Спор реалистов и номиналистов об универсалиях: 14.Спор об общих понятий номинализм и реализм

Содержание

14.Спор об общих понятий номинализм и реализм

В средневековой философии (XL) существовало два течения – номиналисты и реалисты. Между ними возникла нешуточная борьба, которая была связана с христианской истиной о Триедином Боге. Однако развернувшийся спор вышел за рамки теологии и перешел в плоскость рассмотрения диалектики общего и единого.

Позиция номиналистов в споре с реалистами

Номиналисты (лат. nominalis — именной, относящийся к именам) являлись основоположниками материалистического направления. Они подчеркивали, что воля имеет преимущества над разумом. Общие понятия (универсалии), согласно данному учению – только имена, не обладающие самостоятельным существованием. Реально присутствуют только отдельные вещи со своими индивидуальными качествами. Иными словами, вещи – первичны, понятия – вторичны. Например, понятие «человек» включает в себя все признаки, присущие в отдельности каждой личности. Результатом становится то, что человек – живое существо с двумя ногами и руками, одной головой и наделенный разумом в большей степени, чем кто-либо другой.

Крайние номиналисты считали, что общее является только словом – именем вещей. Умеренные представители течения (концептуалисты) включали в тезисы не только имя, но и понятие.

Позиция реалистов в споре с номиналистами

Противоположное направление — реалисты (позднелатинское realis – вещественный), стояли на позиции того, что по отношению к отдельным вещам общие понятия существуют сами по себе, вполне реально. Универсалии существуют до вещей и представляют собой идеи и мысли в божественном разуме. По этой причине разум человека имеет способность познавать сущность вещей, которая является всеобщим понятием. Предметы природы являются только формой, выражающей общие понятия.

При этом умеренные реалисты учили тому, что общее уже есть в вещах (например, человечность существует в каждом человеке). Крайние представители утверждали, что — до вещей (человечность существует сама по себе, в каждом человек). Однако они не отрицали существования в вещах общего.

Просто оно существует само по себе, как и сама вещь. Первые являлись последователями Аристотеля, вторые – Платона.

Итоги спора реалистов и номиналистов

Точка зрения, высказываемая реалистами, больше подходила к христианским догмам. По этой причине номинализм преследовался и впоследствии имел подозрительную репутацию.

Борьба номиналистов и реалистов в схоластической философии закончилась победой первых. Однако оттачивание исскуства спора двух направлений продолжается и в наше время.

15 Проблема соотношения знания и веры в средневековой философии.

Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы не делали, они вместе присутствуют в любом нашем поступке и даже в каждой мысли. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом.

В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой — схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался рaзум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления.

Три позиции

1)абсолютный приоритет веры над разумом

2)знание дополняет,укрепляет веру «знаю,чтобы верить» пьер. абеляр.

Философы занимаются доказательством существования бога.

3)разделение знаний и веры.теория двойственности истин фомы Аквимского.:знание принадлежит миру, а вера Богу

Оба метода познания не исключают друг друга.

Как много существует видов веры? По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще. Только она из всех видов веры имеет ценность для теории познания.

Вдумаемся в мысль Канта. Истинность религиозного знания основана не на внешнем критерии. Она имеет онтологическое основание в самом существовании человека. Хотя Кант формулирует это в психологических понятиях («не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения»), эта мысль глубже и нуждается в очистке от психологизма. Религиозная вера — это внутренне присущая человеку связь с сущей истиной, которая конституирует собственное Я; при разрушении этой связи с абсолютным бытием Я гибнет.

Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Трудно представить себе религиозно-философское учение, которое бы отрицало значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека.

Еще одной важной тенденцией понимания взаимосвязи разума и веры является попытка соединить непосредственный опыт мистического озарения с данными науки, связать их воедино.

46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья. Философия. Шпаргалки

46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья. Философия. Шпаргалки

ВикиЧтение

Философия. Шпаргалки
Малышкина Мария Викторовна

Содержание

46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья

Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–ок. 877) и, главным образом, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, или форма, и «после вещей», то есть в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса носит название «умеренного реализма», в отличие от «крайнего реализма», согласно которому, общее существует только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.

Номиналисты считали, что общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок.

1050–ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 году.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

[9. Развитие противоречия между производительными силами и формой общения в условиях крупной промышленности и свободной конкуренции. Противоположность между трудом и капиталом]

[9. Развитие противоречия между производительными силами и формой общения в условиях крупной промышленности и свободной конкуренции. Противоположность между трудом и капиталом] В крупной промышленности и в конкуренции все условия существования, все обусловленности,

4.

8. Спор между софистами и Сократом

4.8. Спор между софистами и Сократом Софизмы (греч. sophisma – измышление, хитрость), которые, как уже говорилось, базируются на разнообразных нарушениях логического закона тождества, представляют собой внешне правильные доказательства ложных мыслей. От софизмов следует

4. Исторический спор между капитализмом и социализмом/коммунизмом обретает новое, расширенное «пространство» – ноосферно-экологическое. Природа на стороне Ноосферного Социализма или Ноосферизма

4. Исторический спор между капитализмом и социализмом/коммунизмом обретает новое, расширенное «пространство» – ноосферно-экологическое. Природа на стороне Ноосферного Социализма или Ноосферизма Аргументация данного положения, что человечество вне эпохи Ноосферного

Номиналисты и реалисты в философии Средневековья

Номиналисты и реалисты в философии Средневековья Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами.

Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877) и, главным

[3) СПОР МЕЖДУ МАЛЬТУЗИАНЦАМИ И РИКАРДИАНЦАМИ В 20-х ГОДАХ XIX ВЕКА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ В ИХ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАБОЧЕМУ КЛАССУ]

[3) СПОР МЕЖДУ МАЛЬТУЗИАНЦАМИ И РИКАРДИАНЦАМИ В 20-х ГОДАХ XIX ВЕКА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ В ИХ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАБОЧЕМУ КЛАССУ] На этой почве в 20-х годах (период от 1820 до 1830 г. вообще является большой метафизической эпохой в истории английской политической экономии) завязался

§ 4. Спор между взглядами на представление и актуальность

§ 4. Спор между взглядами на представление и актуальность Из нашего описания актов вчувствования можно также найти подход к часто обсуждаемому вопросу, присущ ли вчувствованию характер представления или актуальности. Уже Гайгер подчеркивает, что этот вопрос не является

4. ПАСЫНКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

4. ПАСЫНКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Бремя великих победВ начале мая 2004 года средства массовой информации сообщили, что в Запорожской области Украины неподалеку от г. Мелитополь загорелись и начали взрываться склады 275-й базы хранения артиллерийских боеприпасов Южного

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ После краха античной культуры прошло несколько столетий политического беспокойства и интеллектуального мрака, прежде чем приблизительно в IX в. в новой среде, на западе Европы, вновь начала пробуждаться философская мысль.Эта новая христианская

[9. Развитие противоречия между производительными силами и формой общения в условиях крупной промышленности и свободной конкуренции.

Противоположность между трудом и капиталом]

[9. Развитие противоречия между производительными силами и формой общения в условиях крупной промышленности и свободной конкуренции. Противоположность между трудом и капиталом] В крупной промышленности и в конкуренции все условия существования, все обусловленности,

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ После краха античной культуры прошло несколько столетий политического беспокойства и интеллектуального мрака, прежде чем приблизительно в IX в. в новой среде, на западе Европы, вновь начала пробуждаться философская мысль.Эта новая христианская

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Наследственный спор между философией и религией

Наследственный спор между философией и религией Историю немецкой философии начиная с Канта можно понимать как своего рода судебный процесс, на котором разбираются эти непросвещенные наследственные отношения. Эллинизация христианства привела к симбиозу религии и

II. Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и практикой

II. Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и практикой 22. Охарактеризовав достаточно основную способность положительного мышления по отношению к умозрительной жизни, нам остается рассмотреть его также в применении к конкретной жизни, где оно, не

Столкновение между письменными и устными структурами знания происходит также и в общественной жизни средневековья

Столкновение между письменными и устными структурами знания происходит также и в общественной жизни средневековья В книге Анри Пиренна «Экономическая и социальная история средневековой Европы» мы находим многочисленные параллели к тем характеристикам рукописной

Глава 4.

КНИГА ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» — УНИКАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Глава 4. КНИГА ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» — УНИКАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ «Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха» написано очень сложным философским слогом, отличным от слога исторических,

Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна

Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна Уиллард Ван Орман Куайн (1908–2000) является первым и крупнейшим представителем аналитической философии, родившимся в США. Но не только этим он выделяется среди участников этого философского направления.

Реализм | Определение, теория, философия, история и разновидности

Платон

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Хилари Патнэм Блаженный Иоанн Дунс Скот
Похожие темы:
философия философия здравого смысла новый реализм прямой реализм репрезентативный реализм

Просмотреть весь связанный контент →

реализм , в философии точка зрения, приписывающая известным или воспринимаемым вещам существование или природу, которая не зависит от того, думает ли кто-либо о них или воспринимает их.

Разновидности философского реализма

История западной философии испещрена спорами между теми, кто защищал формы реализма, и теми, кто выступал против них. Хотя, безусловно, существуют значительные сходства, связывающие различные позиции, обычно описываемые как реалисты, существуют также важные различия, которые препятствуют какой-либо прямой общей характеристике реализма. Многие, если не все, эти споры можно рассматривать как связанные с тем или иным образом отношения между, с одной стороны, человеческими существами как мыслителями и субъектами опыта, а с другой стороны, объектами их познания. вера и опыт. Дают ли чувственное восприятие и другие формы познания, а также научное теоретизирование, пытающееся осмыслить их освобождение, знание о вещах, которые существуют и являются такими, какие они есть, независимо от познавательной или исследовательской деятельности людей? По крайней мере, грубо можно сказать, что философские реалисты — это те, кто отстаивает утвердительный ответ на вопрос либо по всем направлениям, либо в отношении определенных областей знания или убеждений, например, внешнего мира, научных теорий, математики или морали. .

Утвердительный ответ может показаться не более чем простым здравым смыслом, потому что подавляющее большинство убеждений, безусловно, наиболее естественным образом относятся к независимым от разума объектам, существование которых является полностью объективным вопросом. И это, кажется, так, независимо от того, относятся ли рассматриваемые убеждения к мирским вещам, таким как непосредственное окружение, или к теоретическим научным сущностям, таким как субатомные частицы, фундаментальные силы и так далее. Тем не менее требуется много аргументов и прояснений затронутых вопросов и концепций (например, объективности и независимости от разума), если реализм, поддерживаемый здравым смыслом, должен поддерживаться как философская позиция.

Любое общее заявление о реализме, однако, неизбежно затемняет огромное различие в направленности споров между реалистами и антиреалистами с древности до наших дней. В некоторых спорах в первую очередь речь идет об онтологии, касающейся существования сущностей того или иного проблематичного вида. В других противопоставление, хотя и носит широко онтологический характер, касается скорее конечной природы реальности в целом, исторически важным примером являются споры, порожденные различными формами идеализма. В третьих спор, хотя и не полностью оторванный от вопросов онтологии, в первую очередь связан с понятием истины либо вообще, либо в применении к утверждениям определенного типа, таким как моральные суждения или теоретические научные утверждения о ненаблюдаемых сущностях.

Применительно к вопросам онтологии реализм обычно применяется к доктринам, утверждающим существование сущностей некоторого проблематичного или противоречивого вида. Однако даже под этим более узким заголовком реализм и противопоставление ему принимают существенно разные формы, как показано в следующих трех примерах.

Разница между номинализмом и реализмом

Ключевое отличие : Номинализм — это философский взгляд, в котором существуют общие или абстрактные термины и предикаты, в то время как универсальные или абстрактные объекты не существуют. Реализм — это попытка точного взгляда на вещи с социальной, визуальной или эмоциональной точки зрения.

Номинализм и реализм — две формы эпистемологии, или изучения знания. Обе философии были выдвинуты такими мыслителями, как Платон, Аристотель, Кант и Юм, которые стремились объяснить, как люди воспринимают реальность и можно ли вообще воспринимать реальность. Эти вопросы относятся к вопросам, касающимся восприятия, языка и существования универсальных черт.

Номинализм – это принцип, при котором общие слова не обозначают самостоятельные существующие объекты, а являются лишь присвоенными им именами. Согласно Википедии, существует две основные версии. Одна версия отрицает достоверность универсальных вещей, которые можно объяснить примерами частных вещей (например, сила, человечность). Другая версия, в частности, отрицает существование абстрактных объектов, не существующих в пространстве и времени. Номиналисты считают, что реальны только физические особенности в пространстве и времени, а универсалии следуют за отдельными вещами. Они отрицают существование универсалий. Они верят, что то, что воспринимается нами, существует в реальности. Для них нет никаких понятий, лежащих в основе реальности, просто явление перед нами. В других номинальных версиях есть определенные термины, называемые абстрактными объектами (например, числами), а также другие конкретные объекты, существующие в пространстве и времени (например, столы, стулья).

Реализм — это тенденция рассматривать или представлять вещи такими, какие они есть на самом деле. Это принцип, утверждающий, что универсалии существуют вне разума. Это концепция абстрактных или общих объектов. Реалисты утверждают, что все вещи, имеющие одно и то же свойство, относятся к одной и той же универсальной форме. Например, Зелень, в которой все вещи, связанные с зеленым цветом, существуют в силу универсалий. Реалисты также утверждают, что у людей также есть способ обобщать что-либо, например, считается, что идея коровы без изображения коровы имеет лежащую в основе концепцию, в данном случае «пассивность». Они утверждают, говоря, что даже для того, чтобы существовал язык, явление должно обладать неким универсальным качеством.

Номинализм состоит в том, что воспринимаемое существует в действительности, тогда как реалисты рассматривают воспринимаемые объекты как проявление универсального понятия.

Сравнение номинализма и реализма:

 

Номинализм

Реализм

Определение

Это философский взгляд, согласно которому общие или абстрактные термины и предикаты существуют, а универсальные или абстрактные объекты не существуют.

Это попытка точного взгляда на вещи с социальной, визуальной или эмоциональной точки зрения.

Вера

Считается, что общие или абстрактные термины реальны.

Считается, что предметы реальны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *