Соседи восточных славян в древности: Восточнославянские племена и их соседи. Быт, общественный строй, верования и расселение восточных славян

Славяне и их соседи в древности

Вопрос о предшественниках славян совпадает с вопросом о том, какие племена и народы участвовали в процессе их этногенеза, т.е. этнического происхождения. В I тыс. до н.э. появляются первые письменные источники по этнической истории нашей страны. Согласно этим источникам древнейшим населением, проживавшим на рубеже II— I тыс. до н.э. в Северном Причерноморье, были киммерийцы. В VIII— VII вв. до н.э. они были вытеснены со своей территории скифами, которые позднее основали здесь политическое объединение, известное как Скифское царство. Это был мощный племенной союз, во главе которого стояли так называемые царские скифы, жившие в низовьях Днепра и Дона и считавшиеся верхушкой союза племен. Им подчинялась основная масса скифов, которая обитала в течение многих веков в причерноморских степях от Дуная до Крыма и Дона.

Этнически скифы были иранцами, но в состав их политического союза входили и иные этносы, среди которых современная историческая наука видит и праславян. Скифы еще не знали государства как такового, но у них уже выделилась племенная знать— басилеи, а их общественный строй можно охарактеризовать как «военную демократию». Что касается занятий скифов, то часть их была кочевниками, обитавшими на правобережье Дона а часть занималась земледелием (скифы-пахари) в причерноморских степях. Около VII в. до н.э. началась греческая колонизация территории Северного Причернорморья — появились эллинские полисы Ольвия, Пантикапей (ныне Керчь), Хер-сонес Таврический (на территории нынешнего Севастополя). Вокруг Пантикапея возникло Боспорское царство (Боспором Киммерийским греки называли Керченский пролив). У скифов греки заимствовали название Черного моря — Понт Аксинский (Негостеприимное море), которое, впрочем, скоро стало Гостеприимным — Понт Эвксинский, и это название удержалось на века.

Карта: Окружение славян в 7 — 8 веке.

В III в. до н.э. & Северное Причерноморье с востока из-за Дона хлынули новые потоки кочевников-сарматов — племен, родственных скифам. Большая часть скифов ассимилировалась с новыми племенами, остальные сохранили прежнее название и обосновались в Крыму, образовав Скифское царство.

Археологические раскопки позволили обнаружить в Нижнем При­днепровье своеобразную «Черняховскую культуру», получившую название от места первых открытий. Хронологически эта культура датируется II—IV вв. н.э., а по происхождению органически связана с материальной культурой скифов и сарматов предшествующего времени. Среди «черняховцев», стоявших на пороге государственности, предпо­ложительно были праславяне.

Наступает эпоха Великого переселения народов, перекроившая в этническом плане карту всего нынешнего материка. Готы, по всей видимости одно из восточногерманских племен, во II — начале III в. покинули места своего проживания, двинулись на Восток, повлияв на изменение этнической ситуации на юге нынешних Украины и России. Пришлые германцы стояли на более низком уровне цивилизации и не оказали существенного влияния на экономику и культуру Северного Причерноморья, но они господствовали здесь политически.

В 70-х гг. IV в. с востока, с северных рубежей Китая на поселения «черняховиев» устремилось грозное кочевое племя гуннов. Этническая принадлежность пришельцев до сих пор неясна, но скорее всего это были прототюрки. Гунны подвергли опустошению «Черняховскую цивилизацию», носители которой вынуждены были, спасаясь, отодвинуться к северу и укрыться в лесостепной полосе.

В середине VI в. с востока на запад, из пределов нынешней Монголии вновь устремился мощный поток прототюркских племен. Они создали сильную конфедерацию из покоренных народов, назвав ее Тюркский каганат. Глава этого объединения носил титул хакана, или кагана, который означал высшего правителя, «хана ханов».

Тюркский каганат простирался на огромном пространстве от Монголии до Волги. Самым серьезным последствием существования это­го мощного политического объединения явился массовый приход на запад, в том числе в Восточную Европу, тюркских племен, которые быстро ассимилировались с местным населением. Именно с этими племенными союзами связаны судьбы юга Восточной Европы VI—X вв. Постепенно население почти всей степной части Восточной Европы подверглось тюркизации, тогда как в лесостепной зоне преобладали славяне.

В западном Предкавказье в VI в. господствующее положение заняли булгары. После распада Тюркского каганата именно Булгарский союз стал играть главную роль на Северном Кавказе, а область обитания булгар получила наименование Великая Булгария. Она занимала примерно территорию нынешнего Краснодарского края, севернее реки Кубань.

Первая половина VII в. проходила в борьбе между булгарами и хазарами за господство на Северном Кавказе и в нынешних южнорусских степях. В отличие от булгар, которые передали свое название южнославянскому племени и тем сохранили свое имя до наших дней, хазары исчезли с карты мира много веков назад. Но на определенное время хазарам удалось установить свое господство над восточнославянскими племенами, многие из которых платили им дань вплоть до конца IX в. Таким образом, в течение трех столетий именно Хазарский каганат доминировал в Восточной Европе до возвышения Руси. Хазарский каганат — тюркское раннефеодальное государство, возникшее в середине VII в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. Хазары вместе с волжскими булгарами стали своего рода посредниками в торговом обмене между балтийским Севером и арабским Востоком. В 30-х гг. VII в. глава хазар принимает титул хакана.

На протяжении 30—70-х гг. VII в. между хазарами и булгарами шла упорная борьба, в результате которой значительная часть булгар вынуждена была отступить на запад, преимущественно на Балканы. Лишь часть булгар осталась на побережье Азовского моря вплоть до XI в., а часть переселилась в Среднее Поволжье. Здесь возникло государство Волжская Булгария. Ее правители искали помощь у давних врагов хазар — мусульман, и в начале X в. булгарские правители приняли ислам.

Хазары были союзниками Византии, и этот союз неоднократно укреплялся брачными связями между членами семей императоров и хаканоз. Центром Хазарской державы сначала был приморский Дагестан, где находились две первые столицы Баланджар и Самандар (в районе современной Махачкалы). В VIII в. в результате арабского нашествия хазары вынуждены были перенести свою столицу в устье реки Атиль (Итиль, т.е. Волги). Город, названный по имени реки, оставался центром Хазарин более чем два века. Покорив в VIII в. племена восточных славян, хазары обложили их данью. Русские летописи сообщают, что хазарам платили дань вятичи, северяне, радимичи и какое-то время поляне, т.е. восточная часть «русского» славянства.

Из арабских источников известно, что еще в IX в. транзитная торговля между Азией и Европой находилась в руках еврейских купцов, которые проживали на территории Хазарии. Еврейские колонии возникли здесь еще в глубокой древности и увеличились в результате гонений на евреев в Византии и других странах. Хазары, которые долгое время были язычниками, охотно принимали гонимых, ставших затем огромной экономической и политической силой. При выборе религии монотеизма (единобожия) хазарская знать все больше склонялась к иудаизму, который был принят в качестве государственной религии в конце VIII в. Впрочем, эту веру приняла только часть хазарской знати, а большинство населения исповедовало ислам, христианство и старые языческие культы. Хазары-иудаисты составили сравнительно небольшую группу, изолированную от иноверного, а потому чуждого ей народа.

На покоренных Хазарией территориях поднимались восстания, а в IX в. от власти хазар освободилось славянское племя полян, опиравшееся на союз с северными варягами. В X в. Русь окончательно разгромила Хазарский каганат.

Соседи восточных славян. Родная старина

Соседи восточных славян

По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки вернее их считать кочевниками, чем оседлыми: немногие богатые хазары имели глиняные мазанки, и только у кагана (так называли хазары главного вождя своего) были высокие кирпичные хоромы. Летом город пустел: жители забирали свои пожитки и откочевывали в степь. Хазары вели торговлю с азиатскими народами и с восточными славянами, а некоторых из них принудили платить себе дань.

К северу от хазар, по Волге и Каме, жили болгары. Они были того же происхождения, как и хазары, но с ними смешались в один народ финны, жившие в тех же краях. Болгары занимались хлебопашеством, но главным их промыслом была торговля: по рекам они сносились и торговали с хазарами, финнами и славянами.

Весь северный край нынешней России был населен в древности финскими племенами. Предки наши звали их чудью.

Финны дробились, подобно славянам, на несколько племен (весь, меря, мурома, мордва и др.) и жили среди лесов и болот, по берегам рек и озер, занимались рыболовством и звероловством. Жили они разбросанно, небольшими поселками и не были опасны своим соседям. Северные славяне вели с ними мирные сношения и могли расселяться в северном краю без особенной помехи.

Западными соседями славян были литовцы. Они тоже делились на несколько племен (литва, пруссы, жмудь и др. ) и жили по большей части в лесной и болотистой местности, по нижнему течению рек Западной Двины, Немана, Вислы. По языку, древним верованиям и обычаям видно, что литовцы того же происхождения, как и славяне.

Кроме этих соседних племен, за тысячу лет до нынешнего времени предкам нашим приходилось сталкиваться еще с некоторыми народами. По Днепру восточные славяне вели сношения с греками, получали от них разные ткани, оружие и другие изделия, а взамен продавали им меха, медь и воск. Сношениям этим много мешали степные хищные племена, похожие на нынешних калмыков и киргизов. Заходили эти степняки из Азии, кочевали в степях между Доном и Днепром, рыскали по степям на своих быстрых лошадях и выжидали только удобного случая, чтобы нагрянуть врасплох на поселян или на караван купцов.

На севере славянам пришлось рано познакомиться и с морскими удальцами – норманнами – народом германского происхождения, уже издавна поселившимися в Скандинавии. Страна эта суровая: покрыта она большею частью скалами, озерами, дремучими хвойными лесами… Трудно было тут заниматься земледелием, а тем, кому пришлось жить по берегам, где были голые утесы или пески, и совсем невозможно: им приходилось искать пропитание в море.

Рыболовство стало главным промыслом этих береговых жителей. Приходилось тут им выносить жесткую стужу, бороться с бурями, нередко терпеть и голод. Слабые не выносили такой жизни и гибли, но зато люди здоровые, сильные свыкались с тяжелыми лишениями, постоянная борьба с невзгодами и препятствиями закаляла их, становились они крепкими и телом, и духом, равнодушными к холоду и голоду, а когда буря завывала, гудел прибрежный сосновый лес, море бешено билось своими волнами в береговые скалы, им даже любо становилось. Смолоду роднились они с морем, привыкали отлично управлять своими легкими лодками. Буря им была нипочем; тут можно было показать лучше и свое молодечество, и сноровку в морском деле. Таким удальцам не по вкусу было заниматься рыбной ловлей; нашли они себе другое дело: стали рыскать по морям, грабить встречные корабли с товарами да прибрежных жителей разных стран. Все лучшее на земле принадлежит храбрейшему и сильнейшему – вот правило, которым они руководились. На то боги дали и силу, и удаль, верили они, чтобы пользоваться ими.
Мирного труда они не уважали, законов никаких не знали, смерти не боялись. По их верованиям, только тот и в рай-то мог попасть, кто погибал в бою или в морской пучине; находились между ними и такие бойцы, что в пылу битвы с открытой грудью неистово кидались на врага, чтобы погибнуть, но не попасть в плен, в рабство. Всюду, куда можно было зайти смельчакам на ходких ладьях, заходили они и добывали все, что может добыть храбрый и могучий воин тяжелой секирой и длинным мечом. Шайки этих морских удальцов с VI в. под начальством своих бесстрашных вождей (морских королей) наводили ужас на всех береговых жителей Европы. Норманны не только грабили приморских жителей, но по рекам входили на своих легких плоскодонных ладьях в глубину страны, грабили жителей, брали богатые выкупы с горожан или обращали города в груды пепла и развалин. Нагнали норманны такого страху на прибрежных жителей Европы, что те в церквах в особых молитвах молили Бога об избавлении страны от норманского погрома. До сих пор во Франции, в Бельгии по берегам рек Сены, Рейна и др.
виднеются развалины замков (небольших крепостей или укрепленных жилищ), где в былые времена помещики со своими семьями и людьми искали спасения от норманского меча.

Вооружение норманнов

Шайки морских воителей не всегда состояли из одних норманнов. Нередко к ним присоединялись удальцы и из других племен, живших у берега моря, близ Скандинавии, из литовских и славянских племен, обитавших по южному берегу Балтийского моря. Отвага, жажда добычи, один вождь да общая опасность связывали такую сбродную шайку в крепкую дружину. Пришлось и нашим предкам столкнуться с этими воителями. Норманны издавна все пробирались по рекам Восточной Европы в Черное море. Из Финского залива по Неве плыли они в Ладожское озеро, затем поднимались по Волхову в озеро Ильмень, отсюда плыли по Ловати. Здесь доходили они до верховья и, где нельзя было плыть по какой-нибудь реке, тащили волоком по земле свои ладьи или несли их, добирались до верховья Днепра, спускались по течению до порогов его; тут опять тащили лодки несколько времени волоком и затем без помехи доходили до Черного моря и плыли в Константинополь, столицу Греции.

Ездили сюда они для наживы, вели торговлю, нанимались в императорскую гвардию; рослых и сильных воинов охотно брали на службу и платили им хорошие деньги. Норманны называли себя варингерами (вооруженные люди), потому славяне и прозвали их варягами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего

Обособление славян восточных

Обособление славян восточных Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое

Напитки восточных славян

Напитки восточных славян Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В. В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,

Быт Славян восточных

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во

§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Прародина славян. Предки славян — племена, говорившие на балтославянских диалектах, — приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э. из единого

Глава 5 СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Глава 5 СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Финны  Во время расселения по Восточно-Европейской равнине в VI–IX вв. славяне наиболее тесно взаимодействовали с тремя этническими группами — финнами, балтами и хазарами.Осев в бассейнах Волги, Оки, Ильменского и Онежского озер, славяне

Быт и занятия восточных славян

Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины

Боги восточных славян

Боги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие

Быт Славян восточных

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН. ИХ СОСЕДИ И ВРАГИ

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН. ИХ СОСЕДИ И ВРАГИ § 1. Место славян среди индоевропейцевНа рубеже III–II тысячелетий до н. э. на территориях между Вислой и Днепром начинается обособление племен предков европейских народов. Индоевропейцы — древнее население огромных

3. Занятия восточных славян

3. Занятия восточных славян 3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в

5. Религия восточных славян

5. Религия восточных славян 5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху

К рассказу «Соседи Восточных славян»

К рассказу «Соседи Восточных славян» Хазары – до VII в. были жителями Дагестана. Благодаря контактам с тюрками они переняли тюркский язык. В VII в. они подчинили своей власти Прикаспийскую низменность, Нижнее Поволжье, а затем племена Северного Кавказа, Приазовья, Средней

Миграция альпийских славян и машинное обучение: анализ пространственно-временных моделей набора археологических данных

1. Дьякон П., Фоулк В.Д. История лангобардов. Питерс Э., редактор. Филадельфия: Пенсильванский университет Press; 1974. [Google Scholar]

2. Брадача Ф., Графенауэр Б., Гантар К. Павел Дьякон (Paulus Diaconus), Згодовина Лангобардов (Historia Langobardorum). Марибор: Обзор; 1988. [Google Scholar]

3. Братож Р. Med Italijo в Илирикоме. Словенский простор в неговом соседстве в поздней антики. Любляна: Филозофский факультет; 2014. (Збирка ЗЧ 46). [Академия Google]

4. Каль Х-Д. Der Staat der Karantanen. Fakten, Thesen und Fragen zu einer frühen slawischen Machtbildung im Ostalpenraum (7.-9. Jh.). Братож Р., редактор. Любляна: Народный музей Словении; 2002. [Google Scholar]

5. Пол В. Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе. П. М. Барфорд. Спекулум. 2004; 79: 448–450. doi: 10.1017/s0038713400087996 [CrossRef] [Google Scholar]

6. Сной М., Гринберг М.Л. О езику слованских пребивальцев мед Донаво в Ядраном в среднем веке (поглед езикословцев). Згодовинский часопис. 2012; 66: 276–305. [Академия Google]

7. Курта Ф. Славяне в становлении: история, лингвистика и археология в Восточной Европе (ок. 500–ок. 700 гг.). Лондон, Нью-Йорк: Рутледж; 2020. doi: 10.4324/9780203701256 [CrossRef] [Google Scholar]

8. Herrmann J. Urheimat und Herkunft der Slawen. В: Herrmann J, редактор. Мир славян. Geschichte, Gesellschaft, Kultur. Мюнхен: Verlag CH Beck; 1986. С. 11–18. [Google Scholar]

9. Долуханов П. Ранние славяне: Восточная Европа от первоначального заселения до Киевской Руси. Лондон, Нью-Йорк: Рутледж; 1996. [Google Scholar]

10. Тимберлейк А. Культура и распространение славянского языка. В: Бикель Б., Гренобль Л.А., Петерсон Д.А., Тимберлейк А., редакторы. Языковая типология и историческая случайность: в честь Джоанны Николс. Амстердам, доктор философии: Издательская компания Джона Бенджамина; 2013. С. 331–356. [Google Scholar]

11. Лант Х.Г. Общеславянский, праславянский, панславянский: о чем мы говорим? Международный журнал славянской лингвистики и поэтики. 1997; 41: 7–67. [Академия Google]

12. Курта Ф. Создание славян: история и археология Нижнего Подунавья, ок. 500–700. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 2001. [Google Scholar]

13. Курта Ф. Миграции в археологии Восточной и Юго-Восточной Европы в раннем средневековье (некоторые комментарии к современному состоянию исследований). В: Preise-Kapeller J, Reinfandt L, Stouraitis Y, editors. Истории миграции средневековой афро-евразийской переходной зоны: аспекты мобильности между Африкой, Азией и Европой, 300–1500 гг. Н. Э. Лондон, Нью-Йорк: Брилл; 2020. С. 101–140. [Академия Google]

14. Прицак О. Славяне и авары. В: Gli slavi occidentali e meridionali nell’alto medioevo 15–21 апреля 1982 г. Settimane di Studio del Centro Italiano di Studi Sull’Alto Medioevo, XXX. Fondazione Centro italiano di studi sull’alto Medioevo; 1983. стр. 353–435. [Google Scholar]

15. Казанский М. Археология славянских переселений. В: Гринберг М.Л., Гренобль Л.А., редакторы. Энциклопедия славянских языков и языкознания. Лондон, Нью-Йорк: Брилл; 2020. Дои: 10.1163/2589-6229_ESLO_COM_035967 [CrossRef] [Google Scholar]

16. Плетерский А. Этногенеза славена — метод и процесс. Старогрватская просвета. 2013; 40: 8–32. [Google Scholar]

17. Пол В. Авары: степная империя в Европе, 567–822 гг. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета; 2018. doi: 10.7591/9781501729409 [CrossRef] [Google Scholar]

18. Хизер П. Империи и варвары: падение Рима и рождение Европы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета; 2010. [Google Scholar]

19. Линдстедт Дж., Салмела Э. Языковой контакт и ранние славяне. В: Клир Т., Бочек В., Янсенс Н., редакторы. Новые взгляды на раннеславян и подъем славянства. Universitätsverlag Winter GmbH; 2020. С. 275–299. [Google Scholar]

20. Графенауэр Б. Згодовина Словенскега народа, И. Звездек: Од населитве до увелявленья франковскега февдальнега реда. Любляна: Кмечка книга; 1954. [Google Scholar]

21. Фризингер Х. Альпенславен и Бавария. В: Herrmann J, редактор. Мир славян. Geschichte, Gesellschaft, Kultur. Мюнхен: Verlag CH Beck; 1986. стр. 109–122. [Google Scholar]

22. Штих П. Средневековье между Восточными Альпами и Северной Адриатикой. Выберите статьи по словенской историографии и средневековой истории. Лондон, Нью-Йорк: Брилл; 2010. [Google Scholar]

23. Плетерский А. Збива v3.08; 2016. [цитировано 30 декабря 2021 г.]. База данных: Достопримечательности и памятники [Интернет]. Доступно по адресу: http://zbiva.zrc-sazu.si

24. Штулар Б. Веб-приложение Zbiva: инструмент для раннесредневековой археологии Восточных Альп. В: Ричардс Дж. Д., Никколуччи Ф., редакторы. Воздействие АРИАДНЫ. Будапешт: Археолингва; 2019. стр. 69–82. doi: 10.5281/zenodo.3476712 [CrossRef] [Google Scholar]

25. Штулар Б., Белак М. Пример глубоких данных: Збива, Раннесредневековый набор данных для Восточных Альп. Журнал исследовательских данных для гуманитарных и социальных наук. 2022 г.; В прессе. [Google Scholar]

26. Хаггетт Дж. Меньше больше? Медленные данные и датафикация в археологии. В: Гарстки К, редактор. Критическая археология в эпоху цифровых технологий. Лос-Анджелес, Калифорния: Институт археологии Котсена; 2022. стр. 156–184. [Академия Google]

27. Фильцвизер Р., Эйхерт С. На пути к онлайн-базе данных археологических ландшафтов. Использование веб-программного обеспечения с открытым исходным кодом OpenAtlas для сбора, анализа и распространения археологических и исторических данных на ландшафтной основе. Наследство. 2020;3: 1385–1401. doi: 10.3390/heritage3040077 [CrossRef] [Google Scholar]

28. Eichert S. Цифровое картографирование средневековых кладбищ. Журнал по вычислительной технике и культурному наследию. 2021; 14: 1–15. doi: 10.1145/3406535 [CrossRef] [Google Scholar]

29. Плетерский А. Datiranje zgodnjesrednjeveške naselbine Lehen pri Mitterkirchnu v Zgornji Avstriji kot kontrola nove datacijske methode s pomočjo referenčne table in korelacijske формуле ustij loncev. Vjesnik Arheološkog muzeja u Zagrebu. 2010; 43: 309–324. [Google Scholar]

30. Плетерский А. Zgodnjesrednjeveška naselbina na blejski Pristavi: тафономия, предметы в час. Любляна: Založba ZRC; 2010. [Google Scholar]

31. Плетерский А. А шаг к хронологии раннесредневековых головных украшений в Восточных Альпах. Археоловский вестник. 2013;64:299–334. [Google Scholar]

32. Штулар Б., Плетерски А., Белак М. Збива, Набор данных раннего средневековья для Восточных Альп. Подмножество данных. 2021. [цитировано 29 декабря 2021 г.]. Репозиторий: набор данных [Интернет]. Доступно по: doi: 10.5281/ZENODO.5761811 [CrossRef] [Google Scholar]

33. Gleirscher P. Karantanien: slavisches Fürstentum und bairische Grafschaft. Клагенфурт/Целовец: Hermagoras Verlag., Mohorjeva založba; 2018. [Google Scholar]

34. Эйхерт С. Карантанише Славен — славище Карантанен. Überlegungen zu ethnischen und sozialen Strukturen im Ostalpenraum des frühen Mittelalters. Вышел: Бирманн Ф. , Керстинг Т., Кламмт А. Der Wandel um 1000 Beiträge der Sektion zur slavischen Frühgeschichte der 18. Jahrestagung des Mittel- und Ostdeutschen Verbandes für Altertumsforschung in Greifswald, 23. bis 27. März 2009. Лангенвайсбах: Бейер и Беран; 2011. С. 433–440. [Google Scholar]

35. Плетерски А. Die Kärntner Fürstensteine ​​in der Struktur dreier Kultstätten. В: Хубер А, редактор. Der Kärntner Fürstenstein im europäischen Vergleich (Symposium Gmünd 1996). Гмюнд: Die Stadt; 1997. С. 43–119.

36. Огрин М., Грдина И., Ержавец Т., Бояджиев Д. Брижински Споменики: Monumenta Frisingensia: elektronska znanstvenokriticna izdaja. Любляна: Inštitut za lovensko literaturo in literarne vede ZRC SAZU; 2007. Доступно по адресу: http://nl.ijs.si/e-zrc/bs/html/bs.html. [Академия Google]

37. Штих П. Strukture današnjega slovenskega prostora v zgodnjem srednjem veku. В: Братож Р, редактор. Slowenien und die Nachbarländer zwischen Antike und karolingischer Epoche. Anfänge der slowenischen Ethnogenese I. Любляна: Narodni muzej Slovenije; 2000. С. 355–394. [Google Scholar]

38. Биклер С.Х. Машинное обучение приходит в археологию. Достижения в археологической практике. 2021; 9: 186–191. doi: 10.1017/aap.2021.6 [CrossRef] [Google Scholar]

39. Фиоруччи М., Хорошильцева М., Понтиль М., Травилья А., Дель Буэ А., Джеймс С. Машинное обучение для культурного наследия: обзор. Письма распознавания образов. 2020; 133: 102–108. doi: 10.1016/j.patrec.2020.02.017 [CrossRef] [Google Scholar]

40. Лозич Э., Штулар Б. Документация по специфическому для археологии рабочему процессу для обработки данных бортового лазерного локатора. Науки о Земле. 2021;11:26. doi: 10.3390/geosciences11010026 [CrossRef] [Google Scholar]

41. Cui J, Liu Y, Sun J, Hu D, He H. G-STC-M Метод пространственно-временного анализа археологических памятников . Международный журнал геоинформации ISPRS. 2021;10: 312. doi: 10.3390/ijgi10050312 [CrossRef] [Google Scholar]

42. ESRI. Как работает Create Space Time Cube. 2021. [цит. 29декабрь 2021]. В: Справка ESRI [Интернет]. Доступно по адресу: https://pro.arcgis.com/en/pro-app/latest/tool-reference/space-time-pattern-mining/learnmorecreatecube.htm. [Google Scholar]

43. Беннетт Л. Машинное обучение в ArcGIS. ArcUser, журнал для пользователей программного обеспечения Esri. 2018;21(2): 8–9. Доступно по адресу: https://www.esri.com/about/newsroom/arcuser/machine-learning-in-arcgis/. [Google Scholar]

44. Kraak M-J. Геовизуализация и время: новые возможности пространственно-временного куба. В: Dodge M, McDerby M, Turner M, редакторы. Географическая визуализация: концепции, инструменты и приложения. Чичестер, Англия; Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Ltd; 2008. С. 29.3–306. doi: 10.1002/9780470987643.ch25 [CrossRef] [Google Scholar]

45. Лозич Э. Применение бортовых данных LiDAR к археологии аграрного землепользования: на примере раннесредневекового микрорегиона Блед (Словения). Дистанционное зондирование. 2021;13(16): 3228. doi: 10.3390/rs13163228 [CrossRef] [Google Scholar]

46. Montero P, Vilar JA. TSclust: пакет R для кластеризации временных рядов. Журнал статистического программного обеспечения. 2014; 62: 1–43. doi: 10.18637/jss.v062.i01 [CrossRef] [Google Scholar]

47. Агабозорги С., Ширхоршиди ​​А.С., Вах Т.Ю. Кластеризация временных рядов — десятилетний обзор. Информационные системы. 2015; 53: 16–38. doi: 10.1016/j.is.2015.04.007 [CrossRef] [Google Scholar]

48. Vogel MA, Wong AKC. Метод кластеризации PFS. Транзакции IEEE по анализу образов и машинному интеллекту. 1979 год; 237–245. doi: 10.1109/tpami.1979.4766919 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

49. Ахино К.Ф., Штулар Б., Рихтер Дж., Рихтер Дж. Оценка интенциональности пространственной организации. Кладбище Жупна Церкев (Крань, Словения). Археоловский вестник. 2019;70: 297–313. [Google Scholar]

50. Хамед К.Х., Рао А.Р. Модифицированный тест тренда Манна-Кендалла для автокоррелированных данных. Журнал гидрологии. 1998; 204: 182–196. [Google Scholar]

51. Ходдер И. Археологический процесс Введение. Оксфорд: Уайли-Блэквелл; 1999. [Google Scholar]

52. Wilson EO. Согласие. Единство знаний. Нью-Йорк: Винтажные книги; 1998. [Google Scholar]

53. Schallert J, Greenberg ML. Предыстория и ареал славянского *gъlčěti ‘говорить’. Slovenski jezik / Словенские лингвистические исследования. 2007;6:9–76. [Google Scholar]

54. Гринберг М.Л. Славяне как мигранты: картирование доисторических языковых вариаций. В: Генис Р., де Хаард Э., Лучич Р., редакторы. Определенно Perfect Festschrift для Janneke Kalsbeek. Амстердам: Uitgeverij Pegasus; 2017. С. 169–183. [Google Scholar]

55. Казанский М. Лес Рабы. Les origines (Ier-VIIe siècle après J.-C.). Париж: выпуски errance; 1999. [Google Scholar]

56. Barford PM. Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе. Итака: Издательство Корнельского университета; 2001. [Google Академия]

57. Гойда М. Древние славяне; Поселение и общество. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета; 1991. [Google Scholar]

58. Парчевски М. Истоки ранней славянской культуры в Польше. Античность. 1991; 65: 676–683. doi: 10.1017/S0003598X00080303 [CrossRef] [Google Scholar]

59. Biermann F, 2016 Новые археологические свидетельства позднего переселения народов и раннего славянского периода в северо-восточном регионе Германии. In: Chudzinśka B, Wojenka M, Wołoszyn M, редакторы. Od Bachórza Do Swiatowida Ze Zbrucza: Tworzenie Się Słowianskiej Europy W Ujęciu Zródłoznawczym: Księga Jubileuszowa Profesor a Michała Parczewskiego. Краков-Жешув: Wydawnictwo Uniwersytetu Rzeszowskiego; 2016. С. 113–123. [Академия Google]

60. Павлович Д., Воякович П., Тошкан Б. Церкле об Крки: новости в поселении Доленьске в згоднем среднем веке. Археоловский вестник. 2021; 72: 137–186. doi: 10.3986/av.72.06 [CrossRef] [Google Scholar]

61. Macháček J, Nedoma R, Dresler P, Schulz I, Lagonik E, Johnson SM, et al. Руны из Лани (Чехия) — древнейшая славянская надпись. Новый стандарт мультидисциплинарного анализа рунических костей. Журнал археологических наук. 2021;127:105333. doi: 10.1016/j.jas.2021.105333 [CrossRef] [Google Scholar]

62. Бурдье П. Очерк теории практики. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 1977. [Google Scholar]

63. Skibo JM, Schiffer MB. Люди и вещи. Поведенческий подход к материальной культуре. Нью-Йорк: Спрингер; 2008. [Google Scholar]

64. Джонс С. Археология этничности: теоретическая перспектива. Лондон, Нью-Йорк: Рутледж; 1997. [Google Scholar]

65. Братер С. Ethnische Identitäten als Konstrukte der frühgeschichtlichen Archäologie. Германия: Anzeiger der Römisch-Germanischen Kommission des Deutschen Archäologischen Instituts. 2000;78: 139–177. [Google Scholar]

66. Ху Д. Подходы к археологии этногенеза: прошлые и новые перспективы. Журнал археологических исследований. 2012 г.; 371–402. [Google Scholar]

67. Дзино Д. Стать славянином, стать хорватом. Трансформации идентичности в постримской и раннесредневековой Далмации. Лейден, Бостон: Брилл; 2010. [Google Scholar]

68. Корошец П. Zgodnjesrednjeveška arheološka slika karantanskih Slovanov. Любляна: SAZU; 1979. [Google Scholar]

69. Эйхерт С. Die frühmittelalterlichen Grabfunde Kärntens: Die materielle Kultur Karantaniens andhand der Grabfunde vom Ende der Spätantike bis ins 11. Jahrhundert. Клагенфурт: Verlag des Geschichtsvereines für Kärnten; 2010. [Google Scholar]

70. Цигленечки С. Археологические исследования заката античности в Словении. В: Братож Р, редактор. Slowenien und die Nachbarländer zwischen Antike und karolingischer Epoche. Anfänge der slowenischen Ethnogenese I. Любляна: Narodni muzej Slovenije; 2000. С. 119.–139. [Google Scholar]

71. Предовник К.К., Набергой Т. Археологические исследования периодов после раннего средневековья в Словении. Археолушки вестни. 2010; 61: 245–294. [Google Scholar]

72. Коси М. Predurbane ali zgodnjeurbane naselbine?: (Civitas Petouia, Carnium/Creina in other Centralna naselja neagrarnega značaja v zgodnjem srednjem veku). Дел 2. Згодовинский часопис. 2010; 64: 8–44. [Google Scholar]

73. Графенауэр Б. Ustoličevanje koroških vojvod в država karantanskih Slovencev. Любляна: SAZU; 1952. [Google Scholar]

74. Графенауэр Б. Згодовина Словенскега народа, И. Звездек: Од населитве до увелявленья франковскега февдальнега реда. Любляна: Državna založba Slovenije; 1978. [Google Scholar]

75. Вильфан С. Zur Struktur der freisingischen Herrschaften südlich der Tauern in Frühmittelalter. В: Hödl G, Grabmayer J, редакторы. Karantanien und der Alpen-Adria-Raum im Frühmittelalter 2 St Veiter Historikergespräche. Вена: Бёлау; 1993. С. 209–222. [Академия Google]

76. Самейт Э. Zum archäologischen Bild der frühen Slawen в Австрии. Mit Fragen zur ethnischen Bestimmung karolingerzeitlicher Gräberfelder im Ostalpenraum. В: Братож Р, редактор. Slowenien und die Nachbarländer zwischen Antike und karolingischer Epoche. Anfänge der slowenischen Ethnogenese I. Любляна: Narodni muzej Slovenije; 2000. стр. 507–548. [Google Scholar]

77. Павлович Д. Začetki zgodnjeslovanske poselitve Prekmurja = Начало раннеславянского поселения в районе Прекмурья, Словения. Археоловский вестник. 2017;68:349–386. [Google Scholar]

78. Guštin M, Tifengraber G. Oblike in kronologija zgodnjesrednjeveške lončenine na Novi tabli pri Murski Soboti = Formen und Chronologie frühmittelalterlicher Keramik in Nova tabla bei Murska Sobota. В: Густин М, редактор. Згодни словани. Zgodnjesrednjeveška lončenina na obrobju vzhodnih Alp (Die frühen Slawen. Frühmittelalterliche Keramik am Rand der Ostalpen). Народный музей Словении; 2002. С. 46–64. [Google Scholar]

79. Новшак М. Zgodnjesrednjeveške najdbe z najdišča Grofovsko pri Murski Soboti. В: Густин М, редактор. Згодни словани. Zgodnjesrednjeveška lončenina na obrobju vzhodnih Alp (Die frühen Slawen. Frühmittelalterliche Keramik am Rand der Ostalpen). Народный музей Словении; 2002. С. 27–32. [Академия Google]

80. Керман Б. Arheološka slika slovanske poselitve Prekmurja = Археологическая картина расселения славян в Прекмурье. В: Lux J, Štular B, Zanier K, редакторы. Slovani, naša dediščina = Наше наследие: славяне. Любляна: Завод культурных предприятий Словении; 2018. С. 55–68. [Google Scholar]

81. Sussex R, Cubberley P. The Slavic Languages ​​(Cambridge Language Surveys). Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 2006. [Google Scholar]

82. Соболев А. Н. Вопросы древнейшей истории южнославянских языков и ареальная лингвистика. Южнословенский филолог. 2000; 56: 1035–1050. [Академия Google]

83. Безлай Ф. Положай словенщине в оквиру слованских езиков. В: Фурлан М, редактор. Zbrani jeziskoslovni spisi. Любляна: Založba ZRC; 2003. стр. 268–277. [Google Scholar]

84. Бернштейн С.Б. 1961. Очерк сравнительной грамматики славянских языков, т. 1, с. 1. Москва: Изд-во Академии наук СССР. [Google Scholar]

85. Штибер З. 1972. О древних словенско-западнославянских связях. В: Русское и славянское языкознание. К 70-летию чл.-корр. АН СССР Р. И. Аванесова. Москва: Наука. [Академия Google]

86. Леков И. 1958. Значението на грамматическом, словообразующем и лексикальном данни за классификациата на славянските езици от савременно глeдище. В: Славянская филология. IV Международный съезд славистов 2. Москва: Изд-во Академии наук СССР. [Google Scholar]

87. Кушниаревич А., Утевская О., Чухряева М., Агджоян А., Дибирова К., Уктверите И. и др. Генетическое наследие балто-славянского населения: синтез аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомных данных. Калафель Ф., редактор. ПЛОС ОДИН. 2015;10: e0135820. doi: 10.1371/journal.pone.01358200135820 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

88. Ваврушка С. Генетическая история и идентичность: пример Турции. Средневековые миры. 2016;4: 123–161. doi: 10.1553/medievalworlds_no4_2016s123 [CrossRef] [Google Scholar]

89. Сайкс Б. Семь дочерей Евы и Кровь островов: изучение генетических корней нашей племенной истории. Лондон: Transworld Corgi; 2007. [Google Scholar]

90. Mathieson I, Lazaridis I, Rohland N, Mallick S, Patterson N, Roodenberg SA, et al. Полногеномные закономерности отбора у 230 древних евразийцев. Природа. 2015;528(7583):499–503. дои: 10.1038/nature16152 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

91. Lazaridis I, Nadel D, Rollefson G, Merrett DC, Rohland N, Mallick S, et al. Геномный взгляд на происхождение земледелия на древнем Ближнем Востоке. Природа. 2016; 536(7617): 419–424. дои: 10.1038/nature19310 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

92. Lipson M, Cheronet O, Mallick S, Rohland N, Oxenham M, Pietrusewsky M, et al. Древние геномы документируют многочисленные волны миграции в предысторию Юго-Восточной Азии. Наука. 2018;361:92–95. doi: 10. 1126/science.aat3188 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

93. Гоккумен О., Фрачетти М. Влияние исследований древнего генома на археологию. Ежегодный обзор антропологии. 2020; 49: 277–298. doi: 10.1146/annurev-anthro-010220-074353 [CrossRef] [Google Scholar]

94. Гири П., Вирама К. Картирование движения европейского населения с помощью геномных исследований. Средневековые миры. 2016;4:: 65–78. doi: 10.1553/medievalworlds_no4_2016s65 [CrossRef] [Google Scholar]

95. Бразер С., редактор. Новые вопросы вместо старых ответов: археологические ожидания анализа аДНК. Средневековые миры. 2016;4: 22–41. doi: 10.1553/medievalworlds_no4_2016s22 [CrossRef] [Google Scholar]

96. O’Sullivan N, Posth C, Coia V, Schuenemann VJ, Price TD, Wahl J, et al. Древний полногеномный анализ позволяет сделать вывод о структуре родства на раннесредневековом алеманнском кладбище. Научные достижения. 2018;4(9): eaao1262. doi: 10.1126/sciadv.aao1262 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

97. Amorim CEG, Vai S, Posth C, Modi A, Koncz I, Hakenbeck S, et al. Понимание социальной организации и миграции варваров VI века с помощью палеогеномики. Связь с природой. 2018;9. дои: 10.1038/s41467-018-06024-4 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

98. Pohl W. Введение редактора: Генетический вызов средневековой истории и археологии. P Средневековые миры. 2016;4: 2–4. doi: 10.1553/medievalworlds_no4_2016s2 [CrossRef] [Google Scholar]

99. Самида С., Фойхтер Дж. Почему археологи, историки и генетики должны работать вместе и как. Средневековые миры. 2016;4: 5–21. doi: 10.1553/medievalworlds_no4_2016s5 [CrossRef] [Google Scholar]

100. Кушниаревич А., Кассиан А. Генетика и славянские языки. В: Гринберг М.Л. (редактор) Энциклопедия славянских языков и лингвистики в Интернете. doi: 10.1163/2F2589-6229_eslo_com_032367 [CrossRef] [Google Scholar]

101. Малярчук Б.А., Деренко М.В. Разнообразие и структура митохондриальных генофондов славян в этногенетическом аспекте. Обзоры биологического бюллетеня. 2021; 11: 122–133. дои: 10.1134/s2079086421020067 [CrossRef] [Google Scholar]. Анналы генетики человека. 2003; 67: 412–425. doi: 10.1046/j.1469-1809.2003.00042.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

103. Зупан А. Генетическая структура Словенцев, кот жо разрыхляет полиморфизмы хромосомы Y в митохондрийской ДНК. Докторская диссертация, Люблянский университет. 2014. Режим доступа: https://repozitorij.uni-lj.si/IzpisGradiva.php?id=76713.

§ 57. Восточнославянские племена на территории Украины в I-V вв.

Тема 12. Древние славяне и их соседи

 

§ 57. Восточнославянские племена на Украине в I-V вв.

1. Происхождение восточных славян

Любой из существующих народов прошел долгий и трудный путь своего формирования. Наши прямые предки — восточнославянские яны — не исключение в этом общем процессе. Для них это началось, как считают ученые, во второй половине третьего тысячелетия до н. э.

В истории восточных славян можно выделить несколько периодов: протославянский, славянский праслов и древнеславянский(славянский).

Первый период длился с третьей четверти третьего тыс. до н.э. до третьей четверти второго тысячелетия до н.э. В этот период между Днепром и Вислой, южнее Припяти Полесье ятского, образовалась группа родственных племен, в результате которой произошло смешение индоевропейского племена, которые занимались главным образом скотоводством с местными племенами пислятрипольскойидайи.

В течение второго периода, который длился с lastчетверти II тысячелетия до н.э. И на протяжении третьей четверти тысячелетия до н.э. происходит дальнейшая консолидация праслов славянских племен. Они признают его отличительные черты. Осваивайте новые участки на левом берегу Днепра. В этот период праслов `Яна вступают в сложные отношения с кочевыми украинскими степными народами — киммерийцами, скифами. Некоторое время они входят в состав Скифского государства и известны нам как письменные источники сколоты. Благодаря прасловам скифы были вовлечены в цивилизацию, происходившую в частях Средиземноморья и Ближнего Востока.

После гибели Скифииславяне в России вступили в новый этап развития. Начали формироваться собственные славянские общества. Они сформировали свою ассоциацию с племенами в их социальной, политической структуре. В славянском обществе есть расслоения богатых и бедных. Создание правящей элиты. Значительную роль в ее формировании сыграли сарматы (роксоланы). Впоследствии образовалась первая великая славянская конфедерация племен, известная нам под названием анти (IV в. — 602 г.). После распада антского союза в Среднем Приднепровье образовалось раннополитическое объединение «Русская земля», которое стало основой для становления первого государства восточных славян — Киевской Руси.

Комплексы славянской крестьянской одежды и дворянских дружинников

2. Помещения славян

Славяне были оседлыми, что обусловило их основное занятие — земледелие давало не только пищу, но и создавало возможность вести торговлю. Начиная с до н.э. излишки сельскохозяйственной продукции поступали в древние города Северо-Черноземья. Славянские Яны сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, фасоль. Возделывали овощные культуры — репу (которая была так же распространена, как и в наше время картошку ели ее в гай), редис, лук, чеснок, капусту. Кроме культурного льна, конопли, которые служили сырьем для ткачества.

У славян в первой половине тыс. до н.э. были распространены две системы земледелия: пидично-огневая и паровая. Первый способ был типичен для лесных массивов. Он заключается в том, что в первый год вырубают лес, выкорчевывают корни деревьев. Как только дрова высохли, их сжигали. Тяжелым суком бороновали новое поле, смешивая золу с верхним слоем земли, а затем засевали семенами. Обработанная таким образом земля давала высокие урожаи уже через три-четыре года. Затем расчищалась новая редколесья и старые поля на долгие годы уходили.

В лесостепной зоне была распространена паровая система земледелия. Участки засажены на несколько лет, а после своего истощения перешли на другой. Для земли используется SohaOral с железным наконечником.

Хлеб был основной пищей славян. Древнейшее славянское название хлеба «ржаной» произошло от славянского слова живой. С едой готовят славянский янадринк — квас. Квас не просто пьют. `Якшували его размягченную кожу для изготовления кожгалантереи. Квасом купались в бане — он заменил мыло.

 

Кувшин с сельскохозяйственным календаремIV.

 

Наряду со значительным местом в земледелии восточные славяне занимали скотоводство. Они разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, коз, овец, домашнюю птицу.

Славянская Яна также занималась рыболовством и охотой. Окрестные леса, болота были богаты птицей и зверем, а в реках располагалось много рыбы. Вспомогательную роль в хозяйстве играло пчеловодство (сбор меда диких пчел).

Хозяйства совместно велись большой патриархальной семьей. Земля, оброблювалась, находилась в коллективной собственности и распределялась между некоторыми хозяйствами. Пастбища и леса принадлежали всему сообществу.

Славянские племена хорошо владели разнообразными ремеслами:железным, гончарным, деревообрабатывающим и другими.

Значительное влияние на экономику во II-V вв. оказала провинциально-римская культура. Под ее влиянием совершенствовалась агротехника, развивалось ремесло (вместе с `появилось производство стекла, ювелирных изделий и др..), внутриплеменная и племенная торговля.

Римское влияние жладжував этнические различияразличных племен, населявших тогдашнюю Украину. Это памятники черняговской культуры II-V вв.

 

3. Поселение и жилище

Славянские поселения чаще всего размещаются у рек, где плодородные почвы. Поселения были небольшими и чаще всего не имели укреплений. Укрепленные поселения были распространены в районах, подвергавшихся нападениям кочевников.

Самый распространенный тип жилья в начале нашей эрахуты, стены которого были сделаны из лозы и глины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *