Состояние николая 2: На сколько богатым был Николай II — Рамблер/финансы

Содержание

Кто Вы, Николай II? Биограф о причинах отречения и характере императора

– У него приняли отречение  Василий Витальевич Шульгин и  Александр Иванович Гучков. Первый после того, как государь подписал акт и отдал им, сказал: «Ах, ваше величество, если бы раньше, если бы раньше…» Император, по словам Шульгина, на тот момент уже бывший, подошел к нему, посмотрел на него и сказал: «И вы думаете, обошлось бы?». Может быть, Шульгин и придумал это, но, по крайней мере, в фильме «Перед судом истории», где Шульгин играет самого себя, этот сюжет показан. 

Это безусловная трагедия. Если смотреть с другой стороны – что происходит после отречения царя? Казалось бы, он мог поехать к жене и больным детям. Но он разворачивается и едет обратно в ставку. Я думаю, что это важный момент, на который следует обратить внимание. Да ведь и условно манифест был подписан с явными нарушениями. Современные монархисты любят говорить, что манифест подписан синим карандашом и адресовался начальнику штаба, хотя и был контрассигнирован генерал-адъютантом графом Фредериксом, министром Императорского двора.

Это делает его незаконным. На это что можно ответить? Во-первых, революция сама по себе акт незаконный. И рассуждать о правильности оформления бумаги в условиях, когда все рушится – бессмысленно.  

Второй момент – документ действительно с формальной точки зрения незаконный. Может быть, поэтому император и поехал в ставку для того, чтобы заручившись поддержкой штаба, разорвать его. Не получилось. И оттуда он уже возвращался в Царское село как пленник. 

Монархисты пытаются акцентировать внимание на заговоре, который привел к трагедии отречения. Противостоящие им исследователи подчеркивают, что революция – это не случайное явление, и что дело не в заговоре как таковом. Я думаю, что дело, конечно, не в заговоре. Выражаясь пафосно и литературно, опять можно вспомнить Василия Розанова. «Задуло свечку» – писал он в «Апокалипсисе нашего времени». Он писал, что царь не ломался, не лгал, но увидев, как отвернулись от него ради несчастной распутинской истории, предали его, сказал, что отрекается от этого подлого народа, и стал в Царском селе колоть лед.

Вполне благородное занятие. Кажется, как-то так он выразился об этом.

Национальный туристический проект «Императорский маршрут» по Омской области

Проект «Императорский маршрут» объединил 22 региона: Санкт-Петербург, Москву, Московскую область, Пермский край, Свердловскую, Тюменскую, Омскую, Орловскую, Новгородскую, Воронежскую, Томскую, Псковскую, Кировскую, Калужскую, Костромскую области, респ. Крым, респ. Татарстан, Ставропольский край, Брянскую, Новосибирскую, Калининградскую и Тульскую области. В 2018 году маршрут прошел по городам – местам памяти династии Романовых и был посвящен 100-летию со дня трагических событий в истории нашего государства.

Омская область

Омск

В Омске Николай II бывал дважды. В первый раз — цесаревичем, второй — на последней крупной станции Любино по тюменской дороге на подступах к Омску, которая стала последней остановкой перед тем, как поезд с Царской Семьей повернул в Екатеринбург, где они были расстреляны.

Станция Любинская, что в нескольких десятках километров от Омска, стала самой восточной точкой трагического пути Царя Николая, но так и не стала возможной точкой спасения Венценосной Семьи. В Любино, на площади перед железнодорожным вокзалом, где останавливался поезд с царской семьей, в 2012 году установили часовню с мемориальной доской об этом событии. Ежегодно с 1 по 17 июля здесь проходят мероприятия, посвященные памяти Императора России Николая II и его семьи, «Царские дни в Любино». 

В самом Омске Николай II был с высочайшим визитом в качестве наследника престола еще в июле 1891 года, заканчивая свое кругосветное путешествие на Восток, на пути из Владивостока в Москву. По всему пути следования будущего Императора дороги были приведены в совершенно гладкое и ровное состояние. Заметно преобразился и сам Омск. В городе устроили иллюминацию, специально соорудили «Царские ворота» – деревянную триумфальную арку на Лермонтовской улице на выезде с пристани.

Николай Александрович пробыл в Омске три дня. 16 июля 1891 года он стал участником закладки Успенского кафедрального собора: положил в основание храма первый кирпич и 4 золотые монеты. В 1935 году храм был взорван большевиками, восстановлен в 2007 году.

В 1918 году, после расстрела царской семьи, на фоне разгорающейся гражданской войны до этого тихий и благополучный купеческий Омск превратился в «Третью столицу» России, куда прибыло правительство и Верховный правитель А.В. Колчак.

Экскурсионная программа «Императорский маршрут» Омск – Любинская – Омск на сайте РДЖ.

Тур — Имперский Омск (.docx)

Выбрать туроператора

Агентство делового туризма и мероприятий «Моментум»

Сайт: vk.com/momentum55

Туристическая компания «Евразия-тур»

Сайт: euroasiatour.ru

Туристическая компания «Увлечен и Я»

Сайт: www. uvlechenomsk.ru

Туристский информационный центр Омской области

Сайт: vk.com/tur_omsk

Состояние основателя Revolut Николая Сторонского выросло почти на 500%

Состояние основателя британского финтех-стартапа Revolut  после новой сделки компании оценивается в $7,1 млрд, подсчитал американский Forbes.

Таким образом, оценка состояния 37-летнего Сторонского увеличилась почти на 492%. Ранее Forbes оценивал его в $1,2 млрд исходя из того, что Revolut в феврале 2020 года инвесторы оценили в $5,5 млрд. В четверг Revolut сообщил, что в рамках нового инвестиционного раунда привлек $800 млн при оценке в $33 млрд. Таким образом, его стоимость выросла в шесть раз за полтора года. Теперь Revolut стал самым дорогим финтех-стартапом Великобритании и вторым в Европе, где уступает только оцененному в $45,6 млрд Klarna. Сторонскому принадлежит более 20% Revolut, отмечает американский Forbes.

 Представитель Revolut не ответил на запрос о комментариях.

Весной Сторонский занял 107-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России 2021 года. С новой оценкой он попадает в топ-30 богатейших российских бизнесменов по версии рейтинга Forbes Real-Time, который обновляется в режиме реального времени. В этом списке Сторонский будет соседствовать с , состояние которого, по данным на 15 июля, также оценивается в $7,1 млрд.

Реклама на Forbes

Revolut основали в 2015 году в Великобритании Сторонский и Влад Яценко (занял 34-е место в рейтинге богатейших украинцев по версии украинского Forbes с состоянием $300 млн). Стартап создал карту и приложение, которые позволяют экономить при конвертации валют при платежах. Позднее он расширил функционал и теперь предлагает в том числе эквайринг для бизнеса, торговлю криптовалютами и акциями.

Подробнее о том, как уроженец Долгопрудного создал один из самых дорогих стартапов Европы, читайте в материале Стартап, очаровавший Грефа и Тинькова. Как выпускник МФТИ за 4 года создал бизнес на $1 млрд

Фото Dan Burn-Forti для Forbes

15 бизнесменов, изменивших представление о России. Рейтинг Forbes

15 фото

Кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус»

Кадетская школа является преемником традиций Второго Донского кадетского корпуса (1920-1922г.г.) и Корпуса-Лицея Императора Николая II (1930-1964г.г.) Кадетская школа образована 1 сентября 2001 года в соответствии с постановлением Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 16 июля 2001 г. №338 как государственное общеобразовательное учреждение Ростовской области – кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус».

Согласно постановлению администрации Ростовской области от 12 апреля 2004г. №146 Кадетская школа передана в ведение Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений при администрации Ростовской области и переименовано в государственное общеобразовательное учреждение Ростовской области – кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II казачий кадетский корпус».

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2007 г. № 474-р и приказа Федерального агентства по образованию от 14 мая 2007г. №843 «О принятии государственных общеобразовательных учреждений кадетской школы «Второй Донской Императора Николая II казачий кадетский корпус» и кадетской школы-интерната «Морозовский А.В. Суворова казачий кадетский корпус» государственное общеобразовательное учреждение кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II казачий кадетский корпус» передано из ведения Ростовской области в ведение Федерального агентства по образованию и переименовано из государственного общеобразовательного учреждения кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II казачий кадетский корпус» в Федеральное государственное общеобразовательное учреждение кадетскую школу «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.05.2011г. №1916 Федеральное государственное общеобразовательное учреждение кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус» переименовано в федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вторая Донская Императора Николая II кадетская школа».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.04.2012г. №327 «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» и федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Вторая Донская Императора Николая II кадетская школа» было реорганизовано в форме присоединения к Университету.

На основании приказа ректора Университета от 16 апреля 2013г. № 63 «О реорганизационных процедурах» структурному подразделению Университета «Вторая Донская Императора Николая II кадетская школа Донского государственного технического университета» установлено наименование кадетская школа «Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус» Донского государственного технического университета».

Второй Донской императора Николая II кадетский корпус – преемник двух исторических корпусов – Второго Донского Кадетского корпуса и Русского кадетского корпуса-лицея имени императора Николая II (Версальский кадетский корпус). Преемственность восстановленного корпуса подтвердили Атаман Всевеликого Войска Донского за рубежом Н.В. Федоров (США) и председатель Объединения кадет российских кадетских корпусов во Франции А.Д. Шмеман (Франция).

Одной из важнейших задач в становлении ребят преподаватели и офицеры-воспитатели корпуса считают привитие своим воспитанникам чувства патриотизма, любви к своей истории, своим корням.

Кадеты Второго Донского Императора Николая II кадетского корпуса ДГТУ – активные участники жизни г. Ростова-на-Дону.  Ежегодно они принимают участие в  мероприятиях, посвящённых Дню города, в губернаторских смотрах казачьих кадетских корпусов в честь светлого праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в параде на Театральной площади, посвященном Великой Победе, в  Губернаторском смотре парадных расчётов девочек и юношей в честь Дня Победы, в  спортивном городском патриотическом марафоне «Для нас Отечество священно», посвящённом Победе Советского народа в Великой Отечественной войне, в Молодёжном чемпионате города Ростова-на-Дону по военно-прикладным видам спорта, в Донской спартакиаде боевых искусств «Атаманский Перначъ».

Главные праздники в корпусе: День возрождения корпуса — 10 января и День рождения Императора Николая II — 19 мая. К последнему приурочивается акция милосердия «Белый цветок». Каждый год сотрудники корпуса, учащиеся и их родители организовывают благотворительную ярмарку, а вырученные средства передают на благие дела.

Сегодня Второй Донской Императора Николая II кадетский корпус ДГТУ – успешно развивающееся образовательное учреждение, в котором учат не только общеобразовательным дисциплинам, но и азам военного мастерства, основам православной культуры, истории родного Донского края. И, конечно, прививают уважение и любовь к своей Родине.

Женатый на кузине отец-насильник ходил в храм в форме времен Николая II

В Ленинградской области следователи продолжают разбираться в деле отца большого семейства, проживавшего в арендованном доме в деревне Химози под Гатчиной.

В отношении 46-летнего Андрея Бовта (который, по сведениям местного портала 47news. ru, до 1997 года носил фамилию Лобадюк) возбудили уголовные дела после того, как в доме многодетного отца обнаружили большое количество нелегального огнестрельного оружия и боеприпасов, а самого его подозревают в сексуальном насилии над несовершеннолетней дочерью.

Мера пресечения будет избрана ему судом, скорее всего, завтра, 18 декабря, передает РИА Новости.

Местные журналисты, тем временем, постарались узнать о том, что это была за семья. Появились сведения о том, что она была набожной. Однако настоятель местного храма отец Михаил сообщил, что на службы Бовт перестал ходить лет 10 назад.

При этом запомнился он старожилам-прихожанам тем, что появлялся в церкви в мундире царской армии времен Николая II и так же наряжал детей.

Его супруга Светлана, которая, по некоторым сведениям, приходится Бовту двоюродной сестрой, в храм ходила постоянно.

Священнослужитель также отметил, что не знает, как относиться к информации, которая стала известна накануне, поскольку вся семья производила очень положительное впечатление.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова взяла эту историю на контроль.

Ранее сообщалось, что дети не имели документов и не ходили в школу.


В беседе с журналистами Кузнецова отметила, что пока неясно: каким образом восемь детей могли проживать незамеченными на территории небольшого муниципального образования?

«Органы опеки и попечительства в ходе своей деятельности не могли не заметить многодетной семьи», — отметила детский омбудсмен.

Она намерена направить обращение в прокуратуру, «чтобы разобраться, как была выстроена работа органов опеки и попечительства, и почему снова эти «дети-невидимки» были обнаружены в закрытом доме».

Кузнецова также сообщила, что сейчас главное — состояние здоровья детей. Они сейчас находятся в больнице, проводится обследование, рядом с ними — региональный уполномоченный по правам ребенка Тамара Литвинова.

Она, со своей стороны, рассказала прессе, что двое из восьми детей из этой семьи уже достигли совершеннолетия, а шестеро — в возрасте от 9-ти до 17 лет – направлены в Гатчинскую районную больницу.

По ее словам, после вердикта врачей будет решаться вопрос об их помещении в социальное учреждение.

Также, как сообщил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах, задержан владелец дома в деревне Химози, где проживал подозреваемый в незаконном хранении оружия и в насилии над малолетней дочерью отец семейства.

за что канонизирован император Николай II и его семья? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 17 мин.

17 июля — день памяти Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.

В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году. И хотя святые князья в православной традиции не редкость, эта канонизация до сих пор у некоторых вызывает сомнения. Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность?

Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым.

Обращаем внимание, что это интервью было опубликовано в спецвыпуске «Романовы: 400 лет в истории», который вышел в 2013 г. Со всеми материалами номера вы можете ознакомиться здесь.

Семья Николая II: Александра Федоровна и дети — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей. 1913 г.

Смерть как аргумент

— Отец Владимир, откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто мученики?

— Когда в 2000 году Синодальная комиссия по канонизации святых обсуждала вопрос о прославлении царской семьи, она пришла к выводу: хотя семья государя Николая II была глубоко верующей, церковной и благочестивой, все ее члены ежедневно совершали свое молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Тайн и жили высоконравственной жизнью, во всем соблюдая евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия, во время войны усердно трудились в госпитале, ухаживая за ранеными солдатами, к лику святых они могут быть причислены прежде всего за свое по-христиански воспринятое страдание и насильственную смерть, причиненную гонителями православной веры с неимоверной жестокостью. Но все же нужно было ясно понять и четко сформулировать, за что именно была убита царская семья. Может быть, это было просто политическое убийство? Тогда их мучениками назвать нельзя. Однако и в народе, и в комиссии было сознание и ощущение святости их подвига. Поскольку в качестве первых святых на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, и их убийство также не было прямо связано с их верой, то явилась мысль обсуждать прославление семьи государя Николая II в этом же лике.

— Когда мы говорим «царственные страстотерпцы», имеется в виду только семья царя? Пострадавшие от рук революционеров родственники Романовых, Алапаевские мученики, к этому лику святых не относятся?

— Нет, не относятся. Само слово «царственные» по своему смыслу может быть отнесено только к семье царя в узком смысле. Родственники ведь не царствовали, даже титуловались они иначе, чем члены семьи государя. Кроме того, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова — сестра императрицы Александры — и ее келейница Варвара могут быть названы именно мучениками за веру. Елизавета Федоровна была супругой генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича Романова, но после его убийства не была причастна к государственной власти. Она посвятила свою жизнь делу православного милосердия и молитве, основала и построила Марфо-Мариинскую обитель, возглавила общину ее сестер. Разделила с нею ее страдание и смерть келейница Варвара, сестра обители. Связь их страдания с верой совершенно очевидна, и они обе были причислены к лику новомучеников — за рубежом в 1981 году, а в России в 1992 году. Впрочем, это теперь подобные нюансы стали важны для нас. В древности не делали различия между мучениками и страстотерпцами.

— Но почему именно семья последнего государя была прославлена, хотя насильственной смертью окончили свою жизнь многие представители дома Романовых?

— Канонизация вообще совершается в наиболее очевидных и назидательных случаях. Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа.

Николай Александрович и Александра Федоровна в Крыму. 1910-е гг.

— А каковы были критерии канонизации? Какие были доводы «за» и «против»?

— Комиссия по канонизации очень долго работала над этим вопросом, очень педантично проверяла все доводы «за» и «против». В то время было много противников канонизации царя. Кто-то говорил, что этого нельзя делать потому, что государь Николай II был «кровавым», ему в вину вменяли события 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации рабочих. В комиссии была проведена специальная работа по выяснению обстоятельств Кровавого воскресенья. И в результате исследования архивных материалов оказалось, что государя в это время вообще не было в Петербурге, он никак не был причастен к этому расстрелу и не мог отдать такого приказа — он даже не был в курсе происходящего. Таким образом, этот довод отпал. Подобным образом рассматривались и все остальные аргументы «против», пока не стало очевидно, что весомых контрдоводов нет. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого.

— Почему нельзя назвать их убийство чисто политическим?

— Царская семья олицетворяла идею православного царства, и большевики не просто хотели уничтожить возможных претендентов на царский престол, им был ненавистен этот символ — православный царь. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия. Это становится понятным в контексте византийской интерпретации царской власти как служения «внешнего епископа церкви». А в синодальный период, в изданных в 1832 году «Основных законах Империи» (статьи 43 и 44) говорилось: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. И в сем смысле император в акте о престолонаследии (от 5 апреля 1797 года) именуется Главой Церкви».

Государь и его семья были готовы пострадать за православную Россию, за веру, они так и понимали свое страдание. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».

Отречение: слабость или надежда?

— Как понимать тогда отречение государя от престола?

— Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все.

Читайте также

Церковь просит не устанавливать конкретных сроков для завершения исследований в процессе изучения царских останков

Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных (практически все командующие фронтами генералы и адмиралы) и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила (при условии его помазания на царство) успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола

— Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах?

— Да, но это видно и из самих его поступков. Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!» 

— Многие усматривают в отречении обыкновенную слабость…

— Да, некоторые видят в этом проявление слабости: человек властный, сильный в обычном понимании слова не отрекся бы от престола. Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным. К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик.

Комната великих княжон в Ипатьевском доме

Революция: неизбежность катастрофы?

— То, как жили, как верили последние Романовы, повлияло на их канонизацию? 

— Безусловно. О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны.

Читайте также

Венценосная семья. Запечатленные мгновения

— Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?

— Я думаю, что самым опасным признаком тяжелого состояния многих наших современников является отсутствие всякого отношения к мученикам, к царской семье, вообще ко всему. К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится.

— Что можно ответить на такое заявление: жертва царя была совершенно необходима, и благодаря ей была искуплена Россия? 

— Подобные крайности звучат из уст людей, богословски неосведомленных. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю. Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости.

— Но говорят, что подвиг новомучеников много значил для России…

—Только подвиг новомучеников один и смог противостоять тому разгулу зла, которому подверглась Россия. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы! И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение.

Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия. Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама — множество гор, хребтов, вершин. А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта!

Так и здесь: проходит время, и мы убеждаемся в том, что эти наши новые святые были действительно исполины, богатыри духа. Я думаю, что и значение подвига царской семьи со временем будет открываться все больше, и будет понятно, какую великую веру и любовь они явили своим страданием.

Кроме того, спустя столетие видно, что никакой самый мощный вождь, никакой Петр I не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России.

— Почему?

— Потому что причиной революции было состояние всего народа, состояние Церкви — я имею в виду человеческую ее сторону. Мы зачастую склонны идеализировать то время, но на самом деле все было далеко не безоблачно. Народ наш причащался раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России — огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К. Ф. Победоносцева — была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно.

Многое можно перечислять. Ясно одно: вера стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени — прежде всего, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе.

— Сам царь Николай II и его семья эту катастрофу предчувствовали?

— Конечно, и мы находим об этом свидетельства в их дневниковых записях. Как мог не чувствовать государь Николай II, что происходит в стране, когда прямо у Кремля бомбой, брошенной террористом Каляевым, был убит его дядя, Сергей Александрович Романов? А революция 1905 года, когда бунтом были охвачены даже все семинарии и духовные академии, так что пришлось их временно закрыть? Это ведь говорит о состоянии Церкви и страны. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе происходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей…

— Вы хотите сказать, что невозможно обвинять исключительно Николая II в свалившихся на страну бедах?

— Да, именно так — ему суждено было родиться и царствовать в это время, он уже не мог просто напряжением воли изменить ситуацию, потому что она шла из глубины народной жизни. И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен, — путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству.

Подвал дома Ипатьева, Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. здесь был расстрелян вместе с семьей и домочадцами император Николай II

Какие же это святые?..

— Отец Владимир, в советское время, очевидно, канонизация была невозможна по политическим причинам. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго?

— Вы знаете, после перестройки прошло больше двадцати лет, а пережитки советской эпохи еще очень сильно сказываются. Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет.

— Из-за определенного страха?

— Не только из-за страха, скорее, из-за штампов, которые насаждались с самого детства, которые владели людьми. Я знал многих представителей старшего поколения — среди них священники и даже один епископ, — которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? какой же он святой? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. д. — видимо, как-то оказался увязан в молодом восприятии людей того времени со слабостью власти, с тем, что не было настоящего вождя у народа, который мог бы противостать всему этому разгулу зла. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления…

И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика — он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой?» То есть людей, с которыми мы живем, принять как святых нам не так-то легко, потому что для нас святые — «небожители», люди из другого измерения. А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает — какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение.

Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси

Конец венчает дело

— Отец Владимир, я вижу, у Вас на столе среди прочих лежит книга о Николае II. Каково Ваше личное отношение к нему?

— Я вырос в православной семье и с самого раннего детства знал об этой трагедии. Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге…

Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное. Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога.

Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие.

Интервью печатается в сокращении. Полную версию читайте в специальном выпуске журнала «Фома» «Романовы: 400 лет в истории» (2013 г.)

Читайте также другие статьи из спецвыпуска «Романовы»: 
«Важно быть благодарными потомками…»
Романовы: 3 века царствования
Мы должны вернуться в Россию
Династия Романовых и Церковь

Последний приезд государя императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (к 100-летней годовщине)

Личность последнего государя императора, царя-мученика Николая Александровича, во всех отношениях была удивительной. Но прежде всего от него исходило потрясающее благородство, оно было и священно и духовно. По свидетельству многих приближенных лиц, да и членов Императорского Дома, последний всероссийский государь был необычайно религиозен. Но об этой Его неподдельной религиозности больше говорят слова из переписки императора с вдовствующей императрицей Марией Феодоровной. Эта большая переписка, которая и поныне хранится в фондах ГАРФ (фонд № 642) во много раз больше раскрывает внутренний мир государя. В 1896 году Государь писал вдовствующей императрице-матери Марии Феодоровне: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Мя веруйте», эти слова Иисуса Христа так успокоительно действуют на истомленную душу; и еще следующее: «И елика аще просите с верою у Бога, дастся вам». Эти слова для меня особенно дороги потому, что я в продолжении пяти лет молился Богу, повторяя при каждом вечере, прося Его облегчении перехода Аликс в православие и дать ее в жены» [1].

Несколько позже, уже в связи с другими событиями, государь своей матери напишет слова, которые с необыкновенной ясностью свидетельствуют о воистину глубокой вере государя в Божественный Промысл: «Все в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее» [2]. Государь берег свой внутренний мир от вторжений со стороны любопытствующих, в особенности от тех, кто использовал свое близкое положение ко двору и тем не менее становился разносчиком небылиц и сплетен. Последним, к сожалению, верили, порой больше, чем даже самой императорский семье [3]. И неудивительно, поскольку общество конца 19 столетия, а в особенности начала 20 столетия начинало заражаться неисцеленной болезнью либерализма, впитывая в себя не лучшее, а худшее из далеко уже нехристианских «европейских манер». Известный современный русский историк и крупный исследователь жизни и деятельности последнего всероссийского императора А.А. Боханов замечает: «Но влияние «просвещенной», безрелигиозной «Европы» сказывалось на всем строе духовной жизни России… Но вместе с тем те сегменты и элементы общественно среды, которые составляли монархический «истеблишмент», во многом уже выступали носителями деформированных монархических представлений. Царь теперь для многих не являлся уже фигурой сакрально осененной; по расхожим либеральным представлениям, имевшим чрезвычайную востребованность в кругах «образованного общества», — это лишь «правитель», наделенный «чрезмерными властными прерогативами». А потому и можно было бесконечно рассуждать о том, чем он «хорош», но главным образом – чем Он «плох». В последний период Царской России эта – излюбленнейшая тема среди тех, кто называл себя «монархистами» [4]. 

В своей переписке с матерью государь доносит свои переживания и чувства от посещения первопрестольной Москвы, от молитвы в храмах и т.д. Именно в этой переписке обнаруживается в его характере истинно христианская жертвенность, стремление ради «действительного блага горяче любимой матушки России пожертвовать престолом и жизнью» [5]. Эти слова, которые в точности будут озвучены в телеграмме Государя на имя председателя Государственной Думы Родзянко, впервые будут высказаны в письме к матери после убийства Боголепова В. Н., министра народного просвещения [6]. С этого злодеяния, совершенного антигосударственными и антимонархическими силами, начинается эпоха политического террора в отношении всех преданных государю императору Николая Александровичу лиц. Россия входила в новый век, в начале которого разворачивается активное и мощное антимонархическое движение, ставившее своей целью уничтожить православное царство. И на пути к достижению этой поистине сатанинской цели стояла августейшая семья, и прежде всего личность самого государя императора Николая Александровича.


Н.П. Боголепов, министр народного просвещения

Во многом подражая и следуя примеру святого Александра Невского, государь все свои важные дела начинал с молитвы, частого посещения храмов и молитвы во время обедни. Эти «официальные визиты» носили не номенклатурный характер, они были не просто формальным исполнением принятого придворного этикета. Они для государя являлись чем-то вполне естественным и искренним выражением внутреннего религиозного горения христианского сердца. Поэтому оценка личности государя, сделанная святым праведным отцом Иоанном была невероятно точна – как государя «сияющего правой верой и благочестием» [7].


Приезд в Лавру государя императора в 1912 г.

1 (19 июля) августа 1914 года Россия вынужденно вступила в войну с Германией. В этот день Государь в своем дневнике напишет: «После завтрака вызвал Николашу и объявил ему о назначении Верховным Главнокомандующим впредь до моего приезда в армию. Поехал с Аликс в Дивеевскую обитель. Погулял с детьми. В 6 ½ поехали ко всенощной. По возвращении оттуда узнали, что Германия нам объявила войну» [8].


Дневник государя императора с записью о начале войны с Германией

4 августа государь выезжает в Москву. Здесь, в древней столице Российского государства, он не только принимает и выходит в высший свет, но посещает кремлевские святыни, молится. На обратном пути государь внезапно решает заехать в Свято-Троицкую-Сергиеву Лавру. Этот «лишний крюк», проделанный царским поездом из Москвы в Петербург и Царское Село был неслучаен. Дневник государя, как обычно предельно лаконичен в своих записях: «В 12 1/2покинули Москву и поехали в Троице-Сергиевскую Лавру. На пути было затмение солнца. После молебна у раки преп. Сергия сели в поезд и на ст. Лихоборцы видели эшелон второочередной батареи». [9]


Троице-Сергиева Лавра в начале XX столетия

Официальная церковная пресса, «Московский церковный вестник» дает краткое описание Высочайшего визита в Троице-Сергиеву Лавру в следующем варианте: «8 августа в 3 ½ часа дня, Их Императорские Величества Государь Император и Государыня Императрица Александра Феодоровна с Наследником Цесаревичем и Августейшими Дочерьми Великими Княжнами Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной, Марией Николаевной и Анастасией Николаевной, а также Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в сопровождении лиц свиты прибыли из Москвы на ст. Сергиево, Северных жел. дорог….


Один из последних приездов государя в Лавру (из архива автора)

При торжественном колокольном звоне всех посадских церквей Их Величества с августейшей семьей и Великой княгиней Елисаветой Феодоровной вышли из салона вагона…

В северных вратах Троицкого собора Их Величества были встречены наместником Лавры архимандритом Товиею с братией. Приложившись ко кресту и приняв окропление св. водой, Их Величества проследовали в собор, где о. Товия и старшей братией было совершено молебствие преподобному Сергию…

После молебствия Их Величества и Их Высочества прикладывались ко кресту, приняли окропление св. водой и поднесенные им просфоры, а затем молились и прикладывались к мощам преподобного Сергия. О. наместник Лавры обратился к государю императору с кратким словом и поднес Его Величеству для целования икону явления Богоматери преподобному Сергию, сопутствовавшую всегда русским войсках во время войны, начиная с 1654 года. Государь император приложился к этой святыне; копию этой иконы о. Товия поднес Его Величеству государю императору, государыне императрице Александре Феодоровне – икону Божие Матери и августейшим дочерям Их Величеств – по иконе явления прп. Сергию; наследнику цесаревичу была поднесена икона святителя Алексия митрополита.

Из Троицкого собора при пении «Спаси Господи» Их Величества последовали в Серапионову палатку и Никоновскую церковь, где прикладывались к святыням, а затем направились через южные двери на монастырскую площадь…» [10] Официальные сообщения сообщают о разных встречах с представителями местного гражданского управления, которые для нас не столь важны, и мы их упускаем из вида.


Троицкий Собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
со стороны Никоновского придела — традиционного выхода царской семьи

Однако в этот раз государь посетил Троицкую обитель, которую из всех монархов после императора Петра Великого он посещал чаще всех и фактически во время каждого своего визита в первопрестольную Москву, не просто так. С этой обителью, которая для Российского государства является ее «сердцем», а ее святой преподобный Сергий «игуменом земли Русской», так назвал прп. Сергия первый русский царь Иоанн Васильевич Грозный после чудесной победы над Казанью, последнего всероссийского императора связывали не только послекоронационные торжества 1896 года, но и что-то более глубокое. Но именно это «глубокое» останется, наверное, никогда не раскрытым в силу, прежде всего, характера Государя, который всегда умел «скрывать свои чувства», свои религиозные переживания. Но факт благоговейного почитания царем-мучеником прп. Сергия и его Лавры является для верующего человека очевидностью [11]. И эта очевидность достаточно ясно раскрывается именно в этом Высочайшем неофициальном визите государя в Лавру в судьбоносный и переломный момент в истории Империи и личной судьбы последнего всероссийского монарха.

Крайне лаконичную запись государя императора о его визите в Лавру в некоторой степени расшифровывает П. Жильяр, наставник и воспитатель наследника цесаревича-мученика Алексея. В своих воспоминаниях об августейшей семье, которые были опубликованы в сборнике под названием «Император Николай II и его семья», он сделает запись об это визите в Лавру. В ней он в частности говорит следующее: «Пятница 21 августа, — Их Величества пожелали перед возвращением в Царское Село, посетить Троицко-Сергиевский монастырь – святыню, наиболее чтимую в России после древней Киевской Лавры…Здесь, так же как и в Москве и в верхнем Поволжье, с наибольшей силой воскресает прошлое боярской Руси, великих князей московских и первых царей. Здесь лучше всего можно понять исторический рост русского народа». Описав историческое значение Лавры для России и вспомнив некоторые важные вехи из ее героической истории, П. Жильяр далее пишет о некоторых подробностях пребывания императорской семьи в Лавре: «Царская семья присутствовала на молебне и приложилась к мощам преподобного Сергия, основателя монастыря. Архимандрит благословил Государя иконой, писанной на доске от гроба преподобного, одного из наиболее чтимых во всей России святых. В былое время, эта икона всегда сопутствовала царям в их походах. По приказанию Государя, она будет перевезена в Ставку и поставлена в походную церковь Верховного Главнокомандующего. После этого Государь, Государыня и дети проследовали в маленькую церковь святого Никона, затем они задержались на несколько минут в бывших Патриарших палатах…Простившись с архимандритом, Императорская семья покинула монастырь, провожаемая до внешней ограды толпой монахов, теснившихся вокруг экипажей» [12]. Великая княжна Татьяна Николаевна в своем дневнике обозначит этот приезд в Троице-Сергиеву Лавру во много раз лаконичнее: «В 3ч. Приехали в Троицко-Сергиевскую Лавру. Был молебен, Очень было хорошо. Прикладывались к мощам. Потом уехали…» [13].

Сопровождавший государя и всю августейшую семью в этой поездке в Москву и в Лавру генерал В.Ф. Джунковский [14] в своих воспоминаниях об этом посещении Лавры пишет в несколько ином ракурсе. Нет сомнения в том, что поднесение государю императору для отправки в Ставку Верховного Главнокомандующего великой национальной святыни святой иконы «явления прп. Сергию Богоматери» является крайне важным и уникальным событием [15]. Эта святая икона действительно на протяжении многих веков, начиная с XVI столетия, была покровительницей русской армии во времена ведения войн с врагами России и православной веры. Об этом «особом покровительстве» наглядно свидетельствуют выгравированные памятные надписи на ковчеге святой иконы. После победы над поляками при царе Алексее Михайловиче в 1654 г., в день памяти прп. Сергия Радонежского, то есть 25 сентября (8 окт. по нынешнему гражд. календарю), о чем оставлена подпись на ковчеге, эта святая икона участвовала в войнах: Северной 1702-1721, Отечественной 1812 г., Крымской 1853-86 гг., русско-турецкой 1877-1878, и она сопровождала Его Императорское Величество в походах, в русско-японской войне, образ был вручен главнокомандующему русской армией генерал-адъютанту А.Н. Куропаткину «для сопутствия войскам».

Однако генерал В.Ф. Джунковский не обращает даже своего внимания на распоряжение государя отправить в Ставку древнюю чудотворную полковую икону «Явления Богоматери прп. Сергию». Зато он в подробностях описывает встречу Государя с депутацией от крестьян Дмитровского уезда после выхода императора из Никоновского придела Троицкого собора [16]. Мы невольно воспринимаем такое пренебрежительное отношение к историческому и духовно значимому факту распоряжения Государя о перенесении в Ставку чудотворной иконы как очередное печальное свидетельство о духовно-нравственном состоянии высшего офицерского состава Российской армии, представителем которого был генерал В.Ф. Джунковский [17].


Генерал В.Ф. Джунковский

Документы Духовного собора Троице-Сергиевой Лавры, бережно сохранившиеся в архиве РГАДА (ф. 1204, оп. 1) нам еще более детально рассказывают об этом последнем визите государя императора Николая Александровича в Троице-Сергиеву Лавру.

В своем докладе Высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию Духовный собор Троицкой Лавры сообщает следующее: «Духовный Собор долг имеет донести Вашему Преосвященству, что ИХЪ ИМПЕРАТОРСКИЯ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ и ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА съ Августейшимъ Семействомъ и Великой Княгиней ЕЛИСАВЕТОЙ ФЕОДОРОВНОЙ изволили осчастливить Лавру Своимх посещениемъ 8-го сего августа. Поездъ съ ВЫСОЧАЙШИМИ Особами прибыл на станцию Сергиево около 4 часовъ по полудни…Со станции в лавру ВЫСОЧАЙШИЕ ОСОБЫ въ экипажахъ изволили прибыть ко входу въ Троицкий Лаврский Соборъ с северной стороны, где и встречены были о. наместникомъ Лавры со старшией братиею, в облаченияхъ. Приложившись къ Святому Кресту и принявъ окропление святою водою ИХЪ ВЕЛИЧЕСТВА съ Августейшими Детьми и Великой Кягиней вошли въ Соборъ. Здесь былъ отслуженъ краткий молебенъ Преподобному Сергию съ прибавлениемъ прошений о даровании победы, с провозглашениемъ многолетия ИХЪ ИМЕРАТОРСКИМЪ ВЕЛИЧЕСТВАМЪ и ИМПЕРАТОРСКИМЪ ВЫСОЧЕСТВАМЪ и особаго многолетия Верховному Главнокомандующему дествующе армии, Великому Князю Николаю Никлаевичу, и русскому воинству. После молебствия ИХЪ ВЕЛИЧЕСТВА и ИХЪ ВЫСОЧЕСТВА прикладывались кх святымъ мощамъ Преподобнаго Сергия.

Затемъ о. наместникъ удостоился поднести ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ икону явления Божией Матери Преподобному Сергию, сказавъ при этомъ приветственное слово» [18].


Явление Богоматери преподобному Сергию.
Икона-складень (середник) монаха Евстафия Головкина, 1588 г.
(хранится в Ризнице Государственного Сергиево-Посадского музея-заповедника)

30 августа святой образ явления Богоматери прп. Сергию прибыл в Ставку Верховного Главнокомандующего в с. Барановичи и икона была торжественно встречена Верховным Главнокомандующим Вел. князем Николаем Николаевичем, протопресвитером Георгием Шавельским с духовенством и крестным ходом перенесена в соборный храм. Об этом подробно сообщает в своем письме протопресвитер армии и флота о. Георгий Шавельский [19], которое было направлено на имя Высокопреосвященнейшего митрополита Московского Макария [20]:


Свт. Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

«Ваше Высокопреосвященство Милостивый Архипастырь! По приказанию Его Императорского Высочества, Верховнаго Главнокомандующаго, Великаго Князя Николая Николаевича, имею честь доложить, что 30 августа прибывшая в Ставку Его Высочества Св. Икона «Явление Божией Матери Преподобному Сергию» была торжественно встречена на вокзале крестным ходом, возглавлявшимся мною с сонмом духовенства, Великими Князьями Николаем Николаевичем и Петром Николаевичем, Начальником и многими чинами Штаба при парадном наряде войск и торжественно была перенесена в Штабную церковь.

Прибытие Св. Иконы наполнило сердца всех нас несказанной радостью и твердой верой, что по молитвам Пресвятой Богородицы и Преподобнаго Сергия Господь поможет нашему воинству одержать полную победу над врагом. Наша вера укрепилась еще более после полученных 30-го же августа, через несколько часов по встрече Св. Иконы, известий о победе союзных войск над немцами и наших над австрийцами.

Сопровождающий Икону иеромонах Максимилиан, по повелению Верховнаго Главнокомандующаго помещен в поезде Его Штаба на полное содержание от щедрот Его Высочества..» [21].

Иеромонах Маркелл, насельник Троице-Сегиевой Лавры, который сопровождал икону и пребывал с ней в отведенных Вел. Князем апартаментах поезда. Этот же иеромонах сообщает в своем письме наместнику Лавры архимандриту Товии о чудесном событии, которое произошло на фронте впервые после начала войны с Германией – небольшой победе русских войск. «…после того дня как прибыл в Штаб наш образ была на нашей стороне хотя и небольшая победа, и на другой день после Литургии о. протопресвитер сказал приличное событию слово, после котораго служили благодарственный Бож. Матери и пр. Сергию молебен и все усердно благодарили пр. Сер. за дарованную намъ победу…» [22].

В этом грандиозном сражении австрийские войска потерпели поражение. Планы германского командования удержать весь Восточный фронт силами только австро-венгерской армии (которая в течение долгого времени пыталась захватить Львов) потерпели крах.

К 13 (26) сентября фронт стабилизировался на расстоянии 120—150 км западнее Львова. Сильная австрийская крепость Перемышль оказалась в осаде в тылу у русской армии [26].

Благодаря глубокой вере последнего всероссийского императора, царя-мученика Николая Алексадровича, которая воскресшала в умах подлинно русских людей времена настоящего, безыскусного русского благочестия допетровской Московской Руси, великая святыня, икона «явления прп. Сергию Богоматери» достигла Ставки Верховного Главнокомандующего. Через этот чудотворный образ Богоматерь и прп. Сергия в разгроме австрийской армии явили свое действенное заступничество за русскую армию. Начавшаяся для России война с Германией началась с побед русских войск на Юго-Западном и Западном фронтах. Пусть эти победы вскоре обернутся паническим отступлением русских войск, потерей многих территорий, что происходило вплоть до вступления в командование всеми войсками, армией и флотом Его Императорского Величества Императора Николая Александровича в качестве Верховного Главнокомандующего (это произошло 23 августа 1915г) [27]. «С этого момента, — пишет крупный современный историк П. Мультатули, — начался новый этап в войне России против Германии и Австро-Венгрии, — этап, который знаменовался стабилизацией фронта [28], самой крупной победой русской армии за эту войну, восстановлением и наращиванием военной мощи и трагической катастрофы в феврале 1917 года» [29].

О Николае II, его характере и обязанностях

перевод с Николай Романов — Жизнь и смерть Юрия Шелаева, Елизаветы Шелаевой и Николая Семенова.

Николай II заставлял себя заниматься государственными делами, но по существу они его не увлекали. Увлечение властью было ему чуждо. Отчеты министров были для него тяжким бременем… Главной отличительной чертой его характера была всепроникающая самоотверженная преданность исполнению того, что он считал своим царским делом…

Кроткий и потому неспособный заставить людей склониться перед высказываемым им мнением, он был, однако, далеко не безвольным и, напротив, отличался упорным стремлением к намеченным им намерениям… Главной причиной упомянутого внешнего безволия Николая II была его крайняя природная деликатность, не позволявшая ему сказать никому в лицо ничего неприятного…

как попытку узурпировать часть его собственной королевской власти… При отсутствии в сознании государя четкой границы между властвовать и направлять, на практике оказывалось, что чем деловитее был тот или иной министр, чем больше он проявлял активности и энергии, тем прочнее мысль утверждалась в Царь думал, что это было ущемлением его царской власти и тем скорее такой министр терял царское доверие. Именно это выпало на долю двух самых талантливых помощников Николая II — Витте и Столыпина…

Хотя Николай II не умел командовать другими, его собственное самообладание было, напротив, полным… По крайней мере, о самообладании Николая II можно судить по тому, что никто не видел его ни в ярости гнева, ни в радостном возбуждении, ни даже в состоянии повышенного волнения… Многие дела он принимал очень близко к сердцу. , а некоторые явления вызывали у него очень сильный гнев, который он, тем не менее, имел силы полностью скрыть за маской спокойствия и даже равнодушия…

Исключительное самообладание давало Царю силы часами напролет без устали читать отчеты и подробные меморандумы, представленные ему.Он видел в этом тягостном и неинтересном для него занятии главное исполнение своего долга и не уклонялся от него. «Я никогда не позволю себе лечь спать, — сказал он, — пока полностью не уберу свой стол».

Пожалуйста, присылайте свои комментарии на этой странице Бобу Атчисону

Матильда: История влюбленных, перенесших царский крест | Искусство и культура

В понедельник наконец-то состоялась премьера российского фильма «Матильда» в Мариинском театре Санкт-Петербурга в условиях усиленной охраны. Его выпуск, изначально запланированный на осень 2016 года, трижды откладывался.За последний год фильм столкнулся с чередой противоречий, кульминацией которых стали угрозы в адрес кинотеатров и акты насилия, которые озадачили некоторых российских обозревателей.

Фильм рассказывает о романе примы-балерины Матильды Кшесинской и последнего русского царя Николая II. С бюджетом в 25 миллионов долларов, участием около 2000 статистов, использованием 7000 костюмов и сцен, снятых в Кремле и роскошных царских дворцах, «Матильда» должна была стать простой романтической драмой, спонсируемой государством, демонстрирующей великолепие царской Россия.Вместо этого он столкнулся с кампанией, призывающей к его запрету.

Через несколько месяцев после выхода трейлера к фильму в апреле 2016 года различные консервативные голоса осудили его в социальных сетях, указав, что Николай II, который вместе со своей семьей был казнен большевиками в 1918 году, был канонизирован Русской православной церковью. в 2000 году.

Поход Натальи Поклонской против Матильды

Но когда в начале ноября 2016 года депутат Госдумы Наталья Поклонская обратилась с делом в Генеральную прокуратуру, полемика усилилась.

Поклонская впервые попала в заголовки мировых СМИ в 2014 году, когда в возрасте 34 лет она была назначена прокурором Крыма. Видео пресс-конференции, на которой она объявила о своем назначении, стало вирусным и превратило ее в героиню аниме. В сентябре 2016 года она прошла в Думу как член правящей партии «Единая Россия». Главное обвинение Поклонской в ​​адрес фильма заключалось в том, что он «оскорбляет чувства верующих», что в России является уголовным преступлением согласно закону, принятому в 2013 году.

По мере того, как ее кампания против Матильды набирала обороты, ее директор Алексей Учитель обратился за юридической помощью.

«Первые заявления Поклонской вызвали смех, потому что с точки зрения логики они выглядели действительно странно», — сказал адвокат Константин Добрынин, который начал работать над делом Учителя в начале декабря 2016 года.

Поклонская была настойчива. В течение года она подала 43 жалобы на фильм, несмотря на то, что каждый раз получала отказ от обвинения.В своем личном аккаунте в российской социальной сети «ВКонтакте» она написала посты против этого, в том числе обвинив в сатанизме немецкого актера Ларса Айдингера, сыгравшего в фильме Николая II.

Поклонскую поддержали различные общественные деятели, в том числе президент Чечни Рамазан Кадыров, священнослужители православной церкви и глава общественного совета Минкультуры России.

В феврале малоизвестная христианская организация под названием «Христианское государство» начала рассылать в кинотеатры письма с угрозами, предостерегая их от показа «Матильды».По словам Добринина, власти не предприняли никаких действий против угроз.

В последующие месяцы правительство также держалось в стороне от споров. Отвечая на вопрос о фильме в июне, президент России Владимир Путин сказал, что не будет вмешиваться, но знает Учителя как «патриотичного и талантливого» человека. Протесты Учителя властям и жалоба Добрынина на Поклонскую в комитет по этике Госдумы результатов не дали.

Затем 31 августа в здание, где находится мастерская Учителя в Санкт-Петербурге, были брошены бутылки с зажигательной смесью.Через неделю мужчина на грузовике со взрывчаткой въехал в кинотеатр в Екатеринбурге (1800 км к востоку от столицы, Москвы). 11 сентября подожгли две машины, припаркованные под офисом Добрынина в Москве; в записках, оставленных на месте поджога, говорилось: «Горю за Матильду». Сразу после этого две сети кинотеатров объявили, что не будут показывать «Матильду»; Российский государственный Первый канал также заявил, что не будет показывать фильм. Два ведущих актера, Айдингер и Михалина Ольшанска, сыгравшие Матильду, заявили, что не будут присутствовать на премьере в октябре.

По словам Добрынина, кампания Поклонской и заявления о том, что фильм является кощунственным и оскорбительным для верующих, подтолкнули «психологически неустойчивых» людей к совершению терактов.

Поклонская, которая не ответила на запросы Al Jazeera о комментариях, публично осудила акты насилия, но продолжила свою кампанию.

Всего через два дня после последнего теракта министр культуры Владимир Мединский выступил с заявлением, осуждающим насилие: «Меня обвиняли в излишней консервативности, и как консерватор я хотел бы сказать, что такие [насильственные] активисты дискредитируют культурная политика государства и церковь.

В заявлении также говорилось, что у министерства нет причин отказывать Матильде в разрешении на досмотр.

В течение недели после заявления Мединского полиция арестовала трех членов организации «Христианское государство», в том числе ее лидера Александра Калинина.

Государственная поддержка консервативных ценностей

Но что озадачило некоторых наблюдателей, так это то, что кампания против спонсируемого государством фильма продолжалась так долго. Бюджет фильма частично состоял из государственных денег, которые поступали из государственного кинофонда, а частично из частных, причем некоторые утверждали , что они также поступали из Кремля через офшорную компанию.

«До сих пор нет четкого ответа [почему это произошло]. Все это выглядит странно», — говорит Михаил Фишман, российский журналист и ведущий независимого российского телеканала «Дождь».

«Что было странного во всем этом, так это то, что [Учитель] является частью системы, […] он связан с государством, финансируется государством или действительно близкими к государству группами. Поклонская также является частью государственной системы. И она начинает атаковать, как будто один нападает на другого», — объясняет Фишман.

Он также говорит, что озадачен участием группы «Христианское государство», потому что он никогда не слышал об этой организации до тех пор, пока она не угрожала фильму.

Иван Отраковский, лидер другой православной политической организации «Светлая Русь», рассказал «Аль-Джазире», что хорошо знает Калинина, так как тот активно участвовал в церковных и монастырских собраниях и мероприятиях. Он говорит, что не следует своим насильственным методам, но согласен с тем, что фильм должен быть запрещен, а те, кто его снял, отлучены от церкви.

«Эти либеральные силы, они ненавидят православных и мусульман, я называю их сатанистами — теми, кто целенаправленно губит русскую душу.И я убежден, что именно такие люди стоят за фильмом «Матильда», — говорит Отраковский.

По словам Фишман, спор о Матильде связан с растущей государственной поддержкой консервативных ценностей. По его словам, консервативные атаки на культурные мероприятия, искусство и книги случались в России и раньше, но никогда в таком масштабе.

«Россия — это центр традиционных ценностей, это точка зрения [Путина] с тех пор, как он вернулся к власти в 2012 году […] Он использует это как инструмент», — говорит Фишман.

Но, по его мнению, Путин, вероятно, не имеет никакого отношения к спору о Матильде.Он считает, что это могло быть результатом столкновения фракций внутри правящей элиты, одна из которых, возможно, использовала Поклонскую в качестве прикрытия.

В середине сентября российский журналист и обозреватель Юрий Саприкин писал, что кампания против Матильды может быть использована для мобилизации поддержки планируемого создания новой консервативной партии или общественной организации.

Но вне зависимости от того, происходит ли на самом деле столкновение в стенах Кремля или зарождается новый политический проект, полемика вокруг фильма сделала его самым ожидаемым российским кино.Самый популярный в России киносайт «Кинопоиск» дал ему рейтинг ожидания 86 процентов, что является самым высоким показателем среди грядущих российских фильмов. Его премьера в Мариинском театре прошла с аншлагом.

Следите за Марией Петковой в Твиттере: @mkpetkova

Культ Николая II

С момента распада СССР туристические ларьки в Москве и Санкт-Петербурге забиты советскими безделушками: красноармейскими фуражками и значками, репродукциями сталинских агитплакатов. Сегодня, хотя многое из этого все еще доступно, они также соблазняют посетителей России все более изощренным набором путинского китча.На футболках, кружках и брелоках Владимир Путин запечатлен в своей фирменной позе в темных очках, образе последнего сильного правителя России.

Принимая это во внимание, многие западные репортажи все чаще исходят из того, что в проверенной временем манере русские создали культ личности своего лидера, а Путин стал его субъектом, как до него был Сталин.

Однако в действительности фактические свидетельства существования такого культа неоднозначны. Около 19 процентов россиян считают, что Путин является субъектом культа личности, а еще 31 процент считают, что, хотя такого культа пока нет, условия для его создания есть.Но лишь меньшинство россиян — от 16 до 18 процентов — на самом деле имеют образ Путина или говорят, что хотят его иметь. Конечно, в 140-миллионной стране портретов Путина по-прежнему много. Но, возможно, более важно то, что целых три четверти россиян тем не менее заявляют, что они не купили бы картину Путина. Более того, они не боятся рассказать об этом социологу.

Конечно, русские должны знать культ личности, когда они его видят. А Путин, несомненно, популярен. Но когда речь заходит об их нынешнем правителе, настроение кажется скорее игривой иронией, «народным патриотизмом», чем благоговейной и бездумной верностью: в возрождении национальной гордости, вызванном аннексией Крыма и западными санкциями, печатается лицо Путина. на дешевых хлопчатобумажных футболках — это и хороший способ ткнуть палкой в ​​коллективный глаз Запада, и заработать несколько рублей на пучеглазых западных туристах.

Но амбивалентность «культа Путина» не означает отсутствия искреннего культа другого российского лидера — правителя, образы которого являются объектом искреннего почитания. Примечательно, однако, что его тема не имеет почти никакого отношения к силовику, которому, как ожидают западные жители, русские поклоняются.

Этот лидер — последний российский царь Николай II (1894–1917), фигура, которая в любом сильном рассказчике русской истории могла бы в лучшем случае надеяться сыграть роль антигероя.На популярной футболке с Путиным есть надпись «Самый вежливый из людей». Это иронично. Однако, по общему мнению, Николай действительно был им.

Зверско расстрелян большевистской командой вместе с семьей и оставшимися слугами в июле 1918 г. Николай, его жена (императрица Александра), четыре дочери (великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия) и единственный сын (цесаревич Алексей) были названы святых и «страстотерпцев» Русской Православной Церкви в 2000 г.

Спорный пятнадцать лет назад, этот культ российских «святых царственных мучеников» (как он официально известен) теперь устоялся и становится все более заметным для наблюдательного посетителя.В Москве строится храм во имя Николая Чудотворца. Другие должны быть построены по всей стране. Екатеринбург на Урале, место их казни, теперь является основным местом паломничества, ежегодно привлекающим тысячи россиян.

Религиозные образы — иконы — семьи занимают видное место в некоторых наиболее посещаемых туристами церквях России, в том числе в московском Храме Христа Спасителя и Санкт-Петербургском Казанском соборе. Ежедневно в этих и других церквях на постсоветском пространстве скромно одетые мужчины и женщины крестятся перед этими фигурами, известными всему миру по сотням фотографий, благоговейно кланяются и целуют уголок их златолистных икон.(Излишне говорить, что я никогда не видел, чтобы кто-то кланялся изображению Путина — сама мысль абсурдна.)

Нынешняя иконографическая условность обычно представляет последних Романовых как неестественно вытянутые фигуры с нимбами на лицах и в средневековых одеждах. По иронии судьбы, именно в такой одежде, если не считать церемонии коронации в 1896 году, настоящие Николай и Александра надевали бы только на популярные в начале прошлого века «старомосковские» костюмированные балы: пример выставлен в Кремль.

При жизни царь был для своих недоброжелателей Николаем «Кровавым», имея в виду сотни демонстрантов, убитых, когда гвардейцы открыли огонь по мирному шествию к Зимнему дворцу в январе 1905 года. Однако сегодня образ незадачливый, но святой царь — это все, чем не предназначено быть стереотипному российскому лидеру: глаза Николая, похожие на лани, излучают благодушную покорность, которая находится на расстоянии световых лет от стального взгляда Путина, а его шелковая мантия идеально контрастирует с фирменной курткой-бомбером Путина.

Официальная санкционированная церковью Николая «Жизнь» также поддерживает этот контраст. Согласно ей, Николай (родившийся в 1868 году «в день многострадального блаженного Иова», ветхозаветного пророка) с детства отличался «кротостью, тактом и мягкими манерами». Не тиран, последний помазанник России был преданным семьянином и русским патриотом, исполнившим свой долг перед Богом и церковью, государством и семьей и проявившим после отречения и последующего ареста в марте 1917 года кротость по отношению к своим похитителям, поистине воспроизвел смирение и покорность Христа.

Житие повествует нам, что после ареста «государь взял крест свой, как праведник [Иов] библейский, стойко перенося все ниспосланные на него испытания, кротко и без тени ропота», совершая свое «путь на русскую Голгофу» — семейное место казни в том, что большевики называли екатеринбургским «домом особого назначения».

В качестве доказательства приводится следующая выписка из дневника царского духовника отца Афанасия, сделанного во время семейного плена:

Кроткий, как агнец, доброжелательный ко всем своим врагам, не помнящий ни одной обиды, усердно молящийся на коленях о благополучии России, глубоко верующий в ее славное будущее, горячо взирающий на Крест и Евангелие, Николай, смиренный раб Божий […], изложил Отцу Небесному сокровенные тайны своего многострадального жития и, повернувшись на землю пред Великим Царем Небесным, со слезами просил прощения и за вольные, и за невольные грехи .

«Я готов даже не только свое царство, но и жизнь свою отдать за Родину», — якобы заявил Николай генералу.

Его семья ведет себя так же образцово. Под унизительно пристальным наблюдением императрица и ее дочери выбивали из колеи своих грубых солдат-гвардейцев, «слышавших их не по своей воле», «распеванием церковных песнопений».

Конечно, это далеко от кровавых самодержавных деяний Ивана Грозного, Петра Великого или Сталина, якобы «типичных» русских правителей.И все же торжество царственной кротости и покорности Богу не является чем-то новым в русской культуре. Действительно, притягательное чувство исторической полноты объединяет самых первых отечественных святых и самого последнего ее помазанника как убиенных и святых династий (двух разных династий).

В 1015 году князья Борис и Глеб, младшие сыновья Владимира Киевского, первого христианского правителя Руси, были убиты по приказу старшего брата в междоусобице за престол, последовавшей за смертью их отца. Вместо того чтобы взяться за оружие, Борис и Глеб мирно подчинились своим убийцам. Братья были убиты не за свою веру как таковую, а прославились тем, что повиновались увещеванию Христа «подставить другую щеку» даже до смерти. Великий исследователь русского христианства ХХ века Георгий Федотов назвал их «страдальцами непротивления» за девять веков до Ганди. «Святые Борис и Глеб, — писал он, — создали на Руси особый […] чин «страдальцев», самый парадоксальный чин русских святых.[…] Русская Церковь […] не делала различия между смертью за веру во Христа и смертью за следование за Христом и даже относилась к последней с особым почитанием».

«Через жития святых страдальцев [Бориса и Глеба], как и через Евангелия, — заключил он, — образ кроткого и страждущего Спасителя вошел в сердце русского народа как святейшее из его духовных сокровищ».

Как для Церкви, так и для растущего числа простых россиян, склонных приписывать им все большее число чудес, Николай и его семья, таким образом, воплощают то, что Федотов называл «кенотической святостью» — излияние себя в верном послушании учение Христово тем более похвально по причине своего возвышенного земного чина. Подобно князьям Борису и Глебу, убиенные и святые Романовы стали «страдальцами непротивления».

Культ указывает на другие недостатки образа каждого российского или советского лидера с 1917 года, в том числе и Путина. Совершенно очевидно, что Николай и Александра с их сыном и дочерьми — семья: Путин, напротив, разведен, и жизнь его дочерей является чем-то вроде государственной тайны. Даже сегодня, почти через сто лет после их ужасной смерти, убитые Романовы олицетворяют модель семейной жизни, отсутствующую в русской общественной культуре.(Легко насмехаться, но в обществе с одним из самых высоких в мире показателей разводов такие модели могут иметь большее значение, чем нам хотелось бы думать.)

Будь то образцы гандистского ненасилия или идеальная семья, культ Святых Императорских Мучеников России никогда не может полностью избежать своего неизбежного политического значения. Скорее, их образы, разбросанные вдоль и поперек России, как бы освятили и романтизировали ту «симфонию» церкви и государства — термин византийского происхождения шестого века, — который с момента интронизации в 2009 году патриарха Московского Кирилла представлена ​​как модель России XXI века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.