АФИНЫ ДРЕВНИЕ • Большая российская энциклопедия
АФИ́НЫ ДРЕ́ВНИЕ (греч. ’Αϑῆναι), др.-греч. город-государство (полис) в Аттике, в вост. части Средней Греции. В центре Афинской равнины возвышается скалистый холм – афинский Акрополь, с запада имеющий пологий склон. Свидетельства древнейшего обитания на Акрополе датируются концом неолита. В сер. 3–2-го тыс. до н. э. эта территория входила в ареал распространения эгейской культуры (крито-микенской; ахейской), расцвет которой относят к 15–13 вв. На укреплённом Акрополе находился дворец царя. Основателем царской династии считали легендарного Кекропа. Во время переселения дорийцев (12 в. до н. э.), когда ими были заняты земли в Средней и Южной Греции, только А. Д. смогли сохранить независимость; сюда бежали из побеждённых дорийцами ахейских государств Пелопоннеса. Под влиянием угрозы вторжения дорийцев произошло объединение Аттики вокруг А. Д., которое связано в легендах с именем царя Тесея (ок. 13 в.). После падения царской власти господство перешло в руки эвпатридов (родовой знати), которые захватили мн. земли своих соплеменников, оказавшихся от них в зависимости. Афинянами управляла коллегия правителей, состоявшая из 9 архонтов, избиравшихся из эвпатридов. Древний совет старейшин был преобразован в Совет ареопага. Рождение полиса в А. Д. происходило путём постепенной трансформации родовых учреждений. Первый записанный свод афинских законов, осуществлённый архонтом Драконтом в 621 до н. э., способствовал уничтожению родового строя. Формирование демократич. полиса в А. Д. в большой мере произошло благодаря реформам Солона и, позднее, Клисфена, обусловленным острым кризисом. «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная» – так характеризовал обстановку того периода Аристотель.
Солон в 594–593 до н. э. осуществил широкую программу социально-экономич. и политич. преобразований. Были кассированы все долги, сделанные под заклад земли (сисахфия, т. е. «стряхивание бремени»), и запрещено долговое рабство. Но демос не добился передела земли. Всё население Солон разделил на четыре разряда в зависимости от величины дохода, определявшей объём политич. прав и обязанностей члена каждого разряда, т. е. ввёл имущественный ценз. Реформы Солона привели к активизации экклесии (нар. собрания). Для лучшей организации его работы Солон учредил Совет из 400 чел., что ограничило функции Совета ареопага. Новым гос. институтом стала гелиэя (суд присяжных) – самый демократич. орган, т. к. в него могли входить граждане всех разрядов, включая бедняков – членов 4-го разряда (фетов). Ок. 560 в А. Д. установилась тирания Писистрата, проводившего реформы в интересах торгово-ремесленных слоёв демоса и крестьянства.
При нём велось большое обществ. строительство (в т. ч. храмов, рынка, водопровода и др.). Успешной была внешняя политика Писистрата, в результате которой А. Д. стали играть заметную роль в междунар. отношениях: распространили своё влияние на ряд островов Эгейского м., укрепились на обоих берегах Геллеспонта (Дарданелл), что способствовало развитию торговли. Вместе с тем правление Писистрата, а затем его сыновей (Писистратидов) характеризовалось ростом авторитаризма, что вызывало недовольство в обществе.
Свергнув тиранию Писистратидов в 510 до н. э., Клисфен ввёл новое адм. деление Аттики, распределив всех граждан по десяти территориальным филам, не имевшим никакого отношения к прежним родовым округам. Реформа фил легла в основу создания Совета 500 (вместо Совета 400), компетенции которого были расширены. Одновременно учреждением остракизма была поставлена преграда непомерному возвышению отд. политиков, а тем самым и возможности возрождения тирании. Реформы Клисфена завершили формирование демократич. государства. К кон. 6 в. до н. э. А. Д. превратились в крупный торгово-ремесленный центр.
В нач. 5 в. до н. э. А. Д. возглавили сопротивление греч. полисов против персов (греко-персидские войны 500–449 до н. э.), одержав победу в знаменитой битве при Марафоне в 490. Однако в 480 персы захватили А. Д., сожгли и разграбили город. Между тем по инициативе Фемистокла был построен сильный флот, а благодаря самому Фемистоклу греки разбили перс. флот при Саламине в 480. В 479 сухопутное войско персов было разгромлено при Платеях. А. Д., в отличие от Спарты, выступили за продолжение войны вплоть до освобождения малоазийских греков. Полисы, решившие продолжать войну, в 478 учредили морской союз – Делосский союз (позднее Афинский морской союз), который возглавили А. Д. – наиболее мощный среди союзников полис, обладавший самым значит. флотом. На 2-м этапе греко-персидских войн руководство борьбой с персами осуществляли А. Д., которые вели наступательные действия и вышли из войны сильнейшим морским государством Греции. В руках афинян оказались огромные средства союзной казны, а взносы союзников превратились в ежегодную подать. Цель, ради которой создавался Делосский союз, была достигнута – началось создание Афинской морской державы (Афинской архе), попытки выхода из которой подавлялась силой оружия (восстания на Фасосе, Самосе, Лесбосе).
Наивысший подъём А. Д. приходится на т. н. пентеконтаэтию – 50-летний период от битвы при Платеях в 479 до начала Пелопоннесской войны 431–404 до н. э. Важным этапом в развитии демократии в А. Д. стала деятельность Фемистокла, т. к. реализация его морской программы поднимала значение низших, беднейших слоёв афинской гражд. общины. В 462 по инициативе демократа Эфиальта ареопаг был лишён политич. функций, которые были переданы экклесии и гелиэе. Вскоре вождём демократов стал Перикл, с именем которого связан расцвет А. Д. Перикл стремился к тому, чтобы демократия была реальной, обеспечивая всем гражданам участие в политич. жизни полиса. Для этого была введена оплата должностей судей, а позднее – членов Совета 500, участие в заседаниях экклесии и др. В А. Д. велось грандиозное строительство, которое также давало средства для жизни многим беднякам. При Перикле началось выведение малоземельных и безземельных граждан на земли ряда союзных полисов, где создавались военно-земледельч. колонии (клерухии).
Политич. система, которая существовала в А. Д., определяется как «прямая демократия» (в отличие от «представительной демократии» Новейшего времени). Суть её состояла в суверенитете нар. собрания – совокупности граждан, которым принадлежала вся полнота верховной законодательной, исполнительной и судебной власти. Эффективность деятельности нар. собрания обеспечивалась как тем, что экклесия заседала регулярно (до 40 раз в год), так и принципом исегории – правом каждого гражданина на выступление в экклесии, настоящей свободой слова. Важнейшей функцией Совета 500 (буле) была подготовка вопросов для обсуждения нар. собранием. Совет решал все вопросы в промежутках между созывами экклесии и следил за исполнением принятых решений, поэтому он заседал ежедневно. Буле делилось на 10 частей, дежуривших поочерёдно. Большую роль в политич. жизни А. Д. играл суд, состоявший из 6 тыс. граждан. Для системы управления характерно большое число магистратур, чем достигалось максимальное привлечение граждан к управлению полисом.
Афинская демократия – выдающееся явление в истории человечества. Впервые не только появляются сами понятия «демократия» («народоправство»), «гражданин», но эта система последовательно проводится в жизнь. Вместе с тем этот самый передовой для того времени строй был демократией для меньшинства, т. к. распространялся только на граждан полиса. Политич. правами не пользовались женщины, их не имели ни переселенцы из др. городов (метеки), ни рабы.
Пелопоннесская война (431–404 до н. э.) охватила практически всю Грецию, разделив страну на два враждебных лагеря: во главе одного стояла Спарта, другого – А. Д. Война, которую А. Д. проиграли, потребовала от соперников напряжения всех сил и привела к огромным потерям, ожесточение приобрело невиданный ранее характер.
Гегемония Спарты, установленная в результате её победы в Пелопоннесской войне, продолжалась недолго. Уже в 403 в А. Д. произошла реставрация прежнего демократич. строя, а в нач. 4 в. им удалось восстановить свой флот и укрепления вокруг города, срытые по условиям капитуляции 404. Вскоре против Спарты была создана коалиция полисов, которые вместе с А. Д. начали воен. действия против спартанцев (Коринфская война 395–387 до н. э.). В 378, воспользовавшись ослаблением Спарты, А. Д. организовали новый морской союз. Он создавался на основе равноправия и сохранения свободы и автономии каждого полиса. В то же время признавался приоритет А. Д. и оговаривались возможные нарушения автономии афинской стороной. Используя средства союзников, А. Д. значительно увеличили свой флот. Со временем союз постепенно видоизменился, попав под гегемонию А. Д. В результате войны (357–355) А. Д. вынуждены были признать независимость многих союзных государств.
В этот период всё большее влияние на греч. политику стал оказывать макед. царь Филипп II. В А. Д. чётко обозначились две группировки – антимакедонская, возглавляемая оратором Демосфеном, и промакедонская. Благодаря энергичным действиям Демосфена и его сторонников сформировалась антимакедонская коалиция полисов во главе с А. Д. Решительное сражение произошло в 338 при Херонее (в Беотии), в котором победил Филипп. Афиняне ожидали нападения на город, однако Филипп не пошёл на А. Д., заключив с ними союз. В годы вост. похода Александра Македонского А. Д. не примкнули к выступлению спартанского царя Агиса III, поднявшего часть городов на борьбу с Македонией. Но при известии о смерти Александра Греция восстала, и руководящую роль в войне взяли на себя А. Д.: началась Ламийская война (323–322), в которой греки потерпели поражение. А. Д. утратили независимость и подпали под контроль Македонии. На 10 лет (317–307) здесь утвердился олигархич. режим во главе с Деметрием Фалерским.
В эпоху эллинизма А. Д. играли незначительную роль в междунар. отношениях. Тяготясь зависимостью от Македонии, они в союзе с др. полисами предприняли неудачную войну (Хремонидова война 267–261 до н. э., названная по имени афинского полководца Хремонида) с макед. царём Антигоном II Гонатом. Борьба А. Д. с Македонией продолжалась с переменным успехом до кон. 3 в. до н. э. Были кратковременные периоды, когда А. Д. удавалось добиваться относительной независимости. Складывавшаяся вовне ситуация не побуждала их активно участвовать в событиях, развёртывавшихся за пределами Аттики, но в кон. 3 в. до н. э. обстановка изменилась – в дела Греции начала вмешиваться Рим. республика, и А. Д. встали на её сторону. 2 – нач. 1 вв. до н. э. характеризуются ухудшением экономич. состояния Аттики. В кон. 2 в. её потрясли два восстания рабов. В 168 до н. э. макед. царь Персей был разбит римлянами в битве при Пидне, в 148 Македония объявлена рим. провинцией. После поражения греков на Истме в 146 греч. города были поставлены под контроль наместника Македонии, и лишь Афины и Спарта считались союзными с Римом городами.
В 86 до н. э., во время войны Рима с понтийским царём Митридатом VI, А. Д. восстали против римского владычества. После прибытия на Балканы рим. полководца Суллы город был осаждён и штурмом взят рим. войсками. Многие произведения искусства были уничтожены в ходе боёв, другие увезены в Италию как добыча. В руки победителей попала огромная масса драгоценного металла. В 27 до н. э., после образования новой провинции Ахайя, А. Д. сохранили свой статус союзного города, они пользовались самоуправлением и не платили налог. Их гос. устройство, несмотря на внешне демократич. характер, не препятствовало фактическому господству олигархов.
Слава А. Д. и филэллинская политика рим. императоров способствовали сохранению значения А. Д. как одного из крупнейших культурных центров и в период их политич. и социально-экономич. упадка. Они по-прежнему считались средоточием наук и искусств. Культурное значение А. Д. усилилось после того, как имп. Адриан организовал здесь кафедру риторики, содержавшуюся на гос. счёт, а Марк Аврелий выделил по отд. кафедре каждой из классич. филос. систем. А. Д. привлекали многих состоятельных иноземцев, сюда стремились и греки, и римляне для завершения филос. образования. А. Д. представляли собой своего рода музей древних памятников, куда прибывали туристы со всей империи. Это обстоятельство имело положительное влияние на хозяйств. жизнь города, давая средства к существованию некоторой части люмпенов и способствуя относительно благоприятному положению пригородного сельского хозяйства.
С 3 в. н. э., когда Балканская Греция подвергалась вторжениям варваров, А. Д. пришли в упадок. В 7 в., после утраты Визант. империей почти всех внешних владений, А. Д. сохранили значение как важный опорный пункт визант. влияния на Балканах.
Афины и Спарта. Афинская демократия 10 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Полисный период развития Греции
Данный урок продолжает знакомство с Древнегреческой цивилизацией. В архаическую эпоху в Греции основной формой политического устройства становится полис. Напомним, что полисный этап включает в себя гомеровский период, который был рассмотрен на прошлом уроке, архаический и классический периоды в истории Древней Греции. Полис – это понятие многозначное. Во-первых, полис – это город-государство (то есть город и сельскохозяйственная округа). Большинство жителей полиса проживало в городе, а в сельской округе имело земельный надел, который обрабатывало). Во-вторых, полис – это античная гражданская община. Это понятие предполагает, что все свободные коренные жители этого города являлись его гражданами и могли принимать участие в управлении этим городом-государством. В каждом греческом полисе главным органом власти было народное собрание (рис. 1), которое в каждом полисе могло называться по-разному. Однако это совершенно не означало, что в полисе не было официальных чиновников. Как правило, чиновники избирались членами народного собрания и перед ним отчитывались.
Рис. 1. Народное собрание в Афинах (Источник)
Количество древнегреческих полисов до сегодняшнего дня окончательно неизвестно. Можно предполагать, что их было не менее 100. Однако не стоит забывать, что эти города-государства были очень небольшими. Стандартная площадь такого полиса включала около 100 кв. км, а население – примерно 5, 10, максимум 12 тысяч человек. Самый маленький полис, который нам известен, насчитывал всего 800 человек. Двумя самыми крупными греческими полисами были Афины и Спарта.
Территория Спарты в период ее максимального расцвета достигала 8400 кв. км. На территории Спарты можно было разместить 84 обычных полиса. Население Спарты определяется в 240–250 тысяч человек.
Афины были меньше, чем Спарта, в несколько раз. Площадь ее составляла около 2700 кв. км. Население Афин определяется в 200–220 тысяч человек, хотя, конечно же, точными данными история не располагает.
Небольшие греческие полисы постоянно сталкивались с проблемой перенаселения. На протяжении всей архаической эпохи с середины VIII до конца VI в. до н. э. идет процесс, известный как Великая Греческая колонизация (рис. 2). Греческие города выводят многочисленные колонии на другие территории в бассейне Средиземного и Черного морей. Только крупных таких колоний было выведено около 200 штук. Их население по численности приближалось к территории материковой Греции. За время архаического периода население греческих городов удвоилось. Люди, которым не хватало земли, должны были уезжать в колонии. Колоний было настолько много, что территория Южной Италии даже получила название Великая Греция, поскольку греков там проживало чуть ли не больше, чем на территории самой Греции, а количество городов там составляло несколько десятков.
Рис. 2. Великая Греческая колонизация (Источник)
Некоторые из греческих колоний существуют до настоящего времени. Например, колония Массилия (Массалия) – это нынешний Марсель на территории Франции, Сиракуза находится на территории Италии, Неаполь тоже имеет греческое название. Если говорить о греческих колониях на территории России, то некоторые из этих городов существуют до сегодняшнего дня. Например, Феодосия, Евпатория, на месте Севастополя существовала колония Херсонес, а на месте Анапы – колония Горгиппия.
Однако эти колонии были лишь временным выходом из ситуации. Те города, которые особенно активно сталкивались с перенаселением, вводили больше колоний. Были города, которые решали проблему иным способом: искали новые источники сырья и новые рынки сбыта. Именно благодаря этому в Греции совершаются многочисленные шаги на пути создания единого пространства по обмену товарами и сырьем.
Греческий полис Спарта
Спарта считается более древним полисом, чем Афины. Она возникла в IX, возможно, в X веке до н. э. Спартанцы были дорийцами, их предки пришли на территорию Древней Греции с севера и принесли с собой искусство выплавки железа. Особый характер положения Спарты среди других греческих городов был обусловлен тем, что Спарта долго сохраняла свой архаичный общественный строй. Например, царская власть в других греческих городах была только в ранней древности, а спартанцы царскую власть сохранили до самого конца независимого существования Спарты. В Спарте была не монархия, а диархия, там одновременно правили 2 царя. Такая форма правления характерна для некоторых народов, которые находятся в процессе перехода от первобытности к классовому обществу. В Спарте этот процесс затянулся.
Спартанскую общину называли общиной равных: все должны были быть равны как с политической, так и с экономической точки зрения, но речь шла только о гражданах. Была единая мода, единая форма бороды и усов, единая форма причесок, а также пищу все принимали вместе, проводились так называемые совместные трапезы.
Такая система общественного устройства была ориентирована, главным образом, на войну (рис. 3). Спартанских детей воспитывали так, чтобы из них получались настоящие воины. Существует легенда, что мальчиков, которые были слабыми, в младенчестве сбрасывали с высокой скалы. Но возможно, что это просто легенда, иначе в Спарте бы не осталось детей. Спартанских детей учили выносливости, силе, умению сражаться. Все испытания были ориентированы на то, чтобы юноши в последствие стали воинами и принесли Спарте славу.
Рис. 3. Спартанский воин (Источник)
Отсталый характер общественного строя Спарты, по сравнению с другими греческими городами, проявлялся в характере, в котором в Спарте проявлялось рабство. Рабство было и в других греческих полисах, но там рабство носило индивидуальный характер (каждый раб принадлежал одному человеку и подчинялся только ему). В Спарте рабство было коллективным. Коллективные рабы, которых называли илотами, принадлежали всей спартанской общине в целом. Илоты в основном занимались земледелием. Такой строй в Древней Спарте вызывал недоумение у современников Спарты, у греков из других полисов, которые жили в V–VI вв. до н. э.
Именно в это время, хотя историки считают, что еще раньше, в Спарте возникла легенда о царе Ликурге (рис. 4). Историчность этого царя ставится под сомнение историками даже в наши дни. Существовал он или нет, до сих пор не ясно. Считалось, что он провел в Спарте серию реформ для того, чтобы закрепить в Спарте такой строй. Именно он ввел в Спарте единую моду, единые трапезы и спартанскую систему воспитания, создал систему управления, которая просуществовала в Спарте до самого конца ее независимой истории. Считается, что именно Ликург приказал спартанцам отказаться от золотых и серебряных монет и использовать монеты железные. Железных монет у них не было, а обмен происходил с помощью оболы, что в переводе с греческого означает «палка, вертел». Это были большие железные прутья, от которых отламывался кусок в соответствии с ценой того или иного товара.
Рис. 4. Ликург (Источник)
Греческий полис Афины
Афины с самого начала называли себя не аграрным, а торгово-ремесленным полисом. В Афинах с самого начала хорошо развивалось ремесло, земледелие и торговля. Именно поэтому Афины сразу стали местом притяжения людей из разных греческих областей. Возникновение этого полиса связывают с именем героя Тесея, который был основателем этого города. Фигура Тесея остается легендарной, а другие афинские политические деятели носили исторический характер. Например, в конце VII в. до н. э. в Афинах правил архонт Драконт (архонтами называли высших государственных чиновников). Драконт принял систему правовых норм – законы Драконта. Из них до нас дошел только один. Говорят о том, что он приказал подвергать смертной казни человека, который совершит любое, даже самое незначительное преступление, в первую очередь преступление против собственности. Задача, которая стояла перед Драконтом, заключалась в том, чтобы создать в городе институт частной собственности. Неизвестно, как часто применялся закон Драконта о смертной казни, но после этого закона в Афинах возникает институт частной собственности.
Еще одной важнейшей задачей правителей Афин была борьба с родовой аристократией. Было сложно добиться того, чтобы все люди принимали участие в управлении государством. На борьбу с родовой аристократией и создание демократической системы управления были направлены реформы двух крупных законодателей Афин VI века до н. э. – Солона и Клисфена (рис. 5). В ходе реформ Клисфена, которые проводились в конце VI в. до н. э., был введен такой политический порядок, как остракизм – политическая процедура, в рамках которой лица, представлявшие опасность для Афинского государства, изгонялись из страны сроком на 10 лет. Для того чтобы эта процедура осуществилась, необходимо было набрать 6000 черепков, на которых было бы написано его имя, как человека, угрожающего стабильности и безопасности Афин. Такие черепки по-гречески назывались «острака», отсюда и название – остракизм.
Рис. 5. Бюст Клисфена (Источник)
Несмотря на все противоречия, существовавшие между Спартой и Афинами, им пришлось объединить свои усилия в самом начале V века до н. э. Это было связано с тем, что Персидская империя расширилась до границ с Грецией и теперь представляла угрозу независимости греческих городов-государств. Все греческие города должны были объединиться против столь серьезной угрозы.
Период греко-персидских войн
Эта эпоха получала название греко-персидских войн. Речь шла о целой серии военных столкновений, которые происходили между 500–449 гг. до н. э. Начались эти войны с Милетского восстания. Греческий город Милет, находившийся на западном побережье Малой Азии, восстал против персидского владычества. Воспользовавшись тем, что персидской армии на западных рубежах державы не было, милетцы подняли восстание. Милетцы сумели собрать войско и напасть на персидскую столицу – город Сарды. Когда милетцы поняли, что персы стремятся подавить это восстание, то они прибегнули к помощи других греческих городов. Они отправили туда послов с просьбой предоставить им военную помощь. Но греческие города не хотели помогать Милету. Они понимали, что военные столкновения между греками и персами не могут закончиться в пользу греков. Персидская армия была намного больше, и справиться с персидским флотом для греков было затруднительно. В итоге помощь Милету прислали только 2 греческих города – Афины и Ирифы.
Однако помощь была очень небольшой, и серьезного значения она не имела. Разумеется, восстание было подавлено, а те корабли, которые прислали Афины, послужило поводом для нападения на греческие государства.
Первый поход персов на территорию Греции был предпринят в 492 году до н. э. Войско возглавлял советник Мардоний. Поход закончился ничем, так как природа помешала добраться персам даже до Средней Греции. Когда персидский флот двинулся вдоль мыса Афон, вдруг налетел ветер и разметал персидские корабли. Армия, стоявшая на берегу, ничем не могла помочь персидскому флоту. Им пришлось возвращаться назад.
Греки восприняли катастрофу при мысе Афон как божественную волю. Персы сделали из этого выводы, и, когда в следующий раз персидский флот отправился вдоль греческих берегов, по полуострову Афон был простроен канал, который помог бы персидским кораблям перебраться через этот мыс.
Следующий поход на Грецию был предпринят в 490 году до н. э. Царь Дарий отправил войско под командованием полководцев Датиса и Артаферна. Мощный персидский флот приблизился в Греции и напал на город Ирифы. После того как Ирифы были уничтожены, персы решили захватить Афины и высадились на побережье Аттики. Именно здесь 12 сентября 490 года до н. э. состоялась знаменитая Марафонская битва (рис. 6). Битва окончилась поражением персов.
Рис. 6. Карта Марафонской битвы, 490 год до н. э. (Источник)
В 480 году до н. э. в Грецию свои войска привел царь Ксеркс. Огромная армия персов вторглась на территорию средней Греции. Греки объединились для того, чтобы противостоять этому вторжению. В историю вошло сражение у Фермопильского ущелья, которое предприняла спартанская армия. Спартанцам сначала удавалось удерживать персов в этом узком ущелье, которое представляло собой единственную дорогу из средней Греции на юг. Но персам удалось справиться с этим отрядом. По легенде, среди греков нашелся предатель, который провел персов обходной тропой.
Также известно еще одно сражение 480 года до н. э. – Саламинское морское сражение (рис. 7). Войско персов к этому времени уже заняло город Афины. Жители Афин были эвакуированы на остров Саламин, который находился на расстоянии нескольких километров от афинского порта Пирея. Сюда подошел и персидский флот. Именно здесь, в бухте Афин, состоялась знаменитая битва. Греки обладали гораздо меньшими силами, чем персы. У них было меньше кораблей, а также менее численное войско. Но на стороне греков был патриотизм. Жители Афин, стоя на острове Саламин и видя, как догорает их город – ведь персы подожгли Афины – понимали, что, если они не победят, Афины существовать больше не будут.
Рис. 7. Саламинское морское сражение, 480 год до н. э. (Источник)
Благодаря патриотизму и тому, что афиняне лучше знали свою бухту, а персидские мощные корабли были малоповоротливы, афинянам удалось одержать победу в этом сражении. В 479 году до н. э. персы были вновь разгромлены в сражении при Платеях на территории полиса Биотия.
После этого сражения греко-персидские войны еще продолжались. Но на территории самой материковой Греции они уже не шли. В 449 году до н. э. был подписан Каллиев мир, который закрепил окончание греко-персидских войн. Формально эти войны закончились вничью. Персы обещали не вмешиваться в греческие дела, а греки – в персидские. Но фактически это было поражение персов. Для Персидской империи победа в этой войне была очень важна. Персы нуждались в новых землях и богатствах, для того чтобы содержать огромную армию и такой же большой чиновничий аппарат. Не получив всего этого, Персидская держава вступила в полосу упадка.
Эпоха расцвета афинской демократии
Период стабильного развития греческих государств, начавшийся после того, как были завершены греко-персидские войны, был очень недолгим. Этот период вошел в историю как эпоха расцвета афинской демократии. Однако только небольшая часть людей, живших в Афинах, являлась гражданами и могла оказывать влияние на политическую борьбу в этом городе. Считается, что рабы в Афинах составляли как минимум половину населения города. Немалую часть населения составляли метеки – приезжие, которые не имели гражданских прав и не могли принимать участие в управлении государством. Также из числа граждан нужно было вычесть женщин, поскольку они не обладали политическими правами в Греции. Дети также составляли немалую часть населения Афин, и их участие в политической жизни было исключено. Поэтому из 200–220 тысяч жителей города Афины гражданами, принимавшими участие в политической борьбе в Афинах, могли являться только 10–15 тысяч человек.
Народное собрание в Афинах представляло собой интересы только очень небольшой части населения города. Оно собиралось регулярно: каждые 9 дней на рыночной площади, которая называлась агора. Народное собрание избирало многочисленных чиновников, которые должны были следить за порядком в городе. Люди, следившие за санитарным состоянием в городе, назывались астиномы. Чиновники, проверявшие соблюдение правил торговли, назывались агораномы. Были стратеги – военачальники, а также флотоводцы – навархи, чиновники, следившие за правильностью мер и весов – метрономы.
В Афинах существовали и постоянные органы управления, такие как ареопаг (совет старейшин) и совет пятисот, в который выбирали жителей из разных районов полиса Афины. Совет пятисот представлял собой своеобразный парламент и заседать мог гораздо чаще, чем народное собрание.
Такой расцвет афинской демократии во многом связан с победами в греко-персидских войнах. Именно Афины получили от этой войны максимальные преимущества. Был создан афинский морской союз, в рамках которого смогли принудить своих прежних союзников по греко-персидским войнам к подчинению афинской политической линии.
Однако такой процесс расцвета оказался недолгим. Греция вступает в новый кризис. Дало себя знать противоречие между Афинами и Спартой. Афины считали себя не только главным торгово-ремесленным полисом Греции, но они также считали, что именно Афинам должна принадлежать ведущая роль в политике всех греческих государств. Спарта была с этим не согласна. Такой позиции Афины были обязаны своему стратегу Периклу (рис. 8), который руководил городом на протяжении 15 лет.
Рис. 8. Перикл (Источник)
Пелопонесская война между Афинами и Спартой
В период с 431 по 404 гг. до н. э. в Греции шла война между Афинами и Спартой, вошедшая в историю как Пелопонесская война. Афины в этой войне проиграли. Спарта была гораздо слабее, чем Афины, с экономической точки зрения. Но вот армия Спарты была гораздо сильнее. Афины тяжело переживали свое поражение, затем начался период их упадка. Для Спарты этот момент тоже оказался негативным. После поражения Афин в Пелопонесской войне в 404 году до н. э. Греция вступила в полосу кризиса.
Список литературы
- Андреев Ю.
В. Архаическая Спарта. Искусство и политика. – СПб., 2008.
- Волобуев О.В., Пономарев М.В. Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.
- Вэрри Дж. Войны античности от греко-персидских войн до падения Рима. – М.: Эксмо, 2009.
- Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики. – Гуманитарная Академия, 2002.
- Картледж П. Спартанцы: Герои изменившие ход истории; Фермопилы: Битва, изменившая ход истории. – М.: Эксмо, 2009.
- В.С. Сергеев. История Древней Греции. – СПб, «Полигон», 2002.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- Интернет портал «Historic.ru» (Источник)
- Интернет портал «Fb.ru» (Источник)
- Интернет портал «Factruz.ru» (Источник)
- Интернет портал «Syl.ru» (Источник)
- Интернет портал «Studopedia.
ru» (Источник)
Домашнее задание
- В чем было отличие двух полисов, Афин и Спарты?
- Расскажите о причинах, ходе и итогах греко-персидских войн.
- Что такое афинская демократия? Каждый ли афинянин мог принимать участие в управлении Афинами?
- Расскажите о причинах и итогах Пелопонесской войны.
Спарта и Афины — Обществознание 6-го класса
Спарта и Афины
Основываясь на том, что вы знаете Вы читали о Афины . Его главным соперником была Спарта , крупный город-государство на Пелопоннесе. Жизнь там сильно отличалась от жизни в Афинах.
Военное государство Спарты
ОСНОВНОЙ ВОПРОС На что больше всего обращало внимание спартанское общество?
Около 715 г. до н.э. Спарта завоевала соседнюю территорию, чтобы получить землю. Это завоевание изменило Спарту.
Правительство и общество Спарта имела правительство, которое было частично монархическим, частично олигархией и частично демократическим. Два царя правили Спартой, а пять выборных надзирателей руководили правительством. Совет старейшин, состоящий из 30 пожилых граждан, предлагал законы. Все спартанские граждане были частью Ассамблеи. Он избирал должностных лиц и голосовал по законам, предложенным Советом.
Спартанское общество составляли три социальные группы. Горожане жили в городе и все свое время готовились стать солдатами.
Спартанский воин. Как видно из этой статуи, спартанцы ценили военную мощь. Представленный здесь шлем с гребнем мог носить, вероятно, только офицер высокого ранга.
Образование Целью спартанского общества было иметь сильную армию. В возрасте семи лет мальчики переселялись в военные дома под названием казармы . Их образование подчеркивало дисциплину, долг, силу и военное мастерство. (См. Первоисточник ниже.) Мальчики научились читать ровно настолько, чтобы свести концы с концами.
Все граждане мужского пола поступали в армию в возрасте 20 лет и служили до 60 лет. Даже после женитьбы мужчинам приходилось есть вместе с однополчанами.
Женщины Спартанское общество ожидало от своих женщин жесткости, эмоциональной и физической. Матери говорили своим сыновьям: «Принесите этот щит сами или вернитесь на нем». (Спартанцы несли мертвых воинов домой на своих щитах.) Обучение девочек в Спарте было направлено на то, чтобы сделать их сильными. Они прошли спортивную подготовку и научились защищаться.
Упор на армию сделал семейную жизнь менее важной в Спарте, чем в других греческих городах-государствах. В Спарте мужья и жены проводили много времени порознь. У женщин было больше свободы. Им было разрешено владеть имуществом. Ожидалось, что жена будет следить за имуществом своего мужа, если он будет на войне.
————————————————— ————————————————— ————————————————— ——
Демократический образ жизни Афин
ОСНОВНОЙ ВОПРОС Каким было правительство Афин?
Со временем в Афинах установилась прямая демократия. Все его граждане собрались, чтобы проголосовать за законы. Только свободные люди были гражданами.
Правительство и общество В Афинах было два руководящих органа. Совет четырехсот занимался повседневными проблемами. Собрание проголосовало за политику, предложенную советом.
Граждане должны были служить в армии всякий раз, когда они были нужны. Они также должны были входить в состав присяжных. Присяжные обычно состояли из нескольких сотен человек, чтобы выслушать обвинения против человека. В Афинах все граждане были равны в суде. Не было ни профессиональных юристов, ни судей. Граждане отстаивали свою позицию непосредственно перед присяжными.
Рабы составляли треть населения. Они работали в домах, сельском хозяйстве, промышленности и шахтах. Некоторые рабы работали вместе со своими хозяевами. Некоторые даже получали зарплату и могли купить свою свободу.
Образование Мальчики из богатых семей пошли в школу в возрасте шести или семи лет. Образование подготовило их к тому, чтобы стать хорошими гражданами. Они изучали логику и ораторское искусство, чтобы помочь себе вести дебаты в Ассамблее, будучи взрослыми. Они также изучали чтение, письмо, поэзию, арифметику и музыку. Спортивные занятия помогли им развить сильное тело.
Женщины Афиняне ожидали, что женщины будут хорошими женами и матерями. Эти роли уважались, потому что они помогали сохранить семью и общество сильными. Кроме того, некоторые женщины выполняли важные религиозные роли жриц в храмах. Несмотря на свою важность для общества, афинские женщины имели гораздо меньше свободы, чем спартанки.
Knucklebones Players — эти две женщины играют в костяшки, древнюю игру, похожую на детскую игру в валеты. Называется она так потому, что изначально в нее играли костяшками (лодыжками) овцы.
————————————————————- ————————————————— ————————————————— ———
Персидские войны
ОСНОВНОЙ ВОПРОС Что произошло, когда Персия вторглась в Грецию?
Как вы знаете, Персия завоевала большую часть Юго-Западной Азии. Образовавшейся империей правил король и высокоорганизованное правительство.
В 500-х годах до нашей эры Персия завоевала Анатолию, регион со многими греческими колониями. В 499 г. до н.э. некоторые греки в Анатолии восстали против персидского правления. Афины, имевшие сильный флот, послали им на помощь корабли и солдат. Восстание провалилось, но Персия решила наказать Афины за вмешательство. В 490 г. до н.э. персы подошли к Афинам на равнину Марафон . Афиняне послали гонца просить Спарту о помощи, но спартанцы пришли слишком поздно.
Легенда гласит, что один солдат пробежал из Марафона около 25 миль в Афины, чтобы сообщить о победе. Добравшись до Афин, он потерял сознание и умер. Современные марафоны основаны на его длительном беге.
Победа греков В 480 г. до н.э. Персия снова вторглась в Грецию. Несмотря на прошлые ссоры друг с другом, несколько греческих городов-государств объединились против Персии. Армия из 300 спартанцев охраняла узкий проход в Фермопилах (thuhr•MAHP•uh•lee), чтобы помешать персидской армии достичь Афин. Спартанцы удерживали перевал два дня, пока персы не перебили их всех. Их жертва дала афинянам время подготовиться к битве.
Афиняне покинули свой город, чтобы принять морское сражение против персов.
Резюме
• Спарта организовала свое государство вокруг своей сильной армии.
• Афины ценили демократическое правительство и культуру.
• Некоторые греческие города-государства объединились, чтобы победить персов.
Почему это важно сейчас . . .
Победа над персами позволила греческой демократии и культуре сохраниться. Эта культура оказала большое влияние на более позднюю мировую цивилизацию.
Глава 7 Урок 2 Учебное пособие
|