«Злочин і кара» цитатна характеристика Раскольнікова
“Злочин і кара” цитати до образу Раскольнікова з роману Достоєвського наведені в цій статті.
…Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце.
Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив!
Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то… (Разумихин о Раскольникове)-…Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит, — отрезал Разумихин…. (Разумихин Дуне о Раскольникове)
-… Вы лучше всех знаете характер Роди… (Пульхерия Александровна Разумихину)
..И как это у него всё хорошо выходит, — думала мать про себя, — какие у него благородные порывы…И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное!.. Он собой даже лучше Дунечки… Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!.. И так бы вот, так бы, кажется, и бросилась к нему, и обняла его, и… заплакала, — а боюсь, боюсь… какой-то он, господи!.. Вот ведь и ласково говорит, а боюсь! Ну чего я боюсь?.. (мысли Пульхерии Александровны о Раскольникове)
…но вы вообразить не можете, Дмитрий Прокофьич, как он фантастичен и, как бы это сказать, капризен. Его характеру я никогда не могла довериться, даже когда ему было только пятнадцать лет. Я уверена, что он и теперь вдруг что-нибудь может сделать с собой такое, чего ни один человек никогда и не подумает сделать… Да недалеко ходить: известно ли вам, как он, полтора года назад, меня изумил, потряс и чуть совсем не уморил, когда вздумал было жениться на этой, как ее, — на дочери этой Зарницыной, хозяйки его?…
-…Вы думаете, — с жаром продолжала Пульхерия Александровна, — его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть, может быть, с тоски, наша нищета? Преспокойно бы перешагнул через все препятствия. А неужели он, неужели ж он нас не любит?… (Пульхерия Александровна о сыне)
-… Узнал я только, что брак этот, совсем уж слаженный и не состоявшийся лишь за смертию невесты, был самой госпоже Зарницыной очень не по душе… Кроме того, говорят, невеста была собой даже не хороша, то есть, говорят, даже дурна… и такая хворая, и… и странная… а впрочем, кажется, с некоторыми достоинствами. Непременно должны были быть какие-нибудь достоинства; иначе понять ничего нельзя… Приданого тоже никакого, да он на приданое и не стал бы рассчитывать… Вообще в таком деле трудно судить.
– Я уверена, что она достойная была девушка, — коротко заметила Авдотья Романовна.
– Бог меня простит, а я-таки порадовалась тогда ее смерти, хоть и не знаю, кто из них один другого погубил бы: он ли ее, или она его? — заключила Пульхерия Александровна…
(разговор Разумихин, Пульхерии Александровны и Дуни о желании Раскольникова жениться на дочери Зарницыной)
…А помните, маменька, я влюблен-то был и жениться хотел…А что мне вам рассказать? Даже мало помню. Она больная такая девочка была, — продолжал он, как бы опять вдруг задумываясь и потупившись, — совсем хворая…Дурнушка такая… собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная… Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил…Так… какой-то бред весенний был… (Раскольников о своих планах на женитьбу)
-…Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб…я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.
-…— Квартира?.. — отвечал он рассеянно. — Да, квартира много способствовала… я об этом тоже думал… (Пульхерия Александровна и Раскольников о жилище Раскольникова)
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня … всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.
…тем более что ты сам на юридическом факультете…
(мать о Раскольникове)
…строго обратился он к Раскольникову, разглядев его лохмотья…
(городовой и Раскольников)
…Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его. Ему захотелось выпить холодного пива…
…Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время…
…он при первом, действительно обращенном к нему слове вдруг ощутил свое обычное неприятное и раздражительное чувство отвращения ко всякому чужому лицу, касавшемуся или хотевшему только прикоснуться к его личности… (автор о Раскольникове)
…опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного…
(Мармеладов Раскольникову)
— Что делаешь?
— Работу…
— Каку работу?
— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.
(диалог Раскольникова с Настасьей – служанкой)
…не суди слишком быстро и пылко, как это и свойственно тебе…
(мать о Раскольникове)
…по обыкновению своему, шел, не замечая дороги, шепча про себя и даже говоря вслух с собою, чем очень удивлял прохожих. Многие принимали его за пьяного…
…Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил.
Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее……Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли…
…Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог. Доел он его опять на дороге.Он очень давно не пил водки, и она мигом подействовала… (автор о Раскольникове)
…Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой…
…В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались… (сон о родном городке Раскольникова)
…Раскольников в последнее время стал суеверен. Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо…
….снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье)…
…так как пальто было очень широкое, настоящий мешок, то и не могло быть приметно снаружи…
Он было бросился на колени молиться, но даже сам рассмеялся, — не над молитвой, а над собой.
…слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка… (автор о Раскольникове)
— Тебе чего? — крикнул он, вероятно удивляясь, что такой оборванец и не думает стушевываться от его молниеносного взгляда… (мысли помощника квартального надзирателя о Раскольникове)
…я студент и кричать на себя не позволю….
(Раскольников помощнику квартального надзирателя)
Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги… У меня мать и сестра в — й губернии. Мне пришлют, и я… заплачу. Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать…
…И вот теперь, когда я и уроки потерял и мне есть нечего…(Раскольников о себе)
…я живу у ней уж около трех лет, с самого приезда из провинции и прежде… прежде… впрочем, отчего ж мне и не признаться в свою очередь, с самого начала я дал обещание, что женюсь на ее дочери, обещание словесное, совершенно свободное… Это была девушка… впрочем, она мне даже нравилась… хотя я и не был влюблен… одним словом, молодость, то есть я хочу сказать, что хозяйка мне делала тогда много кредиту и я вел отчасти такую жизнь… я очень был легкомыслен…
(Раскольников о себе и хозяйке своей квартиры)
…Я не верю в будущую жизнь…
(Раскольников Свидригайлову о себе)
…Раскольников отвечал резко, отрывисто, весь бледный как платок и не опуская черныхвоспаленных глаз своих перед взглядом Ильи Петровича…
(автор о Раскольникове, когда тот пришел в контору)
– …Да постой на минутку, трубочист! Совсем сумасшедший!…
– …Вот чудак-то…
– видишь, Родя, я сознаюсь, ты малый умный, но ты дурак! — так вот, если б ты не был дурак, ты бы лучше ко мне зашел сегодня, вечерок посидеть, чем даром-то сапоги топтать…(Разумихин Раскольникову)
…он вытащил из кармана старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог Раскольникова…
(о том, как Разумихин ходил покупать одежду Раскольникову)
– …я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают… (Раскольников о себе случайному прохожему)
…главное — уничтожить этого заносчивого молокососа, мальчишку, который был всему причиной…
(мысли Лужина о Раскольникове)
…у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать…я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья…А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра… ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться!…
“Злочин і кара” Достоєвський скорочено (аудіокнига)…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и всё… Ну, разумеется, что я убил старуху, — это я худо сделал… ну, и довольно! (Раскольников о себе Соне)
Раскольников: характеристика героя романа «Преступление и наказание»
Содержание
- Цитатная характеристика
- Портрет героя
- Внешность
- Поступки и черты характера
- Вывод
Родион Раскольников – это главный герой романа «Преступление и наказание». Сегодня мы поговорим о жизни, судьбе, поступках, взглядах, внешности, чертах характера, образе и сущности Родиона Раскольникова. А еще вам будет интересно узнать, что теория Свидригайлова очень во многом перекликается с позицией главного героя. Если еще не знаете, в чем тут дело, думаю, сейчас самое время узнать о личности Свидригайлова больше.
Ну а всем остальным рекомендую достать свои топоры для улучшения материального положения (это шутка), ведь мы начинаем.
Ну а если вам больше хочется узнать сначала о сюжете легендарного романа, рекомендуем наше краткое содержание.
Цитатная характеристика
Цитаты Раскольникова нам помогут наиболее понятно и живо описать образ главного героя. Так что в этой статье мы будем активно использовать первоисточник.
Фото: phonoteka.orgПортрет героя
Основа художественного портрета героя – это его жизнь за чертой бедности. Он студент, у которого больше нет денег платить за обучение.
«Был он очень беден…».
«Мать у меня сама чуть милостыни не просит…».
Молодой человек вынужден жить в небольшой комнате-квартирке.
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…».
Бедность заставила Родиона Раскольникова временно бросить обучение на юридическом факультете.
Фото: all-aforizmy.ru«… тем более что ты сам на юридическом факультете…».
«Я бедный и больной студент, удрученный бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, н я получу деньги…».
«Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти».
Внешность
Достоевский нам четко говорит о том, сколько лет Родиону Раскольникову. В романе ему 23 года.
«…к тому де и двадцать три года сказались».
Внешне Раскольников очень хорошо выглядит.
Фото: litinteres.ru«…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
«…в тонких чертах молодого человека…».
«И какие у него глаза прекрасные, и какое все лицо прекрасное!… Он собой даже лучше Дунечки…».
При этом образ бедного студента влияет и на внешний вид Раскольникова. Например, он вынужденно носит поношенную и неопрятную одежду.
«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».
«…старый, закорузлый, весь облепленный засохшей грязью, дырявый сапог Раскольникова…».
Часто Раскольникова принимают за нищего из-за его бедного платья и общего впечатления от внешнего вида.
«…По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице…».
Поступки и черты характера
Фото: phonoteka.orgРодион Раскольников довольно замкнутый человек, который не очень хочет и умеет общаться с людьми. Будучи студентом столичного университета, он полностью отказывался от развлечений и пустых разговоров в пользу занятий и изучения предметов.
«Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходи и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участие. Занимался он усиленно, не жалея себя и за это его уважали, но никто не любил».
Сокурсники быстро стали негативно относиться к Раскольникову, так как считали, что у него тяжелый характер, а его душа полна высокомерия. При этом явно видно, что у него есть цель в жизни — он хочет закончить обучение в ВУЗе, и получить прибыльную профессию.
Фото: вконтакте24. рф«Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя…».
«Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр».
«Она знала к тому же его тщеславие, заносчивость, неверие и самолюбие…».
Особенности характера Раскольникова не дают ему открывать свои настоящие чувства людям, поэтому он предпочитает быть замкнутым, и не общаться по возможности ни с кем.
«Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются».
При этом Родион искренне предан и душевно открыт только для своей семьи в лице матери и сестры Дуни, а также друга Разумихина.
Поэтому он так остро воспринимает болезненное внимание Свидригайлова к Дунечке. И не подпускает к ней подлого Лужина.
Фото: pro-dachnikov.com«…знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что все, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, все это была неправда. Вас я никогда не перестану любить…».
Главные черты характера Раскольникова – это ум и рассудительность, чего явно не хватало отцу Сони Семену Мармеладову.
«Ты всегда был очень рассудительным человеком и никогда, никогда ты не был сумасшедшим…».
Мама Родиона уверена, что у ее сына действительно есть талант, который поможет избавиться от нужды и построить хорошую обеспеченную жизнь.
Фото: autogear.ru«Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь. А теперь вижу, что опять-таки глупа была, потому захочешь, все теперь себе сразу достанешь, умом и талантом».
Раскольник часто на людях становится гордецом, которому присущи самолюбие и чувство собственного достоинства.
«Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то…».
«…мнительный, самолюбивый, знающий себе цену…».
В самом начале романа «Преступление и наказание» Раскольников атеист.
«Я не веровал, а сейчас вместе с матерью, обнявшись, плакали; я не верую, а ее просил за себя молиться. Это бог знает, как делается, Дунечка, и я ничего в этом не понимаю».
Однако в финале романа, помимо признания Раскольникова в убийстве и его ссылки на каторгу, именно любовь Сони Мармеладовой привела душу главного героя к Господу.
Фото: proza.ru«Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально…».
«…она ни раз не заговорила об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу…».
Последняя на сегодня черта, свойственная Раскольникову – это его смелость и заносчивость. Персонаж действительно не боится иметь собственные взгляды на жизнь и отстаивать их.
«Вы имеете собственное мнение и струсили иметь его. Тем-то вы и завлекли мое любопытство…».
«Что вы смелы, заносчивы, серьезны и… чувствовали, много уж чувствовали, все это я давно уже знал-с».
Вывод
Фото: pro-dachnikov.comНа примере Родиона Раскольникова и его причин убийства старухи, Ф. М. Достоевский хотел научить будущее поколение смирению, стремлению к знаниям, несмотря на бедное материальное положение в губерниях и даже столице империи.
Перед нами молодой человек, который хочет выбиться в люди. Однако большинство из них он считает «тварями дрожащими», которые достойны только служить настоящим. Именно в такой градации людей по сортам и состоит теория Раскольникова. Однако в конце произведения мы наблюдает крушение теории главного героя.
При этом сам Раскольников со временем понимает, что такая же «тварь дрожащая», так как решившись на убийство, он не может выкинуть это из головы, и его душа страдает.
Фото: Twitter› mike__bennetМы видим, что только после встречи с Соней, любовь смогла частично излечить душу и возродить Раскольникова, поменять его взгляды на жизнь, вернуть к Богу.
А что вы думаете по поводу личности, образа, жизни и характера Родиона Раскольникова? Обязательно пишите свои мысли в комментариях уверены, что будет интересно!
А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой!
Преступление и наказание: Цитаты Раскольникова
«Я хочу попробовать такое дело и боюсь этих пустяков», — подумал он со странной улыбкой.
Раскольников, отчаявшийся человек, намекает на план, требующий некоторого мужества, в то время как он трусливо прячется от своей квартирной хозяйки. Хотя читатель еще не знает, что он созерцает, Раскольников так остро чувствует свой стыд, что морщится. Ускользая, Раскольников обсуждает с собой серьезные действия, которые он собирается предпринять. Сравнивая свой дерзкий план с детским стишком «Джек и бобовый стебель», Раскольников задается вопросом, фантазирует ли он. У читателей не так много времени, чтобы вызвать сочувствие к Раскольникову, прежде чем он обнаружит, что у него нестабильные и опасные мысли.
Я просто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право… это не официальное право, а внутреннее право решать по своей совести перешагнуть. .. известные препятствия, и только в том случае, если это необходимо для практического осуществления его идеи. (иногда, быть может, и на пользу всему человечеству).
Порфирий расспрашивает Раскольникова об идеях его очерка «О преступлении», пытаясь построить психологические доказательства против Раскольникова, которого, как понимают читатели, Порфирий уже подозревает. Здесь Раскольников неохотно вступает в дискуссию, отчасти потому, что ему льстит интерес Порфирия к его идеям. Мысль Раскольникова о том, что высший человек имеет право в известных случаях считать себя выше социальных и нравственных законов, отражает пример нигилизма.
Я знаю и скажу… тебе, только тебе. Я выбрал тебя. Я приду к тебе не просить прощения, а просто сказать тебе.
Примечательно, что Раскольников выбирает Соню, бедную проститутку, чтобы признаться в своем преступлении. Для Раскольникова Соня — набожная христианка и один из самых сострадательных персонажей романа — символизирует надежду. Признавшись Соне в преступлении, Раскольников видит путь к искуплению. Примечательно, что Раскольников не просит прощения.
Да, вот что это было! Я хотел стать Наполеоном, поэтому я и убил ее… Теперь понимаешь?
Признавшись Соне в преступлении, Раскольников пытается найти удовлетворительное объяснение тому, что он сделал. Соня предполагает, что Раскольников убил ростовщика из-за сокрушительных последствий бедности, и он частично объяснил свой мотив как таковой. Но такое объяснение не отражает всей правды. Раскольников говорит, что его убили из желания что-то доказать самому себе: он может действовать.
Я только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, вредную тварь.
Объяснение Раскольниковым убийств извилисто и кажется одновременно жалким и сочувствующим. По его замечанию, что он только вошь убил, читатель знает, что Раскольников все еще не чувствует, что он сделал что-то совершенно неправильное. Примечательно, что Раскольников называет свою квартирную вошь, но утверждает, что он сам таковой не является, хотя и убил другого человека.
— Может быть, я был несправедлив к себе, — мрачно заметил он, размышляя, — может быть, я все-таки человек, а не вошь, и слишком поторопился осудить себя. Я устрою еще один бой за это». На его губах появилась надменная улыбка.
Шизофреническое признание Раскольникова перед Соней показывает, как он переходит от идеи к мысли, пытаясь связать воедино свой интеллект и свои эмоции в правдоподобную и связную картину мотивов своего преступления. Свое беспорядочное мышление Раскольников заканчивает странной улыбкой — физическим проявлением своего чувства превосходства.
А безобразие, грязь всего окружающего тебя не трогает? Вы потеряли силы, чтобы остановить себя?
После того, как Раскольников находит Свидригайлова в кафе, между ними завязывается напряженный разговор. Раскольников спрашивает, как Свидригайлов может чувствовать себя комфортно, шныряя по захудалым местам и занимаясь развратным поведением. Комментарий кажется в какой-то степени лицемерным, поскольку Раскольников был настолько затронут безобразием своего жизненного положения, что у него не было сил удержаться от совершения убийства.
«Осмелюсь сказать. Я и сам вижу, что смешон, — сердито пробормотал Раскольников.
Разговор Свидригайлова и Раскольникова в кафе заканчивается тем, что Свидригайлов сообщает ему, что нашел молодую девушку, на которую охотится. Раскольников испытывает отвращение, и Свидригайлов объясняет, что говорит ему эти вещи просто для того, чтобы увидеть его реакцию. Свидригайлову было все равно, что думает Раскольников. Когда Свидригайлов говорит это, Раскольников переживает момент самосознания, признавая свои реакции смешными, особенно для такого интеллигента, как он сам.
«Без сомнения, измученному бродяге приятно описывать такие приключения с чудовищным проектом того же рода в уме, особенно при таких обстоятельствах и такому человеку, как я… Это возбуждает!»
Признав себя смешным из-за того, что возмутился тем, что Свидригайлов преследует пятнадцатилетнюю девочку, Раскольников делает полный оборот и говорит, что их разговор на самом деле возбуждает. При этом Раскольников явно и неявно идентифицирует себя со Свидригайловым, признавая, что они оба развратны. Это признание примечательно тем, что Раскольников мог на самом деле видеть себя не столько сверхчеловеком, сколько вошью, которую он называет своей квартирной хозяйкой.
Я пришел сказать вам, что, хотя вы будете несчастны, вы должны верить, что ваш сын любит вас теперь больше, чем себя, и что все, что вы думали обо мне, что я был жесток и не заботился о вас, было ошибкой. .
Эти слова произносит Раскольников во время своего последнего визита к матери. Пульхерия очень рада видеть своего сына и говорит ему, что прочитала его эссе о преступности и очень гордится им. Раскольников, испытывающий теперь отвращение к своему эссе, отодвигает бумагу и говорит ей, что она должна уйти. Тоска Раскольникова кажется сложной. Хотя он утверждает, что любит свою семью больше, чем себя, он убивал не для них, а для себя.
Преступление и наказание: Цитаты Сони
«Любить ее? Конечно!» — сказала Соня с жалобным акцентом и в отчаянии всплеснула руками.
Соня обладает огромной способностью любить даже тех, кто ее обидел. Мачеха Сони Катерина плохо вела себя по отношению к Соне и отцу Сони, но тем не менее, Соня все еще любит Катерину, о чем она эмоционально заявляет Раскольникову. Религиозная вера и характер Сони не позволяют ей чувствовать ничего, кроме любви к окружающим ее людям.
У нее такая вера, что везде должна быть правда, и она ее ждет… И если бы вы ее пытали, она бы не сделала зла. Она не видит, что люди не могут быть праведными, и злится на это. Как ребенок, как ребенок. Она хороша!
Соня защищает Катерину перед Раскольниковым, утверждая, что эгоизм Катерины скорее детский, чем продажный. Мачеха Сони Катерина, явно ущербный персонаж, ведет себя постыдно в самый трагический момент семьи, когда умирает их отец. Соня всегда старается видеть в людях хорошее, но она может защищать Катерину от более глубокого страха потерять Катерину из-за чахотки.
— О нет… Бог не допустит! вырвался наконец из перегруженного тела Сони.
Соня, в ужасе от мысли, что теперь будет с ее семьей, когда умирает ее мачеха Катерина, восклицает эти слова. Соня даже не может принять мысль Раскольникова, что она и ее семья будут вынуждены выйти на улицу после смерти Катерины. Соня отчаянно цепляется за свою веру и веру в то, что Бог никогда не позволит ей страдать.
«Кем бы я был без Бога?» — прошептала она быстро, с силой, взглянув на него внезапно вспыхнувшими глазами и сжав его руку.
Соня в ужасе от Раскольникова, который ведет себя более странно ко второму разу, пока они продолжают обсуждать, что будет с Соней после смерти Катерины. Раскольников насмехается над Соней, спрашивая ее, действительно ли она верит в Бога. Вопросы Раскольникова — испытание ее веры. Соня в бешенстве говорит, что без Бога она ничто. Религиозная вера Сони страстна.
— Да ты знаешь, кто ее убил? — спросила она, похолодев от ужаса, дико глядя на него.
Соня начинает интуитивно догадываться, что Раскольников как-то связан с убийством Лизаветы. Его явная мука, его странная команда читать Евангелия и всеобщее безумное поведение не проникли до сих пор в ее доверие. Ни на минуту Соне не приходит в голову мысль, что Лизавету мог убить Раскольников. Только когда Раскольников загадочно говорит ей, что она скоро узнает, кто убил Лизавету, Соня подозревает его. Добродетель Сони может сделать ее несколько наивной.
— Что ты сделал, что ты сделал с собой! — сказала она в отчаянии и, вскочив, бросилась ему на шею, обняла его и крепко обняла.
После того, как Раскольников признается Соне в убийствах, ее первая реакция — не отшатнуться от него, а переживать за состояние его души. Что еще более удивительно, она инстинктивно обнимает его. Соня демонстрирует образцовую способность к состраданию, проистекающую из ее набожной религиозной натуры.
«Нет никого, никого в целом мире теперь, кто был бы так несчастен, как ты!» — в исступлении закричала она, не слыша того, что он сказал, и вдруг разразилась бурным истерическим плачем.
Теперь, когда он признался в убийствах, сострадание Сони и глубокое знание человеческого сердца приводят ее к жалости к Раскольникову, что отражено в ее словах здесь. Соня понимает, какие глубокие внутренние муки Раскольников должен испытывать и будет испытывать до конца своей жизни. Ее сочувствие выливается слезами при мысли о страданиях, на которые обрек себя Раскольников.
В голове Сони мелькнула мысль: не сошел ли он с ума? Но тут же отмахнулась. — Нет, это было что-то другое. Она ничего не могла с этим поделать, ничего.
Соня спорит сама с собой, пытаясь смириться с убийствами Раскольникова. Соня предполагала, что он совершал убийства из бедности. Ведь бедность довела Соню до проституции. Когда Раскольников предполагает, что деньги не были его мотивом, она ненадолго задается вопросом, не сошел ли он с ума. Цветущая любовь Сони к Раскольникову не позволяет ей принять это соображение.
Иди сейчас же, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, сначала поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему миру и скажи всем людям вслух: «Я убийца!» Тогда Бог пошлет тебя.