Герусия — Русская историческая библиотека
Герусия, «совет старцев», коллегия из 30 человек, которой в спартанском государстве принадлежала высшая правительственная и судебная власть, первоначально была, вероятно, «советом старейшин», родоначальников. Спартанцы (как и все вообще дорийцы) делились на три колена (филы) – гиллеев, диманов и памфилов, а каждое из трёх этих колен – на 10 родов (об). Тридцать членов герусии первоначально были, вероятно, старейшины тридцати об. В исторические времена члены герусии, кроме царей, избирались народом; эти избираемые члены назывались геронтами («стариками»). Отсюда и слово «герусия» – «собрание старцев» или «собрание старейшин». Должность геронтов была пожизненная. В герусию могли выбираться только старики, имеющие не менее шестидесяти лет. К двум спартанским царям это не относилось; они были членами герусии по самому своему сану и были в ней представителями двух своих об, считавшихся самыми знатными. Цари были и председателями герусии.
В исторические времена все члены герусии избирались всем спартанским народом (полноправными гражданами, периэки и илоты в выборах геронтов не участвовали), а не каждый своей обой. Кандидаты один за другим шли через площадь народного собрания; народ выражал криком свое сочувствие проходящему; в особом помещении стояли несколько человек, которым не было видно, кто проходит. Они объявляли, в который раз крик был самый громкий, и членом герусии делался тот кандидат, при проходе которого был этот крик.
Власть герусии была очень велика; но верховная власть принадлежала народному собранию, которое в Древней Спарте называлось апеллой. Членами апеллы были все равноправные граждане, то есть все дорийцы, достигшие 30-летнего возраста. Народное собрание происходило в каждое полнолуние. Местом собрания была площадь между речкою Кнакием и мостом Бабикой. Председателями были цари. Они при этом производили военный смотр. Народное собрание выбирало геронтов и других сановников, решало все важные дела, объявляло войну, заключало мир и другие договоры. Ему предлагались на утверждение все важные решения герусии, и они получали силу закона только после его одобрения. Цари или замещавшие их лица объясняли дело народу, он принимал или отвергал решение герусии. Он выражал свое одобрение или неодобрение криком. Если было сомнительно, какие голоса образуют большинство, утвердительные или отрицательные, то народ расходился на две стороны, и сосчитывалось, на которой стороне большинство. Иноземные послы могли, с согласия герусии, сами излагать дело народу; кроме этого случая, право говорить в народном собрании принадлежало только председательствующим на нем; другие спартанцы не могли ни говорить речей, ни вносить предложений.
Герусия и апелла были естественным развитием политического устройства прежних, гомеровских времен. Права аристократии и народа постепенно расширялись. Прежнее монархическое полновластие ослабело после разделения в Спарте власти между двумя царями. После того, прежний обычай, по которому царь созывал вельмож для совещания о делах на пир во дворец, получил такой характер, что созывать членов герусии и подчиняться их мнению стало для царей обязанностью. Совет сделался самостоятельным правительственным учреждением. Прежде народное собрание (апелла) созывалось лишь для того, чтобы выслушивать намерения и решения царя; теперь оно само получило решающий дело голос.
Древняя Греция Афины Против Спарты Раскадровка по ru-examples
Древняя Греция Афины Против Спарты Раскадровка по ru-examples Создать РаскадровкуСкопируйте эту раскадровку
Посмотреть Этот Раскадровку как Слайд-шоу!
Создайте свой собственный! Копировать
Текст Раскадровки
- АФИНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
- АФИНЫ
- Совет 500
- СПАРТАНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
- СПАРТА
- Совет Старейшин
- Около 500 г. до н.э. Афины стали демократией, в которой всем свободным мужчинам старше 18 было разрешено быть гражданами и принимать участие в управлении государством, обсуждать вопросы и создавать законы. Было три компонента: собрание, совет и суды.
- АФИНСКАЯ ЭКОНОМИКА
- Сборка
- Суды
- Спартой управляла олигархия — правительство, которое находится в руках нескольких богатых и влиятельных людей. Их правители назывались Советом старейшин, в него входили два царя и 28 мужчин. У них также было собрание граждан мужского пола, но у них было мало власти.
- СПАРТАНСКАЯ ЭКОНОМИКА
- Сборка
- Поскольку земля в Афинах была недостаточно плодородной для экстенсивного земледелия, афиняне полагались на торговлю, чтобы удовлетворить свои потребности. Они обменивали оливковое масло, инжир, мед, сыр, духи и керамику на такие товары, как дерево из Италии и зерно, папирус и порабощенных людей из Египта. В качестве денег они использовали монеты из золота, серебра и бронзы.
- ОБРАЗОВАНИЕ В АФИНАХ
- Сама Спарта не производила достаточно еды для своего народа и препятствовала торговле, поэтому они полагались на завоевание других земель, чтобы обеспечить достаточное количество сельскохозяйственных товаров и услуг. Они заставляли жителей завоеванных земель давать им урожай, а также производить такие товары, как одежда, железные инструменты, оружие и керамика. В качестве денег они использовали тяжелые железные прутья.
- ОБРАЗОВАНИЕ В СПАРТЕ
- Афиняне верили в строгую тренировку ума и тела. Они вырастили мальчиков, чтобы они стали гражданами, обучая их в строгих школах чтению, письму, математике, музыке, борьбе и гимнастике. Молодые люди пошли на военную подготовку или публичные выступления и политику. Девочки не учились читать и писать, а вместо этого учились готовить, чистить и ткать ткани.
- ЖЕНЩИНЫ И ПОРАБАТЫЕ В АФИНАХ
- Спартанцы были суровы и воинственны.Bустрицы были образованы , чтобы читать и писать, но эти навыки не считались важными. Самым важным было сражение. Даже девушки прошли военную подготовку. Чтобы стать полноправным гражданином, им нужно было стать спартанским солдатом, пройдя тест на пригодность, военные и лидерские качества.
- ЖЕНЩИНЫ И ПОРАБАТЫЕ В СПАРТЕ
- Женщины не считались равными мужчинам и имели гораздо меньше прав. Они не могли участвовать в управлении государством, владеть собственностью или даже выбирать себе брак. Их работа заключалась в том, чтобы заботиться о доме и детях. Порабощенные люди не имели прав и выполняли важную работу в Афинах, такую как работа на фермах, фабриках, шахтах, дома и обучение.
- Спартанок учили быть здоровыми и сильными воинами государства и сражаться при необходимости. С порабощенными людьми в Спарте обращались крайне сурово. Они были пленниками завоеванных земель, и, чтобы подавить восстания, спартанцы были чрезвычайно жестокими, даже убивая, чтобы запугать.
Создано более 30 миллионов раскадровок
Культура в классической Спарте | Западная цивилизация
Цель обучения
- Понять основные характеристики общества Спарты
Ключевые моменты
- Спарта была олигархическим городом-государством, которым правили два наследственных короля, равных по власти.
- Спартанское общество в значительной степени было построено вокруг армии и военной подготовки.
- Жители классифицировались как спартиаты (спартанские граждане, пользующиеся полными правами), мотаки (неспартанцы, свободные люди, воспитанные как спартанцы), периикои (свободные, но неграждане жители) и илоты (казенные крепостные, часть порабощенное неспартанское, местное население).
- Спартанец начал военную подготовку в возрасте семи лет.
- В возрасте 20 лет спартиаты получали полное гражданство и присоединялись к сисситии .
- Илотам было предоставлено много привилегий по сравнению с порабощенным населением в других греческих городах-государствах.
- Численность илотов превосходила численность спартиатов и со временем росла, вызывая социальную напряженность.
- Женщины-спартанки пользовались статусом, властью и уважением, которым не было равных в остальном классическом мире.
Термины
Эфоры
Эфоры были древними спартанскими чиновниками, которые делили власть с наследственными царями. Ежегодно избирались пять человек для присяги от имени города, тогда как короли служили всю жизнь и присягали только от своего имени.
герусия
Герусия представляла собой совет спартанских старейшин, состоявший из мужчин старше 60 лет, которые избирались пожизненно и обычно были членами одного из двух царских дворов.
Делфи
Знаменитое древнее святилище, служившее резиденцией оракула, совещавшегося при принятии важных решений в древнем классическом мире.
Спарта функционировала при олигархии. Государством управляли два наследственных царя из родов Агиад и Еврипонтидов, оба якобы потомки Геракла, и равные по власти, так что никто не мог действовать против власти и политических постановлений своего коллеги. Обязанности королей носили религиозный, судебный и военный характер. Они были главными жрецами государства и поддерживали связь с Дельфами, святилищем, имевшим большой авторитет в спартанской политике.
К 450 г. до н. э. судебная власть королей была ограничена делами, касающимися наследниц, усыновлений и дорог общего пользования. Со временем королевские прерогативы были еще больше урезаны, пока, помимо службы в качестве военных генералов, короли не стали просто подставными лицами. Например, со времен греко-персидских войн цари лишились права объявлять войну и находились в полевых условиях под слежкой двух чиновников, известных как эфоров . Эфоры также вытеснили руководство королей в сфере внешней политики. Гражданские и уголовные дела также рассматривались
Спартанское общество, уникальное по своей социальной системе в Древней Греции, было полностью сосредоточено на военной подготовке и мастерстве. Его жители классифицировались как спартиаты (спартанские граждане, пользующиеся полными правами), мотаки (неспартанцы, свободные люди, воспитанные как спартанцы), периикои (свободные, но неграждане жители) и илоты (государственные крепостные, часть порабощенное, неспартанское, местное население).
Структура спартанского общества. Спартанское общество было строго регламентировано, с четко очерченной классовой системой.
Мужчины-спартанцы начали военную подготовку в возрасте семи лет. Обучение было разработано для поощрения дисциплины и физической выносливости, а также для подчеркивания важности спартанского государства. Обычно только мужчины, которые должны были стать спартиатами, проходили военную подготовку, хотя из этого правила существовало два исключения. Trophimoi , или «приемные сыновья», из других греческих городов-государств были допущены к обучению в качестве иностранных студентов. Например, афинский полководец Ксенофонт отправил двух своих сыновей в Спарту в качестве трофимы . Кроме того, сыновья илота могли зарегистрироваться как синтрофос , если спартиат официально усыновил его и заплатил за него. Если синтрофос
Мальчики, прошедшие обучение, жили в общих столовых и, по словам Ксенофонта, сыновья которых посещали agoge , мальчиков кормили «именно столько, сколько нужно, чтобы они никогда не становились вялыми из-за того, что были слишком сытыми, а также давали им почувствовать, что значит не наесться». Помимо физической подготовки и обучения обращению с оружием, мальчики обучались чтению, письму, музыке и танцам. Специальные наказания вводились, если мальчики недостаточно лаконично (т. е. кратко и остроумно) отвечали на вопросы.
В возрасте 20 лет гражданин Спарты начал свое членство в одной из syssitia (столовых или клубов), которые состояли примерно из 15 членов каждый и были обязательными. Здесь каждая группа научилась сближаться и полагаться друг на друга. Спартанцы не имели права избираться на государственные должности до 30 лет. Только коренные спартанцы считались полноправными гражданами и были обязаны проходить военную подготовку в соответствии с законом, а также участвовать и вносить финансовый вклад в одну из сиссития .
Спартиаты фактически составляли меньшинство в Спарте, а илоты составляли самый многочисленный класс жителей города-государства. Илоты изначально были свободными греками, которых спартанцы победили в битве, а впоследствии поработили. В отличие от населения, завоеванного другими греческими городами, мужское население илотов не было истреблено, а женщины и дети не рассматривались как движимое имущество. Вместо этого илоты получили подчиненное положение в спартанском обществе, более сравнимое с крепостными средневековой Европы. Хотя илоты не имели права голоса, в остальном они пользовались относительно привилегированным положением по сравнению с рабским населением в других греческих городах-государствах.
Спартанский поэт Тиртай сообщает, что илотам было разрешено жениться и оставлять себе половину плодов своего труда. Им также были разрешены религиозные свободы, и они могли владеть ограниченным количеством личного имущества. До 6000 илотов накопили достаточно богатства, чтобы купить себе свободу в 227 г. до н. э.
Поскольку спартиаты были полноценными солдатами, ручной труд выпал на долю илотов, которые работали неквалифицированными крепостными, возделывая спартанскую землю или сопровождая спартанскую армию в качестве некомбатантов. Женщин-илотов часто использовали в качестве кормилиц.
Отношения между илотами и их спартанскими хозяевами часто были натянутыми, и есть свидетельства того, что по крайней мере одно восстание илотов произошло около 465-460 гг. до н.э. Многие историки утверждают, что, поскольку илотам были разрешены такие привилегии, как содержание семьи и родственных групп и владение собственностью, они могли лучше сохранять свою идентичность как покоренный народ и, таким образом, более эффективно организовывали восстания. Со временем население спартиатов продолжало сокращаться, а население илотов росло, а дисбаланс сил усугублял уже существовавшую напряженность.
Женщины-спартанки пользовались статусом, властью и уважением, которым не было равных в остальном классическом мире. Более высокий статус женщин в спартанском обществе начинался с рождения. В отличие от Афин, спартанских девушек кормили той же едой, что и их братьев. Они также не были прикованы к отцовскому дому, им не мешали заниматься физическими упражнениями или дышать свежим воздухом. Спартанки даже соревновались в спорте. Что наиболее важно, вместо того, чтобы выходить замуж в возрасте 12 или 13 лет, спартанский закон запрещал выдавать замуж девушку, пока она не достигла позднего подросткового возраста или 20-летнего возраста. Причины отсрочки вступления в брак заключались в том, чтобы обеспечить рождение здоровых детей, но в результате спартанские женщины избавились от опасностей и длительного ущерба для здоровья, связанных с беременностью среди подростков.