской Германией в 1919 году. 38.

В обзорной статье, опубликованной на сайте ежедневной газеты «Ведомости» в субботу, Андрей Зубов сказал, что Россия стоит на пороге войны, и добавил: «Мы не должны вести себя так, как когда-то вели себя немцы, основываясь на обещаниях Геббельса и Гитлера. ”

Во вторник он сообщил новостному интернет-сайту slon.ru, что получил ультиматум от МГИМО: «Мне сказали, что я либо пишу заявление об увольнении, либо жду увольнения».

«Я ответил, что ничего не буду писать; пусть меня увольняют, если хотят», — сказал Зубов. Он сказал, что его вызвали к начальнику в среду, и он полагал, что речь шла о статье.

Во вторник вечером связаться с представителями МГИМО для комментариев не удалось.

Статья Зубова перекликается с озабоченностью либералов и критиков Кремля по поводу того, что они называют агрессией в отношении Украины, где российские силы взяли под контроль Крым, регион Черного моря, где этнические русские составляют большинство населения.

Российский парламент в субботу разрешил президенту Владимиру Путину ввести вооруженные силы в Украину по своему желанию.

Российская полиция задержала во вторник десятки протестующих у Минобороны в Москве, сообщили активисты.

Пророссийское правительство Крыма планирует провести референдум о его статусе 30 марта, и законодатели в Москве представили законопроект, облегчающий получение Россией новых земель, что повышает вероятность подачи заявки на присоединение Крыма к России.

«Все это уже случалось. Австрия. Начало марта 1938 года. Фашисты хотят построить свой рейх за счет другого государства», — писал Зубов.

Многие россияне, в том числе Путин, считают победу во Второй мировой войне самым гордым моментом своей страны в 20-м веке, и правительство раздражается при любом сравнении Советского Союза или России с гитлеровской Германией.

Пропутинская правящая партия подвергла резкой критике сатирика, который провел сравнение между зимними Олимпийскими играми в Сочи, состоявшимися в прошлом месяце, и берлинскими играми 1936 года, которые Адольф Гитлер использовал, чтобы укрепить свою власть и представить радужную картину нацистской Германии.

Телекомпания «Дождь», которая часто давала платформу критикам Кремля, была закрыта телекомпаниями после вопроса на своем веб-сайте, нужно ли было сдавать Ленинград для спасения жизней, когда нацистская Германия осаждала его в Вторая мировая война.

Сравнение между Украиной и Австрией имеет дополнительный резонанс, поскольку российские официальные лица сравнили воинствующие украинские группировки, участвовавшие в протестах против свержения президента Виктора Януковича, с нацистами и с украинцами, которые помогали нацистам во время войны.

Зубов, преподававший в МГИМО с 2001 года, рассказал российскому журналу «Новое время», что не хочет терять работу.

«Я боюсь, но бывают ситуации, в которых приходится действовать, невзирая на собственный страх», — сказал он. (Под редакцией Кевина Лиффи)

Три режима в России — Большая Серж Мысль

Путаница

Революции бывают коварными вещами. Часто они довольно очевидны и их трудно не заметить: штурмуют Бастилию, царя помещают под домашний арест или британцы вынуждены с позором покинуть Атлантическое побережье. Политическая и социальная нестабильность, сопровождающая такие драматические государственные потрясения, дает катарсис разгневанному населению, пути восхождения для честолюбцев и кульминационный «нулевой год» нового государства, общества и человека, которому позволено верить, что все действительно изменилось. . Такого рода революции приятны — по крайней мере, какое-то время.

Как это ни парадоксально, самые успешные политические революции, как правило, те, которые никто не замечает.

Рассмотрим, например, любопытный случай в Англии, где десятилетие гражданской войны, цареубийства и короткое междуцарствие правления Оливера Кромвеля не смогли разрешить напряженность между короной и парламентом. Через несколько лет после смерти Кромвеля восстановленная монархия издала закон о подстрекательстве к мятежу, согласно которому преступлением считалось даже предположение о том, что парламент может править без согласия короля. Монархи продолжали накладывать вето на акты парламента вплоть до 1708 года, когда королева Анна наложила вето на закон о шотландской милиции. С того момента ни один британский монарх не наложил вето на акт парламента — но почему? Формально в правовом механизме ничего не изменилось; ни одна голова не была отрублена. При преемнике королевы Анны, Георге I, королевская власть постепенно ослабевала, а руководящая неприязнь государства конкретизировалась вокруг кабинета во главе с лордом Робертом Уолполом, который стал де-факто первым премьер-министром.

Революция Кромвеля длилась недолго. Как и контрреволюция восстановленной монархии. Однако у Уолпола это произошло, и это происходило постепенно и почти незаметно для простых людей Англии — как пресловутая лягушка, которую медленно доводят до кипения.

Американцы так же любят говорить о своей «революции», наивно полагая, что она была только одна. На самом деле Америка пережила не менее четырех революций. Первая, самая известная и единственная открыто признанная революция положила конец британскому правлению, но последующие невидимые революции изменили американскую систему правления не меньше, чем первая.

Гражданская война в США вынудила штат расширить свои возможности для борьбы с напряжением войны — государство впервые продало облигации и взимало подоходный налог, создало новые агентства, такие как Бюро пенсий и примитивное Министерство сельского хозяйства, и правительственные подрядчики взорвались, когда правительство убрало оружие и припасы пылесосом. Быстрое расширение федеральной бюрократии также породило систему патронажа, в которой рабочие места и синекуры распределялись в качестве политических привилегий — концепция, хорошо знакомая современным американцам, привыкшим видеть вращающуюся дверь между Вашингтоном, округ Колумбия, и оборонными подрядчиками в Балтиморе и Северная Вирджиния.

Последующие американские революции произошли в 1930-х годах, когда Великая депрессия послужила прикрытием для «Нового курса» Рузвельта и дальнейшего метастазирования федеральной бюрократии и ее полномочий (Викард против Филберна), и снова в 1960-х, когда гражданские права добавили новый измерение сутяжничества в обществе. Движение за гражданские права стремилось ниспровергнуть демократически установленную систему правового угнетения на Юге — возможно, достойная цель, но для достижения этой цели федеральному правительству необходимо было наделить судей и бюрократов полномочиями против правительств южных штатов, создав, по сути, вооружённую федеральный аппарат, который не исчез просто так после ликвидации сегрегации.

Смысл этого довольно длинного обходного пути не в том, чтобы проветрить белье англо-американской политической истории, а в том, чтобы сделать то, что я считаю важным: политическую систему страны можно радикально изменить без сопутствующего кровопролития, которое мы обычно думаем, что характеризуем революции.

Такие «тихие революции» происходили бесчисленное количество раз в бесчисленных местах, но здесь я хотел бы рассмотреть, как это происходило в России.

Одним из определяющих периодов русской истории является так называемое Смутное время (в России просто «Смута», или «Смута»). Это был пятнадцатилетний период гражданской войны и всеобщего общественного потрясения, происходившего между 159 г.8 и 1613.

Причин было множество. В основе всей ситуации лежало общее истощение российской модели безопасности и экономики. Царь пожаловал военному сословию земельные участки в обмен на их службу, но к концу 1500-х годов стране не хватало продуктивных сельскохозяйственных земель и крестьян для обработки полей. В результате военнослужащим становилось все труднее покрывать свои расходы (некоторые даже продавались во временное рабство), а крестьянство все более жестоко притеснялось помещиками. Одновременно российские городские районы обезлюдели, поскольку жители бежали, чтобы избежать налогов (одна из особенностей российского государства в то время заключалась в том, что налоговое бремя легло почти исключительно на горожан). Вся эта смесь была очень опасной — обиженное и угнетенное крестьянство, обезлюдевшие и обедневшие города и еле державшееся военное служилое сословие.

Исчезновение правящей династии обеспечено спичкой, чтобы зажечь всю гремучую смесь. Царь Федор I был умственно отсталым (некоторые теперь подозревают синдром Дауна) и не мог произвести на свет наследника, и его смерть привела страну к катастрофической гражданской войне, которая опустошила страну. Смута во всем оправдывает свое название — страна подверглась причудливому зрелищу череды царей-самозванцев, которые все называли себя «Дмитрием», предполагаемым давно потерянным сыном Ивана Грозного. Каждый раз, когда убивали Дмитрия, материализовался новый самозванец, утверждавший, что чудом избежал смерти. В конце концов, Россия была захвачена Польшей и Швецией, а большая часть страны стала владениями вооруженных бандитов. Москва была окончательно освобождена после продолжительной польской оккупации армией патриотически настроенных казаков и ополченцев.

Смутное время соответствует общепринятому описанию политической революции. Правящая династия вымерла, а последовавшие за ней беспорядки и гражданская война привели к массовому участию практически всех слоев общества. Конечным результатом смуты, однако, стала полная перезагрузка политической системы в ее досмутный вид. Михаил Романов был избран новым царем, и его коронация и правление были тщательно спланированы, чтобы обозначить преемственность со старой династией (которой он был родственником). Несмотря на то, что освобождение Москвы и воцарение Романовых стало возможным благодаря низам, особенно казакам, воссоздаваемое Романовское государство строилось вокруг родовитых князей и аристократов (бояр) и тратило большую часть своей энергии на то, чтобы казаки вернулись на свои места.

Результатом стала гражданская война, закончившаяся политическим соглашением, в котором ничего не изменилось. Желание после стольких беспорядков и смертей было только в том, чтобы вернуть все, как было прежде, и первые Романовы представили себя как продолжение прерванного старого Царства. Власть по-прежнему была сосредоточена в руках аристократических семей, которые созвездием вращались вокруг трона… по крайней мере, какое-то время.

Петр Великий родился в 1672 году в очень запутанной политической ситуации. Он был сыном царя Алексея от второй жены, первая умерла, подарив Алексею нескольких детей. Будучи ребенком от второго брака, положение Петра в иерархии не было идеальным, но у каждого из его сводных братьев и сестер были проблемы, которые помогли его делу: старший мальчик, Федор, был крайне хил и хронически болен (и действительно умер вскоре после принятия трон), у второго, Ивана, был какой-то невыявленный, но крайний умственный недостаток (он якобы часами сидел неподвижно, тупо глядя в пространство), а остальные были девушками и, таким образом, не могли занять трон.

Учитывая запутанное состояние двора — и деятельность честолюбивых и коварных аристократов, которые всегда стремились к возвеличиванию — Питер провел свои годы становления в сторонке, где он начал делать то, что многие молодые мальчики делали на протяжении всей своей истории. возраст: он играл солдата. Однако, будучи царским сыном, Петр имел право вербовать местных мальчиков, реквизировать настоящее оружие и нанимать иностранных инструкторов для его тренировки. Знаменитая «игрушечная армия» Петра стала его юношеским занятием, но она же была и зачаточной формой гвардейских полков, которым суждено было стать важнейшим оружием государства.

Из группы мальчишек, тренировавшихся в подмосковных лесах, петровские полки постепенно превратились в полноценные воинские части, получившие официальное название Лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки. Полки блестяще сражались в войнах Петра со Швецией, а когда он построил новый город Санкт-Петербург на Балтийском море и перенес туда столицу, гвардейские полки стали своего рода жандармами, постоянно стоявшими в центре двора.

Сергей Соловьев о Петре Великом: «Ни один народ не совершил такого подвига, как тот, который совершил русский народ в первой четверти XVIII века. На историческую сцену вышел народ малоизвестный, бедный, слабый… нечеловеческими усилиями, страшными жертвами… он стал могучим народом… Человека, руководившего этим народом в этом деле, мы вправе назвать величайшим историческим деятелем , ибо никто не может иметь большего значения в истории цивилизации».

Наряду с перестройкой вооруженных сил и формированием гвардии, Петр, как известно, предпринял совместные усилия по приведению в форму дворянства (иногда буквально). На протяжении веков русская аристократия управлялась системой, известной как местничество («должностной ранг»), которая помещала все аристократические семьи в строго регламентированную и хореографическую иерархию, основанную на семейной родословной, и определяла, какие мужчины могут быть назначены на какие должности. . Эта система была оплотом против меритократии, стимулировала зависть и приводила к застою правящей системы. По словам культового русского историка Василия Ключевского:

«Боярина можно было избить, можно было отобрать его имущество, можно было выгнать его с государственной службы, но никогда нельзя было заставить его принять назначение или место за царским столом ниже того, на что он имеет право. »

Взамен этой склеротической системы Петр учредил знаменитую «Табель о рангах», которая назначала иерархическое первенство на основе службы государству — это еще больше давало двусмысленность между службой в гражданском правительстве, армии и дворе. Например, статский советник в гражданском правительстве (обычно вице-губернатор или заместитель директора правительственного бюро) был эквивалентен бригадному генералу в армии или виночерпию в суде. Табеля о рангах была предназначена для того, чтобы побудить аристократию к действию, создавая конкурентное стремление служить государству, чтобы повысить свои ряды.

