Сообщение про юстиниана: краткая биография, основные этапы правления.

Содержание

Расцвет Византии при Юстиниане (527—565 гг.)

Наибольшего могущества Византия достигла при императоре Юстиниане. Вот как он пришел к власти. Дядя Юстиниана, его звали Юстин, был бедным земледельцем. В поисках счастья Юстин явился в Константинополь, где проделал путь от солдата дворцовой стражи до ее начальника. А после смерти императора он был провозглашен владыкой империи. Не имея сыновей, Юстин объявил своим наследником племянника Юстиниана, которому дал блестящее образование.
Власть императора Византии была огромной: Юстиниан был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наемного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом».
Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах. В Западном Средиземноморье тогда безраздельно господствовали германцы. В упорных, кровопролитных войнах полководцы Юстиниана поодиночке разгромили всех противников и захватили их земли (Италию, Южную Испанию, Северную Африку).

Территория Византии почти удвоилась, хотя и не достигла размеров Римской империи 2-3 вв.
Войны требовали денег. Резкое увеличение налогов привело к восстанию в Константинополе. Разъяренные толпы громили и жгли богатые дома и церкви. Пожары охватили весь город. Мятежники уничтожили списки налогов, открыли тюрьмы. Растерявшийся поначалу Юстиниан принял меры:
узнав, что толпы восставших собрались на ипподроме, он направил туда войска. Ипподром залило кровью десятков тысяч убитых. Мятеж был подавлен.
Юстиниан был ревностным христианином. По его приказу в столице был воздвигнут храм Святой Софии, ставший гордостью Константинополя и всей империи. Храм был увенчан огромным куполом, превосходившим купол Пантеона в Риме.
Юстиниан повелел, чтобы вся империя жила по одним и тем же законам. По его приказу были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи. Те из них, что устарели, были отброшены. Лучшие ученые империи проделали колоссальную работу.
В результате ими был создан знаменитый труд, названный Свод гражданского права (в него вошли и законы, изданные самим Юстинианом).
Законы провозглашали неограниченную власть императора. В одном из них было сказано: «Нет ничего выше и ничего более святого, чем величество императора».
На протяжении сотен лет в странах Европы изучали Свод гражданского права. Разрабатывая новые законы, интересовались тем, какие судебные решения могли быть вынесены во времена Траяна или Юстиниана при различных спорах между людьми (например, из-за наследства или при купле-продаже).

Юстиниан II, История Византии. Том III: 602–717 годы

Юстиниан разделил общую судьбу своего отца и деда в том отношении, что верховная власть перешла в его руки, когда он был еще в очень юном возрасте. Одаренный большой энергией, смелый в своих замыслах, настойчивый в их проведении, как показали последующие события, властолюбивый и властный, он не имел, очевидно, в своем окружении опытных государственных мужей, которые могли бы сдерживать его порывы и направлять его энергию на благо государства.

Носитель славного имени, он, видимо, хотел во многом подражать деяниям своего великого предшественника, но представлял по характеру полную ему противоположность и своим самовластием и жестокостью сам подготовил ту катастрофу, которая положила конец его правлению на десятом году власти. Заменивший его на троне Леонтий пощадил его жизнь в память его отца, подверг его обычному тогда увечью и отправил в далекую ссылку. Постигшее его несчастье не сломило его энергии, и он сумел через десять лет вернуть себе отчий трон. Пылая местью к своим врагам, он дал волю своей жестокости и водворил кровавый режим, какого дотоле не знала империя. Пять лет кровавых ужасов завершились на шестом году второго правления Юстиниана новой катастрофой, которая положила конец не только его правлению, но и династии Ираклия. Неудачи внешней политики Юстиниана в первое правление и та страшная жестокость, которую он проявил во второе, запечатлелись в памяти современников и отразились на характере летописного предания.
Оно проникнуто резкой враждебностью к нему за все время его правления и в сообщениях об отдельных событиях того времени носит следы искажения действительных отношений, как будет то выяснено в дальнейшем изложении.

В ту пору, когда верховная власть перешла к Юстиниану, внешние отношения империи слагались для нее весьма благоприятно. Халиф Абд-аль-Малик, принявший в тот самый год наследие своего отца, оказался в чрезвычайно трудном положении, так как в разных местах поднялись против него видные претенденты, находившие поддержку в среде соплеменников. Наставшим в халифате смутным временем воспользовались также и мардаиты для своих разбойничьих подвигов. Занятый планами борьбы со своими соперниками, Абд-аль-Малик старался обеспечить себя со стороны империи заключением мира. Византийский двор отозвался на это предложение, и в Дамаск прибыл уполномоченный для выработки мирного договора магистриан Павел. Переговоры касались двух спорных территорий, острова Кипра и Армении. Сирийские и византийские известия единогласны в том, что остров Кипр был признан состоящим в двойном владении, и в договор было занесено положение о дележе доходов с населения пополам между двумя державами.

702 Что касается Армении, то, по свидетельству сирийских летописцев, халиф отказался в пользу империи не только от Армении, но и соседних земель: «Гурзана, Арзона и северной части Мидии, т. е. Атропатены», 703 а по записи Феофана – Армения и Иверия были поставлены в такие же условия, как и остров Кипр, т. е. доходы с этих стран подлежали дележу пополам. Мир был заключен на десять лет. Выкуп мира арабами, установленный в договоре 677 года с Муавией, был сохранен и на будущее время, но в повышенном размере: Абд-аль-Малик обязался платить 1000 золотых монет, одного коня и одного раба за каждый день мира.
704
Со своей стороны император принял на себя обязательство, касавшееся мардаитов, которые умели отстаивать свою независимость и создавали большие затруднения для арабов своими набегами на соседние области. Мардаиты в своей внутренней организации представляли войско. Феофан определяет их, как военную часть – τάγμα του Λιβάνου, а Никифор видит в них воинов (όπλῖται), которые «с давнего времени были расквартированы в горах Ливана». 705 Так как военное звание было наследственным еще при Константине Великом, и горы Ливана составляли особое военное управление, то весьма вероятно, что главное ядро мардаитов составляли потомки тех воинов, которые числились некогда в старых имперских полках, расквартированных в горах Ливана и имевших там свою оседлость.

Халиф предложил императору переселить в свое христианское царство немирившихся с игом ислама христиан и встретил с его стороны полную готовность. Забота императора о христианах, живших под властью иноверных владык, была старой традицией византийского двора, и согласие Юстиниана принять мардаитов могло содействовать поднятию его престижа на Востоке, оторванном от империи. Переселение совершилось во второй год правления Юстиниана, очевидно, после сношений с мардаитами, и было с их стороны добровольным, так как император не имел в отношении к ним никаких способов воздействия силой. Все наши источники, отметившие это событие, дают точную цифру переселения, а именно: 12 тысяч человек.

706 Это число относится только к воинам, как и выражается Никифор (όπλῖται), и не обнимает собою жен, детей и неспособных к военной службе членов их семей. Переселение совершилось при личном участии в этом деле Юстиниана, который побывал для этого в Армении. О том, где были поселены мардаиты, Феофан не упоминает. Но для IX и X веков имеются определенные сведения, что мардаиты составляли два военных корпуса, из которых один входил в состав морской фемы кивериотов и имел свой центр в приморском городе Атталии в провинции Памфилии, а другой – на западе империи: в Пелопоннесе, на острове Кефалонии и в Никополе, приморском городе провинции Эпира. Численность корпуса в Атталии была 5087 человек, а на западе – 4067. Первый корпус нес морскую службу на судах, которые назывались галерами, γαλαῖαι, и состоял под общим начальством командира, носившего имя ὀ κατεπάνω (капитан), которого назначал сам император. Офицерский корпус составляли 3 турмарха, 42 друнгария и 42 комита.
707

Феофан сопровождает свое сообщение о переселении мардаитов в империю злостным осуждением Юстиниана за то, что он сам «разрушил медную стену», которая охраняла империю от арабских нашествий в малоазиатские области. По его словам, мардаиты своими набегами сделали необитаемыми города пограничной от империи полосы от города Мопсуестии в Киликии и до пределов Четвертой Армении, и лишь после их выселения в империю арабы могли утвердиться в этих городах, и «Романия» (т. е. Малая Азия) стала терпеть «неисчислимые бедствия, которые длятся и доселе». Но так как мардаиты сидели в горных ущельях Ливана, а арабы давно держали под своей властью северную Сирию, отвоевав ее у Ираклия, то утверждение Феофана является весьма сомнительным. Мардаиты тревожили своими набегами Палестину, а не далекие от их местожительства северные области, и в словах Феофана слышится лишь отзвук тех осуждений Юстиниана, которые могли возникнуть позднее, когда возобновились нашествия арабов и Абд-аль-Малик превратил в сильную крепость старый город Мопсуестию, что случилось, по всему вероятию, в 704 году. Исполнителем этого дела был Абдалла, сын Абд-аль-Малика.

708

Переселению мардаитов в империю предшествовал поход имперских войск в Армению под начальством стратига анатоликов Леонтия, исавра по национальности, занимавшего, по-видимому, этот пост еще при имп. Константине. Феофан помещает этот поход в первый год правления Юстиниана; но так как его правление началось осенью, то, очевидно, следует иметь в виду весну и лето 686 года, как время военных действий в пределах Армении. По сообщению Феофана, Леонтий покорил целый ряд областей: Армению, Албанию, Буканию (?) и Мидию, причем истреблял повсюду арабские гарнизоны и обложил все эти земли податями в доход казны и препроводил императору большую сумму денег.

709 В этом предприятии Феофан видит проявление самовластия юного императора (άβούλως τα κατ’ αύτόν διοικῶν) и прибавляет, будто Абд-аль-Малик, узнав об этом, завладел Киркезием и подчинил себе Феополь. 710

В сообщении Феофана является вполне невероятным распространение военных действий Леонтия на Албанию и Мидию, тем более, что в Албании уже с давних пор хозяйничали хазары. Что же касается Киркезия и Феополя (т. е. Антиохии), то оба эти города давно находились под властью арабов. По свидетельству, сохраненному Михаилом Сирийцем, Абд-аль-Малик отступился от Армении в пользу императора, а тем самым и от Иверии. Таким образом, поход в Армению Леонтия мог иметь целью восстановление власти императора в восточных ее областях и не мог превратиться в войну с арабами, как это выходит в зложелательном к Юстиниану изложении Феофана. Насколько успешны были действия Леонтия и насколько прочны результаты его похода, судить об этом является весьма затруднительным ввиду скудости византийского предания и большой неясности и противоречий в свидетельствах армянских историков. 711 Гевонд в своей «Истории халифов» упоминает об этом походе, как о разбойническом набеге, сопровождавшемся грабежом, опустошением и пожарами. 712

Мир с арабами обеспечивал спокойствие на восточной границе, а те тяжкие междоусобия, которые продолжались в халифате, давали надежду на его прочность в течение выговоренного десятилетнего срока. Эти благоприятные условия Юстиниан задумал использовать для военных предприятий против славян, заселивших области, ближайшие к столице с запада. Покорение некоторых славянских племен Константом в его походе 658 года имело характер эпизода, а в правление Константина не было, по-видимому, предпринято ничего с целью упрочить достигнутые тогда результаты. Водворение болгар на севере от Балканских гор и покорение ими славянских племен создавало новую опасность для империи. В третий год своего правления Юстиниан организовал большой поход на славян по следам деда в направлении города Фессалоники. Переправив из Малой Азии кавалерийские полки, он покорил войной много славянских племен, а некоторые из них подчинились ему добровольно. Повторяя попытку своего деда усилить армию организацией из славян новых военных частей, Юстиниан задумал переселить покоренных и подчинившихся ему славян на территорию Малой Азии и избрал для этой цели ближайшую к столице с востока область, провинцию Вифинию.

В это время эта страна составляла часть фемы, носившей старое имя Опсикия, от латинского слова obsequium, свита. При имп. Константине Опсикий составлял часть военного управления войск Фракии, 713 а при Юстиниане являлся особой самостоятельной фемой, во главе которой стоял командир, носивший старый титул комита. 714 Набеги арабов в первые годы правления Константина, доходившие до самого Халкидона и сопровождавшиеся зимовками арабов в Эксаполе, должны были иметь своим последствием значительное ослабление в количестве населения этих областей и, по всей вероятности, запустение тех местностей, откуда арабы выводили людей, как военную добычу. Переселение земледельческого народа в эту область может рассматриваться как разумная забота правителя, и такое дело не являлось новаторством со стороны Юстиниана. Феодосий Великий селил во Фригии пленных остготов, а в регентство Анфимия в Вифинии вблизи горы Олимпа поселены были скиры, принявшие участие в неудачном вторжении гуннского хана Ульдиса в придунайские страны. 715 Аналогичные меры принимались и при Юстиниане Великом. Но его соименник имел, по-видимому, при этом в виду не столько интересы земледельческой культуры, сколько надежду усилить при помощи новых варваров армию на Востоке, где предстояла великая борьба с арабами. Переправа на азиатский материк была организована в Абидосе.

Как были обустроены славяне на новых местах расселения, об этом нет сведений в нашем скудном предании; но можно предполагать, что переселение совершалось в составе целых племен с их князьями. Переселение славян, водворение их на новых местах жительства и устройство их быта и отношений в новых для них условиях являлось делом весьма сложным и потребовало немало времени, административных забот правительства, а также и расходов из государственных средств. Когда славяне были устроены на новых местах жительства, Юстиниан организовал из них новое войско, численность которого наши источники определяют в 30 тысяч человек. Оно имело характер национального ополчения, во главе которого стоял князь, – какой титул он носил, нам неизвестно, по имени небул – (Νεβοῦλος). Новое войско получило от Юстиниана название «сверхкомплектного», λαός περιούσιος. 716

С тех пор славяне в Вифинии, или в феме Опсикии, составляли заметную часть туземного населения, которая жила на военном положении и считалась особой воинской частью имперской армии. Свидетельства Константина Багрянородного от X века позволяют утверждать, что ополчение славян состояло под начальством командиров, которые назывались «головами», κεϕαλαί, их было три. Войско было конное. 717 Таким образом, и это начинание Юстиниана оказалось жизнеспособным и имело свою историю в судьбах имперской армии.

Феофан в своем кратком сообщении об этом предприятии Юстиниана сводит в один год как поход его в Македонию, так и переселение славян в Вифинию и осложняет эти события войной с болгарами. По его словам, Юстиниан выступил в поход «против Склавинии и Болгарии». О нарушении мира с болгарами говорит также и Никифор. Феофан знает о двух битвах Юстиниана с болгарами. Первая была в начале похода, когда императору удалось их отразить, а вторая по окончании покорения славян, когда Юстиниан был на обратном пути в столицу. Болгары заняли горное ущелье, нанесли тяжкое поражение имперским войскам, и сам Юстиниан едва спасся. Никифор не упоминает об этих битвах. Так как поход Юстиниана был направлен в Фессалонику, то его путь лежал далеко от той территории, которая была предоставлена болгарам по договору с имп. Константином. Если же Юстиниан встретил их на своем пути и отразил, то, значит, болгары делали грабительские походы в занятые славянами земли на юг от Балканских гор и сами не держали мира. А если бы армия Юстиниана потерпела тяжкий разгром от болгар при своем возвращении из Македонии, и само выступление болгар являлось бы следствием того, что Юстиниан нарушил заключенный с ними его отцом мир; то естественно было бы думать, что дело не могло ограничиться этими столкновениями и война должна была продолжаться. 718 Но в наших источниках нет никаких сведений о дальнейших враждебных отношениях между империей и болгарами, и те же болгары дружественно приняли Юстиниана, когда он в 705 году явился к ним, и помогли ему восстановить свои права на трон. Быть может, поражение Юстиниана болгарами на его обратном пути из «Склавинии» есть лишь зложелательное искажение какого-нибудь эпизода войны со славянами. Если бы болгары могли проложить пути имперской армии в южных областях Фракии, то и само передвижение большой массы славян из Македонии к Абидосу было бы вряд ли возможно. Как бы не обстояло дело относительно болгар, смелая политика Юстиниана в отношении славян увенчалась полным успехом и дала ему возможность не только заселить опустевшие местности в Вифинии, но и увеличить армию на 30 тысяч человек, что, по тогдашним условиям, представляло весьма большую силу.

От тех же причин, от которых пострадала Вифиния, пришел в запустение полуостров Кизик, который в течение нескольких лет находился во власти арабов в тяжкое время осады Константинополя с моря. Удача с переселением славян послужила, быть может, поводом применить аналогичную меру и к этой территории. Для этой местности славяне не годились. Кизик был городом старой культуры с мореходным населением. Юстиниан обратил свои взоры на остров Кипр, считавшийся по договору с халифом общим владением обеих держав, и решил переселить киприотов на полуостров Кизик. 719 Феофан считает эту затею бессмысленной (’ αλόγως) и выставляет дело так, что переселение не удалось. Флот, который перевозил переселенцев, потерпел крушение, множество народа потонуло, а уцелевшие от бури вернулись назад. 720 Само событие Феофан относит к шестому году правления Юстиниана, т. е. 690–691 гг. Но мы имеем современное свидетельство, а именно 39-й канон пято-шестого собора 692 г., на основании которого можно утверждать, что киприоты были переселены на полуостров Кизик вместе со своим епископом, резиденцией которого стал новый город Юстинианополь. Так как епископ Кипра был издавна автокефальным и не подчинен антиохийскому патриарху, то и после своего переселения он сохранил свою автокефальность и не был подчинен константинопольскому патриарху. Его права автокефального архиепископа были распространены на все пространство старой провинции Геллеспонта, и ему был подчинен епископ Кизика. 721 Таким образом, вопреки показанию Феофана, переселение киприотов несомненно совершилось. Из сообщений Константина Багрянородного о том же событии приходится заключить, что киприоты были поселены не только на полуострове Кизик, но и во многих местностях южных областей Малой Азии. 722

Так как Кипр был по договору в общем владении, то выселение киприотов задевало интересы халифа. Абд-аль-Малик заявил протест на действия императора и убеждал его не нарушать мира до оговоренного десятилетнего срока. Дело не дошло до немедленного разрыва, как приходится заключить из эпизода с колоннами для храма Каабы в Мекке. Эта главная святыня ислама жестоко пострадала от пожара во время междоусобной войны, и Абд-аль-Малик, справившись со своими противниками, приступил к отстройке храма. Для его украшения он задумал взять колонны из Гефсиманского храма в Иерусалиме. Этому воспротивились два видных представителя христианской общины Иерусалима, Сергий и Патрикий. Они ручались халифу, что император пришлет ему новые колонны для храма в Мекке. По их просьбе Юстиниан выслал колонны из имперских мраморных ломок, и Гефсиманский храм не был лишен своего старого великолепия. 723

Выставляя замысел Юстиниана переселить киприотов, как искание предлога нарушить мир с арабами, Феофан рассказывает о другой обиде халифу, которая имела будто бы ту же самую цель. Хотя арабы давно водворили в Сирии свое господство, но монета, которая чеканилась в сирийских городах, сохраняла старый тип и сопровождалась изображением императора по старой традиции римской империи. Сохраняя старый размер и вес монеты, Абд-аль-Малик заменил изображение императора изречениями из Корана. Обязательный платеж императору он сделал в новой монете. Но Юстиниан отказался принять деньги, несмотря на все уверения халифа о ее равноценности с прежней, что и привело в конце концов к расторжению мирного договора.

Таково повествование Феофана. 724 Но сирийские летописцы относят чекан новой монеты с изречениями из Корана к 695 или к 697 году, а не к 690–691, как выходит по Феофану, который помещает спор о монете в шестой год правления Юстиниана. 725 Таким образом, и в этом свидетельстве следует признать тенденциозную выдумку зложелателей Юстиниана, а не подлинное историческое свидетельство, как принимали его все повествователи судеб Византии до последнего времени.

Если о монете не могло быть спора между Юстинианом и Абд-аль-Маликом, так как новый чекан возник через несколько лет после расторжения мира, то все-таки Феофан прав в своем утверждении, что вина возобновления войны лежит на Юстиниане. Мечтая о победных лаврах, Юстиниан готовился к войне и возлагал особые надежды на новое славянское воинство. В Дамаске знали о его приготовлениях к войне, и когда он на седьмой год правления стал во главе своей армии, чтобы начать поход в Сирию, арабы предупредили его. Во главе арабской армии стал брат халифа Мухаммад, состоявший правителем Месопотамии. Встреча произошла в пределах империи, на территории провинции Вторая Армения, близ города Севастополя. Феофан сообщает, будто Юстиниан, собравшись в поход, сам письменно известил арабов, что он отказывается от заключенногодоговора. Арабы протестовали и просили Юстиниана не нарушать мира до условленного срока, но он не внял их внушениям. Тогда арабы снарядили армию и дошли до Севастополя. Здесь они сделали еще раз попытку образумить Юстиниана, призывая Бога в свидетели. Но Юстиниан оставался глух к голосу благоразумия и спешил начать битву. Тогда арабы воткнули договорную хартию на пику и с этим знаменем выступили против императорских войск. Битва окончилась победой Юстиниана, но Мухаммад поправил дело и превратил свою неудачу в блестящую победу. Он послал вождю славян Небулу колчан, наполненный золотом, и щедрыми обещаниями склонил его к измене с 20 тысячами его войска. Когда измена славян, составлявших, по-видимому, главную силу армии, огласилась, остальное войско бежало. Юстиниан отомстил изменникам, перебив их семейства. Эти казни совершались в местности Левкакта (т. е. Белая скала) на берегу Никомидийского залива. 726

Так как еще с 665 года близ Апамеи существовала большая колония славян, изменивших императору, то весьма вероятно, что сношения с Небулом велись при их посредстве. В сирийских источниках сохранено свидетельство, что число новых изменников было 7 тысяч человек, которые были поселены в области городов Антиохии и Кирра. 727 Перешедшие к арабам славяне сослужили им хорошую службу в последовавших затем набегах в малоазиатские области, являясь проводниками в передвижениях по знакомой им территории. Об этой помощи славян упоминается в записи о вторжении Мухаммада в 694 году. 728

Жестокие казни, которым Юстиниан подверг семейства изменивших ему славян, нельзя понимать, как делали то многие повествователи судеб Византии, как истребление всех поселенных в Вифинии славян. Сопоставление общего числа «сверхкомплектного войска» участвовавших в походе славян и количества поселенных в Сирии приводит к выводу, что изменившие составляли около четвертой части славянского воинства. Весьма вероятно, что это событие повело за собой некоторые изменения в организации управления славянской колонией и самим ополчением. Во главе управления встал сановник высокого ранга. Заключение в этом смысле позволяет сделать один вещественный памятник, недавно вошедший в оборот науки, а именно: моливдовул одного «апоината», ведавшего славянским ополчением, дата которого, 8-й индикт, соответствует 694/05 или 709/10 годам. 729

Ближайшим последствием неудачного исхода начатой Юстинианом войны с арабами было отпадение армян и добровольное подчинение верховной власти халифа. Измену совершил Сумбат Багратуни, 730 который незадолго до того получил от Юстиниана свой пост верховного начальника римской Армении. Эта измена не коснулась областей с армянским населением на верхнем течении Тигра, обозначавшихся термином Четвертая Армения, и победитель Юстиниана Мухаммад, брат Абд-аль-Малика, сделал вторжение в эту страну в 695 году и увел, по сообщению Феофана, огромное число пленных. 731

После своей неудачи в войне с арабами Юстиниан отдался другим заботам. Таковы были церковные дела, о чем речь будет дальше, и строительство в столице, имевшее целью расширение и украшение дворца, который оставался в том виде и размерах, какие были даны ему при Юстине II. Быть может, к строительству побуждало Юстиниана имя великого строителя, которое он носил. Краткое сообщение Феофана существенно дополняется сообщениями, сохранившимися в «Обряд нике византийского двора» Константина Багрянородного. Юстиниан пристроил к дворцу огромный роскошный зал, носивший имя «Триклин». В длину он простирался от ипподрома и до Хрисотриклина, сооруженного Юстином. Вход в этот зал с западной стороны представлял роскошный вестибюль, называвшийся «Скиды», который получил значение второго парадного входа во дворец после Халки. Из Триклина был устроен особый ход на ипподром. К Триклину примыкала другая обширная пристройка: портик во всю длину Хрисотриклина с западной его стороны. Он получил название Лавзиака. Кроме этих огромных пристроек, Юстиниан возвел новую ограду вокруг дворца. 732 В завершение своих забот о великолепии дворца Юстиниан задумал соорудить фонтан на месте приема дима венетов, которые были, вероятно, его партией, как и его великого соименника, и помост (βάϑρα), на котором располагались димоты во время приема и славословий императору. Но место, которое он считал подходящим для этого сооружения, было застроено: на нем стояла старая церковь во имя Богоматери, носившая название митрополичьей. Настойчивый в осуществлении своих замыслов Юстиниан решил сломать церковь и, чтобы смягчить впечатление, которое могло произвести разрушение храма на набожное настроение населения столицы, потребовал от патриарха, чтобы тот освятил это дело церковным служением. Патриарх – то был Каллиник, занявший кафедру осенью 694 г. – отказался, заявив, что в церковном обиходе имеется служба только на освящение храма, а не на его разрушение. Тем не менее император заставил патриарха исполнить его волю, и тот совершил моление, закончив его словами: «Слава тебе, Господи, терпящему вся, ныне и присно и во веки веков». Церковь была сломана и на ее месте сооружен фонтан для венетов. Вместо старой церкви была построена новая в квартале, носившем имя Петрин. 733

Властный характер Юстиниана и тот дух инициативы, который он проявлял, вызывали, по-видимому, с самого начала его правления протест и раздражение в среде придворной знати. Юстиниан жестоко расправлялся с неугодными ему людьми, и тюрьма префекта города была наполнена узниками, из которых некоторые томились в ней по много лет. В их числе были люди военного звания, и видный полководец Леонтий, занимавший высокий пост уже при отце Юстиниана и обогативший казну своим походом в Армению, терпел заключение в течение трех лет. Самым влиятельным лицом при Юстиниане в последние годы его правления был придворный евнух, перс по происхождению, Стефан. Он занимал пост сакеллария, т. е. начальника императорской казны, который имел особое значение за время правления династии Ираклия. Грубый и жестокий по характеру, Стефан проявлял возмутительное самовластие в отношении людей высокого положения и однажды, в отсутствие Юстиниана, позволил себе подвергнуть телесному наказанию мать императора, Анастасию. Ближайшим помощником Стефана был Феодот, некогда монах, снявший с себя свои обеты. Он занимал пост главного начальника финансового управления, который носил в ту пору название генерального лагофета, γενικός λογοϑέτης. Неумолимый в деле взыскания налогов, он применял конфискации и казни, вызывая к себе всеобщую ненависть. Постройками заведовал Стефан и дозволял себе всякие насилия и обиды в отношении рабочих и мастеров. 734 Весьма возможно, что жестокости по взысканиям Феодота имели также связь с постройками, требовавшими больших расходов. Жестокость и самовластие Юстиниана, неудачи его личной политики, произвол его временщиков создавали благоприятную почву для мятежного брожения в столице. Число недовольных современным режимом нарастало, и наука астрологии и предсказаний, имевшая в те времена большое распространение, оказала со своей стороны поддержку глухому брожению, которое разразилось взрывом, положившим конец правлению Юстиниана. Но раньше, чем излагать об этом событии, необходимо обозреть сохранившиеся свидетельства о церковной политике Юстиниана и его отношениях к римскому престолу.

Шестой Вселенский собор с его осуждением монофелитства и торжеством православия, как его отстаивал трон ап. Петра, не успокоил, по-видимому, на Востоке старых тревог. Такое заключение можно вывести из того, что Юстиниан счел своей обязанностью проверить и подтвердить соборные акты. Не ограничившись этим, он послал экземпляр актов, скрепленный своей подписью, папе в Рим, с препроводительным посланием от 17 февраля 687 года, которое проясняет нам внешнюю обстановку проверки актов, но не дает материала для выяснения самого повода этого события. 735 Быть может, дело это стояло в связи со сменой на патриаршем престоле. Георгий, при котором состоялся собор, скончался в начале 686 года, и его преемником стал его предшественник Феодор, который некогда склонялся к монофелитству и был устранен за год до открытия собора. Собрание, на котором происходила проверка соборных актов, имело характер всенародного представительства. Состав его перечислен в послании императора в таком виде: во-первых, патриархи и апокрисиарий папы; во-вторых, синклит, т. е. высшие чины двора и правительства; в-третьих, находившиеся в столице митрополиты и епископы, в-четвертых, военные чины, и притом в такой последовательности: схолы, т. е. дворцовая гвардия, димы – очевидно, как представители населения столицы, экскувиты и затем представители всех фем, составлявших в совокупности имперскую армию: «богохранимый императорский опсикий», анатолики, войско Фракии, армениаки, войско Италии, т. е. равеннского экзархата и Сицилии, карабисианы, т. е. имперский флот, и «сентенсианы», термин, который обнимал войска Африки и Сардинии, объединенных в одну административную единицу со времен владычества вандалов. Таким образом, император, признав нужным всенародно решить важное, касающееся всех его подданных, дело, собирает вокруг себя, помимо сановников духовных и светских, представительство от всех составных частей своей армии, как той силы, которая воплощала в себе идею государственного единства и при своем территориальном делении являлась как бы представительством всего населения империи. То был результат непрерывного военного времени, которое переживала империя, начиная со времен Ираклия и появления нового врага на востоке.

Соборные акты после их прочтения в собрании были скреплены подписями всех присутствовавших и самого императора. Для римского папы в его сознании главы вселенской церкви и хранителя истины церковного учения присылка экземпляра актов имела характер ручательства императора за правоверие всей империи. Быть может, в этом поступке Юстиниана была и другая сторона и действовал пример его великого соименника, который послал папе свое исповедание веры по вступлении на престол, и неукоснительно повторял это в отношении последующих заместителей трона ап. Петра. Поддерживая добрые отношения с папским престолом, которые закрепил его отец, Юстиниан, кроме препроводительного послания, направил к папе еще два других, которые заключали в себе льготы по обложению земельных имуществ, принадлежавших папскому престолу. В одном было облегчено податное бремя в пользу императорской казны с имуществ, расположенных в Лукании и Бруттии, в другом живой инвентарь папских имений освобождался от состояния в залоге у военных командиров экзархата. О получении этих документов в папской канцелярии сделана запись в Хронике пап. 736

Престол св. Петра занимал в то время Конон, сын воина, родившийся и выросший в Сицилии, почтенный старец, на котором сошлись клир, народ и войско после больших смут из-за претендентства на престол двух более видных и честолюбивых кандидатов. 27 декабря 687 года скончался патриарх Феодор и его преемником оказался Павел, посвященный в епископы из мирян и занимавший раньше пост асикрита. 737 В его управление церковью добрые отношения Юстиниана с римским престолом были резко нарушены. Это случилось в непосредственной связи с собором в Константинополе, который состоялся, вероятно, в 692 году и заседал в том самом зале с куполом (Τροῦλλος), в котором происходил Шестой Вселенский собор. 738 От места заседаний он получил название Трулльского, но он имел и другое имя – «Пято-шестой». Это последнее наименование объясняется тем, что его участники и сам император, который был, по-видимому, его инициатором, быть может также в подражание своему соименнику, рассматривали его, как дополнение к двум предшествующим Вселенским соборам, которые в своих определениях держались исключительно в пределах общих теоретических богословских вопросов, имели своей задачей установление и охрану истины христианского вероучения и вовсе не касались церковного строительства, обряда и быта. В этой последней сфере Юстиниан Великий законодательствовал от себя лично в виде приказов на имя патриарха, или административных распоряжений. Патриарх Иоанн Схоластик (555–567) свел церковное законодательство Юстиниана в особый сборник, 739 и дело на этом остановилось, если не считать нескольких указов Ираклия, имевших характер ограждения казны от излишних расходов. При всем своем властолюбии Юстиниан не пошел по следам своего великого соименника, но властно поддержал обнаружившееся в его время течение ревнителей чистоты христианских нравов. Предоставив собранию епископов уврачевать обнаружившиеся недочеты или оправдать вошедшие в жизнь и прочно укоренившиеся отступления от прежде действовавших узаконений, Юстиниан постарался придать этому собору характер вселенского.

Из 102 канонов собора только два первые имеют своим предметом веру. В них дано подтверждение символа веры, определений всех шести Вселенских соборов и признание канонического значения за так называемыми «апостольскими канонами» в полном их количестве 85. Все остальные постановления относятся к церковному строительству и заботе о чистоте христианских нравов. Отклонения от обязательного для христиан поведения ведут за собой или церковную кару, т. е. лишение сана для членов клира и отлучение для мирян, или же подлежат действию уголовного закона. В порядке последовательности остальных постановлений нет никакой системы и иной раз трудно уловить логическую связь.

Большинство канонов имеет своим содержанием запреты разного рода нестроений в жизни тогдашнего общества, которое, будучи издавна христианским, терпело в своей среде разные обычаи, державшиеся от давно искорененного в империи язычества. Таковы были празднества со старыми именами – календы, воты, брумалии и безымянный праздник 1 марта, знаменовавший, по-видимому, начало весны. На этих праздниках народ плясал на улицах и в плясках принимали участие как мужчины, так и женщины, были в ходу маски и ряженые (62). В полнолуние раскладывались костры на улицах перед домами и лавками, и люди прыгали через огонь (65). Сбор винограда являлся поводом для веселых песен в честь бога Диониса (62). Большое распространение имели гадания разного рода, предсказания, гороскопы и талисманы (61). Все эти остатки старины строго воспрещены на будущее время. Образ жизни представителей клира грешил нередко против высоких заветов христианской нравственности. Собор повторил старое запрещение Юстиниана Великого членам клира развлекаться конными ристаниями и театральными представлениями, причем наряду с клириками помянуты в числе виновных в этом грехе и монахи (24), а также – содержать заезжие дома и харчевни (9) и даже – торговать блудницами (86). В общественных банях мылись вместе женщины и мужчины, что позволяли себе и члены клира (77). Монахи в своих черных ризах и с длинными волосами скитались по городам и сквернили обеты своим зазорным поведением (42). Члены клира позволяли себе участие в азартных играх (50). Население проявляло пристрастие к разным увеселениям, азартным играм, звериным травлям. Широкое распространение имели картины грязного содержания (100). Церкви в некоторых местах не пользовались должным уважением (97), и в них загоняли на ночь скот (88). 740 Старый обычай, вечер любви (аган), выражался кое-где в безобразной форме обильных трапез в самих церквах (74). В некоторых местах молящиеся приносили виноград в церкви, и священники раздавали его вместе с причастием (28). Евхаристию давали умершим (83). За причащение св. Даров брали плату (23).

Воспрещая эти и подобные им дурные нравы и обычаи и грозя за них церковными карами, отцы собора отдавали дань своему времени, узаконивая исконную вражду христиан к иудеям. 11-й канон содержит запрещение не только есть опресноки, но также пользоваться услугами врача-иудея, мыться в бане вместе с иудеем и вступать с иудеями в какое бы то ни было общение.

Многие запрещения имеют характер полицейских распоряжений. Так, в портиках храмов воспрещается продавать съестные припасы и вообще заниматься торговлей (76). Женщинам запрещается разговаривать в церкви во время церковного служения (70). Пресвитерам, покинувшим свои церкви вследствие нашествия варваров, повелевается вернуться к месту служения (18). Изучающим право молодым людям в константинопольском университете запрещается устраивать театральные представления, надевать особую одежду и соблюдать любые языческие обычаи, утвердившиеся в школьном быту от старых времен (71). Подвергнуты запрету и ученые медведи, забавлявшие народ и в те времена (62). Наряду с вопросами добрых нравов и благочиния уделено было особое внимание дисциплине клира. Так, установлены были предельные наименьшие сроки для посвящения: для иподиакона – 20 лет (15), для пресвитера – 30 (4), для поступления в монахи – 10 (40). Вопреки старым узаконениям Юстиниана Великого о запрещении брачного сожительства для членов клира, отцы Пято-шестого собора не только не воспрещали его для пресвитеров и диаконов, но, напротив, строго запретили посвящаемым в духовный сан отпускать свою жену и расторгать брак под предлогом принятия сана. Воспрещение брачного сожительства было удержано лишь для епископов (13), причем жены посвящаемых обязаны были поступать в монастырь (68). Вступление во второй брак воспрещено было для всех членов клира (6).

Некоторые запреты имели местный характер. Так, в Армении по субботам и воскресеньям в течение Великого Поста ели яйца и сыр (56), Евхаристию приготовляли на чистом вине, не разбавляя его водой (32), посвящали в клир только детей клириков, устраняя других лиц (33). Все эти местные обычаи были на будущее время подвергнуты строгому запрету. С таким же неодобрением отнеслись отцы собора к обычаю римской церкви держать пост в субботу, осудили его и привели мотивы (55). Запрету подвергся также старый обычай изображать Иисуса Христа в виде агнца, зародившийся еще в катакомбах и перешедший в храмы, когда стали украшать их стены живописью и мозаиками (82).

Принятые на соборе определения (каноны) были поднесены императору с выраженной от имени собора просьбой, чтобы он утвердил их своей подписью. Юстиниан исполнил желание собора, и с целью придать ему вселенский характер, направил полный текст канонов, с предисловием в виде обращения к нему, к папе, оставив место для его подписи вслед за своей. Папский престол занимал тогда Сергий, антиохиец по происхождению, но родившийся уже в Панорме (Палермо) в Сицилии. Хотя папские апокрисиарии участвовали в соборе и приняли его постановления, но папа взглянул на дело иначе: отказался дать свою подпись и даже не допустил их к публичному чтению. Поводом к протесту послужило прежде всего то, что римская церковь признавала только первые 50 из числа «апостольских канонов», а на все 85. Помимо этого разногласия римская церковь держалась утвержденного в законодательстве Юстиниана Великого положения об обязательном расторжении брака при посвящении в клир, тогда как собор анафематствовал такое расторжение и признавал брачное состояние членов клира нормальным явлением. Наконец, прямым оскорблением папы являлось положение собора о запрещении поста в субботу.

Когда в Константинополе стало известно об отказе папы утвердить постановления собора, Юстиниан отправил в Рим магистриана Сергия с поручением арестовать и доставить в столицу епископа Порта Иоанна, участника Шестого собора, и консилиария папской курии Бонифация. Сергий исполнил поручение, и оба эти лица были отправлены в Константинополь. Вслед за тем Юстиниан потребовал приезда папы в Константинополь и отправил в Рим своего протоспафария Захарию. Путь его лежал через Равенну, и возложенное на него поручение не было тайной. Когда Захария прибыл в Рим и передал папе требование императора, то его положение оказалось весьма трудным. Равеннское войско решило не выдавать папу и двинулось на Рим. Захария распорядился закрыть все ворота, но, не имея опоры в римском войске, должен был искать защиты у папы. Равеннское войско вошло в город и, подступив к Латеранскому дворцу, заявляло громкими криками свое желание видеть папу. Захарию, который боялся за свою жизнь, папа спрятал в своей спальне, вышел сам к войску и успокоил его опасения. Войско и народ охраняли дворец, пока Захария не выехал из Рима под градом оскорблений. 741 Так завершилось торжество папы над императором. Дело не имело продолжения, так как около этого времени разыгрался бунт в Константинополе, положивший конец правлению Юстиниана. Наш единственный источник об этих событиях, Хроника пап, излагает только внешнюю сторону событий и причины столь решительного выступления равеннского войска против распоряжений императора остаются не вполне ясными.

Бунт против Юстиниана в Константинополе разыгрался очень быстро, и Феофан, изложивший его с живыми подробностями, выставляет его как бы случайным и совершенно неожиданным. 742 – В числе множества содержавшихся в заточении жертв жестокости императора находился в течение трех лет заслуженный полководец Леонтий. Неожиданно для себя он был освобожден и назначен командиром военных сил в Элладе. В его распоряжение были предоставлены три корабля, с которыми он должен был немедленно покинуть столицу. Корабли стояли в гавани Софиан. Мысль о низвержении Юстиниана назревала у Леонтия, когда он находился в заточении. В числе лиц, побуждавших его совершить переворот, были два монаха: один из монастыря Каллистрата, по имени Павел, обладавший познаниями по астрономии, которая в ту пору была нерасторжимо связана с астрологией и наукой предсказания будущего; другой – каппадокиец по происхождению, бывший клейсурарх, а в то время архимандрит монастыря Флора. Оба они утвердились в мысли, что Леонтию суждено занять императорский престол, о чем они и вели с ним речи во время его заточения. В ночь, когда ему предстояло уехать в Элладу, они явились к нему с другими заговорщиками и постарались убедить его отложить свои сомнения. Леонтий, решившись испытать свое счастье, направился в ночной тишине со своими единомышленниками и свитой к преторию и проник туда под предлогом, что его послал император, который немедленно сам прибудет, чтобы самолично произвести допрос некоторым узникам. Когда явился заведовавший тюрьмой и открыл ее двери, заговорщики схватили его и связали по рукам и ногам. Леонтий, войдя в тюрьму, освободил узников, в числе которых было много военных людей. Снабдив их оружием, Леонтий вышел на Форум Константина с громким кликом: «Все христиане – в святую Софию!» По всем регионам города прошли его посланцы с этим возгласом. В городе началось движение, и огромная толпа собралась в крещальню храма св. Софии. Леонтий с двумя монахами и более видными людьми из числа освобожденных им из заточения, явился к патриарху Каллинику и убедил его выйти к народу в крещальню и произнести слова псалма «Сей день, его же сотвори Господь» (возрадуемся и возвеселимся в оне). Патриарх подчинился обстоятельствам, и в ответ на эти слова из толпы раздались крики: «Да извергнуты будут кости Юстиниана». После этого народ направился на ипподром. На рассвете туда привели Юстиниана. Леонтий, из уважения к императору Константину, пощадил его жизнь и ограничился тем, что приказал отрезать нос низложенному императору и приговорил его к ссылке. Леонтий был провозглашен императором, и народ расправился с ненавистными слугами Юстиниана, Стефаном и Феодотом. Толпа волочила их по главной улице города до площади Тавра, где их растерзанные тела были сожжены на костре. Так был низвержен Юстиниан на десятом году своего правления взбунтовавшимся против него населением столицы.

Византия — доклад сообщение (6 класс)

Византия появилась на политической карте античного мира в 395 году вследствие раздела Римской империи на Западную и Восточную. Именно Восточную Римскую империю истории и окрестили Византией, хотя сами жители этого государства называли себя ромеями и слова «Византия» никогда не использовали.

С падением Западной Римской империи Византия обретает свою историческую идею – восстановить границы империи в ее прежних границах. А с момента формирования католичества в Риме и церковного раскола 1054 года Византия также стала державой номер один в вопросах православной веры.

Пик могущества этой державы приходится на время правления басилевса (титул византийских императоров) Юстиниана I. Этот правитель смог благодаря талантам своих полководцев (Велизария и Нарсеса) утихомирить на востоке империи парфян, покорить и вернуть под свою власть Карфаген и берега Северной Африки, завоевать южную Испанию, а также Южную Италию. Велизарию удалось даже на несколько лет захватить и контролировать Рим, чего не удавалось ни одному из последующих полководцев империи.

При Юстиниане был построен самый знаменитый собор, ставший визитной карточкой Византии – Софийский. Кроме того, басилевс создал единый для ромеев свод законов, названный Кодекс Юстиниана.

К 11 веку Византия начала переживать свой первый упадок. Возникновение ислама усилило арабские племена, которые появились у границ Малой Азии, которой владела Византия. Константинопольский патриарх обратился за помощью к Папе Римскому в борьбе с мусульманами, что дало толчок для развития крестовых походов. Поначалу воинам Христа сопутствовала удача и успех, однако, во время Четвертого крестового похода (1202-1204гг.) крестоносцы так и не дошли до мусульман и предпочли захватить Константинополь и установить там свою власть.

Так возникла Латинская империя, а Византия канула в небытие. Однако, на ее территории появилось более 10 различных государств и одному из них – Никейской империи – удалось сломить сопротивление латинян, захватить Константинополь и восстановить Византию, хотя и в меньших границах. Византии не было на политической карты Европы с 1204 по 1261 годы.

Восстановленная империя была лишь тенью самой себя. Стоит заметить, что политические промахи и военные неудачи против набирающих силу турок были обратно пропорциональны культурному росту и подъему государства. Множились контакты с потерявшей суверенитет после нашествия монголов русскими княжествами, строились величественные здания, писались иконы и создавалось множество произведений.

К началу 15 века территория Византии составляла лишь малую часть вокруг Константинополя, южную Грецию и Трапезунд. Вся остальная территория была подчинена туркам-османам, которые постепенно начинали проникать в Европу через Балканы.

В 1453 году для повышения своего статуса султан Мехмед II  решил нанести роковой удар умирающей империи. Применив артиллерию, укрепления Константинополя были преодолены и город был взял. Город готовы были оборонять лишь 7000 воинов. Население города уже несколько десятков лет жило в ожидании этого дня. Так, 29 мая тысячелетняя империя была окончательно уничтожена.

Сообщение про Византию 2

Рождение Византии произошло неприметно, она появилась внутри Древнего Рима. Не имеет она ни родоначальника, никто точно не может назвать точную дату основания государства. Длительное время считалось, что византийской империи не существовало, просто угасание Рима затянулось на 1 тыс. лет.

К концу V в. Почти вся территория Западной Европы была узурпирована племенами германцев. К этому времени сердце римского государства перестало биться. Еще 100 лет назад держава переместилась в более безмятежную и состоятельную глубинку. Главным городом государства стал Константинополь. Его император Константин основал там, где ранее находился древнегреческий город Византия.

Натиск варваров империя выдержала, а собравшись с силами, даже смогла отвоевать у германцев западные земли, и удерживала их 200 лет. К IX в. Византийская империя лишилась-таки порядочной части своих владений, но жить и развиваться продолжила. Обитатели государства называли себя ромеями, большую часть народонаселения составляли эллины.

По своему географическому месторасположению империя выступала связующим звеном Востока и Запада, и располагалась на 2 континентах – в Азии и Европе. Объединение греко-римских и восточных обычаев наложило свой оттиск на функционирование и развитие общественной жизни, государственности, культуры и искусства византийского сообщества.

В формировании Византийской культуры принимало участие большое количество народностей: жители Сирии, Древней Греции, Рима, Египта, Армении. Украшением города служили статуи и фонтаны, а также чудные строения – дома местных аристократов. Вместо площади, где ранее проводились народные собрания, общество собиралось на ипподроме. Самый известный императорский дворец Византийской империи – правителя Юстиниана I.

Большинство изделий, изготовленных ранневизантийскими мастерами, являются историческими шедеврами. Ювелирные украшения были предметом зависти жителей стран Ближнего Востока и Европы. Многие мастера пытались им подражать, и изо всех сил стремились перенять мастерство ромеев.

Деньги Византии практически не отличались от монет Римской империи. Каждый правитель во внешний вид вносил незначительные изменения. Политики и философы неустанно повторяли, что византийская империя – это Новый Рим. Институты власти не претерпели ни малейших преобразований. Уклад жизни императора был обставлен с необычайной пышностью, иностранных посланников стремились ошеломить величием императорской власти.

Вариант 3

Византия — у каждого есть свое представление и ассоциация с этой по истине великой империей, ее богатством. Ввиду своего богатства, она притягивала торговцев, которые успешно реализовывали свой товар, как на импорт, так и на экспорт.

Принято считать, что Византия начинает свою эпоху с образования с 330 года, в тот момент образовался город Константинополь и вплоть до середины 15 столетия. К сожалению, империя была разгромлена турками.

Считается, что Византия стала великой, благодаря возвышению Христианства над человеком. Здесь прослеживается тонкая нить отношения к религии, благодаря которой многие страны переняли Христианство. В том числе и Русь, переняла практически все аспекты религии, в том числе и стиль постройки храмов и методы иконописи.

Так же Европейские государства переняли часть религиозных традиций и основных принципов строения храмов.

Что касается образования, то здесь давалась возможность каждому получить его, вследствие чего, многие становились своего рода предпринимателями, но, как и в современном мире, не у всех это получалось.

В добавок ко всему ученые Византии сохранили большую часть исторических записей и книг Рима и Греции. Без этих людей большая часть истории этих империй была бы потеряна.

Хоть и просуществовало это государство не столь много, а именно несколько столетий, зато оно оказало огромное влияние множество других стран. Именно благодаря этому влиянию у каждой страны было свое достояние. На Руси это представлялось, как вышивка и иконопись, традиции. Что уж говорить об архитектурном влиянии, ведь оно проявляется не только у упомянутых ранее храмах и соборов, а в стилистике всех возведенных зданий.

Если говорить о войнах, то безусловно, защита была на высоте. Так как многие хотели получить в свои владения земли столь успешной империи. Но, как и бывает жажда власти и денег все губит. Если бы один из императоров поддерживал армию хотя бы провизией в зимнее время, а не скупился, то кто знает, быть может велика Византийская империя существовала и дальше.

Стоит отметить, что хоть и мало кто знает, но и Греция успела перенять часть традиций и искусства, а это: картины и учение философов Византии.

Но было, что было и нам остается лишь наслаждаться теми вещами, которые сохранили наши предки в память неповторимых мастеров того времени, чьим навыка завидовали все завидные ремесленники во всем мире.

Византия

Интересные ответы

  • Дуб — сообщение доклад 2, 3, 4 класс Окружающий мир

    Дуб – любимое многими лиственное дерево. Всё из-за его красоты, пользы и мощи. В России это довольно распространённое растение, встречается повсеместно, относится к семейству Буковые

  • Бог Зевс — доклад сообщение

    Зевс – древнегреческий мифологический бессмертный главенствующий бог над всеми богами и людьми, смертными и бессмертными, повелитель неба, грома и молнии, проживающий на Олимпе.

  • Электричество — сообщение доклад

    Электричество стало неотъемлемой часть жизни современного человека. Мы относимся к току бегущему по проводам как к чему-то должному и привычному. Электрические бытовые приборы, всевозможные гаджеты, да и само освещение домов и квартир

  • Родители Пушкина Александра Сергеевича

    Александр Сергеевич Пушкин навсегда вписал своё имя в историю мировой литературы и искусства. Этот человек открыл новый литературный мир. Он был основоположником реалистического направления.

  • Многообразие грибов в жизни человека и природе доклад сообщение

    Грибы являются самыми загадочными живыми существами на нашей планете. Их в природе насчитывается огромное количество видов.

Генетики выяснили, откуда пошла Юстинианова чума — Российская газета

Международная группа исследователей проанализировала человеческие останки из 21 древнего захоронения и выяснила, что первая пандемия чумы отличалась многообразием ранее неизвестных штаммов.

Отчет об открытии опубликован в журнале PNAS, а коротко о нем рассказывается на сайте Института имени Макса Планка. Генетики изучили останки людей, которые были найдены по всей Европе.

Все они стали жертвами Юстиниановой чумы — первой в истории зарегистрированной пандемии, произошедшей в период правления императора Юстиниана I.

Вспышка заболевания произошла в 541 году в Восточной Римской империи. Она свирепствовала на протяжении 200 лет и унесла за это время около 25 процентов населения римского мира. Недавние генетические исследования показали, что причиной заболевания была бактерия Yersinia pestis.

Однако до сих пор было непонятно, каким образом она распространилась по Европе и как штаммы, появившиеся в ходе пандемии, были связаны друг с другом. Новое исследование дало ответы на эти вопросы.

Исследователям удалось выделить из останков, найденных в Великобритании, Германии, Франции и Испании, и восстановить восемь ранее неизвестных геномов чумы. Тем самым впервые было получено доказательство существования разнообразия штаммов Y. pestis.

Кроме того, впервые обнаружены прямые генетические доказательства того, что Юстинианова чума свирепствовала на Британских островах. Исследователи сравнили восемь новых штаммов Y. pestis с другими ранее найденными древними, а также с современными геномами.

По итогам исследования было составлено эволюционное древо Y. Pestis. Оно доказывает, что первая пандемия чумы отличалась многообразием ранее неизвестных штаммов.

«Вероятно, чума возникла в Центральной Азии за несколько сотен лет до первой пандемии, — резюмирует ведущий автор исследования Марсель Келлер. — Но текущих данных недостаточно, чтобы утверждать это достоверно. Поэтому мы отталкиваемся от первого сообщения об эпидемии, которая вспыхнула в Египте в 541 году нашей эры. Все геномы принадлежат к одной и той же линии. Это свидетельствует о том, что чума сохранялась в Европе и бассейне Средиземного моря в течение длительного периода времени, а не многократно повторялась».

Византийский император Юстиниан I Великий

Юстиниан I Великий (лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus) правил Византией с 527 по 565 г. При Юстиниане Великом территория Византии увеличилась почти вдвое. Историки считают, что Юстиниан был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.
Юстиниан родился около 483 г. в крестьянской семье захолустного селения в горной Македонии, близ Скупи. Долгое время господствовало мнение о том, что он был славянского происхождения и носил первоначально имя Управды, эта легенда была очень распространенной среди славян Балканского полуострова.

Юстиниан отличался строгим православием, был реформатором и военным стратегом, совершившим переход от античности к средневековью. Выходец из тёмной массы провинциального крестьянства Юстиниан сумел прочно и твердо усвоить себе две грандиозные идеи: римскую идею всемирной монархии и христианскую идею царства Божия. Объединение обеих идей и проведение их в действие с помощью власти в светском государстве, принявшем эти две идеи в качестве политической доктрины Византийской империи.  

При императоре Юстиниане Византийская империя достигла своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие. Считается, что Юстиниан подпадал под влияние  сильного характера своей жены Феодоры, которую он торжественно короновал в 527 г.

Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в её прежних границах, империя должна была превратиться в единое христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад, на территории павшей Западной Римской империи.

Главным полководцем Юстиниана, мечтавшиго о возрождении Римской империи, был Велизарий, ставший полководцем в 30-летнем возрасте. 

В 533 году Юстиниан отправил армию Велизария в северную Африку на покорение королевства вандалов. Война с вандалами проходила успешно для Византии и уже в 534 году полководец Юстиниана одержал решительную победу. Как и в африканской кампании, полководец Велизарий держал в византийской армии множество наёмников — диких варваров.

Даже заклятые враги могли помочь Византийской империи — достаточно было им заплатить. Так, гунны составляли значительную часть армии Велизария, которая на 500 кораблях отправилась из Константинополя в Северную Африку. Кавалерия гуннов, служившая наёмниками в византийской армии Велизария, сыграла решающую роль в войне против Вандальского королевства в северной Африке. Во время генерального сражения противники бежали от дикой орды гуннов и скрылись в нумидийской пустыне. Затем полководец Велизарий занял Карфаген.

После присоединения Северной Африки в Византийском Константинополе обратили взоры на Италию, на территории которой существовало королевство остготов.  Император Юстиниан Великий решил объявить войну германским королевствам, которые вели между собой постоянные войны и были ослаблены накануне вторжения армии Византии.

 Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии. Юстиниан обезопасил себя на Востоке от удара с тыла, заключив мир с Персией и развернул кампанию для вторжения в Западную Европу.

Первым делом полководец Велизарий занял Сицилию, где он не встретил особого сопротивления. Итальянские города также сдавались один за другим, пока византийцы не подошли к Неаполю.

Belisarius (505-565), Byzantine general under Justinian I, 540 (1830). Belasarius refusing the crown of their kingdom in Italy offered to him by the Goths in 540. Belisarius was a brilliant general who defeated a range of enemies of the Byzantine Empire, virtually doubling its territory in the process. (Photo by Ann Ronan Pictures/Print Collector/Getty Images)

После падения Неаполя папа римский Сильверий предложил Велизарию войти в священный город. Готы покинули Рим, и вскоре Велизарий занял Рим столицу империи. Византийский военачальник Велизарий, однако, понимал, что противник лишь собирается с силами, поэтому сразу же принялся укреплять стены Рима. Последовавшая затем осада Рима готами продолжалась один год и девять дней (537 — 538 гг.). Византийская армия, оборонявшая Рим, не только выдержала атаки готов, но и продолжила своё наступление вглубь Апеннинского полуострова.

Победы Велизария позволили Византийской империи установить контроль над северо-восточной частью Италии. Уже после смерти Велизария был создан экзархат (провинция) со столицей в Равенне. Хотя Рим в дальнейшем был потерян для Византии, так как Рим фактически попал под управление папы, Византия сохраняла владения в Италии вплоть до середины VIII века.

При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.

Византийский император Юстиниан захватил всю Италию и практически всё побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.

Уже в 540 году новоперсидское царство Сасанидов расторгло мирный договор с Византией и активно готовилось к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия не могла выдержать войны на два фронта.

Внутренняя политика Юстиниана Великого

Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вёл разумную внутреннюю политику. При нём была отменена римская система управления государством, которою заменила новая – византийская. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение. При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупцию путём повышения платы чиновникам.

В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днём и ночью над реформированием государства.

Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине его правления, опустошила государственную казну.

Император Юстиниан Великий оставил после себя знаменитый архитектурный памятник, который существует и сегодня – Собор Святой Софии. Это здание считают символом «золотого века» в Византийской империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане. Сооружением Собора Святой Софии император Юстиниан добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.

Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчётами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн. человек, а возможно и больше.

Достижения Византийской империи при Юстиниане

Наибольшим достижением Юстиниана Великого считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.

Вследствие многочисленных войн казна государства истощалась, и это привело к народным бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана издать новые законы для граждан всей империи. Император упразднил римское право, отменил устаревшие римские законы и ввёл новые законы. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».

Царствование Юстиниана Великого действительно называли «золотым веком», сам он говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир» Вознаменования величия христианства был построен Собор Святой Софии в Константинополе.

Огромный прорыв произошёл в военном деле. Юстиниану удалось создать самую большую профессиональную наёмную армию того периода. Византийская армия под предводительством Велизария принесла Византийскому императору множество побед и расширила границы Византийской империи. Однако содержание огромной наёмной армии и бесконечные воины истощили государственную казну Византийской империи.

Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа. Окраины империи охватили восстания мавров и готов. А в 548 году во время второй итальянской кампании Юстиниан Великий уже не мог откликнуться на просьбы Велизария прислать деньги для армии и на оплату наёмникам.

В последний раз полководец Велизарий возглавил войска в 559 году, когда во Фракию вторглось племя котригуров. Полководец одержал победу в бою и мог бы полностью уничтожить нападавших, но Юстиниан в последний момент решил откупиться от беспокойных соседей. Однако самым удивительным стало то, что творца византийской победы даже не позвали на праздничные торжества. После этого эпизода полководец Велизарий окончательно впал в немилость и перестал играть заметную роль при дворе.

В 562 году несколько знатных жителей Константинополя обвинили прославленного полководца Велизария в подготовке заговора против императора Юстиниана. На несколько месяцев Велизарий был лишен своего имущества и положения. Вскоре Юстиниан убедился в невиновности обвиняемого и помирился с ним. Велизарий умер в покое и уединении в 565 году н.э. В тот же год испустил дух император Юстиниан Великий.

Последний конфликт между императором и полководцем послужил источником легенды о нищем, немощном и слепом военачальнике Велизарии, просившем милостыню у стен храма. Таким — попавшим в немилость — его изображает на своей знаменитой картине французский художник Жак Луи Давид.

Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя — такова была мечта, которую лелеял император Юстиниан с самого начала царствования. Силой оружия возвращал он утерянные старые римские территории, затем давал им общий гражданский закон, обеспечивающий благосостояние жителей, наконец — он утверждал единую христианскую веру, призванную соединить все народы в поклонении единому истинному христианскому Богу. Таковы три незыблемых основания, на которых Юстиниан строил могущество своей империи. Юстиниан Великий верил, что «нет ничего выше и святее императорского величества»; «сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона«; «он один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа«.

Юстиниан Великий утверждал, что благодать власти императора, как  «помазанника Божьего», стоящего над государством и над церковью, получена им прямо от Бога. Император «равен апостолам» (греч. ίσαπόστολος), Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получили характер крестовых походов — везде, где византийский император будет господином, воссияет православная вера. Его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Всякий законодательный акт Юстиниан ставит «под покровительство святой Троицы».  

 

Легионы Римской Империи

Почему Юстиниан был хорошим правителем? – JanetPanic.com

Почему Юстиниан был хорошим правителем?

Юстиниан I был императором Византийской империи с 527 по 565 год. Юстиниана больше всего помнят за его работу в качестве законодателя и кодификатора. Во время своего правления Юстиниан реорганизовал правительство Византийской империи и провел несколько реформ, направленных на усиление подотчетности и снижение коррупции.

Оказал ли Юстиниан положительное или отрицательное влияние на Империю, объясните ваш ответ?

Говорят, что Юстиниан повлиял на историю, вернув Римской империи былую славу.Он был племянником Юстина Первого и получил образование в Константинополе. В том же году он умер, и Юстиниан был провозглашен единоличным императором и коронован.

Какое из достижений Юстиниана, по вашему мнению, больше всего улучшило качество жизни жителей Византии?

Я считаю, что их величайшим достижением были акведуки. Это были водные каналы для транспортировки воды по всему Риму. Даже по сей день мы все еще используем их. Они также построили прочные мосты.

Что было самым важным достижением Юстиниана?

Некоторые из его наиболее заметных достижений включают отвоевание потерянных территорий Велизарием и Юстинианом, Кодекс Юстиниана, который объединил империю под единым сводом законов, и его восстановление Константинополя в один из лучших городов, когда-либо существовавших после того, как восстание Ники уничтожило большинство этого.

Что было самым важным достижением Юстиниана?

Самым важным достижением Юстиниана был приказ о пересмотре римского права. Его обзор привел к публикации Corpus Juris Civilis («Свод гражданского права»), который вскоре должен был стать самой окончательной кодификацией римского права.

Какова была роль Теодоры?

Феодора, византийская императрица VI века, вышедшая замуж за императора Юстиниана I, известна как одна из самых влиятельных женщин в византийской истории. Она использовала свою власть и влияние для продвижения важной для нее религиозной и социальной политики. Она была одной из первых правителей, признавших права женщин.

В чем заключалась идея речи Феодоры и почему она была важна?

Юстиниан и его чиновники, не в силах совладать с толпой, приготовились бежать, но Феодора заговорила и произнесла трогательную речь о большем значении жизни того, кто умер правителем, над жизнью того, кто жил, но был ничем.

Какие три факта о Феодоре?

10 фактов о Феодоре: византийской императрице, куртизанке и феминистке

  • Она вела нетрадиционную молодость.
  • Она отказалась от актерской карьеры в 16 лет.
  • Она приняла раннюю форму христианства.
  • Она и Юстиниан были маловероятным парнем.
  • Юстиниан изменил закон, чтобы жениться на ней.

Что помогло Аксуму прийти к власти?

Ответ: Экстенсивная торговля — правильный ответ.Объяснение: Обширная торговля помогла Аксуму прийти к власти.

Чем известен Аксум?

Королевство Аксум (или Аксум; также известное как Аксумская империя) было торговой державой в районе северной Эфиопии и Эритреи, существовавшей примерно со 100 по 940 год нашей эры. Королевство Аксум примечательно рядом достижений, таких как собственный алфавит, алфавит геэз.

Кто был первым царем Аксума?

Зоскалес

На чем основывалось богатство Аксума?

Основой богатства Аксума является то, что они контролировали обширные торговые пути, соединяющие множество культур.

Какой была жизнь в Аксуме?

Аксум был визуально красивым городом с большими каменными зданиями и башнями, называемыми стелами, высота которых достигала 33 метров. Их назначение остается загадкой, хотя некоторые историки считают, что они использовались для обозначения гробниц правителей. Считается, что стелы датируются примерно 300 годом нашей эры. Повседневная жизнь также доставляла детям удовольствие.

JUSTINIAN AND THE TRIBULATIONS OF TRANSFORMATION на JSTOR

Абстрактный

Юстиниан был ответственен за крупное преобразование Римской империи в поздней античности. В этой статье рассматриваются некоторые проблемы, с которыми столкнулся Юстиниан, и некоторые проблемы, которые он создал, стремясь преобразовать империю, ее правовую систему и управление. Проблемы возникали из-за противоречия между передачей полномочий и централизацией, из-за размытия границ власти, когда предпочтение отдавалось горизонтальным структурам, а не пирамидальным, и из-за неоднозначных идей Юстиниана. Прокопий и Иоанн Лидийский проливают свет на влияние на жизнь простых людей в городе, сельской местности, бюрократии и армии такой политики, как сокращение расходов, рационализация, увеличение доходов, контроль за притоком, строгое соблюдение законов и наложение православия.

Информация о журнале

Acta Classica: Proceedings of the Classical Association of South Africa (ISSN 0065-1141) выходит ежегодно и включен в список аккредитованных журналов ISI и SAPSE. Статьи из тома 57 (2014 г.) имеют теги DOI (DOI 10.15731/AClass). Acta Classica публикует статьи, заметки и обзоры. Язык публикации в основном английский, но многие материалы также были написаны на африкаанс, немецком, французском, голландском, латинском и итальянском языках.Acta Classica — международный журнал. Он опубликовал работы ученых, проживающих в Южной Африке, Соединенных Штатах Америки, Соединенном Королевстве Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Нидерландах, Родезии и Ньясаленде/Зимбабве/Танзании, Бельгии, Новой Зеландии, Италии, Израиле, Польша, Греция, Франция и Япония. Журнал публикует работы во всех областях классики, от текстовой критики до исследований классической традиции / рецепции. В области древней истории было сделано много вкладов, но большинство из них носило литературный характер.Дальнейший вклад был сделан в области древней философии и древней религии. Некоторая интересная работа была также проделана в истории классической науки, включая работу южноафриканских ученых-классиков, — лексикография, эпиграфика, искусство и археология. Также были статьи по таким разным областям исследования, как «Методология исследования в классике» и «Византийские/средневековые исследования».

Информация об издателе

Целью Классической ассоциации Южной Африки (CASA) является содействие изучению и признанию классической древности.

Строительная программа Юстиниана и разработки шестого века

Страница из

НАПЕЧАТАНО ИЗ OXFORD SCHOLARSHIP ONLINE (oxford.universitypressscholarship.com). (c) Copyright Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в OSO для личного использования. дата: 18 января 2022 г.

Глава:
(стр. 218) (стр. 219) Глава десятая Строительная программа Юстиниана и события шестого века
Источник:
Восточная средневековая архитектура
Автор(ы):

Роберт Г.Ousterhout

Издатель:
Оксфордский университет пресс

DOI: 10.1093 / OSO / 9780190272739.003.0011

Фрэн Фрашилла назвала Джастиниана Джессопа «блестящим ходом» «Уорриорз»Тем не менее, это не означает, что у них нет второстепенных игроков, которые будут все больше волноваться.

Нико Мэннион, выбранный под 48-м номером в общем зачете в 2020 году, испытал немалые трудности роста во время своего новичка, но недавно был впечатлен тем, что помог сборной Италии пройти квалификацию на Олимпийские игры в Токио. Другой прошлогодний пик «Уорриорз» во втором раунде еще не дебютировал в НБА, но баскетбольный аналитик ESPN Фрэн Фрашилла считает, что «Голден Стэйт» мог найти еще один бриллиант второго раунда в лице Джастиниана Джессапа.

Джессуп, 51-й номер драфта 2020 года из штата Бойсе, был выбран «Уорриорз» и спрятан, проведя прошлый год, играя за «Иллаварра Хокс» в австралийской НБЛ. И Фрашилла считает, что это был умный ход со стороны «Голден Стэйт».

«Я думаю, что у него большое будущее», — сказал Фрашилла о Джессапе в подкасте «Dubs Talk». «Я думаю, что это ролевой шутер, стрелок с крыла, без сомнения. Я думаю, что самое замечательное в том, что «Уорриорз» сделали при его выборе, было то, что они в основном, как «Окленд А» или «Сан-Франциско Джайентс», взяли парня и они поместили его в Triple-A.

«Итак, вместо того, чтобы дать ему возможность играть в Санта-Крус, может быть, не играть много с «Уорриорз», может быть, ему нужно немного приправы, они отправили его в лигу, где они подготовили игроков НБА, и ему пришлось много играть и играть ключевую роль в команде. И в некотором смысле, я думаю, это было даже лучше, чем Лига G, потому что вы говорите о настоящих мужчинах — 25, 30 лет, командная система хороша — так что Я думаю, что Юстиниан действительно помог себе».

 

СВЯЗАННО: Фрашилла не считает Виггса звездой НБА, сравнивая его с HB

Джессап, 23 года, в среднем 13.3 очка чуть менее чем за 31 минуту за игру с «Хоукс» в прошлом сезоне при 42,0% бросков с поля и 34,1% из-за дуги. Его 73 трехочковых в сумме заняли восьмое место в НБЛ. Этим летом у 6-футового вингера будет шанс доказать, что он достоин места в составе «Уорриорз», но всякий раз, когда Джессап прибывает в «Голден Стэйт», Фрашилла уверен, что ожидание того стоило.

«Я не знаю, как сложится состав «Уорриорз» в этом году, — продолжил Фрашилла, — но я думаю, что долгосрочный и блестящий ход тренерского штаба поместить его в то, что я бы назвал австралийской версией Triple- Бейсбол.»

Если Джессап окажется тем, кем, по мнению Фрашиллы, он может стать, «Уорриорз» добились успеха.

Скачайте и следите за подкастом Dubs Talk

Торжественное открытие педиатрического отделения Университетской больницы Юстиниана

 

Кап-Аитьен, 17 апреля 2018 г. – Посол США на Гаити Мишель Дж. Сисон выступила вместе с министром здравоохранения Гаити в университетской больнице Жюстиньен в Кап-Аитьен в ознаменование открытия нового педиатрического отделения, построенного Соединенными Штатами Государственное агентство по международному развитию (USAID).

Новое учреждение состоит из неонатального отделения, отделения новорожденных, отделения для детей и подростков, двух изоляторов для лечения лиц с высококонтагиозными заболеваниями, смотровых и сортировочной.

«Сегодняшняя инаугурация подчеркивает продолжающееся партнерство между американским народом и народом Гаити, направленное на предоставление высококачественных медицинских услуг всем гаитянам, — сказал посол Сисон. «Новое педиатрическое отделение будет поддерживать уход и лечение самых ценных пациентов Университетской больницы Жюстиньена: детей Кап-Аитьена и, надеюсь, всего Северного отделения.

Justinien является главной больницей во втором по величине городе Гаити и обслуживает большую часть населения Северного департамента. Новая палата рассчитана на 80 коек и ежедневно оказывает помощь 250 пациентам, что позволяет персоналу больницы лучше поддерживать 825 000 граждан в зоне оказания услуг.

Помимо инвестиций в инфраструктуру здравоохранения, правительство США помогает Министерству здравоохранения Гаити предоставлять высококачественные медицинские услуги гаитянскому народу в медицинских учреждениях по всей стране.

«USAID, Чрезвычайный план президента по борьбе со СПИДом (PEPFAR) и Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) работают с правительством Гаити и другими партнерами над борьбой с ВИЧ/СПИДом, улучшением предоставления основных медицинских услуг, улучшить здоровье матери и ребенка, улучшить питание, расширить эпиднадзор за болезнями, укрепить лаборатории общественного здравоохранения и провести исследования в области общественного здравоохранения», — сказал посол Сисон.

После землетрясения на Гаити в 2010 году USAID профинансировал ряд крупных инфраструктурных проектов, направленных на восстановление медицинских учреждений Гаити.В дополнение к реконструкции Justinien, USAID восстановил Национальный кампус медицинских наук и поддержал строительство Государственной университетской больницы в Порт-о-Пренс.

Миссия США на Гаити | 17 апреля 2018 г. | Категории: Посол, Пресс-релизы | Теги: Пресс-релиз 2018

Византийское искусство и архитектура – ​​Лучшие произведения

532-537

Собор Святой Софии

Художник: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский город, а его квадратное кирпичное здание и две массивные башни создают впечатление крепостной солидности.Интерьер также известен своим наполненным светом пространством, создающим райскую атмосферу. Как писал в то время биограф императора Юстиниана Прокопий: «Однако [купол], кажется, не покоится на прочной каменной кладке, а покрывает пространство своим золотым куполом, подвешенным к небу». Купол является самым большим в мире, что стало возможным благодаря новаторскому использованию архитекторами подвесок; углы квадратного основания купола изгибаются внутрь купола и перераспределяют его вес. Архитекторы также вставили сорок окон вокруг основания купола, облегчив его вес и осветив интерьер.Они позолотили рамы окон, чтобы камень преломлял и отражал свет, создавая впечатление, что купол парит. Когда церковь была завершена, Юстиниан якобы воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!»

В 532 году Юстиниан I поручил Исидору Милетскому и Анфимию Тралльскому восстановить церковь. Предыдущая церковь была разрушена во время беспорядков против правительства Юстиниана, и ее освящение должно было ознаменовать восстановление его центральной власти.В то же время, как резиденция Вселенского Константинопольского Патриарха, храм также символизировал духовный авторитет Православной церкви. Структура интерьера также сообщала о социальной иерархии, поскольку первый этаж и верхняя галерея были разделены в соответствии с полом и социальным классом, а галерея была зарезервирована для императора и других знатных людей. Точно так же вход в неф церкви содержал девять дверных проемов с Императорской дверью, предназначенной для императора, в центре.В сущности, церковь была конкретной схемой религиозной, политической и социальной организации империи — земного, но небесного города.

В 1453 году, после турецкого завоевания, здание стало мечетью, к которой были пристроены четыре минарета высотой более 200 футов каждый. Внутренние мозаики были закрашены золотом и заменены большими медальонами с каллиграфическими надписями. Тем не менее первоначальный дизайн здания вызывал большое восхищение, как показал османский историк Турсунбек, который писал в 15 веке: «Какой купол, который соперничает по рангу с девятью небесными сферами! архитектурной науки.» Церковь стала образцом для османской архитектуры, как видно из мечети Султана Ахмеда (1609-1616), широко известной как Голубая мечеть. Сегодня Собор Святой Софии является национальным музеем, чтобы удалить его от религиозных споров, которые до сих пор ассоциируется с этим местом

Кирпич, раствор, камень, мрамор — Стамбул, Турция

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.