Советская символика: Советское или российское? Как символы СССР стали частью современной России

Советское или российское? Как символы СССР стали частью современной России

С момента распада СССР прошло 30 лет. Многие из бывших советских республик приняли законы о десоветизации, запрещают символику СССР и сносят памятники вождям. В России советские символы до сих пор встречаются повсеместно — начиная от государственной символики и памятников, заканчивая одеждой и сувенирами для туристов.

Русская служба Би-би-си разбиралась, какую роль в повседневной жизни современной России играет советская символика, как воспринимается обществом, и несет ли в себе прежний идеологический смысл.

«Лучшее время в истории страны»

В России об отказе от символов СССР сегодня речи не идет. Столетие Октябрьской революции в 2017 году так и не стало поводом для общественной дискуссии о прошлом и его символах. Мавзолей с телом Ленина по-прежнему стоит на главной площади страны, а власти зачастую используют ностальгию по Союзу как способ укрепить собственную популярность.

Владимир Путин еще в 2005 году назвал распад Союза «величайшей геополитической катастрофой XX века», за годы своего президентства превратил победу СССР над фашистской Германией в одну из главных тем современной российской политики, а в начале этого года лично предложил Госдуме принять законопроект, запрещающий публично отождествлять роли СССР и фашистской Германии.

По мнению социолога Льва Гудкова, с приходом к власти бывшего директора ФСБ в России начался процесс ресоветизации. «Более важно — началась критика реформ, западной демократии, в противовес которой стали поднимать советские символы, возрождать мифы сталинской модернизации, превращения страны в супердержаву и многое другое,» — говорит Гудков.

Отказ от советской символики: бывшие республики СССР

Наиболее последовательны в политике десоветизации были ныне входящие в ЕС Балтийские страны, где введен запрет на демонстрацию советской символики в общественных местах. Например, в Латвии запрещено использовать советские, а также нацистские, символы во время публичных мероприятий.

В 2011 году Грузия приняла Хартию свободы, где декларировала борьбу с советской и нацистской символикой и ввела целый ряд должностных ограничений бывшим высшим чинам Коммунистической партии и комсомола. Но на деле борьба затянулась, а годом ранее памятник Сталину в Гори сносили под покровом ночи (чтобы не расстраивать жителей города, где родился Иосиф Джугашвили) и перенесли в местный музей.

В октябре 2012 года в Молдавии вступил в силу закон, запрещающий использование «тоталитарных» советских символов в политических целях. В первую очередь закон коснулся серпа и молота, впоследствии помешав Коммунистической партии страны участвовать в выборах. Но уже в 2013 году запрет был отменен Конституционным судом, посчитавшим его противоречащим Конституции.

Власти Украины приняли целый ряд законов о декоммунизации в 2015 году. После чего по стране прокатилась волна переименований городов и населенных пунктов и были снесены памятники Ленину.

По результатам проведенного в 2018-м году опросе «Левада-центра» (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента), социологи отметили тренд на усиление ностальгии по Советскому Союзу. Тогда доля «сожалеющих» в 2,5 раза превысила тех, кто не скучает по советским временам (66% против 25% соответственно).

А в прошлом году новое исследование «Левады» показало, что 75% опрошенных россиян считают советское время лучшим в истории страны (не согласны с этим 18%). Из положительных черт советской эпохи опрошенные отмечают стабильность и порядок, хорошую жизнь («легче жилось») и личную жизнь — свою молодость и молодость родителей. О распаде СССР сожалеют 65% опрошенных, но возвращения Союза хотели бы только 28% респондентов, считая, что у России — особый путь (58% опрошенных; для сравнения: европейский вариант развития поддерживают 10% респондентов).

Директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева считает, что «если в 1990-е годы мы пытались отказаться от советского прошлого окончательно и бесповоротно, то с начала 2000-х мы начали говорить, что, пусть Советский Союз и не был лучшим местом на Земле, в нем было много хорошего — победа в войне, полет в космос, индустриализация».

По словам Лихачевой, влияние Советского Союза на жизнь современной России «не может не быть огромным». С ней соглашается историк и культуролог Сергей Никитин-Римский, который убежден, что роль Советского Союза в эстетике и повседневной жизни страны сложно переоценить.

«Советский Союз — наследник дореволюционной империи, и в художественном, и в визуальном плане. Поскольку культурная революция, которая произошла в СССР в 1920-х и 1930-х годах, достигла своей цели, именно советское наследие оказывается более видимым, оно более осязаемое», — говорит он.

Гимн, звезды…и хоккейная форма

Одним из главных символов современного российского государства — гимн России, музыка которого была заимствована из гимна Советского Союза, а один из авторов текста старого советского и автор современного российского — один и тот же человек, поэт Сергей Михалков.

/ фото Getty Images

Согласно опросу ВЦИОМ, 63% респондентов считают, что современный гимн подходит образу России. При этом 13% респондентов заявляют, что предпочли бы вернуть гимну текст времен СССР — такое мнение было наиболее распространено среди групп россиян возраста 45-59 лет и от 60 и старше.

Елизавета Лихачева считает, что возвращение музыки из гимна СССР в современный гимн показательно. «Путинскую Россию часто сравнивают с периодом 1970-х и 1980-х в Советском Союзе, что вполне логично», — рассуждает она. «У 90 процентов населения не только России, но и всех стран бывшего СССР, советская символика безусловно вызывает ностальгию. Современные российские власти наконец-то поняли, что эту ностальгию можно использовать», — говорит эксперт.

Еще одна неотъемлемая часть государственного образа современной России — красные звезды Кремля, которые в 1930-е годы заменили собой двуглавых орлов, украшавших башни Кремля с начала XVII века. С момента распада СССР кремлевские звезды демонтированы так и не были.

По мнению директора Музея Архитектуры Елизаветы Лихачевой, вопрос не только и не столько в стоимости демонтажа. У современной России нет ответа на вопрос о том, чем заменить звезды: «Мы еще не самоидентифицированная нация, мы проживаем переходный период. Для нас советские символы — это часть нашей идентификации. Мы — советские люди, хотим мы того или нет. Соответственно, менять звезды сейчас — дорого и бессмысленно, потому что они часть нас».

Не меняются в стране и названия улиц и населенных пунктов. После волны переименований в начале 1990-х, когда на карте вновь появились Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург, а в московском и питерском метро такие станции, как «Чистые пруды», «Охотный ряд» и «Сенная площадь», стремление полностью избавиться от советской топографии постепенно угасло. Сегодня во многих российских городах нетрудно найти площадь Революции или улицу Октября, а улицы Ленина часто оказываются центральными.

Историк и культуролог Сергей Никитин-Римский отмечает и особую эстетику советских названий. Слово «красный», особенно популярное в ранние годы советской власти, до сих пор повсеместно используется в российской топонимике: «Красные звезды не переименовали в советские звезды, у нас в языке осталось большое количество «красного» — совхозы, заводы, Красный Октябрь, Красный Пахарь, Красный пролетарий, Красный Профинтерн, Красное Сормово и другие.

» Тем не менее, он добавляет, что, «как показывают беседы с местными жителями, эти названия уже потеряли свой пафос и связь с идеями мирового коммунизма.»

/ фото Getty Images

Цвета формы российских спортсменов на международных соревнованиях также выполняют важную функцию в формировании образа страны. Хоккейная форма российской сборной видоизменялась несколько раз с советских времен, но, в конечном итоге, вернулась к знакомому красному цвету, с добавлением синего, отсылающим к цветам триколора.

Красная хоккейная форма возрождает воспоминания о «Красной машине» — прозвище, которое получила хоккейная сборная СССР от канадцев и американцев за свои многочисленные победы.

Рассуждая о важности выбора цвета, Никитин-Римский связывает его с наследием СССР: «Мечты о Золотом веке, ностальгия — свойство человеческой души. И нам хочется прикоснуться к тому, что было славным, великолепным, чудесным. Если мы вспоминаем историю, мы хотим увидеть в ней нечто вдохновляющее. Успехи советской сборной по хоккею были выдающиеся. «

Памятники и архитектура

Архитектура советского времени продолжает формировать образы российских городов, становясь частью культурного наследия страны. Тем не менее, споры о памятниках Ленину, Сталину и другим деятелям СССР не прекращаются уже 30 лет.

Сейчас в России установлено около ста памятников Сталину, многие из них появились после 2005 года. В Москве таких памятников не менее четырех: один из них находится в парке искусств Музеон, другой — на месте его захоронения у Кремлевской стены. Также памятники Сталину можно найти во Владимире, Нижнем Новгороде, Сургуте и других городах.

Недавний опрос Левада-центра (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента) показал, что если 20 лет назад вопрос установки памятника Сталину вызывал отрицательное отношение более, чем у трети россиян (36-37%), то сейчас идею такого памятника готова поддержать почти половина населения.

Более ранний опрос, проведенный в 2019 году, показал исторический рекорд популярности Сталина в новейшей истории России. Тогда больше половины опрошенных россиян рассказали о своем восхищении советским вождем или уважении к нему.

/ фото Getty Images

В феврале 2021 года на портале «Активный гражданин» прошло голосование о возвращении на Лубянку в Москве памятника Феликсу Дзержинскому. Хотя по итогам голосования памятник решили не возвращать, голоса москвичей разделились примерно поровну.

Но, по мнению экспертов, присутствие образа Сталина в российских городах вряд ли является отражением современной государственной идеологии. «В каждом городе есть муниципальная власть, есть активные горожане, интеллигенция — краеведы, учителя, архитекторы, врачи. Они решают, что в их городе допустимо», — считает Сергей Никитин-Римский.

Рассуждая о роли памятников советским деятелям в современной России, он говорит, что в этом вопросе «важны и гражданский, и художественный, и градостроительный аспекты. Когда город убирает одни памятники, встает вопрос — кого мы ставим на это место?»

Однако, по мнению Ольги Дружининой, директора по развитию в Московском музее дизайна, памятники советского времени уже давно не несут в себе того идеологического смысла, который был заложен в них изначально.

«Рабочий и колхозница — это просто памятник, который был поставлен на всемирной выставке в 1937 году, напротив павильона Германии. Понятно, что это был госзаказ, понятное дело, что Вера Мухина создала символ Советского Союза, — говорит она. — Это не символ, а памятники времени, эпохе, по которым можно проследить, как менялось отношение к архитектуре, пространству».

Говоря о советской архитектуре, директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева обращает внимание на политическую составляющую искусства строительства в СССР:

«С чего началась советская власть с точки зрения архитектуры? Со сносов. Большевики поступили как классический тоталитарный режим, они начали формировать идеологию в камне. Архитектура — самый простой и доступный способ пропаганды», — поясняет Елизавета Лихачева.

Впрочем, именно советский конструктивизм, по ее словам, стал одним из главных достижений мирового искусства.

А Ольга Дружинина из Московского музея дизайна отмечает, что работы советских архитекторов говорят об иллюзорности идеи «железного занавеса» и показывают важность контактов с внешним миром в формировании архитектурного образа страны.

Но все же, по словам Дружининой, позже, в 1960-е годы «советская символика была абсолютно святой, несмотря на послабления и контакты с Западом, выставки и дизайнерские проекты, начавшийся обмен. Советский Союз всегда подчеркивал свое отличие от капиталистического мира, другие ценности».

И все же, влияние советских традиций на архитектуру не исчезло даже после его развала. Начиная с середины 1990-х, в Москве начали строить здания в стиле, который критики назвали «неосталинским».

Искусствовед и архитектурный критик Николай Малинин вспоминает, что первые такие дома появились в Москве в районе Октябрьского поля и были разработаны компанией «Донстрой» под руководством Максима Блажко.

«Тогда Максим Блажко уловил в настроениях то, что являлось первыми признаками ностальгии. Во второй половине 1990-х, когда, после перестроечной эйфории, попыток двинуться куда-то дальше вместе с миром, наступает отрезвление, и мы начинаем тосковать по советскому, — говорит он. — Страна начала тосковать по времени, когда был порядок, а его символом у нас, естественно, являлся именно Сталин. И в 1990-е этого порядка остро не хватало».

«Для всякого советского человека поколения 40-50 лет, которые тогда как раз вступили в силу и стали потенциальными покупателями жилья, именно сталинская архитектура олицетворяла качественную архитектуру. Сталинских домов было очень много, их все видели, многие ходили туда в гости, — объясняет Малинин. — И именно сталинский дом, с его высокими потолками, широкими подоконниками, широкими, крепкими стенами, стал символом хорошего жилья в городе».

Малинин добавляет, что «никакого политического заказа на такую архитектуру тогда еще, конечно же, не было». По его мнению, это был удачный бизнес-ход, а также попытка переосмыслить традицию сталинской архитектуры: «Это была постмодернистская попытка прочитать сталинский стиль. Ничто не связывало этих архитекторов, как это было в сталинское время, поэтому это был более веселый, разнообразный стиль».

Заработать на советском прошлом

Символы Советского Союза в современной России проявляются и в новой для себя функции, становясь предметами коммерции. Например, в интернет-магазинах можно легко найти различные артефакты, напоминающие об ушедшей эпохе СССР — реплики орденов, пилотки, шапки-ушанки с красной звездой, плакаты с советскими слоганами и даже футболки и кружки со Сталиным.

/ фото Getty Images

В начале 2000-х дизайнер Денис Симачев выпустил коллекцию одежды с советской символикой, в которую входили такие предметы, как пальто с серпом и молотом на пуговицах и рубашки, украшенные гербом СССР. При этом, сам он считал, что символы являются не более чем предметом ностальгии и воспринимаются многими «как приятные воспоминания, например, о пионерских лагерях, где все жили вместе, ели вместе и занимались спортом».

А некоторые российские предприятия сегодня успешно строят бренды и маркетинговые кампании на собственном социалистическом прошлом: кондитерская фабрика «Красный Октябрь,» ныне входящая в холдинг «Объединенные кондитеры,» торгует популярными еще в советское время конфетами «Мишка Колосапый» и «Огни Москвы». А парфюмерный хит советских женщин духи «Красная Москва» сегодня можно купить в интернет-магазине фабрики «Новая Заря».

Целевая аудитория у таких товаров по-прежнему есть, и она активна. Опрос ВЦИОМ 2014 года показал, что более 30 процентов россиян посчитало, что «советские» марки отличает высокое качество, а почти четверть сказали, что покупают продукцию этих брендов из-за хорошего вкуса.

По словам культуролога Сергея Никитина-Римского, популярность советских марок на российском рынке неудивительна: «Для нас это наиболее видимая, яркая часть наследия. А наследие вызывает чувства — в первую очередь, ностальгию.»

«Мы здесь упираемся в то, что основной частью этого наследия оказывается осязаемое наследие наших бабушек и дедушек. Предметы, которые лежат у нас на дачах, в сараях, в квартирах наших предков — они все говорят об этом времени. Естественно, мы душевно к этому тяготеем, мы воспринимает это как время, когда наши любимые люди были молодыми, любили, когда начиналась их жизнь»,- говорит он.

Однако, уточняет историк, в этой ностальгии едва ли есть что-либо помимо эмоциональной составляющей, так как «содержательный аспект там минимален».

Но директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева, говоря о будущем советской символики и художественного наследия СССР говорит, что оно будет недолгим: «Мы помним, что Моисей ходил по пустыне 40 лет. То же самое происходит сейчас: мы живем в последнем отрезке этого сорокалетия, после которого мы сможем окончательно освободиться от прошлого, потому что вырастут люди, которые не знают, что такое Советский Союз».

Читайте также:

Звезды Кремля: большевистская твердость и путинская эклектика

Вождь без постамента: кто и зачем ставит памятники тиранам?

«Нападки на Сталина» и другие громкие заявления Сергея Лаврова

Собянин объявил, что памятника на Лубянке не будет. Ни Дзержинскому, ни Невскому

Почему для народов Балтии неприемлема советская символика

Девять депутатов Европарламента от стран Балтии направили письмо крупнейшей в мире компании розничной торговли Walmart Stores c призывом изъять из продажи товары с символикой Советского Союза. Одна из подписантов этого обращения – евродепутат от латвийской партии «Единство» Сандра Калниете – так пояснила этот шаг на своей странице в Facebook: «Wal-Mart продает майки с символикой тоталитарного режима, который убил миллионы человек».

Это – не единственное обращение подобного рода от политических деятелей стран Балтии. Аналогичные письма, подписанные государственными лидерами Эстонии, Латвии и Литвы, по крайней мере, дважды направлялись руководству ритейлера. Посол Литвы в США Роландас Крисчюнас в своем обращении отметил: «Под советскими символами серпа и молота совершались ужасные преступления».

Как убедилась корреспондент Русской службы «Голоса Америки», эту позицию разделяют многие общественные деятели стран Балтии.

«Символы Советов должны вызывать еще больше гнева среди россиян»

Латвийский режиссер-документалист и политолог Эдвинс Шноре отмечает: «Я думаю, что это – очень хорошая инициатива дипломатов и политиков, которые представляют народы Балтии. Потому что наши народы сильно пострадали от Советского коммунистического режима».

Эдвинс Шноре получил международную известность в 2008 году, когда его фильм The Soviet Story («Советская история») демонстрировался в кинотеатрах ряда стран Запада, включая США, а затем был показан по телевидению в Балтии, Польше, Украине, Грузии и Словении. В «Советской истории» были использованы документальные кадры из архивов Латвии, ФРГ и Великобритании о Голодоморе в Украине, расстреле польских военнослужащих в Катыни, о сотрудничестве НКВД и гестапо накануне Второй мировой войны и массовых депортациях в СССР в послевоенные годы.

Недавно Шноре снял документальный фильм The Unknown War Baltic Resistance («Неизвестная война. Балтийское сопротивление»). «В этом фильме, – рассказывает режиссер, – я интервьюировал жертв советской оккупации. И среди них была латышка Регина Лацис. Когда Советы вошли в Латвию после войны, они убили ее отца, двух сестер, брата и мать, которая потеряла рассудок незадолго до гибели. Регина осталась одна в этом мире, ей было 16 лет, когда в 1952 году ее отправили в ГУЛАГ, где она едва выжила. И все эти преступления совершались людьми, которые носили одежду с красной звездой, серпом и молотом», – рассказал Эдвинс Шноре Русской службе «Голоса Америки».

«Конечно, футболки с советскими символами могут быть всего лишь шуткой для каких-нибудь молодых людей в Америке, но, конечно же, не для жителей Латвии, особенно для таких, как Регина Лацис, которые в полной мере испытали на себе “Советский рай”», – подчеркивает Шноре.

Он отмечает, что подобное отношение характерно не только для его соотечественников: «От коммунистов страдали и балты, и поляки, и украинцы. Миллионы людей были убиты, поэтому советские символы оскорбительны для этих народов. Русские пострадали от коммунистов, возможно, даже в наибольшей степени. Поэтому было бы логично, что символы Советов должны вызывать еще больше гнева среди россиян», – полагает латвийский режиссер.

Однако, по его мнению, семь десятилетий коммунистического правления изменили классовую картину в России, и потомки тех, кто повинен в Красном терроре, составляют значительную часть современного российского общества. «Для них, конечно, советские символы – добрая семейная история и источник гордости. Миллионы россиян, которые имели бы другое мнение о Красной Звезде, не выжили. Сегодня у них нет потомков», – заключает автор фильма «Советская история».

«Позиция балтийских общин США по вопросу советской символики»

Эстонский режиссер Ильмар Рааг также обращался к теме исторической памяти своего народа. В частности, Рааг снял документально-игровой фильм «Август 1991», посвященный восстановлению независимости Эстонии.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Ильмар Рааг, который в настоящее время является также профессором Тартусского университета, подчеркнул, что письма евродепутатов и государственных чиновников стран Балтии не имеют прямого отношения к внутренней политике. «В Эстонии, и я думаю, в Латвии и Литве, люди мало знают о том, что там носят в Штатах. Другое дело, что в США есть довольно большие общины наших стран.

И, конечно, те, кто был вынужден покинуть Балтию после Второй мировой войны, чувствуют себя напрямую связанными с этой тематикой. Поэтому, мне кажется, что письма в “Волмарт”, в первую очередь, отражают позицию эстонской, латышской и литовской общин по вопросу о советской символике», – считает Рааг.

И добавляет, что в самой Эстонии «газеты писали об этом эпизоде, но это не стало заметной темой».

«В Литве десять лет назад было запрещено использовать нацистскую и советскую символику на массовых мероприятиях. В данном случае главным является то, что представители балтийских стран попытались в очередной раз объяснить Западу, что Гитлер и Сталин равны. Так же, как концлагеря с одной стороны и ГУЛАГ с другой – ведь оба режима были преступными.

И точно так же, как Германия во время Второй мировой войны оккупировала ряд стран, так и Советский Союз после войны оккупировал территории, которых у него не было до войны. И в этом смысле то, что “Волмарт” продает футболки с символикой страны-оккупанта, а люди их носят, даже не задумываясь над этим, для многих эстонцев является оскорбительным», – подчеркивает Ильмар Рааг.

«Главное – обозначить черту: мы с этим не согласны»

Больше всего подписей под письмом руководству Walmart Stores поставили евродепутаты от Литвы.

Литовский журналист и публицист Римвидас Валатка был в 1990 году одним из подписантов «Закона о восстановлении государства Литвы». Говоря о письме руководству Walmart, он отметил, что речь не идет о популизме.

«Давайте обратимся к общечеловеческим ценностям. Ни в Средние века, ни до, ни после них никому не приходило в голову носить одежду с символикой бандитов. Люди почитали изображения святых, Иисуса Христа, всех тех, кто сделал что-то хорошее для всего человечества», – начал он свой комментарий для Русской службы «Голоса Америки».

«Как можно носить майку или свитер с изображением серпа и молота, под сенью которых были загублены многие миллионы невинных жизней? – У меня это просто не укладывается в голове! К тем, кто носит подобную одежду, у меня вопросов нет, но есть вопросы к “Волмарт”, почему они закрывают на это глаза? Так что главное в письме наших политиков и дипломатов – это, мне кажется, обозначить, что мы с этим не согласны», – считает публицист.

Валатка подчеркивает, что о коммерческую выгоду в подобных случаях нельзя делать приоритетом: «Если так, то зачем же останавливаться на полпути? Давайте еще выпустим майки со свастикой. Но за свастику на одежде будут наказывать, а за эту чертовщину не наказывают.

Если бы ко мне подошел человек в такой майке, я бы с ним не стал разговаривать. Потому что вся моя родня провела в сибирской депортации 10 лет. Некоторые были убиты в лагерях, поэтому для меня это чудовищно. В уголовном плане это не наказуемо, но с моральной точки зрения – абсолютно неприемлемо, и наши простые люди, как и наши парламентарии, хотят сказать именно это: давайте же делать все, чтобы чудовищные вещи 20 века никогда не повторились», – завершает свой комментарий Римвидас Валатка.

«Данную проблему не решить одним письмом»

Генеральный директор Центра изучения геноцида и резистенции Литвы Тереса-Бируте Бураускайте также ставит знак равенства между символикой Третьего рейха и СССР. «Оба тоталитарных режима уничтожали как своих сограждан, так и жителей оккупированных стран», — отмечает она.

«У нас довольно долгое время идет дискуссия о советской символике на воинских захоронениях, как в небольших населенных пунктах, так и в крупных городах – Вильнюсе, Каунасе и других. По-моему, эти кладбища нужно оставить в покое, поскольку здесь советские символы имеют другой статус», – считает Тереса-Бируте Бураускайте.

Гендиректор Центра изучения геноцида и резистенции рассказала корреспонденту Русской службы «Голоса Америки», что недавно в Литве был принят закон об уходе за местами захоронений граждан других государств, в том числе Германии, СССР и Польши. И, если речь идет о могилах тех, кто в разные годы оккупировал литовские территории, то рядом с кладбищем должны быть размещены информационные стенды, рассказывающие посетителям историческую правду.

«Что же касается коммерческих проектов, то к ним отношение совсем другое, и это – логично. Если мы возьмем серп и молот, то это – составная часть герба СССР, то есть тоталитарного государства, поэтому однозначно нельзя распространять такую символику. Думаю, что в балтийских странах такие маечки не имели бы успеха. Конечно, это все предназначено для западной аудитории.

Вот, к примеру, возьмем довольно распространенные портреты Че Гевары. Мы же знаем, что, на самом деле, он не был таким героем, каким его представляли кубинские власти. И были разговоры, что его изображения тоже нужно запретить, но это невозможно. А с другой стороны, всякий запрет делает еще большую рекламу товару, и это тоже нужно учитывать.

Так что данную проблему нужно решать не одним только письмом или выступлением. Мне кажется, нужно организовать целую просветительскую программу, объясняющую, что ношение советской символики приводит к оправданию тоталитарного строя, который погубил много миллионов людей», – заключает Тереса-Бируте Бураускайте.

Беларусь — напоминание о том, что СССР все еще разваливается

Историю принято рассматривать как череду конкретных дат и отдельных периодов, но реальная жизнь редко бывает такой аккуратной и аккуратной. Вместо этого империи и эпохи имеют тенденцию расширяться и рассеиваться, как облака в небе, смешиваясь и сливаясь таким образом, что обнажают недостатки традиционных хронологий. Одним из относительно недавних примеров этого явления является распад Советского Союза. Обычно рассматривается как серия драматических событий, имевших место в течение относительно концентрированного периода времени в 1990-91, недавние события в Беларуси напоминают о том, что распад СССР на самом деле является продолжающимся событием, которое продолжает формировать глобальный геополитический климат.

Национальное пробуждение в сегодняшней Беларуси особенно поразительно, потому что оно происходит в стране, которая раньше цеплялась за традиции, символы и нарративы СССР с большим энтузиазмом, чем любая другая бывшая советская республика. В то время как путинская Россия за последние два десятилетия приложила немало усилий, чтобы реабилитировать аспекты советского прошлого, лукашенковская Беларусь также продолжала использовать специфические методы государственного управления и экономические методы коммунистической эпохи.

За 26 лет своего правления президент Беларуси Александр Лукашенко превратил страну в свой собственный Советский Союз в миниатюре. Когда он впервые пришел к власти в 1994 году, Лукашенко четко обозначил свои намерения, отказавшись от бело-красно-белого флага независимой Беларуси в пользу красно-зеленого флага, использовавшегося в советское время. Были возрождены многие другие аспекты повседневной советской жизни, от политических молодежных организаций комсомольского типа до обязательного университетского изучения Великой Отечественной войны (Второй мировой войны). Была реализована авторитарная модель правления, при которой ни одни выборы после первоначальной победы Лукашенко не были признаны ни свободными, ни справедливыми. При этом белорусский язык маргинализировался в пользу русского до такой степени, что к 2020 г. почти 90% белорусских детей посещали русскоязычные школы.

Доминирование Лукашенко на политическом ландшафте затрудняло общественное инакомыслие, но внутри постепенно начало появляться новое поколение белорусов, которые не хотели иметь ничего общего с застойной советской ностальгией режима. За последнее десятилетие это поколение становится все более активным в общественной жизни страны. Взяв за основу Telegram, YouTube, бюджетные авиалинии и глобализированную поп-культуру, они вряд ли могут быть дальше от архаичного авторитаризма Лукашенко.

Многие молодые белорусы в 2000-е годы мечтали об эмиграции. Но в последние годы эта тенденция сменилась появлением новой и уверенной в себе белорусской идентичности, которая охватывает древние культурные корни страны и богатое европейское наследие, отвергая при этом имперские нарративы, навязанные поколениями российского и советского господства. Неудивительно, что молодые белорусы играют столь заметную роль в продемократическом протестном движении, которое мы наблюдаем сегодня.

Подписаться на новости из БеларусиAlert

Получайте обновления о событиях, новости и публикации о Беларуси от Atlantic Council.

В становлении этой новой независимой белорусской национальной идентичности произошел ряд знаковых событий. Революция Евромайдана 2013–2014 годов в соседней Украине оказала особенно сильное влияние на белорусов, многие из которых сочувствовали украинской борьбе за избавление от авторитарного правителя и принятие постимперской национальной идентичности.

Тысячи белорусов приехали в Киев, чтобы своими глазами увидеть драму. Тем временем в Беларуси национальное пробуждение Украины помогло вызвать беспрецедентный интерес к белорусской культуре. После революции Евромайдана все чаще можно было увидеть белорусов в вышиванках в народном стиле. Классы белорусского языка стали появляться по всей стране.

Еще одним символичным моментом стало перезахоронение в 2019 году национального героя Беларуси XIX века Кастуся Калиновского, одного из руководителей восстания 1863 года против царской власти. Калиновский широко известен как отец-основатель современной белорусской государственности. Останки Калиновского, казненного русскими после провала его восстания, были опознаны в Вильнюсе в 2019 году. и перезахоронен в торжественной обстановке в литовской столице. Мероприятие посетили тысячи белорусов, и многие описали его как опыт, изменивший их жизнь. Примечательно, что похороны Калиновского также оживили обсуждение связей, связывающих современную Беларусь с Литвой и Польшей через общее центральноевропейское наследие в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой.

Изменение восприятия белорусской идентичности и истории за последнее десятилетие нашло отражение во все более разнообразном медийном ландшафте. Растущий список независимых изданий, таких как Белсат, предлагает доступ к белорусской истории без цензуры. Между тем яркое белорусское кино и сцены современного искусства сыграли столь же влиятельную роль в эволюции новой, несоветской идентичности.

Во время недавней президентской избирательной кампании лидер оппозиции Светлана Тихановская и партнер кампании Мария Колесникова изначально не занимались политикой национальной идентичности. Вместо этого они сосредоточились на требовании свободных выборов. Этот осторожный подход отражал страх оппозиции перед отчуждением части населения, особенно старшего поколения. Тем не менее, растущее присутствие бело-красно-белых флагов на митингах отражало основополагающую важность вопросов идентичности, поскольку продемократическое движение начало набирать силу в июле, а затем вспыхнуло в начале августа.

События Центра Евразия

Бело-красно-белый альтернативный белорусский национальный флаг, который доминировал на протестах, является мощным символом. Он восходит к недолговечной государственности Беларуси в 1918 году после русской революции и считается эмблемой белорусской борьбы за независимость. Напротив, многие считают красно-зеленую версию государственного флага, принятую Лукашенко в 1990-х годах, знаком подчинения Кремлю в советском стиле.

Радикальные события последних нескольких недель только укрепили эти противоречивые ассоциации. Многочисленные жертвы жестокости полиции были задержаны за демонстрацию бело-красно-белого флага, в то время как санкционированные правительством митинги сторонников режима были сразу же идентифицированы по наличию красно-зеленых флагов и транспарантов.

Эти собрания лоялистов, вероятно, являются частью кампании, координируемой российскими специалистами, направленными в Беларусь Кремлем с 9 августа.чтобы возглавить информационное противодействие режиму Лукашенко. Их стратегия во многом напоминает информационную войну Москвы против Украины во время революции 2013–2014 годов, с упором на советскую идентичность и эмоциональными обращениями к коллективным советским страданиям во время Второй мировой войны.

Недавние митинги в поддержку Лукашанки были отмечены появлением флагов, украшенных георгиевской лентой, символом российского империализма, уходящего корнями в царскую историю, которого раньше избегали в Беларуси из-за его тесной связи с продолжающейся войной Кремля. на востоке Украины. Чиновники режима, в том числе Лукашенко, также начали клеймить протестующих как нацистов и фашистов.

Подобные обвинения в нацизме когда-то были опорой советской пропаганды. В последние годы они стали центральными в информационных атаках постсоветской России против несговорчивых соседей. Эти оскорбления коренятся в кремлевских искажениях, восходящих к Второй мировой войне. Когда немецкие войска двинулись на восток во время Второй мировой войны, они сначала возродили подавленные национальные символы пленных советских народов, таких как Беларусь и Украина. С тех пор Москва пытается использовать эту ассоциацию с нацистской оккупацией, чтобы дискредитировать борьбу за независимость в Украине, Беларуси и странах Балтии, назвав ее формой фашизма.

Такая тактика могла бы оказаться эффективной в предыдущие годы, но в сегодняшней Беларуси это уже не так. Эволюция новой белорусской национальной идентичности все более очевидна на протяжении последнего десятилетия, и события последних месяцев придали мощный импульс этому историческому процессу. Российская пропаганда в советском стиле все еще находит отклик в некоторых слоях белорусского общества, но события ее безнадежно затмили.

Этот сдвиг в идентичности неизбежно осложнит отношения между новой Беларусью и соседней Россией. Появление независимой белорусской национальной идентичности мешает Москве примириться с изменениями, происходящими в стране, которая остается центральной для России в видении ее наиболее жизненно важных национальных интересов.

Это не значит, что следует ожидать скорого вторжения русских. Кремль, похоже, извлек уроки из своих ошибок в Украине и предпочел бы не отталкивать другую «братскую нацию» посредством военной агрессии. Однако это означает, что можно ожидать, что Россия сохранит свою и без того значительную поддержку режима Лукашенко, которая в настоящее время включает в себя экономические, дипломатические и информационные компоненты, а также компоненты безопасности. Москва должна выиграть время и поддержать Лукашенко до тех пор, пока не будет найдена приемлемая альтернатива, которая позволит Кремлю избежать досадной неудачи глубоко внутри своей собственной традиционной сферы влияния.

В настоящее время у России относительно мало инструментов для противодействия национальному пробуждению Беларуси. С небольшим контингентом этнических русских в Беларуси мало возможностей для поддержки роста соперничающего нарратива, основанного на апелляциях к русской этнической принадлежности. Нет и очагов концентрированных пророссийских настроений, которые могли бы выполнять сепаратистскую функцию, как Крым или Донбасс в Украине. Вместо этого Кремль, скорее всего, будет полагаться на призывы к панславизму и православию.

Еще одной ключевой задачей будет преуменьшить или дискредитировать исторические связи Беларуси с Литвой и Польшей. Современная Россия не может конкурировать с очарованием западного мира, но ей нравится использовать общее прошлое, чтобы оправдать сохранение тесных связей с бывшими имперскими владениями, такими как Украина и Беларусь. Однако эти страны также имеют глубокие исторические связи с Центральной Европой, которые возникли еще до вмешательства России, и в целом о них вспоминают гораздо более благосклонно. «Цепь свободы» 23 августа, когда люди выстроились живой цепью от столицы Литвы Вильнюса до границы с Беларусью, была встречена в Москве с заметным раздражением.

С появлением независимой белорусской национальной идентичности мы вступаем в новый этап распада Советского Союза. Через тридцать лет после того, как империя официально распалась, солнце, возможно, наконец садится над последним оставшимся аванпостом советского авторитаризма в Центральной Европе. События в Беларуси остаются прекрасно сбалансированными, но уже сейчас ясно, что страна уже никогда не будет прежней. Последствия этого сдвига будут ощущаться во всем регионе и в конечном итоге могут ускорить последний акт распада Советского Союза внутри самой России.

Франак Вякорка, уроженец Минска, Беларусь, журналист и внештатный научный сотрудник Atlantic Council. Он пишет в Твиттере @franakviacorka.

Дальнейшее чтение

Мнения, выраженные в UkraineAlert, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают точку зрения Атлантического совета, его сотрудников или сторонников.

Подробнее из УкраиныAlert

UkraineAlert — это комплексное онлайн-издание, которое регулярно публикует новости и анализ событий в политике, экономике, гражданском обществе и культуре Украины.

Миссия Евразийского центра заключается в укреплении трансатлантического сотрудничества в продвижении стабильности, демократических ценностей и процветания в Евразии, от Восточной Европы и Турции на западе до Кавказа, России и Центральной Азии на востоке.

Узнать больше

поддержите нашу работу

Изображение: Толпы собираются в центре Минска 23 августа, поскольку протесты в поддержку демократии продолжаются по всей Беларуси. REUTERS/Stringer

советских символов в Литве | Настоящая Литва

0

Бурная история оккупации, геноцида и войн в Литве привела к тому, что некоторые символы в Литве стали считаться спорными или даже официально запрещенными.

Запрещенная в Литве символика (советская и нацистская)

Во-первых, в Литве запрещены коммунистическая и советская символы . Литва была оккупирована Советским Союзом и подверглась геноциду под его властью, и пока этот режим сохранялся, он навязал литовцам коммунистическую символику. Литовский триколор, герб и гимн были заменены новыми, богатыми советскими коммунистическими символами. В настоящее время все такие символы запрещены, в том числе и 9.0067 серп и молот , красная пятиконечная звезда , официальные символы Советского Союза , официальные символы Литовской ССР . Поскольку ни один из этих символов никогда не использовался для каких-либо других целей, кроме как для пропаганды коммунизма, нет «мейнстримного» оправдания их использованию вне фильмов или учебных материалов. Однако эти символы до сих пор можно увидеть на некоторых советских памятниках советским воинам. Вообще, это единственные советские памятники, которые (хотя и спорно) не снесли в Литве под тем предлогом, что они прославляют простых солдат, которые просто выполняли приказы, а не решили сами оккупировать Литву и убивать литовцев. Единственным исключением может быть красная звезда, которая может использоваться и допускается в некоммунистическом контексте.

Запрещенные советские символы серп и молот (вверху слева) и красная звезда (внизу слева) и их производные флаг Литовской ССР (вверху справа) и флаг Советского Союза (внизу справа)

Во-вторых, нацистские символы запрещены в Литве из-за того, что нацистская Германия убила большинство литовских евреев. В основном есть один такой запрещенный символ: свастика. Однако запрещена только нацистская свастика (т. Е. Свастика в красном круге или при использовании в нацистском контексте). Это потому, что в Литве свастика широко использовалась до нацистской оккупации и зарождения нацизма (аналогично тому, как она до сих пор используется в Индии, например). Свастику можно увидеть на некоторых до 19Литовские скульптуры 30-х годов, обложки книг, доисторические прибалтийские украшения. Для тех, кто мало знаком с местной культурой, даже такое использование свастики может вызвать сходство с нацизмом, однако многие местные жители стремятся вернуть свастику в том виде, в каком она использовалась до Второй мировой войны. Хотя свастика, которая использовалась исторически, очень похожа на нацистскую свастику (за исключением красного круга), в целях безопасности большинство современных пользователей свастики склонны больше стилизовать ее (например, заменять прямые линии изогнутыми линиями).

Три свастики. Вверху слева — нацистский, запрещенный в Литве. Вверху справа — доисторическое кольцо Балтийского моря в археологическом музее Кернаве. Хотя свастики могут выглядеть одинаково, контекст отличается, и такое традиционное использование защищается судами (например, изготовление копий традиционных балтийских украшений является законным). Тем не менее, чтобы не быть ошибочно обвиненными в нацизме, современные пользователи свастики часто существенно стилизуют ее, как на нижнем изображении современного лэнд-арта в музее балтийских языческих богов села Найсяй

Нацистский салют считается еще одним нацистским символом, однако только в нацистском контексте. Эта интерпретация имеет тенденцию быть более спокойной, чем в Великобритании и некоторых других западных странах. Литва была сбита с толку, когда литовские баскетбольные болельщики были арестованы во время Олимпийских игр 2012 года в Лондоне за «нацистское приветствие», хотя подобный жест часто используется для приветствия игроков на литовских аренах и в этом контексте ничем не отличается от поднятия двух рук. Например.

Несмотря на то, что коммунистическая и нацистская символика в настоящее время запрещена, этот запрет сам по себе вызывает споры. В либертарианские 1990-е в Литве не было запрещено никаких символов; значительное число людей считает, что свобода слова потребует отмены запретов. Однако, поскольку только некоторые очень мелкие маргинальные организации и продавцы сувениров в темном туризме на самом деле использовали бы эти символы, проблема остается в стороне от основного внимания и не выходит за рамки некоторых статей в СМИ.

В 2022 году в результате российского вторжения в Украину также были запрещены символы, связанные с современным российским империализмом. В том числе Георгиевская полоса . Этот символ иногда используют русские националисты для украшения своих автомобилей или одежды. Этот символ приобрел популярность и вызвал споры после вторжения России в Украину в 2015 году, когда он стал широко использоваться теми, кто поддерживал вторжение. Этнические литовцы часто считали того, кто носит георгиевскую полосу, предателем, но этот символ оставался законным до 2022 года. на Западе вызывает споры в Литве. В то время как некоторые люди в Литве считают гомосексуальные отношения неестественными, многие другие, которые возражают против радужного флага, на самом деле признают гомосексуализм. Однако, в отличие от Запада, где ЛГБТ было массовым движением, в Литве это движение, как правило, идет сверху вниз, финансируется и поддерживается различными западными институтами, которые выдвигают противоречивые требования (например, судебное преследование своих критиков за «разжигание ненависти» или увольнение их с работы). Таким образом, для некоторых радужный флаг стал символом ограничения свободы слова в Литве, навязывания Литве иностранных ценностей или просто переключения слишком большого внимания на вопросы, которые считаются «сравнительно менее важными в Литве» из-за тот факт, что Литва сталкивается со многими другими уникальными проблемами, связанными с ее советским прошлым (увеличение бедности, российская угроза, лидирующие в мире показатели самоубийств и алкоголизма и т. д.).

Человек с радужным флагом (слева) и георгиевской полосой (справа). Оба снимка были сделаны во время массовых мероприятий в Литве: радужный флаг используется в знак протеста против празднования Дня независимости Литвы (многие ЛГБТ-активисты в Литве видят в литовском патриотизме негативное препятствие для пропаганды западных ценностей), а георгиевская полоса

Сатанинские символы , такие как перевернутый крест , также являются спорными. Они используются некоторыми субкультурами, но подвергаются резкой критике со стороны христианских церквей и рассматриваются как доказательство «опасной принадлежности к культу» многими менее религиозными людьми. В конце концов, некоторые из наиболее известных случаев использования сатанинских символов связаны с вандализмом на кладбищах.

Также на грани допустимого находится лозунг Lietuva lietuviams (Литва для литовцев), поскольку некоторые посторонние склонны интерпретировать этот лозунг как предложение изгнания нелитовцев из Литвы. Однако на самом деле этот лозунг приобрел популярность во время оккупации Литвы и в целом означал, что политические решения в Литве должен принимать народ Литвы (а не какие-либо иностранные державы). Сегодня некоторые говорят, что этот лозунг устарел и его нельзя выкрикивать во время парадов в честь Дня независимости; другие утверждают, что это либо имеет историческое значение, либо нынешнее значение протеста против передачи все большего количества полномочий от демократически избранного литовского парламента институтам Европейского Союза.

В целом из-за меньшей «политкорректности» и более однородного общества в Литве, как правило, меньше противоречивых символов, слов и других вещей, чем в западных странах (а те, которые спорны, часто спорны только тогда, когда используются в определенные контексты).

Министерство обороны Литвы украшает этот символ, представляющий татарские (азиатские) глаза с 1990-х годов. В большинстве западных стран такой символ, вдохновленный расовыми чертами, был бы политически некорректным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *