Правда Ярославичей – создание, составление и принятие русская правды кратко
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 275.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 275.
Русская Правда – такое название получил первый древнерусский свод законов. Годы создания этого свода законов относятся к правлению князя Ярослава Мудрого, то есть между 1016 и 1036. После смерти этого выдающегося правителя его сыновья дополнили ее и поэтому новый свод законов получил название “Правда Ярославичей”.
Сыновья Ярослава и их деятельность
Ярослав Мудрый скончался в 1054 году и киевский престол унаследовал его сын Изяслав. Он правил почти четверть века, до 1078 года, но с двумя небольшими перерывами из-за внутренних конфликтов, в 1068 и в 1073-1077 годах.
Рис. 1. Ярослав Мудрый.После смерти Изяслава престол унаследовал Всеволод и правил до 1093 года. Короткий период с 1073 по 1076 год занимал Святослав, который до этого 20 лет был Черниговским князем.
Составление “Правды Ярославичей” относится к 1068-1072 годам. К 18 статьям времен правления Ярослава были добавлены еще 23. Они получили нумерацию с 19 по 41. Эти новшества связаны с особенностями развития Киевской Руси во второй половине XI века. В государстве происходили народные бунты, например, в 1068 году в Киеве.
Помимо этого, шел процесс укрепления феодальной системы, также начались войны с половцами и иногда русские дружины терпели серьезные поражения, как в 1068 году в битве на Альте. Следовательно, требовалось отрегулировать законы и удовлетворить ими, как феодалов, так и народ. Князья занимались законодательным укреплением феодальных отношений. Для защиты их имущества от погромов со стороны простонародья повышались штрафы – виры.
Согласно Русской Правде, к зависимым категориям населения относились смерды, холопы, рядовичи и закупы. Выше них по статусу находились старосты и княжеские кормильцы. К свободным категориям населения относились мужи, дружинники, купцы, мечники, изгои.
Основное содержание
“Правда Ярославичей” защищала имущество и жизнь не только верхушки общества, но и любого человека Киевской Руси. Она закрепляла сословное деление общества и неравноправное положение людей, например, холопы в иерархии находились в самом низу, а выше них шли закупы, рядовичи и смерды. Неравноправие выражалось в том, что за убийство старосты штраф составлял 12 гривен, а смерть тиуна каралась штрафом в 80 гривен.
Статьи свода законов утверждали порядок выплаты жалования княжеским служащим, а также классифицировали виды преступлений. К таковым относились: убийство, воровство, изнасилование, вред имуществу.
В “Правде Ярославичей” была отменена кровная месть. Ее считали пережитком язычества. Во второй половине XI века на Руси еще отмечено появление языческих волхвов, например, во время Новгородского восстания 1071 года.
3. Суд во времена Русской Правды.Что мы узнали?
Принятие “Правды Ярославичей” стала одним из первых этапов развития законодательства Древней Руси. Ее кратко изучают в курсе истории 6-7 класса. Основное значение “Правды” в том, что она укрепляла феодальные отношения.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 275.
А какая ваша оценка?
История создания Русской правды: основные этапы
Главная » История создания
История создания
Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано
ОбновленоРусская Правда – один из наиболее ранних и значимых памятников законодательства.
Она представляет собой сборник норм уголовного и гражданского права Киевской Руси, а также содержит правила проведения судебных процессов того периода.
Создание Русской Правды относят к началу XI века. Основоположник – Ярослав Мудрый, однако последователи великого князя неоднократно изменяли и дополняли документ согласно духу времени. В связи с этим существует три редакции Русской Правды:
- Правда Ярослава (Древнейшая Правда). Создана около 1 016 года под руководством Ярослава Мудрого. Необходимость ее принятия была вызвана разобщением княжеств Киевской Руси, потребностью в сплочении народа и централизованным контролем его поведения. Главным образом Правда Ярослава устанавливала наказания за наиболее распространенные в тот момент преступления на Руси – убийство, кража, оскорбление чести и достоинства. Одна из важнейших черт закона – ограничение права на кровную месть узким кругом лиц. Эта редакция считается самым ранним источником нынешнего российского законодательства.
- Правда Ярославичей.
После смерти Ярослава Мудрого его сыновья Всеволод, Святослав и Изяслав переняли у отца бразды правления разными областями Руси. Сделали они это мирно, без войн и междоусобиц. Однако потребность в контроле поведения народа сохранялась. К тому же, вместе с развитием общества, появились и новые виды общественных отношений, преступлений. Братья Ярославичи единогласно внесли изменения в Древнейшую Правду – теперь кровная месть была полностью отменена и за любое убийство человек подвергался суровому наказанию. Введенные ранее денежные штрафы за правонарушения стали более суровыми. Не последнюю роль в нововведении сыграла необходимость пополнения государственной и церковной казны. Точная дата принятия Правды Ярославичей неизвестна, большинство историков считают, что это вторая половина XI века (примерно 1 072 год). - Пространная Правда. Именно эта, заключительная редакция Русской Правды в списках дошла до нынешнего времени. Огромное влияние на становление главного закона Киевской Руси оказал внук Ярослава Мудрого – Владимир Мономах.
В период своего правления на киевском престоле (с 1 113 по 1 125 годы) особое внимание он уделял дополнению и объединению трудов своих предков. Пространная правда отражает развитие товарно–денежных отношений. Большое внимание уделяется преступлениям против частной, церковной и государственной собственности. Впервые в законодательном акте устанавливается порядок заключения договоров, наследования имущества. Регламентируется порядок проведения судебных процессов, сбора доказательств, в частности показаний свидетелей.
На содержание окончательной редакции Русской правды воздействовало широкое распространение ростовщичества и связанной с этим долговой кабалы народа. Благодаря Мономаху был ограничен произвол ростовщиков, устанавливался предел процентов по кредитным обязательствам. Закупы — люди, фактические попавшие в долговое рабство, получили свободу, так как измененный закон запрещал кредиторам порабощать должников. Возможно, на подобные смягчения положения зависимых людей повлияло их восстание 1 113 года.
Большое влияние на создание и становление Русской Правды как главного нормативно-правового акта киевской Руси оказала церковь. Закон, во всех своих редакциях, не отделял ее от государства. Большинство церковных законов вышло на государственный уровень (запрет на убийство, причинение телесных повреждений, кражу и т.д.).
Прототипом Русской Правды стали законодательные акты других государств. К примеру, основой для Правды Ярослава стала Салическая Правда – свод законов Франкского государства. Также изучались и перерабатывались законодательные базы бургундов, ирландцев и баварцев.
История создания Русской Правды насчитывает три этапа – начиная с Ярослава Мудрого и заканчивая его внуков Владимиром Мономахом. Под влиянием духа времени закон изменялся и дополнялся. Таким образом великие киевские князья смогли удерживать бразды правления над обширным русским государством и положили начало правовому регулированию общественных отношений.
Отказ от юрисдикции в пользу Суда истории Ярослава Кожеурова :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
Делиться:
Польский ежегодник международного права, Vol. 33 (2013), стр. 227-246
26 страниц Опубликовано: 22 сентября 2014 г.
Смотреть все статьи Ярослава Кожеурова
Московский государственный юридический университет им. Кутафина
Дата написания: 28 июля 2014 г.
Abstract
В деле «Яновец и другие против России» Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), пытаясь найти свой путь между Сциллой гуманитарных идеалов и Харибдой государственного суверенитета, продемонстрировал нежелание разбираться в деталях с черными страницами прошлого Европы, передав это право историкам. В статье сначала проводятся параллели между временной юрисдикцией Межамериканских судов по правам человека и ЕСПЧ.
Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, Европейская конвенция о правах человека, Катынь, военное преступление, НКВД, Яновец
JEL Классификация: K33, K39
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Кожеуров, Ярослав, Дело Яновец и другие против России: отказ от юрисдикции в пользу Исторического суда (28 июля 2014 г.
). Польский ежегодник международного права, Vol. 33 (2013), стр. 227-246, доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=2473111 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2473111
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Похожие электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь (необходимый)
Электронная почта (необходимый)
Если вам нужна немедленная помощь, позвоните по номеру 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясному времени США, с понедельника по пятницу.
«Россия украла нашу историю»: ожесточенная борьба Украины за сохранение правды | Украина
У входа в Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко бронзовый рельеф лица Михаила Грушевского смотрит в сторону окрашенного в красный цвет портика.
Историк по образованию и ключевая фигура национального возрождения Украины в начале 20-го века, Грушевский некоторое время был главой украинской революционной рады — или парламента — в 1918 году.
Тарас Пшеничный, заместитель декана исторического факультета, делает паузу, чтобы рассмотреть образ своего выдающегося предка и подумать о необычайных временах, которые университет переживает после русского вторжения.
Декан истории и пять других профессоров его факультета служат в армии, говорит он, вместе с 15 студентами, один из которых погиб в бою.
Но для таких, как Пшеничный, другой, более тонкий бой ведется вне артиллерийских перестрелок на передовой. Это ожесточенная война памяти между двумя версиями прошлого Украины и ее отношения к России, частью которой Украина была на протяжении столетий, пока не обрела независимость в 1991, когда распался Советский Союз.
С одной стороны, как пишет Марк Галеотти в своей недавно вышедшей книге Краткая история России , это «грубо вырезанная и сшитая» версия истории, продвигаемая Владимиром Путиным.
Галеотти описывает российского президента как «неблагоразумно считающего себя выдающимся историком-любителем», который использовал историю как для оправдания своей войны против Украины, так и для составления «собственных боевых планов на основе своего непонимания».
Путин утверждал, что Украина не имеет опыта «настоящей государственности» за пределами СССР и что, стремясь отказаться от своего советского наследия, она делегитимизирует себя.
«Вы хотели декоммунизировать», Путин угрожал Украине перед войной. «Мы покажем вам, что на самом деле означает декоммунизация».
Вторя и расширяя взгляды на историю, которых придерживались российские элиты еще со времен большевиков и ранее, путинская версия рассматривает Украину как неправильную страну, а украинский как ненастоящий язык; скорее, это место, за которое нужно сражаться, доминировать и периодически грабить.
Все это требовало от украинцев следовать за Грушевским и продвигать свою историю. «Россия использует историю как оружие», — говорит Пшеничный, написавший докторскую диссертацию о разрушительном голодоморе — Голодоморе, который Сталин устроил в Украине в начале 1930-х годов, унесшем жизни более 3 миллионов человек и сам подавленном советская история.
«Он делал это раньше. Вот почему сейчас происходит конфликт: потому что Россия украла и неверно истолковала историю Украины».
И эта история, по крайней мере в прошлом веке, полна мрачных отголосков. Пшеничный указывает на сегодняшние российские кражи зерна как на повторение большевистской, а затем сталинской монополизации зерна в Украине, которая дважды приводила к голоду. Он указывает на подавление украинской культуры. И к смертельным преследованиям за использование украинского языка и символики.
«[Путин] манипулирует историей, создавая в России фальшивое пространство, позволяющее воспринимать Украину как что-то вроде нацистского государства», — говорит он.
Он имеет в виду один из основных тезисов Кремля: его «специальная военная операция» необходима для «денацификации» Украины.
И в разгар жестокого конфликта и репрессивной оккупации украинская «война памяти» носит не только академический характер. Несколько музеев, в том числе харьковский, посвященный философу XVIII века Григорию Сковороде, разрушены, а в оккупированных регионах навязываются книги по русской истории.
Валерий Галан с противотанковой ракетой для своего нового музея. Фото: Питер Бомонт/The Observer«Наша главная задача — борьба с российским псевдоисторическим нарративом, — говорит Пшеничный. «Но вторая задача — создать новое историческое пространство, очищенное от русских нарративов, потому что с 24 февраля [когда Россия начала вторжение] произошло массовое изменение национального восприятия.
«Теперь мои студенты хотят знать об истории Советского Союза, о тоталитаризме. Один из курсов, которые я преподаю, посвящен защите культурного наследия Украины».
Для некоторых, однако, желание переделать историю носит более популистский и резкий характер: в тенденции, проявившейся после обретения независимости в 1991 году, они видят восстановление украинской истории в более откровенно националистических тонах.
В своем ресторане с казачьей тематикой Валерий Галан, основатель Музея становления Украинского государства, держит таблички, призывающие посетителей и персонал: «Мы говорим по-украински. Язык имеет значение».
Путин знает, что лжет. Но он думает, что все врут, и правды нетЯрослав Грицак, историк
Историк-любитель, Галан говорит, что восхищается Степаном Бандерой — главой Организации украинских националистов, которая сотрудничала с нацистами во время Второй мировой войны , убитого агентами КГБ в Германии в 1959 году, а также Владимира Великого, ключевой фигуры государства Киевская Русь, существовавшего с конца IX до середины XIII века, и Ивана Мазепу, лидера Запорожского Казачье войско в конце 17-начале 18 вв.
Он видит инструментализацию истории в более жестоких выражениях. «Я надеюсь, что после этой ужасающей агрессии люди откроют глаза. Музеи — оружие против фальшивой истории. История не похожа на винтовку, из которой выстрелишь только один раз. Это оружие на десятилетия.
«Есть еще определенная часть нашего общества — этнические русские или те, кто поддерживал Россию, — которых надо было раньше воспитывать».
У Галана, служившего офицером Советских Вооруженных Сил, новый проект: серия музеев и выставок, посвященных нынешней войне. Он ведет меня в заднюю комнату, где собирает артефакты для этого нового предприятия, в том числе отработавшую противотанковую ракету «Джавелин».
«Наш язык был запрещен. Наши казаки были отправлены в Сибирь. Нам нужно показать людям наши достижения. Как, начиная с Золотой Орды [период монгольского владычества до 1502 года], мы стояли буфером для Европы».
По мнению Ярослава Грицака, историка Львовского католического университета, практика истории во время войны за национальное выживание менее демагогична: «Я бы сказал, что основная функция историка сейчас — обеспечить стабильность, уверенность в том, что Украина имеет законные претензии и обязательно выиграет.
«История выполняет терапевтическую функцию. Главная цель Путина — создать хаос и неразбериху. Он использует историю. Контратака — это восстановление реальной истории. Дело в том, что Путин знает, что он лжет. Но он думает, что все врут, и правды нет. Но есть такая вещь, как историческая правда. Полжизни я провел при Советском Союзе. Важно помнить о степени исторической амнезии, наложенной на Украину.
«Я понятия не имел о Голодоморе, потому что его стерли. Холокост был преуменьшен, чтобы предположить, что советских евреев убивали не потому, что они были евреями, а потому, что они были советскими гражданами. И если в разных советских республиках к истории относились по-разному, то в Украине подавление истории было крайним.
«Украина и Россия имеют две совершенно разные стратегии в отношении прошлого. Для России речь идет о том, чтобы снова сделать Россию великой, и она делает это, обращаясь к истории. У меня есть друг, русский либеральный интеллигент. Он говорит, что Россия похожа на внедорожник, который едет по грунтовым дорогам.

После смерти Ярослава Мудрого его сыновья Всеволод, Святослав и Изяслав переняли у отца бразды правления разными областями Руси. Сделали они это мирно, без войн и междоусобиц. Однако потребность в контроле поведения народа сохранялась. К тому же, вместе с развитием общества, появились и новые виды общественных отношений, преступлений. Братья Ярославичи единогласно внесли изменения в Древнейшую Правду – теперь кровная месть была полностью отменена и за любое убийство человек подвергался суровому наказанию. Введенные ранее денежные штрафы за правонарушения стали более суровыми. Не последнюю роль в нововведении сыграла необходимость пополнения государственной и церковной казны. Точная дата принятия Правды Ярославичей неизвестна, большинство историков считают, что это вторая половина XI века (примерно 1 072 год).
В период своего правления на киевском престоле (с 1 113 по 1 125 годы) особое внимание он уделял дополнению и объединению трудов своих предков. Пространная правда отражает развитие товарно–денежных отношений. Большое внимание уделяется преступлениям против частной, церковной и государственной собственности. Впервые в законодательном акте устанавливается порядок заключения договоров, наследования имущества. Регламентируется порядок проведения судебных процессов, сбора доказательств, в частности показаний свидетелей.