На какой Земле мы живём
1. К истории географических открытий причастны тысячи самых разных людей, и двигали ими разные мотивы. Как вы думаете, какие мотивы способствовали географическим открытиям в Древнем мире.
Стермление познать мир, торговля, война.
2. Кем были эти люди? Какой вклад они внесли в географию? Для ответа используйте не только текст учебника, но и энциклопедии, книги, Интернет.
Аристотель | ученый, сделавший вывод, что Земля имеет форму шара |
Эратосфен | ученый, рассчитавший размеры Земли и составивший одну из первых карт |
Птолемей | занимался развитием картографии |
Афанасий Никитин | создал описание стран Востока |
Абель Тасман |
открыл материк Австралию |
Роберт Пири | достиг Северного полюса |
3. Объясните, почему в поисках пути в Индию Х. Колумб отправился на запад, а не на восток.
Колумб знал, Что Земля круглая и думал, что обогнув Землю с запада, можно достичь Индии более коротким и легким путем.
4. Можно ли в наши дни найти на Земле неисследованные территории? ответ обоснуйте.
Я считаю, что полностью неиследоавнных территорий на Земле не осталось. Благодаря развитию спутниковых технологий, появилась возможность увидеть самые дальние уголки планеты. А вот малоисследованных территорий, на мой взляд, достаточно много.
5. Объясните, какова роль современных источников географической информации в научных исследованиях и жизни людей.
Географические источники используется во многих современных профессиях, способствуют дальнейшему познанию мира, помогают развивать различные отрасли экономики и хозяйства, помогают людям путешествовать и расширять кругозор.
6. Заполните таблицу «Источники географической информации», разместив их начиная с более древних и заканчиваю современными, указав, что по ним можно узнать.
Источники географической информации | Для чего они необходимы |
1. Карты, атласы 2. Путешествия, исследования 3. Книги, спарвочники, энциклопедии 4. Путеводители 5. Интернет 6. Аэрокосмические снимки 7. ГИС |
1. Составление маршрута путешествия, помощь прохождения 3. Изучение района 4. Изучение района 5. Поиск дополнительной информации 6. Детальное изучение местности 7. Создание базы данных |
7. Известный писатель Стефан Цвейг в своей книге «Америго» так описывает один из периодов эпохи Великих географических открытий: «Происходит столько событий, что их не обозреть и не постичь; за десять лет открыто больше, чем за тысячелетие. Один за другим корабли выходят из гавани, и каждый привозит домой новые вести. Словно прорвали вдруг заколдованную пелену; всюду — на севере, на юге — открываются новые земли». На контурной карте проложите маршрут одного из путешествий (на выбор), совершенных в эпоху Великих географических открытий.
8. Какие географические объекты, названные именами великих мореплавателей, вы знаете? Подпишите их на контурной карте.
Остров Врангеля, Магелланов пролив, мыс Дежнева, Берингов пролив, пролив Дрейка, мыс Челюскин, сотров Тасмания, гора Кука.
9. Почему знаменитый норвежский путешественник иисследователь Тур Хейердал считал, что суда были первым важным изобретением человечества, позволившим освоить земной шар.
Большинство великих открытий было сделано мореплавателями.
10. Известный географ Н.Н. Баранский писал: «Для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимым знание географии прошлого». Как вы понимаете слова этого ученого?
В географии большую роль играют исторические процессы, например, войны часто меняли границы тех или иных государств.
12. Эпохой Великих географических открытий называют период:
а) с начала нашей эры до конца первого тысячелетия
б) с середины 15 до середины 17 века
в) с 18 по 20 век
г) с 20 века
13. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:
а) Португалии
б) Англии
в) Испании
г) Франции
14. Первым достиг берегов Австралии:
а) Хрстофор Колумб
б) Джеймс Кук
в) Абель Тасман
г) Васко де Гама
15. Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели:
а) Германии
б) России
в) Испании
г) Англии
16. Южного полюса первым достиг:
а) Джеймс Кук
б Роберт Скотт
в) Руал Амундсен
г) Фернан Магеллан
17. Установите соответствие между путешественником и совершенным им открытием:
Роберт Пири | первым достиг Северного полюса |
Семен Дежнев | прошел проливом между Азией и Америкой |
Руал Амундсен | первым достиг Южного полюса |
Фернан Магеллан | первым совершил кругосветное путешествие |
18. Определите их имена.
1) Известный мореплаватель, стремился открыть морской путь в Индию, плывя из Европы на запад. До конца жизни был уверен, что открытые им земли — Индия.
2) Португальский мореплаватель в 1497-1498 гг. морским путем достиг Индии. В 1502-1503 гг. совершил второе плавание по тому же маршруту.
3) Португальский мореплаватель, экспедиция которого первой совершила кругосветное путешествие.
1) Христофор Колумб
2) Васко де Гама
3) Фернан Магеллан
Trojden | Греческая наука: Андреевская Т. П.
1. Любовь к мудрости — по-гречески «философия»
Древние греки много внимания уделяли изучению природы и человека. Окружающий мир они воспринимали как единое целое. Тогда не существовало разделения на отдельные науки, как сейчас.
Греческие ученые старались понять, что лежит в основе любой вещи. Одни считали, что это вода, другие — воздух, третьи — огонь. Наиболее близким к истине оказался Демокрит (460-371 годы до н. э.). Он говорил о том, что все существующее состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов. Много рассуждали греки и о том, каково же назначение человека в этом мире. Пока человек не понимает себя, своих целей и задач — он слаб и никчемен.
«Познай самого себя» — было высечено на храме Аполлона в Дельфах. Этого же девиза придерживался и один из самых знаменитых греческих ученых — Сократ (469-399 годы до н. э.).Сократ не оставил после себя письменных трудов. О нем, его деятельности, его мыслях мы узнаем лишь из трудов его учеников и других авторов. Он вел беседы с людьми самого различного социального положения, стараясь вызвать в уме собеседника правильное понимание того, о чем шла беседа. Беседуя, Сократ делал вид, что сам желает учиться, что предмет беседы для него самого не ясен. Он любил повторять: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
Заложенные Сократом основы философии были развиты его учениками, в первую очередь — Платоном (427-347 годы до н. э.). Труды Платона сохранились до наших дней. Свои мысли Платон излагал в виде диалогов. В своих сочинениях он описывал действующих лиц, их характеры, реакцию на происходящие события. В ходе диалогов действующие лица высказывали разные точки зрения на обсуждаемый вопрос: об устройстве государства, воспитании, законах и многом другом.
Платон и его ученики собирались вместе в роще, заросшей платановыми и оливковыми деревьями. Это место в Афинах считалось священным и связывалось с именем героя Академа. Именно поэтому школу Платона стали называть академией.
Сократ
Платон
Платоновская академия. Мозаика
Учителя и ученики посвящали свое время в академии размышлениям и спорам. Легенда гласит, что над входом была надпись: «Пусть никто не входит сюда, кто не изучал геометрии».
В академии учился, а позже и преподавал еще один древнегреческий ученый — Аристотель (384-322 годы до н. э.). Он — автор множества трудов, посвященных самым разным проблемам — от государственного устройства до написания поэм.
А что сегодня значит слово «академия»? Найдите ответ в словаре.
Сократ, Платон и Аристотель были учеными-философами. Слово философия происходит от двух слов: фило — «любить» и софия — «мудрость».
2. История
Геродот
Древние греки ценили и знания о событиях, происходивших в разных странах. Автором наиболее обширного сочинения «История» был Геродот (484-430 годы до н. э.).
Геродот родился в богатой семье. Традиция приписывает Геродоту длительные путешествия по странам Востока: Финикии, Сирии, Египту, Вавилону. Он был знаком с планировкой Вавилона, со способом возведения его стен. Уделял внимание обычаям египтян. Известно, что в Афинах в 440-х годах до н. э. Геродот выступал с публичными чтениями отдельных книг «Истории» и был удостоен за это награды от афинян. Его называют «отцом истории».
В III веке до н. э. ученые из Александрии разделили сочинение Геродота «История» на девять книг. Каждой из них они дали имя одной из девяти муз. Первая книга получила имя музы истории Клио.
Кто такие музы? Что вы о них знаете?
3. Медицина в Греции
Асклепий в больнице. Рельеф
Древние греки особенно ценили здоровое, красивое тело. Много времени они уделяли закаливанию и разнообразным гимнастическим упражнениям. Это не всегда защищало их от болезней. В те времена часты были эпидемии такого смертельного заболевания, как чума. Среди богов-олимпийцев многие имели отношение к врачеванию, сохранению здорового образа жизни. Главным из них был Асклепий — врачеватель богов и бог врачевателей.
У Асклепия было две дочери, которые продолжали дело отца, — Гигиея (богиня здоровья) и Панацея (покровительница лекарственного лечения). Часто Гигиея изображалась в виде молодой девушки с чашей, из которой она поила змею. Символическое изображение чаши, вокруг которой обвилась змея, стало эмблемой медицины во многих странах.
Одним из самых известных врачей древней Греции был Гиппократ. Он оставил в наследство людям сочинение, в котором описываются различные заболевания, их признаки, причины, способы лечения. Лечение чаще всего предлагалось проводить с помощью трав, минеральной или священной воды. В необходимых случаях применялись хирургические операции.
Огромное значение греки придавали религиозным обрядам, которые должны были помочь в излечении болезней. Мраморные, золотые, серебряные сердца, уши, ноги, глаза дарились храмам Асклепия в благодарность за исцеление.
● В Греции впервые появилась основа всех наук — философия.
● Ученые-философы много внимания уделяли человеку и его предназначению в мире.
● Науки в Греции были тесно связаны с религией.
Один из самых долгих споров в истории человечества — спор о том, насколько правдиво сообщение Платона об острове {или материке) под названием Атлантида, который располагался за «Геракловыми столбами» (Гибралтарский пролив). В рассказе Платона описывается государство с красивыми городами, которыми управляли девять царей. Со временем цари вызвали недовольство богов, и тогда, по воле Зевса, за одни ужасные сутки «Атлантида исчезла, погрузившись в пучину…» Исследование дна Антлантического океана не подтверждает подобной катастрофы. Но сторонники достоверности рассказа Платона настаивают на том, что в нем все-таки надо искать зерно истины.
Вопросы и задания
1. Что такое философия? На какие вопросы греческие философы пытались найти ответы? 2. Что такое академия? Как было организовано обучение в ней? 3. К каким методам лечения чаще всего прибегал Гиппократ? 4*. Геродота часто называют «отцом истории;». Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение.
Изучаем источник
До сих пор врачи, начиная свой профессиональный путь, дают клятву Гиппократа. Она со временем изменилась, в ней появились слова, соответствующие современному уровню развития медицины. Смысл же ее остался неизменным:
«Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения вреда и несправедливости… Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного … Что бы при лечении я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».
Какие стороны деятельности врача отражены в клятве Гиппократа? Как вы думаете, зачем врачи приносят эту клятву?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Пять философов о радостях ходьбы
Рене Декарт утверждал, что каждый из нас, по сути, является мыслящим существом. Мысль — это наша определяющая деятельность, отделяющая нас от животных, деревьев, камней. Я подозреваю, что это помогло рекламировать философию как жизнь разума, вызывая в воображении философов, погруженных в задумчивость, уютно устроившихся в креслах. Но люди на самом деле живут не только умом. Другие философы признали это и связали нашу внутреннюю жизнь с повседневным телесным процессом: ходьбой. Постановка одной ноги перед другой создает ритм, движение и может поднять дух. От обучения до размышлений, вот несколько советов для вашей следующей прогулки.
1. Аристотель: Ходи и говори.
Аристотель был назван перипатетиком, человеком, который шагает, за его привычку ходить взад и вперед во время обучения. Для Аристотеля ходьба облегчает разговор и, предположительно, мышление. Хотя ходьба Аристотеля была известна, он не был первым философом, имевшим эту привычку. Сократ был в восторге от того, как ученики плетутся за своим учителем, как сообщается в платоновском « Протагоре »: «Я видел, как прекрасно они заботятся о том, чтобы никогда не мешать Протагору. Когда он оборачивался со своими фланговыми группами, зрители в тылу очень упорядоченно разделялись на две части, а затем кружились в обе стороны и снова выстраивались позади него. Это было очень мило». Комедиографы того времени также высмеивали Платона за то, что он утомлял свои ноги, разрабатывая «мудрые планы».
2. Жан-Жак Руссо: Исследуй все в свое время.
По Руссо, большое преимущество ходьбы состоит в том, что вы можете двигаться в удобное для вас время, делая столько, сколько пожелаете. Вы можете увидеть страну, по которой едете, повернуть направо или налево, если хотите, изучить все, что вас интересует. В « Эмиль » он пишет: «Путешествовать пешком — значит путешествовать в духе Фалеса, Платона и Пифагора. Мне трудно понять, как философ может заставить себя путешествовать каким-либо другим способом; как он может оторваться от изучения богатства, лежащего перед его глазами и под его ногами». Он прибавляет, что те, кто едет в хорошо обитых экипажах, всегда «угрюмы, придирчивы или больны», а пешеходы «всегда веселы, беззаботны и всем довольны».
3. Генри Торо: Позвольте природе воздействовать на вас.
Торо утверждает, что люди являются частью природы, и прогулка по ней может позволить нам расти духовно. Он утверждает, что пребывание в дикой природе может действовать на нас, что горный воздух может питать наш дух. В своей статье «Хождение» он советует нам сосредоточиться: «Я встревожен, когда случается, что я прошел версту в лес телесно, не проникнув туда духом… Какое мне дело в лесу, если я думаю что-то из леса? Чтобы ощутить преимущества прогулки на природе, мы должны позволить ей войти в нас, впитать ее.
4. Джордж Сантаяна: Подумайте о привилегии передвижения.
Сантаяна указывает, что растения не могут двигаться, а животные могут. В «Философии путешествий» он задается вопросом, является ли эта привилегия «передвижения» «ключом к разуму», написав: «Корни овощей (которые, по словам Аристотеля, являются их ртом) фатально прикрепляют их к земле, и они обречены, как пиявки, сосать любую пищу, которая может течь к ним, в конкретном месте, где они застряли. Поблизости, возможно, может быть более богатая почва или более защищенный или более солнечный уголок, но они не могут мигрировать, и у них нет даже глаз или воображения, чтобы представить себе завидный соседний участок». Передвижение позволяет животным больше узнать о мире, представить, каким он мог бы быть в другом месте.
5. Пт é d é ric Gros: Слушайте тишину.
Грос сделал больше, чем любой другой философ, для продвижения философии ходьбы, хотя, согласно этому забавному интервью , он недостаточно ходит. Он утверждает, что мы должны ходить в одиночестве, желательно на природе. Когда вы оставляете позади населенные улицы, дороги и общественные места, вы оставляете их шум позади. Нет больше скорости, толкотни, шума, грохота шагов, бормотания белого шума, обрывков слов, рокота двигателей. Как он отмечает в «Философии ходьбы», постепенно вы обретаете тишину: «Все спокойно, в ожидании и в покое. Вы вне болтовни мира, его коридорного эха, его бормотания. Ходьба: сначала это поражает вас, как огромное дыхание в ушах. Вы чувствуете тишину, как если бы это был сильный свежий ветер, сдувающий облака». Тишина, обретенная при ходьбе, освежает, восстанавливает силы.
На протяжении веков и по разным причинам нас поощряли (иногда побуждали!) выйти на улицу и исследовать мир пешком. Будь то очистить наши головы, получить новую перспективу или просто познать чудеса природы, возможно, каждый найдет что-то для себя, надев пару туфель и отправившись в великое запредельное.
Авторы избранных изображений: Дмитрий Щемелев на Unsplash.
|
|