Табеля о рангах не устранила наследственную аристократию России. Большинство высоких должностей по-прежнему занимали сыновья старых и знатных семей, но реформы действительно создали необходимые стимулы для повышения качества государственной службы от этих людей, а также создали возможности для продвижения амбициозных и компетентных людей из низшего происхождения. Бурная деятельность царствования Петра позволила сплотиться вокруг него кружку ключевых функционеров. Некоторые, как Борис Шереметев, были отпрысками старых аристократических родов; другие, как Александр Меншиков — «Князь из грязи» — были простолюдинами, пришедшими из ничего.

Меньшиков: Принц из грязи

Составляющие безмолвной революции Петра начинают складываться воедино. Гвардейские полки слоняются по своим казармам в самом сердце петербургских дворцов — мощная вооруженная сила в непосредственной близости от залов власти и свободный доступ в комнаты, где шепчутся тайны. Меньшиков и другие петровские «новые люди» — люди, совершившие стремительный взлет, участвуя в многочисленных петровских реформах и проектах, которые должны были бороться за защиту нового строя. Наконец, добавим тот простой факт, что в России не было конкретизированной системы престолонаследия. Петр предпочитал систему наименований, позволявшую царю-императору выбирать наследника, но сам он никогда не пользовался этой прерогативой, написав на смертном одре «предоставь все» и потеряв сознание, не успев закончить фразу.

Не успел Петр Великий умереть, как созданная им система начала защищать себя. Меншиков созвал остальную часть ближайшего окружения в комнате дальше по коридору от тела царя, и они договорились, что вторая жена Петра, Екатерина, должна стать императрицей. Меншиков вызвал гвардейские полки и оценил обстановку. Затем гвардейцы вышли на территорию Зимнего дворца и приветствовали «Нашу Государыню и Императрицу Екатерину».

На протяжении всего XVIII века, начиная с Петра Великого, власть в России определялась волей петербургских сильных людей. Екатерина I была избрана в 1725 г. петровцами, а ее восхождение было осуществлено гвардейскими полками. В 1730 году Анну (племянницу Петра) таким же образом избрала тайным советом Екатерины. Бездетная Анна назначила своего малолетнего племянника своим наследником, но ребенок и его родители вскоре были арестованы гвардейскими полками, которые вместо этого провозгласили императрицей дочь Петра Елизавету. Наконец, собственный племянник Елизаветы (еще один Петр, и особенно паршивый) сам был арестован и убит императорской гвардией, благоволившей к его жене (еще одной Екатерине, и особенно знатной).

Все переходы власти между смертью Петра Великого и временем Екатерины Великой в ​​конце 18 века почти полностью решались гвардейскими полками и сильными людьми в высших государственных чинах того времени. Время от времени это характеризовалось как эпоха России года правления преторианцев года, напоминая о преторианской гвардии Римской империи, которая как убивала, так и избирала императоров, по-видимому, по своей воле. Гвардия была творением Императора, но со временем Император (или Императрица, в зависимости от обстоятельств) все чаще становился творением Гвардии. В частности, Екатерина Великая как иностранка обязана своим царствованием поддержке гвардии, а два ее самых известных любовника — Григорий Орлов и Григорий Потемкин — оба были гвардейскими офицерами.

Поскольку гвардейцы и силачи знати были решающими факторами при любой передаче власти, они неизбежно становились опорой власти монарха. Вся руководящая враждебность царствования Петра заключалась в том, чтобы модернизировать Россию, побуждая элиты к действию; вырабатывая кнут и пряник, которые заставят вялую, склеротичную и коррумпированную наследственную аристократию нести более качественную и динамичную государственную службу, связать их с петровским проектом модернизации.

Тихая революция Петра заключалась в том, чтобы поднять сильных мужчин на вершины государства и взрастить престижную и политически активную вооруженную силу в самом сердце двора. Это создало самовоспроизводящуюся петровскую машину, которая привела Россию к превосходству; машина призывала крестьян строить новые города и укомплектовывать армию, расползаясь, как медленно движущаяся лава, по ослабевшим соседям, таким как Польша и разлагающиеся ханства Средней Азии, достигнув апогея при Екатерине Великой, которая отвоевала у татар Крым и заселила степи Новороссия с русскими крестьянами, основавшая города Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь и Мариуполь. Когда правитель давал сбои — то ли из-за смерти, то ли из-за слабости — преторианская машина Петра начинала действовать, чтобы выбрать и установить нового императора или императрицу, которые защищали бы и продвигали его интересы.

Все это было уничтожено одним из самых бесславных и недооцененных правителей России — царем Павлом, сыном Екатерины Великой. Павел правил всего пять лет и имел несчастье быть связующим звеном между своей знаменитой матерью и сыном Александром I, победившим Наполеона, в сравнении с которым сам Павел выглядел довольно жалким. Ему также посчастливилось быть убитым, что фактически обеспечило негативный имидж в народе, поскольку убийц редко побуждают хорошо отзываться о своих жертвах.

Пол провел большую часть своей жизни томясь, ожидая смерти своей матери, чтобы он мог править (в отличие от короля Карла III). Павла возмущало то, что его мать, вовсе не русская, фактически узурпировала его отца, и вообще считал Екатерину несправедливо занявшей престол. Павел не мог вернуться в прошлое и начать свое правление раньше, но он мог предотвратить ту же несправедливость, постигшую его потомков, поэтому одним из его первых действий было обнародование формального закона о престолонаследии, предписывающего, чтобы трон переходил по строгому первородству мужчин. . Это одним росчерком пера нейтрализовало преторианское государство, лишив гвардейцев и аристократов их власти влиять на престолонаследие.

Царь Павел I

Павел не доделал. Он был человеком с сильными военными наклонностями — не в смысле тяги к войне или насилию, а в любви к предсказуемости, дисциплине и армейской иерархии. Поэтому он попытался принудить русскую аристократию к более интенсивной и дисциплинированной службе государству — то, что один историк назвал попыткой Павла «милитаризации правительства». Он мало сочувствовал свободам, которыми пользовалась знать при Екатерине, и поощрял провинциальных губернаторов принуждать аристократических сыновей к государственной службе. Было высказано предположение, что Пол страдал тем, что теперь было бы диагностировано как обсессивно-компульсивное расстройство: он был чрезвычайно озабочен правилами, чистотой и предсказуемостью, и он навязывал эти принципы своему окружению, пытаясь создать более рационализированное правительство, которое действовало бы в соответствии с ним. к рутине и процедурам. Это заставило его опираться на профессиональных администраторов, а не на разрозненный кружок администраторов-аристократов.

Двойные попытки Пола и нейтрализовать аристократические привилегии, и принудить дворянство к более интенсивной государственной службе, естественно, сделали его непопулярным среди тех же аристократов (не помогали его паранойя и переменчивые манеры), и в свое время он был убит в своей спальне. Но закон о престолонаследии остался, и престол занял его сын Александр. С этого момента трон чисто переходил по мужской линии.

Потомки Павла неуклонно продвигали страну к правительству кабинетного типа, с последовательными достижениями при Николае I, который создал многоведомственную канцелярию, которая управляла большинством государственных дел, и Александре II, который отменил крепостное право. Отказ от крепостного права был большой моральной победой, но он также вынудил коренную реорганизацию административной жизни страны. Отношения между помещиком и крепостным были угнетающими, но они также были основой функционирования государства. Помещики выступали в качестве агентов по призыву, сборщиков налогов и полиции в своих поместьях, облегчая административную нагрузку на государство и распределяя ответственность за поддержание правопорядка. С окончанием крепостного права эти отношения были разорваны, и государство было вынуждено радикально расширить свое присутствие, чтобы взять на себя административные и полицейские функции, ранее принадлежавшие аристократии.

К концу 1800-х годов структура власти в России радикально изменилась, и старый договор о сотрудничестве между аристократией и монархом постепенно уступил место бюрократизированному самодержавию, при котором царь обладал неограниченной политической властью (по крайней мере, теоретически) обеспечивается тонко растянутым административно-полицейским государством.

Российское государство претерпело две систематические перестройки при династии Романовых. Первый был открыт Петром Великим, который пытался разрушить устаревшую и окаменевшую старую феодальную систему рангов и оживить аристократию новыми стимулами и мощной преторианской гвардией для защиты машины. Второй начался с Павла, который, в свою очередь, нейтрализовал политическую власть гвардии, чтобы контролировать процесс престолонаследия, и продолжился его сыновьями и внуками, которые еще больше оттолкнули Россию от аристократической олигархии к бюрократически-административному государству. Обе эти революции были по существу безмолвными, поскольку происходили в результате постепенного действия политических механизмов и без серьезных социальных волнений или гражданской войны. Даже отмена крепостного права была достигнута бескровно — подвиг немалый.

Конечно, не все революции бескровны и тихи. Самая известная революция в России родилась в ходе мировой войны и переросла в войну гражданскую, в результате которой погибло неисчислимое количество миллионов человек. Здесь не место судить или обсуждать события, которые привели к большевистскому правлению на землях Российской империи. Вместо этого давайте сделаем краткое размышление о политических плодах той войны и революции. Большевики создали нечто совершенно новое и бесспорно новаторское: партийное государство.

Определяющей структурной чертой советского государства был новаторский партийно-государственный дуализм. Партия большевиков, позже переименованная в Коммунистическую партию, оставалась номинально частной организацией, институционально отделенной от государства. Он обладал силой в силу личный союз с государством, а не юридический или институциональный союз. То есть Коммунистическая партия правила Советским Союзом, потому что каждый член государственных органов — каждый бюрократ, полицейский, глава каждого профсоюза, директор каждой фабрики, директор каждого колхоза и каждый комиссар (эквивалент министру или секретарю на западном языке) был членом партии и был обязан подчиняться указаниям партии. В государстве был Совет Народных Комиссаров, который на бумаге представлял собой довольно типичное кабинетное правительство, председатель которого был эквивалентом премьер-министра. Однако принятие решений не происходило на этом совете; это произошло в Политбюро, которое было высшим директивным органом партии.

XX съезд партии

Практически все институты в стране были огосударствлены после отмены частной собственности, и природа партийно-государственного дуализма диктовала, что партийные организации должны разрастаться и доминировать во всех учреждениях. В результате получилось нечто похожее на теократию. Государство с его бюрократией, полицией, фабриками, фермами и разведывательными службами обеспечивало мускулатуру и органы Советского Союза, позволяя ему двигаться и действовать в мире, но партия давала скелет и нервы, связывающие все разнородные части вместе и обеспечение того, чтобы он действовал с единственной целью.

Партия, в свою очередь, управлялась Секретариатом и Оргбюро, которые принимали кадровые решения, дисциплинировали членов партии и распределяли вознаграждения в виде работы, квартир, автомобилей и отпусков. Эти органы контролировали партийный «аппарат» — административную сеть партийных комитетов и организаций, укомплектованных «аппаратчиками», состоявшими из членов партии, работавших на партию полный рабочий день и не занимавших внештатных постов (мощное, но узкое меньшинство партийного аппарата). полное членство). Средоточием этой системы управления была Номенклатура («Система имен»), в которую входили те члены партии, которые были возведены на государственные должности — директора заводов, университетских администраторов, чиновничьи должности, высокие должности.

Консолидация двойственной партийно-государственной структуры была достигнута при Сталине, чей огромный аппетит к работе, административная доблесть и политическая хватка дали ему набор навыков, необходимых для того, чтобы укротить совершенно новый вид государственной структуры и заставить ее делать то, что он хочет. . Любые подозрения в том, что партийное государство было проявлением воли Сталина, развеялись после его смерти. Лаврентий Берия и Георгий Маленков, два важных члена ближайшего окружения Сталина в конце его жизни, оба имели технократические тенденции, то есть они выступали за расширение полномочий государственных органов и уменьшение открытого влияния партии. В постсталинской борьбе за власть они потерпели поражение от Никиты Хрущева — партийного деятеля по преимуществу, опорой власти которого были именно аппаратчики, чье влияние Берия хотел ограничить.

В конце концов партийное государство было уничтожено его последним лидером Михаилом Горбачевым, который по ошибке решил нейтрализовать свою собственную административную систему. Во многом он столкнулся с проблемой, близко знакомой Петру Великому: элита стала склеротичной, коррумпированной и, по мнению Горбачева, просто неспособной делать то, что нужно было сделать для продвижения страны вперед. Горбачев отчаянно хотел быть реформатором — он искренне желал быть вторым Лениным, который мог бы оживить социалистическую систему и подтолкнуть застойную сверхдержаву к новым высотам. А вот партия была проблемой — как источник всей политической власти в стране, партия была нужна ему для проведения реформ, а партийный аппарат рассматривался как препятствие для этих самых реформ.

Горбачев считал, что ему нужно подтолкнуть партию к действию и прорвать сопротивление партийного аппарата. Для этого он кастрировал секретариат — тот самый административный орган, который был его собственным источником власти. Он распределил обязанности секретариата между другими органами, резко сократил его штаты и прекратил созыв собраний, прежде чем полностью нейтрализовать политическую власть партии внесением изменений в конституцию. Истощив силы собственной партии, Горбачев прыгнул на новый пост — «президента Советского Союза» — и попытался использовать это новое положение для захвата власти.

Для Горбачева — убежденного коммуниста, боготворившего Ленина — намеренное уничтожение власти партии кажется странным, но это имеет смысл, учитывая его собственные предположения и логику. Он считал, что склеротический СССР нуждается в реформах, и рассматривал партию, особенно аппаратчиков, как препятствие для реформ. Но идея партийно-государственного дуализма дала ему выход; он мог ослабить партию и одновременно наделить властью государство, чтобы государство могло провести реформаторскую работу, которую партия, казалось, не могла или не хотела делать. Чего он не понимал (шокирующе), так это того, что именно партия скрепляла всю конструкцию. Без скелета и нервов Советский Союз рухнул в неприглядную груду бесформенной плоти.

Путешествуя по русской истории, можно выделить несколько сдержанных режимов, три из которых мы подробно обсудили здесь:

  1. Преторианское правление: правление монарха, через гвардейские полки, силачей и аристократических союзников. — воодушевлен реформами Петра Великого.

  2. Бюрократическая монархия: правление монарха через бюрократические, административные и полицейские органы государства. Переход к этому режиму от преторианского режима был начат Павлом I изменением закона о престолонаследии и конкретизирован его преемниками.

  3. Партия-государство: дуалистическая структура, в которой правящая партия оставалась частной организацией, институционально отделенной от государства, но контролирующей все политические и бюрократические вопросы посредством своего контроля над государственным персоналом.

Сравнение нынешней российской власти с преторианским правлением очевидно — Путин окружен так называемыми «силовиками», или «силачами». Это правительство, укомплектованное нынешними и бывшими сотрудниками органов государственной безопасности. Сам Путин — бывший глава Федерального бюро безопасности, а самые влиятельные люди в России — по большому счету «секурократы». Хотя некоторые пытались назвать Россию де-факто однопартийным государством, учитывая подавляющее большинство голосов «Единой России» в законодательных органах, такое сравнение является отвратительным. Нет всемогущего партийного аппарата, контролирующего все за кулисами, а бюрократический размах «Единой России» как таковой ничтожен и недостоин сравнения с Коммунистической партией в период ее расцвета.

В любом случае длинная дуга истории России должна заставить нас задуматься, прежде чем мы попытаемся говорить о ее политической системе с широкими, грубыми категориями. Это цивилизация, которая отмечает свой прогресс на протяжении столетий, и от своего средневекового прошлого до своего преторианского апогея, вплоть до взлетов и падений партийного правления, она всегда отличалась упорством и умелой мобилизацией ресурсов. Путин — лишь последний в длинной череде российских лидеров, которые столкнулись с проблемой мобилизации местных ресурсов, находясь в состоянии цивилизационной осады.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *