Таблица по истории «Соседи восточных славян»
Таблица по истории «Соседи восточных славян»12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 | Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество | Бесплатные всероссийские конкурсы | Бесплатные сертификаты | Нужна помощь? Инструкции для новых участников | Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека
▪Учебно-дидактические материалы
▪КИМ
Материал опубликовала
1
#6 класс #История #Учебно-дидактические материалы #КИМ #Учитель-предметник #Школьное образование
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*. DOC)
Размер файла: 12.36 Кбайт
Соседи восточных славян
№ п\п | Название племени |
| Емь |
| Корела |
| Водь |
| Весь |
| Чудь заволочская |
| Черемисы (мари) |
| Меря |
| Мурома |
| Мордва |
| Мещера |
| Печенеги |
| Половцы |
| Хазары |
| Касоги |
| Ясы |
| Болгары |
| Валахи |
| Венгры |
| Поляки |
| Пруссы |
| Аукштайты |
| Ятвяги |
| Жмудь |
Латы | |
| Ливы |
| Жемайты |
| Корсь |
| Земигола |
| Летьгола |
| Эсты |
| Варяги |
| Сумь |
Опубликовано в группе «В помощь учителю»
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Закрыть
Соседи восточных славян. Часть 1. | Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему:
Слайд 1
Соседи восточных славян
Слайд 2
План урока: Жители лесной полосы Восточной Европы. Государства и народы Поволжья. Домашнее задание: 1.Параграф № 2 – читать и пересказывать, вопросы на стр. 19 – устно. 2. Заполнить таблицу «Древние народы и государства на территории нашей страны»
Слайд 3
http://aida.ucoz.ru 1. Используя таблицу, расскажите о происхождении восточных славян, о расселении их племенных союзов. 2. Как происходило освоение славянами новых территорий? 3. Как повлияли природные и климатические условия мест обитания на занятия и восточных славян? 4. Как повлияли природные и климатические условия мест обитания на быт восточных славян? 5. Почему верования древних славян называют язычеством? Как в язычестве отразились занятия славян? 6. Расскажите, как управлялись восточно-славянские племена.
Слайд 4
Одна из крупнейших — индоевропейская языковая семья . К ней относятся романская, германская, балтийская, славянская, иранская, греческая группы. Ученые полагают, что народы индоевропейской семьи ведут свое начало от одного праотца — народа — арийцев. Арийцы в незапамятные времена жили в Азии, на Иранской возвышенности. С течением времени арийцы двигались на юг, запад. Постепенно они расселились на территории современного Ирана, Малой Азии, Южной и Восточной Европы, Центральной Азии и Индостанского полуострова. Во II тысячелетии до н.э. они сформировали единую культур-ную общность, которая соответствовала индоевропейской семье. Впоследствии эта семья распалась на несколько групп: романскую (от неё произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване), германскую (немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы), иранскую (таджики, афганцы, осетины), балтийскую (латыши, литовцы), греческую (греки), славян-скую (русские, украинцы, белорусы).
Слайд 5
ираноязычные племена финно-угорские племена балтийские племена славянские племена самодийские племена тюркские племена Другая большая языковая семья — уральская . Она делится на финно-угорскую и самодийскую группы. Народы финно-угорской группы (финны, венгры, эстонцы, карелы, удмурты, марийцы, коми, мордва и др.) издавна занимали территорию северной половины Восточно — Европейской равнины — между Балтийским морем и Уралом, оттуда её племена расселялись на евро-пейский Север, в Поволжье и Запад-ную Сибирь. Народы самодийской группы (ненцы, нганасаны) зани-мают тундровые районы европей-ской части страны и Западной Сибири, низовья Енисея, юг Таймыра. ? Какие группы народов относились к индоевропейской семье языков и где они расселялись? В состав алтайской семьи входят тюркская (чуваши, татары, башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, казахи, узбеки и др.), монгольская (буряты, калмыки), тунгусо-маньчжурская группы (эвенки, эвены и др.). С историей восточных славян тесно связана история тюркских народов. Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В начале железного века они про-никают на север, в Сибирь, к Уралу, Среднюю Азию, Кавказ. В эпоху великого переселения народов они начали своё продвижение в Восточную Европу и далее на запад.
Слайд 6
В эпоху великого пере-селения народов большинство племён устремилось в Цен-тральную, Восточную и Юго-Восточную Европу, на руины Римской империи. Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные массивы. На северо-восток славяне ушли несколь-кими потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Другая часть — к среднему и нижнему течению Днепра. Центром этих земель станет Киев — столица Древнерусского государства. Третья часть — переместилась в междуречье Оки и Москвы-реки.
Слайд 7
Восточно — Европейская рав-нина ещё до при-хода сюда славян была заселена различными пле-менами. На Балтий-ском побережье и на севере равнины проживали балтий-ские (литва, жмудь, пруссы, латгалы, земгалы и др.) и финно-угорские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др. ) племена.
История
ИсторияКарпато-русины живут в самом сердце Европы, вдоль северных и южных склонов Карпатских гор. Их родина, известная как Карпатская Русь, расположена на перекрестке дорог, где сходятся границы Украины, Словакии и Польши. Помимо этих стран, меньшее количество карпато-русинов проживает в Румынии, Венгрии, Югославии и Чехии. Ни в одной стране карпато-русины не имеют административно обособленной территории.
Информация на этой странице взята из брошюры «Карпато-русины» , изданной Карпато-русинским исследовательским центром. Текст в брошюре был составлен, изучен и защищен авторским правом © 1995 by Dr. Paul Robert Magocsi. Оригинал брошюры составлен и выложен Анатолием Богданом Ткаченко . Содержание этой страницы защищено авторским правом © 1995. И используется здесь с разрешения автора. Никакая часть этого текста не может быть использована каким-либо лицом или организацией без явного согласия автора.
Из-за ограничения возможности отображать только один набор символов в документе в Интернете — текст отличается от оригинала тем, что в некоторых словах не появляются диакритические знаки и ударения — это будет исправлено, как только технология становится нам доступным.
Содержание
Три четверти карпато-русинов в Европе находятся в пределах Украины, а именно в Закарпатской области (историческая Подкарпатская Русь). В Словакии карпато-русины живут в северо-восточной части страны, известной в народе как Прешовский край. На северных склонах Карпат они традиционно жили на юго-востоке Польши, в районе, известном как Лемковский край (ныне известный как Бескиды Ниски).
За карпатской родиной русины живут переселенцами в соседних странах. Самая старая община иммигрантов, восходящая к середине восемнадцатого века, — это регионы Воеводина (историческая Бачка) и Срем в бывшей Югославии, то есть современная северная Сербия и дальневосточная Хорватия. В Чешской Республике карпато-русины проживают в основном в северной Моравии и в столице Праге, куда большинство иммигрировало сразу после Второй мировой войны. Самая большая община за пределами родины находится в Соединенных Штатах, где между 1880-ми и 1914 иммигрировало около 225 000 карпато-русинов.
Они поселились в основном в промышленных районах северо-восточных и северо-восточных штатов, где и по сей день живет большинство их потомков. Меньшее количество карпато-русинов иммигрировало в Канаду и Аргентину в 1920-х годах и в Австралию в 1970-х и 1980-х годах.Карпато-русины не имеют своего государства. В лучшем случае они функционируют как юридически признанное национальное меньшинство в некоторых, но не во всех европейских странах, где они проживают. Как исторически сложилось в случае с меньшинствами без гражданства, карпато-русины не желали идентифицировать себя как таковые или просто не регистрировались правительствами в странах, где они жили. Поэтому невозможно точно знать количество карпато-русинов в какой-либо стране. По разумной оценке их число составляет 1,5 миллиона человек во всем мире.
До 1945 года подавляющее большинство русинов на Карпатской родине проживало около 1000 небольших деревень, в которых проживало в среднем от 600 до 800 жителей. Помимо карпато-русинов, в каждой деревне также был небольшой процент (обычно от 5% до 15%) людей, принадлежащих к другим национальным группам. Обычно в их число входили несколько еврейских семей (владельцы небольших магазинов и таверн, а также фермеры), цыгане / цыгане, которые часто жили на окраинах деревни, и венгерский, польский, словацкий или чешский чиновник (жандарм, нотариус, школьный учитель). .
Карпато-русины в основном занимались земледелием, скотоводством (особенно овцеводством) и лесными промыслами. Горный ландшафт, характерный для Карпатской Руси, никогда не позволял вести обширное сельскохозяйственное производство. В результате карпато-русины обычно были бедны и часто были вынуждены выживать, работая в соседних странах или постоянно эмигрируя за границу, особенно в Соединенные Штаты.
После Второй мировой войны на Карпатской родине или вблизи нее были созданы промышленные предприятия, и многие жители русинских деревень перебрались в близлежащие города. Эти города (Ужгород, Мукачево, Прешов, Гумменне, Кошице, Михаловце, Санок, Новы-Сонч, Горлице, Нови-Сад) чаще всего находились за пределами карпато-русинской этноязыковой территории. В результате многие русины, мигрировавшие в города, вступали в смешанные браки, посещали школы с использованием государственного языка и в конечном итоге отказались от своей принадлежности к карпато-русинам.
Содержание
Язык, идентичность и культура
Карпато-русины относятся к славянской ветви индоевропейских народов. Их диалекты относятся к восточнославянским и тесно связаны с украинским. Поскольку карпато-русинские диалекты живут в приграничных районах, они находятся под сильным влиянием польской, словацкой и венгерской лексики. Эти влияния как с востока, так и с запада, вместе с многочисленными терминами из церковнославянского литургического языка и диалектными словами, уникальными для карпато-русинов, отличают их разговорный язык от других восточнославянских языков, таких как украинский.
В отличие от своих западнославянских (польских и словацких), мадьярских и румынских соседей, карпато-русины используют кириллицу. Их национальное название, Русин (также пишется как Русин ), связывает их с востоком, поскольку Русью называли жителей и территорию большого средневекового государства с центром в Киеве. Множество имен, которыми карпато-русины называли себя или назывались другими — карпато-русский, карпато-украинский, руснак, рутен, русин, уро-русин — все относятся к их традиционной ассоциации с восточнославянским миром Руси.
Несмотря на кажущуюся путаницу с названиями, наиболее подходящим обозначением является Карпато-Русин , или просто Русин . Это имя национальный пробудитель девятнадцатого века Александр Духнович использовал в поэтических строках, ставших национальным кредо: «Я был, есть и останусь русином» — и это тема, которую он использовал в первой строке государственного гимна. — «Подкарпатские русины, встань от своего глубокого сна». Карпато-русины и Русины — это также названия, используемые большинством новых культурных организаций и изданий, созданных на европейской родине после революции 1989 года. В Польше карпато-русины называют себя лемками. Это новое имя. До ХХ века лемки тоже называли себя русинами или руснаками. Зная об их происхождении, последние публикации и организации в Польше часто используют термин лемков, русинов для описания своего народа.
Когда в семнадцатом веке карпато-русины начали издавать книги, они были написаны либо на народном русинском языке, либо на церковнославянском богослужебном языке (функционально сходном с латынью), которым пользовались восточные славяне и южные славяне, принадлежавшие к Восточно-христианская религиозная направленность. В девятнадцатом и двадцатом веках карпато-русинские писатели продолжали использовать русинский народный язык, а также стали использовать русский и украинский языки для своего литературного языка. Так называемый «языковой вопрос» всегда был тесно связан с проблемой национального самосознания.
Еще с девятнадцатого века карпато-русинские вожди спорили о своей национальной принадлежности. Одни считали русинов ветвью русских, другие — ветвью украинцев, третьи — что они составляют особую центральноевропейскую карпато-русинскую национальность. Каждая ориентация использовала язык, будь то русский, украинский или карпато-русинский, как средство самоидентификации. На сегодняшний день существует только два национальных направления — русинское и украинское. Украинская ориентация утверждает, что русины являются ветвью украинцев и что отдельной карпато-русинской национальности не может и не должно существовать.
После революции 1989 года во всех странах, где они живут, произошло национальное возрождение карпато-русинов, и были предприняты усилия, особенно в Словакии и Польше, для создания стандартного карпато-русинского литературного языка для использования в школах и изданиях. . У русинов в югославской Воеводине был литературный язык, который непрерывно использовался в публикациях и школах с первых десятилетий двадцатого века.
Карпато-русины имеют особую литературную традицию, восходящую к XVII веку. Каким бы языком ни пользовались писатели — русинским, церковнославянским, русским, украинским, — в их литературных произведениях воплотилась суть русинского быта и менталитета его народа. Среди наиболее доминирующих тем была любовь к тому, что считается первозданной красотой Карпатских гор, и характеристика карпато-русинов как богобоязненного и стоического народа, которому, по-видимому, суждено находиться под контролем сил природы и иностранных правительств, над которыми человек имеет мало власти или влияния. У каждой карпато-русинской области есть свой литературный отец-основатель: Александр Духнович (1803-1865) для Прешовщины и Подкарпатской Руси; Владимир Чиляк (1843-189)3) по Лемковскому району; и Габор Костельник (1886-1948) от Воеводины.
Сегодня газеты, журналы и книги на русинском языке есть практически в каждой европейской стране, где проживают карпато-русины. Произведения драматургов исполняет профессиональный Театр Александра Духновича в Прешове, Словакия; полупрофессиональный театр Джаджа в Руски Керестуре и Нови-Саде, Югославия; и любительский театр Лемковской ассоциации в Легнице, Польша. Наиболее известны современные русиноязычные писатели: в Украине — Владимир Федынинец, Димитро Кеселя, Иван Петровций, Василий Петровой; в Словакии — Анна Халгасова, Николай Ксеняк, Мария Мальковска и Стефан Сухий; в Польше — Елена Дюк Файфер, Владимир Грабань, Стефания Трохановска и Петр Трохановский; в Югославии — Наталия Дудаш, Ирина Харди-Ковачевич и Джура Пафархаджи; а в Венгрии — Габриэль Хаттингер-Клебаско.
Помимо различных форм народной культуры, таких как вышивка, расписные пасхальные яйца, народная музыка и танцы в исполнении профессиональных ансамблей в Прешове и Ужгороде и многочисленных самодеятельных ансамблей в других местах, карпато-русины наиболее известны выдающейся формой местной архитектуры. в виде деревянных церквей. Расположенные на вершинах холмов, большинство церквей были построены в восемнадцатом и начале девятнадцатого веков.
В первой половине ХХ века карпато-русины также создали уникальную школу живописи, так называемый «Подкарпатский Барбизон», ведущими деятелями которой были Иосиф Боксай, Адельберт Эрдели, Федор Манайло и Эрнест Кондратович. Примерно в это же время жизнь русинов в Лемковском крае запечатлел на холсте всемирно известный отечественный художник Никифор Дровняк. В более поздние времена такие художники, как Антон Кассай, Владимир Микита, Иван Сутьев и скульптор Михайло Белень на Закарпатье, а также художники Орест Дубай, Стефан Хапак, Дезидерий Миллый и политический сатирик Федор Вико в Словакии создали тело. творчества, в котором преобладают сюжеты карпато-русинского быта и окружающей его среды.
Существует несколько музеев с постоянными экспонатами карпато-русинского народного творчества, икон и живописи. Наиболее важные и обширные коллекции находятся в Свиднике и Ужгороде, с более специализированными музеями в Бардейове (иконы), Медзилаборце (современное искусство), Новом Сонче (иконы) и Зындранове (на Лемкосе). Этнографические музеи под открытым небом ( сканзена ) с традиционной карпато-русинской бытовой архитектурой находятся в Свиднике и Ужгороде. Подобные музеи в Бардейове, Гуменне и Саноке также содержат образцы карпато-русинской материальной культуры.
Многочисленные ученые занимаются изучением истории, языка, литературы, этнографии, искусства и музыки карпато-русинов. Многие из них связаны с научными учреждениями, такими как Институт карпатоведения Ужгородского государственного университета (Украина), Институт русинского языка и культуры (Словакия), кафедра украинской и русинской филологии Бессенейского педагогического института (Венгрия), Кафедра русинского языка и литературы Нови-Садского университета (Югославия), Общества русинского языка и литературы (Югославия) и Карпато-русинского исследовательского центра (США). За границей также есть несколько ученых, специализирующихся на карпато-русинской тематике, в том числе Александр Дуличенко (Эстония), Свен Густавссон (Швеция) и Пол Роберт Магочи (Канада)
Содержание
Религия
Как и их язык и культура, карпато-русинские церкви разделяют элементы как восточного (Славия Православия), так и западного (Слава Романа) христианских миров. Религия оставалась для карпато-русинов, где бы они ни жили, важнейшей стороной их жизни. Дело в том, что в массовом сознании карпато-русинская культура и идентичность часто воспринимались как синонимы одной из традиционных карпато-русинских восточно-христианских церквей.
Древнейшие предки карпато-русинов верили, как и другие славяне, в нескольких богов, связанных с силами природы. Самым могущественным из этих языческих богов был Перун, имя которого до сих пор сохранилось в карпато-русинском языке как проклятие. Христианство впервые было принесено в Карпаты во второй половине девятого века. Народные легенды, подкрепленные научными трудами, предполагают, что карпато-русины приняли христианство в начале 860-х годов от «апостолов славян» Кирилла и Мефодия, двух монахов из Византийской империи. Как и во всем славянском мире, некоторые языческие обычаи русинов были легко адаптированы к христианским святым дням. Таким образом, праздник середины зимы Коляда была объединена с Рождеством и Крещением; праздник весны с Пасхой; и праздник урожая и летнего солнцестояния Купало с праздником Иоанна Предтечи.
Кирилл и Мефодий, а также их ученики были выходцами из Византийской империи. Поэтому, когда после 1054 года христианская церковь была разделена, карпато-русины остались в пределах восточно-православной сферы номинально под властью Вселенского Константинопольского Патриарха. Религиозная принадлежность помогла отличить карпато-русинов от их словацких, венгерских и польских соседей, которые были католиками или протестантами. Будучи восточными христианами, карпато-русины использовали церковнославянский язык вместо латыни в качестве языка богослужения; следовал за литургией св. Иоанна Златоуста; получал оба вида (дрожжевой хлеб и вино) при Причастии; вышла замуж за священников; и следовали старому юлианскому календарю, так что фиксированные праздники, такие как Рождество, в конечном итоге выпадали на две недели позже, чем по западному григорианскому календарю, 7 января. ритуалы, заимствованные у их соседей по латинскому обряду, но, в частности, их литургическая музыка. Эта музыка, которая используется до сих пор, состоит в основном из коллективного и канторального пения (запрещено использование органа или другого инструмента). Основанный на местных традиционных восточнославянских распевах и навеянный местными народными мелодиями, он известен как карпатский равнинный распев (9).0007 простопинье ).
После протестантской Реформации (затронувшей соседние мадьяры и словаки) и католической Контрреформации правительства и местная аристократия в конце шестнадцатого века начали попытки приблизить православных карпато-русинов к официальной римско-католической государственной религии. двух государств, в которых они проживали в то время — Венгерского королевства и Речи Посполитой. Результатом стало создание между 1596 и 1646 г. униатской церкви, то есть восточно-христианской церкви в союзе с Римом. Униатам было позволено сохранить свой восточный обряд и традиции, но они должны были признать папу римского, а не Вселенского патриарха Константинополя окончательным главой своей церкви. Следовательно, с XVII века карпато-русины были либо православными, либо униатами. В 1772 году униаты были переименованы в греко-католиков. В конце концов, в Соединенных Штатах они стали известны как византийские католики.
Хотя на практике между православным и греко-католическим религиозным богослужением (Божественной литургией) нет большой разницы, тем не менее между приверженцами двух церквей с семнадцатого века и по настоящее время как на европейской родине, так и в Соединенных Штатах существуют постоянные трения. . Положение усугублялось вмешательством европейских светских властей, которые в определенные периоды преследовали и даже полностью запрещали либо православную, либо греко-католическую церковь.
Сегодня во многих карпато-русинских селах и городах есть и греко-католическая, и православная церкви. Также в каждой стране, где проживают русины, есть как минимум один греко-католический и один православный епископ. В целом среди карпато-русинов всего мира сегодня равное количество греко-католиков и православных. В Закарпатье Украины, где проживает наибольшее количество карпато-русинов, ситуация более сложная. Из 1210 приходов, зарегистрированных в 1993 г., 38% православные, 17% греко-католические. Остальные — католики (5%) и реформатские кальвинисты (7,5%) — в первую очередь мадьяры, а также растущее число Свидетелей Иеговы (17%), евангелистских сект (6,6%) и баптистов (4%). все они получили широкое распространение среди карпато-русинов, особенно в последнее десятилетие.
Что касается церковной юрисдикции, то греко-католические епархии Мукачево (Украина), Прешова (Словакия), Хайдудорога (Венгрия) и Крижевцы (бывшая Югославия), а также Архиепископия/митрополичьей провинции Питтсбург (США) являются самостоятельными — под управлением и под непосредственным руководством Ватикана. Православная Мукачево-Ужгородская епархия входит в состав Украинской Православной (не Автокефальной) Церкви; Прешовская епархия входит в состав Чехословацкой Автокефальной Православной Церкви; а Санок-Перемсильская епархия входит в состав Польской Автокефальной Православной Церкви. В США православные входят либо в самоуправляемую (автокефальную) Православную Церковь в Америке, либо в Американскую Карпатско-Русскую Православную Греко-Католическую Церковь при Вселенском Константинопольском Патриархе.
Содержание
Политика
Карпато-русины никогда не имели своего независимого государства. С XI века до 1918 года русинские земли к югу от Карпат — Подкарпатская Русь и Прешовский край — входили в состав Венгерского королевства. Лемковская область к северу от Карпат до середины четырнадцатого века была разделена между русским княжеством / королевством Галиции и королевством Польским. С 1340-х по 1772 г. полностью находилась в пределах Польши, затем с 1772 по 1919 гг.18 в австрийской половине того, что позже стало известно как Австро-Венгерская империя.
После окончания Первой мировой войны в конце 1918 года карпато-русинская территория была разделена между несколькими странами. Прешовский край и Подкарпатская Русь к югу от гор вошли в состав Чехословакии, за исключением около двадцати деревень к югу от реки Тиса, включенных в состав Румынии. Лемковская область была присоединена к Польше. Несколько русинских поселений в районе Бачки/Воеводины на бывшем крайнем юге Венгерского королевства стали частью Югославии.
Границы снова изменились во время Второй мировой войны, но после конфликта они в основном были восстановлены в том виде, в каком они были до войны. Единственным исключением была Подкарпатская Русь, которая в 1945 году была присоединена к Советскому Союзу как Закарпатская область (область) Советской Украины. В течение следующих четырех десятилетий все карпато-русины, независимо от того, где они жили в Европе, были частью коммунистического мира, будь то непосредственная часть Советского Союза или соседних с ним государств-сателлитов. После революции 1989 г. и падение коммунизма карпато-русины стали гражданами нескольких новых государств; Подкарпатская Русь/Закарпатье входит в состав независимой Украины; Прешовский край является частью независимой Словакии; Лемковская область осталась в составе Польши; а небольшая община в бывшей Югославии была разделена между сокращенной Югославией (Воеводина на севере Сербии) и независимой Хорватией.
Несмотря на то, что на протяжении всей своей истории карпато-русины находились под властью нескольких разных государств, они изо всех сил пытались достичь хотя бы капельки самоуправления. Уже во время революции 1848 года лидеры Адольфа Добрянского настаивали на том, чтобы империя Габсбургов создала автономную русинскую провинцию, которая объединила бы всех русинов в Австро-Венгрии или, по крайней мере, в пределах бывшего Венгерского королевства. Хотя эти первоначальные требования не увенчались успехом, после окончания Первой мировой войны идея о том, что карпато-русины заслуживают какой-то политической автономии, была принята многими политическими кругами в восточно-центральной Европе.
Первое венгерское правительство, сформированное после падения империи Габсбургов, создало в самом конце 1918 г. Русскую Краину, в то же время лемковские русины к северу от гор создали самоуправляющуюся республику, просуществовавшую шестнадцать месяцев до начала 1920. Однако это были недолговечные эксперименты. Более значительным было провозглашенное 8 мая 1919 года добровольное объединение «русинов, живущих южнее Карпат» с новым государством Чехословакия. Парижская мирная конференция в Сен-Жерменском договоре (1919) признал союз с Чехословакией при том понимании, что русинам будет предоставлена автономия. Чехословацкое правительство действительно создало провинцию под названием Подкарпатская Русь, которая функционировала с 1919 по 1938 год со своим собственным русинским губернатором и ограниченной степенью автономии. И русины, жившие в Прешовском крае под словацкой администрацией, и лемковские русины в Польше хотели войти в состав Подкарпатской Руси, но их усилия были заблокированы как чехословацким, так и польским правительствами.
Когда Чехословакия была предана своими союзниками по Мюнхенскому договору и преобразована в федеративное государство в октябре 1938 года, Подкарпатская Русь получила полный статус самоуправления. Его правительство сначала возглавил Андрей Бродий, а затем монс. Августин Волосин. При котором провинция сменила название на Карпато-Украина. Автономия просуществовала почти шесть месяцев до 15 марта 1939 года, когда гитлеровская Германия уничтожила то, что осталось от Чехословакии, а Венгрия начала оккупацию Подкарпатской Руси. В тот же день была провозглашена независимая Карпатская Украина. Но из-за венгерского вторжения это оказалось не более чем символической «республикой на день».
Другой период самоуправления начался в последние месяцы Великой Отечественной войны, когда Подкарпатская Русь, на этот раз переименованная в Закарпатье, с октября 1944 г. до конца 1945 г. находилась под управлением своего национального совета. Изгнав венгров, Закарпатский национальный совет призвал к объединению с Советской Украиной. После объединения в июне 1945 г. Закарпатье утратило статус самоуправления и в начале 1946 г. стало просто еще одной областью в составе Советской Украины. В соседнем Прешовском крае карпато-русины обосновались в 1945 Украинский национальный совет, который, как они надеялись, будет функционировать как автономный руководящий орган, но эти усилия были заблокированы восстановленным чехословацким правительством, которое в 1949 году полностью упразднило этот совет.
Одним из непосредственных результатов советской власти в Закарпатье и ее влияния на соседние коммунистические Польшу и Чехословакию стало проведение украинизации. Это означало, что идея отдельной русинской национальности была объявлена вне закона и признавалась только украинская идентичность. Такая ситуация должна была длиться до падения коммунизма и советской власти в 1989-1991.
Однако идея автономии не умерла. Когда распался Советский Союз и Украина стала независимой страной. Карпато-русины Закарпатья призвали вернуться к своему «историческому статусу» автономной земли. На референдуме о независимости Украины, проведенном 1 декабря 1991 года, более 78 процентов жителей Закарпатья проголосовали за «статус самоуправления» в составе Украины. Когда украинское правительство не выполнило обязательства от 19 декабря91 референдума карпато-русинские лидеры сформировали Временное правительство Республики Подкарпатская Русь в мае 1993 г. С лета 1994 г. борьба за автономию ведется в палатах Закарпатского национального совета (парламента) в составе 51 члена. Среди них глава Временного правительства Иван Туряница, а также несколько сторонников автономии.
Карпато-русины в соседних странах также были активны, особенно после революции 1989 и падение коммунизма в Словакии, Польше и Венгрии. Однако требования карпато-русинов в этих странах носят не политический, а скорее культурный характер. В 1990-1991 годах в каждой из стран, где русины проживают как меньшинство, была создана новая культурная организация — Общество русинского возрождения в Словакии; Ассоциация лемков в Польше; Организация русинов в Венгрии; русинская матка в Югославии; и Друзья Подкарпатской Руси в Чехии.
Основной целью этих организаций является признание русинов отдельной национальностью и систематизация русинского литературного языка для обучения в школах и использования в печати, на радио, в театре и на других культурных мероприятиях. Вместе с Обществом карпато-русинов в Украине и Карпато-русинским исследовательским центром в США эти организации образуют Всемирный конгресс русинов, который с марта 1991 года периодически собирается для формулирования общих целей сохранения карпато-русинов как отдельный народ. Результатом этих расширенных контактов стало создание впервые совместных программ и тесное сотрудничество в культурной, научной и экономической деятельности среди всех карпато-русинов, независимо от страны, в которой они живут.
Содержание
Особая благодарность доктору Магочи за этот прекрасный текст и за его щедрость, позволившую нам разместить его на нашем сайте.
Создание Византии, 600-1025 Марка Уиттоу — Мягкая обложка
О книге об авторе Отзывы Оглавление Связанные книги
О книге
Марк Уиттоу представляет четкую и современную переоценку Византийской империи в решающий период истории Ближнего Востока. На геополитическом фоне (великолепно иллюстрированном четырнадцатью картами) его книга охватывает последнее десятилетие существования Римской империи как сверхдержавы, катастрофический кризис седьмого века и средства, благодаря которым Византийская империя, находившаяся в бою, держалась в Константинополе и Малой Азии до тех пор, пока Упадок Аббасидского халифата открыл новые перспективы для христианской власти на Ближнем Востоке.
Особой особенностью является освещение Уиттоу соседей, союзников и врагов Византии в Европе и Азии. Он подчеркивает географический контекст событий, который часто упускается из виду в других отчетах об этом периоде. Происхождение России, отношения с кочевыми державами степного мира, соперничество между булгарами, римлянами и славянами на Балканах, а также часто игнорируемый регион Закавказья — все это получает расширенное рассмотрение. На английском языке таких обширных работ не появлялось уже почти 30 лет, и книга Уиттоу будет бесценна для всех ученых, студентов и любителей средневековой истории.
Об авторе
Марк Уиттоу — средневековый историк и археолог из Ориел-колледжа в Оксфорде. Он публиковал статьи о византийских городах и замках и в настоящее время руководит проектом по изучению средневековых замков в западной Турции.
Отзывы
«Отличная книга. Ее оригинальность заключается в широкой географической перспективе, обширном описании соседних стран… и акценте на археологических свидетельствах». — Сирил Манго, Эксетерский колледж, ОксфордTable of Contents
List of Maps
Transliteration and References
List of Abbreviations
Chronological List
Preface
1. SOURCES FOR EARLY MEDIEVAL BYZANTIUM
2. THE STRATEGIC GEOGRAPHY OF THE NEAR EAST
The Balkans
The Steppes
Anatolia и Иран
Сельскохозяйственные равнины
Пустыня
Заключение: стратегическая география
3. РИМСКИЙ МИР В 600 г.
Стратегический обзор
Социально-экономическая основа
4. ПАДЕНИЕ СТАРОГО ПОРЯДКА
Последняя римско-персидская война
Исламские завоевания
Конец античной экономики, 650-750 гг. Империя выжила: Город Константина
и Феодосия
Налоги
Императорский двор
Армия и флот
Церковь
6. ШОК ПОРАЖЕНИЯ
Византийское мировоззрение
Иконы и иконоборчество
Иконоборчество и становление православной Византии
7. ОТВЕТ ВИЗАНТИИ: НА ОБОРОНУ
Адаптация позднеримской военной традиции
Византийская оборонительная стратегия, c. 750-c.950
Численность византийской армии
8. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И ЕЕ НЕМУСУЛЬМАНСКАЯ СОСЕДИ, ок.600-ок.950
Закавказье
Хазары
Русь
Балканы
Западные провинции
Цена успеха: Византия, 863-976
10. ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ II, 976-1025
Византийский мир в 976 году
Великие гражданские войны, 976-89 годы
Триумф Константинополя, 990-1025 годы
Примечания Подробнее >
Связанные книги
Путеводитель Павсания по Древней Греции
Кристиан Хабихт
Римская империя
Питер Гарнси, Ричард Саллер
Коллекция писем Григория Назианзина
Gregory of Nazianzus, Bradley K. Storin
City and School in Late Antique Athens and Alexandria
Edward J. Watts
Arete
Stephen G.