Сообщение по теме «Богатыри Земли Русской. Великий Святогор»
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 | Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество | Бесплатные всероссийские конкурсы | Бесплатные сертификаты | Нужна помощь? Инструкции для новых участников | Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека▪Публикации▪Статьи
Материал опубликовала
#Проектная деятельность #Презентация
Великий Святогор Работу выполнила ученица 4 а класса Яппарова Карина. Учитель: Цыркова Мария Александровна
В своей работе я хочу рассказать о БОГАТЫРЕ ВЕЛИКОМ СВЯТОГОРЕ
Великан приходится сыном богу-творцу, а мать Святогора – святая русская Земля.
СВЯТО гор СВЯТЫЕ ГОРЫ
Святогор жил только в горах. Не могла вынести земля его силы: он огромен, «выше леса стоячего, головой упирается под облако ходячее», когда идёт, земля содрогается, леса расступаются, а реки выходят из берегов.
Задача героя – охранять мир Яви (мир людей и живых существ) от вторжения злых чудищ из Нави (мира бесов). вход в Явь
Хочет Святогор, как другие богатыри, с врагами сражаться, да не выдерживает его земля русская, рассыпается. Стал он деревья, как травинки, выдёргивать, начал горы разрушать, но это никому не нужно.
Святогор – самый сильный герой древнерусских былин. Но сила его бесполезна.
Святогор запечатлён в пяти легендах. В двух легендах он вместе с Ильёй Муромцем. Былинный герой появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ непобедимой силы.
Встречу двух богатырей – Святогора и Ильи Муромца, описывает поэт Иван Алексеевич Бунин в стихотворении «Святогор и Илья». Иван Алексеевич Бунин
Святогор захотел перед смертью передать свою силу Илье Муромцу, но отказался Илья от «этой силы нечеловеческой».
Не понимает Святогор, как применить свою силу. В одной из легенд Святогор встречается с путником – землепашцем Микулой Селяниновичем и начинает хвастаться перед ним силой богатырской.
Землепащец просит Святогора поднять его котомку, но богатырь не смог оторвать её даже от земли. Микула Селянинович объясняет Святогору, что в котомке – тяга земная, Микула пашет землю и потому, в отличие от Святогора, очень к ней привязан.
И всё же совершил Святогор один подвиг. Во время правления Царьградом богатырь узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но отправился на поиски невесты. Попал Святогор на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею.
От испуга ударил Святогор её мечом и скрылся. В образе змеи была заколдованная морским царём красавица по имени Поленница. Заклинание спало. Так Поленница встретилась со Святогором и вышла за него замуж .
Святогор был упомянут в анимационном фильме «Алёша Попович и Тугарин Змей»
Памятник Святогору в Ялте
Святогор Славянская мифология
Святогор старше многих богов. Многие знакомы с этим могучим великаном по былине, где он встречается с Ильей Муромцем и прячет его вместе с конем в карман. Много загадочного в образе Святогора. Отчего, например, он обитает в горном месте, вязнет в земле, будто в топком болоте, и не может поднять суму, где спрятана вся «тяга земная»? Почему не охраняет границы Святой Руси, как Илья и другие богатыри, не пашет землю, подобно Микуле Селяниновичу? По какой причине живет один, а не вместе с иными великанами – Горыней, Дубыней и Усыней? Что означает упоминание в одном из вариантов былины о его «темном» батюшке?
Да и как получилось, что он, могучий и непобедимый, разом теряет свою силу в случайно найденном им каменном гробу? Святогор, в славянской мифологии сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками.
Другие великаны, Горынычи – Горыня, Дубыня и Усыня, – были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора.
Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на змеедеве.
Огорчился великан, но решил отыскать суженую – может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И наконец увидел змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом. Потом кинул золотой алтын во искупление содеянного и, заливаясь горючими слезами, побрел прочь.Меж тем удар Святогора оказал волшебное действие на змею: она освободилась от наложенного на нее заклятья и стала, как прежде, прекрасной девушкой Пленкой. Подняла красавица золотой алтын. Он оказался неразменным, и она отдала его горожанам. Те пустили монету в оборот и вскоре несказанно разбогатели. Не забыли они и свою благодетельницу – щедро одарили Пленку, а она на полученные деньги снарядила караван и отправилась на поиски спасителя. Долго ли, коротко ли странствовала, но нашла Святогора и поведала ему свою историю. Великан не сразу поверил, что эта краса девица и есть та самая змея, которую он зарубил.
Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими. Много еще повестей о Святогоре сложено, всех и не перескажешь. Напомним лишь одну из них. Надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть.
Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов. Эх, знал бы, что любое желание имеет еще и оборотную сторону, так, наверное, остерегся бы просить ума и силы. «Будешь ты сильнее Сварожичей, но тебя самого осилит камень, – ответил ему Вышний. – Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет!» Лишь ухмыльнулся великан в ответ, не поверил сказанному. Уж ему ли, построившему из скал лестницу в небеса, камушка какого-то опасаться! Ну, а мелкий род людской, что жучки под ногами, что они могут ему сделать?
А вышло все по слову Всевышнего. И каменный гроб, в который шутя прилег Святогор, стал его последним пристанищем, да и богатырь Илья Муромец перехитрил великана. А, может, оно и к лучшему: прошло время великанов, наступала эра людей. Да и устал Святогор от вечной жизни, пора было уж ему и отдохнуть. Успел он только с последним дыханием передать часть силы своей богатырю.
Об Илье же известно, что совершил он множество подвигов во славу Святой Руси, а на старости лет пришел в Киево-Печерский монастырь да и стал там монахом. Дни и ночи проводил он в келье, замаливая грехи свои, вольные и невольные. Потому и не заметил, как подкрался к нему убийца и нанес предательский удар ножом в спину. Впрочем, в былинах о том нет ни слова. Об этом узнали ученые-антропологи, исследовавшие останки Ильи Муромца. Они же определили, что у богатыря с детства левая нога была короче правой – потому он и пролежал «тридцать лет и три года» на печи, пока странствующие волхвы не вдохнули в него силу могучую.
Вдохновенный полет 005: Маша Святогор – TQTB
В выпуске 005 подкаста Вдохновенный полет мы говорим с Машей Святогор (она/она), белорусской художницей и обладательницей Seed Award из Минска.
Ее искусство обращается к современным проблемам, постсоветской истории, обществу и идентичности. Сочетая элементы из разных исторических и эстетических порядков, Маша фокусируется на странностях и парадоксах жизни современной Беларуси.
Маша рассказывает нам на фестивале современного искусства Unfair22 о своем творческом пути и репрезентации на арт-сцене.
ПОСЛУШАТЬ ИНТЕРВЬЮ МАШИ НА SPOTIFY
ПОСЛУШАТЬ ИНТЕРВЬЮ МАШИ НА APPLE PODCASTS
В РАЗГОВОРЕ НА UNFAIR22
Прошлым летом современные художники из Нидерландов и со всего мира приехали на фестиваль Unfair22 в Амстердаме с миссией культивировать краудсорсинговые коллекции и вносить вклад в сообщество справедливого искусства.
Пять художников, участвовавших в выставке, были лауреатами премии Prince Claus Seed Awards.
Премия Seed Awards, инициатива Фонда принца Клауса, предназначена для удовлетворения конкретных потребностей начинающих творческих людей на ранних этапах их карьеры путем предоставления деятелям культуры гранта в размере 5000 евро для инвестирования в их художественную практику и привлечения внимания к их деятельности. работа.
Приглашенные Unfair выставиться на стенде Inspired Flight, лауреаты Seed Award продемонстрировали свои работы и встретились лицом к лицу с посетителями и покупателями произведений искусства.
В рамках серии «Вдохновленный полет» в сотрудничестве с Фондом принца Клауса TQTB взяла интервью у получателей, представляющих Бангладеш, Беларусь, Бразилию и Демократическую Республику Конго, об их творческих путешествиях, репрезентации в искусстве и послании, стоящем за их работой для Вдохновленных. Подкаст о полетах.
Здесь мы встретили Машу.
ЗНАКОМЬТЕСЬ С МАШЕЙ СВЯТОГОР
Маша Святогор (она/она) белорусская художница из Минска. Ее искусство обращается к современным проблемам, постсоветской истории, обществу и идентичности. Сочетая элементы из разных исторических и эстетических порядков, Маша фокусируется на странностях и парадоксах жизни современной Беларуси.
Маша увлеклась искусством, желая разобраться в сложном окружении.
«Я начал заниматься искусством по необходимости, чтобы трансформировать свое замешательство, чувство утраты и неспособность понять происходящие события и явления в публичной сфере. Мне нужно было проанализировать свой опыт в среде, которая сформировала мою личную и художественную идентичность».
«Во многом искусство — это мой способ преодолеть внутреннюю тишину и беспомощность… поговорить о волнующих меня проблемах, задать вопросы и переосмыслить свои отношения с местом, где я родился и живу. Кроме того, это позволяет мне просматривать фиксированные конструкции, ранее считавшиеся прочными, неизменными и монолитными».
Работа Маши деконструирует современную белорусскую действительность, «складывая кусочки головоломки, фрагменты воспоминаний, наблюдения и сцены… как осколки разбитого зеркала».
Возникающий новый нарратив отражает «несоответствия, несоответствия, складки и трещины, противоречия и парадоксы».
Многие работы Маши сделаны с помощью фотомонтажа.
«Для меня это способ рассказать новую историю, объединив артефакты, изображения и элементы из разных исторических традиций».
Маша пришла на Несправедливую 22 с рядом уникальных предметов.
«Хрупкие глаза, темная вода и глубокое дно» — ее «единая работа, состоящая из различных элементов, наслоений картинок и вырезок из советских журналов, превращенных в сложное повествование, характеризующееся множеством узоров и рисунков. Картина произведения отражает момент крушения, человеческой уязвимости и незащищенности.
Фон для работы был создан специально для фестиваля Несправедливых – «это черный, красный белый узор/орнамент, напоминающий острые лезвия, подчеркивающий ощущение незащищенности, тревоги и опасности».
Она также представила серию «Танцуют все», посвященную советской истории и образам, основанным на изображениях из советских СМИ.
«Я деконструировал официальные знаковые изображения из прошлого, вырвал их из первичного контекста и создал новый образ, обнажая пробелы, парадоксы и несоответствия, присущие эпохе. Используя советские образы, я также показал реальность, которая продолжает существовать сегодня только в видоизмененном виде, с пропагандистской машиной, диктатурами, ложью, насилием и прочим».
Маша неоднозначно относится к своему статусу художника.
«Моя позиция противоречива. С одной стороны, я нахожусь в шатком положении, но с другой стороны, я чувствую, что могу все.
«Отсутствие представительства влияет на мою способность создавать и расти. Я не получил художественного образования. У меня не было много возможностей и поддержки — премия Prince Claus Seed Awards — первая награда и финансовая поддержка, которые я когда-либо получал.
«С другой стороны, я чувствую себя более или менее комфортно. Я чувствую себя свободным, независимым. Я думаю, что если делать действительно сильную и мощную работу, она не останется незамеченной. Вы должны подать заявку и продвигать себя, это очень важно».
Однако, учитывая обстоятельства, ее независимость имеет четкие границы.
«В моей стране можно говорить о каких-то абстрактных вещах, это нормально, но если вы хотите высказать свое мнение о политических и социальных ситуациях… это невозможно».
Ранее Маша выставлялась в Польше, Германии, Франции и несколько раз в Беларуси. По ее мнению, Unfair 22 дала ей больше возможностей, чем другие платформы, для показа, продажи и продвижения своих работ очень разнообразной международной аудитории.
«Несправедливо для меня — уникальный формат по сравнению с кураторскими выставками. Он более открытый и инклюзивный, и он очень интенсивный. Важно, чтобы ценообразование зависело от художников. Вы можете выбрать работы для выставки и спросить совета. Вы можете установить работы самостоятельно. Художники помогают и поддерживают друг друга. Я думаю, что это пример построения и формирования сообщества и горизонтальных отношений между людьми».
Принимая во внимание отзывы, которые она обычно получает, Маша задается вопросом о влиянии своей работы.
«В некоторых ситуациях я получил много негативных отзывов от людей из моей страны и людей из Восточной Европы, которые знают контекст. Я не знаю, влияет ли моя работа и какое влияние она имеет».
Тем не менее, ее цель остается предельно ясной:
«Благодаря своей работе я хочу, чтобы люди более глубоко анализировали окружающую действительность, размышляли и обдумывали комментарии и стереотипное мышление. Для меня крайне важно переосмыслить исторические темы и фиксированные конструкции, считающиеся неизменными».
Когда идеи принимают вдохновленный рейс
Слушайте подкаст на Spotify
Послушайте подкаст на Apple Podcasts
Discover Aory Inspired Flight Stories
Следуйте Masha Svyatogor: @svyatogormasha
в партнерстве с
Citledits
2 2 2 9009 2 9009 2 9009 2 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2 9009 2.Креативное руководство и производство: Мари-Энн Леути + Оби Мгбадо
Младшие художники-постановщики: Шариефа Касымбег + Раиеса Касимбег
Помощники по производству: Барбара Мурунга, Корейанн Муя + Тейлор Ранний
Техник по звуку: Alex Preda
ВВЕДЕНИЕ МУЗЫКА Camara
ВДОХНОВЛЯЙТЕСЬ… ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
Имя
Фамилия
Адрес электронной почты
«Бей всем!» Маша Святогор из KVOST SchauFenster – EEP Berlin
24.03.2021 – 30.04.2021
Кураторы Майя Христова и Евгений Роппель
В преддверии EEP Berlin и предстоящей выставки KVOST, посвященной современной белорусской фотографии, обе организации представляют белорусскую художница Маша Святогор (BY, 1989) у витрины КВОСТА.
Эксцентричный и неуловимый визуальный стиль Маши Святогор в сочетании с ее врожденным пониманием современного белорусского контекста привел минскую художницу к миру.
«Исходные снимки выглядят очень воодушевленно и радостно. Люди на этих портретах полны энтузиазма и энергии, они готовы к тяжелой работе и производству. Итак, я ставлю эти группы людей и отдельных лиц в противоположный контекст — забастовка, сопротивление и борьба, связанная с ситуацией в Беларуси после президентских выборов». – Маша Святогор
В процессе создания каждой работы Маша Святогор тщательно отбирает, вырезает и размещает портреты рабочих на доминирующем красном фоне. Этот подход к извлечению людей из толпы и его первоначальный контекст еще больше усиливает чувство гротескного возвышения и бессмысленной эйфории, написанное на лицах рабочих. Их индивидуальные судьбы, как мы знаем сегодня, были обречены на забвение. Как это часто бывает в ее работах, вырезки в «Все бастуют!» служат реквизитом, в то время как она сосредотачивается на проведении ярких параллелей с текущей политической ситуацией в Беларуси.
Пока зритель поглощен красотой и экстравагантностью ее визуального стиля, Святогор создает впечатление, что представление о революции, вероятно, наивное, идеализированное, нереальное. Тем не менее, как утверждает Пьер Нора в своем эссе «Между памятью и историей: Les Lieux de Mémoir», «современная память архивна. Он полностью зависит от материальности следа, непосредственности записи, видимости изображения». В его процессе мы не просто вспоминаем прошлое, но вспоминаем саму память. В этом глубина и многомерность способов мышления и визуализации Святогора. Ее практика связана с переопределением терминов, в которых прошлое понимается сегодня.
Несмотря на то, что представленная работа выглядит игриво и наивно, она характеризуется явной степенью разочарования в традиционных способах структурирования знаний.