Сообщение о новгороде: История города

История города

  • Статьи о Новгороде

Великий Новгород — один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-Западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской государственности. Великий Новгород — родина российских демократических и республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Великий Новгород — один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-Европейской равнины сюда пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по Волхову, Ильменю и Мсте.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля — степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь.

 

Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели — проложить торговый путь «из варяг в греки» Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве

Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава и рабыни — Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от других земель.

Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в. здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский собор в Киеве.

Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей русского средневековья — Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель, принадлежавших Ярославу.

При Ярославе Мудром возобновило свою деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия — потомки родоплеменных вождей — получили особые судебные права и налоговые льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение новгородской аристократией самоуправления. С конца XI в. новгородцы начинают избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширяется.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своей «Вольности в князьях». Это привлекло к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии, ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в городских концах.

Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», почитающейся с тех пор в качестве национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга, оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц. Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г. новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов.

Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили сохранить православие как основу народного духа.

На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери, Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471 году ответила на новгородское «предательство» военным походом, выявившим глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк отказался сражаться против великого князя Московского, а «переветник» Упадыш заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород «миром». Город сопротивления не оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить имущество и земельные владения.

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому государству, открыло новую страницу русской истории.

XV век стал новой страницей и в истории самого Новгорода. Все новгородские землевладельцы были выселены в другие земли, а их владения розданы московским дворянам.

Продолжали развиваться ремесло, торговля, новый расцвет переживала культура, впитавшая в себя многие традиции древнего города.

Возможно, сохранение новгородских традиций вызвало особое раздражение у нездорового, мнительного царя Ивана Васильевича Грозного, подвергшего в 1570 году новгородскую землю невиданному по своей жестокости опричному разгрому. По всей земле были замучены тысячи людей, разграблены церкви и монастыри, деревни и села пришли в запустение.

XVII век начался для Новгорода с новых несчастий. В 1611 — 1617 гг. он был оккупирован шведами, вновь разграбившими и разрушившими город. После шведского разорения Новгородская земля уже не смогла восстановить былую мощь.

Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Строительство Петербурга в начале XVIII века и перенос столицы империи на берега Невы привели к утрате и этого значения древнего города. Он сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

Кратко об истории Новгорода ~ Теория и практика ~ Art-traveller

Содержание

  1. Новгород в раннем возрасте
  2. 859 год — основание Новгорода
  3. Новгородцы + викинги = династия
  4. 862 — год призвания на княжение Рюрика
  5. Новгород и Киев — два центра древней Руси
  6. 988 — год принятия христианства на Руси
  7. 1010—1034 годы княжения Ярослава Мудрого
  8. 1136 — год основания Новгородской Республики
  9. Ганзейский союз
  10. 1478 год — конец Республики и присоединение к Московскому княжеству
  11. 1570 год — Иван Грозный окончательно расквитался с Новгородом
  12. 1611-1617 годы шведской оккупации

Кратко об истории Великого Новгорода рассказать непросто. Если не вдаваться в многочисленные подробности, то следует запомнить всего несколько дат. Попробую описать их немного в художественно-повествовательной аранжировке, чтобы создать визуальный образ.

Если исключить «две столицы» — Москву и Петербург, то останется так называемое «Золотое кольцо России». Ростов, Владимир, Кострома, Суздаль, Ярославль — старинные русские города. Однако, самый древний город России — это Великий Новгород.

Великий Новгород пережил войны, измены, пожары, голод и самую печальную расправу в своей истории.

Это город почти былинный, сказочный, помнящий «детские годы» России, когда она ещё не была государством. Новгород только частично сохранил свой древний облик, но и те крохи, что можно увидеть сегодня, вызывают восторг у туристов и профессиональный азарт у археологов и этнографов.

Сегодня список Всемирного наследия ЮНЕСКО насчитывает 37 архитектурных объектов в Великом Новгороде, и что удивительно, отдельно таким объектом признан культурный слой с XI века! В Новгороде до сих пор ведутся археологические работы, а музеи и фонды ломятся от артефактов.

Новгород в раннем возрасте

Население будущего Нового города обитало на берегах озера Ильмень. Озеро это расположилось между Ладожским озером на севере и Чудским озером на западе этой огромной новгородской земли.

Ледник, который прополз здесь 10 — 12 тысяч лет назад, оставил разветвлённую сеть рек, ручьёв, озёр и болот. Уже много тысячелетий Ильмень мелеет, оставляя плодородные, на первый взгляд, участки суши. Но из-за сырого климата и холодных зим земледелие не было успешным, и люди научились взаимодействовать с природой, используя её природные богатства.

Умные мужи вещают, что к VII веку нашей эры окрестные земли заселили славяне разных ветвей, угро-финны, мордва, прочие балтийские племена, представители которых давно выродились или растворились в этносе «понаехавших» народов.

859 год — основание Новгорода

Кратко историю Великого Новгорода можно представить так. Учёные предполагали, что за три года до призвания первого викинга с дружиной, на месте Новгорода должно было существовать какое-то поселение.

К сожалению, пока не выявлены культурные слои предшествующие, середине XI века. По этой причине учёные сослались на самую древнюю дату, упомянутую в летописи, и решили назначить Новгороду дату рождения 859 год.

В скандинавских сагах XII века северные русские земли от реки Волхов и Ладожского озера упоминаются под названием Гардарик, а главный город этой сказочной страны скандинавы называли – Хольмгардом .

Местность в этих краях лесистая, со множеством небольших озёр и густой речной сетью. Это позволяло славянам продвигаться далеко на север и восток, заниматься охотой, рыболовством, «ловить пушнину», собирать мёд и добывать соль.

Известно, что уже в XIII веке были хорошо развиты торгово-денежные отношения, местные купцы вовсю пользовались серебряными монетами, успешно торговали и перевозили товары.

Шло время и богатеющие торговцы с ремесленниками стали понимать, что ситуация меняется, появляется всё больше внешних и внутренних угроз, и неплохо бы было обезопаситься. Поэтому решили жители Городища у озера Ильмень обзавестись военной дружиной.

Вероятно, они и сами могли бы постоять за себя, но нанять профессионала, чтобы не отвлекаться от процесса накопления состояния, казалось более разумным.

Кандидатов пришлось искать недолго. Варяги — викинги — норманны были профессиональными военными того неспокойного времени. Норманны завоевали Британские острова и Исландию, прибрежные территории Франции, Сицилию и даже обосновались на каблуке итальянского сапога.

«Призвание варягов», В. М. Васнецов, 1909

Новгородцы + викинги = династия

Еще из школьной программы всем известно, что жители Новгорода призвали на помощь и княжение варяжского витязя Рюрика. Это произошло в 862 году. До сих пор ведутся споры, так ли было на самом деле, или история с приглашением Рюрика — это домысел средневековых летописцев.

Скандинавские воины или викинги были отличными мореходами, хорошо вооружены, организованы и сильны. Викинги умело перемещались не только по морю, и, но и по рекам, используя волоки, чтобы преодолевать пороги и участки суши.

Во многие европейские королевские династии проникли различные ветви норманнских завоевателей.

Разве могли разрозненные славянские племена Приильменья оказаться вне поля зрения столь мощного соседа? Судя по историческим сведениям, варяги, а именно так называли русичи норманнов, эпизодически появлялись здесь и раньше и даже основывали собственные поселения.

862 — год призвания на княжение Рюрика

Новгородцы заключили с варягами договор. Новгородцы обещали князю «зарплату» в обмен на исполнение военных, судебных и правоохранительных обязанностей.

Они и предположить не могли, что Рюриковичи пустят корни в историю России очень глубоко, и станут прародителями великих помазанников божьих аж на семь веков вперёд.

Соплеменники Рюрика также плавали по рекам и озёрам славянских земель. Путь «из варяг в греки» в богатую Византию пытались проложить скандинавские отряды задолго до Рюрика. Они использовали Днепр как главную речную артерию на пути к Чёрному морю. Через пару лет после начала княжения Рюрика в Новгороде, два его дружинника Дир и Аскольд, собрав военный отряд, предприняли поход на Константинополь.

Аскольд с Диром не пожелали возвращаться на родину и осели в Киеве, городе на берегах Днепра, где жили другие славяне — поляне. Место оказалось куда лучше Новгорода: климат теплее, река крупнее, земли плодороднее и Царьград рядом. Византию можно было по необходимости грабить или подрабатывать у греков наёмниками.

Новгород и Киев — два центра древней Руси

Прошло время, Рюрик умер, а сын его Игорь был ещё мальчишкой. Старый варяг передал власть одному из своих ближайших соратников — Олегу. Он был обязан вручить власть Игорю, когда тот повзрослеет. Олег был искушённым воином, честолюбивым и смелым. После смерти Рюрика регент расширил территориальные владения Новгорода, приумножил дружину и вспомнил про Дира и Аскольда, что обосновались в городе Киеве.

Используя коварство и хитрость, Олег убил князей, а своей дружине он преподнёс Аскольда и Дира как самозванцев и предъявил трёхлетнего князя Игоря истинным наследником крови Рюриковичей.

Случилась эта история в 882 году. Олег с малолетним наследником Рюрика Игорем и дружиной обосновался в Киеве насовсем. Таким образом, произошло объединение территорий с двумя равнозначными центрами Новгородом и Киевом.

«Крещение Руси». Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. В.М. Васнецов. 1885–1896

988 — год принятия христианства на Руси

Старшие сыновья киевских князей становились новгородскими князьями, а потом наследовали трон в Киеве. Таковыми были и князь Игорь (878–945, убит древлянами), именем которого Олег убил Аскольда и Дира, и его сын Святослав (920 и 942–972, убит печенегами), и его внук Владимир (около 960–1015), который стал крестителем Руси.

Кстати, князь Игорь – это первый древнерусский князь, известный по современным ему византийским и западным источникам, после похода на Царьград в 941–944 годы. Он был мужем княгини Ольги – той самой, которая первой на Руси приняла христианство. Случилось это задолго до его официального признания собственным внуком князем Владимиром.

970–978 год. Новгородский князь Владимир — будущий святой равноапостольный, в 978 году отобрал киевский трон у своего брата Ярополка. Через 10 лет он примет для Руси христианство по греческому обряду. В Киеве крещение народа прошло мирно, а в Новгороде вспыхнуло недовольство, которое пришлось подавлять силой.

1010—1034 годы княжения Ярослава Мудрого

Почти 25 лет в Новгороде княжил Ярослав Владимирович Мудрый (978–1054). До Ярослава новгородские князья жили в резиденции на Городище — за пределами города Новгорода. Ярослав построил новую резиденцию «Ярославово дворище» прямо на Торгу.

Мутная история сопровождает воцарение Ярослава Владимировича на киевский трон. Замешанными в коварной интриге оказались его кровные братья Святополк Окаянный и будущие святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

Великий Новгород вид с Торга на Софийскую сторону, гравюра

При Ярославе Владимировиче на Руси начали строить храмы, развивались строительство, культура, образование, международные отношения. Киев стал богатым городом, куда стекалось население, как сегодня в Москву. Поэтому Киев очень быстро рос.

В 1036 году Ярослав Мудрый разбил печенегов, долгое время терроризировавших Киевскую Русь. На месте битвы князь велел заложить величественный собор в честь Софии Премудрости Божией как в Константинополе. Из Византии приехали зодчие и мозаичисты. Они же, спустя всего несколько лет, построят Софийский собор в Новгороде.

София Новгородская была построена менее чем за пять лет, это самый древний храм на территории России. Здесь же было написано «Остромирово Евангелие» — древнейшая рукопись Киевской Руси.

1136 — год основания Новгородской Республики

К первой трети XII века относятся архитектурные шедевры новгородской школы — княжеские соборы на Ярославовом дворище, в Городище, в Юрьевом и Антониевом монастырях. Скоро всё изменится, Новгород станет республикой, а князей сильно ограничат в правах.

С 1136 года власть князей в городе оказалась под контролем местной демократии — Народного вече. Князей отселили обратно в резиденцию на Городище. Перед Никольским собором на Ярославовом дворище собиралось Народное вече, чтобы принять важные решения, избрать посадника, тысяцкого и даже епископа.

В состав вече входили только мужчины — «делегаты», избранные от уличных общин. Общины же, в свою очередь, контролировались зажиточной городской верхушкой. Выражаясь современным языком, делегаты Вече являлись лоббистами, представляющими ту или иную олигархическую группировку.

Тем не менее, Новгородская Республика просуществовала три с половиной столетия — до 1478 года.

«Александр Невский принимает папских легатов». Генрих Семирадский, 1876

Все эти годы господин Великий Новгород был то союзником других русских княжеств, то враждовал с ними, но сохранял дух демократической вольницы. Республике удавалось балансировать между Ордой, с одной стороны, и шведами, литовцами, немецкими рыцарями католических орденов с другой.

За время существования Новгородской республики произошло несколько крупных сражений: Битва новгородцев с суздальцами (1170), Невская битва со шведами (1240), Ледовое побоище с тевтонскими рыцарями (1242) и др.

Новгородцы владели огромными территориями на северо-западе и севере современной европейской части России. Ленинградская и Новгородская области, Мурманск и Архангельск, Карелия, Коми, даже некоторые территории Пермского края и Кировской области — словом везде, куда можно было добраться по рекам, где было, что поиметь для торговли, везде знали о новгородцах и о Новгородской республике.

В XIV веке в Новгороде и окрестностях на средства бояр и купцов было построено множество церквей, так называемых «малых». Некоторые сооружения дошли до нас с фрагментами настенных росписей, в том числе знаменитого Феофана Грека.

Ганзейский союз

С давних времен новгородские купцы были известны в странах северной Европы. Республика вошла в Ганзейский союз на правах равноправного партнёра. Немцы и голландцы имели на Торгу свои представительства — фактории. Впрочем, активные экономические связи с Европой начались ещё во времена Рюрика и уже никогда не прекращались. Новгород выполнял для Руси роль своеобразного «окна в Европу», которым впоследствии стал Петербург Петра Первого.

Ганзейский союз — крупнейший союз торговых городов Северной Европы с центром в немецком Любеке. Существовал с XII по конец XVI века. В союз входили Новгород и Псков, из которых поставлялись лес, хлеб, мех, воск, соль, рыба, кожа, лён, сало, медные и железные руды. В Новгород и Псков завозили оружие, сукно, предметы роскоши, красители, сельдь, серу и т. д.

Сооружение защитного вала и рва вокруг города началось в 1372 году. Общая длина этого земляного укрепления составила более 7 километров.

1478 год — конец Республики и присоединение к Московскому княжеству

В 1478 году московский князь Иван III не смог смириться с соседством с какой-то вольной Республикой и под лозунгом объединения русских земель силой завладел городом. Московский князь распустил народное вече и присоединил территории к Московскому княжеству.

Однако именно эти события положили начало образованию единого Российского государства, и благодаря им появилась Московская Русь. В Новгороде под сводами Грановитой палаты впервые прозвучало слово Россия.

Иван III действовал решительно и уверенно. Вечевой колокол новгородцев был увезён в Москву, а местные бояре насильно переселены или казнены. Новгородский Кремль стал резиденцией воеводы — царского наместника.

«Марфа Посадница. Уничтожение новгородского вече», Клавдий Лебедев, 1889, Третьяковская галерея, Москва

1570 год — Иван Грозный окончательно расквитался с Новгородом

Краткая история Новгорода приближается к концу. В течение нескольких десятилетий новгородские купцы самостоятельно поддерживают связи с Европой, добиваются от Москвы налоговых вольностей. Но политика Ивана Грозного местным жителям была невыгодна. Стали они подумывать, как бы избавиться от московской зависимости.

Новгород решил вступить в Люблинскую унию, созданную в 1569 году между Литвой и Польшей.

Зимой 1569 — 1570 годов случился так называемый опричный погром — поход опричного войска на город под личным руководством Грозного. Иван Грозный провёл карательную операцию, подозревая новгородцев в сговоре с литовским князем Сигизмундом. Новгородцев травили медведями и собаками, жгли на огне, топили в реке. Город был разгромлен, имущество церквей, монастырей и купцов конфисковано.

Это событие стало, без сомнения, самым ужасным в истории Новгорода. Было истреблено более половины жителей. Новгородская Республика перестала существовать по-настоящему и навсегда.

1611-1617 годы шведской оккупации

В 1611-1617 годах, воспользовавшись смутными временами, шведы захватили много новгородских земель. Большая часть населения бежала, на Софийской стороне оставалось всего 25 дворов, а на Торговой чуть более 100.

По Столбовскому Мирному договору 1617 года Великий Новгород возвращался Русскому государству. Швеция оставляла за собой стратегически важные территории, в том числе всё устье Невы до Финского залива.

И в заключение, в 1700 году Пётр Первый начал войну со шведами, чтобы отвоевать выход к Балтийскому морю. В 1727 году Новгород становится губернским центром.

Кратко об истории Новгорода рассказать непросто. Поэтому предлагаю ознакомиться с достопримечательностями города в этой СТАТЬЕ.

Или, не думая долго, записывайтесь на экскурсию в Великий Новгород, и подкрепите теорию практикой.

Узнать даты и записаться на экскурсию

Путин говорит российским евреям, что ожидает «большого вклада» в новогоднем послании

Президент России Владимир Путин призвал российских евреев внести «изрядный вклад» в многонациональную идентичность страны. и еврейская община страны на фоне вторжения в Украину.

Десятки тысяч евреев покинули Россию с тех пор, как в феврале началось нападение, и ожидается, что еще тысячи будут бежать в Израиль и другие страны, поскольку Москва планирует частичный призыв резервистов для участия в военных действиях.

В сообщении Путин отметил, что, хотя для российских евреев важно оставаться близкими к своим обычаям, он подчеркнул, что они обязаны вносить свой вклад в Россию.

«Очень важно, что, сохраняя верность древним духовным традициям, российские евреи вносят весомый вклад в сохранение культурного многообразия нашей страны, в укрепление межнационального согласия, принципов взаимоуважения и религиозной терпимости», — сказал он. .

Сейчас в России проживает около 200 000 евреев, хотя примерно в три раза больше тех, кто имеет право на получение израильского гражданства, имеют хотя бы одного еврея в бабушке или дедушке.

Получить The Times of Israel’s Daily Edition по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости

Адрес электронной почты для новостной рассылки

Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями.

На прошлой неделе израильские правительственные чиновники провели экстренное совещание, чтобы подготовиться к ожидаемому всплеску иммиграции из России после того, как Путин решил мобилизовать еще 300 000 военнослужащих, что вызвало протесты по всей стране.

Сообщается, что власти планируют увеличить количество рейсов между Москвой и Тель-Авивом и найти способы облегчить перевод средств из России.

Около 40 000 украинцев, россиян и белорусов иммигрировали в Израиль в этом календарном году, сообщили официальные лица на прошлой неделе. Россия предоставила половину новых иммигрантов 2022 года с 23 789 зарегистрированными иммигрантами. За ними последовали украинцы, принявшие израильское гражданство (13 097 человек), и гораздо меньшее количество — 1 316 человек — белорусов.

Люди собираются у Басманного районного суда в Москве перед слушанием дела правительства России против Еврейского агентства 28 июля 2022 года. (Кадр: ТАСС)

В знак желания Кремля закрутить гайки в отношении еврейской иммиграции в июле Министерство юстиции России подало в московский суд ходатайство о ликвидации офисов Еврейского агентства для Израиля — полуправительственной организации, которая поощряет и содействует еврейской иммиграция в Израиль.

Хотя судебный процесс официально начался в июле, за последние два месяца он не продвинулся значительно вперед, поскольку все слушания закончились переносом сроков. Московский суд рассмотрит дело 19 октября..

Одной из самых заметных фигур, бежавших из России, является бывший главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт, который уехал в Израиль со своей женой через две недели после начала войны, сначала отказавшись от давления в поддержку вторжения, а затем открыто выступив против него.

Ранее в этом месяце десятки российских раввинов встретились в Москве, чтобы обсудить проблемы, стоящие перед ними и их общинами, а также в качестве тонкой критики Гольдшмидта.

Прямо не упоминая войну в Украине, раввины издали резолюцию, призывающую «к миру и прекращению кровопролития».

Попытки Кремля оправдать войну избавлением Украины от нацистов, включая ее президента-еврея, также обострили отношения с евреями.

Рекламное объявление

В мае министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Адольф Гитлер был наполовину евреем и что многие евреи были антисемитами, что вызвало резкие протесты со стороны Израиля и еврейских групп диаспоры.

Еврейский Новый год, Рош ха-Шана, начинается с заходом солнца в воскресенье; другие лидеры со всего мира также отправили свои поздравления с Новым годом местным еврейским общинам.

Президент США Джо Байден написал в своем послании, что время «размышлений, покаяния и обновления» может коснуться и Америки в целом.

«В наступающем году мы должны смотреть не только внутрь себя, но и смотреть друг на друга. Мы должны восстановить наши сообщества с помощью сочувствия и добрых дел, преодолевая разрыв между миром, который мы видим, и будущим, к которому мы стремимся», — сказал он.

Главный раввин России Берл Лазар выступает на собрании российских раввинов в Москве 5 сентября 2022 г. (Федерация еврейских общин России)

Премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе высоко оценил вклад еврейской общины в жизнь общества и приветствовал возвращение личных встреч по мере того, как пандемия COVID-19 сходит на нет. нас ждет год, полный новых возможностей и вызовов», — написал Альбанезе.

Недавно назначенный премьер-министр Великобритании Лиз Трасс выступила с видеообращением накануне праздника, пообещав «защитить нашу еврейскую общину» в наступающем году.

«Я полон решимости искоренить антисемитизм. Я буду верным другом Израиля и всегда буду на вашей стороне», — сказала она.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев поблагодарил еврейскую общину своей страны за то, что она является «неотъемлемой частью нашего общества», и похвастался «миром и спокойствием», которые на протяжении столетий испытывало население Азербайджана.

Джуда Ари Гросс внес вклад в этот отчет

Публикация – Агнес Криза, «Изображая православие в русском Средневековье. Новгородская икона Софии Премудрости Божией

Образ Премудрости Божией, традиционно связанный с Софийским собором в Новгороде, является нововведением XV века. На иконе изображена крылатая, царственная, краснолицая София в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя. Хотя изображение имеет современный комментарий и хотя оно оказало глубокое влияние на историю русской культуры, его значение, наряду с датировкой и локализацией первого появления иконографии, осталось искусствоведческой загадкой. Исследуя смысл, корни, функцию и исторический контекст создания первой, наиболее символичной и загадочной русской аллегорической иконографии, Изображая православие в русском средневековье расшифровывает значение этой иконы. В отличие от предыдущих интерпретаций, Криза утверждает, что крылатая София является олицетворением Православной Церкви. Икона «Новгородская Премудрость» представляет собой храм Святой Софии, то есть Православие, как оно воспринималось на Руси XV века. «Изображая Православие» утверждает, что икона вместе с комментарием к ней была визуально-текстовым ответом на Флорентийскую унию между католической и православной церквями, подписанную в 1439 году.но отвергнута русскими в 1441 году. Эта интерпретация основана на детальном междисциплинарном исследовании с привлечением филологии, искусствоведения, богословия и истории. Исследование Крицы ставит под сомнение некоторые ключевые предположения, касающиеся актуальности церковного раскола 1054 года, полемики между греками и латинянами о хлебе Евхаристии и роли Флорентийской унии в истории русского искусства. В частности, изучая как известные, так и малоизвестные произведения искусства наряду с упущенными текстовыми свидетельствами, этот том исследует, как христианская Церковь и ее истинная вера определялись и визуализировались на Руси и Византии на протяжении веков.

Научные интересы Агнес Криза охватывают средневековое русское, византийское и поствизантийское искусство, литературу и теологию, уделяя особое внимание взаимодействию между текстом и изображением. Она имеет докторскую степень Кембриджского университета и является автором монографии о рецепции византийской иконофильской литературы на Руси. Она бывший научный сотрудник Александра фон Гумбольдта в Кельнском университете, исследующая значение антилатинской визуальной полемики в средневековом русском искусстве.

Table des matières :

Введение
ЧАСТЬ I. СЛОВО
1: Икона и ее толкование
2: Крылатая невеста: Цитаты в Софии. Софийский комментарий в рукописях
ЧАСТЬ II.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *