Современные поучения детям: Прочитай фрагмент «Поучения детям» Владимира Мономаха (XII в.) и выполни задания

Поучение Владимира Мономаха | Предание.ру

Автор «Поучения» князь Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125) — один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г.— киевским. Всю жизнь он провел в борьбе с половцами и с их обычным союзником — князем Олегом Святославичем. Против половцев Мономах организовал несколько походов объединенных сил русских князей. Стремясь предотвратить распад русского государства на ряд самостоятельных княжеств и вместе с тем придерживаясь принципа, что каждый князь должен наследовать владения своего отца, он придавал огромное значение идеологической пропаганде единства Русской земли. С этой целью он организовывал съезды русских князей, поддерживал культ «святых братьев» Бориса и Глеба, жизнь которых должна была подать пример послушания младших князей старшим, покровительствовал летописанию, напоминавшему об историческом единстве Руси и всего княжеского рода («все князья — братья») и писал сам произведения, в которых выражал те же идеи единства Руси и необходимости бескорыстного служения родине.

В собственной деятельности Владимир Мономах не всегда выдерживал изложенные им принципы, но все же законодательным путем он несколько смягчил положение низов, покровительствовал духовенству, в целом ряде случаев добивался прекращения княжеских усобиц и добился прекращения на некоторое время половецких набегов, совершив успешные походы в глубь степей. Княжение Владимира — это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха читается только в Лаврентьевской летописи. В ней оно вставлено между рассуждением о происхождении половцев и рассказом о беседе летописца с новгородцем Гюрятой Роговичем. В других летописях (Ипатьевской, Радзивилловской и др.) текст, разделенный в Лаврентьевской летописи «Поучением», читается без всякого разрыва и «Поучение» отсутствует. «Поучение» — одно из выдающихся произведений древнерусской литературы. По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего, оно написано в 1117 г.

Печатается по Лаврентьевской летописи (РНБ, F. п. № 2) с незначительными исправлениями описок. Ниже дается самый сжатый комментарий к «Поучению». Подробный комментарий см. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 2. С. 425—457.

Подготовка текста О. В. Творогова, перевод и комментарии Д. С. Лихачева

Источник — http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4874

  • ПОУЧЕНИЕ
  • РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ
  • ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ

ПОУЧЕНИЕ

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов. .. и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» — и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его.

Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, — праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся.

Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

«Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то воды бы потопили нас».

«Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек; всякий день нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше». «Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек: “Если есть награда праведнику, значит есть Бог, творящий суд на земле”». «Освободи меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня защити меня. Избавь меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою». «Ибо гнев в мгновение ярости его, а вся жизнь в воле его: вечером водворится плач, а наутро радость».

«Ибо милость твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя при жизни моей и во имя твое воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду». «Возвеселитесь все праведные сердцем. Благословлю Господа во всякое время, непрестанна хвала ему», и прочее.

Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех». Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши как обагренные, — как снег обелю их», и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: “Слава тебе, Человеколюбец!”»

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, Господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои», — и снова скажем: «Велик ты, Господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости.

И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость твоя к нам, так как блага эти сотворил ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и, имея язык, онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!»

Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите Бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее — это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня: если не все примете, то хоть половину.

Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать: спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.


РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охоте с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир — в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.

Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров.

И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной — Глебу в помощь. А летом с отцом — под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу триста гривен золота. И опять из Смоленска же придя, пробился я через половецкие войска с боем до Переяславля и отца застал, вернувшегося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега. И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве.

И Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался и не застали… в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.

А в ту зиму повоевали половцы Стародуб весь, и я, идя с черниговцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И на следующий день за Новым Городом разбили сильное войско Белкатгина, а семечей и пленников всех отняли.

А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходили первую зиму. И опять ходили мы и за Ростиславичами за Микулин, и не настигли их. И на ту весну — к Ярополку на совет в Броды.

В том же году гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин.

На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.

В ту зиму ходили к Ярополку на сбор в Броды и дружбу великую заключили.

И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии, и ходили за Супой. И по пути к Прилуку городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восьмью тысячами, и хотели было с ними сразиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город; только семца одного живым захватили да смердов несколько, а наши половцев больше убили и захватили, и половцы, не смея сойти с коней, побежали к Суле в ту же ночь. И на следующий день, на Успение, пошли мы к Белой Веже, Бог нам помог и святая Богородица: перебили девятьсот половцев и двух князей взяли, Багубарсовых братьев, Осеня и Сакзя, и только два мужа убежали.

И потом на Святославль гнались за половцами, и затем на Торческ город, и потом на Юрьев за половцами. И снова на той же стороне, у Красна, половцев победили, и потом с Ростиславом же у Варина вежи взяли. И затем ходил во Владимир опять, Ярополка там посадил, и Ярополк умер.

И снова, по смерти отца и при Святополке, на Стугне бились мы с половцами до вечера, бились у Халепа, и потом мир сотворили с Тугорканом и с другими князьями половецкими, и у Глебовой чади отняли дружину свою всю.

И потом Олег на меня пришел со всею Половецкою землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог; пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники». И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах, — Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля.

И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили.

И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.

И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось.

И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.

Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.

И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.

И опять со Святополком гнались за Боняком, но… убили, и не настигли их. И потом за Боняком гнались за Рось, и снова не настигли его.

И на зиму в Смоленск пошел; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла.

В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.

И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.

Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусову со Святополком, и Бог нам помог.

И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и Бог нам помог.

И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и Бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.

И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.

И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не стерпев злодеяний его.

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двух сот лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.

А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело — остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческого.


ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», — ложь это. И еще: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный». Пророк говорит: «Не соревнуйся лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие». «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе». Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя; прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: «Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим». И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: «Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же — человек, грешнее всех людей».

Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от Бога отпущения прошлых своих грехов. Господь наш не человек, но Бог всей вселенной, — что захочет, во мгновение ока все сотворит, — и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? — сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собранное нами разделят.

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!»

Надо было бы сказать тебе словами Давида: «Знаю, грех мой всегда передо мной». Не из-за пролития крови, а свершив прелюбодеяние, помазанник Божий Давид посыпал главу свою и плакал горько, — в тот час отпустил ему согрешенья его Бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою послать ко мне, — ибо нет в ней ни зла, ни добра, — чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради Бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в Боге.

Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от Бога пришел ему, а не от тебя. Если бы тогда ты свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова бы не занимал и послал бы ко мне, то мы бы отсюда и уладились. Но сам рассуди, мне ли было достойно послать к тебе или тебе ко мне? Если бы ты велел сыну моему: «Сошлись с отцом», десять раз я бы послал.

Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших. Но не следовало ему искать чужого и меня в позор и в печаль вводить. Подучили ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли зла. И если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай мне Бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то Бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, потому что я человек.

Если тебе хорошо, то… если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим и хлеб едят дедовский, а ты сидишь на своем хлебе, об этом и рядись; если же хочешь их убить, то вот они у тебя оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю. И прочее.


Проект по литературе «Поучения детям»

МОУ «Милославская школа»

Проект по литературе

«Поучения детям»

Выполнили учащиеся 7 «б» класса:

Воронова Анна, Гуков Илья,

Тимонин Данила

Руководитель:

Политова Нина Васильевна

Милославское

2018 год

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………… 3-5 стр.

2. Описание этапов выполнения проектной работы………………… 6- 7 стр.

3. Заключение……………………………………………………………… 8 стр.

4. Источники информации…………………………………………… …… 9 стр.

5. Приложения………………………………………………………… 10 -11 стр.

Введение

Поучение – это наставление, назидательный совет. (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

Поучение Владимира Мономаха заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников древнерусской литературы. Важной чертой «Поучения» Мономаха является обращённость к Человеку, его духовному миру. Это произведение и сегодня актуально, потому что проблема духовности существует и сейчас. Воспитывать добрые начала в человеке надо с раннего детства и в семье, и в школе, и в процессе самовоспитания. Хорошо, когда современные дети знают о таких поучительных произведениях, читают их и извлекают для себя ценные уроки.

Анализ ситуации

Желаемое

Мы хотим, чтобы учащиеся уже с начальной школы знали правила поведения в обществе по отношению к старшим, к младшим, к больным людям, по отношению к животным.

Реальность

В результате нашего наблюдения на переменах, во время дежурства по школе, во внеурочное время мы пришли к выводу, что многие дети очень грубые и невоспитанные.

Существующая ситуация

Желаемая ситуация

Многие дети в нашей школе не умеют себя вести в обществе: проявляют грубость и невоспитанность

Мы хотим, чтобы уже маленькие школьники знали, что относится друг к другу, к старшим людям, к братьям нашим меньшим надо по-доброму.

Проблема

Современные школьники мало задумываются над тем, как они выглядят в глазах окружающих. Их абсолютно не волнует мнение старших людей, которых они иногда даже рядом с собой и не замечают. Мы хотим попробовать заинтересовать младших школьников нашей творческой работой: не совсем в обычной форме призвать их к вежливому и доброму обращению с окружающими.

Актуальность проблемы

Мы считаем, что наша проблема актуальна, так как современный школьник должен быть воспитанным, культурным, внимательным. Очень неприятно наблюдать вокруг бескультурье.

Проектная идея

Наш проект будет посвящен тому, чтобы научить младших школьников правилам поведения в обществе.

Мы заинтересованы в разработке этого проекта, потому что надеемся, что ребята, прослушав нашу информацию, представленную в необычной форме, в форме «Поучения», начнут исправляться сами и требовать этого от других.

Цель проекта

Самим написать «Поучение детям», оформить его в виде свитка и разместить все в старинной шкатулке, чтобы тем самым вызвать интерес школьников к тому, что мы хотим до них донести своей работой.

Способ достижения цели

Изучение материала о «Поучении детям» Владимира Мономаха, о способах изготовления свитков в современных условиях.

Задачи

1. Познакомиться с произведением Владимира Мономаха «Поучение детям» 2. Найти материал, как в домашних условиях изготовить свитки

3. Написать свое «Поучение»

4. Изготовить свитки

5. Изготовить деревянную шкатулку

Чтобы решить задачи, нужно располагать ресурсами

информационные ресурсы: материалы сети Интернет и школьной библиотеки; людские ресурсы: учащиеся Милославской школы; материальные ресурсы: бумага, деревянные дощечки.

Анализ источников

В своей работе над проектом мы обращались как к печатным источникам, так и Интернет ресурсам. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова нашли определение поучению. На сайте http://yandex. ru.wikipedia.org обращались к материалу о «Поучении детям» Владимира Мономаха. На сайте http://yandex.ru/clck прочитали текст произведения, внимательно изучили стиль его письма. На сайте YouTube нашли видео, о том, как в домашних условиях из обычной бумаги для печати и кофе изготовить свитки.

График работы

Сроки

Действия

Ответственные

2-ая половина сентября

Выбрать тему проекта

Участники проекта

Октябрь

Определить проблему проекта, идею

Участники проекта

Ноябрь

Подбор материала.

Изготовление шкатулки и свитков.

Участники проекта

Первая половина декабря

Написание «Поучений»

Участники проекта

Вторая половина декабря

и первая половина января

Оформление материала в печатном виде

и его презентация.

Участники проекта

Описание этапов выполнения проектной работы (с выводами)

1 этап («Разработка проектного замысла»).

п/п

Виды работ

на этапе

Комментарии

1.1

Предварительное обсуждение проектной идеи

Перед тем, как мы начали работать над проектом, мы определились в общих чертах относительно проектной идеи.

1.2

Определение проблемы

Сформулировали проблему – противоречие между желаемой (идеальной) и имеющейся (реальной) ситуацией.

Мы сформулировали желательную для нас ситуацию (как надо) и охарактеризовали реальную.

1.3

Формулировка цели

Мы ответили на вопросы: что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после выполнения проекта? Т.е. определили цели нашей работы.

1.4

Постановка задач

Мы ответили на вопрос: что должно быть сделано для того, чтобы цель проекта была достигнута?

1.5

Определение продукта

«Поучение детям»

1. 6

Разработка

плана работы

При разработке плана мы опирались на информацию о тех ресурсах, которые доступны нам в процессе проектной деятельности.

Результаты 1-го этапа: предварительно обсуждена проектная идея, определена проблема, сформулированы цель и задачи, определен продукт деятельности, разработан план работы.

2 этап («Реализация проектного замысла»).

п/п

Виды работ

на этапе

2.1

Мы распределили обязанности между собой: А. Воронова работает над изготовлением свитков, И. Гуков вместе с папой изготовляет шкатулку, Д. Тимонин делает презентацию проекта, и все вместе работаем над текстом «Поучения».

2.2

Анализ материала для «Поучения». Отобрали материал, который, на наш взгляд, будет полно отражать идею нашей работы и, в то же время, интересен ребятам.

2.3

Создание электронного варианта текста.

2.4.

Создание свитков с напечатанным текстом

2.5.

Консультирование у руководителя проекта

2.6.

Подготовка к презентации проекта «Поучение детям»

Результаты 2-го этапа: в процессе проектной деятельности получен продукт «Поучение детям»

3 этап («Подведение итогов проектной деятельности»).

п/п

Виды работ на этапе

3.1

Выступление с проектом на классном часе во 2-х классах

3.2

Самооценка и рефлексия

3.3

Размещение проекта в портфолио

Результаты 3-го этапа: завершение работы над проектом.

Полученный продукт

«Поучение детям»

Заключение

Выводы по оценке получившегося продукта: считаем, что наша работа оказалась очень полезной и нужной. Для себя мы извлекли много полезной, интересной информации, приобрели новые навыки работы с ребятами. Мы думаем, что наш материал можно использовать на уроках литературы в 5 классе, на уроках литературного чтения и на классных часах в начальной школе.

Рефлексия

Мы представили свой продукт на классном часе у третьеклассников. Ребята с большим интересом и вниманием слушали нас и, как нам кажется, приняли к сведению нашу информацию. По окончании мероприятия поставили нам высокую оценку за работу.

Источники информации (используемая литература)

1. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва, ОНИКС Мир и Образование, 2008

Интернет ресурсы

1. http://yandex.ru/clck/jsredir

2. ru.wikipedia.org,

3. http://yandex.ru/clck/jsredir,

4. http://yandex.ru/clck

Современные методы и методики обучения ребенка английскому языку

Поделиться

Новакид для родителей

02.11.2021

7 мин

4 комментария

Содержание

    Изучение нового языка может оказаться сложной задачей. Кому-то это кажется естественным, однако для многих это скорее борьба, а довольно длительный и трудный процесс. К счастью, не существует единого метода преподавания английского языка, который всегда был бы правильным.

    Как правильно выбрать метод обучения английскому языку?

    На протяжении многих лет в области преподавания иностранных языков развивались различные науки, теории и стили обучения. Вы не найдете лучшего, единственного метода преподавания английского языка детям или взрослым. Выбор правильного стиля обучения зависит от навыков и способностей учащихся. Итак, в этой статье мы перечислили несколько свежих идей о том, как выучить новый язык и как выбрать правильный метод обучения английскому языку.

    Не забывайте адаптировать метод обучения к интересам и потребностям ваших учеников. Кроме того, при правильной мотивации к изучению английского языка учащиеся с большей вероятностью добьются успеха. Поэтому, чтобы выбрать правильный метод обучения английскому языку взрослых или детей, начните с понимания того, почему человеку нужно или он хочет выучить язык, а затем сосредоточьтесь на наилучшей технике для достижения своей цели.

    Наши рекомендации на новые методы обучения английскому языку включают в себя те же самые известные подходы и несколько довольно нетрадиционных, которые особенно полезны для детей. Современные методы обучения английскому языку, которые вы найдете здесь, подходят как для взрослых, так и для детей, так что вы можете изучать новый язык вместе. Готовы ли вы сделать рывок и, наконец, преуспеть в изучении иностранного языка?

    Почему вы должны использовать простую методику изучения английского языка для детей?

    Родители, которые хотят, чтобы их дети рано начали учить английский язык, и для которых это важный навык в процессе обучения их детей, часто задаются вопросом как учить детей английскому языку . Есть ли специальный подход? Существуют ли методы, призванные помочь детям добиться успеха? Ну да и нет.

    Выбор более простой методики обучения детей английскому языку имеет определенные преимущества. Во-первых, у маленьких детей сложно удерживать внимание. Обычные уроки, на которых ученики должны сидеть за партами и слушать учителя, им не подходят. Знаете ли вы, что максимальный объем внимания ребенка примерно в два-три раза превышает его возраст? Таким образом, пятилетний ребенок будет иметь продолжительность концентрации внимания около пятнадцати минут.

    Во-вторых, дошкольники запоминают информацию иначе, чем взрослые. У них есть отличная умственная черта, называемая непроизвольной памятью, которая активируется непроизвольно, когда они заняты играми и творческой деятельностью.

    В-третьих, механизмы восприятия у детей тоже разные. Эмоциональность и внимательность – их сильная сторона. Их привлекают вещи, которые интересуют их больше всего, такие как яркие цвета, необычные формы, секреты и загадки.

    Основываясь на этих факторах, учителя стараются использовать подходящие методы и приемы при обучении детей английскому языку. Благодаря этому они могут удовлетворить свои уникальные психологические и физиологические потребности.

    Однако существуют современные методы обучения английскому языку, которые полезны как детям, так и взрослым. Итак, ниже мы перечислили ТОП-10 новых, универсальных методов обучения английскому языку. Узнайте, как их использовать.

    Новые методы обучения английскому языку – рекомендации Новакида

    Подход, основанный на выполнении задач их цели и задачи.

    Задания данной методики должны основываться на типичных жизненных ситуациях, с которыми может столкнуться учащийся, например, находясь на каникулах, общаясь с иностранцами в гостинице, в аэропорту или в ресторане. Таким образом, подход, основанный на задачах, будет заключаться в обучении тому, как заказать еду в ресторане, как забронировать номер в отеле или, возможно, более сложным задачам, таким как критика театральной постановки. При таком подходе изучаемый язык вращается вокруг самой задачи, а не наоборот.

    Чтобы этот метод работал, учителя должны хорошо понимают потребности своих учеников и их ожидания . Без этого невозможно разработать уроки, которые помогут учащимся добиться успеха в конкретных ситуациях.

    Учителя, решившие использовать подход, основанный на задачах, всегда должны задавать себе вопрос: почему мои ученики изучают английский язык? Ответ на этот вопрос поможет разработать надежную программу, актуальную для учащихся.

    Проектный подход 

    Еще один успешный метод обучения английскому языку — основывая учебный процесс на проектах и ​​проектной деятельности. Первоначально этот метод использовался в основном для старшеклассников и взрослых специалистов, но в последние 10 лет педагоги начали использовать его также для детей младшего возраста и дошкольников.

    Метод проектов является методом исследования. Он направлен на развитие языковых навыков и творческого мышления. После завершения каждой темы студенты должны работать над проектом и «защищать» его, рассказывая о его содержании на английском языке. Например, благодаря проработке таких тем, как «моя любимая еда», «мой питомец…» или «в моем доме есть…», у детей есть возможность поговорить о том, что важно для них лично. Благодаря использованию графики и фотографий это очень увлекательный и увлекательный способ использования английского языка на практике, облегчающий запоминание новой лексики и фраз.

    Метод геймификации

    Геймификация — наиболее распространенный инструмент для вовлечения детей и облегчения обучения. Когда дети играют в игры, они чувствуют себя в своей стихии, они берутся за дело, как рыба в воде. Игры привлекательны как с точки зрения организации, так и содержания.

    В каждой игре есть правила, которых нужно придерживаться, что помогает развивать организаторские способности. Все дети знают, что правила игры священны. Игры также позволяют детям передвигаться, взаимодействовать, обмениваться предметами и т. д., а активность для детей естественна. С точки зрения содержания игры выгодны тем, что с их помощью можно изучать любой тип контента. Детям будет легче учиться через игры, они будут быстрее запоминать слова и даже начнут спонтанно использовать их в своей речи. Любая игра кажется детям настоящей жизнью! И только учитель знает, насколько это дидактично и лингвистически требовательно.

    Использование квестов в учебном процессе

    Квесты – один из самых популярных современных игровых инструментов. Название говорит само за себя, так как слово «квест» означает, что будут приключения. Это уже означает, что ученики столкнутся с проблемами, загадками и тайнами, которые им предстоит решить, используя английский язык!

    Обычно квесты строятся таким образом, что нам приходится следовать по определенному маршруту, разделенному на несколько этапов. Каждый этап приближает нас к главной цели – получить цель. Чтобы получить его, нам нужно выполнять испытания и задания на разных этапах квеста, используя знания и навыки, полученные на уроках английского языка . Использование квестов в учебном процессе мотивирует студентов продолжать изучение английского языка.

    Квесты также являются причиной успеха приложений для изучения языков , таких как Duolingo. Весь процесс обучения с Duolingo основан на различных квестах. Ежедневно нужно выполнять новые квесты, и если мы не хотим проиграть серию или хотим заработать дополнительные очки, мы должны сохранять последовательность в обучении.

    Метод общей физической реакции (TPR) 

    Метод общей физической реакции часто используется в при обучении английскому языку детей дошкольного возраста . Вовлекает в процесс обучения все тело. Метод основан на координации языка и физических движений. Это работает следующим образом: учитель дает своим ученикам команды только на целевом языке с определенными движениями тела, в то время как ученики отвечают на них движением всего тела.

    Метод полной физической реакции является примером обучения иностранному языку на основе понимания. Слушание и реакция на указания учителя движением служит двум целям – во-первых, ребенок быстрее, чем при традиционных методах обучения, узнает значение слов на иностранном языке, а во-вторых, он пассивно, подсознательно усваивает структуру языка. сам.

    В этом методе грамматике не учат напрямую, а ребенок усваивает ее правила непроизвольно, повторяя команды, потешки или песенки. Кроме того, метод Total Physical Response — отличный способ выучить проблемные фразы и идиомы, которые ребенок запоминает легче, когда связывает их с конкретным выполняемым движением.

    Интерактивные методы

    Интерактивное обучение является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей и взрослых. Вместе с ребенком вы можете заниматься различными видами деятельности, и вы оба получите от этого пользу. Будь креативным. Создайте коллаж или постер, сделайте поделки и т. д. Вы также можете организовать мастер-классы для вас и вашего ребенка, например, приготовить салат или испечь пиццу, сделать мягкие игрушки или выполнить какое-либо совместное задание. Например, это может быть выращивание цветов, оформление клумбы или мини-сада.

    Взаимодействие на английском языке между учителем (или родителем) и ребенком всегда должно происходить во время живого общения и реальных жизненных ситуаций. Такой подход помогает детям и взрослым опосредованно изучать язык, занимаясь различными видами деятельности.

    Театрализация или инсценировка

    Театр на английском языке является любимым методом обучения многих учителей и любимым занятием многих студентов. Дети особенно погружаются в мир отважных принцев и принцесс, злых ведьм и добрых фей, волшебных существ и говорящих животных. Дети быстро вовлекаются в сюжет и легко запоминают события, любимых персонажей и их крылатые фразы.  

    Сначала учитель может прочитать сказку и обсудить ее с учениками, посмотреть картинки или посмотреть мультфильм, выучить ключевые слова, а потом «рассказать» сказку. Но больше всего дети любят смотреть представления своих любимых сценок или сказок с куклами, ширмами и декорациями.

    Подготовка к спектаклю позволяет учащимся погрузиться в англоязычную среду и более естественно использовать язык. Вот почему метод погружения когда с детьми сразу же говорят на английском языке помогает развить их языковые навыки, понимание и контекстуальное угадывание на английском языке. И именно поэтому он так популярен среди педагогов, обучающих детей английскому языку.

    Техника интервального повторения

    Интервальное повторение — это метод, направленный на увеличение интервалов между ранее изученным и усвоенным материалом для сохранения максимальной информации. С успехом может использоваться в обучении как детей, так и взрослых.

    Согласно научным отчетам, это работает главным образом потому, что частое повторение помогает нашей памяти сохранять существующие знания. Как только мы узнаем что-то новое, систематическое повторение через определенные промежутки времени помогает нам запомнить более значительный процент материала.

    Чтобы этот метод обучения работал, вам необходимо практиковать ранее изученный словарный запас, фразы или грамматические правила с увеличивающимися интервалами. Сначала это может быть час, потом день, потом раз в неделю, потом месяц и т. д. Если вы сразу узнаете новую англоязычную информацию — значит, вы ее уже хорошо знаете. Если нет, вам нужно продолжать просматривать его чаще.

    Онлайн-обучение

    Последней тенденцией в преподавании и изучении английского языка в XXI веке является онлайн-обучение. Существуют различные типы онлайн-технологий, которые следует учитывать, такие как виртуальные туры , веб-квесты и, конечно же, множество разновидностей геймификации . При обучении английскому языку онлайн важно внедрить в урок хорошее сочетание вышеупомянутых методов и поддерживать хороший темп. В противном случае наш мозг будет перегружен и ничего не запомнит.

    Даже если вы используете современные методы обучения, такие как онлайн-обучение с носителем языка, важно постоянно практиковаться и приобретать навыки общения на английском языке . Общение, основанное на реальных жизненных ситуациях, всегда имеет решающее значение в процессе изучения нового языка.

    Например, преподаватели-носители языка в Новакид онлайн Школа английского для детей 4-12 лет , используют именно этот метод обучения. Дети непринужденно разговаривают исключительно на английском языке со своими учителями в спокойной обстановке, очень быстро усваивая новый словарный запас и фразы. Они умеют говорить свободно и уверенно.

    Естественный подход 

    При таком подходе учащиеся обычно учатся говорить до того, как учатся писать на иностранном языке. Естественный подход фокусируется на спонтанных взаимодействиях на целевом языке. Это требует либо имитации реальной обстановки в классе, либо реального контакта с иностранцами. Лучший способ достичь этого? Отправляйтесь в отпуск за границу или на языковой курс , заведите друзей-иностранцев или найдите себе преподавателя-носителя языка. Этот подход идеально подходит для отдельных студентов или небольших групп, но он не будет работать в хаотической среде. В этом методе у ученика всегда должна быть возможность свободно говорить.

     

    Вам понравился этот контент? Какие из новых современных методов обучения английскому языку кажутся вам наиболее естественными? Дайте нам знать в разделе комментариев. 🙂 

    10 важных жизненных уроков, которым вы должны научить своих детей

    Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок процветал и добивался успеха в жизни. Однако выжить в нынешние непростые времена непросто. Родители должны подготовить своих детей, чтобы они могли эффективно справляться со всеми трудностями, неудачами и конфликтами, которые может преподнести им жизнь. Родители могут использовать свой собственный ценный опыт и знания, чтобы преподать своим детям важные жизненные уроки, чтобы они могли стать полностью способными уверенно управлять своими делами, даже без активной поддержки родителей в более позднем возрасте.

    Видео: 10 важных жизненных уроков для детей

    Важные жизненные уроки для детей

    Обучение детей жизненным урокам может быть важно не только для того, чтобы они стали сильными, но и для того, чтобы помочь им правильно смотреть в мир. Вот несколько хороших жизненных уроков для детей:

    1. Честность

    Идеальным способом привить ребенку честность может быть пример личного поведения. Дети обычно берут пример со своих родителей. Поэтому жизненно важно стараться воздерживаться от любой нечестности, какой бы незначительной или безобидной она ни была. Например, вы можете сказать своему ребенку, чтобы он не говорил папе, что у вас было свидание с мороженым со всей невинностью. Но ребенок может понять, что можно скрывать что-то от близких. Кроме того, пусть ваш ребенок слышит, как вы говорите о других в правдивом тоне. Если вы понимаете, что ваш ребенок лжет, постарайтесь не реагировать слишком остро. Вместо этого спокойно объясните последствия лжи и побудите ребенка признать свою неправоту.

    2. Хорошие манеры

    Родители могут захотеть привить хорошие манеры своему ребенку как можно раньше. Хорошие манеры помогут вам вырастить из ребенка приятного и любящего человека и повысить его социальный IQ. Вы можете часто использовать такие фразы, как «пожалуйста» и «спасибо», общаясь с ребенком. Обязательно ведите себя прилично, поскольку дети узнают больше, наблюдая за действиями взрослых. Постоянное и последовательное моделирование хороших манер может помочь вашему ребенку усвоить их, чтобы они стали неотъемлемой частью его жизни.

    3. Healthy Food Selections

    Родители могут разъяснять своим детям важность правильного питания и здорового образа жизни. Побуждение их к выбору здоровой пищи может не только способствовать их благополучию, но и гарантировать им жизнь, свободную от болезней и проблем со здоровьем. Вы можете приучить своих детей к здоровому питанию, предлагая питательную пищу с раннего возраста и отдавая предпочтение питательным продуктам для себя.

    4. Уважение

    Уважение необходимо для развития многих других черт характера. Уважение к старшим, уважение к другим людям, уважение к авторитету, уважение к себе имеют решающее значение для того, чтобы стать хорошим человеком. Уважительное отношение помогает создать чувство собственного достоинства и сопереживания другим. Это может научить детей мирно сосуществовать и принимать людей такими, какие они есть, независимо от их касты, вероисповедания и религии. Важные качества, такие как чистоплотность, послушание, самообладание, доброта, целеустремленность, могут появиться, если есть элементарное человеческое уважение.

    5. Проиграть с достоинством

    Жизнь может преподнести множество разочаровывающих ситуаций. Принятие неудачи может быть трудным. Родители могут хотеть тренировать своего ребенка, чтобы он был лучшим спортсменом и проигрывал или даже выигрывал изящно. Они могут быть вдохновлены принимать неудачи спокойно и смотреть на них как на уроки. Дети, которые активно занимаются спортом и накапливают здоровый опыт побед и поражений на поле, могут быть лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с неудачами в жизни.

    6. Тайм-менеджмент


    Родители могут привить ценность времени своим детям, помогая им впитать сознательный контроль над временем. Дети, которые понимают, как расставлять приоритеты, хорошо планировать и эффективно организовывать, могут вырасти и сделать очень успешную карьеру. Дети могут повысить свою продуктивность и компетентность, научившись тайм-менеджменту. Грамотное управление временем также может помочь повысить концентрацию внимания и повысить способность принимать решения.

    7. Ответственность

    Детям может быть очень полезно научиться быть ответственными. Воспитание ответственности у детей может быть сродни обучению их жизненно важным навыкам. Родители могут моделировать ответственное поведение, показывая детям, как делать то, что от них требуется, а затем принимая результат этого действия. Это может помочь детям развить здоровое отношение к работе и чувство гордости за все, что он делает.

    8. Сострадание и прощение

    Постепенно учите ребенка протягивать руку помощи каждый раз, когда появляется возможность. Это могут быть такие мелочи, как помощь в поливе растений, перенос сумки с продуктами для пожилого соседа, помощь кому-то с направлением. Вдохновляя на заботу о других и рассматривая в первую очередь просьбы других, можно продвигать такие ценности, как сострадание и доброта. Поощряйте вашего ребенка питать чувство прощения по отношению к другим. Способность прощать других важна для душевного спокойствия и счастья в жизни.

    9. Радость обучения

    Создайте возможности для вашего ребенка, чтобы он мог развить любовь к учебе. Помогите ему открыть свою страсть, а затем поддержите его в стремлении к ней. Это может мотивировать вашего ребенка не только развивать существующие знания и навыки, но и приобретать новые. Регулярное изучение новых вещей может вселить в них уверенность, поднять их самооценку и сделать их более восприимчивыми к обучению в жизненных ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *