Сравнение александр 1 и николай 1: Александр I и Николай I

Россия в период правления Александра I и Николая I |

Другие материалы по истории России

Алекса́ндр I Павлович — император и самодержец Всероссийский, протектор Мальтийского ордена, великий князь Финляндский, царь Польский, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

Внутренняя политика.

В марте 1801 г. в результате дворцового переворота был убит Павел I. На престол вступил его сын Александр I(1801–1825). Подобно своей бабушке Екатерине II, Александр стремился руководствоваться в своей деятельности идеями «просвещенного абсолютизма». Он отменил многие указы Павла I, возвратил дворянам привилегии Жалованной грамоты дворянству. Из ближайших сподвижников молодого императора был создан Негласный комитет, в который входили П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский. С ними Александр делился планами по будущему устройству России. К делам комитета также был привлечен М. М. Сперанский. При Александре I официально действовал в качестве высшего совещательного органа Непременный (постоянный) совет, созданный в 1801 г.

Реформы Александра I.

Комитет разрабатывал основы реформ в различных сферах общественной жизни. В 1802 г. коллегии были заменены министерствами. Комитет министров под руководством царя, а позднее А. А. Аракчеева, согласовывал дела министерств и выполнял роль совещательного органа. Министры отчитывались непосредственно перед императором и от него получали распоряжения по важнейшим вопросам. Первоначально было образовано 8 министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Сенат, существовавший со времен Петра I, стал высшим контрольным и судебным учреждением. В 1810 г. по предложению Сперанского был утвержден Государственный совет – орган, состоящий из высших сановников, в функции которого входило выступать с законодательными предположениями. Сперанский предлагал также создать Государственную думу и местные думы как представительные органы, но против этих предложений выступило дворянство.

Проект Сперанского не был осуществлен, а сам он отправлен в ссылку и возвращен в Петербург лишь в 1821 г. Александр I в 1801 г. разрешил недворянам покупать земли для обработки ее наемным трудом. В 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крепостных с наделением их землей. Результаты этого указа были незначительны. В 1808–1809 гг. было запрещено продавать крестьян и ссылать их по воле помещика, что на деле не выполнялось.

Реформы затронули сферу образования. Создано Министерство народного просвещения, страна Разделена на учебные округа. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. По уставу 1804 г. университеты получили значительную автономию: право выбирать ректоров и профессоров, самостоятельно решать свои дела. В 1804 г. был также издан достаточно либеральный по характеру цензурный устав. Правление Александра I характеризовалось самой широкой веротерпимостью.

Внешняя политика.

Основные ее направления – европейское и ближневосточное.

Война с Францией (1805–1807) велась Россией в составе III антифранцузской коалиции (союзники Великобритания, Австрия, Швеция), которая распалась в 1805 г., и IV антинаполеоновской коалиции в союзе с Англией, Пруссией и Швецией. В ходе войны состоялись сражения под Аустерлицем (1805), при Прейсиш-Ейлау, при Фридланде (1807). По итогам войны подписан Тильзитский мир, по которому Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде (торговой блокаде) Англии, что не отвечало экономическим интересам России. Война с Персией (Ираном) (1804–1813) закончилась поражением Персии. По Гюлистанскому мирному договору Россия получила земли Северного Азербайджана и часть Дагестана. Война России с Турцией (1806–1812), вызванная закрытием турками черноморских проливов для русских судов, закончилась поражением Османской империи. М. И. Кутузов вынудил Турцию подписать Бухарестский мир, по которому Россия получала территорию Бессарабии (восточная часть Молдавии). В результате войны со Швецией (1808–1809) Россия получила территорию Финляндии. Александр I ввел в Финляндии конституцию, дав ей автономию. В 1801 г. в состав России добровольно вошла Восточная Грузия. В 1803 г. – завоевана Мингрелия. В 1804 г. русскими владениями стали Имеретия, Гурия и Гянджа. В ходе русско-иранской войны 1805 г. были завоеваны Карабах и Ширван. В 1806 г. была добровольно присоединена Осетия.

Отечественная война 1812 г.

Мир, наступившийпосле заключения Тильзитского договора, оказался непрочным. Наполеон стремился подорвать могущество России, стоявшей на его пути к мировому господству. 12(24) июня 1812 г. почти 420-тысячная французская армия, включавшая в себя и представителей покоренных стран Европы, перейдя реку Неман, вторглась в Россию. Началась Отечественная война. Россия могла противопоставить примерно 210-тысячное войско, делившееся на три не связанные друг с другом армии: М. Б. Барклая де Толли, П. И. Багратиона и А. П. Тормасова. План Наполеона состоял в том, чтобы разгромить русские армии по частям мощным концентрированным ударом. Русские силы не приняли пограничного сражения и отступили. В начале августа русские армии соединились под Смоленском, но продолжали отступать. Из-за неудач первых недель войны и под давлением общественного мнения главнокомандующим был назначен М. И. Кутузов. В Бородинском сражении 26 августа (7 сентября) 1812 г. русским войскам была поставлена задача ослабить врага, а Наполеон рассчитывал разгромить русскую армию и завершить войну. Потери с обеих сторон были велики. Русские войска отступили к Москве. Чтобы сохранить армию, Кутузов на военном совете в Филях принял решение сдать город противнику в начале сентября. Русские войска отошли к Тарутино, совершив знаменитый Тарутинский маневр, где получили отдых и подготовились к продолжению войны. В то же время французская армия в горящей Москве теряла боеспособность, превращалась в полчище мародеров. С первых дней войны народ поднялся против захватчиков. Создавались партизанские отряды из регулярных армейских подразделений и из народа. Армейскими отрядами руководили Д. Давыдов, А. Сеславин, А. Фигнер, И. Дорохов и другие офицеры. Из народа выдвинулись Герасим Курин, Ермолай Четвертаков, Василиса Кожина и др. Партизаны действовали на всех дорогах, ведущих к Москве, перехватывая французские продовольственные и фуражные экспедиции. В начале октября, пробыв в Москве 35 дней, Наполеон покинул город, выступив на юг. 12 октября 1812 г. состоялось сражение у Малоярославца, и враг отошел на старую Смоленскую дорогу.

Кутузов применил тактику параллельного преследования, сочетая действия армии и партизан, не давая французам возможность отойти от разграбленной ими Смоленской дороги. 16 ноября в ходе сражения на р. Березине наполеоновская армия была окончательно уничтожена. Наполеон бросил остатки армии и бежал в Париж набирать новые силы. 25 декабря война окончилась. Заграничный поход русской армии 1813–1814 гг. В начале 1813 г. русские войска перешли Неман и вступили на территорию Европы.

Была восстановлена антинаполеоновская коалиция в составе России, Пруссии, Австрии, Англии и Швеции. В октябре 1813 г. в «Битве народов» под Лейпцигом Наполеон был разбит. В марте 1814 г. русские войска вступили в Париж. По итогам наполеоновских войн состоялся Венский конгресс представителей европейских стран (1814–1815). По его решениям Франция была возвращена к прежним границам. Россия получила часть Герцогства Варшавского со столицей. В 1815 г. по предложению Александра I был создан Священный союз для подавления революционных движений в Европе. Последние годы царствования Александра I и восстание декабристов Этот период в истории России получил название «аракчеевщина».

После войны руководство страной фактически перешло в руки военного министра генерала А. А. Аракчеева. Один из главных итогов его деятельности – введение военных поселений. Часть армии поселяли в деревнях, а крестьян этих деревень превращали в солдат и заставляли совмещать военную службу с сельскохозяйственным трудом. Помимо создания военных поселений были проведены и другие мероприятия. Например, из университетов изгонялись лучшие профессора, некоторых отдавали под суд за вольномыслие. В то же время царь даровал конституцию Польше, отменил крепостное право в Прибалтике.

Разрабатывались проекты освобождения крестьян – один из проектов подготовил Аракчеев, но его воплощение на практике затянулось бы на 200 лет. По поручению царя Н. Н. Новосильцевым в глубокой тайне был разработан проект конституции России, но император не счел возможным реализовать его. Переход к реакции вызвал недовольство среди наиболее передовых людей страны.

В 1816 г. в Петербурге была создана тайная организация «Союз спасения» из 30 офицеров.

Главной целью общества было установление в России конституции и отмена крепостного права. «Союз спасения» был глубоко законспирированным тайным обществом, активную роль в котором играли А. Н. Муравьев, П. И. Пестель, братья М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. В 1818 г. на основе «Союза спасения» возникла более широкая организация – «Союз благоденствия», имевшая отделения в разных городах, создавшая для формирования общественного мнения литературное общество «Зеленая лампа». В нем принял участие молодой А. С. Пушкин. В 1821 г. на тайном съезде было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия». В 1821–1822 гг. создано две самостоятельные организации. «Северное общество» возникло в Петербурге во главе с Н. М. Муравьевым. С 1823 г. руководство перешло к К. Ф. Рылееву. На Украине П. И. Пестель возглавил «Южное общество» и составил программу «Русская правда». Согласно ей в России после свержения царизма должна быть введена республиканская форма правления, крестьяне становились свободными и бесплатно получали землю, объявлялось равенство всех перед законом. Н. М. Муравьев в «Северном обществе» выступил с программой «Конституция», согласно которой в России должна быть установлена конституционная монархия, крестьяне освобождались без земли. Выступление намечалось на 1826 г., но в ноябре 1825 г. Александр I внезапно умер. Трон должен был перейти к его брату Константину, который еще в 1823 г. тайно отрекся от трона. Из-за неясности вопроса о наследнике престола наступило междуцарствие. Этим решили воспользоваться члены «Северного общества». Заговорщики надеялись захватить Зимний дворец, арестовать царскую семью, уничтожить прежнее правление, отменить крепостное право, установить гражданские свободы. Выступление было намечено на 14 декабря 1825 г., но было поздно. В этот день царь Николай I рано утром принял присягу Сената и гвардейских частей. Восставшие, выйдя на Сенатскую площадь Петербурга, растерялись и пребывали в бездействии. К вечеру Николай решил применить артиллерию.

После нескольких выстрелов мятежники рассеялись. 29 декабря 1825 г. – 3 января 1826 г. под руководством «Южного общества» было организовано выступление Черниговского полка на Украине, также закончившееся поражением. После произведенного следствия пятеро из декабристов (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский) были повешены, более 120 человек сослали на каторгу в Сибирь, многие офицеры были разжалованы и отправлены в действующую армию на Кавказ. Внутренняя политика Николая I Николай I правил в России в 1825–1855 гг. Главной своей задачей он считал укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократический аппарат. Создается II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярия.

По приказу царя предпринята систематизация всех существующих в России законов. Эта работа была поручена М. М. Сперанскому. В 1832 г. было издано Полное собрание законов Российской империи, в 1833 г. был выпущен Свод действующих законов Российской империи. В 1826 г. учреждается III отделение канцелярии во главе с графом А. Х. Бенкендорфом. Кроме полиции был введен корпус жандармов – фактически политическая полиция. В 1837–1842 гг. был проведен ряд преобразований в области крестьянского вопроса. По проекту министра государственных имуществ П. Д. Киселева осуществилась реформа государственных крестьян. Этой категории крестьян давалось частичное самоуправление, пересматривался порядок наделения крестьян землей и обложения податями. Были открыты школы и больницы. По указу об «обязанных крестьянах» (1842) помещики могли давать крестьянам личную свободу, а за пользование землей последние обязывались выполнять определенные договором повинности. Министр финансов Е. Ф. Канкрин в 1839–1841 гг. провел финансовую реформу, введя в основу денежного обращения серебряный рубль и установив обязательный курс ассигнаций, чем укрепил финансовое положение страны. В 30-х гг. ХIХ в. в России начинается промышленный переворот, т. е. переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры – к фабрике. Усилилась специализация регионов, увеличивалось городское население, развивался транспорт.

В 1837 г. была проложена первая железная дорога Петербург – Царское Село, в 1851 г. открыта Николаевская железная дорога Москва – Петербург. Феодальный строй превратился в тормоз экономического развития. Барщинная система сельского хозяйства не отвечала требованиям времени, все шире внедрялся наемный труд. Дальнейшее развитие страны требовало отмены крепостного права. Общественная мысль в 1830-х – 1850-е гг. После разгрома движения декабристов прогрессивная общественная мысль сосредоточилась в кружках. Возникли кружки «Общество любомудрия», братьев Критских, Станкевича, Грановского и др., в которых обсуждались вопросы о положении страны и ее будущем.

Министр просвещения С. С. Уваров сформулировал «теорию официальной народности», главными принципами которой были провозглашены «самодержавие, православие, народность».

Эта теория насаждалась в просвещении, литературе, искусстве. В 1836 г. П. Я. Чаадаев опубликовал «Философические письма», где подверг критике крепостной строй, самодержавие, теорию «официальной народности». Власти официально объявили автора письма «умалишенным». К концу 1830-х гг. в либеральном течении складываются два оппозиционных направления – западники и славянофилы. Западники во главе с Т. Н. Грановским считали, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути, и начало движению страны по этому пути положил Петр I. Западники были сторонниками конституционной монархии и свободы предпринимательства. Западниками являлись К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, М. Н. Катков. Примыкали к ним А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Славянофилы под руководством А. С. Хомякова выдвигали идею самобытного пути России. В основе самобытности России лежали общинное начало жизни народа и православная религия. Гармоничный уклад русской жизни был, по мнению славянофилов, разрушен реформами Петра I. Славянофильства придерживались братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин. Лозунгом славянофилов было: «Сила власти – царю, сила мнения – народу!» Общим для западников и славянофилов было то, что оба направления выступали за реформы – отмену крепостного права, ограничение царизма, прогрессивные преобразования. Также оба направления решительно отрицали революционные действия. А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский постепенно откалываются от западнического крыла либералов и переходят к революционной идеологии. Они видели спасение России в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком. Русские революционеры-демократы отрицательно относились к западноевропейскому капитализму и считали основой социализма сохранившуюся в России с глубокой древности крестьянскую общину. Они склонялись к революционным методам борьбы с царизмом. В 1844 г. в Петербурге возник кружок В. М. Буташевича-Петрашевского. На его заседаниях бывали М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский. Большинство петрашевцев выступало за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. В 1849 г. кружок был разгромлен. 21 участник группы, в том числе М. В. Петрашевский и Ф. М. Достоевский, приговорены к расстрелу, замененному каторгой. Волна европейских революций 1848–1849 гг. повергла царское правительство в ужас: наступило «мрачное семилетие» – время реакции. В эмиграции, в Лондоне Герцен основал Вольную русскую типографию. Здесь печатали листовки, а с 1855 г. – альманах «Полярная звезда».

Внешняя политика во второй четверти ХIХ в.

При Николае I во внешней политике России сочетались две тенденции: подавление революционных движений вне страны и решение «восточного вопроса» – господства на Черном море, получение контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, геополитический интерес на Балканах, что толкало Россию к войнам с Турцией. В 1849 г. русскими войсками была подавлена Венгерская революция, что свидетельствовало о превращении России в жандарма Европы. Война с Персией (Ираном) 1826–1828 гг. произошла в связи с тем, что Персия требовала пересмотра Гюлистанского договора. По итогам войны был заключен Туркманчайский мир, по которому к России присоединялись Эриванское и Нахичеванское ханства в Закавказье. Война с Турцией 1828–1829 гг. проходила на Балканах и на Кавказе. Противник потерпел поражение. По Адрианопольскому миру к России отходили Южная Бессарабия с устьем Дуная, черноморское побережье Кавказа. Открывались для русских судов черноморские проливы. Турция признавала автономии Греции в составе Османской империи, а Сербии, Молдавии, Валахии под покровительством России. Усиление влияния России на Балканах вызвало противодействие европейских государств. Кавказская война 1817–1864 гг. Расширяя свои территории на юге, Россия еще при Александре I начала военные действия на Кавказе. В среде горцев-мусульман началось движение мюридов – борцов за веру. Под руководством вождя – имама Шамиля – мюриды вели против неверных (христиан) священную войну – газават. В Дагестане и Чечне под руководством Шамиля было создано сильное теократическое государство, успешно сопротивлявшееся натиску России. В 1859 г. Шамиль был взят в плен, а через пять лет сопротивление горцев было сломлено. По Айгунскому 1858 г. и Пекинскому 1860 г. договорам с Китаем Россия приобрела Уссурийский край. Крымская война 1853–1856 гг. Причиной войны стало желание России решить «восточный вопрос». Поводом к войне явился спор из-за «палестинских святынь».

Россия потребовала предоставить ей право распоряжаться христианскими храмами в Палестине (тогда турецкой территории) – Вифлиемским и Иерусалимским. В ответ на притязания России возникла коалиция, в которую входили Турция, Франция, Англия. В октябре 1853 г. турецкий султан объявил войну России. 18 ноября 1853 г. русский флот под командованием адмирала П. С. Нахимова разгромил флот Османской империи в Синопской бухте. Также на Кавказе туркам было нанесено поражение. Все атаки союзников на Кронштадт, Соловецкий монастырь, Петропавловск-Камчатский, Одессу были успешно отражены. В сентябре 1854 г. союзники беспрепятственно высадили свои войска в Крыму, и главные военные действия развернулись именно здесь, что дало название войне. Осада Севастополя войсками коалиции продолжалась 11 месяцев. Обороной города руководили В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин, значительную роль сыграл военный инженер Э. И. Тотлебен. В ней участвовали также будущий писатель Л. Н. Толстой, хирург Н. И. Пирогов, организовавший полевую хирургию, использовавший наркоз и гипсовую повязку. В ходе войны впервые стали действовать санитарки. В августе 1855 г. русские войска вынуждены были оставить Севастополь.

Итоги Крымской войны подвел Парижский мирный договор (1856). Согласно его положениям Россия лишилась права иметь военный флот и любые военные объекты на Черном море. Она потеряла устье Дуная и Южную Бессарабию. Дунайские княжества и христиане Османской империи передавались под опеку всех великих держав. Россия возвращала Турции крепость Карс на Кавказе, а Турция – Севастополь и другие города Крыма, захваченные во время войны. Поражение в войне показало отсталость крепостнической России. Русская культура в первой половине ХIХ в. На развитие культуры, самосознание русского народа большое влияние оказала победа 1812 г. Широкое проникновение в Россию идей просвещения, восстание декабристов, формирование буржуазного либерализма и революционно-демократического движения заметно сказались на жизни общества. Начавшийся в России промышленный переворот предъявлял запросы развитию системы образования и разных областей знаний. В первой половине ХIХ в. активизировалась русская научная мысль. Образование. Открыты университеты в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Тарту, Одессе, Царскосельский лицей. Основаны специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Горный и Межевой институты в Москве и др. Число средних учебных заведений также значительно увеличилось: открыты мужские гимназии, действовали реальные училища, расширилось число частных пансионов. Широко распространилось домашнее образование. Начальное образование детям из низших сословий давали приходские и уездные училища для мещан. Однако в целом число грамотных людей в 1860 г. составляло лишь 6 % населения.

Наука.

В 1826 г. Н. И. Лобачевский обосновал теорию пространственной, неевклидовой геометрии, которую церковь объявила ересью. Под Петербургом была создана Пулковская обсерватория во главе с В. Я. Струве. Больших успехов в медицине достиг хирург Н. И. Пирогов. Химики Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров развили основы органической химии. Физик Б. С. Якоби разработал основы гальванопластики, изобрел электродвигатель и опробовал его для привода судна. Мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803–1806), а Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819–1820 гг. открыли Антарктиду. В исторической науке труд Н. М. Карамзина «История государства Российского» стал первым научно– систематизированным обзором прошлого России, охватившим историю Русского государства до 1611 г. 29-томная «История России с древнейших времен С. И. Соловьева положила начало становлению новой исторической науке. Педагог К. Д. Ушинский создал новую образовательную систему. Литература. Развивался романтизм, воспевавший возвышенный идеал. Он отразился в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева. От романтизма наметился переход к реализму, связанный с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В литературной критике большую роль сыграл В. Г. Белинский. Наиболее передовые литературные силы объединились вокруг журнала «Современник». Искусство. Живопись. Происходит отход от классицизма (академизма). Развивается романтизм, проявившийся в творчестве О. А. Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина), В. А. Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Гитарист»), К. П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Всадница»). Популярен бытовой сюжет. Родная природа, народная среда представлены на картинах А. Г. Венецианова «На гумне», «Весна. Пашня» и др. В произведениях П. А. Федотова уже звучат мотивы реализма («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Свежий кавалер»). Событием в живописи стало грандиозное эпическое полотно А. Иванова «Явление Христа народу». Скульптура. Большую известность приобрели работы скульпторов И. П. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), Б. И. Орловского (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли у здания Казанского собора в Петербурге), П. К. Клодта (скульптурная группа «Укротители коней» на Аничковом мосту и конная статуя Николая I в Петербурге). Архитектура. Первая половина ХIХ в. – расцвет классицизма в архитектуре. В Петербурге К. И. Росси создает здание Генерального штаба на Дворцовой площади, О . Монферран – Исаакиевский собор, А. Н. Воронихин – Казанский собор, А. Д. Захаров – здание Адмиралтейства. В Москве работали О. И. Бове (здания Большого и Малого театров), А. Г. Григорьев и Д. Жилярди. Время, связанное с творчеством А. С. Пушкина и других выдающихся деятелей первой половины ХIХ в. принято называть золотым веком русской культуры. Театр. Прославились актеры Малого театра в Москве М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, Александринского театра в Петербурге – В. А. Каратыгин и А. Е. Мартынов. Музыка. Основоположником русской классической музыки стал М. И. Глинка, создавший оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила», многочисленные романсы. Его последователь А. С. Даргомыжский написал музыку многих песен, романсов, опер «Русалка», «Каменный гость».

Источник — Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века : учеб. пособие / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина и др.; под ред. В.В. Керова. — М.: ACT: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

Сравнительная характеристика правлений Александра I и Николая I

Отсутствие удобных путей  сообщения, плохая организация частей продовольственной и санитарной довершали трудность нашего положения. Императору Николаю пришлось убедиться  в несовершенстве своей системы  и в отрицательных сторонах того режима, который ознаменовал конец его царствования. Он не вынес мысли о возможности решительного поражения и сознательно, по-видимому, пренебрегая медицинской помощью, во время схваченной им в январе 1855 г. простуды, приблизил тем самым свой конец.              18 февраля 1855 г. он скончался. «Сдаю тебе команду не в добром порядке», сказал он перед смертью своему сыну, будущему императору Александру II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Оценки современников 

 

3.1.   Александр I

 

Сложность и  противоречивость его личности нельзя сбрасывать со счетов. При всём разнообразии отзывов современников об Александре, все они совпадают в одном — признании неискренности и скрытности как основных черт характера императора. Истоки этого надо искать в нездоровой обстановке императорского дома.

Екатерина II обожала  внука, называла его «господин Александр», прочила, минуя Павла, в наследники трона. Августейшая бабка фактически отобрала ребенка у родителей, установив  лишь дни свиданий, сама занималась воспитанием внука. Она сочиняла, считая, что литература для детей не находится на должном уровне; составила «Бабушкину азбуку», своеобразное наставление, свод правил для воспитания наследников престола, в основу которого положены идеи и взгляды английского рационалиста Джона Локка.

От своей  бабушки будущий император унаследовал  гибкость ума, умение обольщать собеседника, страсть к актерской игре, граничащую с двуличием. В этом Александр  едва ли не превзошёл Екатерину II. «Будь  человек с каменным сердцем, и тот не устоит против обращения государя, это сущий прельститель»,— писал сподвижник Александра М. М. Сперанский.

Великие князья — братья Александр и Константин Павловичи — воспитывались по-спартански: вставали рано, спали на жёстком, ели простую, здоровую пищу. Неприхотливость быта помогала впоследствии переносить тяготы военной жизни. Главным наставником и воспитателем наследника стал швейцарский республиканец Лагарп. В соответствии со своими убеждениями, он проповедовал могущество разума, равенство людей, нелепость деспотизма, гнусность рабства. Влияние его на Александра I было огромно. В 1812 году император признавался: «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра».

«Незримый  путешественник», как называли  его при жизни, умер так,  что многие долго не верили  его смерти и полагали, что  он скрылся, таинственно исчез... В ряду русских государей Александр  I занимает высокое место: он  принадлежит не только русской, но и всемирной истории. Нельзя излагать и внешней, и внутренней истории многих европейских государств того времени (Пруссии, Австрии, Германского союза, Франции) без обращения к личности этого монарха. Он не удержался на достигнутой его народом высоте, его не называют великим, но имя «Благословенного» долго держалось в памяти народной. Державин был прав в своем предсказании: «Александр на престоле остался человеком; в нем не было самомнения, самоуверенности, столь частых в его положении: он весь был сомнение и колебание». В области религии он всю вторую половину жизни искал истины; отличаясь веротерпимостью, он с полным уважением относился и к православным монахам, особенно отшельникам, и к квакерам, и к католическим ксендзам, и ко всем сектантам. В области свободы гражданской он не уничтожил крепостного права, но первый положил конец распространению этого уродливого явления русской жизни и продолжал начатое отцом его вмешательство государственной власти в отношения между помещиками и крестьянами. В области свободы политической он в первую половину царствования искренне хотел дать ее русскому народу, во вторую только иногда говорил об этом; во всяком случае, он много содействовал развитию либеральных идей в России

 

3.2.   Николай I

 

Как и все неординарные личности, он был противоречив.

Во всех действиях и поступках Николая Павловича проступали, с одной стороны, его человеческое «я», с другой — самодержец, «…земной Бог, воле которого никто не дерзает перечить, или, по крайней мере, полновластный командир воинской части, связанной безответной дисциплиной». Современники дружно отмечают, что он имел «особенную способность внушать привязанность к себе, когда бывал в хорошем расположении духа, обвораживал своей любезностью» и так обаятельно умел просить, что ему невозможно было ни в чем отказать. Но столь же единодушны они во мнении, что Николай I был «фанатическим жрецом» неограниченной власти государя. Близкие ко двору люди отмечали его благоволение к тем, кто обнаруживал откровенную боязнь перед ним. Но при проявлении даже кажущегося разномыслия государь «вдруг покрывался сильным румянцем», его и без того на выкате глаза расширялись и он выпускал «из них пук молний так, как он один умел высыпать их из своего взора». Так свидетельствуют очевидцы.

Его крутой нрав, вспыльчивость, несдержанность внушали  страх и самым приближенным лицам, невольно побуждая их проявлять показное рвение — лишь бы избежать раздражения  повелителя. А он с годами все  кропотливее ворошил груды бумаг  с «государственными делами», все жестче требовал от своих министров лишь исполнения его приказаний.

Потворствуя его  слепой уверенности в себе, окружение  царя усиливало нетерпимость Николая I к любой критике собственных  действий. Даже если кто-нибудь отваживался  выдвинуть обоснованные возражения против высочайшего повеления, то Николай оставался на прежней позиции. Николай не мог терпеть рядом с собой, самодержцем, другой власти.

Не шло на пользу дела и то, что Николай  практически никогда не менял  однажды принятых решений и на все робкие возражения окружения ответ был один — указ уже подписан. Впрочем, он был столь же тверд в сохранении верности данному слову. Это было для него так важно, что он не раз наставлял в том и наследника: «Возьми за непременное и святое правило всегда держать то, что ты обещал».

Из врожденных слабостей государя надо отметить его  любовь ко всему грандиозному. Не случайно он оставил потомству множество  монументальных зданий, крепостей и  прочих сооружений. Но противоречивость натуры Николая I сказалась и здесь. Пугающе огромным, унылого казарменного стиля казенным зданиям, ни одно из которых не возводилось без его одобрения, противостояли постройки, предназначенные лично для него и его семьи. А. Н. Бенуа: «Видно желание интимности, уюта, удобства и простоты». Лучшее доказательство тому — место летнего пребывания царской семьи Петергоф, с его почти двумя десятками красивейших павильонов и коттеджей. Петергоф, заложенный еще Петром I, так тщательно и с такой любовью был обустроен под личным наблюдением императора Николая, что место не зря называли «волшебной резиденцией».

Д.А. Милютин, военный  министр при Александре II: «Говоря совершенно откровенно, и я, как большая часть современного молодого поколения, не сочувствовал тогдашнему режиму, в основании которого лежали административный произвол, полицейский гнет, строгий формализм. В большей части государственных мер, принимавшихся в царствование императора Николая, преобладала полицейская точка зрения, то есть забота о сохранении порядка и дисциплины. Отсюда проистекали и подавление личности, и крайнее стеснение свободы во всех проявлениях жизни, в науке, искусстве, слове, печати…».  

Так же критически оценивала  результаты правления Николая I                                М. Д. Нессельроде, жена министра иностранных дел: «Что за странный этот правитель. Он вспахивает свое обширное государство и никакими плодоносными семенами его не засевает».

«Почти 30 лет  командовал он Россией, как  командовал бы армией или корпусом, — пишет академик Ю. В. Готье, — взыскивая с подданных, как взыскивали с солдат … придирчивые и суровые командиры … Его нельзя назвать сознательно злым человеком, не думавшим о своей стране; напротив, он любил Россию по-своему, тяжелой любовью, которую она долго не могла забыть…».  

 С. М. Соловьев, крупнейший отечественный историк: «Деспот по природе, имея инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятельности. Николай любил только бездушное движение войсковых масс по команде. Это был страшный нивелировщик: все люди были пред ним равны, и он один имел право раздавать им по произволу способности, ум, все, что мы называем дарами Божиими; нужды нет, что в этом нечестивом посягновении на права Бога он беспрестанно ошибался: он не отставал до конца от своего взгляда и направления, до конца не переставал ненавидеть и гнать людей, выдававшихся из общего уровня … до конца не переставал окружать себя совершенными бездарностями…».

После смерти Николая  значительная часть образованного  общества испытала чувство облегчения. Но если среди славянофилов и в идейно близких к ним кругах больше говорили о государе «не только без раздражения, но даже с участием, желая даже извинить его во многом», хотя вместе с тем «все невольно чувствуют, что какой-то камень, какой-то пресс снят с каждого, как-то легче стало дышать», и «никто, если спросить себя откровенно, не пожелал бы, чтобы он воскрес», то открыто радостный отклик нашла весть о кончине Николая у другой половины общества.

 

 

Заключение.

 

Общее в правлениях Александра I и Николая I:

  • выдвижение России на передовые позиции в мире;
  • совершенствование законодательства;
  • проявление забота об армии, о границах России;
  • развитие культуры в России, в т.ч. совершенствование системы образования;
  • в религиозных вопросах – опора на поддержку церкви.

 

 

Александр I взошел на российский престол, намереваясь  осуществить радикальную реформу  политического строя России путем  создания конституции, гарантировавшей  всем подданным личную свободу и  гражданские права.            Уже в первые дни после воцарения Александр I объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. Параллельно Александр I осуществлял административную реформу и реформу образования.

 Николай I вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов на Сенатской площади. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы. В 1837 открыто движение на 1-й в России Царскосельской железной дороге. Были подавлены Польское восстание 1830-1831, революция в Венгрии 1848-49. Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза.        У Николая 1, не было даже намерений, связанных с изменением государственного строя России.

Александра I можно назвать реформатором, его деятельность была направлена на развитие России. Николай I тормозил это развитие, в России во время его правления был регресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

 

  1. Богданович М.И. История царствования императора Александра I и Россия в его время / М.И.Богданович. – СПб., 1869-71. Т. 1-6
  2. Шильдер Н.К. Император Александр I. Его жизнь и царствование / Н.К. Шильдер. — СПб., 1904-05. Т. 1-4
  3. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. / А.В.Предтеченский. — М., 1957.
  4. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. / М.М.Сафонов. — Л., 1988.
  5. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. / С.В.Мироненко. — М., 1989.
  6. Сахаров А. Н. Александр I. Российские самодержцы (1801-1917) / А.Н. Сахаров. – М., 1993.
  7. Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. / И.Д.Ковальченко. — М.,1967.
  8. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. / А.А.Корнилов. — М., 1998.
  9. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя / Б.Г.Пашков. — М., 1997.
  10. Эйдельман Н.Я. Из политической истории России XVIII-XIX в.в. / Н.Я.Эйдельман. — М., 1993.
  11. Шильдер Н.Н. Император Николай I. Его жизнь и царствование / Н. Н.Шильдер. — М.,1997.
  12. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты /  Г.И.Чулков. — М., 1991.
  13. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия / С.В.Мироненко. – М.,1990.
  14. Рахматуллин М. Император Николай I и его царствование /                                   М. Рахматуллин. — [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://ricolor.org/history/mn/np/7/
  15. Александр I. Биографическая статья. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:  http://www.rulex.ru/01010228.htm

 

 

 

 

 

 

 
 

 


6 Царствование Александра I, 1801–1825 гг. | Российские идентичности: исторический обзор

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1919 гг. )45)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Рясановский, Николай В., «6 Царствование Александра I, 1801–1825», Russian Identities: A Historical Survey (

New York

, 2005; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 января 2010 г.), https:/ /doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195156508. 003.0007, по состоянию на 5 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе описывается царствование Александра I как кульминация Эпохи Разума, Просвещения в России, начатой ​​Петром Великим и развивавшейся в течение столетия. В нем добавляется, что Александр I, казалось, был лучшим представителем эпохи Просвещения: двадцатитрехлетний, красивый, воспитанный на красноречии своей бабушки Екатерины Великой и наставлениях видного швейцарского генерала, государственного деятеля и философ Фредерик-Сезар де Лаарп. Обсуждается, что наилучшие результаты этого периода реформ были достигнуты в сфере образования и культуры. Он добавляет, что если первые годы правления Александра I указывали на культурные перспективы, то его окончание ознаменовалось появлением Пушкина и началом того, что обычно называют золотым веком русской литературы. В нем также рассказывается о самом замечательном помощнике/премьер-министре императора, величии Михаиле Сперанском.

Ключевые слова: Александр I, Эпоха разума, Просвещение, Фредерик-Сезар де Лаарп, Михаил Сперанский, русская литература, Неофициальный комитет

Предмет

История России и Восточной ЕвропыНовая история (с 1700 по 1945 гг. )Социальная и культурная история

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Николас Александр Витанца, MD

  • Findlay IJ, De Iuliis GN, Duchatel RJ, Jackson ER, Vitanza NA, Cain JE, Waszak SM, Dun MD

    Фармако-протеогеномное профилирование детской диффузной срединной глиомы для информирования будущих стратегий лечения.
    34759345 Онкоген , 10 ноября 2021 г.
  • Ganapathi SS, Havard ME, Ferguson M, Cole BL, Millard NE, Vitanza NA

    Экстрамедуллярный гемопоэз в твердой мозговой оболочке во время лечения эмбриональной опухоли ЦНС.
    33031159 Журнал детской гематологии/онкологии , 1 ноября 2021 г.: 43(8)e1217-e1219
  • Чжан М., Вонг С.В., Райт Дж.Н., Тоеску С., Мохаммадзаде М., Хан М., Луммус С., Вагнер М.В., Йеси Д., Лай Х., Эгбал А., Радманеш А., Немелка Дж., Харвард С. , Малинзак М., Лафлин С., Перро С., Браун К.Р.М., Воссо А., Пуссен Т., Гоетти Р., Эртль-Вагнер Б., Хо С.И., Озтекин О., Рамасвами В., Манкад К., Витанза Н.А., Чешир С.Х., Саид М., Акилина К., Томпсон Э., Джаджу А., Грант Джорджия, Лобер Р.М., Йом К.В.

    Аппарат для диагностики опухолей задней черепной ямки у детей: многонациональное исследование.
    34392363 Нейрохирургия , 13 октября 2021 г.: 89(5)892-900
  • Field MT, Chapple A, Hoeppner C, Boiko JR, Tellinghuisen A, Joshi S, Vitanza NA

    Координация ухода за ребенком, инфицированным SARS-CoV-2, с недавно диагностированной медуллобластомой и анемией Фанкони.
    33235157 Журнал детской гематологии/онкологии , 1 октября 2021 г.: 43(7)e972-e974
  • Караяннис М.А., Моген А., Малоку Э., Сюй К., Данбар Э.М., Плоткин С.Р., Яффи А., Ван С., Роланд Дж.Т., Сен С., Плакантонакис Д.Г., Гольфинос Дж.Г., Аллен Дж.С., Витанза Н.А., Чирибога Л.А., Шнайдер Р.Дж., Дэн J, Neubert TA, Goldberg JD, Zagzag D, Giancotti FG, Blakeley JO

    Фаза 0 клинических испытаний эверолимуса у пациентов с вестибулярной шванномой или менингиомой.
    34224367 Молекулярная терапия рака , сентябрь 2021 г.: 20(9)1584-1591 PMCID:PMC8419097
  • Витанза Н.А., Джонсон А.Дж., Уилсон А.Л., Браун С., Йокояма Дж.К., Кункеле А., Чанг К.А., Роулингс-Реа С., Хуанг В., Зайдель К., Альберт К.М., Пинто Н., Гаст Дж., Финн Л.С., Оджеманн Дж.Г., Райт Дж. , Orentas RJ, Baldwin M, Gardner RA, Jensen MC, Park JR

    Локорегиональная инфузия HER2-специфических CAR Т-клеток у детей и молодых людей с рецидивирующими или рефрактерными опухолями ЦНС: промежуточный анализ.
    34253928 Природная медицина , 2021 Сентябрь: 27(9)1544-1552
  • Витанза Н.А., Бири М.С., Майерс С., Фергюсон Э., Чжэн Ю., Жирар Э.Дж., Пшистал Дж.М., Парк Г., Нолл А., Пакиам Ф., Винтер К.А., Моррис С.М., Сарти Дж., Коул Б.Л., Лири С.Е.С., Крейн С., Либерман НАП, Мюллер С., Назарян Дж., Готтардо Р., Брусниак М.Ю., Майре А.Дж., Олсон Дж.М.

    Оптимальное терапевтическое воздействие путем ингибирования HDAC в моделях диффузной срединной глиомы, полученных с помощью биопсии, ранее не получавших лечения.
    33130903 Нейроонкология , 2021 25 марта: 23(3)376-386 PMCID:PMC7992886
  • Vitanza NA, Khalatbari H, Ermoian R, Sarthy J, Lockwood CM, Cole BL, Leary SES

    Молекулярно-направленное лечение диффузной внутренней глиомы моста с мутацией NF1.
    32862234 Журнал прикладной лабораторной медицины , 2021 март 1 : 6(2)550-553
  • Crotty E, Downey K, Ferrerosa L, Flores C, Hegde B, Raskin S, Hwang E, Vitanza N, Okada H

    Рекомендации при лечении пациентов с глиомой высокой степени злокачественности с помощью иммунотерапии.
    33225764 Экспертиза нейротерапии , февраль 2021 г.: 21(2)205-219 PMCID:PMC7880880
  • Там Л.Т., Йом К.В., Райт Д.Н., Джаджу А., Радманеш А., Хан М., Тоеску С., Малеки М., Чен Э., Кэмпион А., Лай Х.А., Эгбал А.А., Озтекин О., Манкад К., Харгрейв Д., Жак Т.С., Гоэтти Р, Лобер Р.М., Чешир С.Х., Напель С., Саид М., Акилина К., Хо С.И., Монье М., Витанза Н.А., Маттонен С.А.

    Радиомика на основе МРТ для прогнозирования детской диффузной внутренней глиомы моста: международное исследование.
    33977272 Достижения нейроонкологии , январь 2021 г.: 3(1)vdab042 PMCID:PMC8095337
  • Петралия Ф., Тигнор Н., Рева Б., Коптира М., Чоудхури С., Рыкунов Д., Крек А., Ма В., Чжу Й., Джи Дж., Калинаван А., Уайтакер Дж. Р., Колаприко А., Статиас В., Омельченко Т., Сонг Х, Раман П., Гуо Ю., Браун М.А., Айви Р.Г., Шпыт Дж., Гуха Тхакурта С., Гриценко М.А., Вайц К.К., Лопес Г., Калайчи С., Гюмюй Ж.Х., Ю С., да Вейга Лепревост Ф., Чанг Х.И., Круг К., Кацнельсон Л., Ван И, Кеннеди Дж.Дж., Войтович Ю.Дж., Чжао Л., Гаонкар К.С., Эннис Б.М., Чжан Б., Баубет В., Таухид Л., Лилли Дж.В., Мейсон Дж.Л., Фэрроу Б., Янг Н., Лири С., Мун Дж., Петюк В.А., Назарян Дж. , Адаппа Н.Д., Палмер Дж.Н., Лобер Р.М., Риверо-Инохоса С., Ван Л.Б., Ван Дж.М., Броберг М., Чу Р.К., Мур Р.Дж., Монро М.Е., Чжао Р., Смит Р.Д., Чжу Дж., Роблес А.И., Месри М., Боджа Э. , Хилтке Т., Родригес Х., Чжан Б., Шадт Э.Е., Мани Д.Р., Дин Л., Явароне А., Визнерович М., Шюрер С., Чен Х.С., Хит А.П., Рокита Дж. Л., Несвижский А.И., Феню Д., Родланд К.Д., Лю Т., Гиги С.П., Паулович А.Г., Резник А.С., Сторм П.Б., Руд Б.Р., Ван П., Детская сеть опухолей головного мозга., Консорциум по клиническому протеомному анализу опухолей.

    Комплексная протеогеномная характеристика основных гистологических типов рака головного мозга у детей.
    33242424 Cell , 23 декабря 2020 г.: 183(7)1962-1985.e31 PMCID:PMC8143193
  • Biery MC, Noll A, Myers C, Morris SM, Winter CA, Pakiam F, Cole BL, Browd SR, Olson JM, Vitanza NA Модели диффузной срединной глиомы.
    33768215 Журнал экспериментальной неврологии , декабрь 2020 г.: 1(4)158-167 PMCID:PMC79

  • Sarthy JF, Meers MP, Janssens DH, Henikoff JG, Feldman H, Paddison PJ, Lockwood CM, Vitanza NA, Olson JM, Ahmad K, Henikoff S

    Пути отложения гистонов определяют хроматиновые ландшафты h4.1 и h4.3 K27M онкогистоны.
    321 eLife , 9 сентября 2020 г.: 9 PMCID:PMC7518889
  • Кротти Э. Э., Лири С.Е.С., Гейер Дж.Р., Олсон Дж.М., Миллард Н.Е., Сато А.А., Эрмоян Р.П., Коул Б.Л., Локвуд К.М., Полсон В.А., Броуд С.Р., Элленбоген Р.Г., Хауптман Д.С., Ли А., Оджеманн Д.Г., Витанза Н.А.

    Дети с DIPG и глиомой высокой степени злокачественности, получавшие лечение темозоломидом, иринотеканом и бевацизумабом: опыт Детской больницы Сиэтла.
    32556862 Журнал нейроонкологии , 2020 июль: 148(3)607-617
  • Майкл Г., Стротер Д., Готтардо Н., Бартелс Ю., Колтин Х., Хукин Дж., Уилсон Б., Зельцер С., Хансфорд Дж. Р., Хассалл Т., АбдельБаки М.С., Коул К.А., Хоффман Л., Смайли Н.П., Смит А., Виницкий А., Витанза Н.А., Райт А., Йео К.К., Чоу Л.М.Л., Ванан М.И., Дхолл Г., Буффе Э., Лафай-Кузен Л.

    Синдром внутричерепной растущей тератомы (iGTS): международная серия случаев и обзор литературы.
    32297094 Журнал нейроонкологии , май 2020 г.: 147(3)721-730
  • Williams JR, Young CC, Vitanza NA, McGrath M, Feroze AH, Browd SR, Hauptman JS

    Прогресс в лечении диффузной внутренней глиомы моста: поддержка стереотаксической биопсии в стандарте лечения.
    31896081 Нейрохирургический фокус , 1 января 2020 г.: 48(1)E4
  • Ravanpay AC, Gust J, Johnson AJ, Rolczynski LS, Cecchini M, Chang CA, Hoglund VJ, Mukherjee R, Vitanza NA, Orentas RJ, Jensen MC

    EGFR806-CAR Т-клетки избирательно нацелены на ограниченный опухолью эпитоп EGFR при глиобластоме.
    31
  • 7 Oncotarget , 17 декабря 2019 г.: 10(66)7080-7095 PMCID:PMC6925027
  • Лин Г.Л., Уилсон К.М., Церибелли М., Стэнтон Б.З., Ву П.Дж., Краймер С., Цинь Э.Ю., Чжан Х., Леннон Дж., Нагараджа С., Моррис П.Дж., Кесада М., Гиллеспи С.М., Дюво Д.Ю., Михаловски А.М., Шинн П., Гуха Р., Феррер М., Клумпп-Томас С., Майкл С., Макнайт С., Минхас П., Иткин З., Раабе Э.Х., Чен Л., Ганем Р., Герати А.С., Ни Л., Андреассон К.И., Витанза Н.А., Уоррен К.Е., Томас С.Дж., Монье М

    Терапевтические стратегии для диффузной срединной глиомы по результатам высокопроизводительного скрининга комбинированных препаратов.
    31748226 Научная трансляционная медицина , 20 ноября 2019 г. : 11(519) PMCID:PMC7132630
  • Ermoian RP, Vitanza NA

    Нет дальнейшей терапии.
    31327426 Международный журнал радиационной онкологии, биологии, физики , 1 августа 2019 г.: 104(5)969-970
  • Витанза Н.А., Монье М.

    Диффузная внутренняя глиома моста: от диагностики до клинических испытаний следующего поколения.
    312 Современные возможности лечения в неврологии , 2019 10 июля : 21(8)37
  • Steineck A, Krumm N, Sarthy JF, Pritchard CC, Chapman T, Stacey AW, Vitanza NA, Cole B

    Ответ на пембролизумаб у пациента с пигментной ксеродермой и запущенным плоскоклеточным раком.
    32923855 Прецизионная онкология JCO , 2019: 3 PMCID:PMC7446378
  • Либерман Н.А.П., ДеГолье К., Ковар Х.М., Дэвис А., Хоглунд В., Стивенс Дж., Винтер С., Дойч Г., Фурлан С.Н., Витанза Н.А., Лири СЭС, Крейн CA

    Характеристика иммунного микроокружения диффузной внутренней глиомы моста: значение для разработки иммунотерапии.
    30169876 Нейроонкология , 1 января 2019 г.: 21(1)83-94 PMCID:PMC6303470
  • Bayart CB, Ishak GE, Finn LS, Lee A, Baran F, Sun A, Gupta D, Vitanza NA

    Пилоцитарная астроцитома с лептоменингеальным распространением у пациента с пигментным недержанием с односторонним нистагмом.
    29171168 Детская кровь и рак 900:35 , 2018 Март: 65 (3)
  • Lieberman NAP, Vitanza NA, Crane CA

    Иммунотерапия опухолей головного мозга: ранние успехи и ограничения.
    29322843 Экспертиза нейротерапии , 2018 Март: 18(3)251-259
  • Рогавски Д.С., Витанза Н.А., Готье А.С., Рамасвами В., Кошманн С.

    Интеграция секвенирования РНК в нейроонкологическую практику.
    28746860 Трансляционные исследования: журнал лабораторной и клинической медицины , ноябрь 2017 г.: 18993-104 PMCID:PMC5659901
  • Марини Б.Л., Бенитес Л.Л., Зурейк А.Х., Саллум Р., Готье А.С., Браун Дж., Ву Ю.М., Робинсон Д. Р., Кумар С., Лонигро Р., Ватс П., Цао Х, Касайан К., Андерсон Б., Муллан Б., Чендлер Б., Линзи JR, Camelo-Piragua SI, Venneti S, McKeever PE, McFadden KA, Lieberman AP, Brown N, Shao L, Leonard MAS, Junck L, McKean E, Maher CO, Garton HJL, Muraszko KM, Hervey-Jumper S, Mulcahy- Леви Дж.М., Грин А., Хоффман Л.М., Доррис К., Витанза Н.А., Ван Дж., Шварц Дж., Лулла Р., Смайли Н.П., Борнхорст М., Хаас-Коган Д.А., Робертсон П.Л., Чиннайян А.М., Моди Р., Кошманн С

    Адаптированная к гематоэнцефалическому барьеру прецизионная терапия опухолей головного мозга у детей.
    28860053 Трансляционные исследования: журнал лабораторной и клинической медицины , октябрь 2017 г.: 18827.e1-27.e14 PMCID:PMC5584679
  • Нагараджа С., Витанза Н.А., Ву П.Дж., Тейлор К.Р., Лю Ф., Чжан Л., Ли М., Мэн В., Поннусвами А., Сунь В., Ма Дж., Халлеман Э., Свигут Т., Высоцка Дж., Тан Ю., Монье М.

    Транскрипция Зависимости при диффузной внутренней глиоме моста.
    28434841 Раковая клетка , 8 мая 2017 г. : 31(5)635-652.e6 PMCID:PMC5462626
  • Витанза Н.А., Партап С.

    Детская эпендимома.
    26503805 Журнал детской неврологии , 2016 окт.: 31(12)1354-66
  • Vitanza NA

    50 лет назад в TheJournal of Pediatrics: Индукция ремиссии при остром лейкозе у детей комбинацией преднизолона и либо 6-меркаптопурина, либо метотрексата.
    27234282 Журнал педиатрии , 2016 июнь : 173100
  • Витанза Н.А., Шоу Т.М., Гарднер С.Л., Аллен Дж.К., Хартер Д.Х., Караяннис М.А.

    Некарбоплатин-индуцированная нейросенсорная потеря слуха у пациента с внутричерепной негерминоматозной опухолью зародышевых клеток.
    23652864 Журнал детской гематологии/онкологии , 2016 май: 38(4)312-6
  • Витанза Н.А., Чо Ю.Дж.

    Достижения в области биологии и лечения опухолей центральной нервной системы у детей.
    26709691 Актуальное мнение в педиатрии , 2016 фев.: 28(1)34-9
  • Витанза Н.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *