Фридерик Шопен биография и факты о жизни
Фридерик Шопен, великий польский композитор, пианист и педагог родился в 1810 году в первый день марта недалеко от Варшавы. Вскоре после этого отец Фридерика Николай Шопен получает в Варшавском лице место учителя, и вся семья переезжает в столицу.
С самого детства маленького Фридерика окружала музыка. Его отец замечательно играл на флейте и скрипке, мать пела и немножко играла на фортепиано. Вначале родителям казалось, что малыш не любит музыку, ведь заслышав пение или звуки игры, он начинал громко плакать. Но оказалось, что это не так. Уже к пяти годам малыш мог исполнять несложные пьесы, которые разучил со старшей сестрой.
Вскоре педагогом ребенка становится Войцех Живный – известный чешский музыкант. Именно он привил Шопену любовь к классической музыке, особенно к Баху.
Первое выступление на публике состоялось, когда маленькому пианисту едва исполнилось семь лет. Имя будущего великого композитора становится известным всей Варшаве.
Тогда же был издан полонез для фортепиано соль минор – его первое сочинение.
В те времена известные люди часто устраивали в своих домах концертные вечера. В одном из них принять участие довелось и девятилетнему «Шопенеку». Выступление маленького гения, сыгравшего довольно сложный концерт для фортепиано, вызвало целый шквал восторга. О Шопене стали говорить, как о «варшавском чуде». В то время ему было десять лет, а в двенадцать лет в своем мастерстве юный Шопен не уступает лучшим пианистам Польши. Его учитель Живный отказывается учить юного виртуоза дальше, заявив, что больше ничему не сможет его научить.
Одновременно с изучением музыки Шопен получает и хорошее общее образование. Он отлично знает историю Польши, свободно говорит по-немецки, а также по-французски, много читает, отлично рисует. Окончив лицей, Шопен поступает в Высшую школу музыки. Характеристика, данная ученику Шопену в это время, гласит «Изумительные способности, музыкальный гений». К этому времени он становится лучшим пианистом Польши.
Друзья и родные настоятельно советуют музыканту отправиться в долгое концертное путешествие. Он долго не решается на это, ему кажется, что, уехав, он никогда не вернется на родину. Наконец, в 1830 году Шопен едет в Вену. Здесь не все складывается гладко, дать самостоятельный концерт Шопену так и не удается. А из Варшавы в это время приходит тревожное послание – на родине композитора началось восстание под предводительством Костюшки. Сначала Шопен решает вернуться в Варшаву, но, побоявшись, что преследование коснется и его, едет в Париж, чтобы остаться свободным и служить своим искусством родине.
В Париже Шопен прожил всю свою оставшуюся жизнь, но второй его родиной Франция так и не стала. Композитор остался поляком в своих привязанностях и в своем творчестве. Даже свое сердце он завещал после смерти отвезти в Польшу.
Шопен быстро покоряет Париж. Хотя здесь в это время проживало множество музыкантов из разных стран, Шопен отличался техникой исполнения, которая действовал на публику ошеломляюще.
Во время концертов Шопен исполнял преимущественно собственные сочинения: этюды, концерты для фортепиано, мазурки, ноктюрны. Эти произведения, как и сами выступления, вызывали восхищение. Вот только музыкальные издатели заняли выжидательную позицию, они готовы были издавать произведения Шопена только бесплатно. Чтобы зарабатывать средства на жизнь, Шопен вынужден был давать уроки музыки. Такие занятия по 5-7 часов каждый день отнимали много сил.
Вместе с популярностью расширяется и круг знакомств композиторов. Среди его друзей – композиторы, художники, поэты. Тесные отношения связывали его долгое время и с французской писательницей, известной всем под псевдонимом Жорж Санд.
В этот период Шопен все больше времени уделяет созданию музыки, а исполнением радует только узкий круг друзей. За эти годы появляется множество сонат, этюдов, ноктюрнов, прелюдий и, конечно же, любимых композитором мазурок и полонезов. Талант Шопена достигает вершины. Слышать его игру считается счастьем, а брать уроки – огромной честью.
Но последние годы жизни композитора трудно назвать счастливыми. Сначала умирает его друг Я. Матушиньский, затем отец. Совсем одиноким композитор чувствует себя после разрыва с Жорж Сонд. Обострилась и болезнь легких, которая беспокоила Шопена с юных лет. За последние два года Шопен почти ничего не написал. Чтобы как-то поправить свое незавидное материальное положение, Шопен едет в Лондон, дает там уроки и концерты. Но беспокойная жизнь и сырой английский климат только ухудшили состояние композитора. Ему пришлось спешно возвращаться в Париж. Последним произведением Шопена стала мазурка фа минор, которая осталась лишь на бумаге. Сыграть ее композитору было уже не суждено. Он умер в 1849 году на руках своей старшей сестры.
Похороны великого композитора были очень торжественными. Лучшие музыканты Парижа исполнили Реквием Моцарта, а также собственные произведения Шопена, в том числе и похоронный марш.
Похоронен Шопен в Париже, друзья привезли на его могилу кубок, где находится родная польская земля.
А сердце композитора, как он и хотел, было отправлено в специальном сосуде в Польшу, где оно хранится в костеле Святого креста до сих пор.
Мало кто из композиторов оставил такой след в истории как шопен биография его служит тому ярким подтверждением.
Добавить комментарий
кратко о жизни и творчестве композитора
Фредерик Францишек (Франсуа) Шопен (1 марта 1810 года, с. Желязова Воля, Мазовецкое воеводство, Польша — 17 октября 1849, Париж, Франция) — гениальный польский композитор и пианист.
Краткая биография: самые важные факты жизни
Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 г. в с. Желязова Воля (Польша). Отец, Никола Шопен, выходец из Франции, был гувернером, мать — дворянкой. От нее мальчик получил первые музыкальные уроки. Когда Фредерику исполнилось 7 лет, Адальберт Цивні, популярный богемский пианист, занялся его образованием, познакомил с произведениями Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена.
В 1816 — 1822 гг. маленький Шопен учится профессиональной игре на фортепиано у виолончелиста Войцеха Живни, а также осваивает органную музыку в профессора Варшавской консерватории Вильгельма Вюрфеля.
В 1818 г. был опубликован первый полонез молодого музыканта; он дебютировал как пианист, сразу же став любимцем в салонах Варшавы.
В 1823 — 1826 гг. Шопен учился в Варшавском лицее, где преподавал его отец. Одновременно берет уроки музыкальной теории и композиции у Йозефа Эльснера. Большое впечатление в этот период на него производит музыка Хуммеля, Паганини, Генделя и Вебера.
В 1829 г. пианист получает диплом Варшавской консерватории. Дает успешные концерты в Праге, Вене, Дрездене, получает немало похвальных отзывов;
17 марта 1830 г. в последний раз выступает в Варшаве с премьерой Концерта для фортепиано фа минор.
В 1831 г. Шопен уезжает во Францию, где его хорошо знают и любят. Работает учителем игры на фортепиано в доме Ротшильда. Эта должность популяризировала его имя больше, чем публичные выступления. Здесь появляются первые сборники этюдов, баллады и скерцо. В 30-е гг. композитор завершает свои самые известные работы, ведет активную концертную деятельность.
Среди его друзей и поклонников — известные музыканты, писатели и художники (Лист, Берлиоз, Беллини, Делакруа, Шуман, Россини, Гейне, Бальзак).
В 1836 г. Шопен едет повидаться с родными. В Мариенбаде заводит непродолжительный роман с Марией Водзинской. Осенью 28-летний композитор возвращается в Париж. Ференц Лист представляет его баронессе Дюдеван, ярой феминистке, уже снискавшей себе известность под псевдонимом Жорж Санд. Ей в то время было 34. На протяжении 12 лет пару совмещал любовную связь и близкое партнерство.
В 1835 г. у композитора обнаружили симптомы туберкулеза, зимой 1838 — 1839 гг. он, чтобы отдохнуть в мягком климате, едет на Майорку в монастырь Вальдемосса. Там были завершены знаменитые прелюдии. Плохая погода, постоянные ссоры с Жорж Санд, практически неотапливаемые помещения, — все это пагубным образом сказалось на здоровье Шопена.
В 1847 г. композитор расстается с баронессой по недоразумению с ее детьми. Болезнь прогрессирует. После гастролей в Великобритании Шопен вернулся, похожий на собственную тень; в Шотландии он играл перед королевой и смог дать несколько концертов.
Последнее выступление композитора состоялось 16 ноября 1848 г.
Фредерик Шопен скончался 17 октября 1849 г. в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Свое сердце композитор завещал упокоить в варшавском костеле Святого Креста.
Музыку Шопена называют пушками, спрятанными в цветах. Композитор был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых принес в европейскую мелодику славянские интонационные элементы, обогатив ее новыми ритмическими рисунками.
Его творческое наследие интересно и разнообразно: 57 мазурок, 16 Полонезов, 19 вальсов, 19 ноктюрнов, 3 сонаты, 4 баллады, 26 прелюдий, 27 этюдов, 4 скерцо, 3 экспромта. В жанре крупных музыкальных форм наивысшим достижением является фантазия фа минор (1840 — 1841 гг.) и «Баркарола» (1845 — 1846 гг.).
Шопен написал три фортепианные сонаты: до минор (1827 г.), си-бемоль минор (1837 г.) и си минор (1844 г.), что считаются высшим достижением композитора. Для фортепиано с оркестром он создал Andante spianato, полонез ми-бемоль мажор, концерты ми минор и фа минор, Andante spianato et Grande Polonaise brillante, Fantaisie brillante на польские арии, Rondo à la Krakowiak фа мажор.
Фредерика Шопена считают самым выдающимся польским композитором. Его именем назвали Варшавскую консерваторию и аэропорт, филармонию в Гданьске, астероид и кратер на Меркурии, ряд улиц в Польше и Украине; раз в пять лет в Варшаве проводится конкурс пианистов имени Ф. Шопена, ежегодно среди польских музыкантов проходит вручение премии «Fryderyk».
Музыка и творчество Шопена
Музыка Шопена поражала силой чувств, тоской по родине. Его Революционный этюд сравнивали с «пушками, спрятанными в цветнике». Музыка Шопена с энтузиазмом воспринималась в Польше, но последователей между польскими композиторами не находила.
Творчество Шопена связано преимущественно с фортепиано. Его кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Великий польский композитор заставил фортепиано звучать совсем по-новому, расширив возможности фортепианной техники и обогатив ее выразительные средства. А. Рубинштейн называл Шопена «душой фортепиано».
За сравнительно короткую жизнь Шопен написал очень много.
В творчестве у него было несколько любимых жанров, к которым он все время обращался. Сюда относятся 56 мазурок, 25 прелюдий, 27 этюдов,15 вальсов, 12 Полонезов, 20 ноктюрнов.
В основу творчества Шопена легла польская народная музыка, мелодичные и ритмичные мелодии польских танцев и песен. Особенно ярко выражена любовь к своему народу, к польской народной музыки в мазурках, которые являются словно поэтическими картинками родной Польши. Мазурки Шопена элегантные, изящные, иногда блестящие.
По сравнению с мазурками и вальсами, полонезы также являются крупными произведениями, изображающие картины в основном героического прошлого Польши. У большинства из них много блеска, пышности, торжественности. Одним из самых популярных танцев, во времена Шопена становится вальс, и хоть он является танцем не польского происхождение.
Вальсы Шопена часто также связаны с польской национальной музыкой: в них используются интонации и ритмы польской народной музыки, особенно мазурки.
Важнейшей особенностью интонации и стиля музыки Шопена является ее «фортепианность». Музыка Шопена не существует без своей фортепианной природы. Выполнена на других инструментах, она теряет не лишь большую часть своего шарма, но и свою индивидуальность. Поскольку, его мысли порождались в импровизациях за фортепиано, то его музыке были присущи клавишные звучания. Именно в фортепианной фактуре кроется художественное содержание его музыки. Она придает выразительности темам его произведений.
Мелодия у Шопена представлена не в виде простой «песенности», она сливается с фактурами, что ее охватывают, и с гармоничным фоном. В статье «Вэн Клайберн» Г.Г. Нейгауз так писал об интерпретации произведений польского композитора: «Чтобы понять его до конца, необходимо целиком, всей душой погрузиться в глубины его собственной музыкальной души. Но это погружение в чужое «я» дается лишь людям влюбленным.
И пусть это парадокс, но можно сказать, что Шопен требует от исполнителя особой любви, любви, которая бывает в жизни так же редкой, каким редким бывает большой талант. Именно поэтому Шопен бывает таким сложным в исполнении для пианистов».
«В чисто музыкальном отношении — какая красота в творчестве, какое совершенство в технике и в формах, интерес и новизна в гармонии и часто какое величие!» — эти слова А. Г. Рубинштейна, сказанные о творчестве Шопена в полной мере могут быть отнесены к Шопеновским прелюдиям, в которых с необычайной силой проявилось яркое своеобразие его творческого лица, что позволило Рубинштейну отнести автора к числу немногих мастеров, «не имеющих предшественников». Это выражение можно, впрочем, понимать буквально, потому что Шопен опирался на огромный опыт польской музыки, самобытность которой он понимал как никто другой. «Новизна в гармонии», отмеченная Рубинштейном, равно как и впечатляющая свежесть всех других средств выразительности, была почерпнута из народных истоков.
Все эти особенности относятся к числу неотъемлемых свойств музыки Шопена, все они есть отражением его творческой индивидуальности. Его произведения насыщены мелодичностью и неповторимостью. Каждый, исполнитель и слушатель, найдет в них что-то для себя, из многообразия жанров и настроений.
Список некоторых произведений Ф. Шопена
Выводы
Композитор — романтик Фредерик Шопен стал родоначальником польской музыкальной классики. Ограничив себя почти исключительно составлением произведений для фортепиано, он сконцентрировал в них самые разнообразные и наиболее перспективные художественные тенденции времени. Шопен раскрыл большие возможности фортепианной фактуры, его музыка отличается всепроникающим мелодизмом, гибкостью и пластичностью, поэтической одухотворенностью. Шопен стал создателем жанра фортепианной баллады, он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал художественные образцы концертного этюда.
Послание музыки Шопена выходит за рамки музыкальных культур
польская история: Начнем с вопроса, вызывающего споры среди историков.
Когда на самом деле следует отмечать день рождения Фредерика Шопена?
Збигнев Сковрон: Этот вопрос до сих пор не решен, потому что на карту поставлены две даты. В свете официального документа, которым является свидетельство о рождении Шопена от 22 февраля 1810 года, следует отмечать его день рождения 22 февраля. Однако из переписки Шопена с семьей и из рассказов его близких друзей известно, что его день рождения отмечался 1 марта. Поэтому сегодня можно отмечать как официальный, так и неофициальный день рождения, причем последний получает все большее признание. Стоит отметить, что Институт Фредерика Шопена уже много лет отмечает неофициальный юбилей.
Збигнев Сковрон – профессор Института музыковедения Варшавского университета (фото с сайта en.chopin.nifc.pl) Интересна жизнь его отца, Николая (в польской версии – Миколай). Его семья работала в поместье Маренвиль во Франции, принадлежавшем польскому магнату Михалу Яну Пацу. Подростком Николя приехал в Польшу работать чиновником.
Он видел бы разделы Польши и участвовал в восстании Костюшко. Неужели на него так повлияла патриотическая польская среда, что он решил остаться в Польше?
Миколай Шопен приехал в Польшу в 1787 году после смерти графа Михала Паца вместе с управляющим его имением в Маринвиле Адамом Вейдлихом. Миколай, безусловно, был впечатлен патриотической атмосферой последних лет свободной Польши. Ведь он был свидетелем принятия конституции 3 мая 1791 года, войны в ее защиту, восстания Костюшко и последнего, третьего раздела Польши в 1795 году. представьте себе – страх перед общественными настроениями, приведшими к началу Французской революции в 1789 г.. Миколай, конечно, знал, что его зачислили бы во Францию во время революционных потрясений и террора.
Однако первым человеком, который пробудил в маленьком Фредерике любовь к музыке, была его мать Текла Юстина, происходившая из семьи Кшижановских, бедного дворянского рода.
Действительно, своей любовью к музыке Фредерик безусловно обязан своей матери, хотя сведений о ее музыкальном образовании у нас нет.
Известно, что отец Шопена тоже был музыкален, так как играл на флейте. Поэтому можно предположить, что музыка и музицирование дома были важным, постоянным элементом семейной жизни Шопена.
Юзеф Сикорский писал, что Фричек, как ласково называли композитора, плакал в детстве, когда слышал, как его мать играет на пианино. Сикорский также является автором многих других анекдотов о юности и жизни Шопена. Так какой же портрет композитора всплывает из воспоминаний современников?
Существует множество мифов и выдумок о музыкальном опыте Шопена в его детстве, которые повторяются поколениями авторов, пишущих о Шопене. Я полагаю, мы можем «увидеть» настоящий портрет Шопена благодаря воспоминаниям его сверстников из зажиточных семей, остановившихся в пансионате семьи Шопенов в их квартире на Краковском предместье, в районе нынешнего Варшавский университет. Есть воспоминания, написанные, в частности, братьями Кольбергами: Оскаром и Вильгельмом.
От них мы узнаем, с одной стороны, что Фредерик был энергичным молодым человеком, полным остроумия, а с другой, что он был очень музыкально талантлив и умел привлекать к себе группу сверстников, которые собирались вокруг него, пока он играл на фортепиано. пианино.
Был ли Фредерик «гениальным ребенком»?
Этот термин полностью ему подходит. Об этом свидетельствует начало его карьеры пианиста, напоминающее первоначальный творческий путь Вольфганга Амадея Моцарта. Интересно отметить, что первые выступления Шопена, зафиксированные варшавской прессой, состоялись в 1818 году во дворце Радзивиллов. Его композиционный талант проявился так же рано, о чем свидетельствует посвящение графине Виктории Скарбек Полонеза соль минор, написанного восьмилетним Шопеном.
Молодой композитор произвел на свет сенсацию. Некоторые, как выдающийся поэт и писатель Юлиан Урсын Немцевич, высмеивали эту внезапную и специфическую моду, но никто не мог отрицать, что у мальчика был большой талант.
Шопена часто приглашали выступать в частных квартирах многих варшавских семей, занимающих высокое положение в социальной иерархии; он также был гостем великого князя Константина в Бельведере. Таким образом, даже если принимать Шопена в штаб-квартире варшавской светской элиты стало своего рода модой, его частные выступления давали слушателям качественную музыку, которую в конечном итоге оценил Немцевич, один из поклонников Шопена, как в варшавский период, так и после него. эмигрировал в Париж.
Юзеф Эльснер (рисунок Максимилиана Фаянса; общественное достояние)Вскоре он попал под опеку композитора и педагога Юзефа Эльснера в Варшавскую консерваторию музыки. Они быстро установили близкое понимание и долгую дружбу. Какое влияние оказал Эльснер на Шопена?
Во-первых, я хотел бы уточнить одну вещь: Шопен был студентом не Варшавской консерватории, а Главной музыкальной школы, входившей в состав факультета изящных искусств тогдашнего Королевского университета в Варшаве.
В Главной музыкальной школе он изучал теорию музыки и композицию с 1826 по 1829 год.под руководством ректора школы – Юзефа Эльснера. Действительно, можно говорить об уникальном взаимопонимании между Шопеном и Эльснером, перешедшем впоследствии в их многолетнюю дружбу, подтвержденную перепиской. Думаю, трудно говорить о влиянии Эльснера на Шопена, но можно понять художественно контролируемое образование и творчество композитора. Величие Эльснера как педагога в его отношениях с Шопеном заключалось в том, что он рано распознал гениальность своего ученика и позволил ему развиваться своим индивидуальным путем. Правда, Эльснер поощрял Шопена к написанию национальных опер, но его ученик оставался равнодушным к этим предложениям, сосредоточившись на собственном чисто пианистическом творческом видении.
Правда ли, что помимо музыкального гения у него был еще и литературный талант?
Я бы не назвал это литературным талантом в строгом смысле слова. Шопен не писал литературных произведений; знаменательно и то, что, в отличие от многих художников эпохи романтизма, он не оставил дневников.
Вместо этого он писал оригинальные письма, свидетельствующие, во-первых, о его способности внимательно наблюдать за миром, а во-вторых, выражать эти наблюдения на уникальном языке. Для этого языка характерна как экономия, так и точность средств, а также талант Шопена к словообразованию, что позволяло ему создавать ad hoc высказывания и описания в более выразительной и даже более остроумной или ироничной форме, чем это могли бы сделать обычные фразы и выражения. разрешать.
Выдающийся французский писатель Оноре де Бальзак признавал, что Шопен был человеком многих талантов, в том числе актерского и живописного. Это подтверждают его биографы, но, в свою очередь, подвергает сомнению Жорж Санд. Есть ли у нас доказательства, подтверждающие эту точку зрения?
Я считаю, что самым большим талантом Шопена, после его таланта композитора и пианиста, был его актерский талант. Его т.
н. полишинады , т. е. то, что обычно исполнялось в узком кругу друзей, включало в себя сцены, изображающие типичных персонажей окружающего мира, в том числе известных художников, таких как Ференц Лист. Я не думаю, что эти умения, описываемые близкими к Шопену людьми, ставятся под сомнение Жорж Санд, которая все-таки была любительницей театра. Интересно отметить, что по инициативе Шопена в ее летней резиденции в Ноане был устроен кукольный театр.
При каких условиях он решил покинуть родину и отправиться в Париж?
Отъезд Шопена из Варшавы 2 ноября 1830 года был связан с его планами получить опыт за границей. Вена была первой на его маршруте, но известно, что Шопен также планировал поездку в Италию. У него были рекомендательные письма в Неаполь, но революционные события в Италии помешали ему осуществить этот план. Поворотным моментом для отъезда Шопена из Вены в Париж, а затем и для его пребывания в изгнании во французской столице стало известие о провале Ноябрьского восстания, дошедшее до Шопена в середине сентября 1831 года, когда он находился в Штутгарте.
Покинул страну незадолго до начала Ноябрьского восстания. Как он отреагировал на известие о падении независимости Польши?
Для него это был травмирующий опыт. В так называемом штутгартском дневнике Шопен демонстрирует — невиданным ранее способом — выражение своего отчаяния. Он перенес на страницы этого дневника образы репрессий русских воинов против жителей Варшавы и его родственников, которые родились в его живом воображении при известии об окончательном поражении восстания.
Жорж Санд за шитьем, с совместного портрета Шопена и Санда Делакруа, 1838 г. (общественное достояние)Как его приняли после прибытия во Францию в парижских салонах?
Шопен был никому не известным пианистом-композитором из далекой охваченной войной страны. Однако благодаря рекомендательным письмам видных венских деятелей, а также несомненным дипломатическим талантам и личному обаянию ему удалось быстро утвердить свое положение. В последующих выступлениях он показал себя как прекрасным пианистом, так и композитором, умеющим сочинять в уже отчетливом и индивидуальном стиле.
Контакты с парижскими салонами, которые начали искать его компанию, вскоре принесли ему группу аристократических студентов и обеспечили ему стабильный доход.
Отношения Шопена с женщинами, вероятно, являются темой многих увлекательных разговоров. Чтобы не углубляться в этот вопрос, спрошу лишь об отношениях с французской писательницей Жорж Санд. Как отразились на творчестве мастера эти бурные отношения чуткого композитора и темпераментного Песка?
Я считаю, что восьмилетние отношения Шопена с Жорж Санд имели первостепенное значение для его жизни и творчества. Прекрасно понимая его гениальность, она создала прекрасные условия для творческой работы в летние месяцы 1839 года.–1846 г. в ее поместье в Ноане. Именно там были созданы его самые известные произведения: последовательные Баллады, Ноктюрны, Полонезы, Скерцо и Сонаты и т. д. Эти отношения имели несколько фаз, от их любви и романтического путешествия на Майорку, через более поздние переходы, связанные с болезнью Шопена, когда Жорж Санд увезла на роль заботливой «няни».
Затем их отношения из эмоционального увлечения превратились в глубокие, экзистенциальные отношения, которые лишь поколебал семейный конфликт, связанный с планами замужества дочери Жорж Санд – Соланж.
По сей день произведения Шопена пользуются большим интересом у любителей музыки во всем мире.
Послание музыки Шопена оказалось универсальным, выходящим далеко за рамки музыкальных культур. Есть поговорка, что отдельные слушатели воспринимают музыку Шопена так, как если бы она была обращена непосредственно к ним, настолько интимно и в то же время непосредственно. Я думаю, что это также связано с совершенством этой музыки, с ощущением, что в ней нет ни одной лишней ноты, как и в случае с другими великими мастерами: Бахом или Моцартом.
Великий немецкий композитор Роберт Шуман заметил огромное влияние музыки Шопена на польский патриотизм. Свои произведения он недаром называл «пушками, спрятанными в цветах».
Размышляя о бурной истории Польши, о национальных восстаниях, борьбе за независимость, читая произведения польских поэтов и писателей, любуясь картинами национальных живописцев – трудно не услышать музыку Шопена, не так ли?
Я думаю, что послание музыки Шопена также включает в себя – помимо универсальных и чисто музыкальных ценностей – глубокий патриотический смысл, который особенно понятен польским адресатам. Аналогичный посыл мы находим в творчестве великих польских поэтов из кружка Великой эмиграции в Париже: Адама Мицкевича, Юлиуша Словацкого и Киприана Камиля Норвида. Гений Шопена можно найти в ясных звуках, в словах нет нужды, ему удалось воплотить в своей музыке то же послание, что и поэтам в польской романтической литературе.
Шопен на смертном одре, Теофил Квятковский, 1849 (общественное достояние) В фильме Романа Полански «Пианист» есть подлинная сцена, когда Владислав Шпильман играет Балладу соль минор в присутствии немецкого офицера в Руины разрушенной немцами Варшавы.
Это движущееся изображение, вероятно, является прекрасным доказательством величия творчества Шопена. Это и есть «пушка», о которой писал Шуман.
Эта сцена эмоционально трогательна, когда в присутствии палача и жертвы — в почти нечеловеческой ситуации — музыка, исходящая из-под его рук, является чистым посланием свободы.
Празднование 210-летия со дня рождения Фредерика Шопена совпадает с 18-м Международным конкурсом пианистов имени Шопена. В Польше часто можно услышать отзывы о выступлениях тех или иных участников, часто не имеющих музыкального образования…
Это, пожалуй, лучшее свидетельство ясности и чувства понимания музыки Шопена и ее силы, объединяющей большую группу слушателей по всему миру.
Интервьюеры: Петр Абрышенски, Петр Бейровски
Перевод: Алисия Роуз и Джессика Сиротин
Фредерик Франсуа Шопен | YourDictionary
Фредерик Франсуа Шопен (1810-1849), польско-французский композитор и пианист, был одним из создателей типично романтического произведения.
Все его произведения включают фортепиано.
Образные схемы Фредерика Шопена для его фортепианных пьес включают следующие черты: концентрация на одном мотиве в прелюдиях и этюдах; разработка танцевальных форм в мазурках, вальсах, полонезах, болеро, тарантеллах; импровизационные эффекты от фортепианных фигур в ноктюрнах; и эпизодическое, энергичное письмо в более крупных произведениях, таких как скерцо, баллады, экспромты и Фантазия. Таким образом, в эпоху, когда фортепиано становилось выдающимся сольным инструментом как дома, так и в концертном зале, Шопен изобрел новые формы, тонкие узоры и сложные квазивокальные партии и приспособил их для использования на клавиатуре. Он не написал ни симфоний, ни опер, ни струнных квартетов, а только одно трио (фортепиано, скрипка и виолончель). Помимо своих двух значительных сонат и двух фортепианных концертов, он наиболее известен своими музыкальными миниатюрами, многие из которых технически доступны любителям.
Шопен не был ни дирижером, ни автором музыкальных произведений, ни великим учителем, хотя и зарабатывал на своем обучении значительные суммы, а также не слишком много концертировал.
Действительно, он представляет любопытный феномен легендарного пианиста, который за всю свою жизнь дал около 30 публичных выступлений. Судя по всем отзывам, его игра была экстраординарной: тихой, контролируемой, изысканно оттененной, варьирующейся от пианиссимо до меццо-форте с очень редкими форте.
Шопен родился 22 февраля 1810 года недалеко от Варшавы. Он был вторым из четырех детей отца-француза Николая Шопена и матери-польки, бывшей хорошо образованной, но обедневшей родственницей в семье Скарбеков, где Николай был репетитором. Молодой Шопен получил хорошее образование и занимался музыкой в частном порядке с Йозефом Эльснером, основателем и директором Варшавской консерватории. В 1817 году первое сочинение Шопена было исполнено публично; через год он сам выступил публично, сыграв концерт Адальберта Гировеца.
Реклама
Музыкальное образование
В 1826 году Шопен стал студентом дневной формы обучения в консерватории Эльснера, где он получил отличные знания в области теории гармонии и контрапункта.
Самая ранняя работа, демонстрирующая шопеновские фигурации в том виде, в каком мы их знаем сегодня, — это набор вариаций на тему Вольфганга Амадея Моцарта Là ci Darem’ la mano, из оперы Дон Жуан. Эльснер, признав, что стиль Шопена слишком оригинален, чтобы его можно было навязать традиционным образцам, предоставил ему свободу развиваться в соответствии с отчетливо личным направлением. Действительно, Шопен — один из немногих композиторов, чей стиль кристаллизовался в годы его становления и оставался неизменным на протяжении всей его жизни.
Первое знакомство Шопена с музыкальным миром за пределами Варшавы произошло в 1828 году, когда этот город посетил Иоганн Непомук Гуммель, венский пианист-композитор. Итальянская опера была эксклюзивным местным музыкальным блюдом, и визит Гуммеля позволил Шопену узнать о событиях на западе. После посещения Берлина, где он познакомился с музыкой Джорджа Фредерика Генделя и Феликса Мендельсона, Шопен по возвращении услышал Николо Паганини в Варшаве и понял, что должен покинуть город, чтобы познакомиться с другими музыкантами.
Правительство отклонило просьбу отца о финансовой помощи для отправки мальчика за границу, поэтому Шопен самостоятельно отправился в Вену, чтобы попытаться организовать издание нескольких своих произведений. После успешного дебюта в театре Кернтнертор 11 августа 1829 г., он вернулся домой только для подготовки к концертному туру, на этот раз по Германии и Италии. К этому периоду относятся два его концерта (более ранний — фа минор), которые он исполнил на публичном концерте в Варшаве в 1830 году, несколько фантазий на национальные темы и первый набор этюдов.
После поездки через Бреслау, Дрезден и Прагу Шопен прибыл в Вену, но из-за неурегулированности политической обстановки так и не добрался до Италии. Он сочинил скерцо си минор и балладу соль минор, а также несколько песен, пока ждал в Вене. Эти работы показывают, что личный стиль Шопена полностью сформировался задолго до того, как он встретил Ференца Листа, Винченцо Беллини или Гектора Берлиоза, которые, как говорят, повлияли на его творчество.
Помимо Хаммеля, единственным музыкантом, чей фортепианный стиль вдохновил Шопена, был ирландский композитор Джон Филд, впервые употребивший термин «ноктюрн» в нескольких своих коротких лирических произведениях.
Реклама
Средний период
Когда 20-летний Шопен прибыл в Париж, он сначала обдумывал, а затем отверг идею обучения у Ф.В.М. Калькбреннер, известный виртуоз. Плохое физическое здоровье, а также неподходящий темперамент мешали Шопену давать публичные выступления. Тем не менее, он стал заметной фигурой в парижских художественных кругах, насчитывая среди своих друзей музыкантов, писателей и художников, а также многих богатых и талантливых женщин. Все его ученицы были аристократками, которые хорошо платили за уроки. Некоторые из них были одаренными, но ни один из них не был достаточно совершенен, чтобы установить или сохранить метод, полученный от ее учителя.
Шопен признал, что ему не хватает выносливости, чтобы соревноваться на публике с такими виртуозами, как Лист и Сигизмунд Тальберг.
Пока он мог достаточно зарабатывать преподаванием, Шопен предпочитал воздерживаться от концертов ради сочинения. Его музыкальные вкусы общеизвестны. Дружил с Берлиозом и Мендельсоном, их музыка его не впечатлила. В этом отношении он также не оценил работу Роберта Шумана, несмотря на теплый прием последнего, написанный для Neue Zeitschrift für Musik 9.0058, когда Шопен впервые приехал в Париж. Шуман познакомил Клару Вик с творчеством Шопена, и в конце концов ее исполнение произведений Шопена произвело благоприятное впечатление на бесчисленную публику.
Реклама
Последние годы
На протяжении многих лет Шопен был объектом привязанностей нескольких девушек, но самой знаменитой женщиной, с которой у него были отношения, была Аврора Дюдеван, известная как Жорж Санд, с которой он познакомился в 1836 году. В течение 9 лет, начиная с 1838 г., после того как он сочинил Похоронный март (который позже стал частью Сонаты си-бемоль минор), она была его ближайшим соратником.
Зиму 1838-1839 годов они провели на Майорке, куда она взяла Шопена в надежде, что его здоровье улучшится. К сожалению, погода была плохой, здоровье Шопена ухудшилось, а его пианино Pleyel прибыло только за неделю до их отъезда. Тем не менее композитор завершил свои 24 прелюдии именно в Вальдемосе, где сегодня находится музей Шопена. Следующее лето Шопен и Санд провели в Ноане, загородном доме Санда недалеко от Шатору, где Шопен сочинил Сонату си-бемоль минор и Экспромт фа-диез минор. С 1839 г.до 1846 г., за исключением 1840 г., они каждое лето проводили в Ноане.
Шопен держался особняком в Париже и лишь изредка играл на светских вечеринках в домах аристократии. Поскольку ему не нравилось копировать свою музыку, его переписчиком был его друг Джулиан Фонтана, который в студенческие годы жил с семьей Шопенов в Варшаве. Когда Фонтана уехал в Америку в конце 1841 года, творчество Шопена значительно замедлилось.
В 1846 году дети Санд стали проблемой. Шопен встал на сторону Соланж, ее дочери, в спорах против Санд и ее сына Мориса.
Разлука стала неизбежной и началом конца для Шопена. Его здоровье пошатнулось, и он потерял всякий интерес к композиции. Революция 1848 года привела Шопена в Англию, где он принял давнее приглашение Джейн Стирлинг, шотландской ученицы. Он дал несколько частных выступлений в Лондоне и 15 мая выступил перед королевой Викторией. После отдыха в Шотландии осенью 1848 года он вернулся в Лондон, где 16 ноября сыграл бенефис для польских беженцев в Ратуше. Вскоре после этого он вернулся в Париж, живя практически за счет щедрости Стерлингов. Он умер от туберкулеза 17 октября 1849 г., в Париже.
Реклама
Его достижения
Достижения Шопена тесно связаны с усовершенствованием фортепиано, особенно с расширением клавиатуры. Он ловко использовал педаль для получения градаций цвета и звучности. Он экспериментировал с новой аппликатурой, используя большой или пятый палец на черных нотах, скользя тем же пальцем от черной ноты к белой и пропуская безымянный палец по пятому. Даже самые сложные его произведения легко ложатся под пальцы пианиста, потому что произведения идиоматически подходят к инструменту.
Его творческое воображение подняло этюд от репетиции до концертной сцены. Гармонические новации Шопена, часто скрытые под возвышенным лиризмом, ставят его в один ряд с Листом и Рихардом Вагнером, оба из которых расширили общепринятые концепции тональности. Популярность произведений Шопена привела к множеству изданий, но лучшим изданием сегодня является польское национальное издание, выпущенное под именем его соотечественника Игнация Яна Падеревского.
Реклама
Дополнительная литература о Фредерике Франсуа Шопене
Избранная переписка Фредерика Шопена, , отредактированная и переведенная Артуром Хедли (1963), включает много биографической информации, а также второстепенных материалов о Париже 1840-х годов. Книга Хедли Шопен (1947; исправленное издание 1963 г.) — самая полезная книга на английском языке о композиторе. Фредерик Никс, Фредерик Шопен как человек и музыкант (2 тома, 1888; ред. 1902), особенно важен для его понимания характера Шопена.
