Совет старейшин афины: Совет старейшин в афинах — ответ на Uchi.ru

АФИНЫ ДРЕВНИЕ • Большая российская энциклопедия

АФИ́НЫ ДРЕ́ВНИЕ (греч. ’Αϑῆναι), др.-греч. го­род-го­су­дар­ст­во (по­лис) в Ат­ти­ке, в вост. час­ти Сред­ней Гре­ции. В цен­тре Афин­ской рав­ни­ны воз­вы­ша­ет­ся ска­ли­стый холм – афин­ский Ак­ро­поль, с за­па­да имею­щий по­ло­гий склон. Сви­де­тель­ст­ва древ­ней­ше­го оби­та­ния на Ак­ро­по­ле да­ти­ру­ют­ся кон­цом не­оли­та. В сер. 3–2-го тыс. до н. э. эта тер­ри­то­рия вхо­ди­ла в аре­ал рас­про­стра­не­ния эгей­ской куль­ту­ры (кри­то-ми­кен­ской; ахей­ской), рас­цвет ко­то­рой от­но­сят к 15–13 вв. На укре­п­лён­ном Ак­ро­по­ле на­хо­дил­ся дво­рец ца­ря. Ос­но­ва­те­лем цар­ской ди­на­стии счи­та­ли ле­ген­дар­но­го Кек­ро­па. Во вре­мя пе­ре­се­ле­ния до­рий­цев (12 в. до н. э.), ко­гда ими бы­ли за­ня­ты зем­ли в Сред­ней и Юж­ной Гре­ции, толь­ко А. Д. смог­ли со­хра­нить не­за­ви­си­мость; сю­да бе­жа­ли из по­бе­ж­дён­ных до­рий­ца­ми ахей­ских го­су­дарств Пе­ло­пон­не­са. Под влия­ни­ем уг­ро­зы втор­же­ния до­рий­цев про­изош­ло объ­е­ди­не­ние Ат­ти­ки во­круг А.  Д., ко­то­рое свя­за­но в ле­ген­дах с име­нем ца­ря Те­сея (ок. 13 в.). По­сле па­де­ния цар­ской вла­сти гос­под­ство пе­ре­шло в ру­ки эв­пат­ри­дов (ро­до­вой зна­ти), ко­то­рые за­хва­ти­ли мн. зем­ли сво­их со­пле­мен­ников, ока­зав­ших­ся от них в за­ви­си­мо­сти. Афи­ня­на­ми управ­ля­ла кол­ле­гия пра­ви­те­лей, со­сто­яв­шая из 9 ар­хон­тов, из­би­рав­ших­ся из эв­пат­ри­дов. Древ­ний со­вет ста­рей­шин был пре­об­ра­зо­ван в Со­вет аре­о­па­га. Ро­ж­де­ние по­ли­са в А. Д. про­ис­хо­ди­ло пу­тём по­сте­пен­ной транс­фор­ма­ции ро­до­вых уч­ре­ж­де­ний. Пер­вый за­пи­сан­ный свод афин­ских за­ко­нов, осу­ще­ст­в­лён­ный ар­хон­том Дра­кон­том в 621 до н. э., спо­соб­ст­во­вал унич­то­жению ро­до­во­го строя. Фор­ми­ро­ва­ние де­мо­кра­тич. по­ли­са в А. Д. в боль­шой ме­ре про­изош­ло бла­го­да­ря ре­фор­мам Со­ло­на и, позд­нее, Клис­фе­на, обу­слов­лен­ным ост­рым кри­зи­сом. «Боль­шин­ст­во на­ро­да бы­ло в по­ра­бо­ще­нии у не­мно­гих. На­род вос­стал про­тив знат­ных. Сму­та бы­ла силь­ная» – так ха­рак­те­ри­зо­вал об­ста­нов­ку то­го пе­рио­да Ари­сто­тель. Со­лон в 594–593 до н. э. осу­ще­ст­вил ши­рокую про­грам­му со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. пре­об­ра­зо­ва­ний. Бы­ли кас­си­ро­ва­ны все дол­ги, сде­лан­ные под за­клад зем­ли (си­сах­фия, т. е. «стря­хи­ва­ние бре­ме­ни»), и за­пре­ще­но дол­го­вое раб­ст­во. Но де­мос не до­бил­ся пе­ре­де­ла зем­ли. Всё на­се­ле­ние Со­лон раз­де­лил на че­ты­ре раз­ря­да в за­ви­си­мо­сти от ве­ли­чи­ны до­хо­да, оп­ре­де­ляв­шей объ­ём по­ли­тич. прав и обя­зан­но­стей чле­на ка­ж­до­го раз­ря­да, т. е. ввёл иму­ще­ст­вен­ный ценз. Ре­фор­мы Со­ло­на при­ве­ли к ак­ти­ви­за­ции экк­ле­сии (нар. со­б­ра­ния). Для луч­шей ор­га­ни­за­ции его ра­бо­ты Со­лон уч­ре­дил Со­вет из 400 чел., что ог­ра­ни­чи­ло функ­ции Со­ве­та аре­о­па­га. Но­вым гос. ин­сти­ту­том ста­ла ге­ли­эя (суд при­сяж­ных) – са­мый де­мо­кра­тич. ор­ган, т. к. в не­го мог­ли вхо­дить гра­ж­да­не всех раз­ря­дов, вклю­чая бед­ня­ков – чле­нов 4-го раз­ря­да (фе­тов). Ок. 560 в А. Д. уста­но­ви­лась ти­ра­ния Пи­си­ст­ра­та, про­во­див­ше­го ре­фор­мы в ин­те­ре­сах тор­го­во-ре­мес­лен­ных сло­ёв де­мо­са и кре­сть­ян­ст­ва. При нём ве­лось боль­шое об­ществ. строи­тель­ст­во (в т. ч. хра­мов, рын­ка, во­до­про­во­да и др.). Ус­пеш­ной бы­ла внеш­няя по­ли­ти­ка Пи­си­ст­ра­та, в ре­зуль­та­те ко­то­рой А. Д. ста­ли иг­рать за­мет­ную роль в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях: рас­про­стра­ни­ли своё влия­ние на ряд ост­ро­вов Эгей­ско­го м., ук­ре­пи­лись на обо­их бе­ре­гах Гел­лес­пон­та (Дар­да­нелл), что спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию тор­гов­ли. Вме­сте с тем прав­ле­ние Пи­си­ст­ра­та, а за­тем его сы­но­вей (Пи­си­ст­ра­ти­дов) ха­рак­те­ри­зо­ва­лось рос­том ав­то­ри­та­риз­ма, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во в об­ще­ст­ве.

Сверг­нув ти­ра­нию Пи­си­ст­ра­ти­дов в 510 до н. э., Клис­фен ввёл но­вое адм. де­ле­ние Ат­ти­ки, рас­пре­де­лив всех гра­ж­дан по де­ся­ти тер­ри­то­ри­аль­ным фи­лам, не имев­шим ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к преж­ним ро­до­вым ок­ру­гам. Ре­фор­ма фил лег­ла в ос­но­ву соз­да­ния Со­ве­та 500 (вме­сто Со­ве­та 400), ком­пе­тен­ции ко­то­ро­го бы­ли рас­ши­ре­ны. Од­но­вре­мен­но уч­ре­ж­де­ни­ем ост­ра­киз­ма бы­ла по­став­ле­на пре­гра­да не­по­мер­но­му воз­вы­ше­нию отд. по­ли­ти­ков, а тем са­мым и воз­мож­но­сти воз­ро­ж­де­ния ти­ра­нии. Ре­фор­мы Клис­фе­на за­вер­ши­ли фор­ми­ро­ва­ние де­мо­кра­тич. го­су­дар­ст­ва. К кон. 6 в. до н. э. А. Д. пре­вра­ти­лись в круп­ный тор­го­во-ре­мес­лен­ный центр.

В нач. 5 в. до н. э. А. Д. воз­гла­ви­ли со­про­тив­ле­ние греч. по­ли­сов про­тив пер­сов (гре­ко-пер­сид­ские вой­ны 500–449 до н. э.), одер­жав по­бе­ду в зна­ме­ни­той бит­ве при Ма­ра­фо­не в 490. Од­на­ко в 480 пер­сы за­хва­ти­ли А. Д., со­жгли и раз­гра­би­ли го­род. Ме­ж­ду тем по ини­циа­ти­ве Фе­ми­сток­ла был по­стро­ен силь­ный флот, а бла­го­да­ря са­мо­му Фе­ми­сток­лу гре­ки раз­би­ли перс. флот при Са­ла­ми­не в 480. В 479 су­хо­пут­ное вой­ско пер­сов бы­ло раз­гром­ле­но при Пла­те­ях. А. Д., в от­ли­чие от Спар­ты, вы­сту­пи­ли за про­дол­же­ние вой­ны вплоть до ос­во­бо­ж­де­ния ма­ло­азий­ских гре­ков. По­ли­сы, ре­шив­шие про­дол­жать вой­ну, в 478 уч­ре­ди­ли мор­ской со­юз – Де­лос­ский со­юз (позд­нее Афин­ский мор­ской со­юз), ко­то­рый воз­гла­ви­ли А.  Д. – наи­бо­лее мощ­ный сре­ди со­юз­ни­ков по­лис, об­ла­дав­ший са­мым зна­чит. фло­том. На 2-м эта­пе гре­ко-пер­сид­ских войн ру­ко­во­дство борь­бой с пер­са­ми осу­ще­ст­в­ляли А. Д., ко­то­рые ве­ли на­сту­па­тель­ные дей­ст­вия и вы­шли из вой­ны силь­ней­шим мор­ским го­су­дар­ст­вом Гре­ции. В ру­ках афи­нян ока­за­лись ог­ром­ные сред­ст­ва со­юз­ной каз­ны, а взно­сы со­юз­ни­ков пре­вра­ти­лись в еже­год­ную по­дать. Цель, ра­ди ко­то­рой соз­да­вал­ся Де­лос­ский со­юз, бы­ла дос­тиг­ну­та – на­ча­лось соз­да­ние Афин­ской мор­ской дер­жа­вы (Афин­ской ар­хе), по­пыт­ки вы­хо­да из ко­то­рой по­дав­ля­лась си­лой ору­жия (вос­ста­ния на Фа­со­се, Са­мо­се, Лес­бо­се).

Наи­выс­ший подъ­ём А. Д. при­хо­дит­ся на т. н. пен­те­кон­та­этию – 50-лет­ний пе­ри­од от бит­вы при Пла­те­ях в 479 до нача­ла Пе­ло­пон­нес­ской вой­ны 431–404 до н. э. Важ­ным эта­пом в раз­ви­тии де­мо­кра­тии в А. Д. ста­ла дея­тель­ность Фе­ми­сток­ла, т. к. реа­ли­за­ция его мор­ской про­грам­мы под­ни­ма­ла зна­че­ние низ­ших, бед­ней­ших сло­ёв афин­ской гражд. об­щи­ны. В 462 по ини­циа­ти­ве де­мо­кра­та Эфи­аль­та аре­о­паг был ли­шён по­ли­тич. функ­ций, ко­то­рые бы­ли пе­ре­да­ны эк­кле­сии и ге­ли­эе. Вско­ре во­ж­дём де­мо­кра­тов стал Пе­рикл, с име­нем ко­то­ро­го свя­зан рас­цвет А. Д. Пе­рикл стре­мил­ся к то­му, что­бы де­мо­кра­тия бы­ла ре­аль­ной, обес­пе­чи­вая всем гра­ж­да­нам уча­стие в по­ли­тич. жиз­ни по­ли­са. Для этого бы­ла вве­де­на оп­ла­та долж­но­стей судей, а позд­нее – чле­нов Со­ве­та 500, уча­стие в за­се­да­ни­ях экк­ле­сии и др. В А. Д. ­велось гран­ди­оз­ное строи­тель­ст­во, ко­то­рое так­же да­ва­ло сред­ст­ва для жиз­ни мно­гим бед­ня­кам. При Пе­рик­ле на­ча­лось вы­ве­де­ние ма­ло­зе­мель­ных и без­зе­мель­ных гра­ж­дан на зем­ли ря­да со­юз­ных по­ли­сов, где соз­да­ва­лись во­ен­но-зем­ле­дельч. ко­ло­нии (кле­ру­хии).

По­ли­тич. сис­те­ма, ко­то­рая су­ще­ст­во­ва­ла в А. Д., оп­ре­де­ля­ет­ся как «пря­мая де­мо­кра­тия» (в от­ли­чие от «пред­ста­ви­тель­ной де­мо­кра­тии» Но­вей­ше­го вре­ме­ни). Суть её со­стоя­ла в су­ве­ре­ни­те­те нар. со­б­ра­ния – со­во­куп­но­сти гра­ж­дан, ко­то­рым при­над­ле­жа­ла вся пол­но­та вер­хов­ной за­ко­но­да­тель­ной, ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной вла­сти. Эф­фек­тив­ность дея­тель­но­сти нар. со­б­ра­ния обес­пе­чи­ва­лась как тем, что экк­ле­сия за­се­да­ла ре­гу­ляр­но (до 40 раз в год), так и прин­ци­пом исе­го­рии – пра­вом ка­ж­до­го гра­ж­да­ни­на на вы­сту­п­ле­ние в экк­ле­сии, на­стоя­щей сво­бо­дой сло­ва. Важ­ней­шей функ­ци­ей Со­ве­та 500 (бу­ле) бы­ла под­го­тов­ка во­про­сов для об­су­ж­де­ния нар. со­б­ра­ни­ем. Со­вет ре­шал все во­про­сы в про­ме­жут­ках ме­ж­ду со­зы­ва­ми экк­ле­сии и сле­дил за ис­пол­не­ни­ем при­ня­тых ре­ше­ний, по­это­му он за­се­дал еже­днев­но. Бу­ле де­ли­лось на 10 час­тей, де­жу­рив­ших по­оче­рёд­но. Боль­шую роль в по­ли­тич. жиз­ни А. Д. иг­рал суд, со­сто­яв­ший из 6 тыс. гра­ж­дан. Для сис­те­мы управ­ле­ния ха­рак­тер­но боль­шое чис­ло ма­ги­ст­ра­тур, чем дос­ти­га­лось мак­си­маль­ное при­вле­че­ние гра­ж­дан к управ­ле­нию по­ли­сом.

Афин­ская де­мо­кра­тия – вы­даю­щее­ся яв­ле­ние в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Впер­вые не толь­ко по­яв­ля­ют­ся са­ми по­ня­тия «де­мо­кра­тия» («на­ро­до­прав­ст­во»), «гра­ж­да­нин», но эта сис­те­ма по­сле­до­ва­тель­но про­во­дит­ся в жизнь. Вме­сте с тем этот са­мый пе­ре­до­вой для то­го вре­ме­ни строй был де­мо­кра­ти­ей для мень­шин­ст­ва, т. к. рас­про­стра­нял­ся толь­ко на гра­ж­дан по­ли­са. По­ли­тич. пра­ва­ми не поль­зо­ва­лись жен­щи­ны, их не име­ли ни пе­ре­се­лен­цы из др. го­ро­дов (ме­те­ки), ни ра­бы.

Пе­ло­пон­нес­ская вой­на (431–404 до н. э.) ох­ва­ти­ла прак­ти­че­ски всю Гре­цию, раз­де­лив стра­ну на два вра­ж­деб­ных ла­ге­ря: во гла­ве од­но­го стоя­ла Спар­та, дру­го­го – А. Д. Вой­на, ко­то­рую А. Д. про­иг­ра­ли, по­тре­бо­ва­ла от со­пер­ни­ков на­пря­же­ния всех сил и при­ве­ла к ог­ром­ным по­те­рям, ожес­то­че­ние при­об­ре­ло не­ви­дан­ный ра­нее ха­рак­тер.

Ге­ге­мо­ния Спар­ты, ус­та­нов­лен­ная в ре­зуль­та­те её по­бе­ды в Пе­ло­пон­нес­ской вой­не, про­дол­жа­лась не­дол­го. Уже в 403 в А. Д. про­изош­ла рес­тав­ра­ция преж­не­го де­мо­кра­тич. строя, а в нач. 4 в. им уда­лось вос­ста­но­вить свой флот и ук­ре­п­ле­ния во­круг го­ро­да, сры­тые по ус­ло­ви­ям ка­пи­ту­ля­ции 404. Вско­ре про­тив Спар­ты бы­ла соз­да­на коа­ли­ция по­ли­сов, ко­то­рые вме­сте с А. Д. на­ча­ли во­ен. дей­ст­вия про­тив спар­тан­цев (Ко­ринф­ская вой­на 395–387 до н. э.). В 378, вос­поль­зо­вав­шись ос­лаб­ле­ни­ем Спар­ты, А. Д. ор­га­ни­зо­ва­ли но­вый мор­ской со­юз. Он соз­да­вал­ся на ос­но­ве рав­но­пра­вия и со­хра­не­ния сво­бо­ды и ав­тоно­мии ка­ж­до­го по­ли­са. В то же вре­мя при­зна­вал­ся при­ори­тет А. Д. и ого­ва­ри­ва­лись воз­мож­ные на­ру­ше­ния ав­то­но­мии афин­ской сто­ро­ной. Ис­поль­зуя сред­ст­ва со­юз­ни­ков, А. Д. зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ли свой флот. Со вре­ме­нем со­юз по­сте­пен­но ви­до­из­ме­нил­ся, по­пав под ге­ге­мо­нию А. Д. В ре­зуль­та­те вой­ны (357–355) А. Д. вы­ну­ж­де­ны бы­ли при­знать не­за­ви­си­мость мно­гих со­юз­ных го­су­дарств.

В этот пе­ри­од всё боль­шее влия­ние на греч. по­ли­ти­ку стал ока­зы­вать ма­кед. царь Фи­липп II. В А. Д. чёт­ко обо­зна­чи­лись две груп­пи­ров­ки – ан­ти­ма­кедон­ская, воз­глав­ляе­мая ора­то­ром Де­мос­фе­ном, и про­ма­ке­дон­ская. Бла­го­да­ря энер­гич­ным дей­ст­ви­ям Де­мос­фе­на и его сто­рон­ни­ков сфор­ми­ро­ва­лась ан­ти­ма­кедон­ская коа­ли­ция по­ли­сов во гла­ве с А. Д. Ре­ши­тель­ное сра­же­ние про­изо­шло в 338 при Хе­ро­нее (в Бе­о­тии), в ко­то­ром по­бе­дил Фи­липп. Афи­ня­не ожи­да­ли на­па­де­ния на го­род, од­на­ко Фи­липп не по­шёл на А. Д., за­клю­чив с ними со­юз. В го­ды вост. по­хо­да Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го А. Д. не прим­к­нули к вы­сту­п­ле­нию спар­тан­ско­го ца­ря Аги­са III, под­няв­ше­го часть го­ро­дов на борь­бу с Ма­ке­до­ни­ей. Но при из­вестии о смер­ти Алек­сан­д­ра Гре­ция вос­ста­ла, и ру­ко­во­дя­щую роль в вой­не взя­ли на се­бя А. Д.: на­ча­лась Ла­мий­ская вой­на (323–322), в ко­то­рой гре­ки по­тер­пе­ли по­ра­же­ние. А. Д. ут­ра­ти­ли не­за­ви­си­мость и под­па­ли под кон­троль Ма­ке­до­нии. На 10 лет (317–307) здесь ут­вер­дил­ся оли­гар­хич. ре­жим во гла­ве с Де­мет­ри­ем Фа­лер­ским.

В эпо­ху эл­ли­низ­ма А. Д. иг­ра­ли не­зна­чи­тель­ную роль в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях. Тя­го­тясь за­ви­си­мо­стью от Ма­ке­до­нии, они в сою­зе с др. по­ли­са­ми пред­при­ня­ли не­удач­ную вой­ну (Хре­мо­ни­до­ва вой­на 267–261 до н. э., на­зван­ная по име­ни афин­ско­го пол­ко­вод­ца Хре­мо­ни­да) с ма­кед. ца­рём Ан­ти­го­ном II Го­на­том. Борь­ба А. Д. с Ма­ке­до­ни­ей про­дол­жа­лась с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом до кон. 3 в. до н. э. Бы­ли крат­ко­вре­мен­ные пе­рио­ды, ко­гда А. Д. уда­ва­лось до­би­вать­ся от­но­си­тель­ной не­за­ви­си­мо­сти. Скла­ды­вав­шая­ся во­вне си­туа­ция не по­бу­ж­да­ла их ак­тив­но уча­ст­во­вать в со­бы­ти­ях, раз­вёр­ты­вав­ших­ся за пре­де­ла­ми Ат­ти­ки, но в кон. 3 в. до н. э. об­ста­нов­ка изме­ни­лась – в де­ла Гре­ции на­ча­ла вме­ши­вать­ся Рим. рес­пуб­ли­ка, и А. Д. вста­ли на её сто­ро­ну. 2 – нач. 1 вв. до н. э. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ухуд­ше­ни­ем эко­но­мич. со­стоя­ния Ат­ти­ки. В кон. 2 в. её по­тряс­ли два вос­ста­ния ра­бов. В 168 до н. э. ма­кед. царь Пер­сей был раз­бит рим­ля­на­ми в бит­ве при Пид­не, в 148 Ма­ке­до­ния объ­яв­ле­на рим. про­вин­ци­ей. По­сле по­ра­же­ния гре­ков на Ист­ме в 146 греч. го­ро­да бы­ли по­став­ле­ны под кон­троль на­ме­ст­ни­ка Ма­ке­до­нии, и лишь Афи­ны и Спар­та счи­та­лись со­юз­ны­ми с Ри­мом го­ро­да­ми.

В 86 до н. э., во вре­мя вой­ны Ри­ма с пон­тий­ским ца­рём Мит­ри­да­том VI, А. Д. вос­ста­ли про­тив рим­ско­го вла­ды­че­ст­ва. По­сле при­бы­тия на Бал­ка­ны рим. пол­ко­вод­ца Сул­лы го­род был осаж­дён и штур­мом взят рим. вой­ска­ми. Мно­гие про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва бы­ли унич­то­же­ны в хо­де бо­ёв, дру­гие уве­зе­ны в Ита­лию как до­бы­ча. В ру­ки по­бе­ди­те­лей по­па­ла ог­ром­ная мас­са дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. В 27 до н. э., по­сле об­ра­зо­ва­ния но­вой про­вин­ции Ахайя, А.  Д. со­хра­нили свой ста­тус со­юз­но­го го­ро­да, они поль­зо­ва­лись са­мо­управ­ле­ни­ем и не пла­ти­ли на­лог. Их гос. уст­рой­ст­во, не­смот­ря на внеш­не де­мо­кра­тич. ха­рак­тер, не пре­пят­ст­во­ва­ло фак­ти­че­ско­му гос­под­ству оли­гар­хов.

Сла­ва А. Д. и фи­лэл­лин­ская по­ли­ти­ка рим. им­пе­ра­то­ров спо­соб­ст­во­ва­ли со­хра­не­нию зна­че­ния А. Д. как од­но­го из круп­ней­ших куль­тур­ных цен­тров и в пе­ри­од их по­ли­тич. и со­ци­аль­но-эко­но­мич. упад­ка. Они по-преж­не­му счи­та­лись сре­до­то­чи­ем на­ук и ис­кусств. Куль­тур­ное зна­че­ние А. Д. уси­ли­лось по­сле то­го, как имп. Ад­ри­ан ор­га­ни­зо­вал здесь ка­фед­ру ри­то­ри­ки, со­дер­жав­шую­ся на гос. счёт, а Марк Ав­ре­лий вы­де­лил по отд. ка­фед­ре ка­ж­дой из клас­сич. фи­лос. сис­тем. А. Д. при­вле­ка­ли мно­гих со­стоя­тель­ных ино­зем­цев, сю­да стре­ми­лись и гре­ки, и рим­ля­не для за­вер­ше­ния ­филос. об­ра­зо­ва­ния. А. Д. пред­став­ля­ли со­бой сво­его ро­да му­зей древ­них па­мят­ни­ков, ку­да при­бы­ва­ли ту­ри­сты со всей им­пе­рии. Это об­стоя­тель­ст­во име­ло по­ло­жи­тель­ное влия­ние на хо­зяйств. жизнь го­ро­да, да­вая сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию не­ко­то­рой час­ти люм­пе­нов и спо­соб­ст­вуя от­но­си­тель­но бла­го­при­ят­но­му по­ло­же­нию при­го­род­но­го сель­ско­го хо­зяй­ст­ва.

С 3 в. н. э., ко­гда Бал­кан­ская Гре­ция под­вер­га­лась втор­же­ни­ям вар­ва­ров, А. Д. при­шли в упа­док. В 7 в., по­сле ут­ра­ты Ви­зант. им­пе­ри­ей поч­ти всех внеш­них вла­де­ний, А. Д. со­хра­ни­ли зна­че­ние как важ­ный опор­ный пункт ви­зант. влия­ния на Бал­ка­нах.

Афины и Спарта. Афинская демократия 10 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Полисный период развития Греции

Данный урок продолжает знакомство с Древнегреческой цивилизацией. В архаическую эпоху в Греции основной формой политического устройства становится полис. Напомним, что полисный этап включает в себя гомеровский период, который был рассмотрен на прошлом уроке, архаический и классический периоды в истории Древней Греции. Полис – это понятие многозначное. Во-первых, полис – это город-государство (то есть город и сельскохозяйственная округа). Большинство жителей полиса проживало в городе, а в сельской округе имело земельный надел, который обрабатывало). Во-вторых, полис – это античная гражданская община. Это понятие предполагает, что все свободные коренные жители этого города являлись его гражданами и могли принимать участие в управлении этим городом-государством. В каждом греческом полисе главным органом власти было народное собрание (рис. 1), которое в каждом полисе могло называться по-разному. Однако это совершенно не означало, что в полисе не было официальных чиновников. Как правило, чиновники избирались членами народного собрания и перед ним отчитывались.

Рис. 1. Народное собрание в Афинах (Источник)

Количество древнегреческих полисов до сегодняшнего дня окончательно неизвестно. Можно предполагать, что их было не менее 100. Однако не стоит забывать, что эти города-государства были очень небольшими. Стандартная площадь такого полиса включала около 100 кв. км, а население – примерно 5, 10, максимум 12 тысяч человек. Самый маленький полис, который нам известен, насчитывал всего 800 человек. Двумя самыми крупными греческими полисами были Афины и Спарта.

Территория Спарты в период ее максимального расцвета достигала 8400 кв. км. На территории Спарты можно было разместить 84 обычных полиса. Население Спарты определяется в 240–250 тысяч человек.

Афины были меньше, чем Спарта, в несколько раз. Площадь ее составляла около 2700 кв. км. Население Афин определяется в 200–220 тысяч человек, хотя, конечно же, точными данными история не располагает.

Небольшие греческие полисы постоянно сталкивались с проблемой перенаселения. На протяжении всей архаической эпохи с середины VIII до конца VI в. до н. э. идет процесс, известный как Великая Греческая колонизация (рис. 2). Греческие города выводят многочисленные колонии на другие территории в бассейне Средиземного и Черного морей. Только крупных таких колоний было выведено около 200 штук. Их население по численности приближалось к территории материковой Греции. За время архаического периода население греческих городов удвоилось. Люди, которым не хватало земли, должны были уезжать в колонии. Колоний было настолько много, что территория Южной Италии даже получила название Великая Греция, поскольку греков там проживало чуть ли не больше, чем на территории самой Греции, а количество городов там составляло несколько десятков.

Рис. 2. Великая Греческая колонизация (Источник)

Некоторые из греческих колоний существуют до настоящего времени. Например, колония Массилия (Массалия) – это нынешний Марсель на территории Франции, Сиракуза находится на территории Италии, Неаполь тоже имеет греческое название. Если говорить о греческих колониях на территории России, то некоторые из этих городов существуют до сегодняшнего дня. Например, Феодосия, Евпатория, на месте Севастополя существовала колония Херсонес, а на месте Анапы – колония Горгиппия.

Однако эти колонии были лишь временным выходом из ситуации. Те города, которые особенно активно сталкивались с перенаселением, вводили больше колоний. Были города, которые решали проблему иным способом: искали новые источники сырья и новые рынки сбыта. Именно благодаря этому в Греции совершаются многочисленные шаги на пути создания единого пространства по обмену товарами и сырьем.

Греческий полис Спарта

Спарта считается более древним полисом, чем Афины. Она возникла в IX, возможно, в X веке до н. э. Спартанцы были дорийцами, их предки пришли на территорию Древней Греции с севера и принесли с собой искусство выплавки железа. Особый характер положения Спарты среди других греческих городов был обусловлен тем, что Спарта долго сохраняла свой архаичный общественный строй. Например, царская власть в других греческих городах была только в ранней древности, а спартанцы царскую власть сохранили до самого конца независимого существования Спарты. В Спарте была не монархия, а диархия, там одновременно правили 2 царя. Такая форма правления характерна для некоторых народов, которые находятся в процессе перехода от первобытности к классовому обществу. В Спарте этот процесс затянулся.

Спартанскую общину называли общиной равных: все должны были быть равны как с политической, так и с экономической точки зрения, но речь шла только о гражданах. Была единая мода, единая форма бороды и усов, единая форма причесок, а также пищу все принимали вместе, проводились так называемые совместные трапезы.

Такая система общественного устройства была ориентирована, главным образом, на войну (рис. 3). Спартанских детей воспитывали так, чтобы из них получались настоящие воины. Существует легенда, что мальчиков, которые были слабыми, в младенчестве сбрасывали с высокой скалы. Но возможно, что это просто легенда, иначе в Спарте бы не осталось детей. Спартанских детей учили выносливости, силе, умению сражаться. Все испытания были ориентированы на то, чтобы юноши в последствие стали воинами и принесли Спарте славу.

Рис. 3. Спартанский воин (Источник)

Отсталый характер общественного строя Спарты, по сравнению с другими греческими городами, проявлялся в характере, в котором в Спарте проявлялось рабство. Рабство было и в других греческих полисах, но там рабство носило индивидуальный характер (каждый раб принадлежал одному человеку и подчинялся только ему). В Спарте рабство было коллективным. Коллективные рабы, которых называли илотами, принадлежали всей спартанской общине в целом. Илоты в основном занимались земледелием. Такой строй в Древней Спарте вызывал недоумение у современников Спарты, у греков из других полисов, которые жили в V–VI вв. до н. э.

Именно в это время, хотя историки считают, что еще раньше, в Спарте возникла легенда о царе Ликурге (рис. 4). Историчность этого царя ставится под сомнение историками даже в наши дни. Существовал он или нет, до сих пор не ясно. Считалось, что он провел в Спарте серию реформ для того, чтобы закрепить в Спарте такой строй. Именно он ввел в Спарте единую моду, единые трапезы и спартанскую систему воспитания, создал систему управления, которая просуществовала в Спарте до самого конца ее независимой истории. Считается, что именно Ликург приказал спартанцам отказаться от золотых и серебряных монет и использовать монеты железные. Железных монет у них не было, а обмен происходил с помощью оболы, что в переводе с греческого означает «палка, вертел». Это были большие железные прутья, от которых отламывался кусок в соответствии с ценой того или иного товара.

Рис. 4. Ликург (Источник)

Греческий полис Афины

Афины с самого начала называли себя не аграрным, а торгово-ремесленным полисом. В Афинах с самого начала хорошо развивалось ремесло, земледелие и торговля. Именно поэтому Афины сразу стали местом притяжения людей из разных греческих областей. Возникновение этого полиса связывают с именем героя Тесея, который был основателем этого города. Фигура Тесея остается легендарной, а другие афинские политические деятели носили исторический характер. Например, в конце VII в. до н. э. в Афинах правил архонт Драконт (архонтами называли высших государственных чиновников). Драконт принял систему правовых норм – законы Драконта. Из них до нас дошел только один. Говорят о том, что он приказал подвергать смертной казни человека, который совершит любое, даже самое незначительное преступление, в первую очередь преступление против собственности. Задача, которая стояла перед Драконтом, заключалась в том, чтобы создать в городе институт частной собственности. Неизвестно, как часто применялся закон Драконта о смертной казни, но после этого закона в Афинах возникает институт частной собственности.

Еще одной важнейшей задачей правителей Афин была борьба с родовой аристократией. Было сложно добиться того, чтобы все люди принимали участие в управлении государством. На борьбу с родовой аристократией и создание демократической системы управления были направлены реформы двух крупных законодателей Афин VI века до н. э. – Солона и Клисфена (рис. 5). В ходе реформ Клисфена, которые проводились в конце VI в. до н. э., был введен такой политический порядок, как остракизм – политическая процедура, в рамках которой лица, представлявшие опасность для Афинского государства, изгонялись из страны сроком на 10 лет. Для того чтобы эта процедура осуществилась, необходимо было набрать 6000 черепков, на которых было бы написано его имя, как человека, угрожающего стабильности и безопасности Афин. Такие черепки по-гречески назывались «острака», отсюда и название – остракизм.

Рис. 5. Бюст Клисфена (Источник)

Несмотря на все противоречия, существовавшие между Спартой и Афинами, им пришлось объединить свои усилия в самом начале V века до н. э. Это было связано с тем, что Персидская империя расширилась до границ с Грецией и теперь представляла угрозу независимости греческих городов-государств. Все греческие города должны были объединиться против столь серьезной угрозы.

Период греко-персидских войн

Эта эпоха получала название греко-персидских войн. Речь шла о целой серии военных столкновений, которые происходили между 500–449 гг. до н. э. Начались эти войны с Милетского восстания. Греческий город Милет, находившийся на западном побережье Малой Азии, восстал против персидского владычества. Воспользовавшись тем, что персидской армии на западных рубежах державы не было, милетцы подняли восстание. Милетцы сумели собрать войско и напасть на персидскую столицу – город Сарды. Когда милетцы поняли, что персы стремятся подавить это восстание, то они прибегнули к помощи других греческих городов. Они отправили туда послов с просьбой предоставить им военную помощь. Но греческие города не хотели помогать Милету. Они понимали, что военные столкновения между греками и персами не могут закончиться в пользу греков. Персидская армия была намного больше, и справиться с персидским флотом для греков было затруднительно. В итоге помощь Милету прислали только 2 греческих города – Афины и Ирифы. Однако помощь была очень небольшой, и серьезного значения она не имела. Разумеется, восстание было подавлено, а те корабли, которые прислали Афины, послужило поводом для нападения на греческие государства.

Первый поход персов на территорию Греции был предпринят в 492 году до н. э. Войско возглавлял советник Мардоний. Поход закончился ничем, так как природа помешала добраться персам даже до Средней Греции. Когда персидский флот двинулся вдоль мыса Афон, вдруг налетел ветер и разметал персидские корабли. Армия, стоявшая на берегу, ничем не могла помочь персидскому флоту. Им пришлось возвращаться назад.

Греки восприняли катастрофу при мысе Афон как божественную волю. Персы сделали из этого выводы, и, когда в следующий раз персидский флот отправился вдоль греческих берегов, по полуострову Афон был простроен канал, который помог бы персидским кораблям перебраться через этот мыс.

Следующий поход на Грецию был предпринят в 490 году до н. э. Царь Дарий отправил войско под командованием полководцев Датиса и Артаферна. Мощный персидский флот приблизился в Греции и напал на город Ирифы. После того как Ирифы были уничтожены, персы решили захватить Афины и высадились на побережье Аттики. Именно здесь 12 сентября 490 года до н. э. состоялась знаменитая Марафонская битва (рис. 6). Битва окончилась поражением персов.

Рис. 6. Карта Марафонской битвы, 490 год до н. э. (Источник)

В 480 году до н. э. в Грецию свои войска привел царь Ксеркс. Огромная армия персов вторглась на территорию средней Греции. Греки объединились для того, чтобы противостоять этому вторжению. В историю вошло сражение у Фермопильского ущелья, которое предприняла спартанская армия. Спартанцам сначала удавалось удерживать персов в этом узком ущелье, которое представляло собой единственную дорогу из средней Греции на юг. Но персам удалось справиться с этим отрядом. По легенде, среди греков нашелся предатель, который провел персов обходной тропой.

Также известно еще одно сражение 480 года до н. э. – Саламинское морское сражение (рис. 7). Войско персов к этому времени уже заняло город Афины. Жители Афин были эвакуированы на остров Саламин, который находился на расстоянии нескольких километров от афинского порта Пирея. Сюда подошел и персидский флот. Именно здесь, в бухте Афин, состоялась знаменитая битва. Греки обладали гораздо меньшими силами, чем персы. У них было меньше кораблей, а также менее численное войско. Но на стороне греков был патриотизм. Жители Афин, стоя на острове Саламин и видя, как догорает их город – ведь персы подожгли Афины – понимали, что, если они не победят, Афины существовать больше не будут.

Рис. 7. Саламинское морское сражение, 480 год до н. э. (Источник)

Благодаря патриотизму и тому, что афиняне лучше знали свою бухту, а персидские мощные корабли были малоповоротливы, афинянам удалось одержать победу в этом сражении. В 479 году до н. э. персы были вновь разгромлены в сражении при Платеях на территории полиса Биотия.

После этого сражения греко-персидские войны еще продолжались. Но на территории самой материковой Греции они уже не шли. В 449 году до н. э. был подписан Каллиев мир, который закрепил окончание греко-персидских войн. Формально эти войны закончились вничью. Персы обещали не вмешиваться в греческие дела, а греки – в персидские. Но фактически это было поражение персов. Для Персидской империи победа в этой войне была очень важна. Персы нуждались в новых землях и богатствах, для того чтобы содержать огромную армию и такой же большой чиновничий аппарат. Не получив всего этого, Персидская держава вступила в полосу упадка.

Эпоха расцвета афинской демократии

Период стабильного развития греческих государств, начавшийся после того, как были завершены греко-персидские войны, был очень недолгим. Этот период вошел в историю как эпоха расцвета афинской демократии. Однако только небольшая часть людей, живших в Афинах, являлась гражданами и могла оказывать влияние на политическую борьбу в этом городе. Считается, что рабы в Афинах составляли как минимум половину населения города. Немалую часть населения составляли метеки – приезжие, которые не имели гражданских прав и не могли принимать участие в управлении государством. Также из числа граждан нужно было вычесть женщин, поскольку они не обладали политическими правами в Греции. Дети также составляли немалую часть населения Афин, и их участие в политической жизни было исключено. Поэтому из 200–220 тысяч жителей города Афины гражданами, принимавшими участие в политической борьбе в Афинах, могли являться только 10–15 тысяч человек.

Народное собрание в Афинах представляло собой интересы только очень небольшой части населения города. Оно собиралось регулярно: каждые 9 дней на рыночной площади, которая называлась агора. Народное собрание избирало многочисленных чиновников, которые должны были следить за порядком в городе. Люди, следившие за санитарным состоянием в городе, назывались астиномы. Чиновники, проверявшие соблюдение правил торговли, назывались агораномы. Были стратеги – военачальники, а также флотоводцы – навархи, чиновники, следившие за правильностью мер и весов – метрономы.

В Афинах существовали и постоянные органы управления, такие как ареопаг (совет старейшин) и совет пятисот, в который выбирали жителей из разных районов полиса Афины. Совет пятисот представлял собой своеобразный парламент и заседать мог гораздо чаще, чем народное собрание.

Такой расцвет афинской демократии во многом связан с победами в греко-персидских войнах. Именно Афины получили от этой войны максимальные преимущества. Был создан афинский морской союз, в рамках которого смогли принудить своих прежних союзников по греко-персидским войнам к подчинению афинской политической линии.

Однако такой процесс расцвета оказался недолгим. Греция вступает в новый кризис. Дало себя знать противоречие между Афинами и Спартой. Афины считали себя не только главным торгово-ремесленным полисом Греции, но они также считали, что именно Афинам должна принадлежать ведущая роль в политике всех греческих государств. Спарта была с этим не согласна. Такой позиции Афины были обязаны своему стратегу Периклу (рис. 8), который руководил городом на протяжении 15 лет.

Рис. 8. Перикл (Источник)

Пелопонесская война между Афинами и Спартой

В период с 431 по 404 гг. до н. э. в Греции шла война между Афинами и Спартой, вошедшая в историю как Пелопонесская война. Афины в этой войне проиграли. Спарта была гораздо слабее, чем Афины, с экономической точки зрения. Но вот армия Спарты была гораздо сильнее. Афины тяжело переживали свое поражение, затем начался период их упадка. Для Спарты этот момент тоже оказался негативным. После поражения Афин в Пелопонесской войне в 404 году до н. э. Греция вступила в полосу кризиса.

 

Список литературы

  1. Андреев Ю. В. Архаическая Спарта. Искусство и политика. – СПб., 2008.
  2. Волобуев О.В., Пономарев М.В. Всеобщая история для 10 класса. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Вэрри Дж. Войны античности от греко-персидских войн до падения Рима. – М.: Эксмо, 2009.
  4. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  5. Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики. – Гуманитарная Академия, 2002.
  6. Картледж П. Спартанцы: Герои изменившие ход истории; Фермопилы: Битва, изменившая ход истории. – М.: Эксмо, 2009.
  7. В.С. Сергеев. История Древней Греции. – СПб, «Полигон», 2002.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Интернет портал «Historic.ru» (Источник)
  2. Интернет портал «Fb.ru» (Источник)
  3. Интернет портал «Factruz.ru» (Источник)
  4. Интернет портал «Syl.ru» (Источник)
  5. Интернет портал «Studopedia. ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. В чем было отличие двух полисов, Афин и Спарты?
  2. Расскажите о причинах, ходе и итогах греко-персидских войн.
  3. Что такое афинская демократия? Каждый ли афинянин мог принимать участие в управлении Афинами?
  4. Расскажите о причинах и итогах Пелопонесской войны.

Спарта и Афины — Обществознание 6-го класса

Спарта и Афины

Основываясь на том, что вы знаете   Вы читали о Афины . Его главным соперником была Спарта , крупный город-государство на Пелопоннесе. Жизнь там сильно отличалась от жизни в Афинах.

Военное государство Спарты

ОСНОВНОЙ ВОПРОС  На что больше всего обращало внимание спартанское общество?

Около 715 г. до н.э. Спарта завоевала соседнюю территорию, чтобы получить землю. Это завоевание изменило Спарту.

Спартанцы заставили побежденных стать рабами, называемыми илотов (HEHL•uhtz). Они работали в основном на фермах и должны были отдавать спартанцам половину своего урожая. Илоты бунтовали много раз. Хотя они значительно превосходили спартанцев численностью и упорно сражались, спартанцы подавили восстания. Страх перед этими восстаниями привел к тому, что Спарта стала государством, сосредоточившим все усилия на создании сильной армии.

Правительство и общество Спарта имела правительство, которое было частично монархическим, частично олигархией и частично демократическим. Два царя правили Спартой, а пять выборных надзирателей руководили правительством. Совет старейшин, состоящий из 30 пожилых граждан, предлагал законы. Все спартанские граждане были частью Ассамблеи. Он избирал должностных лиц и голосовал по законам, предложенным Советом.
    Спартанское общество составляли три социальные группы. Горожане жили в городе и все свое время готовились стать солдатами.

Свободные неграждане жили в близлежащих деревнях. У них не было политических прав. Низшей группой были илоты. Их труд кормил Спарту, позволяя свободным спартанцам быть полноценными солдатами.

Спартанский воин. Как видно из этой статуи, спартанцы ценили военную мощь. Представленный здесь шлем с гребнем мог носить, вероятно, только офицер высокого ранга.

Образование   Целью спартанского общества было иметь сильную армию. В возрасте семи лет мальчики переселялись в военные дома под названием казармы . Их образование подчеркивало дисциплину, долг, силу и военное мастерство. (См. Первоисточник ниже.) Мальчики научились читать ровно настолько, чтобы свести концы с концами.
    Все граждане мужского пола поступали в армию в возрасте 20 лет и служили до 60 лет. Даже после женитьбы мужчинам приходилось есть вместе с однополчанами.

Женщины   Спартанское общество ожидало от своих женщин жесткости, эмоциональной и физической. Матери говорили своим сыновьям: «Принесите этот щит сами или вернитесь на нем». (Спартанцы несли мертвых воинов домой на своих щитах.) Обучение девочек в Спарте было направлено на то, чтобы сделать их сильными. Они прошли спортивную подготовку и научились защищаться.
    Упор на армию сделал семейную жизнь менее важной в Спарте, чем в других греческих городах-государствах. В Спарте мужья и жены проводили много времени порознь. У женщин было больше свободы. Им было разрешено владеть имуществом. Ожидалось, что жена будет следить за имуществом своего мужа, если он будет на войне.

————————————————— ————————————————— ————————————————— ——

Демократический образ жизни Афин

ОСНОВНОЙ ВОПРОС   Каким было правительство Афин?

Со временем в Афинах установилась прямая демократия. Все его граждане собрались, чтобы проголосовать за законы. Только свободные люди были гражданами.

Правительство и общество   В Афинах было два руководящих органа. Совет четырехсот занимался повседневными проблемами. Собрание проголосовало за политику, предложенную советом.
    Граждане должны были служить в армии всякий раз, когда они были нужны. Они также должны были входить в состав присяжных. Присяжные обычно состояли из нескольких сотен человек, чтобы выслушать обвинения против человека. В Афинах все граждане были равны в суде. Не было ни профессиональных юристов, ни судей. Граждане отстаивали свою позицию непосредственно перед присяжными.

    Реформы Солона разделили граждан на четыре класса в зависимости от дохода. Иностранцы, женщины, дети и рабы не были гражданами.
    Рабы составляли треть населения. Они работали в домах, сельском хозяйстве, промышленности и шахтах. Некоторые рабы работали вместе со своими хозяевами. Некоторые даже получали зарплату и могли купить свою свободу.

Образование   Мальчики из богатых семей пошли в школу в возрасте шести или семи лет. Образование подготовило их к тому, чтобы стать хорошими гражданами. Они изучали логику и ораторское искусство, чтобы помочь себе вести дебаты в Ассамблее, будучи взрослыми. Они также изучали чтение, письмо, поэзию, арифметику и музыку. Спортивные занятия помогли им развить сильное тело.

Женщины   Афиняне ожидали, что женщины будут хорошими женами и матерями. Эти роли уважались, потому что они помогали сохранить семью и общество сильными. Кроме того, некоторые женщины выполняли важные религиозные роли жриц в храмах. Несмотря на свою важность для общества, афинские женщины имели гораздо меньше свободы, чем спартанки.

    Женщины могли наследовать имущество, только если у их отцов не было сыновей. Девочки не посещали школу. Домашним обязанностям они научились у своих матерей. Некоторые научились читать и писать.

Knucklebones Players — эти две женщины играют в костяшки, древнюю игру, похожую на детскую игру в валеты. Называется она так потому, что изначально в нее играли костяшками (лодыжками) овцы.

————————————————————- ————————————————— ————————————————— ———

Персидские войны

ОСНОВНОЙ ВОПРОС  Что произошло, когда Персия вторглась в Грецию?

Как вы знаете, Персия завоевала большую часть Юго-Западной Азии. Образовавшейся империей правил король и высокоорганизованное правительство.
    В 500-х годах до нашей эры Персия завоевала Анатолию, регион со многими греческими колониями. В 499 г. до н.э. некоторые греки в Анатолии восстали против персидского правления. Афины, имевшие сильный флот, послали им на помощь корабли и солдат. Восстание провалилось, но Персия решила наказать Афины за вмешательство. В 490 г. до н.э. персы подошли к Афинам на равнину Марафон . Афиняне послали гонца просить Спарту о помощи, но спартанцы пришли слишком поздно.

    Афиняне были значительно в меньшинстве, поэтому им пришлось использовать хитрый план. Сначала они потянули персов к центру греческой линии. Тогда греки окружили их и атаковали. В ближнем бою греческие копья были эффективнее персидских стрел. Персы потеряли 6400 человек. Греки потеряли только 192 человека.
    Легенда гласит, что один солдат пробежал из Марафона около 25 миль в Афины, чтобы сообщить о победе. Добравшись до Афин, он потерял сознание и умер. Современные марафоны основаны на его длительном беге.

Победа греков  В 480 г. до н.э. Персия снова вторглась в Грецию. Несмотря на прошлые ссоры друг с другом, несколько греческих городов-государств объединились против Персии. Армия из 300 спартанцев охраняла узкий проход в Фермопилах (thuhr•MAHP•uh•lee), чтобы помешать персидской армии достичь Афин. Спартанцы удерживали перевал два дня, пока персы не перебили их всех. Их жертва дала афинянам время подготовиться к битве.
    Афиняне покинули свой город, чтобы принять морское сражение против персов.

Битва произошла в узком водоеме, где большой персидский флот едва мог двигаться. Меньшие и более мобильные греческие корабли потопили около 300 персидских кораблей, и война закончилась. Вы прочтете больше о Греции после войны в главе 12.

Резюме  
 • Спарта организовала свое государство вокруг своей сильной армии.
 • Афины ценили демократическое правительство и культуру.
 • Некоторые греческие города-государства объединились, чтобы победить персов.

Почему это важно сейчас . . .
Победа над персами позволила греческой демократии и культуре сохраниться. Эта культура оказала большое влияние на более позднюю мировую цивилизацию.